УДК 378
ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПРАВОВОЙ СФЕРЫ НА ОСНОВЕ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ1
В.Ш. Масленникова, Г.М. Зиннатова
'Статья подготовлена в рамках проекта 27.7428.2017/8.9 «Исследование и анализ современных методологических, психолого-педагогических, научно-методических и социологических исследований в сфере профессионального образования»
Аннотация. В статье раскрывается проблема формирования психологической компетентности специалиста правовой сферы на основе культуры личности. Культура личности рассматривается, как системообразующий критерий качества профессиональной подготовки специалиста правовой сферы в области психологической компетентности. Акцентируется внимание на необходимости увеличения количества часов в учебном курсе для будущих специалистов правовой сферы по психолого-педагогическим знаниям, использования активных методов обучения, способствующих формированию психологической компетентности, потенциал которой обусловливает эффективное взаимодействие с людьми, обмен информацией и психологически грамотное выполнение конкретных профессиональных функций. Авторами статьи отмечается, что формирование психологической компетентности на основе культуры личности является необходимым условием успешной деятельности специалистов правовой сферы.
Ключевые слова: культура личности, профессиональная деятельность, подготовка следователей, психологические знания, психолого-педагогическая готовность, психологическая компетентность.
FORMATION OF PSYCHOLOGICAL COMPETENCE OF THE SPECIALIST OF THE LEGAL SPHERE ON THE BASIS OF THE CULTURE OF THE PERSON
V. Maslennikova, G. Zinnatova
Abstract. The article reveals the problem of forming the psychological competence of a specialist in the legal sphere on the basis of the culture of the individual. Individual culture is considered as a system-forming criterion for the quality of professional training of a specialist in the legal field in the field of psychological competence. Attention is focused on the need to increase the number of hours in the training course for future legal professionals on psychological and pedagogical knowledge, the use of active teaching methods that contribute to the formation of psychological competence, the potential of which determines effective interaction with people, information exchange and psychologically competent performance of specific professional functions. The authors of the article note that the formation of psychological competence on the basis of an individual culture is a necessary condition for the successful work of legal experts.
Keywords: personal culture, professional activity, training of investigators, psychological knowledge, psychological and pedagogical readiness, psychological competence.
В современном мире, российское общество и государство предъявляют новые требования к профессиональному уровню молодого юриста. Особое значение для специалиста в области права приобретает способность адаптироваться к социальным переменам, умение управлять своим поведением и искусно строить свои взаимоотношения с окружающими, способность к взаимопониманию и взаимодействию.
Как известно, современный профессионал -это активный субъект деятельности, вступающий во взаимодействие с несколькими психологическими, социальными, субъектными и объектными реальностями на основе воплощения и развития психологических знаний, профессионально значимых умений и
личностной характеристики. Эти
взаимоотношения можно обозначить как образ идеального профессионала, образ «Я-профессионал».
Поэтому знания и навыки в области взаимоотношений руководителя и подчиненных необходимы не только руководителю, но и любому высококвалифицированному
специалисту. Профессия юриста-следователя относится к числу социономических профессий «человек-человек». Данный тип профессий предполагает постоянную работу специалистов в области права с людьми, их поведение в сфере регулируемых правом отношений.
Такие качества, как умение преодолевать трудности, противодействовать негативному
воздействию, создавать благожелательную атмосферу являются обязательными для юриста. Кроме того, специалист в области права должен уметь строить свои взаимодействия, учитывая возможное проявление конфликтности.
Следовательно, для того, чтобы эффективно осуществлять свою деятельность, специалистам правовой сферы необходимы обширные психологические знания и умения, высокий уровень формирования психологической компетентности.
Отсутствие у специалиста правовой сферы достаточных знаний в области психологии и опыта практического применения этих знаний приводит к неумению: устанавливать психологический контакт с окружающими, создавать благоприятную атмосферу в коллективе, определять психическое состояние клиентов и коллег, предупреждать и эффективно разрешать разнообразные конфликтные ситуации, убеждать других людей.
Овладение психолого-педагогическими знаниями является существенным фактором формирования психолого-педагогической
готовности и развития у будущих следователей профессиональной компетентности для осуществления профессиональной деятельности. Наличие системы психологических знаний в деятельности следователя в большинстве случаев способствует раскрытию самых сложных преступлений.
У многих будущих следователей, специалистов в области права, обнаруживаются недостаточные знания по психологии личности, технике общения, умения вести себя в коллективе, способов и методов психолого-педагогического воздействия на человека. Результатом психолого -педагогической
неподготовленности становится низкое качество выполняемой работы. Выпускники юридических вузов и факультетов, имея достаточную специальную подготовку, испытывают существенные затруднения психолого-педагогического характера. Правильно организованная учебная деятельность способствует: успешному обучению
психологическим знаниям, пониманию индивидуальных особенностей человека, умению использовать психологические знания в межличностных отношениях и пр. В связи с вышесказанным, необходимо осуществить коррекцию учебной программы, которая должна быть построена на основе развития практической составляющей культуры личности, её психологической компетентности. В целях формирования у будущих специалистов
правовой сферы психологической
компетентности необходимо предусмотреть увеличение количества часов в учебном курсе для будущих специалистов правовой сферы по психолого-педагогическим знаниям,
использование активных методов обучения, способствующих формированию
психологической компетентности, потенциал которой обусловливает эффективное взаимодействие с людьми, обмен информацией и психологически грамотное выполнение конкретных профессиональных функций.
Усвоение психолого-педагогических знаний, развитие психологической компетентности обусловливают формирование умений преодолевать как межличностные конфликты, так и сопротивление следствию со стороны преступников, граждан, переступивших черту закона, регулировать собственные
эмоциональные состояния, владеть
элементарными приемами психической саморегуляции.
Необходимость формирования
психологической компетентности обусловлена следующими особенностями профессиональной деятельности юристов: она протекает на фоне повышенной социальной и профессиональной ответственности, значительных физических и психических перегрузок; сопровождается выявлением сложных переплетений
человеческих взаимоотношений,
доминирующих мотивов, позиций и установок, способствующих совершению преступлений; характеризуется множеством деловых и межличностных контактов с людьми как внутри, так и вне организационной системы, быстрой сменой событий, многообразием выполняемых действий.
На основе постоянно расширяющейся системы профессиональных компетенций, состоящих из психологических знаний, профессионально значимых умений, личностной характеристики и общей культуры, осуществляется выполнение профессиональной деятельности с высокой продуктивностью и эффективностью деятельности. Компетентность - интегральное качество личности - это успешно реализованная в деятельности компетенция. Мы рассматриваем компетентность как
потенциальную активность, готовность и стремление к определенному виду деятельности. Структура компетентности в какой-либо сфере жизнедеятельности, на наш взгляд, может быть представлена в виде следующих компонентов: когнитивный компонент (знания);
мотивационный компонент; аксиологический
компонент (направленность, ценностные отношения личности); практический компонент (умения, навыки, опыт деятельности), способности; эмоционально-волевой компонент (в этом случае компетентность должна стать действенной с помощью механизмов самоорганизации, саморегуляции), готовность и стремление эффективно взаимодействовать с окружающими, понимать себя и других при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных отношений и условий социальной среды.
Профессиональная компетентность
представляет собой сферу профессионального поведения на основе постоянно расширяющейся системы профессиональных знаний и общей культуры, позволяющих выполнять
профессиональную деятельность с высокой продуктивностью и эффективностью. Виды профессиональной компетентности:
профессионально-правовая; информационная; профессионально-этическая; коммуникативная; профессионально-интеллектуальная; организационная; психологическая.
На наш взгляд, академик РАО И.А. Зимняя, совершенно справедливо утверждает, что ключевые профессиональные компетенции: «компетенции, относящие к самому человеку как личности, субъекту деятельности; компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы и компетенции, относящиеся к деятельности человека - суть самое общее и широкое определение адекватного проявления общей культуры, проявляющейся в социальной жизни человека» [1].
Из всех видов профессиональной компетентности психологическая
компетентность юриста обозначается как качество действий личности, обеспечивающих эффективное решение профессионально-психологических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях профессиональной деятельности юриста, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей; владение психологическими приемами, психологическим средствами и их постоянное совершенствование; осуществление оценочно-ценностной
рефлексии.
Изучение проблем психологической компетентности осуществлялось многими исследователями. Так, Каменская Е.Н. определяет психологическую компетентность как «умение интегрировать психологические,
педагогические, профессиональные знания для решения практических задач обучения, воспитания, обеспечивающее высокий уровень профессионального самопознания»[2].
Психологическая компетентность
рассматривается в контексте трех модальностей - когнитивного, эмоционального и поведенческого.
Когнитивный компонент свидетельствует о развитых навыках использования когнитивных усилий, имеющих конструктивное значение. Данный компонент включает в себя психологическую грамотность, открытую познавательную позицию по отношению к другому человеку и себе, направленность внимания на другого, совокупность личностных интересов в различных сферах.
Эмоциональный компонент связан с осуществлением конструктивной
эмоциональной активности в повседневной жизни, а также при решении сложных ситуаций. Культурный человек к каждой вещи или объекту вырабатывает свое особенное эмоциональное отношение и впоследствии их выражает. Эмпатия, психоаналитическое качество и культура психологической саморегуляции - это компоненты, отражающие культуру личности. Эти свойства личности и определяют уровень культуры чувств. Низкий уровень культуры чувств отражается на взаимоотношениях в семье, в рабочем коллективе весьма отрицательно.
Поведенческий компонент свидетельствует о своевременности, уместности и достаточности проявления регуляторно-волевой активности на основании высокого уровня сформированности культуры личности. Именно в поведении отражается сущность культуры личности человека, его темперамента, желания, вкуса и др. Отсутствие культуры поведения, либо нарушение её правил, влекут к нарушениям отношений меду людьми.
Основой профессиональной подготовки специалиста правовой сферы в области психологической компетентности являются профессиональная и общая культура личности, так как культура имеет необходимое влияние на содержание и характер профессиональной деятельности человека.
Масленникова В.Ш. определяет культуру личности как «систему знаний, взглядов, убеждений, умений, навыков, способствующую использованию накопленной социальной информации и транслирующую её во все аспекты жизнедеятельности человека»[3]. О культурном человеке, с точки зрения
профессиональной деятельности, говорят как об ответственном, порядочном, подготовленном и дисциплинированном специалисте.
Профессиональная деятельность
специалистов в сфере права, в основном, предполагает работу с населением. Учитывая, что правонарушители и преступники нередко личности сильные, вести с ними «поединок» зачастую не просто. Специалисту правовой сферы недостаточно лишь общих знаний в области права. Он должен обладать профессиональной культурой личности, то есть системой знаний, взглядов, убеждений, умений, навыков, способствующей использованию накопленной социальной информации и транслирующей её во все аспекты жизнидеятельности человека.
Мы считаем, что профессиональная культура личности специалистов правовой сферы включает в себя культуру мышления, чувств, речи и здоровья.
Мышление как элемент интеллектуального потенциала личности, процесс ее познавательной деятельности, характеризуется обобщенным и опосредованным отражением действительности. Критерии мышления: проблемность, системность, опережение, способность к профессионализму, гибкость, аналитичность, безинерционность,
оперативность, методичность. Мышление необходимо, чтобы сформировать конгнитивнй компонент.
Чувства - одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающееся относительной устойчивостью. Показатели, отражающие культуру чувств: эмпатия; культура психической саморегуляции. Эмпатичность-психологический термин,
означающий сопереживание, постижение эмоционального состояния другого человека в форме переживания и сочуствия.
Критерии культуры чувств - это наличие психоаналитических качеств личности: самоанализ, самоконтроль, самооценка качеств, аккумулирующих совесть человека,
сдержанность, самообладание, эмоциональной культуры, психической саморегуляции.
Согласно уставу Всемирной организации здравоохранения, «здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не просто отсутствие заболевания или дряхлости» [4]. Показатель культуры здоровья - это умение властвовать собой, используя самовнушение,
самобережение, психическую релаксацию.
Культура речи включает: владение нормами устного и письменного литературного языка, то есть правилами произношения, ударения, грамматики и словоупотребления; речевое мастерство, умение выбрать стилистически уместный вариант, выразительно и доходчиво изложить мысль.
Культура здоровья и речи необходимы, чтобы сформировать поведенческий компонент.
На наш взгляд, многие ошибки, совершаемые в процессе формирования культуры личности, повышения её уровня, заключались в отрывочных процессах, поисках форм и методов отдельных феноменов культуры без учета их взаимосвязи. Весь процесс формирования культуры личности юриста, обусловливающий формирование
психологической компетентности, повышение уровня её сформированности взаимосвязан, взаимозависим, координирован и
субкоординирован между феноменами культур и элементами жизнедеятельности личности.
Итак, деятельность большинства специалистов правовой сферы протекает в области общественных отношений, что предполагает высокую эмоциональную напряженность, самоорганизацию и развитие навыков в коммуникативной деятельности. Формирование психологической
компетентности на основе культуры личности -необходимое условие успешной деятельности специалистов правовой сферы. Способность и умение правильно выстраивать общение с окружающими людьми, владение искусством управленческого воздействия, проявление эмпатии к людям, выбор эффективного стиля организации труда, использование
разнообразных способов мотивации - мощный рычаг повышения результативности
профессионального труда.
Литература:
1. Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека И.А.Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2005. - № 11.
2. Каменская Е.Н. Психологическая компетентность преподавателя вуза: понятие и
структура / Е.Н. Каменская // Вестник Таганрогского института управления и экономики. - 2009. - № 1. - С.95-99.
3. Масленникова В.Ш. Педагог и культура: пособие в помощь учителям школ, социальным педагогам, социальным работникам и студентам /
В.Ш. Масленникова, В.П. Юдин. - Казань: Издательство Казанского Университета, 1994. -111 с.
4. Устав Всемирной Организации Здравоохранения 1946 г. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.who.int/governance/eb/ who_constitution_ru.pdf
5. Масленникова В.Ш. К проблеме психологической защиты личности / В.Ш. Масленникова, Ф.Г. Мухаметзянова,
B.А. Боговарова // Педагогическое образование в изменяющемся мире: Сборник научных трудов III Международного форума по педагогическому образованию: часть 2. - Казань: Отечество, 2017. -
C.65-70.
Сведения об авторах:
Масленникова Валерия Шамильевна (г. Казань, Россия), доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», e-mail: [email protected]
Зиннатова Гульназ Минеахматовна (г. Казань, Россия), аспирант ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем».
Data about the authors:
V. Maslennikova (Kazan, Russia), doctor of pedagogical sciences, professor, leading researcher FGBNU Institute of pedagogics, psychology and social problems, e-mail: [email protected]
G. Zinnatova (Kazan, Russia), postgraduate FGBNU Institute of pedagogics, psychology and social problems.