Научная статья на тему 'Актуальные вопросы психологического здоровья современной студенческой молодежи'

Актуальные вопросы психологического здоровья современной студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2519
319
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / STUDENT YOUTH / ЗДОРОВЬЕ / HEALTH / ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / MENTAL HEALTH / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL TRAINING / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCE / ЛИЧНОСТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PERSONAL COMPETENCE / ПСИХОЛОГ / PSYCHOLOGIST / ТЬЮТЕР / TUTOR / КОУЧ / COACH / PSYCHOLOGICAL HEALTH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Айварова Нина Геннадьевна, Наумова Мария Вадимовна

В условиях динамичных преобразований в образовательной политике, использования новых образовательных технологий, направленных на развитие не только профессиональных, но личностных компетенций предъявляются более высокие требования к интеллектуальным, физическим и духовным ресурсам молодых людей. В данной статье поднимается проблема здоровья в целом и психологического здоровья в частности, современной студенческой молодежи. Проблема психологического здоровья особо актуальна в современном нестабильном и быстро меняющемся мире, так как определяет уровень духовности и личностного развития, характеризует человека как субъекта деятельности. Психологическое здоровье является и условием повышения физического здоровья, так как порождает мотивацию здорового образа жизни и личную ответственность за собственное саморазвитие. В работе акцентируется внимание на том, что система профессионального образования должна способствовать формированию психологического здоровья молодого поколения. Показателями психологического здоровья студента являются уверенность в правильности профессионального выбора, адаптация к студенческой жизни, принятие самих себя и окружающих, полноценное межличностное общение, осознание своих желаний и ценностей, смысла жизни, саморегуляция и самореализация. Важным составляющим современной профессиональной подготовки является психологическое сопровождение, осуществляемое тьюторами, психологами, коучами, направленное на повышение социально-психологической компетентности, что способствует повышению психологического здоровья будущих профессионалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Айварова Нина Геннадьевна, Наумова Мария Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL ISSUES OF PSYCHOLOGICAL HEALTH OF MODERN STUDENTS

In the context of dynamic changes in education policy, the use of new educational technologies aimed at the development of not only professional, but personal competences are greater demands on the intellectual, physical and spiritual resources of young people. In this article rises the problem of health in General and mental health in particular, modern student's youth. The issue of mental health particularly relevant in the current unstable and rapidly changing world, as it determines the level of spirituality and personal development, characterizes a person as a subject of activity. Psychological health is to improve physical health, as it creates motivation for a healthy lifestyle and personal responsibility for own self-development. The work focuses on the fact that the system of vocational education should contribute to the development of psychological health of the younger generation. Indicators of psychological health of the student is the confidence in the correctness of professional choice, adaptation to College life, acceptance of themselves and others, a full interpersonal communication, awareness of their desires and values, meaning of life, self-regulation and self-realization. An important component of modern training is the psychological assistance of Tutors, psychologists, coaches, aimed at improving the socio-psychological competence that contributes to future mental health professionals.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы психологического здоровья современной студенческой молодежи»

Ayvarova Nina Gennadievna, Naumova Maria Vadimovna

ACTUAL ISSUES OF PSYCHOLOGICAL HEALTH OF MODERN .

psychological science

УДК 159.99

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СОВРЕМЕННОЙ

СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

© 2017

Айварова Нина Геннадьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Педагогика и психология» Наумова Мария Вадимовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Педагогика и психология»

Югорский государственный университет (628012, Россия, Ханты-Мансийск, улица Чехова, 16, e-mail: naumova_maria@mail.ru)

Аннотация. В условиях динамичных преобразований в образовательной политике, использования новых образовательных технологий, направленных на развитие не только профессиональных, но личностных компетенций предъявляются более высокие требования к интеллектуальным, физическим и духовным ресурсам молодых людей. В данной статье поднимается проблема здоровья в целом и психологического здоровья в частности, современной студенческой молодежи. Проблема психологического здоровья особо актуальна в современном нестабильном и быстро меняющемся мире, так как определяет уровень духовности и личностного развития, характеризует человека как субъекта деятельности. Психологическое здоровье является и условием повышения физического здоровья, так как порождает мотивацию здорового образа жизни и личную ответственность за собственное саморазвитие. В работе акцентируется внимание на том, что система профессионального образования должна способствовать формированию психологического здоровья молодого поколения. Показателями психологического здоровья студента являются уверенность в правильности профессионального выбора, адаптация к студенческой жизни, принятие самих себя и окружающих, полноценное межличностное общение, осознание своих желаний и ценностей, смысла жизни, саморегуляция и самореализация. Важным составляющим современной профессиональной подготовки является психологическое сопровождение, осуществляемое тьюторами, психологами, коучами, направленное на повышение социально-психологической компетентности, что способствует повышению психологического здоровья будущих профессионалов.

Ключевые слова: Студенческая молодежь, здоровье, психическое здоровье, психологическое здоровье, психолого-педагогическое сопровождение, профессиональная подготовка, профессиональные компетенции, личностные компетенции, психолог, тьютер, коуч.

ACTUAL ISSUES OF PSYCHOLOGICAL HEALTH OF MODERN STUDENTS

© 2017

Ayvarova Nina Gennadievna, candidate of psychological Sciences, associate Professor

of "Pedagogy and psychology"

Naumova Maria Vadimovna, candidate of psychological Sciences, associate Professor

of "Pedagogy and psychology"

Yugra state University

(628012, Russia, Khanty-Mansiysk, Chekhov street, 16, e-mail: naumova_maria@mail.ru)

Abstract. In the context of dynamic changes in education policy, the use of new educational technologies aimed at the development of not only professional, but personal competences are greater demands on the intellectual, physical and spiritual resources of young people. In this article rises the problem of health in General and mental health in particular, modern student's youth. The issue of mental health particularly relevant in the current unstable and rapidly changing world, as it determines the level of spirituality and personal development, characterizes a person as a subject of activity. Psychological health is to improve physical health, as it creates motivation for a healthy lifestyle and personal responsibility for own self-development. The work focuses on the fact that the system of vocational education should contribute to the development of psychological health of the younger generation. Indicators of psychological health of the student is the confidence in the correctness of professional choice, adaptation to College life, acceptance of themselves and others, a full interpersonal communication, awareness of their desires and values, meaning of life, self-regulation and self-realization. An important component of modern training is the psychological assistance of Tutors, psychologists, coaches, aimed at improving the socio-psychological competence that contributes to future mental health professionals.

Keywords: Student youth, health, mental health, psychological health, psychological and pedagogical support, professional training, professional competence, personal competence, the psychologist, the tutor, the coach

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Процесс социализации современного молодого поколения сегодня протекает в условиях кризисов и перестройки системы социальных институтов, бездуховности, игнорирования традиционных жизненных ценностей, разрушения института семьи, обесценивания роли образования, низкого уровня ценностного отношения к своему здоровью, распространения вредных привычек как среди взрослых, так и среди молодежи, низкого качества жизни, имущественной расслоенности населения и идеологической нестабильности общества. В результате негативного влияния этих социально-политических факторов на «выходе» российской системы образования получается «несформированная личность» потребителей и обывателей с фрагментарным мышлением и сознанием [1].

С другой стороны, учитывая социальный заказ общества, современные стандарты профессионального образования, ориентированы на подготовку не только профессионально компетентных специалистов, но и автономных, самодостаточных личностей, ориентированных на самореализацию, саморазвитие, поддержание своего физического и духовного здоровья.

Необходимо отметить, что студенческие годы не только являются важными в становлении человека как личности, профессионала, но и одними из критических по ряду причин: возрастающие интеллектуальные нагрузки, увеличивающийся поток информации, резкое изменение привычного образа жизни, формирование межличностных отношений вне семьи, а также необходимость адаптации к новым условиям труда, проживания и питания. В ситуациях, требующих мобилизации ресурсов, поддержание активного динамического баланса между человеком и окружающей средой, психологическое здоровье студенчества приобретает ключевое значение, ведь как молодые люди воспримут весь накопленный опыт, усвоят его и заложат основу для дальнейшей деятельности, в конечном счете определяет социально-экономический, интеллектуальный и творческий потенциал нашей страны.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Прежде чем мы обратимся к определению понятия психологическое здоровье, необходимо обозначить дефиницию здоро-

психологические науки

Айварова Нина Геннадьевна, Наумова Мария Вадимовна АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ...

вье в целом. Согласно журналу Евразийство в древние времена слово здоровье произносилось иначе — «съдо-ровъ» и переводилось как «крепкий, как дерево»; буквально «здоровый» означает «из хорошего дерева» [2].

В настоящее время определений понятия здоровья множество, так как существуют разные концепции и подходы к исследованию здоровья, данное понятие можно отнести к типично идеальным понятиям, которые не поддается общему определению.

В соответствии с уставом Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов.

Здоровье можно рассматривать как социальная ценность, потому что оно определяет диапазон возможностей организма человека адаптироваться к изменениям окружающей среды.

В контексте вопроса о гармоничном развитии личности, здоровье можно отнести к психологической проблеме. Именно такой подход к здоровью явился толчком к развитию новой области психологии - психологии здоровья. Психологические исследования здоровья касаются четырех важных задач связанных с данной областью жизнедеятельности: поддержание и улучшение здоровья, профилактика и лечение заболеваний, выявление спектра причин болезней и других дисфункций, ориентация системы здравоохранения на формирование политики профилактики и поддержание здоровья граждан [3].

Многие авторы отмечают, что в последние годы отмечается резкое ухудшение показателей здоровья молодежи, в том числе и студенческой (Будченко Е.А., Васильева О.С., Козина Г.Ю., Пальцев М.А. и др.) Как отмечает Деркач А.А., это происходит с одной стороны - в условиях снижения качества жизни населения, с другой - на фоне увеличения требований к личностному и профессиональному уровню подготовки специалистов, интенсификации учебного процесса в условиях инновационных преобразований высшего профессионального образования. В документе «Здоровье-21: Основы политики достижения здоровья для всех в Европейском регионе ВОЗ» сформулированы задачи 21-го века, в том числе определена задача № 4 - сохранение здоровья молодежи. [3].

Понятие «психологическое здоровье» появилось в науке относительно недавно, как и критерии его дифференциации от «психического здоровья».

Термин «психическое здоровье» был введен Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). В докладе Комитета экспертов ВОЗ «Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей» обозначалось как «состояние душевного благополучия, которое характеризуется отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивает адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности».

Психологическое здоровье, согласно И.В. Дубровиной, связано с развитием личности, с развитием человека как субъекта деятельности, с развитием духовности [4].

Если рассматривать психологическое здоровье через призму различных психологических школ, то в рамках гуманистической психологии психологически здоровой личностью можно считать личность, которая самоактуализируется, согласно Э. Эриксону - это личность с зрелой идентичностью, Э. Фромм называет такую личность «продуктивной личностью», В. Франкл - личность с развитой духовностью, со сформированным «смыслом жизни».

Таким образом, психологическое здоровье предполагает духовное становление личности, богатство внутреннего мира совокупность качеств, установок и функциональных способностей, позволяющих человеку

адаптироваться к окружающей среде и самореализоваться

Факторами, влияющими на формирование психологического здоровья, могут выступать, образ жизни, семья и семейные ценности, профессиональное самоопределение, удовлетворенность работой, а также система образования.

В формировании психологического здоровья ведущую роль играет образ жизни человека, который определяется уровнем психологической культуры человека и включает в себя: стремление к физическому и духовному совершенству, достижение душевной и психической гармонии с самим собой и с внешним миром, организация здорового питания, оптимальных нагрузок и отдыха, исключение из жизни вредных для организма и психики вредных привычек и саморазрушающего поведения.

Формирование целей статьи (постановка задания). В статье анализируются основные аспекты психологического здоровья студенческой молодежи: особенности, структура, компоненты, а также условия формирования психологического здоровья молодого поколения.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов Организация учебной среды в системе высшего образования имеет ряд особенностей, которые требуют высокого уровня психологического здоровья и психологической культуры студента. В частности, к ним можно отнести следующее проблемы: необходимость адаптации к вузовскому сообществу, к жизни в студенческом общежитии, проблемы межличностных отношений, кризисы профессионального выбора, значительную интеллектуальную нагрузку, психоэмоциональное напряжение, особенно в аттестационный период, низкую двигательную активность, недостаточный опыт самостоятельной жизнедеятельности в быту, неумение рационально организовать своё время и др. [5].

Можно сделать вывод, что студенчество относится к группе повышенного риска, условия современной жизни ведут к тому, что студенты в период обучения испытывают воздействие целого комплекса социально-психологических факторов, негативно влияющих на состояние их психологического равновесия [3]:

- низкий уровень стипендии вынуждает довольно большую часть студентов совмещать учебу с работой;

- умственное и психоэмоциональное напряжение, связанное с неопределенностью последующего трудоустройства;

- неспособность самоопределяться в противоречивой обширной информации;

- психоэмоциональное напряжение при индивидуально-исследовательской деятельности связанная с низким уровнем теоретического анализа научной литературы и исследовательских навыков;

- неспособность выстраивать индивидуальную образовательную траекторию;

- частые нарушения режима труда, отдыха и питания;

- распространение саморазрушительных видов поведения, таких как курение, потребление алкоголя, наркотических и психоактивных веществ.

Некоторые исследователи, такие как И.В. Жуланова, А.Н Медведев и др. выделяют не только средовые факторы, а описывают целый комплекс отрицательных социальных и педагогических факторов, негативно влияющих на формирование и развитие как физического так и психологического здоровья студенческой молодежи [6]:

- недостаток или отсутствие в содержании профессионального образования социально-психологических знаний, способствующих развитию психологической культуры и личностному росту студентов;

- недостаток методик, воспитательных технологий в области обучения и воспитания здорового образа жизни студентов вуза;

- отсутствие просвещения в области валеологии и

Ayvarova Nina Gennadievna, Naumova Maria Vadimovna

ACTUAL ISSUES OF PSYCHOLOGICAL HEALTH OF MODERN .

psychological science

экологии личности в высших учебных заведениях;

- недостаточное внимание к формированию потребностей, мотивации и установок на здоровый образ жизни молодежи в учебных заведениях вообще и в вузах в частности;

- слабая разработанность критериев и показателей оценки уровня сформированности у студентов вузов потребности и навыков ЗОЖ.

Анализ вышеизложенных источников позволяет нам предположить, что психологическое здравье студенческой молодежи можно определить через анализ ряда показателей: уверенность в правильности профессионального выбора, адаптация к студенческой жизни, принятие самих себя и окружающих, полноценное межличностное общение, осознание своих желаний и ценностей, смысла жизни, самоактуализация и саморегуляция. Уровень развития ряда показателей напрямую зависит от организации в системе образования условий для их формирования и закрепления.

Условием повышения уровня развития показателей психологического здоровья может стать система психолого-педагогического сопровождения становления конкретного специалиста: сопровождение принятия решения, выбора профессии, выбора цели, в сложных жизненных ситуациях и т.п. Современный студент в условиях хронических перемен нуждается в сопровождении со стороны педагогов, психологов, других специалистов.

Понятие «сопровождение» близко таким понятиям, как «содействие», «совместное передвижение», «помощь одного человека другому в преодолении трудностей». Успешно организованное социально-психологическое сопровождение открывает перспективы личностного роста, помогает человеку войти в ту «зону развития», которая ему пока еще недоступна [7].

На сегодняшний день особо важны три направления сопровождения студентов, а именно:

- формирование личностной и профессиональной идентичности, профессиональное и личностное самоопределение;

- помощь в решении личностных проблем студентов, проблем социальной адаптации, снятие эмоционального напряжения;

- сопровождение мотивационно-потребностной сферы, умения ставить и достигать цели, аудита своих ресурсов.

Сегодня на рынке труда, помимо психологов, появляются новые специалисты, помогающие развивать психологическую культуру личности, такие как тьютор, коуч, осуществляющие сопровождение развития и саморазвития социально важных качеств.

Тьютор для российского образования является совершенно новой профессией. В условиях постоянного нарастания объема информации важнее не просто передача готовых знаний, а помощь в ориентации и переработке информации. Сегодня становится важным научить обучаемого (а не обучающегося) выстраивать индивидуальную образовательную программу (ИОП) [8]. По мнению Т.М. Ковалёвой, сопровождение тьютора предполагает выявление и развитие потенциала, интереса, сопровождаемого (тьюторанта) по следующим трем направлениям: антропологическому, культурно-предметному и социальному, - которые раскрывают дополнительные ресурсы для реализации образовательной траектории отдельного учащегося. Тьюторское сопровождение заключается в организации образовательного проекта личности, с учетом ее достижений (прошлого и настоящего) с интересами и стремлениями (образом будущего).

Отличием коуч-сопровождения от психологического консультирования является работа с мотивацией. Если психотерапия и психологическое консультирование направлены на избавление от какого-либо симптома, то работа с коучем предполагает достижение определенной цели, новых позитивно сформулированных резуль-

татов в профессиональной деятельности и личной жизни. Коучинг способствует стимулированию саморазвития, самообучения, помогает человеку самостоятельно находить и получать нужные знания в процессе своей деятельности. Цель коуча - раскрыть нереализованный внутренний потенциал личности, приведении в действие системы мотивации каждого отдельно взятого человека.

Ключевым элементом в коучинге является развитие осознанности, способности отбирать и правильно воспринимать, принимать информацию и факты, которые относятся к делу, а также определять их важность.

Психологическое сопровождение является активным психологическим воздействием, направленным на развитие профессиональных и личностных качеств. Еще с первых шагов образовательного маршрута студентам нужно психологическое сопровождение. В этом случае выбор будущей профессии будет иметь аргументированный, осознанный характер, учитывать возможности, склонности и интересы обучающегося и, в то же время, потребности рынка труда. На этапе выбора и планирования профессиональной карьеры важна роль сопровождения учебно-профессиональной деятельности. На первых этапах образовательного процесса особое внимание следует уделять процессам адаптации, к новым условиям, помощи во вхождении в новую социальную среду, требованиям и условиям, которые предъявляет система университетского образования, проживание в студенческих общежитиях.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, важнейшей составляющей здоровья человека является психологическое здоровье, которое служит основой эффективности, как профессиональной деятельности, так и общего благополучия человека; а психологическое здоровье студентов является неотъемлемым условием социальной стабильности, прогнозируемости процессов, происходящих в обществе. Формирование высоких показателей психологического здоровья молодежи возможно только благодаря созданию определенных условий в системе высшего образования. Поэтому, так важно вооружать подрастающее поколение средствами самопонимания, самопринятия и саморазвития в условиях противоречивой динамичной социальной среды.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Любецкий Н.П. Социально-зрелая личность -миф или реальность в эпоху глобализации: моногр. / Н.П. Любецкий, А.А. Князев - Ростов н/Д: Изд-во ДГТУ, 2014. - 225 с

2. Евразийство: Электронный научный журнал.

- Выпуск №2. - декабрь 2011 // Режим доступа: http:// eurazistvo.ru/vipusk2/etimologiya-slova-zdorove-v-ekologicheskoy-kulture-drevney-rusi (дата обращения 4.11.2017)

3. Залевский Г.В., Кузьмина Ю.В. Психология здоровья студенческой молодежи: учеб. пособие. - Томск: Томский государственный университет, 2012. - 144 с.

4. Дубровина И.В. Истоки и условия развития психологического здоровья школьников // Вестник практической психологии № 2(35), 2013 - С. 3-19.

5. Жигинас Н.В., Семке В.Я. Психическое здоровье студентов. Монография. — Томск: Изд-во ТГПУ, 2009.

— 180 с.

6. Жуланова И.В., Медведев А.М. Психологическое здоровье студента: социализация, ин-фантильность и представление о норме // Факультет психологии и социальной работы / Волгоград. гос. социально-пед. ун-т. Волгоград, 2005.

7. Лаврёнова Т.И., Лыгина М.А. Социальное сопровождение и поддержка детей в трудной жизненной ситуации // Социосфера. 2011. № 3. С. 55-60.

8. Московский педагогический государственный университет; Межрегиональня тьюторская ассоциация. Авторы: Ковалева Т. М., Кобыща Е. И., Попова (Смолик) С. Ю., Теров А. А., Чередилина М. Ю. М. —

психологические науки

Айварова Нина Геннадьевна, Наумова Мария Вадимовна АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ...

Тверь: СФК-офис, 2012. - 246 с.

9. Ананьев В.А. Психология здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья. - СПб.: Речь, 2006 - 384 с.

Статья публикуется при финансовой поддержке РФФИ и Правительства ХМАО-Югры, № 17-16-86011 «Этнорегиональные особенности психологического здоровья и социальной мобильности студенческой молодежи из числа коренных малочисленных народов Севера».

Статья поступила в редакцию 10.10.2017

Статья принята к публикации 25.12.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.