Научная статья на тему 'Психологическая компетентность будущих менеджеров в сфере физической культуры'

Психологическая компетентность будущих менеджеров в сфере физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
315
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FUTURE MANAGER IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS / PSYCHOLOGICAL COMPETENCE / БУДУЩИЙ МЕНЕДЖЕР / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суворова Ольга Вениаминовна, Сорокоумова Светлана Николаевна, Лаптев Алексей Анатольевич, Гутко Александр Владимирович, Куликов Михаил Михайлович

В статье представлены результаты исследования психологической компетентности у обучающихся. Психологическая компетентность представляет собой целостное интегративное профессионально-личностное образование, в структуру которого входит система компонентов (знаниевый, мотивационно-ценностный, деятельностный) и подсистем, (психолого-педагогической, коммуникативной, аутопсихологической, социально-психологической, социально-перцептивной). Констатирующий эксперимент выявил необходимость развития психологической компетентности будущего менеджера в сфере физической культуры как метапредметной компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Суворова Ольга Вениаминовна, Сорокоумова Светлана Николаевна, Лаптев Алексей Анатольевич, Гутко Александр Владимирович, Куликов Михаил Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL COMPETENCE OF FUTURE MANAGERS IN THE SPHERE OF PHYSICAL CULTURE

The article presents the results of studies of psychological competence of students. Psychological competence is a holistic integrative professional and personal education, the structure of which includes a system of components (cognitive, motivational and valuable) and subsystems (psycho-pedagogical, communicative, autopsychological, socio-psychological, socio-perceptual). Ascertaining experiment showed the necessity of development of psychological competence of a future Manager in the field of physical culture as a meta-subject competence.

Текст научной работы на тему «Психологическая компетентность будущих менеджеров в сфере физической культуры»

DOI: 10.12731/2218-7405-2017-1-80-94 УДК 159.923.5

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩИХ

МЕНЕДЖЕРОВ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Суворова О.В., Сорокоумова С.Н., Лаптев А.А., Гутко А.В., Куликов М.М.

В статье представлены результаты исследования психологической компетентности у обучающихся. Психологическая компетентность представляет собой целостное интегративное профессионально-личностное образование, в структуру которого входит система компонентов (знаниевый, мотивационно-ценностный, деятельност-ный) и подсистем, (психолого-педагогической, коммуникативной, ау-топсихологической, социально-психологической, социально-перцептивной). Констатирующий эксперимент выявил необходимость развития психологической компетентности будущего менеджера в сфере физической культуры как метапредметной компетенции.

Ключевые слова: будущий менеджер; психологическая компетентность; психологические компетенции.

PSYCHOLOGICAL COMPETENCE OF FUTURE MANAGERS IN THE SPHERE OF PHYSICAL CULTURE

Suvorova O.V., Sorokoumova S.N., Laptev A.A., HutkoA.V., KulikovM.M.

The article presents the results of studies of psychological competence of students. Psychological competence is a holistic integrative professional and personal education, the structure of which includes a system of components (cognitive, motivational and valuable) and subsystems (psycho-pedagogical, communicative, autopsychological, socio-psycho-logical, socio-perceptual). Ascertaining experiment showed the necessity

of development ofpsychological competence ofa future Manager in the field of physical culture as a meta-subject competence.

Keywords: future Manager in the field ofphysical culture and sports; psychological competence; psychological competence.

Введение

Формирование современного специалиста по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура и спорт» в условиях новых ФГОС (ФГОС 3, ФГОС 3+) предполагает сегодня широкие возможности к профилизации студентов. В тоже время в современной профессиональной подготовке будущего специалиста в области физической культуры и спорта (ФКиС) сохраняется тенденция к узкой профессиональной направленности на спортивные достижения, что снижает профессиональную мобильность студентов в процессе профилизации.

Исследования М.В. Лопатина и О.Г. Румбы выявляют осознанное отношение и особую востребованность у будущего специалиста в области физической культуры и спорта в дисциплинах гуманитарной составляющей образования [4]. Данные исследования отражают, на наш взгляд, осознание современными студентами факультетов физической культуры взаимосвязи духовного, психического и физического здоровья, а также роли личностного и ценностного потенциала человека в становлении профессионализма.

Компетентностный подход в профессиональной подготовке будущего специалиста в сфере физической культуры и спорта предполагает овладение студентами системой компетенций как когнитивно-личностным профессиональным потенциалом, задающим способность и готовность выпускника к эффективному прогнозированию, поиску решений и практическому действию в разнообразных практических ситуациях в физкультурно-спортивной профессиональной деятельности, в жизнедеятельности в целом (В.В. Башев, В.А. Болотов, А.А. Деркач, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.И. Субетто, И.Д. Фрумин, А.В. Хуторской, П.Г. Щедровицкий и др.).

Компетентностный подход создает условия для решения разноплановых образовательных задач в профессиональном развитии студентов по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура и спорт» за счет возможности содержательной и методической композиции компетенций для различных профилей подготовки, что позволяет решать, в том числе, задачи профессиональной мобильности студентов [5].

Профессиональная готовность студентов, обучающихся по направлению «Физическая культура и спорт», профиль «Менеджмент в сфере физической культуры» включает реализацию будущим специалистом организационно-управленческой деятельности в роли менеджера в системе образования, спортивных команд и сооружений. В тоже время, данный профиль подготовки предполагает формирование профессионалов, обладающих широкими компетенциями, как в сфере управления, адаптации управленческих технологий в сфере физической культуры и спорта, так и в области образования в сфере физической культуры и спорта, двигательной рекреации и реабилитации, пропаганды здорового образа жизни, сферы услуг и туризма. Для формирования профессиональной готовности студентов необходимо, помимо всего создать образовательный продукт, который, по мнению Лаптева А.А., представляет собой интеллектуальный продукт, адаптированный к соответствующему сегменту рынка образовательных услуг и имеющий комплексный характер [3].

Область деятельности менеджера в сфере ФКиС варьирует от управления спортивными школами, клубами, федерациями, спортивными сооружениями до спортивных агентов, маркетологов, специалистов по продажам спортивного оборудования и инвентаря, до рекламистов в физкультурно-оздоровительной и спортивной сфере. Функционал менеджера (функция организатора, руководителя, координатора системы спортивных мероприятий, соревнований; информационная функция в виде трансляции нормативных установок, ближайших и перспективных целей, политики организации; функция принятия решения) в той или иной степени актуален для

всех категорий работников ФКиС - тренеров, преподавателей, учителей, инструкторов.

Актуальной для современного спорта и физкультурно-оздоровительного движения в России и сверхзадачей менеджера в сфере ФКиС является задача прогнозирования профессионального потенциала и сопровождения будущего профессионального роста, карьеры и индивидуальных достижений спортсменов, спортивных команд, построение и отслеживание индивидуальной траектории субъектов физкультурно-оздоровительного и тренировочного процесса.

Важным аспектом профессиональной подготовки будущего менеджера в сфере физической культуры является становление психологической компетентности будущего специалиста. Наиболее полно исследованы подходы к пониманию и формированию психологической компетентности будущего учителя физической культуры и тренера (Е.П. Ильин, Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов, А.В. Гутко, С.В. Кузьмина, С.Л. Агеев, В.А. Беликов, И.В. Волкова, И.Г. Литвинцева и др.).

Психологическая компетентность является метапредметной и предполагает овладение студентами интегративным учебным содержанием. Освоение компетенций, составляющих психологическую компетентность, происходит как при изучении отдельных учебных дисциплин, дидактических единиц базовой части («Менеджмент и экономика физической культуры», «Педагогика физической культуры и спорта», «Психология физической культуры и спорта», «Социология физической культуры и спорта», «Педагогическая психология», «Теория и методика обучения базовым видов спорта», «Адаптивная физическая культура»), так и дисциплин, дидактических единиц вариативной части профиля («Маркетинг», «Теория организации», «Управление персоналом в сфере физической культуры»), а также в процессе учебной и производственной практики.

В диссертационном исследовании А.В. Гутко был реализован опыт формирования психологической компетентности в профессиональной подготовке будущего учителя физической культуры [1]. Основываясь на методологии Н.В. Кузьминой [2], компетент-ностном, личностно-ориенированном, субъектно-деятельностном

и контекстном подходах, А.В. Гутко рассматривает психологическую компетентность будущего учителя физической культуры как целостное интегративное профессионально-личностное образование. Структуру психологической компетентности он определяет как систему компонентов (знаниевый, мотивационно-ценностный, деятельностный) и подсистем, или компетенций (психолого-педагогической, коммуникативной, аутопсихологической, социально-психологической, социально-перцептивной); задает критерии и уровни ее развития; психолого-педагогические условия ее формирования в процессе образовательной деятельности вуза [1].

Данный подход мы применили к построению системы диагностики психологической компетентности студентов, обучающихся в бакалавриате по профилю подготовки «Менеджмент в сфере физической культуры».

Цель

Целью данной статьи является оценка развития психологической компетентности у будущих менеджеров в сфере физической культуры и спорта.

Исследование проводилось на базе ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет» имени Н.И. Лобачевского (Национальный исследовательский университет). Использовались методы констатирующего и формирующего эксперимента; статистического и динамического наблюдения, опроса и анкетирования. Использовался также специально подобранный психодиагностический инструментарий: авторская анкета психолого-педагогической компетентности студента, методика оценки умений педагогического общения (И.В. Макаровская), тест «Самооценка психических состояний» (Г. Айзенк), методика «Педагогические ситуации», тестовая методика «Наблюдательность». Выборка исследования составила 65 студентов 3 курсов факультета физической культуры, обучающихся в ФГАОУ ВО «Нижегородский государственного университета имени Н.И. Лобачевского» (Национальный исследовательский университет) в 2013-2016 годах.

Результаты исследования и их обсуждение

Первый вопрос, который нам необходимо было решить, был связан с анализом системы компетенций стандарта ФКиС (общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных) и определение структуры и содержания психологической компетентности как системы метакомпетенций будущего менеджера в сфере физической культуры.

Таблица 1.

Структура и содержание психологической компетентности будущего менеджера в сфере физической культуры

3 Подсистемы: психологические компетенции

= а § психолого-педа- коммуника- аутопсихо- социально-пси- социально-

гогическая ком- тивная ком- логическая хологическая перцептивная

¡2 петенция петенция компетенция компетенция компетенция

Знания о педаго- Знание о Знания о ме- Знания о со- Знания о

гической пози- закономер- тодах самопо- циально-психо- наблюдатель-

ции, способах и ностях обще- знания и са- логических ха- ности как пе-

стилях влияния, ния и комму- морегуляции, рактеристиках дагогической

воздействия и никативной мотивацион- и закономерно- и управленче-

взаимодействия культуре ных, функ- стях и управле- ской способ-

с субъектами менеджера, циональных, ния физкультур- ности, методах

физкультурно-оз- педагога-тре- стрессовых но-спортивной, наблюдения,

доровительного нера, состояний в и физкультурно- ошибках атри-

процесса о стилях вза- жизненных, оздоровитель- буции, спосо-

в зависимости имодействия учебно-тре- ной группой, бах повышения

« от возраста и с субъектами нировочных спортивно-игро- надежности

функциональ- физкультур- и физкуль- вой командой, наблюдения

Ш к ного состояния но-оздоро- турно-оздо- трудовым кол-

и а организма вительного ровительных лективом; за-

я го процесса, о ситуациях, кономерностях

способах вза- в ситуациях возникновения

имодействи- физической и преодоления

ях в спортив- нагрузки конфликтов; о

но-игровой социально-пси-

команде, хологических

физкультур- характеристи-

но-оздоро- ках, законо-

вительной мерностях,

группе структуре вну-

тригруппового

и межгруппово-

го общения

Окончание табл. 1

Ценность лично- Доброже- Интерес к са- Направленность Интерес к раз-

сти как субъекта лательное, мопознанию, на конструк- витию тонкой

физкультурно-оз- поддержива- стремление тивные формы наблюдатель-

дорои вительно- ющее к самосо- взаимодействия ности как про-

го и тренировоч- взаимодей- вершенство- с с субъектами фессиональ-

« ного процесса; ствие ванию, ис- физкультурно- ного качества

и направленность с субъекта- следованию оздоровитель- менеджера в

н о деятельности ми физкуль- возможностей, ного процесса, ситуациях физ-

о я на всестороннее турно-оздо- регуляции и интерес к культурно-оз-

^ развитие лично- ровительного саморегуля- командному доровительной

(6 сти как субъекта процесса ции функ- взаимодей- деятельности;

я я физкультурно-оз- циональных ствию в спор- в ситуаци-

о я дорои вительно- состояний, тивной игре ях взаимо-

й ш го и тренировоч- в ситуациях действия с

я н ного процесса физической субъектами

о (морально-нрав- нагрузки, физкультурно-

ственное, позна- профессио- оздоровитель-

вательное, патри- нальной дея- ного процес-

отическое). тельности и са, трудовым

жизнедеятель- коллективом, в

ности в целом конфликтных

ситуациях

Владение пси- Владение Владение Владение пси- Владение

холого-педа- технологи- методами и хологически- стандартизиро-

гогическими ями и мето- методиками ми методами ванными пси-

технологиями и диками эф- исследования и методиками хологически-

методами обуче- фективной, и регуляции исследования, ми методами

ния в процессе убеждающей, и саморегу- управления и и методиками

учебно-трени- диалогиче- ляции моти- отношениями в наблюдения за

ровочного и ской комму- вационными, физкультур- характеристи-

физкультурно-оз- никации с функциональ- но-оздоро- ками деятель-

доровительного субъектами ными, стрес- вительной ности и взаи-

процесса физкультур- совыми со- группе, спор- модействия в

[3 (интерактивная, но-оздорои стояниями, тивно-игровой группе

§ идеомоторная, вительного в ситуациях команде, трудо-

о я поведенческая, и трени- физической вом коллективе;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Л ц биологическая ровочного нагрузки, техниками вза-

& обратная связь процесса, в професси- имодействия

и др.) командном ональной и управления

взаимодей- деятельности конфликтом,

ствии и жизнедея- технологиями

тельности в мотивирова-

целом ния, оценки и

развития физ-

культурно-оз-

доровительной

группы, спор-

тивно-игровой

команды, трудо-

вого коллектива

Базовыми компетенциями, составляющими психологическую компетентность спортивного менеджера, являются: знание и понимание закономерностей психики и психофизики развивающейся личности в онтогенезе от детства к взрослости в условиях вариативного физкультурно-образовательного и тренировочного процесса, разнообразной физкультурно-спортивной среды; общих закономерностей проектирования, построения и мониторинга психологических характеристик образовательного, тренировочного процесса, ориентированного на достижение целей спортивного, физического и психического развития личности.

С целью проверки успешности реализации требований ФГОС при формировании психологической компетентности будущего менеджера в сфере физической культуры, на его основе нами была уточнена ее структура (см. таблицу 1).

Особенность современных педагогических целей по развитию компетенций и компетентности в целом состоит в том, что они проектируются «от результата» и формируются в виде профессиональных умений и практических навыков - учебно-профессиональных действий у студентов. Разработанные нами критерии развития уровней психологической компетентности будущего менеджера в сфере физической культуры представлены в таблице 2.

В качестве критериев уровней развития психологической компетентности у будущего менеджера в сфере физической культуры использовались полнота знаний и гибкость применения методов по соответствующей компетенции. Высокий уровень предполагал полноту знаний и гибкость применения методов по всем компетенциям; средний уровень характеризуется полнотой знаний и шаблонностью применения методов по большинству компетенций; низкий уровень развития соответствует неполным знаниям и неточным использованием методов по большинству компетенций.

Констатирующий эксперимент (исследование проведено на основании авторских анкет и методик) позволил выявить преобладание средних уровней развития психологической компетентности (высокий -17,5%; средний - 52%, низкий - 30,5%).

Таблица 2.

Уровни развития психологической компетентности будущего менеджера в сфере физической культуры

Уровни развития Подсистемы психологической компетентности и критерии уровней

Психолого-педагогическая Коммуникативная Аутопсихологи-ческая Социально-психологическая Социаль-но-пер-цептив-ная

Знания ме- Развитые на- Развитые самопо- Знание и умение Развитая

тодов осу- выки профес- знание, самооцен- использовать в наблюда-

ществления сиональ-ного ка, самоконтроль, учебном процессе тельность

влияния и общения: уме- умение управлять закономерности по- и про-

использова- ние адекватно своим состоянием ведения, деятель- ницатель-

ние на прак- выбрать так- и работоспособно- ности ность

тике. тику профес- стью, самоэффек- и отношений уче-

Наличие сионального тивность ника.

профессио- общения в Владение приемами Система професси-

ий к нально на- соответствии профессионального онально значимых

о с правленного с ситуацией, оценивания. мотивов професси-

ы га восприятия. умение управ- Умение критически ональной деятель-

Умение по- лять обще- оценивать процесс ности. Приоритет

строить нием и результаты своей профессионально

гибкие про- деятельности, вно- значимого целепо-

граммы вос- сить в нее необхо- лагания

приятия в димые коррективы,

соответствии осознавать уровень

с целепола- своих способно-

ганием стей, желание самосовершенствования

Зависимость Неустойчивые Ситуативное про- Знание закономер- Доста-

от профес- навыки взаи- явление приемов ности поведения, точно

сиональных модействия; профессиональной деятельности и от- развитая

шаблонов преоблада- рефлексии: ситу- ношений челове- наблюда-

при ис- ние комму- ативное проявле- ка, включенного в тельность

пользовании никативных ние критичности и профессиональную и про-

й методов осу- шаблонов, желание совер- группу. ницатель-

и н ^ ществления не гибкий шенствовать свои Наличие широкого ность

е р влияния пси- характер вза- действия диапазона мотивов,

о холого-педа- гогического воздействия имодействия; управление общением только в ситуации эмоциональной поддержки определяющих профессиональную деятельность. Сочетание внешних по отношению к деятельности и содержательных мотивов

Окончание табл. 1

Недостаточ- Навыки взаи- Неадекватная оцен- Отсутствие про- Отсут-

ное знание модействия не ка собственных фессионального ствие

методов осу- связаны с про- профессиональных целеполагания. наблюда-

ществления фессиональ- усилий. Отсутствие Действия на основе тельности

« я влияния пси- ными целями прогностической социальной и эмо- и прони-

холого-педа- и задачами. оценки. циональной моти- цательно-

и п я гогического Отсутствие вации. сти.

К воздействия. мотивации профессиональной деятельности и специфики общения.

В процессе констатирующего эксперимента были выявлены слабые места (и точки роста) системы психологических компетенций у студентов 3 курсов факультета физической культуры.

В развитии психолого-педагогической компетенции отмечается: скованность в общении с обучаемыми; затруднения в описании и объяснении новых упражнений; потеря контакта с аудиторией; недостаток в распределении внимания и рациональном распределении времени занятий; недостаточная требовательность и учет индивидуальных особенностей обучаемых, и др.

В развитии коммуникативной компетенции наблюдается: недостаточное владение методами убеждающей коммуникации; презентационным выступлением; диалогическим общением; адекватно выбрать тактику профессионального общения и др.

В развитии аутопсихологической компетенции присутствуют: недостаточно развитая самооценка и саморегуляция психических состояний; эмоциональная нестабильность; ситуативность проявления критичности и желание самосовершенствования; способности целенаправленно развиваться

В развитии социально-психологической компетенции отмечаются: недостатки в диагностике и управлении конфликтов в группе; сложности в управлении группой; необоснованность в распределении ролей в команде и др.

В развитии социально-перцептивной компетенции отмечаются: нестабильность внимания к аудитории, к группе обучаемых;

неточность оценки характера отношений, возникающих между партнерами; слабость контроля изменений настроения аудитории, уровня интереса к занятию, совместной деятельности.

Результаты констатации позволяют увидеть потенциал развития психологической компетентности у студентов. Полученные в констатирующем эксперименте результаты позволяют построить программу формирования психологической компетентности у будущего менеджера в сфере физической культуры, направленную на отбор и декомпозицию системы психологических компетенций и построение новой композиции дидактических единиц учебного материала дисциплин базовой и вариативной части учебного плана.

Выводы

В ходе теоретического и эмпирического исследования конкретизировано определение понятия психологическая компетентность современного менеджера в сфере физической культуры и обоснована его структура.

Констатирующий эксперимент, направленный на изучение специфики развития психологической компетентности будущего менеджера в сфере физической культуры, показывает определенный потенциал и возможности в ее развитии у студентов.

Построение программы психологической компетентности будущего менеджера в сфере физической культуры предполагает освоение межпредметного интегрированного психологического учебного содержания в процессе изучения дисциплин базовой и вариативной части учебного плана.

Список литературы

1. Гутко А.В. Формирование психологической компетентности у будущего учителя физической культуры: Дисс. ... канд. психол. наук. Н. Новгород, 2011. 168 с.

2. Кузьмина Н.В., Кухарев Н.В. Психологическая структура деятельности учителя. Томск, 1976. 315 с.

3. Лаптев А.А. Комплексный образовательный продукт на рынке образовательных услуг // Направления и перспективы развития образования в военных институтах внутренних войск МВД России в 2-х частях: сборник научных статей международной научно-практической конференции / Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии И.К. Яковлева МВД России. 2014. С. 282-284.

4. Лопатин М.В., Румба О.Г. Социальная диагностика видов знаний, определяющих гуманитарную составляющую подготовки специалиста в области физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры. 2015. № 2. С. 31-33.

5. Найн А.А., Тихонова Т.Ю. Концептуальные основания развития профессиональной мобильности студентов вуза физической культуры // Теория и практика физической культуры. 2015. № 5. С. 20-22.

6. Сорокоумова С.Н., Гуцу Е.Г. Развитие мотивационно-ценностного компонента профессиональной компетенции преподавателя вуза в системе внутривузовского повышения квалификации // Приволжский научный журнал. 2014. № 4 (32). С. 305-309.

7. Суворова О.В., Сычева Е.С. Развитие когнитивно-личностных профессиональных качеств у студентов психолого-педагогических специальностей: монография / О.В. Суворова, Е.С. Сычева: Нижегор. Фил. Ин-та бизнеса и политики. Нижний Новгород: Нижегор. фил. ИБП, 2012. 239 с.

8. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. 2003. №2. С. 58-64.

References

1. Gutko A.V. Formirovaniepsikhologicheskoy kompetentnosti u budushche-go uchitelyafizicheskoy kul tury [Formation of psychological competence in the future teacher of physical culture]. N. Novgorod, 2011. 168 p.

2. Kuz'mina N.V., Kukharev N.V. Psikhologicheskaya struktura deyatel 'no-sti uchitelya [Psychological structure of the teacher's activity]. Tomsk, 1976. 315 p.

3. Laptev A.A. Napravleniya i perspektivy razvitiya obrazovaniya v voennykh institutakh vnutrennikh voyskMVD Rossii v 2-kh chastyakh: sbornik nauchnykh statey mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Directions and perspectives of the development of education in the military institutes of the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia in two parts: a collection of scientific articles of the international scientific and practical conference]. 2014, рр.282-284.

4. Lopatin M.V., Rumba O.G. Teoriyaipraktika fizicheskoykul'tury. 2015. № 2, рр. 31-33.

5. Nayn A.A., Tikhonova T.Yu. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. 2015. № 5, рр. 20-22.

6. Sorokoumova S.N., Gutsu E.G. Privolzhskiy nauchnyy zhurnal. 2014. № 4 (32), рр. 305-309.

7. Suvorova O.V., Sycheva E.S. Razvitie kognitivno-lichnostnykh profes-sional'nykh kachestv u studentov psikhologo-pedagogicheskikh spetsi-al'nostey [Development of cognitive-personal professional qualities in students of psychological and pedagogical specialties]. Nizhniy Novgorod: Nizhegor. fil. IBP, 2012. 239 p.

8. Khutorskoy A.V. Narodnoe obrazovanie. 2003. №2, рр. 58-64.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Суворова Ольга Вениаминовна, доктор психол. наук, профессор ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (Мининский университет) ул. Ульянова, 1, Нижний Новгород, Нижегородская обл., 603002, Российская Федерация [email protected]

Сорокоумова Светлана Николаевна, доктор психол. наук, профессор ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (Мининский университет) ул. Ульянова, 1, Нижний Новгород, Нижегородская обл., 603002, Российская Федерация

Лаптев Алексей Анатольевич, старший преподаватель кафедры конституционного и административного права ФГКВОУВО «Новосибирский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации» ул. Ключ-Камышенское плато, 6/2, г. Новосибирск, 630114, Российская Федерация

Гутко Александр Владимирович, канд. психол. наук, доцент, зав. кафедрой игровых видов спорта

ФГАОУ ВО Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Национальный исследовательский университет)

просп. Гагарина, 23, г. Нижний Новгород, Нижегородская обл., 603022, Российская Федерация

Куликов Михаил Михайлович, аспирант

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ФГБОУ ВО «Нижегородский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» пр. Гагарина, 46, г. Нижний Новгород, 603950, Российская Федерация

DATA ABOUT THE AUTHORS Suvorova Olga Veniaminovna, Dr. Psychol., Professor

Nizhny Novgorod State Pedagogical University K. Minin (Minin University)

1, Ulyanov Str., Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod region, 603002,

Russian Federation

[email protected]

Sorokoumova Svetlana Nikolaevna, Dr. Psychol., Professor

Nizhny Novgorod State Pedagogical University K. Minin (Minin University)

1, Ulyanov Str., Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod region, 603002, Russian Federation

Laptev Aleksey Anatolyevich, Senior Lecturer in Constitutional and Administrative Law

Novosibirsk military Institute named after General of the army I.K. Yakovlev of national guard troops of the Russian Federation 6/2, Klyuch-Kamyshenskoe plateau, Novosibirsk, Novosibirsk region, 630114, Russian Federation

Gutko Alexander Vladimirovich, Associate professaor, Ph.D.

Nizhny Novgorod State University N. Lobachevsky (National research University)

23, Gagarin Ave., Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod region, 603022, Russian Federation

Kulikov Mikhail Mikhailovich, Postgraduate

Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation 46, Gagarin Ave., Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod region, 603950, Russian Federation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.