Гарбузов Сергей Петрович,
Кандидат педагогических наук, доцент Мацко Андрей Иванович, Кандидат педагогических наук, доцент Никифоров Юрий Борисович, Кандидат педагогических наук, доцент Сатосова Наталья Леонидовна, Кандидат биологических наук, доцент ФГБОУВО "Армавирский государственный педагогический университет"
Р01: 10.24411/2520-6990-2019-10477 ФОРМИРОВАНИЕ И РОЛЬ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Garbuzov Sergey Petrovich,
Candidate of pedagogical Sciences, associate Professor
Matsko Andrey Ivanovich, Candidate of pedagogical Sciences, associate Professor
Nikiforov Yuriy Borisovich, Candidate of pedagogical Sciences, associate Professor Satosova Natalia Leonidovna,
Candidate of biological Sciences, associate Professor "Armavir state pedagogical University"
FORMATION AND ROLE OF COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS OF
PHYSICAL CULTURE
Аннотация
Автор затрагивает вопросы эффективного профессионального развития будущего учителя физической культуры, опосредованного уровнем развития его профессиональной компетентности и набором приобретенных специальных компетенций, в частности психологических, для физического и психического самосовершенствования и развития потенциала обучающихся.
Abstract
The author touches upon the issues of effective professional development of the future teacher of physical culture, mediated by the level of development of his professional competence and a set of acquired special competencies, in particular psychological, for physical and mental self-improvement and development of the potential of students.
Ключевые слова: психологическая компетентность, компетентностный подход, учитель, профессиональное развитие, физическое воспитание, физическая культура, студент.
Key words: psychological competence, competence approach, teacher, professional development, physical education, physical culture, student.
Современная российская система высшего об- гической компетентности будущих учителей физи-
разования реализует «компетентностный подход», ческой культуры. Именно будущим учителям физи-
суть которого не сводится к получению знаний, ческой культуры предстоит сделать физкультуру и
овладению умениями и навыками, а значимость спорт приоритетным аспектом, как досуга, так и
приобретают такие компетенции, которые позво- личностного развития для новых поколений рос-
лили бы будущему выпускнику ВУЗа успешно сийских граждан.
адаптироваться к постоянно меняющимся усло- Только тренер и педагог, владеющий знаниями
виям. Профессиональная подготовка должна не в области психологии спорта, способный приме-
только обеспечить усвоение знаний и умений, но и нить их на практике, чтобы в полной мере раскрыть
сформировать у выпускников необходимые им в психологические ресурсы обучающихся, сможет
будущей профессиональной деятельности ценност- успешно выполнить подобную задачу [2].
ные ориентации, профессиональные и личностные На деле учителю физкультуры надо не только
качества, позволяющие им быть мобильными, любить спорт и детей, но и быть первоклассным
стрессоустойчивыми и морально готовыми к изме- преподавателем-воспитателем, главная задача ко-
нениям. торого заключается в формировании у школьников
Профессия учителя физкультуры только на интереса к здоровому образу жизни.
первый взгляд, кажется, простой и не требующей Будущие учителя физической культуры
специальной педагогической подготовки. должны обладать сформированной психологиче-
Значимым аспектом в современном образова- ской компетентностью. Проблема формирования тельном процессе является формирование психоло-
PUBLIC ADMINISTRATION / <<Ш1ШетУМ-ШУГМа1>>#]]Щ19)),2©]]9
психологической компетентности будущего специалиста по физической культуре и спорту является одной из основных.
Учитель физкультуры - это педагог, который преподает школьникам физическую культуру и формирует у них навыки самостоятельного занятия спортом и здорового способа жизни.
Основная цель деятельности учителя физической культуры как профессионала - это физическое развитие обучающихся в контексте развития его личности как таковой [1].
Если учитель физкультуры хочет построить успешную карьеру, то ему крайне важно развивать soft skills (надпрофессиональные навыки). Фокусировка на задачах, скорость реакции, внимательность к мелочам и хорошая память крайне важны для того, чтобы вас заметили и поставили на руководящую должность.
Если уровень психологической компетентности высок, педагог может эффективно использовать свои ресурсы личности и сводить к минимуму затраты психики. Психологическая компетентность дает возможность оптимизации внешней и внутренней активности, актуализации потенциала обучающихся. Педагог успешнее осуществляет коммуникацию с обучающимися, с легкостью может прогнозировать эффекты профессиональной деятельности в ее динамическом развитии, конструировать действенные модели саморазвития и развития школьников. Реализуя компетентностный подход, нужно помнить, что психологическая компетентность педагога выступает неотъемлемым условием его профессионализма в целом [4].
На учителя физкультуры возлагаются обязанности не только вести уроки, но и прививать детям интерес к самостоятельным занятиям спортом, формировать навыки бережного отношения к своему здоровью. Основными целями такого воспитания являются:
- общее укрепление организма ребенка, его закаливание;
- гармоничное развитие психических и физических качеств;
- обеспечение нормального физиологического развития организма ребенка;
- повышение работоспособности детей.
Психологическая компетентность учителя физической культуры обладает специфической структурой. Она состоит из таких компонентов, как зна-ниевый, мотивационно-ценностный и деятельност-ный. На основе данных компонентов образуются следующие компетенции:0
- психолого-педагогическая;
- коммуникативная;
- аутопсихологическая;
- социально-психологическая;
- социально-перцептивная [2].
Чтобы успешно сформировать и развить психологическую компетентность у будущего учителя физической культуры, потребуются следующие психолого- педагогические условия, которые реализуются в образовательном процессе:
1. Студент должен овладеть актуальной психологической подготовкой, базирующейся на интерактивных принципах.
2. Студент должен приобрести комплекс учебно-профессиональных знаний, умений и навыков, направленных на всестороннее развитие психологического здоровья обучающихся и их личностное развитие в целом.
Студентам предоставляется возможность использовать полученные знания в области психологии на таких видах практики как: психолого-педагогическая, летняя практика, практика пробных уроков. Это позволяет более эффективно углублять процесс психолого-педагогической профессионализации. В учебные программы курсов нужно включить элективные модули с психологическим содержанием. Следует активно использовать в обучении проблемно-поисковые и интерактивные методы. Крайне полезно моделирование как можно более разнообразных педагогических ситуаций. Студенты учатся находить наиболее действенные коммуникативные средства их разрешения с опорой на знание психологических закономерностей. В дальнейшем на практических занятиях детально обсуждается процесс решения педагогических ситуаций, вызвавших затруднение студентов.
Студентам необходимо овладеть навыками ауторефлексии и ауторегуляции психологических и функциональных состояний в условиях физических нагрузок, чтобы в дальнейшем успешно применять их в процессе педагогического взаимодействия.
Преподавателю физкультуры нужно так организовать урок, чтобы учесть интересы всех детей, в том числе и тех, которые имеют ограничения по медицинским показаниям. Занятия могут проводиться как в общей группе, так и в отдельных секциях. Основными видами физической активности в школах являются:
- легкая атлетика (бег на разные дистанции, прыжки в длину и высоту, метания);
- гимнастика (перекладина, брусья, конь, канат, бревно, акробатика);
- командные игры (футбол, пионербол, волейбол, баскетбол);
- лыжный спорт.
Студенты, занимающиеся научно-исследовательской деятельностью, должны брать за ее основу именно знания в области психологии (общей, возрастной, педагогической, психологии спорта, психологии общения) [2].
Критериями сформированности профессиональной психологической компетентности у будущего учителя физической культуры можно назвать:
- широту и глубину психологических знаний, служащих основой и опорой для грамотных и эффективных профессиональных решений;
- умение творчески применить психологические знания, умения и навыки в процессе профессиональной деятельности;
- способность успешно применять психологические знания и компетенции в реальной педагогической ситуации;
- устойчивость и конструктивность поведения с опорой на психологическую компетентность;
- высокий уровень профессиональной успешности и удовлетворенности своим личностно-про-фессиональным развитием и ростом в сочетании со стремлением и признанием необходимости развиваться дальше как профессионал и как личность [2].
Основной критерий, который определяет уровень развития психологической компетентности учителя физической культуры - это возможность педагога успешно анализировать педагогическую ситуацию с точки зрения психологических закономерностей и эффективно прогнозировать ее развитие в дальнейшем, опираясь на знание психологии.
Перечислим основные задачи формирования психологической компетентности у будущего учителя физической культуры с учетом требований профессионального стандарта педагога:
1. Студент должен знать и уметь применять на практике методы изучения своих возможностей. Это поможет ему освоить самоуправление индивидуально- психологическими факторами, способствующими успешному формированию профессиональных компетенций.
2. Студент должен владеть базовыми знаниями, умениями и навыками в области психологической диагностики, при необходимости грамотно подбирать психологические методики для изучения психических процессов, что поможет ему раскрывать потенциал обучающихся и прогнозировать эффективность педагогического воздействия в рамках личностно-ориентированного подхода, выявлять индивидуальные и типологические особенности обучающихся [5].
3. Будущий специалист должен уметь прогнозировать воздействие принятого профессионального решения на систему работы с обучающимися. Ему необходимо знать механизмы развития мотивации физкультурно-спортивной деятельности, психологические основы обучения двигательным действиям и с учетом этих знаний строить свою профессиональную деятельность.
4. Будущий специалист должен владеть базовыми знаниями в области общей психологии, возрастной психологии, знать психологические особенности развития ребенка на разных возрастных этапах, стадии и кризисы развития личности, закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, чтобы с учетом этих данных принимать профессиональные решения и выстраивать процесс коммуникации с учащимися, применять знания по психологии при решении педагогических задач, разрабатывать и применять современные психолого-педагогические технологии [3].
5. Будущий учитель физической культуры должен владеть навыками общения в педагогическом коллективе, уметь воплощать в жизнь комплексные педагогические программы. Его профессиональное
взаимодействие в педагогическом коллективе должно опираться на психологические закономерности, знание которых позволит ему достичь коммуникативной компетентности [2].
Выводы:
Можно сделать вывод о том, что основные проблемы в развитии психологической компетентности будущих учителей физической культуры лежат в области психологии общения, самопознании и самооценки, способности использовать психологические техники взаимодействия в практике.
Выше перечисленные умения, навыки и качества личности педагога необходимо формировать и развивать в жизни и в деятельности на специально организованных занятиях и тренингах, на уроках психологии и педагогики, в процессе педагогической практики.
Мотивационная готовность характеризуется как профориентация на этапе выбора профессии и оказывает значительное влияние на дальнейшее профессиональное обучение, на успешность протекания адаптационных процессов. Мероприятия, проводимые в университете со студентами, начиная с первого курса, позволяют им быстрее адаптироваться к новым условиям, «включиться» в процесс взаимоотношений, установить контакты, расширить круг своего общения, а также развить коммуникативные, организаторские способности, выявить лидерские качества.
Необходимо осуществлять обучение таким образом, чтобы по окончании образовательного учреждения выпускник в той или иной степени владел требуемыми психологическими компетенциями, влияющими на эффективность, качество и уверенность в своей педагогической деятельности.
Список литературы
1. Гогунов, Е.Н. Профессионально-психологическая компетентность специалиста по физической культуре и спорту / Е.Н. Гогунов // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 4. - С. 42-44.
2. Гутко, A.B. Формирование психологической компетенции у будущего специалиста физической культуры / А.В. Гутко // Материалы X международной научно-практической конференции «Оптимизация учебно-тренировочного процесса». - Н. Новгород: ННГУ. - 2016. - С. 80-81.
3. Краснова, М.А. Формирование психологической готовности у студентов физкультурного вуза к предстоящей профессиональной деятельности / М.А. Краснова. - Омск. - 2017. - 158 с.
4. Лазаренко, Л.А. Психологическая компетентность педагога как фактор профессионализации / Л.А. Лазаренко // Современные наукоемкие технологии. - 2018. - №1. - С. 67-68.
5. Хозяинов, Г.И. Акмеология физической культуры и спорта / Г.И. Хозяинов, Н.В. Кузьмина.
- Москва. - Издательский центр «Академия». - 2015.
- 208 с.