УДК 37.013.77
DOI: 10.30914/2072-6783-2018-12-3-17-25
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО ТРЕНЕРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СПОРТИВНОГО ВУЗА
А. В. Гут
Поволжская академия физической культуры, спорта и туризма, г. Казань
Введение. В работе рассматривается актуальность формирования психо лого-педагогической компетентности тренеров (спортивных педагогов), связанной с особенностями и рисками тренерской работы. Работа тренера в современных условиях определяется новым статусом: востребованность спортивных педагогов обретает социальный масштаб в рамках программ оздоровления населения, в рамках организации здорового досуга молодежи, в рамках формирования новых ценностей и жизненных приоритетов подрастающего поколения. Эта потребность зафиксирована во всех государственных образовательных стандартах в форме общекультурных и профессиональных компетенций. Цель. Рассмотреть и сравнить процесс развития аналитических, прогностических, проективных, рефлексивных, организаторских, информационных и развивающих умений студентов направления «Физическая культура» Поволжской академии физической культуры, спорта и туризма как основы формирования психолого-педагогической компетентности. Материалы и методы: анализ результатов анкетирования студентов 1 и 4 курсов направления «Физическая культура» Поволжской академии физической культуры, спорта и туризма, а также анализ экспертной оценки преподавателей академии и работодателей (учителей общеобразовательных и тренеров спортивных школ, за которыми студенты были закреплены на практике). Результаты исследования. Исследование демонстрирует положительную динамику развития по большинству показателей. Наблюдается качественный рост по показателям: проективные и прогностические умения; студенты подчеркивают необходимость развития проективных навыков как первичного показателя профессиональной зрелости молодых педагогов; рефлексивные и организаторские умения; эти умения являются показателями внутриличностного развития, в том числе развития коммуникативных навыков; информационные и развивающие умения; развитию этих умений способствует насыщенность Поволжской академии электронно-информационными ресурсами; аналитические умения и оперативность знаний; эти умения связаны с научно-теоретической деятельностью, и наибольшее развитие получают при обучении в магистратуре. Заключение. Исследование подтверждает практическую направленность бакалавриата по направлению «Физическая культура» Поволжской академии физической культуры, спорта и туризма. Также наблюдается высокая потребность в дисциплинах психолого-педагогического профиля. Общим выводом является то, что вуз закладывает позитивную динамику в развитии профессиональной компетентности.
Ключевые слова: психолого-педагогическая компетентность, спортивный педагог, тренер, самооценка, экспертная оценка.
FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE FUTURE COACH IN THE EDUCATIONAL SPACE OF A SPORTS UNIVERSITY
A. V. Gut
Volga region Academy of physical culture, sport and tourism, Kazan
Introduction. The relevance of the formation of psychological and pedagogical competence of coaches (sports teachers), connected with the peculiarities and risks of coaching, is considered in the work. The work of a coach in modern conditions is determined by a new status: the demand for sports teachers is gaining a social scale within the framework of population's health improvement programs, within the framework of organization of healthy leisure of young people, within the framework of formation of new values and life priorities of younger generation. This need is fixed in all state educational standards in the form of general cultural and professional competencies. Purpose. To consider and compare the development of analytical, prognostic, projective, reflexive, organizational, information and developing skills of students of the direction "Physical Culture" of the Volga Region Academy of Physical Culture, Sports and Tourism as the basis for the formation of psychological and pedagogical competence. Materials and Methods: Analysis of the results of survey of 1st and 4th year students of the direction "Physical Culture" of the Volga Region Academy of Physical Culture, Sports and Tourism, as well as analysis of the expert evaluation of the Academy teachers and employers (teachers of secondary schools and coaches of sports schools, for which
© Гут А. В., 2018
students were assigned in practice). Results, discussion. The study demonstrates positive dynamics of development in most indicators. Observed qualitative growth indicators: projective and predictive skills; students emphasize the need to develop projective skills as a primary indicator of the professional maturity of young teachers; reflexive and organizational skills; these skills are indicators of intrapersonal development, including the development of communication skills; information and developmental skills; the development of these skills is facilitated by the saturation of the Volga Region Academy of electronic information resources; analytical skills and efficiency of knowledge; these skills are associated with scientific and theoretical activities, and the greatest development is obtained in the master's degree. Conclusion. The study confirms the practical orientation of the bachelor's degree in the direction of "Physical Culture" of the Volga Region Academy of Physical Culture, Sports and Tourism. There is also a high need for disciplines of psychological and pedagogical profile. The general conclusion is that the university lays a positive dynamic in the development of professional competence.
Keywords: psychological-pedagogical competence, sports teacher, coach, self-esteem, expert evaluation.
Работа тренера (и спортивного педагога в целом) в современных условиях определяется новым статусом: востребованность спортивных педагогов обретает социальный масштаб в рамках программ оздоровления населения, в рамках организации здорового досуга молодежи, в рамках формирования новых ценностей и жизненных приоритетов подрастающего поколения. Современный тренер должен обладать творческим потенциалом, способностью к саморазвитию и самосовершенствованию, созданию и передаче ценностей здорового образа жизни. Эта потребность зафиксирована во всех государственных образовательных стандартах в форме общекультурных и профессиональных компетенций. Как бы ни менялась форма и содержание ФГОСов, потребность в формировании психологически грамотных и творчески одаренных тренеров-педагогов присутствует и будет присутствовать во всех стандартах как ответ на обозначенный социальный запрос. Этот социальный запрос ориентирован на творческую индивидуальность, что предполагает не только наличие психологических и педагогических знаний, но и умение использовать и развивать эти знания в ежедневной педагогической практике, формирование «вечного двигателя» профессиональной компетентности на основе общеизвестной триады «знания ^ практика ^ новые знания». Следовательно, актуализация проблемы формирования психолого-педагогической компетентности будущих тренеров (спортивных педагогов) есть важный маркер современного профессионального образования.
Психолого-педагогическая компетентность тренера (спортивного педагога) играет особую
роль на фоне бурного развития дистантных форм и средств образования в целом: воспитать и обучить спортсмена заочно, только с помощью электронные ресурсов, невозможно, тренировочный процесс был, есть и будет проходить как регулярная непосредственная коммуникация педагога с воспитанниками. Тренер проводит больше времени со своими учениками, лучше их знает и имеет больше возможностей для влияния, чем обычный учитель. Общение тренера со спортсменами часто является «ненормируемым», то есть почти постоянным, например, на учебно-тренировочных сборах и во время спортивных соревнований, поэтому тренер на ранних этапах работы с маленькими спортсменами играет фактически роль опекуна; на более поздних этапах становится наставником; а на этапе спорта высших достижений появляется функция менеджера в отношении своих подопечных. Эти особенности тренерской работы предъявляют высокие требования как к профессиональным, так и к личностным характеристикам спортивного педагога. И это также является дополнительным фактором актуализации психолого-педагогической компетентности будущих спортивных педагогов-тренеров.
Столь же важным является умение спортивных педагогов поддерживать внутренне психологическое равновесие, так как работа спортивного педагога отягощена разного рода рисками и высоким уровнем стрессогенности: много времени тренер проводит в отрыве от привычного домашнего комфорта (сборы, соревнования), по роду своей деятельности тренерам приходится общаться с большим количеством людей (родители воспитанников, коллеги, судьи, журналисты и т. д.), высокий риск физического и психологического
травматизма во время тренировок и соревнований, а также высокая степень конкурентности рынка спортивных услуг. Таким образом, будущие спортивные педагоги должны быть готовы не только к внешним, но и внутренним психологическим рискам своей профессии [9].
Формирование психолого-педагогической компетентности является фундаментом общей профессиональной компетентности, включающей в себя:
• специальную компетентность (знания и навыки в сфере спортивной деятельности);
• социальную компетентность (умения и навыки работать с коллективом и в коллективе, владение приемами межличностного общения, осознание социальной ответственности за результаты своей деятельности);
• личностную компетентность (навыки и умения личностной саморегуляции, самовыражения, саморазвития, способность осознавать и корректировать профессиональные деформации личности);
• индивидуальную компетентность (навыки и умения реализации творческого потенциала, желание и готовность к профессиональному росту) [8].
Отметим также внутреннюю сложность и структурированность психолого-педагогической компетентности выпускников вузов:
• общепсихологическую компетентность как совокупность теоретических знаний по психологии;
• социально-педагогическую компетентность как знание основ социальной психологии;
• аутопсихолгическую компетентность как знание о себе и своих психологических особенностях;
• коммуникативную компетентность как навыки и умения эффективного общения;
• конфликтлогическую компетентность как умения и навыки конструктивной работы в конфликтных ситуациях.
Немаловажными для формирования психолого-педагогической компетентности будущих спортивных педагогов являются и аспекты общекультурного развития: личностная окрашенность знаний (увлеченность своей профессией, умение заинтересовать воспитанников, ответственность в принятии решений), коммуникативность (расположенность к людям, доброжелательность, общительность); перцептивность (профессиональная наблюдательность, педагоги-
ческая интуиция, высокий уровень сенсорных показателей, ассертивность); динамизм личности (эмоциональная устойчивость, способность к саморегуляции, лабильность), культура педагогического общения (педагогический такт, наличие собственного стиля общения) [6].
Период обучения в вузе является периодом не только поиска своей профессиональной идентичности, но и закладывания основ будущего профессионализма. В этот период происходит перевод неосознанной внутренней потребности самоактуализации в конкретные формы профессиональной деятельности, что позволяет реализовать эту внутреннюю потребность уже на сознательном уровне. Во время этого процесса молодые люди через осознание своей профессиональной идентичности формируют свою профессиональную Я-концепцию, благодаря чему добиваются личностной самоактуализации. Профессиональная деятельность спортивных педагогов предоставляет для этого достаточные возможности, ибо предполагает актуализацию и биологического, и психологического, и личностного потенциала личности.
Формирование профессиональной психолого-педагогической компетентности будущих тренеров обеспечивается психолого-педагогическими компонентами учебного процесса, представленными в таблице 1.
Все виды учебной и внеучебной работы важны для формирования профессиональной компетентности будущего тренера. Особое значение в развитии профессиональной психолого-педагогической компетентности будущего тренера в процессе учебной работы принадлежит практике и интегрированным курсам, таким как «Введение в педагогическое мастерство», направленным на формирование представлений о сущности педагогической деятельности, на развитие структурных компонентов профессиональной компетентности будущего тренера, в первую очередь, на профессионально значимые личностные качества будущих специалистов.
Курс решает следующие задачи:
- формирование представлений о сущности педагогической деятельности;
- усвоение знаний о сущности и структуре педагогического мастерства;
- характеристика особенностей педагогического мастерства в структуре педагогической культуры;
- формирование умения и навыков осуществления профессиональной педагогической деятельности;
- развитие профессиональной педагогической рефлексии;
- развитие коммуникативных и аналитических способностей студентов;
- способствование развитию педагогической культуры, профессиональных творческих способностей, качеств преподавателя;
- решение педагогических задач в рамках общеобразовательных и профессиональных об-
разовательных организаций, ориентированные на анализ научной и научно-практической литературы, обобщение практики в области физической культуры и образования;
- осуществление обучения и воспитания обучающихся в процессе занятий.
Важно, что в процессе прохождения интегрированного курса теоретические знания приобретают личностную значимость, усваиваются и становятся актуальными.
Таблица 1 / Table 1
Психолого-педагогические аспекты образовательного процесса III АФКСиТ по формированию профессиональной компетентности будущего тренера / Psychological and pedagogical aspects of the educational process of VRSAPHCSandT on the formation of professional competence of a future coach
Этап / Stage Цель / Goal Учебная работа / Educational work Внеучебная работа / Extracurricular activities
1 этап (младшие курсы) Цель - развитие психологической готовности к освоению будущей профессии тренера Система учебных предметов с соответствии с Госстандартом («Педагогика», «Психология», «Педагогика физической культуры», «Психология физической культуры») • Работа вожатыми в летних оздоровительных лагерях. • Волонтерская деятельность. • Просветительская работа среди учащихся школ
2 этап (средние курсы) Цель - развитие основных структурных компонентов профессиональной компетентности будущего специалиста в области образования • Интегрированный курс «Введение в педагогическое мастерство». • Другие интегрированные курсы («Профилактика наркомании средствами физической культуры и спорта», «Социальная адаптация в условиях образовательной и профессиональной деятельности» и др.). • Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков (3 курс). • Курсовые работы • Практикоориентированные семинары: • педагогическая техника, мимическая и пантомимическая выразительность педагога, культура речи и культура внешнего вида педагога, мастерство педагогического общения, искусство устного и публичного выступления, элементы актерского и режиссерского мастерства в педагогической деятельности; • психологические тренинги: тренинг развития уверенности в себе, конфликтологический тренинг, тренинг основы саморегуляции, тренинги профилактики эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога
3 этап (старшие курсы) Цель - развитие профессиональной компетентности личности • Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, педагогическая, исполнительская и творческая (4 кУРс). • Выпускная квалификационная работа • Тренерская работа. • Научные исследования
Профессиональная компетентность формируется и реализуется в ходе всех видов практик через актуализацию следующих психолого-педагогических умений и навыков:
• аналитические умения и навыки проявляются в умении анализировать и обобщать накопленный педагогический опыт, диагностировать
физическое развитие воспитанников и проводить педагогическое исследование;
• прогностические умения и навыки проявляются в способности прогнозировать развитие спортивного коллектива, спортивных достижений воспитанников, учебно-тренировочного процесса в целом;
• проективные умения и навыки необходимы в проектировании различных форм педагогической деятельности: учебно-методической, научно-исследовательской и внеучебной;
• рефлексивные умения и навыки осуществляются при оценивании своей деятельности в форме самонаблюдения и самопознания;
• организаторские умения и навыки обеспечивают включение обучающихся в различные виды деятельности коллектива в соответствии с их возможностями, знаниями и потребностями;
• информационные умения и навыки проявляются в способностях получать, обрабатывать и излагать учебную информацию в соответствии с целями и задачами образовательного процесса;
• развивающие умения и навыки нацелены на развитие познавательных процессов, чувств и воли обучающихся с помощью всего методического и методологического инструментария психолого-педагогических наук.
Особая роль в образовательном пространстве спортивного вуза по формированию профессиональной компетентности будущего специалиста в процессе внеучебной работы отводится тренерской работе, в которой студенты старших курсов под руководством опытных тренеров проводят тренировочные занятия, приобретают умения и навыки реальной педагогической деятельности, отрабатывая аналитические, прогностические, организаторские, рефлексивные и другие умения.
В связи с актуальностью изложенной темы автором проведено исследование, направленное
на самооценку уровня сформированности психолого-педагогической компетентности студентов 1 и 4 курсов направления «Физическая культура» Поволжской академии физической культуры, спорта и туризма. Объектом данного исследования были психолого-педагогическая компетентность студентов академии, предметом - процесс формирования психолого-педагогических элементов профессиональной компетентности будущих спортивных педагогов - студентов Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма. Методической основой исследования явился сравнительный анализ анкет студентов 1 и 4 курсов. Исследование имело пролонгированный характер: в 2014 году студенты ряда направлений (борьбы, плавания, легкой атлетики, гимнастики, хоккея, футбола) заполнили единую по содержанию анкету, а в этом году, уже будучи студентами 4 курса, они ответили на аналогичную анкету уже с «высоты прошедших лет обучения». В исследовании приняли участие 80 студентов. В рамках анкеты студенты проводили самооценку по показателям психолого-педагогической компетентности, а также сформи-рованности личностного и профессионального уровня. Студенты имели возможность оценить показатели психолого-педагогической компетентности и личностного роста по четырем уровням: 4 - отчетливо сформирована; 3 - достаточно сформирована; 2 - имеет место; 1 - сформирована в минимальной степени. Результаты анкетирования представлены в таблице 2.
Таблица 2 / Table 2
Сформированность психолого-педагогической компетентности и личностного роста тренера в самооценке студентов (в баллах) / Formation of psychological and pedagogical competence and personal growth
of a coach in students' self-esteem (in points)
Теоретические и практические умения / Theoretical and practical skills 1 курс/ 1 st 1 cours 4 курс/ jth 4 course Динамика/ Dynamics
1 2 3 4 5
1 Оперативность знаний: спортивные новости, спортивная педагогика, новаторство в области физической культуры и спорта 24,4 26 +1,6
2 Аналитические умения: умение обобщать передовой педагогический опыт; диагностировать физическое развитие воспитанников; проводить педагогическое исследование и анализировать его результаты 24 24,8 +0,8
3 Прогностические умения: прогнозировать развитие спортивного коллектива; спортивных достижений воспитанников; учебно-тренировочный процесс 22 26 +4
4 Проективные умения: проектировать учебно-методическую работу; научно-исследовательскую деятельность; внеучебную деятельность 20,4 25 +4,6
5 Рефлексивные умения: объективно оценивать свою деятельность; способность к самонаблюдению, самопознанию, сохранять и поддерживать спортивную форму 24,4 28 +3,6
Окончание табл. 2
1 2 3 4 5
6 Организаторские умения: проводить массовые физкультурные и спортивно-зрелищные мероприятия, продвигать физкультурно-спортивные услуги и товары, мобилизовать воспитанников самостоятельно заниматься спортом, вести здоровый образ жизни 23 26 +3
7 Информационные умения: работа с печатными и интернет-источниками, умение добывать информацию и дидактически ее преобразовывать, применять технические средства 27 30,2 +2,8
8 Развивающие умения: определение «зоны ближайшего развития» отдельных учащихся, группы; создание проблемных ситуаций и других условий для развития познавательных процессов обучающихся 22 24 +2
Анализ полученных результатов самообследования позволил сделать следующие выводы:
В целом уровень самооценки психолого-педагогической компетентности можно охарактеризовать как адекватный (3,5-4 балла по пятибалльной шкале в среднем для всех студентов).
Исследование демонстрирует положительную динамику развития по большинству показателей. Особенно следует отметить качественный рост по таким показателям, как проективные и прогностические умения как результат одновременного накопления теоретических знаний и возможности применения их на практике (большинство студентов подрабатывают в различных организациях спортивного профиля - тренируют в основном детей, кроме того, все анкетируемые прошли педагогическую практику в общеобразовательных и спортивных школах города Казань либо образовательных учреждениях по месту жительства). Отметим, что в личных беседах студенты особо выделяли необходимость развития проективных навыков, которые воспринимаются работодателями как первичный показатель профессиональной зрелости молодых педагогов. Важным фактором формирования проективных и прогностических умений и навыков являются ежегодные студенческие конференции, на которых опрошенный студенты имели возможность продемонстрировать и закрепить данные навыки.
Хорошую динамику показывали также оценки рефлексивных и организаторских умений. Способность к рефлексии есть важнейший показатель зрелой, сформировавшейся личности, и рост этого показателя, на наш взгляд, лучше всего демонстрирует процесс формирования психолого-педагогической компетентности. Это особенно значимо для нас, педагогов, в сравнении с результатами первичного исследования четы-
рехлетней давности, когда именно этот показатель дал отрицательные результаты [4]. Как рефлексивные умения есть показатель внутрилич-ностного развития, так развитие организаторских навыков есть демонстрация развития навыков коммуникативных. Положительная динамика организаторских навыков есть совокупный результат учебного процесса, учебно-педагогической практики, внеучебной работы и, в целом, первого для большинства студентов самостоятельного этапа в жизни (83 % опрошенных проживают в общежитии). Также в личных беседах студенты отметили важность работы в летний период в разного рода детских лагерях с точки зрения развития именно организаторских навыков и умений. Эту работу студенты характеризовали как «неоценимый опыт», «самый значимый источник навыков и умений», «творческую школу» и т. п.
Информационные и развивающие умения также дали положительный прирост, хотя и не столь большой по сравнению с вышеописанными. Информационные умения имеют прикладной характер, к тому же очень хорошо развиты уже у первокурсников, окончивших общеобразовательную школу, которая формирует эти навыки практически в полном объеме. Кроме того, Поволжская академия насыщена электронно-информационными ресурсами, в которые студенты погружаются уже с первого курса, и к 4 курсу информационные навыки являются основательными и закрепленными. Развивающие же умения есть умения жизненного опыта и практики, и вуз является только отправной точкой для формирования этих умений и навыков.
Наименьший прирост показали аналитические умения и оперативность знаний. Эти умения, следовательно, являются самым «слабым звеном» и требуют дополнительной работы. На наш взгляд,
эти умения тесно связаны с научно-теоретической деятельностью и имеют первостепенное значение для магистратуры. Бакалавриат же в целом имеет прикладной характер, и результаты исследования это подтверждают. Однако это формирует и поле для дальнейших размышлений и развития форм и содержания учебного процесса. Наблюдается тенденция увеличения количества психологических дисциплин прикладного характера, таких, например, как «Психодиагностика в спорте», «Отбор и спортивная ориентация», «Прогнозирование в спорте», «Технологии
физкультурно-спортивной деятельности», «Повышение спортивно-педагогического мастерства» и др. по различным профилям подготовки направления «Физическая культура».
Для системности и достоверности оценки сформированности профессиональных психолого-педагогических компетенций был дополнительно проведен экспертный опрос преподавателей академии и работодателей (учителей общеобразовательных и тренеров спортивных школ, за которыми студенты были закреплены на практике).
Таблица 3 / Table 3
Экспертная оценка сформированности психолого-педагогической компетентности у студентов 4 курса направления «Физическая культура» (в баллах) / Expert evaluation of the formation of psychological and pedagogical competence of 4th year students of the direction "Physical Culture" (in points)
Теоретические и практические умения / Студенты / Преподаватели / Работодатели /
1 Оперативность знаний: спортивные новости, спортивная педагогика, новаторство в области физической культуры и спорта 3,6 3,5 3,8
2 Аналитические умения: умение обобщать передовой педагогический опыт; диагностировать физическое развитие воспитанников; проводить педагогическое исследование и анализировать его результаты 3,4 2 1,8
3 Прогностические умения: прогнозировать развитие спортивного коллектива; спортивных достижений воспитанников; учебно-тренировочный процесс 3,6 1,8 1,7
4 Проективные умения: проектировать учебно-методическую работу; научно-исследовательскую деятельность; внеучебную деятельность 3,5 3,1 3
5 Рефлексивные умения: объективно оценивать свою деятельность; способность к самонаблюдению, самопознанию, сохранять и поддерживать спортивную форму 3,8 2,8 2,4
6 Организаторские умения: проводить массовые физкультурные и спортивно-зрелищные мероприятия, продвигать физкультурно-спортивные услуги и товары, мобилизовать воспитанников самостоятельно заниматься спортом, вести здоровый образ жизни 3,6 3,5 3,5
7 Информационные умения: работа с печатными и интернет-источниками, умение добывать информацию и дидактически ее преобразовывать, применять технические средства 4 3,8 3,9
8 Развивающие умения: определение «зоны ближайшего развития» отдельных учащихся, группы; создание проблемных ситуаций и других условий для развития познавательных процессов обучающихся 3,3 3 2,9
Анализ полученных результатов экспертной оценки позволил сделать следующие выводы:
1. Оперативные, информационные и организаторские умения были одинаково высоко оценены как преподавателями, так и работодателями, причем наблюдается корреляция с результатами студенческого самообследования. Это характе-
ризует тот факт, что наш вуз дает не только теоретические знания, но и формирует устойчивые педагогические навыки и умения, закладывает позитивную динамику в развитии профессиональной компетентности в сфере работы с информацией и передовым педагогическим опытом в сфере физической культуры и спорта.
2. Проективные, рефлексивные и развивающие умения получили средние оценки экспертов. Проективные и развивающие умения, теоретически изучаемые в ходе учебного процесса, в перспективе должные быть подкреплены опытом реальной тренерской работы. А рефлексивные умения объективно оценивать свою деятельность зависят от личностной заинтересованности студентов в саморазвитии и профессиональном самосовершенствовании.
3. Сравнительно низкую оценку экспертов получили прогностические и аналитические умения студентов. Это связано с тем, что работодатели оценивали эти умения с точки зрения своего накопленного практического опыта, который у студентов объективно небольшой.
В целом уровень психолого-педагогической компетентности был подтвержден экспертной оценкой преподавателей вуза и работодателей, что свидетельствует о позитивном влиянии учебной и внеучебной работы на формирование и развитие профессиональных знаний, навыков и умений. Очень важно для современного вуза выпускать студентов с наработанными практическими навыками в избранной сфере деятельности, что, собственно, и является сутью профессиональной компетентности будущих специалистов.
Общим выводом является то, что вуз дает не только теоретические знания, но и формирует в первую очередь навыки и умения, в том числе в сфере психолого-педагогической компетентности, и в целом закладывает позитивную динамику в развитии профессиональной компетентности.
Интересный посыл представляют результаты данной работы для сравнительного исследования психолого-педагогических навыков студентов разных направлений. Так, результаты анкетирования показали, что рефлексивные умения в большей степени развиты у пловцов, тогда как гимнасты продемонстрировали приоритетность прогностических навыков. Проведение сравнительного анализа является темой наших дальнейших научных исследований.
Психолого-педагогическая компетентность будущих спортивных педагогов - целостная система взаимосвязанных и взаимовлияющих знаний, навыков, умений, способностей, установок, личностных свойств, личностных позиций и действенных мотивов, совокупность которых обеспечивает не только успешное и эффективное решение своих профессиональных задач, но и личностный
рост самого педагога, а также удовлетворенность и чувство самореализации.
Литература
1. Болотова А. К., Жуков Ю. М. Психология коммуникаций: монография. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. 495 с. DOI: 10.17323/978-5-7598-1107-7
2. Власова Е. В. Внутренние факторы формирования направленности педагогического общения тренеров // Ученые записки университета им. Лесгафта. 2015. № 4 (122). C. 232-236.
3. Галимзянова И. И., Зарипова С. З. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции в Российских и Зарубежных образовательных документах // Вестник Марийского государственного университета. 2015. № 4 (19). С. 20-24.
4. Гут А. В., Аппакова-Шогина Н. З., Пайгунова Ю. В. Развитие педагогической культуры и профессиональной компетентности спортивного педагога (на примере Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма) // Теоретические и практические аспекты профессиональной подготовки студентов гуманитарных и технических специальностей: коллективная научная монография / отв. ред. А. Ю. Нагорнова. Ульяновск: SIMJET. 2015. С. 102-114.
5. Иссурин В. Б. Спортивный талант: прогноз и реализация: монография / пер. с англ. И. В. Шаробайко. М.: Спорт, 2017. 240 с. URL: http://www.studentlibrary.ru/book/ ISBN9785906839831.html (дата обращения: 15.04.2018).
6. Кретти Брайент ДЖ. Психология в современном спорте: монография / пер. с англ. Ю. Л. Ханина. М.: Физкультура и спорт, 1978. 224 с. URL: https://www.twirpx.com/file/1049895/ (дата обращения: 15.04.2018).
7. Малкин В., Рогалева Л. Спорт - это психология: монография. М.: Спорт, 2015. 176 с. URL: https://bookz.ru/ authors/valerii-malkin/sport--_935/1-sport--_935.html (дата обращения: 15.04.2018).
8. Маркова А. К. Психология профессионализма: монография. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. 312 с. URL: http://www.p-lib.ru/pedagogika/markova-psihologiya-professionalizma/index.html (дата обращения: 15.04.2018).
9. Мирошникова С. С. Профессиональные риски спортивного тренера // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Сер.: Педагогические науки. 2014. № 1. C. 78-81. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ professionalnye-riski-sportivnogo-trenera (дата обращения: 15.04.2018).
10. Николаева Н. И. Профессиограмма как основа профессионального стандарта подготовки спортивного тренера // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2013. Т. 8, ч. II. C. 801-803. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professiogramma-kak-osnova-professionalnogo-standarta-podgotovki-sportivnogo-trenera (дата обращения: 15.04.2018).
11. Сериков В. В. Развитие личности в образовательном процессе: монография. М.: Логос, 2012. 448 с. URL: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785987046128.html (дата обращения: 15.04.2018).
References
1. Bolotova A. K., Zhukov Yu. M. Psihologiya kommunikatsij: monografiya [Psychology of communication]. Natsional'nyj issle-dovatel'skij universitet «Vysshaja shkola ekonomiki» = National Research University "Higher School of Economics". Moskow: Publ. house of the Higher School of Economics, 2015, 495 p. DOI: 10.17323/978-5-7598-1107-7 (In Russ).
2. Vlasova E. V. Vnutrennie faktory formirovaniya naprav-lennosti pedagogicheskogo obshcheniya trenerov [Internal factors of formation of the orientation of trainers' pedagogical communication]. Uchenye zapiski universiteta im. Lesgafta = Scientific notes of the University named after Lesgaft, 2015, no. 4, (122) pp. 232-236. (In Russ)
3. Galimzyanova I. I., Zaripova S. Z. Formirovanije mezhkul'turnoy kommunikativnoy kompetentsii v rossiyskih i zarubezhnykh obrazovatel'nykh documentakh [Formation of intercultural communicative competence in Russian and Foreign educational documents]. Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Mari State University, 2015, no. 4 (19), pp. 20-24. (In Russ).
4. Gut A. V, Appakova-Shogina N. Z, Paygunova Yu. V. Razvitie pedagogicheskoy kultury I professional'noy kompe-tentnosti sportivnogo pedagoga (na primere Povolzhskoy gosu-darstvennoy akademii fizicheskoy kultury, sporta I turizma [Development of pedagogical culture and professional competence of a sports teacher (on the example of the Volga State Academy of physical culture, sports and tourism)]. Teoreticheskie I prak-ticheskie aspecty professional 'noy podgotovki studentov guman-itarnykh I tekhnicheskikh spetsial 'nostey: kollektivnaya nauchnaya monografiya = Theoretical and practical aspects of professional training of students of humanitarian and technical specialties: collective scientific monograph, ed. A. Yu. Nagor-nova, Ulyanovsk: SIMJET, 2015, pp. 102-114. (In Russ).
5. Issrurin V. B. Sportivnyj talant: prognoz I realizatsiya: mono-grafiya [Sports talent: forecast and implementation]. V. B. Issurin; trans. from English, by I. V. Sharobayko, Moskow: Sport, 2017, 239 p. Available at: http://www.studentlibrary.ru/book/ ISBN9785906839831.html (accessed 15.04.2018). (In Russ).
6. Crettie Bryant J. G. Psihologiya v sovremennom sporte [Psychology in modern sports]. Trans. from English. Yu. L. Khanina. Moskow: Physical training and sports, 1978, 224 p. Available at: https://www.twirpx.com/file/1049895/ (accessed 15.04.2018). (In Russ).
7. Malkin V. Sport - eto psihologiya [Sport is psychology]. Moskow: Sport, 2015, 176 p. Available at: https://bookz.ru/ authors/valerii-malkin/sport--_935/1-sport--_935.html (accessed 15.04.2018). (In Russ).
8. Markova A. K. Psihologiya professionalizma [Psychology of professionalism]. Moskow: International Humanitarian Fund "Knowledge", 1996, 312 p. Available at: http://www.p-lib.ru/ pedagogika/markova-psihologiya-professionalizma/index.html (accessed 15.04.2018). (In Russ).
9. Miroshnikova S. S. Professional'nye riski sportivnogo trenera [Professional risks of a sports coach]. Izvestiya Vol-gogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Ser. Pedagogicheskie nauki = Izvestiya of the Volgograd State Pedagogical University. Ser.: Pedagogical sciences, 2014, no. 1, pp. 78-81. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ professionalnye-riski-sportivnogo-trenera (accessed 15.04.2018). (In Russ).
10. Nikolaeva N. I. Professiogramma kak osnova profes-sional'nogo standarta podgotovki sportivnogo trenera [Professi-ogram as a basis for the professional standard of sports coach training]. Zdorov 'e - osnova chelovecheskogo potentsiala: prob-lemy i puti ikh resheniya = Health is the basis of human potential: problems and ways of their solution. 2013, vol. 8, part. 2, pp. 801-803. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ professiogramma-kak-osnova-professionalnogo-standarta-podgotovki-sportivnogo-trenera (accessed 15.04.2018). (In Russ).
11. Serikov V. V. Razvitie lichnosti v obrazovatel'nom protsesse [Personal development in the educational process: monograph. Moskow: Logos, 2012, 448 p. Available at: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785987046128.html (accessed 15.04.2018) (In Russ).
Статья поступила в редакцию 16.04.2018 г.
Submitted 16.04.2018.
Для цитирования: Гут А. В. Формирование профессиональной компетенции будущего тренера в образовательном пространстве спортивного вуза // Вестник Марийского государственного университета. 2018. Т. 12. № 3. С. 17-25. DOI: 10.30914/2072-6783-2018-12-3-17-25
Citation for an article: Gut A. V. Formation of professional competence of the future coach in the educational space of a sports university. Vestnik of the Mari State University. 2018, vol. 12, no. 3, pp. 17-25. DOI: 10.30914/2072-6783-2018-12-3-17-25
Гут Анжелика Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент, Поволжская академия физической культуры, спорта и туризма, г. Казань,
anzhelika. gut@yandex. ги
Anzhelika V. Gut, Ph. D. (Pedagogy), associate professor, Volga region Academy of physical culture, sports and tourism, Kazan,
anzhelika. gut@yandex. ru