Научная статья на тему 'Педагогические и психологические аспекты подготовки спортивных тренеров к профессиональной деятельности'

Педагогические и психологические аспекты подготовки спортивных тренеров к профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
835
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЙ ТРЕНЕР / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / SPORTS COACH / PROFESSIONAL PEDAGOGY / SPORTS PSYCHOLOGY / TRAINING METHODOLOGY / COMPETENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Расулов Зокир Пардаевич

В статье проводится анализ психологических и педагогических составляющих в деятельности спортивного тренера. Наряду с познаниями в виде спорта, который выбрал тренер, существенное значение для тренера, в становлении его как профессионала, имеют: педагогическое мастерство, владение методикой формирования двигательных навыков у тренируемых, знание спортивной психологии, навыки психологического воздействия на личность, формирования здорового социально-психологического климата в его спортивной команде, развитое тактическое, игровое и стратегическое мышление тренера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL AND PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF PREPARATION SPORTS COACHES TO THE PROFESSIONAL ACTIVITIES

In article conducting an analysis of psychological and pedagogical constituting in activities of sports coach. In addition with knowledge about sport, which have chosen the coach, considerable significance in becoming him as a professional coach are: pedagogical skills, to being able to formation methods of movement skills on his students, knowledge about psychology of sport, psychological impact skills on the person, formation healthy social and psychological climate in his sports team, also advanced tactical, playful and strategic mindset of the coach.

Текст научной работы на тему «Педагогические и психологические аспекты подготовки спортивных тренеров к профессиональной деятельности»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНЫХ ТРЕНЕРОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Расулов З.П. Email: [email protected]

Расулов Зокир Пардаевич - начальник отдела, Отдел мониторинга и оценки качества, Центр переподготовки и повышения квалификации, старший преподаватель, кафедра педагогики и психологии, Центр научно-методического обеспечения, переподготовки и повышения квалификации специалистов по физической культуре и спорту при Министерстве физической культуры и спорта Республики Узбекистан, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье проводится анализ психологических и педагогических составляющих в деятельности спортивного тренера. Наряду с познаниями в виде спорта, который выбрал тренер, существенное значение для тренера, в становлении его как профессионала, имеют: педагогическое мастерство, владение методикой формирования двигательных навыков у тренируемых, знание спортивной психологии, навыки психологического воздействия на личность, формирования здорового социально-психологического климата в его спортивной команде, развитое тактическое, игровое и стратегическое мышление тренера.

Ключевые слова: спортивный тренер, профессиональная педагогика, спортивная психология, методика обучения, компетентность.

PEDAGOGICAL AND PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF PREPARATION SPORTS COACHES TO THE PROFESSIONAL ACTIVITIES Rasulov Z.P.

Rasulov Zokir Pardaevich - Head of Department, DEPARTMENT OF MONITORING AND QUALITY ASSESSMENT, RETRAINING AND ADVANCED TRAINING CENTRE,

Senior Teacher, DEPARTMENT OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY, SCIENTIFIC AND METHODOLOGY SECURITY CENTRE OF RETRAINING AND ADVANCED TRAINING OF SPECIALISTS ABOUT PHYSICAL CULTURE AND SPORT UNDER THE MINISTRY OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: in article conducting an analysis of psychological and pedagogical constituting in activities of sports coach. In addition with knowledge about sport, which have chosen the coach, considerable significance in becoming him as a professional coach are: pedagogical skills, to being able to formation methods of movement skills on his students, knowledge about psychology of sport, psychological impact skills on the person, formation healthy social and psychological climate in his sports team, also advanced tactical, playful and strategic mindset of the coach.

Keywords: sports coach, professional pedagogy, sports psychology, training methodology, competency.

УДК 372.879.6

В сфере профессионального спорта основополагающей влиятельной персоной является тренер. Его опыт, педагогическое умения и подготовка, наравне с мастерством в сфере управления в значительной степени влияет на результат спортсмена. Также на результативность работы воздействует и его личная жизненная философия и спортивные принципы. В первую очередь, его личные навыки способствуют успешному и оперативному урегулированию как общих вопросов гуманистической педагогики - через обучение и воспитание к развитию, так и достижению высоких результатов в спорте. Особенно актуальным является анализ психологических и педагогических составляющих в деятельности спортивного тренера, с учётом её принципиальных особенностей, которые напрямую сопряжены со спецификой спорта. Также необходимо принимать во внимание многогранность отдельных аспектов работы, обязательств и ролей тренера как педагога, руководителя, социолога, психолога, помощника и просто друга.

Спортивному тренеру для правильной комбинации и оперативного разрешения зачастую нелегких задач социализации, совмещая с обучением своих воспитанников, которые будут показывать высокую результативность в спорте, надлежит обладать профессиональной компетенцией, педагогическим мастерством, развитым чувством гражданственности и социальной ответственности. Характерной чертой высокопрофессионального тренера является его способность оказывать сопротивление давлению со стороны внешней среды на пути к достижению результата любой ценой. Ему присущи непоколебимые гражданская позиция и субъективизм, наряду с личным глубоким переживанием за будущее его учеников, даже после завершения спортивной карьеры.

Несмотря на многочисленные проведённые исследования в области тренерской подготовки [1] и широко распространенную практику перехода бывших спортсменов в статус тренера, для которых, казалось бы, отсутствуют секреты в своём виде спорта, многие психолого-педагогические факторы тренерской работы до сих пор не имеют ответа и ждут своих исследователей. Важную роль при подготовке тренера играет обширное понимание выбранного вида спорта и индивидуальность психофизических аспектов двигательной деятельности тренера и тренируемых.

Важной задачей в подготовке тренера является рост его преподавательского мастерства в процессе ведения учебно-тренировочной деятельности, владение современными инновационными научно-обоснованными методиками развития и обучения и, в свою очередь, способами их эффективной реализации. Особенно значимой является владение методикой формирования двигательных навыков у тренируемых.

В становлении педагогического мастерства у тренера в вопросах проведения технической подготовки воспитанников, необходимы совершенно новые тактики в двигательном обучении и совершенствовании, содержащие:

1) выстроенные на базисе ключевых точек методы концентрации внимания в структуре выполнения технического приёма;

2) системную реализацию моторного обучения, основанного на типовых повторениях цепочки отдельных ключевых точек данного технического приема;

3) системное обучение технике, сопряженное с логическим взаимодействием технических приёмов в спортивном процессе;

4) использование «модульной» гипотезы мышления, обращённой на оптимизацию решения двигательных задач определённой спортивной ситуации, позволяющей, в свою очередь, реализовать практические способы построения «внутримодульных» и «межмодульных» специализированных упражнений тактической направленности [2].

Еще одним немаловажным звеном в подготовке тренера к педагогической деятельности является знание спортивной психологии. Это обуславливается чёткими знаниями и умениями, а также практическими навыками тренера в создании положительного психологического климата. Пробелы в данной части более ярко

прослеживается в командных видах спорта. Личности, имеющие свой индивидуальный характер, особенности, ценности и разноплановые мотивы должны эффективно интегрироваться в сплочённую команду для достижения высокого спортивного результата. Психология играет важную роль в социализации и воспитании тренируемых, тем самым развивает командный дух и помогает добиться высоких результатов. Благополучного исхода в решении задачи психологического воздействия на тренируемых можно добиться, обладая такими навыками, как использование закономерности групповой деятельности избранного вида спорта при формировании команды, а также оперативного распознавания типологических особенностей каждого воспитанника и эффективной индивидуализации его спортивной и тренировочной деятельности, учитывая его типологию.

С учётом организаторских и ориентировочных значений данной готовности, в структуре психологических навыков тренера можно сделать акценты на когнитивный, конструктивный, рефлексный и деятельностный элементы. К когнитивному элементу подготовленности будущего тренера к формированию здорового социально -психологического климата в его спортивной команде, относятся знания психологии, педагогики, понимание особенностей формирования спортивного коллектива. К конструктивному элементу относятся организаторские навыки и умение планирования дальнейших мероприятий по созданию благоприятного социально -психологического климата в ходе основного учебно-тренировочного процесса, с целью повышения эффективности. Навыки в области этого компонента позволяют будущему тренеру впоследствии грамотно отбирать формы, содержания, средства психологического и педагогического воздействия в наилучшем сочетании. Рефлексивный элемент формируется посредством создания психолого-педагогических условий с направленностью на формирование определённых качеств, а именно: уровень воздействия на собеседника (чувство меры), крайней чувствительности к объекту (чувство объекта), регулирование системы отношений субъект-объект (чувство причастности), а также развитие аттракции, эмпатии, идентификации, перцептивных умений и педагогической интуиции.

Проявление деятельностного компонента можно выявить в специальных и общепедагогических способностях, которые помогают реализовать знания теории на практике. Таковыми являются диагностические, аналитические, проективные и прогностические умения.

Помимо всего прочего, особую роль в психологической и педагогической подготовке будущего тренера играет соревновательная составляющая, его личная стойкость и способность держаться до конца и добиваться своих целей. Эта черта является системообразующим фактором, как для деятельности тренера, так и для каждого воспитанника и единой команды в целом. Большую значимость имеет, прежде всего, тактическое, игровое и стратегическое мышление тренера, умение четко составить подготовительный процесс игроков к соревнованиям, гибкое мышление, развитые коммуникативные навыки, упорство, способность мотивировать спортсменов так, что они будут верить в свою победу.

Список литературы /References

1. Нескреба Т.А., Чернышев Д.А. Отечественные и зарубежные подходы к формированию профессиональной готовности будущих бакалавров физической культуры в специализированных образовательных учреждениях физкультурно-спортивной направленности // Academy, 2017. № 3 (18). С. 72-78.

2. Марков К.К. Психолого-педагогические проблемы использования «Модульной» гипотезы мышления для развития методики двигательного обучения в спорте // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева, 2009. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.