УДК 37.013
Н. З. Аппакова-Шогина, А. В. Гут, Р. И. Зинурова
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И МАСТЕРСТВО В СПОРТИВНОЙ ПЕДАГОГИКЕ (НА ПРИМЕРЕ ПОВОЛЖСКОЙ АКАДЕМИИ СПОРТА)
Ключевые слова: профессиональная компетентность, акмеология, личностный и деятельностный профессионализм, спортивный педагог.
В статье рассматривается содержание профессионализма как важнейшей категории акмеологии, выделяются деятельностный и личностный уровни профессионализма. На основе анализа анкет студентов 1 и 4 курсов Поволжской академии спорта анализируются тенденции и проблемы в становлении педагогического мастерства и личностного роста будущих спортивных педагогов и тренеров.
Keywords: professional competence, acmeology, personal and activity professionalism, sports teacher.
The article deals with the content of professionalism as the most important category acmeology stand out the activity and personal levels ofprofessionalism. Based on the analysis of questionnaires of students 1 and 4 courses of the Volga Region Academy of Sport analyzes the trends and challenges in the development of pedagogical skills and personal development of future sports teachers and coaches.
Объектом нашего исследования является профессионализм будущих спортивных педагогов. Предметное поле состоит в анализе тенденций формирования педагогического профессионализма студентов Поволжской академии физической культуры, спорта и туризма. Методической основой исследования является сравнительный анализ анкет студентов направления «Физическая культура» Поволжской академии физической культуры, спорта и туризма.
Акмеология - наука о закономерностях формирования профессиональной компетентности как формы самореализации человека. Целью акмео-логии является разработка научных и методических основ повышения эффективности профессиональной подготовки специалистов, развития их творческого потенциала, формирования психологической готовности решения многообразных задач в условиях современной динамичности социально-политических и экономических процессов. Профессионализм как акмеологическая категория означает приобретенную в ходе учебной и практической деятельности способность компетентному выполнению трудовых функций, а также уровень мастерства в определенном виде занятий [1]. Следовательно, профессиональная компетентность тренера и спортивного педагога - это теоретическая, практическая и личностная готовность специалиста к решению задач обучения, воспитания и развития спортсменов, а также учащихся школ среднего и высшего образования, предполагающая наличие знаний, умений, опыта, личностной предрасположенности к профессиональной деятельности. Процесс формирования профессиональной компетентности признается сегодня важнейшей задачей высшего профессионального образования [2,3].
Профессионализм как системная характеристика предполагает взаимосвязь личностного и дея-тельностного профессионализма [4]. Профессионализм деятельности - качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнооб-
разие эффективных профессиональных навыков и умений, владение современными технологиями решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой и стабильной продуктивностью.
Профессионализм личности рассматривается как качественная характеристика субъекта труда, отражающая деловые качества, креативность, психологическую адекватность, мотивацию и ценностные ориентации, направленные на профессиональное развитие.
В совокупности деятельностный и личностный профессионализм составляют профессиональную компетентность, уровень которой определяется зрелостью:
• специальной компетентности (осуществление профессиональной деятельностью на высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие);
• социальной компетентности (осуществление совместной профессиональной деятельности на основе сотрудничества, социальная ответственность за результаты своего труда);
• личностной компетентности (способность к самовыражению и саморазвитию, противостояние профессиональным деформациям личности);
• индивидуальной компетентности (самореализация индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессионально-личностному росту, самоорганизации и самореабилитации);
• компетентностью педагога, тренера в области здоровья. [5]
Таким образом, согласно создателю теории профессионализма в отечественной науке А.К.Марковой, элемент личностного профессионализма в структуре профессиональной компетентности занимает преобладающее место, значение его будет неизменно актуализироваться, особенно для будущих педагогов. Кроме того важно отметить тот факт, что если уровень специального профессионализма (профессионализма деятельности) в целом определяется результатами регулярной аттестации в
процессе учебы и трудовой деятельности, то оценка личностного профессионализма требует особого подхода, включающего рефлексию субъекта в отношении самого себя, своей социальной, личностной и индивидуальной компетентности. В связи с этим особую актуальность приобретает изучение психолого-педагогической характеристики личности будущих тренеров и спортивных педагогов.
Согласно концепции профессиональных циклов, период обучения в вузе является периодом поиска своей профессиональной идентичности, закладывания основ будущего профессионализма и мастерства. В этот период происходит перевод неосознанной внутренней потребности самоактуализации в конкретные формы профессиональной деятельности, что позволяет реализовать эту внутреннюю потребность уже на сознательном уровне. Во время этого процесса молодые люди формируют свою профессиональную Я-концепцию, свою профессиональную идентичность. Утверждая себя в профессии, соответствующей их Я-концепции, они добиваются самоактуализации. Профессиональная деятельность спортивных педагогов предоставляет для этого достаточные возможности, ибо предполагает актуализацию и биологического, и психологического, и личностного потенциала личности.
Брайент Дж. Кретти [6] сформулировал, на наш взгляд, наиболее полноценную профессио-грамму спортивного педагога. Согласно его точки зрения, спортивный педагог - это открытый, общительный, эмоционально устойчивый человек, должен обладать достаточно высоким интеллектом, иметь развитое чувство реальности, быть практичным, активным и уверенным в себе, обладать определенной долей агрессивности, проявлять твердость характера и определенность взглядов, иметь склонность к новаторству, предприимчивость, самостоятельность и ответственность в принятии решений. Успех в тренерской работе, считает Брайент Дж. Кретти, в значительной мере зависит от знаний, которыми обладает спортивный педагог, и оттого, в каких он отношениях со своими воспитанниками, а так же от того, как он передает свои знания. Хочется добавить, что перспектива тренерской карьеры во многом опирается на педагогическую интуицию и прозорливость, а также высокий уровень лабильности. Следует отметить, что эти профессиональные характеристики определяются также спецификой педагогической и тренерской деятельности: большими психическими и физическими нагрузками, зависимостью работы от особенностей климата, высокими требованиями к санитарно-гигиеническому состоянию спортивных объектов. Таким образом, личностные особенности спортивного педагога во многом определяют успешность его деятельности. Авторами данной статьи было проведено анкетирование студентов 1 и 4 курсов направления «Физическая культура» Поволжской академии физической культуры, спорта и туризма по самооценке уровня сформированности личностного роста и педагогического мастерства тренера. В исследовании приняли участие 68 студентов 1 и 4 курсов. В рамках анкеты студенты проводили самооценку по показателям педагогического мастерства и сформированности
личностного и профессионального уровня. Студенты имели возможность оценить показатели педагогического мастерства и личностного роста по четырем уровням: 4 - отчетливо сформирована; 3 - достаточно сформирована; 2 - имеет место; 1 - сформирована в минимальной степени. Результаты самообследования студентов следующие:
1. Педагогическое мастерство:
1.1. комплексность (синтез и сравнение полученных знаний в области физической культуры и спорта): 1 курс - 25; 4 курс - 27
1.2. коммуникативноссть (расположенность к людям, доброжелательность, общительность): 1 курс - 29,4; 4 курс - 28
1.3. личностная окрашенность знаний (увлеченность своей профессией, умение заинтересовать воспитанников): 1 курс - 26; 4 курс - 27
1.4. перцептивность (профессиональная наблюдательность, педагогическая интуиция): 1 курс - 25; 4 курс - 28
1.5. динамизм личности (эмоциональная устойчивость, способность к саморегуляции): 1 курс - 28; 4 курс - 26
1.6. внешний вид (красивая осанка, уверенная походка, соблюдение чувства меры в одежде): 1 курс - 24; 4 курс - 23
1.7. способность к психофизической саморегуляции: 1 курс - 27; 4 курс - 28
1.8. владение невербальными средствами общения: 1 курс - 23; 4 курс - 27
1.9. техника и культура речи (звучность голоса, темп речи, дикция, корректное использование профессиональной терминологии): 1 курс - 21; 4 курс -26,8
1.10. культура педагогического общения (педагогический такт, наличие собственного стиля общения): 1 курс - 22,4; 4 курс - 27,4
2. Сформированность личностного роста и профессионального самоопределения тренера:
2.1. активная научная и педагогическая деятельность (учебно-воспитательная, тренерская работа, организационно-методическая работа): 1 курс -24,4; 4 курс - 25,4
2.2. самообразование (повышение квалификации, дальнейшее образование по специальности): 1 курс - 26,4; 4 курс - 27,4
2.3. самосовершенствование (физическое и интеллектуальное совершенствование): 1 курс - 28; 4 курс - 29
2.4. получение дополнительной специальности (инструктора ЛФК, массажиста, инструктора-тренера по избранному виду спорта и др.): 1 курс -23,4; 4 курс - 28
2.5. получение навыков предпринимательской деятельности (предоставление платных образовательных услуг, создание спортивных команд, открытие спортивных клубов и др.) - 1 курс - 20; 4 курс - 28
2.6. повышение педагогической квалификации: 1 курс - 24; 4 курс - 28
2.7. научно-исследовательская работа: 1 курс -22,4; 2 курс - 23,4
Анализ полученных результатов позволяет сделать следующие выводы:
1. В целом уровень самооценки педагогического мастерства и личностного роста можно оха-растеризовать как адекватный (3,5 - 4 балла по пятибалльной шкале в среднем для всех обследованных студентов).
2. Наблюдается положительная динамика развития по большинству показателей. Особенно следует отметить качественный рост по таким показателям как культура педагогического общения и ее составляющим (перцептивность, владение невербальными средствами общения, техника и культура речи). Все это характеризует тот факт, что наш вуз дает не только теоретические знания, но и формирует устойчивые педагогические навыки и умения, закладывает позитивную динамику в развитии педагогического мастерства. Важно, что мы наблюдаем корреляцию между ростом педагогического мастерства и личностным ростом по показателям практического характера (получение дополнительной квалификации и получение навыков предпринимательской деятельности). И это очень важно для современного вуза: выпускать студентов с наработанными практическими навыками в избранной сфере деятельности, что, собственно, и является сутью профессиональной компетентности будущих специалистов. Действительно: студенты Поволжской академии формируют свою профессиональную компетентность не только в рамках ежегодной плановой практики, но и регулярной работой в качестве тренеров спортивных школ и фитнес-центров, учителей физкультуры общеобразовательных школ, волонтеров спортивных мероприятий различного масштаба.
3. Наряду с этим необходимо отметить и тревожный симптом, связанный с личной самооценкой психологического здоровья респондентов: оценки коммуникативности, динамизма личности и внешнего вида имеют отрицательную тенденцию. Возможно, это связано с психологическими перегрузками, что требует дополнительного исследования для адекватности выводов. Тем не менее, полу-
ченные результаты свидетельствуют о необходимости внедрения психологических учебных дисциплин прикладного характера, а также укрепления собственно психологической службы вуза для консультирования и реализация различных тренинговых программ для развития личностной, а не только профессиональной компетентности.
Спортивный педагог является носителем знаний, умений и навыков, которые он должен передать своим воспитанникам. Чтобы быть профессионалом в своей области необходимо обладать не только спортивно-практической подготовленностью, но и большим арсеналом методов и средств воспитания и обучения, быть незаурядной личностью, способной привести воспитанников к достижению результатов не только в спортивной карьере, но и в жизни в целом. Это становится особенно актуальным для нашего города и республики - при наличии современных спортивных сооружений и инвентаря, диагностических и оздоровительных центров, предполагающих высокий уровень профессиональной компетентности и психолого-педагогических характеристик спортивных педагогов и тренеров.
Литература
1. Н.И. Юртаева, Вестник Казанского технологического университета, 13, 3, 7-14 (2010)
2. О.Г.Ларионова, Н.В.Емельянова, Т.Г.Макусева, Вестник Казанского технологического университета, 17, 16, 346-349 (2014)
3. Е.В.Новикова, Т.А.Шайхутдинова, Вестник Казанского технологического университета, 17, 7, 308-312 (2014)
4. А.А.Дергач, Акмеология: Учебное пособие, «Питер», СПб, 2003, 256с.
5. А.К.Маркова, Психология профессионализма, «Знание», Москва, 1996, 312с.
6. Брайент Дж. Кретти, Психология в современном спорте, «Физкультура и спорт», Москва, 1978, 224с.
© Н. З. Аппакова-Шогина - канд. ист. наук, ст. преп. каф. социально-экономических и гуманитарных дисциплин Поволжской ГАФКСиТ, [email protected]; А. В. Гут - канд. пед. наук, доц. той же кафедры, апг11еНка^и1@уап11ех.ги; Р. И. Зинурова -д-р социол. наук, проф., дир. Института управления инновациями КНИТУ, зав. каф. МПД, [email protected].
© N. Appakova-Shohina - candidate of historical Sciences, senior lecturer of the Department of socio-economic Sciences and Humanities (Volga region Academy of sport), [email protected]; A. Gut - candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of socio-economic Sciences and Humanities (Volga region Academy of sport), [email protected]; R. Zinurova - Dr. Of Sociology, prof., Director of The Institute for Innovation Management of KNRTU, The head of the Dept. of Management and Entrepreneurship, [email protected].