Влияние толерантных и управленческих качеств тренера на эффективность тренировочно-соревновательной деятельности спортсменов
Соломченко М.А. к.п.н., доцент кафедры «Туризм, рекреация и спорт» ФГБОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК», г. Орел
В настоящее время, если рассматривать с позиций системного подхода в учебно-тренировочном процессе по любому виду спорта структуру и содержание взаимодействия тренера со спортсменами, можно проследить ряд психолого-педагогических явлений. Объединив группы, как структурные подразделения в функциональную целостность и распределив на взаимосвязанные части, можно проследить развития личностных и профессиональных качеств тренера, спортсмена или группы. Группа спортсменов является своеобразным усилителем и катализатором многих психических и педагогических процессов, ее влияние может привести как к слепому подчинению и даже деградации личности, так и проявлению лучших человеческих качеств. С одной стороны, спортивная группа корректирует формирование личности с проявлением индивидуальных командных качеств, с другой стороны, личность усиливает коллектив, дополняет его новым содержанием и новыми возможностями в процессе тренировочной и соревновательной деятельности.
Тренер команды может быть не только участником подготовки спортсменов, но и наблюдателем со стороны, идентифицируя себя с активностью спортсменов и используя результаты наблюдений для анализа тактических действий и оценки их эффективности. В связи с этим, группа способствует личному и командному росту. Отдельные спортсмены доходят до уровня более сильных, вызывая их одобрительную реакцию (ведь это влияет на командный результат) и соответственно повышая индивидуальную личностную самооценку. Быть тренером группы - значит быть немного художником, ученым, уметь объединять объективно-чувственную сторону с интуицией, а все вместе с пониманием и знанием методов и современных концепций организации и построения тренировки. В случаях, когда концепция подготовки группы или команды, применяемые методы не учитывают интуиции и собственных ощущений тренера, может вырабатываться статичный лишенный гибкости стиль управления коллективом. Организация управления требует тщательного учета количественных и качественных критериев каждого элемента управляющей (тренера) и управляемой (команды, спортсмена) подсистемы [3].
Современный спорт требует незаурядных способностей от тренера. Он должен владеть всем арсеналом современных знаний, учитывать психологические, социальные, материально-технические и все другие аспекты подготовки спортсмена. Успехи спортсменов во многом зависят от
личности тренера - его знаний, педагогического таланта, авторитета, воли, способности к управленческой деятельности и творческому обобщению. Тренер - это, прежде всего педагог, и к нему предъявляются все те же требования, как и к любому воспитателю. Среди профессионально значимых качеств, наряду со многими другими большинство специалистов выделяют мастерство тренера.
Общая классификация тренеров начинается с разделения их на две основные группы - тренеров личных и тренеров сборных команд [4, 8].
Первая группа - наиболее многочисленная и делится на следующие категории:
- тренеры, ведущие своих воспитанников от начала спортивного пути до уровня высшего мастерства. Отлаженный в их школах "конвейер" регулярно и на протяжении длительного периода времени "выдает" одаренных спортсменов, составляющих как бы "полуфабрикат" для сборных команд различных рангов, хотя при этом вполне вероятен и отсев. Тренеры этой категории являют собой лучшую часть группы личных тренеров;
- тренеры, для которых подготовка выдающегося спортсмена - чаще эпизод в его творческой биографии, во многом зависящий от везения и удачи при наборе учеников. Воспитанники таких тренеров, как правило, представляют собой законченный "продукт" обучения, и потому специалисты этой многочисленной категории - основные "поставщики" сборных команд;
- тренеры, работающие с детьми, подростками, юношами, юниорами (реже - со взрослыми) на начальных этапах многолетней подготовки, а затем передающие своих учеников более опытным или именитым коллегам. Они составляют незаменимое звено тренировочного "конвейера", во многом обеспечивающее успех работы специалистов двух предыдущих категорий;
- "тренеры-ювелиры", принимающие эстафету от личных тренеров предыдущих категорий (чаще всего - третьей) и доводящие спортсменов до престижных результатов и званий. Их чаще других привлекают к работе с учениками в сборных командах - на централизованных сборах и в период ответственных соревнований. Они представляют собою своего рода "живой мост" между тренерами личными и тренерами сборных команд.
Эти последние составляют вторую группу, более узкую по численности и состоящую из трех категорий.
Первая категория - главные тренеры. В большинстве случаев это -организаторы тренировочного процесса, в целом осуществляющие контроль за работой привлеченных личных тренеров, а также тренеров двух нижеследующих категорий. Сложность этого контроля заключается в том, что в ряде дисциплин сборные команды представляют собой конгломераты спортсменов совершенно различных специализаций (например, легкая атлетика, пулевая стрельба, фигурное катание и т.п.), а эффективность работы обусловливается многообразием "узкоспециальных" тренировочных направлений и средств.
Вторая категория - тренеры по подготовке отдельных групп членов сборных команд. Это могут быть объединенные между собой родственные легкоатлетические дисциплины (прыжки, метания и т.п.), весовые категории у борцов или боксеров (легкие, средние, тяжелые), близкие по техническим характеристикам группы оружия в стрельбе (винтовка, пистолет). К этой же категории следует отнести старших тренеров мужских и женских команд, проходящих подготовку на объединенных сборах.
Третья категория - "узкие" специалисты, обеспечивающие техническую, тактическую, физическую, теоретическую и иные виды подготовки спортсменов. Интенсивность и частота привлечения тренеров этой категории к практике подготовки сборных команд по различным видам спорта неодинакова, но в ряде случаев они постоянно участвуют в тренировочном процессе (скажем, хореографы в фигурном катании, акробаты и хореографы в гимнастике, акробаты в прыжках в воду и т.п.).
Модель личности тренера - решающий фактор в определении принадлежности специалиста к той или иной категории, его функций и перспектив работы в клубе, школе или другой спортивной структуре. Модель личности - это обобщенный образ, совокупность должностных и общественных обязанностей, профессиональных и деловых качеств, а также социально-психологических свойств [9]. При ее создании следует учитывать:
- идейные, нравственные и волевые свойства специалиста;
- его профессиональные качества, уровень спортивного мастерства и педагогической зрелости;
- особенности его взаимоотношений с воспитанниками, коллегами, представителями администрации, организаторами соревнований, спортивными судьями и прочими лицами, вовлеченными в сферу его профессиональной деятельности.
Содержание работы характеризуется моделью деятельности тренера, раскрывающей перечень знаний и навыков, необходимых в процессе подготовки спортсменов. Эта модель служит основанием при конструировании учебных дисциплин и разработке содержания учебных программ подготовки и переподготовки тренеров. Изучение многолетней практики работы позволило выявить и сформулировать 20 профессиональных функций в трудах специалистов [1, 2, 4, 5, 7 и др.], владение которыми необходимо спортивным наставникам. Оценить их значение было предложено 80 специалистам высокого класса (опрос проводился в основном среди тренеров по различным видам спорта г. Орла) для определения степени их важности в практической работе тренера.
Как очень важные были охарактеризованы восемь функций (нумерация дана по "местам", занятым в результате опроса):
1. Управление технико-тактической подготовкой спортсменов.
2. Повышение личного профессионального и культурного уровня.
3. Организация воспитательной работы в коллективе.
4. Планирование процесса подготовки спортсменов.
5. Управление волевой подготовкой спортсменов.
6. Мониторинг тренировочного процесса и состояния спортсменов.
7. Управление физической подготовкой спортсменов.
8. Управление соревновательной деятельностью спортсменов.
Десять функций, или разделов, работы вошли согласно опросу в разряд важных:
9. Проведение спортивного отбора.
10. Организация восстановительных процедур
11. Управление теоретической подготовкой спортсменов.
12. Организация тренировочных сборов.
13. Решение организационных вопросов подготовки.
14. Оказание медицинской помощи при болезнях и травмах.
15. Организация и проведение соревнований.
16. Контроль за общеобразовательной учебой спортсменов.
17. Учет работы и составление отчетности.
18. Участие в научно-методической работе.
И, наконец, менее важными (читай - второстепенными) были признаны такие разделы работы, как:
19. Участие в судействе соревнований.
20. Подготовка тренеров-общественников и судей.
Надо сказать, что в последнее время, в связи с серьезными социальными переменами в области спорта, в практике работы тренеров появилась еще одна, двадцать первая, функция, не входившая прежде в перечень их непосредственных обязанностей, а именно - финансовое обеспечение процесса подготовки, поиск спонсоров и организация деятельности коммерческих структур. Раньше этой проблемы не существовало, теперь же она возникла и стоит весьма остро.
Анализируя степень эффективности работы тренеров клубов, спортивных школ и сборных команд различных уровней, мы пришли к выводу, что сложившаяся в результате опроса иерархия тренерских функций вполне согласуется с теоретической моделью прогнозирования спортивных достижений и потому может быть рекомендована как вспомогательный материал при планировании профессиональной деятельности тренера.
Мастерство тренера во многом определяется имеющимися у него качествами, которые придают своеобразие его общению с учениками, определяют быстроту и степень овладения: им различными умениями. К профессионально важным качествам тренера относятся управленческие, нравственные, коммуникабельные, волевые, интеллектуальные и психомоторные.
Мастерство тренера обнаруживается в специфической интуиции -способности по невидимым для других признакам оценивать выполнение элементов, программ, предвидеть тенденции и прогнозировать развитие спортсмена и спортивного коллектива.
В спортивной психологии были предприняты попытки выявить модель идеального тренера. Так, англичанин Хендри [6] пытался выявить личностные особенности, необходимые идеальному тренеру, и опросил для
этого спортсменов и самих тренеров. Сравнение результатов опроса тех и других дало сходные результаты: тренер должен быть открытым, общительным, эмоционально-устойчивым, способным управлять спортсменом, особенно в соревновательной ситуации. У него должен быть достаточно высокий интеллект, уверенность в себе, практичность. Он должен быть новатором, предприимчивым, решительным и самостоятельным.
Однако изучение психологических особенностей тренеров показало, что их представление об «идеальном» тренере значительно расходится с тем, что они представляют из себя в действительности. Совпадение было только по двум характеристикам - склонности к доминированию (управлению другими) и готовности принять новое. Очевидно, желаемое разошлось с действительностью. Изучение психологических особенностей «успешных и неуспешных» тренеров тоже не дало существенных различий. Правда, Озолин Н.Г. [8] отмечает, что тренеры имеют твердый характер, устойчивость к психическому напряжению, независимость, твердость и реалистичность взглядов, высокую авторитарность, т.е. стремление управлять спортсменами, основываясь на своем личном мнении.
Однако, очевидно, что эти особенности присущи не всем выдающимся тренерам. По мнению американского психолога Б.Дж. Кретти [6], успех в тренерской работе в значительной мере зависит от знаний, которыми обладает тренер, от того, как он строит свои отношения со спортсменами.
Дальнейшие исследования показали, что тренерам, быстро воспринимающим все новое, характерно стремление к творчеству, и их действия не замыкаются узкой программой. Они активно общаются, с коллегами, в курсе всех событий, знают все о своем виде спорта в масштабах страны и на международной арене.
Более того, успешно работающие тренеры обладают определенными педагогическими качествами, так как существует прямая зависимость между способностями преподавателя и приобретением знаний и навыков спортсменами. Исследования эмоциональных реакций во время соревнований показывают, что физиологические сдвиги тренеров, наблюдающих за ходом соревновательной борьбы, по своей интенсивности сходны с показателями участников соревнований. Чрезмерное проявление эмоций, характеризующее отсутствие самоконтроля у тренера, может быть нежелательным. При этом не только ухудшаются результаты выступления его воспитанников, но и снижается его собственная способность принимать правильные решения в сложных ситуациях [2, 4, 11].
В Орловском государственном университете на факультете физической культуры и спорта студентами в процессе производственной практики и выездных занятий с помощью анкеты контроля и самооценки уровня профессионального мастерства тренера был произведен перекрестный опрос тренеров и их учеников. В ходе нашего исследования они использовали анкету «Контроль и самооценка уровня профессионального мастерства тренера» [2, 8]. Она позволяет сделать оценку у наблюдаемого тренера наличие каждого из перечисленных качеств и умений. Испытуемым была
предложена анкета, состоящая из 10 разделов, каждый из которых содержит перечень качеств или умений: внешний вид, умение управлять коллективом, нравственный качества, волевые качества, познавательные процессы, физическая подготовка, толерантность, профессионально важные знания, умение общаться со спортсменами, культура речи. Испытуемым тренерам, которые имели высшую категорию и стаж работы не менее 7 лет, предлагалось оценить у себя наличие этих качеств и умений. Если они проявляются постоянно и сам тренер считает, что они у него выражены, ставится знак «+», если какое-либо из перечисленных качеств и умений у испытуемого проявляется редко, эпизодически, не в достаточной степени «-». Для перекрестного опроса отбиралась группа учеников, занимающимся под руководством испытуемых тренеров наиболее продолжительный период (4 - 5 лет). Им было предложено оценить наличие перечисленных качеств и умений у своего тренера при помощи аналогичной анкеты. По данным опроса учеников был выведен средний балл оценки профессионально важных качеств своих тренеров. Данные перекрестного опроса занесены в таблицы: «Самооценка профессионально важных качеств и умений тренеров» (Табл. 1) и «Оценка профессионально важных качеств и умений тренеров их учениками» (Табл. 2).
Таблица 1
Самооценка профессионально важных качеств и умений тренеров
Категория тренеров Качества и умения Средний балл
« к в й и н В е н 03 Умение управлять коллективом Нравственные качества Волевые качества Познавательные процессы Физическая подготовка Толерантность Профессионально важные знания Умение общаться со спортсменами Культура речи
Тренера по волейболу 0,9 2,95 4,1 5,99 4,96 6,1 3,97 9,94 9,92 9,98 58,81
Тренера по баскетболу 1,1 2,87 4,98 5,94 5,1 2,97 2,98 10,9 12,1 11,1 60,4
Тренера по легкой атлетики 1,1 2,9 5,1 3,1 4,93 2,1 4,93 10,9 11,9 11,2 58,16
Тренера по тяжелой атлетики 0,9 2,91 4,98 5,96 5,3 3,2 2,98 9,95 11,9 12,1 60,18
Тренера по единоборствам 1,2 0,7 5,1 5,8 5,95 5,1 4,89 9,8 10,2 10,1 58,84
Таблица 2
Оценка профессионально важных качеств и умений тренеров _ спортсменами (их учениками)__
Категория тренеров Качества и умения Средний балл
« к в й и н В е н 03 Умение управлять коллективом Нравственные качества Волевые качества Познавательные процессы Физическая подготовка Толерантность Профессионально важные знания Умение общаться со спортсменами Культура речи
Тренера по волейболу 0,9 2,3 4,1 5,9 4,7 5,3 3,7 8,6 9,5 9,4 54,4
Тренера по баскетболу 1,1 2,8 4,2 3,2 4,3 2,5 2,8 9,9 10,6 10,1 51,5
Тренера по легкой атлетике 0,9 2,7 4,7 6,6 4,5 6,2 3,9 9,4 9,5 9,8 58,2
Тренера по тяжелой атлетике 0,8 2,1 3,7 4,1 3,7 5,4 2,7 7,7 8,7 9,2 48,1
Тренера по единоборствам 1,2 2,9 4,8 6,8 4,6 6,5 3,8 9,6 9,8 10,2 60,2
Мы предположили, что у тренеров имеющих высокую тренерскую квалификацию оценка своих профессионально важных качеств более реалистична. По данным перекрестного опроса были получены следующие результаты (Табл. 3)
Таблица 3
Оценка профессионально важных качеств и умений тренеров
Ф.И.О. Категория и стаж работы Самооценка Оценка спортсменов Разница между
оценками
Тренера по волейболу Высшая, Общий - 7,8 лет 58,81 54,4 4,41
Тренера по баскетболу Высшая, Общий - 7,1 лет 60,4 51,5 8,9
Тренера по легкой Высшая, 58,16 58,2 0,04
атлетики Общий - 8,9 лет
Тренера по тяжелой Высшая, 60,18 48,1 12,08
атлетики Общий - 8,1 лет
Тренера по единоборствам Высшая, Общий - 9,4 лет 58,84 60,2 1,36
Проанализировав полученные данные, можно сделать заключение, что исследование субъективно. Проведенная беседа с испытуемыми прояснила ситуацию. Оказалось, что накануне опроса у группы учеников, принимавших
участие в эксперименте, состоялись итоговые сезонные соревнования. Ребята, которые выступили более успешно, адекватно оценили профессионально важные качества личности тренера. Спортсмены, выступление которых было менее успешно, не смогли дать объективную оценку профессионально-важных качеств личности тренера, так как они винили его в своих неудачах.
Самосовершенствование должно осуществляться тренером не утилитарно, когда усваивается лишь то, что касается методики проведения тренировки. Некоторые тренеры, читая методическую литературу, обращают внимание только на статьи, в которых описываются комплексы физических упражнений и новое нестандартное оборудование. Такой выбор информации, хотя и расширяет методическую базу тренера, не стимулирует его к переосмысливанию имеющихся знаний с позиции общих подходов и принципов физического воспитания учащихся. Поэтому теоретическая база такого тренера остается на прежнем уровне либо даже ухудшается в результате забывания с годами сведений, полученных в институте.
Современный тренер не может быть лишь обладателем суммы рецептов. Постоянное осмысливание своей деятельности требует и постоянного обновления теоретических сведений из области педагогики, психологии, физиологии, теории спорта. Только на этой базе тренер может быть готовым к перестройке педагогического процесса, к поиску новых путей и средств повышения эффективности тренировки.
Навыки самосовершенствования нужно начинать вырабатывать еще в процессе обучения на факультете физической культуры и спорта. При этом важно не только сознавать необходимость получения сверх программы тех или иных знаний, развития профессионально важных качеств, умений, но и формировать потребность в самосовершенствовании, без которой в будущем легко утратить интерес к своей профессии, превратиться в тренера, дающего на определенном уровне тренировки. Формированию этой потребности во многом способствует самостоятельная работа студентов, их участие в работе научных кружков, приобретение навыков исследовательской работы.
Важно, чтобы все пути и способы самосовершенствования использовались систематически, а не от случая к случаю. Кроме того, необходима определенная система, последовательность в устранении недостатков в работе. Все это возможно только в том случае, если тренер занимается самопознанием, выявляет свои сильные и слабые стороны.
Выявление у себя слабостей, недостаточно развитых качеств не должно приводить тренера к пессимистическому выводу о его непригодности к профессии тренера. Ведь трудно ожидать, чтобы человек обладал сразу всеми положительными качествами. У него, как правило, уживаются как, положительные, так и отрицательные качества личности. Поэтому тренер должен научиться максимально использовать свои положительные качества и сдерживать проявление отрицательных. Ему важно также знать, чем может быть компенсировано недостаточно развитое качество (например, отсутствие требовательности к учащимся - настойчивостью и терпеливостью в работе с
детьми, недостаточно быстрая сенсомоторная реакция - опытом, умением предвидеть ситуацию).
Возможности тренера многообразны. Они могут реализовываться в виде знаний, умений, качеств, усиливаться мотивами. В связи с этим и способы достижения профессионального мастерства могут быть разными. У одних тренеров ведущим фактором становится уровень теоретических знаний, у других - организаторские умения, у третьих - конструктивные умения или волевые качества. Конечно, нельзя опираться только на один какой-либо компонент, даже если он очень хорошо выражен. По возможности нужно подтягивать и остальные.
Мастерство тренера базируется на четырех компонентах: педагогической направленности, знаниях, умениях и профессионально важных качествах. Толерантные (коммуникативные) и управленческие качества играют во взаимоотношения тренера со спортсменами не последнюю роль. Для более глубокого понимания взаимоотношений тренера и спортсмена, возможно использовать психологическую модель «Окно Джогарри» [6], позволяющее представить каждого человека. как носителя четырех пространств личности. модель позволяет определить открытые и закрытые пространства личности. Ее можно представить в виде прямоугольника, разделенного на четыре части (рис. 1). Размеры этих информационных пространств могут меняться в зависимости от того, в каком состоянии находится управленческое общение человека от начала контакта до более тесных взаимодействий.
1. Открытая зона 2. «Слепая» зона
Открытое, т.е. известное для меня и многих людей Закрытое для меня, но открытое для других, т.е. неизвестное мне
3. Скрытая зона 4. Неизвестная зона
Открытое для меня, но закрытое для других Закрытое и недоступное ни мне, ни другим
Рис. 1. Модель открытых и закрытых «пространств» личности
Чтобы не возникало непонимание роли тренера и углубление конфликта между тренером и спортсменом, необходимо пользоваться этой моделью. Это приведет к увеличению размеров открытых и доступных познанию «пространств» и уменьшению закрытых недоступных пониманию «пространств» личности, т.е. установление толерантных взаимоотношений. Когда человек ведет себя открыто, другие могут узнать о нем больше, что расширяет рамки взаимопонимания. Если человек закрывается от других, то он хуже осознает и самого себя.
Для подготовки тренеров необходимо использовать в учебном процессе тренинги для формирования толерантных и управленческих качеств, что будет способствовать повышению эффективности
взаимодействий тренера и спортсмена и влиять на результативность соревновательной деятельности.
Для улучшения готовности студентов к тренерской деятельности и повышения профессионального мастерства в организованных формах занятий следует применять дифференцированный подход в преподавании психолого-педагогических, управленческих и спортивно-педагогических дисциплин с учетом имеющегося у них уровня развития профессиональных способностей.
Вопросы, связанные с формированием профессионально-педагогических умений освещены многими специалистами [2, 4, 5, 7, 11], но в то же время, проблема повышения качества профессиональной подготовки специалистов в области физической культуры в специальной литературе недостаточно отражена. Важным направлением повышения эффективности подготовки высококвалифицированных специалистов является усиление роли в учебном процессе теоретической, методологической, мировоззренческой и методической подготовки. Поэтому особые требования предъявляются к теоретическим и практическим дисциплинам, где фундаментальные знания, умения и навыки, приобретаемые студентами в процессе учебы, могут рассматриваться как основа глубокой профессиональной компетентности в решении сложных задач в последующей трудовой деятельности [9]. Освоение необходимых знаний, умений и навыков предполагает детальное изучение особенностей вида спорта, являющегося предметом будущей профессиональной деятельности. При этом целесообразна реализация процесса обучения в рамках прогрессивной тенденции современной науки и практики - необходимости системного видения объекта изучения [1, 3, 12]. Это предполагает рассмотрение собственно двигательной деятельности в конкретном виде спорта, а также учебной и трудовой (профессиональной) деятельности по освоению и реализации знаний, умений и навыков в организационно-управленческой, коммуникативной, профессионально-педагогической и спортивной деятельности.
При проведении занятий по «Менеджменту в физической культуре и спорте» в нашем исследовании мы рассматриваем организационно-управленческую деятельность - специфическую деятельность, направленную на внедрение, успешное функционирование и эффективное развитие специальных форм и методов организационных и управленческих действий: изучение условий и возможностей, планирование и проектирование физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий с разработкой технологии их проведения, организацию информационных потоков, материально-техническое обеспечение.
На педагогической практике профессионально-педагогическая деятельность включает проектирование, планирование и реализацию учебно-познавательного, учебно-тренировочного и воспитательного процесса. Эффективность этого вида деятельности обеспечивается четкостью определения целей, подбором содержания учебно-познавательного и учебно-
тренировочного процесса, выбором упражнений для осуществления спортивной деятельности, прогнозированием модельного физического состояния, составлением программы общей и специальной физической подготовки, анализом информации о ходе тренировочного процесса, определением недостатков и их устранением.
Спортивная деятельность, особенно в игровых видах спорта, по ряду характеристик является аналогом таких видов деятельности, которые обычно определяют операторские профессии: ее можно назвать «спортивно-оперативной» [10].
Коммуникативная деятельность занимает особое место в числе функциональных компонентов педагогической культуры, ведь процесс тренировочный и соревновательный немыслим без общения между тренером и спортсменами.
Готовить специалистов к тренерской деятельности необходимо переходя от репродуктивной формы образования к личностно-развивающей и творческой. Тогда мы получим конкурентоспособных специалистов, которые помогут завоевать устойчивые позиции на спортивной арене.
Литература:
1. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев - М.: Просвещение, 1977. -
2. Андриади, И. П. Дидактические умения тренера и их формирование: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1983. - 25 с.
3. Афанасье,в В.Г. Человек как система и система деятельности человека // Социологические исследования. 1976. - N 4. - С. 24-33.
4. Деркач, А. А. Педагогическое мастерство тренера /А. А. Деркач, А.А. Исаев. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - 374 с.
5. Корецкий В.М., Петренко Е.Н. Функция планирования в профессионально-педагогической деятельности тренера: Лекция для студентов институтов физической культуры. М.: ГЦОЛИФК, 1980. - 25 с.
6. Кретти Брайнет Дж. Психология в современном спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 224 с.
7. Маркова, А.К. Психология профессионализма / Междунар. гума-нит. фонд «Знание». М., 1996. - 309 с.Маркова С.М. Дидактические системы и модели обучения. - Н. Новгород: ВГИПИ, 1998. - 100 с.
8. Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать /Н.Г. Озолин. - М.: Астрель, 2003. - 863 с.
9. Платонов, К.К. Структура и развитие личности /К.К. Платонов. -М.: наука, 1986. - С. 78-90.
10. Родионов, А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат /А.В. Родионов. - М.: Физкультура и спорт, 1983. -112 с.
11. Травин, Ю.Г. Принципы планирования тренировки легкоатлетов: методические разр. для слушателей ФПКи ВШТ /Ю.Г. Травин, В.М. Корецкий, Е.Н. Петренко. - М.: ГЦОЛИФК, 1980. - 37 с.
12. Юдин, Э.Г. Системный подход и принципы деятельности / Э.Г. Юдин. - М.: наука. 1978. - 391 с.