Научная статья на тему 'Квалификационные требования к тренерам в детско-юношеском футболе'

Квалификационные требования к тренерам в детско-юношеском футболе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6882
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕНЕР / ФУТБОЛ / СПОРТИВНАЯ ШКОЛА / КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кучмин Александр Юрьевич

В статье рассматриваются квалификационные требования, предъявляемые к тренеру в детско-юношеских спортивных школах по футболу. Исследовано действующее законодательство, регулирующее квалификационные требования к тренеру, осуществляющему подготовку спортивного резерва в спортивных школах по футболу, а также проанализированы международные и российские регламентные нормы, регулирующие институт лицензирования тренеров по футболу. Автором выявлены правовые пробелы и проблемы правового регулирования, а также намечены пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOOTBALL COACHING QUALIFICATIONS IN YOUTH SPORTS FOOTBALL SCHOOLS

The article contains the qualification requirements for a coach in youth sports football schools. The author researched the current legislation that regulates the qualification requirements for the football coach who prepares the sports reserve in youth football schools and analyzed the football coaching licence institute. The legal gaps and problems of legal regulation are revealed, and ways of their solution are outlined by the author.

Текст научной работы на тему «Квалификационные требования к тренерам в детско-юношеском футболе»

6.2. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТРЕНЕРАМ В ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОМ ФУТБОЛЕ

Кучмин Александр Юрьевич, аспирант. Место учебы: Академия труда и социальных отношений. Подразделение: кафедра трудового права. Должность: руководитель юридического отдела. Место работы: Московская федерация футбола (РОО). E-mail: aleksandrkucmin@gmail.com

Аннотация: В статье рассматриваются квалификационные требования, предъявляемые к тренеру в детско-юношеских спортивных школах по футболу. Исследовано действующее законодательство, регулирующее квалификационные требования к тренеру, осуществляющему подготовку спортивного резерва в спортивных школах по футболу, а также проанализированы международные и российские регламентные нормы, регулирующие институт лицензирования тренеров по футболу. Автором выявлены правовые пробелы и проблемы правового регулирования, а также намечены пути их решения.

Ключевые слова: тренер, футбол, спортивная школа, квалификационные требования, лицензирование.

FOOTBALL COACHING QUALIFICATIONS IN YOUTH SPORTS FOOTBALL SCHOOLS Kuchmin Alexander Yurievich, postgraduate student. Place of study: Academy of Labor and Social Relations. Department: Labor law relations chair. Position: head of the legal department. Place of employment: Moscow Football Federation. E-mail: aleksandrkucmin@gmail.com

Annotation: The article contains the qualification requirements for a coach in youth sports football schools. The author researched the current legislation that regulates the qualification requirements for the football coach who prepares the sports reserve in youth football schools and analyzed the football coaching licence institute. The legal gaps and problems of legal regulation are revealed, and ways of their solution are outlined by the author. Keywords: coach, football, youth sports school, qualification requirements, licensing.

Тренер является одним из основных субъектов физической культуры и спорта в целом и футбола в частности. Представляется очевидным, что в детско-юношеском футболе квалификация и профессионализм тренера имеет определяющее значения для совершенствования спортивного мастерства молодых футболистов. Важно отметить, что тренер в детско-юношеском футболе в процессе подготовки молодых футболистов должен владеть также основами педагогической и психологической наук, а также знать особенность возрастной психологии несовершеннолетних.

После распада СССР, открытия границ и перехода на рыночные отношения, в нашей стране появился профессиональный футбол в традиционном его понимании и большее внимание со стороны государства уделялось именно ему. Детско-юношеский футбол долгое время оставался в стороне, не имея должной поддержки со стороны государства. Следствием этого стал отток высококвалифицированных тренеров в более высокооплачиваемые и доходные виды деятельности, сокращение эффективности системы повышения квалификации тренерских кадров.

В настоящее время, в отечественном футболе особо остро встала проблема нехватки квалифицированных тренеров-преподавателей в детско-юношеских спортивных школах (далее - «ДЮСШ») по футболу. На сегодняшний день в нашей стране в детско-юношеском футболе с учетом его разновидностей, зарегистрировано около 11 100 тренеров. При этом из десяти тренеров, работающих в ДЮСШ только четверо, имеют высшее специальное образование. Череда неудач наших молодежных и юношеских сборных команд на международной арене, стала поводом для реформирования процесса подготовки спортивного резерва и установления требований к квалификации и аттестации специалистов осуществляющих спортивную подготовку, а также принятия соответствующих корпоративных (локальных) актов детализирующих требования к тренерам, работающим в ДЮСШ по футболу.

Необходимо отметить, что принцип автономии спорта,

являющийся одним из важнейших принципов функцио-

1

нирования, воспроизводства и развития спорта нашел свое отражение и в правовом регулировании системы квалификационных требований к тренеру ДЮСШ по футболу. Данное правовое регулирование сочетает в себе как государственное регулирование отношений, так и саморегулирование таких отношений компетентными субъектами футбола, таких как Международная организация футбола (далее - «ФИФА»), Союз европейских футбольных ассоциаций (далее - «УЕФА»), Общероссийской общественной организации «Российский футбольный союз» (далее - «РФС») и др.

В соответствии с п. 24 ст. 2 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее - «Закон о спорте») тренером признается физическое лицо, имеющее соответствующее среднее профессиональное образование или высшее образование и осуществляющее проведение со спортсменами тренировочных мероприятий, а также осуществляющее руководство их состязательной деятельностью для достижения спортивных результатов2.

Статья 348.1 Трудового кодекса РФ (далее - «ТК РФ») определяет тренеров как работников, трудовая функция которых состоит в проведении со спортсменами тренировочных мероприятий и осуществлении руководства состязательной деятельностью спортсменов для достижения спортивных результатов3.

Представляется, что особая трудовая функция тренеров осуществляющих свою деятельность в ДЮСШ по футболу, включает в себя также педагогическую и воспитательную функции свойственные педагогическим работникам. В этой связи, профессиональную компетенцию тренера ДЮСШ можно обозначить как тренер-преподаватель.

Приказом Министерства спорта РФ от 27 марта 2013 г. № 147 «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта футбол» установлены следующие этапы спортивной подготовки:

1. Этап начальной подготовки (от 8 лет).

2. Тренировочный этап (этап спортивной специализации) (от 10 лет).

1 См. Спортивное право России: учебник для магистров/ Бла-жеев В.В., Байрамов В.М. отв. ред. Д.И. Рогачев - Москва: Проспект, 2016, с.33

2 См. Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-Ф3

(ред. от 28.03.2017) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // СПС Консультант плюс

3 «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ// СПС Консультант плюс

3. Этап совершенствования спортивного мастерства (от 13 лет).

4. Этап высшего спортивного мастерства (от 14 лет).

Необходимо отметить, что тренер в ДЮСШ по футболу может принимать участие в подготовке футболистов на любом из вышеуказанных этапов спортивной подготовки.

Требования к компетенции тренера и его квалификации на каждом из этапов спортивной подготовки, установлены Приказом Минтруда России от 07.04.2014 № 193н (ред. от 12.12.2016) «Об утверждении профессионального стандарта «Тренер» (Зарегистрировано в Минюсте России 10.07.2014 № 33035 (далее - «Профессиональный стандарт»).

Профессиональный стандарт на этапах спортивной подготовки предъявляет различные требования к уровню образования и опыту работы тренера. Например, на этапе начальной подготовки тренер должен иметь среднее профессиональное образование в области физической культуры и спорта, или среднее профессиональное образование, а также профессиональную переподготовку в области физкультуры и спорта, а на этапе совершенствования спортивного мастерства, тренер должен иметь высшее образование - программы бакалавриата в области физической культуры и спорта, а также иметь опыт работы не менее трех лет в должности: тренер, тренер-преподаватель, старший тренер-преподаватель, либо разряд не ниже кандидата в мастера спорта по футболу.

Для тренеров на всех этапах спортивной подготовки имеются следующие особые условия допуска к работе:

Отсутствие запрета на занятие педагогической деятельностью в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

В случае, если тренер будет проводить занятия с детьми дошкольного возраста (4-6 лет), на этапе начальной подготовки, помимо вышеуказанных требований по допуску к работе, рекомендуется прохождение специальных курсов повышения квалификации для проведения таких занятий.

Трудовая функция тренера на различных этапах спортивной подготовки дифференцирована. Представляется возможным, обозначить следующие наиболее общие трудовые функции тренеров на всех этапах спортивной подготовки:

Осуществление отбора обучающихся;

Физическая подготовка футболистов, в том числе техническая подготовка футболистов;

Теоретическая подготовка футболистов;

Статистический учет и сбор информации о результатах тренировочного процесса;

Планирование тренировочного процесса.

Профессиональным стандартом также устанавливаются требования к умению тренера и его знаниям необходимым для реализации трудовых функций тренера на разных этапах спортивной подготовки. Так, например, тренер должен уметь: проводить собеседование, оценивать мотивацию и психологический настрой; пользоваться спортивным инвентарем; пользоваться контрольно-измерительными приборами; уметь оказывать первую медицинскую помощь, правильно использовать средства индивидуальной защиты; показывать в наглядной форме выполнение тренировочных упражнений; уметь использовать информационные технологии,

в том числе средства подготовки и демонстрации презентаций, видеофильмов, иных образовательных ресурсов; вести контроль физической подготовленности обучающихся и.т.д. При реализации своей трудовой функции тренер ДЮСШ по футболу должен знать: основы законодательства в сфере физической культуры и спорта; федеральные стандарты спортивной подготовки по виду спорта футбол; антидопинговые правила; методы предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и правила, устанавливающие ответственность за такое противоправное влияние; локальные акты спортивной организации; методику преподавания; возрастную и специальную педагогику и психологию; режимы тренировочной работы; нормативные документы, регламентирующие работу со служебной документацией и.т.д.

Стоит отметить, что требования к умениям и знаниям предъявляемые к тренеру на этапах спортивной подготовки, имеют ряд различий ввиду различной трудовой функции на каждом этапе спортивной подготовки. Кроме того, каждому этапу спортивной подготовки футболистов присущи свои специфические черты.

К особой трудовой функции на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации), можно отнести обязанность тренера формировать навыки соревновательной деятельности у юных спортсменов. В настоящее время, в мире существуют две основные системы подготовки молодых футболистов. В Португалии, Испании, Голландии и иных западноевропейских странах система подготовки молодых футболистов, не предполагает регулярные соревнования до достижения ребенком 13 -14 лет. Это объясняется тем, что соперничество негативно сказывается на неокрепшей психике ребенка, поэтому до 12 лет команды играют между собой тренировочные матчи, а после 12 участвуют в мини-турнирах продолжительностью не более 2 дней. Регулярные соревнования в этих странах, начинаются лишь после достижения ребенком 13-14 лет.

Система подготовки юных футболистов в нашей стране выстроена иным образом. С раннего возраста футболистов приучают к соревновательному процессу и игре на результат. Например, Первенство России по футболу зона «Москва» проводится, в том числе и среди футболистов, достигших 10 летнего возраста4.

Кроме того, важно отметить, что основным критерием успешности тренерской работы для руководства спортивной школы, в первую очередь является итоговый результат спортивной школы в соревнованиях. При этом, тренер, являющийся руководителем команды возрастных категорий от 8 до 13 лет, зачастую попадает в ситуацию, когда получение стимулирующих выплат напрямую зависит от места его подопечных в итоговой турнирной таблице. Безусловно сложившаяся тенденция негативно сказывается как на процессе обучения молодых футболистов, так и на психическом развитии молодых спортсменов. Возникает ситуация, при которой, находясь лишь на этапе спортивной специализации молодой футболист уже может не захотеть продолжать заниматься спортом по различным причинам.

Учитывая показатели выступления российских молодых футболистов на международной арене, представляется, что действующая система подготовки молодых футболистов противоречит самой идеи детско-юношеского спорта, направленной, прежде всего на во-

4 [Электронный ресурс] http://mosff.ru/wp-content/uploads/2018/

03/club-reg.pdf / Регламент Первенства России по футболу зоны

«Москва» среди команд спортивных школ «Клубная Лига» дата обращения 19.05.2018

влечение в занятие спортом большего количества детей, популяризацию и пропаганду футбола, а не достижение пусть даже и положительных показателей на внутренних соревнованиях. В связи с этим, тренеру, очень важно правильно обозначить юному футболисту основную цель соревновательного процесса, не акцентируя внимание на итоговом результате матча или соревнования, а руководству спортивной школы, по крайней мере на этапе спортивной специализации, необходимо перестать требовать от тренера высоких турнирных показателей его команды.

Стоит также отметить, что Профессиональный стандарт, применительно к данному этапу спортивной подготовки не содержит требований к знанию тренером регламентов (положений) спортивных мероприятий. Однако знание регламентов (положений) о спортивных соревнованиях необходимо тренеру ввиду того, что в них содержится информация необходимая для участия в соревновании:

место и время проведения спортивного соревнования;

требования необходимые для участия футболистов в соответствующих соревнованиях и условия допуска футболистов к соревнованиям;

порядок подведения итогов5.

На этапе совершенствования спортивного мастерства, обязанности тренера дополняются необходимостью соблюдения антидопинговых правил и методик при подготовке футболистов, а также выполнение предписаний организаций, осуществляющих допинг-контроль.

Особого внимания заслуживают требования Профессионального стандарта о необходимости тренера на этапе совершенствования спортивного мастерства уметь определять справедливость судейства, а также знать порядок применения апелляционных процедур при несправедливом судействе. Необходимо отметить, что данные требования зачастую не применимы в футболе, ввиду того, что регламентами (положениями) соревнований обязанность определять справедливость судейства возложена на иных лиц. Например, в футболе это инспектор матча. Кроме того, в структуре судейских органов имеются самостоятельные комиссии, осуществляющие оценку действий судьи в матче. Так, в структуру Московской коллегии судей по футболу, входит контрольно-квалификационная комиссия, к полномочиям которой в том числе относится оценка работы судей на матчах среди детско-юношеских спортивных школ. Кроме того, Судейская конвенция УЕФА6 закрепляет независимость судейских футбольных структур от влияния общественных институтов таких как, лиги, клубы, правительства.

Важно отметить, что при реализации трудовой функции связанной с подготовкой спортсменов к достижению результатов уровня сборных команд России, тренер должен уметь поддерживать высокий уровень спортивной мотивации у футболистов. Совершенствуя навыки соревновательной деятельности футболистов, тренер должен повышать спортивную мотивацию и волю к победе футболиста - участника соревнований. Кроме того, на данном этапе тренер также должен знать:

5 Приказ Минспорта России от 01.07.2013 № 504(ред. от 09.01.2014) «Об утверждении Общих требований к содержанию положений (регламентов) о межрегиональных и всероссийских официальных физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях, предусматривающих особенности отдельных видов спорта» // СПС КонсультантПлюс

6 [Электронный ресурс] иК1_ http://www.referee.rU/important/8/ (дата обращения 19.05.2018)

- Олимпийскую хартию Международного олимпийского комитета;

- Положения, правила и регламенты проведения международных спортивных соревнований, принятые ФИФА, УЕФА;

- Устав Олимпийского комитета России.

Стоит отметить, что в нашей стране, система соревнований по футболу среди детско-юношеских спортивных команд выстроена не только на уровне первенств или чемпионатов среди спортивных школ, проводимых внутри соответствующего субъекта, но и на уровне всероссийских соревнований, проводимых среди сборных команд субъектов и сборных команд в состав, которых входят футболисты, представляющие несколько субъектов Российской Федерации. Так, в соответствии с Календарным планом Всероссийских финальных соревнований среди юношеских команд, в 2018 году планируется провести 4 первенства России среди сборных команд межрегиональных федераций футбола различных возрастов7. В связи с этим, тренер помимо подготовки учащихся ДЮСШ, может также являться тренером сборной команды принадлежащей соответствующему субъекту РФ (сборная команда региональной федерации футбола), или команды в состав которой входят футболисты из нескольких субъектов РФ (сборная команда межрегиональной федерации футбола).

Таким образом, исходя из содержания Профессионального стандарта можно сделать вывод, о том, что он безусловно отражает общие требования к квалификации тренеров по футболу в ДЮСШ, однако его отдельные положения в полной мере не могут быть реализованы в футболе. Также необходимо отметить, что Профессиональный стандарт не различает должности тренера и тренера-преподавателя, не смотря на их функциональное различие.

Еще одним нормативно-правовым актом, регулирующим квалификационные требования к тренерам в ДЮСШ, является Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (далее - «Приказ Минздравсоцразвития»). Приказом Минздравсоцразвития утверждены квалификационные требования к тренеру-преподавателю, которые применяются в части не урегулированной Профессиональным стандартом. Данные требования связаны в первую очередь с преподавательской функцией тренера. В частности, тренер-преподаватель должен знать приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физ-культурно-спортивную, оздоровительную деятельность; Конвенцию о правах ребенка.

Особого внимания заслуживают требования к уровню образования тренера-преподавателя установленные в Приказе Минздравсоцразвития, а именно: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу работы или высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу работы8.

7 [Электронный ресурс] URL https://rfs.ru/subject/1/documents? cat_id=22 (дата обращения 19.05.2018)

8 См. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника

Представляется необходимым отметить, что требования к уровню образования тренера-преподавателя, установленные в Профессиональном стандарте, существенно отличаются и ограничиваются лишь средним образованием.

Также, Приказом Минздравсоцразвития установлено, что специалисты претендующие на работу в качестве тренера-преподавателя и не имеющие специальной подготовки, но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, могут быть назначены на соответствующие должности по рекомендации аттестационной комиссии или по результатам аттестации, осуществляемой общероссийской спортивной федерацией по соответствующим виду или видам спорта .

Одним из нормативно-правовых актов, регулирующих квалификационные требования к тренеру в ДЮСШ по футболу является Приказ Госкомспорта СССР от 09.04.1987 № 228 «О введении в действие Положения о детско-юношеской спортивной школе, специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва, специализированных классах по видам спорта». Данный приказ устанавливает обязанности тренера-преподавателя повышать свою квалификацию, принимать участие в методических конференциях по вопросам современной методики обучения и тренировки, а также разрабатывать предложения по совершенствованию учебно-тренировочного процесса, внедрять наиболее эффективные формы тренировок и методы идейного воспитания спортсменов 0

Вместе с тем важно отметить, что действующее нормативно-правовое регулирование квалификационных требований к тренеру в ДЮСШ в полной мере не учитывает специфику соответствующего вида спорта. В этой связи, представляется верной позиция законодателя, закрепленная в п. 3 и п.5 ст.16 Закона о спорте, урегулировать данный вопрос с помощью внеправовой нормативной регламентации (lex sportiva)11.

Международная нормативная регламентация квалификационных требований к тренеру, определяется прежде всего актами «мягкого права»12 такие как Конвенция УЕФА о взаимном признании тренерской квалификации (далее - «Тренерская конвенция УЕФА»), в которой участвует и Российская Федерация. Тренерская конвенция УЕФА устанавливает единые и минимальные стандарты образования для тренеров различного уровня, путем введения механизма лицензирования.

Лицензия - разрешение, выданное обладателю тренерского диплома УЕФА и позволяющее ему заниматься тренерской работой на уровне, который каждая сторона Конвенции определяет для своей территории13.

должностей руководителем, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»// СПС КонсультантПлюс;

9 См. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.11.2015 № 52 «О применении судами законодательства, регулирующего труд спортсменов и тренеров» п 11// СПС Консуль-тантПлюс

10 См. Приказ Госкомспорта СССР от 09.04.1987 № 228(с изм. от 12.09.1989) «О введении в действие Положения о детско-юношеской спортивной школе, специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва, специализированных классах по видам спорта» // СПС КонсультантПлюс

11 См. Спортивное право России: учебник для магистров/ Бла-жеев В.В., Байрамов В.М. отв. ред. Д.И. Рогачев - Москва: Проспект, 2016, с.40

12 Безбородов Ю.С. Роль норм мягкого права в международно-правовом регулировании // Международное публичное и частное право. 2004. №6. С. 5-6

13[Тренерская конвенция УЕФА Электронный ресурс] URL

Применительно к детско-юношескому футболу, Тренерская конвенция УЕФА устанавливает следующие квалификационные уровни:

А - лицензия УЕФА в элитном детско-юношеском футболе;

В - лицензия УЕФА;

С - лицензия, выданная страной, организующей соответствующий учебный курс.

Статьей 18 Тренерской конвенции УЕФА установлено, что для допуска к курсам на получение А-лицензии УЕФА в элитном детско-юношеском футболе у кандидата должна быть действительная А-лицензия УЕФА*, либо он должен быть одновременно слушателем курса для получения А-лицензии УЕФА и А-лицензии УЕФА в элитном детско-юношеском футболе, при этом у кандидата должна быть действительна В-лицензия УЕФА, а также такой кандидат должен иметь, один год опыта тренерской работы в статусе обладателя В-лицензии УЕФА.

Программа А-лицензии УЕФА в элитном детско-юношеском футболе рассчитана минимум на 80 (восемьдесят) часов, разделенная по 40 (сорок) часов занятий на футбольном поле и вне футбольного поля. Минимальное количество часов для проведения итогового экзамена - 6 (шесть) часов.

Необходимо отметить, что обозначенная иерархия квалификационных уровней, обусловлена прежде всего делением самого детско-юношеского футбола на элитный детско-юношеский футбол, являющийся второй самостоятельной ступенью «футбольной пирамиды УЕФА», и детско-юношеский футбол входящий в состав массового футбола, который является основанием этой пирамиды14. В отечественной практике такое деление детско-юношеского футбола имеет место, однако какое-либо локальное закрепление такой практики в настоящее время отсутствует.

В России, система лицензирования тренеров в детско-юношеском футболе была создана в 2003 году. РФС был создан Центр по подготовке специалистов в сфере футбола. Одной из главных задач данного центра стала повышения квалификации тренеров и аттестация тренеров, работающих в детско-юношеском футболе.

В целях решения проблемы нехватки специалистов в детско-юношеском футболе были введены национальные аттестационные уровни (лицензии) «С» и <Ю», разработаны и утверждены положения о порядке получения данной лицензии, утверждены учебные планы и программы по обучению тренеров, а также утвержден порядок и нормативы квалификационных экзаменов и испытаний15.

В настоящее время в нашей стране существуют следующие квалификационные уровни для тренеров ДЮСШ по футболу:

http://ru.uefa.com/MultimediaFiles/Download/uefaorg/CoachingCoa chedu/02/29/42/83/2294283_DOWNLOAD.pdf (дата обращения 19.05.2018)

Примечание. Лицензия А-УЕФА является второй по значимости лицензией после тренерской лицензии категории Pro-УЕФА. В России тренерская лицензия категории А-УЕФА, в соответствии с Правилами РФС о лицензировании футбольных клубов, позволяет являться тренером главной команды, участвующей в ведущем профессиональном соревновании -«Чемпионат России по футболу среди команд Клубов Премьер-Лиги».

14 UEFA Grassroots football newslatter [Электронный ресурс] URL http://www.uefa.com/newsfiles/186426.pdf с.7 (дата обращения 19.05.2018)

15 Положение по обучению и лицензированию футбольных тренеров [Электронный ресурс] uRl http://static.rfs.ru/documents/ 1/5863e281530cb.pdf (дата обращения 19.05.2018)

«А»- лицензия УЕФА в элитном детско-юношеском футболе;

«В»- лицензия УЕФА;

«С»- аттестационный уровень; - аттестационный уровень.

Для обучения на аттестационный уровень кандидат должен иметь образование не ниже среднего. Для получения лицензии категории «Ю» необходимо пройти обучение в объеме 72 (семьдесят два) часа и сдать квалификационный экзамен. Сертификат категории «Ю» выдается сроком на 5 (пять) лет и дает право обладателю занимать должность тренера в ДЮСШ. Квалификационный уровень также позволяет претендовать на прохождение обучения и лицензирования на категорию «С».

Для обучения на аттестационный уровень «С» кандидат должен иметь высшее образование. Лицензия «С» выдается по решению аттестационной комиссии претенденту, прошедшему курс обучения в объеме не менее 124 (сто двадцать четыре) часов и успешно сдавшему квалификационный экзамен. Лицензия «С» выдается на срок 3 (три) года с обязательным подтверждением соответствующей категории по окончании срока действия лицензии. Обладатели лицензии «С» вправе работать в качестве тренера в детско-юношеских командах, в любительских футбольных клубах, а также занимать должность тренера в профессиональных футбольных клубах 1 и 2 дивизионов и в молодежных (дублирующих) составах клубов Российской футбольной Премьер-Лиги (далее - «РФПЛ»).

Для обучения на аттестационный уровень «В» кандидат должен иметь действующую лицензию «С», высшее образование, стаж тренерской работы в футболе не менее 2 (двух) лет, либо высшее образование и практический опыт игрока в командах профессиональных футбольных клубов: РФПЛ- 5 (пять) лет, I дивизион - 7 (семь) лет, II дивизион - 10 (десять) лет, либо являться игроком сборной команды России по футболу - не менее 10 (десять) игр, или суммарный стаж профессионального футболиста -10 (десять) лет. Лицензия «В» выдается по решению аттестационной комиссии претенденту, прошедшему курс обучения в объеме не менее 124 (сто двадцать четыре) часов и успешно сдавшему квалификационный экзамен. Лицензия «В» выдается на срок 3 (три) года с обязательным подтверждением соответствующей категории по окончании срока действия лицензии. Обладатели лицензии «В» вправе занимать должности, разрешенные обладателям лицензии «С», а также занимать должность руководителя программы молодежного футбола в клубах I дивизиона, быть главным тренером в клубах I и II дивизиона, также в молодежных (дублирующих) составах клубов РФПЛ, занимать должность тренера во всех дивизионах, а также работать в качестве тренера аттестационного уровня «В» в странах, входящих в Тренерскую конвенцию УЕФА.

Для обучения на аттестационный уровень «А» лицензия УЕФА в элитном детско-юношеском футболе кандидат должен иметь действующую лицензию «В», стаж тренерской работы в футболе не менее 5 (пять) лет. Лицензия «А» - УЕФА в элитном детско-юношеском футболе выдается по решению аттестационной комиссии претенденту, прошедшему курс обучения в объеме не менее 204 (двести четыре) часов и успешно сдавшему квалификационный экзамен. Лицензия «А» -УЕФА в элитном детско-юношеском футболе, выдается на срок 3 (три) года с обязательным подтверждением соответствующей категории по окончании срока дейст-

вия лицензии. Обладатели лицензии «А» - УЕФА в элитном детско-юношеском футболе вправе занимать любые должности разрешенные для обладателей лицензии «В», а также занимать должность главного тренера детско-юношеских команд любого уровня и работать в качестве тренера аттестационного уровня «В» или «А» в странах, входящих в Тренерскую конвенцию УЕФА.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для всех аттестационных категорий процесс подтверждения соответствующего аттестационного уровня включает в себя учебный курс объемом 12-30 часов, в который входят: тестирование, подготовка рефератов, разработка планов учебно-тренировочной работы и конспектов занятий, проведение слушателями теоретических, методических и практических занятий, сдача квалификационного экзамена или защита научно-методического доклада по теории и методике футбо-

ла16.

Необходимо отметить, что вышеуказанное регламентное регулирование квалификационных требований к тренерам-преподавателям в ДЮСШ по футболу, в полной мере соответствует действующему законодательству.

Программы подготовки тренеров на соответствующий аттестационный уровень, в контексте Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»17 (далее - «Закон об образовании») отвечают всем признакам дополнительного профессионального образования. Критерии допуска к освоению программы на аттестационный уровень в полной мере соответствуют критериям, предъявляемым к освоению программ повышения квалификации или профессиональной переподготовки указанным в статье 76 Закона об образовании.

В завершении стоит отметить, что в Российском законодательстве имеются нормативно-правовые акты, которые закрепляют квалификационные требования к тренеру в ДЮСШ по футболу В свою очередь, локальное регулирование устанавливает самостоятельные требования к тренеру в ДЮСШ, выработанные с учетом специфики вида спорта. Представляется, что выбранная модель сочетания государственного и локального регулирования наиболее удачна для установления квалификационных требований к тренеру-преподавателю в ДЮСШ, так как федеральное законодательство закрепляет необходимый минимум знаний и навыков для тренера-преподавателя, а локальное регулирования учитывает актуальные тенденции и мировой опыт в сфере подготовки спортивного резерва, позволяя оперативно корректировать требования к квалификации тренера-преподавателя по футболу в ДЮСШ.

Однако существует ряд проблем, требующих решения с применением имеющихся правовых механизмов. В первую очередь, речь идет о конфликте федерального законодательства. Как уже было отмечено существуют различные требования к уровню образования тренера-преподавателя в Профессиональном стандарте и Приказе Минздрава.

Во-вторых, сам Профессиональный стандарт во многом не учитывает специфику футбола. В частности, способность тренера уметь определять справедливость судейства, а также знать порядок применения апелляционных процедур при несправедливом судействе, не применима в футболе, ввиду того, что выполнения дан-

16 Там же

17 См. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс

ных функций возложено на других лиц. Кроме того, Профессиональный стандарт не устанавливает требований к знанию тренером регламента (положения) соревнования. Ввиду того, что в официальные спортивные соревнования проводятся исключительно на основании соответствующих регламентов (положений) представляется, что тренеру знание таких регламентов (положений) необходимо, так как руководство спортсменами в соревновательный период является частью его трудовой функции.

В-третьих, это наличие разногласий в федеральном и локальном регулировании. Например, для получения лицензии на аттестационный уровень «С» Положение РФС по обучению и лицензированию футбольных тренеров, устанавливает требования о наличии высшего образования для освоения программы на лицензию «С», в то время как Профессиональный стандарт допускает для занятия вышеуказанной должности среднее профессиональное образование в области физической культуры и спорта или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области физической культуры и спорта. Стоит отметить, что на практике конфликт федерального и локального правового регулирования, будет разрешаться в пользу существующих регламентных норм, т.к. именно данные нормы определяют критерии допуска футбольных клубов, а также команд ДЮСШ и их сотрудников (в.т.ч. и тренеров) к участию в официальных спортивных соревнованиях и мероприятиях через механизм лицензирования или аттестации.

Список литературы

1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // СПС КонсультантПлюс;

2. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс;

3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» // СПС Консультан-тПлюс;

4. Приказ Минтруда России от 07.04.2014 № 193н (ред. от 12.12.2016) «Об утверждении профессионального стандарта «Тренер» // СПС КонсультантПлюс;

5. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития от 26 августа 2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования» // СПС КонсультантПлюс;

6. Приказ Госкомспорта СССР от 09.04.1987 № 228(с изм. от 12.09.1989) «О введении в действие Положения о детско-юношеской спортивной школе, специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва, специализированных классах по видам спорта» // СПС Кон-сультантПлюс;

7. Приказ Министерства спорта РФ от 27 марта 2013 г. № 147 «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта футбол» // СПС Кон-сультантПлюс;

8. Приказ Министерства спорта РФ от 01.07.2013 № 504(ред. от 09.01.2014) «Об утверждении Общих требований к содержанию положений (регламентов) о межрегиональных и всероссийских официальных физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях, предусматривающих особенности отдельных видов спорта» // СПС КонсультантПлюс;

9. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.11.2015 № 52 «О применении судами законодательства, регулирующего труд спортсменов и тренеров» п 11// СПС КонсультантПлюс;

10. Агузаров А.М., К вопросу об оплате труда спортсменов и тренеров и его правовому регулированию // Пробелы в российском законодательстве, 3: 97-100 (2013);

11. Безбородов Ю.С. Роль норм мягкого права в международно-правовом регулировании // Международное публичное и частное право. 2004;

12. Блажеев В.В., Байрамов В.М. отв. ред. Д.И. Рогачев // Спортивное право России: учебник для магистров 2016;

13. Тренерская конвенция УЕФА [Электронный ресурс] https://ru.uefa.com/MultimediaFiles/Download/ uefaorg/CoachingCoachedu/02/29/42/83/2294283_DOWNLO AD.pdf (дата обращения 19.05.2018);

14. Положение Общероссийской общественной организации «Российский футбольный союз» по обучению и лицензированию футбольных тренеров» [Электронный ресурс] http://static.rfs.rU/documents/1/5863e 281530cb.pdf (дата обращения 19.05.2018);

15. Правила РФС по лицензированию футбольных клубов в Российской Федерации [Электронный ресурс] https://rfs.ru/subject/1/documents?cat_id=25 (дата обращения 19.05.2018);

16. UEFA Grassroots football newslatter [Электронный ресурс] Официальный сайт УЕФА - http://www.uefa. com/newsfiles/186426.pdf (дата обращения 19.05.2018);

17. Регламент Первенства России по футболу зоны «Москва» среди команд спортивных школ «Клубная Лига» [Электронный ресурс] http://mosff.ru/wp-content/uploads/2018/03/club-reg.pdf / (дата обращения 19.05.2018)

Рецензия

На статью Кучмина А.Ю. «Квалификационные требования к тренерам в детско-юношеском футболе»

Представленная к рецензированию статья, написана на одну из актуальных тем современного спортивного права. Правовое регулирование спортивной подготовки и труда несовершеннолетних спортсменов в России все еще проходит свою стадию становления. Тренер - как известно, является одной из ключевых фигур в профессиональном спорте. Роль тренера в формировании юного спортсмена особенно важна. Именно поэтому исследование содержания правового статуса и трудовой функции тренера в детско-юношеском спорте так необходимы сегодня.

В работе проанализированы профессиональные стандарты тренера, тренера-воспитателя, выявлены законодательные коллизии в правовом статусе тренера, содержащиеся в профессиональных стандартах и локальных актах спортивных организаций. Проанализированы международные нормы.

Выводы автора заслуживают одобрения и поддержки. Все вышеизложенное позволяет рекомендовать статью Кучмина А. к публикации в научном издании.

Рецензент - д.ю.н., проф. НИУ ВШЭ Буянова Марина Олеговна

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 82,13 %

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.