Повышение эффективности спортивного отбора в футболе
Дулибский А. В.
Львовский государственный университет физической культуры
Аннотации:
Рассматриваются современные аспекты подготовки юных футболистов на начальных этапах спортивного отбора. Даётся краткий анализ состояния проблемы обучения двигательным действиям с точки зрения требований современной педагогической науки. Освещаются инновационные подходы построения процесса обучения и подготовки в системе многолетнего спортивного отбора юных футболистов. Проведено анкетирование 323 тренеров детско-юношеских команд, 135 тренеров профессиональных команд, 57 студентов и аспирантов. Установлено, что учебно-тренировочная и соревновательная деятельность юных футболистов должна оцениваться в неразрывном единстве по адекватным показателям и критериям эффективности.
Ключевые слова:
отбор, футболист, педагогика, подготовка, игра, развитие, совершенствование.
Дулібський А.В. Підвищення ефективності спортивного відбору в футболі. Розглядаються сучасні аспекти підготовки юних футболістів на початкових етапах спортивного відбору. Дається короткий аналіз стану проблеми навчання руховим діям з погляду вимог сучасної педагогічної науки. Висвітлюються інноваційні підходи побудови процесу навчання й підготовки в системі багаторічного спортивного відбору юних футболістів. Проведено анкетування 323 тренерів дитячо-юнацьких команд, 135 тренерів професійних команд, 57 студентів і аспірантів. Установлено, що учбово-тренувальна й змагальна діяльність юних футболістів повинна оцінюватися в нерозривній єдності за адекватними показниками й критеріям ефективності.
відбір, футболіст, педагогіка, підготовка, гра, розвиток, вдосконалення.
Dulibskyy A.V. Improving efficacy of sport selection in football. The modern aspects of preparation of juvenile football players on pioneering stages of sports takeoff are considered. The brief analysis of state of a problem of training is given impellent operations from the point of view of demands of the modern pedagogical science. Innovational approaches of construction of process of training and preparation in a system of long-term sports takeoff of juvenile football players are illuminated. Questioning 323 trainers of youthful commands, 135 trainers of professional commands, 57 students and post-graduate students is conducted. It is established, that training and competitive activity of juvenile football players should be valued in continuous unity on adequate parameters and tests of efficiency.
selection, footballers, pedagogic,
preparation, game, development,
perfection.
Введение.
Особенностью современного футбола является эффективный (а значит научно обоснованный) поиск талантливых детей и молодых людей, которым «по плечу» большие, но чаще всего огромные тренировочные и соревновательные нагрузки, и самые высокие темпы спортивного совершенствования. При максимальной интенсификации физических нагрузок, борьбе равных соперников, предельных эмоциональных переживаниях, напряжённой деятельности систем организма только лучшие из лучших могут достичь высоких результатов в современном спорте высших достижений [8].
Дальнейший прогресс футбола, по мнению специалистов [23, 24, 25, 29, 32], видится в том, что неординарные естественные возможности спортсменов будут совершенствоваться с помощью эффективных методов подготовки. Именно это подразумевается, когда говорится о повышении спортивных достижений с помощью спортивного отбора талантов.
Состояние проблемы. Естественный отбор не позволяет решить проблему подготовки квалифицированного резерва, поскольку, согласно статистическим данным Министерства Украины по делам семьи, молодёжи и спорта, известно, что в ДЮСШ, СДЮШОР, УФК, УОР, специализированных футбольных классах происходит значительное “отсеивание” детей [31]. Около 70% юных футболистов вообще прекращают занятия футболом из-за несоответствий программных требований, системы отбора и процесса подготовки квалифицированных спортсменов.
Недостаточно адекватная система спортивного отбора юных футболистов обусловлена множеством причин, в том числе и тем, что не существует обоснованной информации о значимости конкретных факторов процесса становления спортивного мастерства игроков
© Дулибский А. В., 2010
на различных этапах многолетней подготовки. К тому же, недостаточно изучены надёжность и информативность методов отбора детей для обучения и совершенствования в футбольных секциях, группах, классах, практически отсутствуют научные данные о дозволенных граничных тренировочных и соревновательных нагрузках для юных футболистов разного возраста.
В последнее время произошло значительное развитие футбола внутри высокоорганизованной системы развития спорта. Изменились дети и их родители, изменились программа и организация школьной системы, практически весь тренерский состав, по сравнению с прошлым, достиг определенного уровня информационно-культурной базы, касающейся проблематики, связанной с преподаванием футбола. Произошло расширение научных и научно-практических сфер, «обслуживающих» развитие футбола [8, 11].
Современные дети живут в иной общественной реальности, когда компьютеризация и информатизация, незначительно представленные в прошлые годы, стали связующим элементом роста технологий и развития интеллекта, что так очевидно контрастирует со спортивной деятельностью [9, 10, 14].
В процентном соотношении многие данные указывают на увеличение количества родителей юных спортсменов, имеющих высшее образование и соответственно более высокий культурный уровень. Они больше участвуют в школьном воспитании своих детей и более частыми являются случаи, когда родители объединяются с педагогами школы и спорта для определения общего образовательного направления [15]. Но не всегда это удается.
Каждая из этих проблем спортивного отбора в футболе имеет специфику в зависимости от задач, характерных для различных этапов подготовки юных футболистов. Участники соревнований в футболе - молодые люди, находящиеся в периоде физи-
ческого и психического созревания в экстремальных условиях процесса подготовки. Поэтому в учебнотренировочном процессе юных футболистов необходимо решать педагогические, физиологические, медицинские, психологические и т.д. задачи [8].
Анализ методических источников и практической работы тренеров [11, 23, 24, 25, 28, 29, 32] доказывает, что для успешной реализации многолетней подготовки на каждом из этапов спортивного отбора необходимо учитывать комплекс показателей, среди которых:
1. Оптимальный возраст (паспортный и (или) биологический) достижения наивысших результатов в избранном виде спорта.
2. Направленность тренировочных и соревновательных воздействий, а также методы и средства подготовки, и особенности восстановления юных спортсменов.
3. Уровень модельных характеристик физической, технической, тактической, психической и других видов подготовленности, которые необходимо достичь юным спортсменам на конкретном этапе многолетней подготовки.
4. Допустимые нормы нагрузок (объём, интенсивность, величина адаптационных изменений, которые достигаются за счёт реализованной нагрузки) в зависимости от индивидуальных характеристик состояния основных функциональных систем организма юных спортсменов.
5. Контрольные нормативы, использующиеся с целью коррекции направленности системы подготовки [8] .
Работа выполнена по плану НИР Львовского государственного университета физической культуры.
Цель, задачи работы, материал и методы.
Целью данной работы является необходимость создания нового направления инновационных преобразований в системе воспитания спортивных резервов в футболе, реализация которого расширит возможности улучшения многолетней подготовки юных футболистов и обеспечит формирование нового поколения спортивной элиты, которая будет обладать значительно большими возможностями для спортивного совершенствования, чем предшественники.
Для достижения поставленной цели использовались следующие методы исследования: анкетирование; педагогическое наблюдение, педагогическое тестирование, педагогический анализ.
В анкетировании в период с 2003 года по 2010 год принимали участие тренеры детско-юношеских (323 человека) и профессиональных (135 человек) команд, которые проходили обучение по программам УЕФА в Центре лицензирования Федерации футбола Украины с целью получения европейской лицензии. Кроме того, в анкетировании были задействованы студенты, магистранты и аспиранты Национального университета физического воспитания и спорта Украины и Львовского государственного университета физической культуры (57 человек).
Педагогическое наблюдение осуществлялось в период с 1998 года по 2010 год на базе отделений футбо-
ла, СДЮШОР и спортивных школ Украины, Англии, Испании, Германии, Латвии, Португалии, а также в процессе сотрудничества с тренерами и игроками национальных юношеских и молодёжных сборных команд Украины, Италии, Польши, России, Сербии, США и Канады.
Педагогическое тестирование проводилось в период с 2003 года по 2010 год в условиях сдачи нормативных требований юными футболистами футбольных академий «Динамо» Киев, «Шахтёр» Донецк, «Металлург» Запорожье, СДЮШОР «Карпаты» Львов, высших училищ физической культуры г. Киева и г. Львова, а также других спортивных школ профессиональных футбольных клубов Украины, которые принимали участие в официальных соревнованиях под эгидой Детско-юношеской футбольной лиги Украины. Нормативные требования были разработаны специалистами Федерации футбола Украины и предложены в методических материалах Центра лицензирования Федерации футбола Украины, а также утверждёны Комиссией УЕФА <Шга», сотрудники которой отвечают за развитие тренерского обучения в странах, являющимися членами УЕФА.
Результаты исследований.
Проблема подготовки полноценного футбольного резерва касается широкого ряда вопросов организационного, методического и научного характера. Она связана с проблемой управления многолетней подготовкой юных футболистов, которая, в свою очередь, предусматривает:
1. Чёткую последовательность задач, средств и методов обучения и подготовки (но не тренировки! (особенно на начальных этапах!)) детей, подростков и юношей, занимающихся футболом.
2. Постоянный, тщательно продуманный и научно обоснованный рост объёмов и интенсивности тренировочных нагрузок.
3. Перманентную динамику последовательности возрастания объёмов средств, в первую очередь, технико-тактической и психической, а также общей и специальной физической подготовки.
4. Чёткое соблюдение принципа разумной последовательности при использовании необходимых тренировочных и соревновательных нагрузок для конкретного возраста юных футболистов.
Однако утилитарный, узко прагматический подход к отбору спортивных талантов, который существует сегодня в Украине, как правило, игнорирует реальности генезиса спортивных способностей, ограничиваясь поиском только тех юных талантов, которые состоялись случайно.
Такой подход не обеспечивает выявления большинства перспективных атлетов, поскольку в системе многолетней подготовки юных спортсменов не предусмотрен абсолютно необходимый этап формирования спортивного таланта в ранние сенситивные (благоприятные) периоды развития двигательных функций ребёнка. Поэтому в традиционной методологии отбора, а не выявления (как это очень часто встречается в практике работы с юными футболистами) спортивных
талантов, исподволь заложена морально-этическая ущербность, которая исключает для большинства детей реализацию права на проявление своих спортивных способностей и определения собственного пути в освоении ценностей спортивной культуры.
Обсуждение. Необходимо подчеркнуть, что на любую сферу человеческой деятельности, на развитие футбола в том числе, и подготовку юных футболистов в частности, пагубное влияние оказывает застывшее мировоззрение - невозможность принимать, перерабатывать и анализировать новую информацию. Такое явления проявляется в догматической приверженности старым методикам, которые верой и правдой отслужили своё предназначение, став одним из хорошо проанализированных и использованных факторов в построении новых подходов. К сожалению, в отечественном футболе этого не произошло.
Приведём пример формирования такого стереотипа. Известно, что имеется программа для спортивных школ, где приоритет в обучении технике - традиционное развитие умений и навыков через многократное повторение приёмов в стандартных условиях. Таким же образом обучалось и большинство тренеров, будучи в спортивной школе; так же, в основном, обучают почти все тренеры; в учебно-методической литературе говорится о том же; так же будущего тренера учили и в институте физкультуры. Многие специалисты [23, 24] считают, что такая методика - это так называемая «зубрёжка».
А если ещё у педагога есть и опыт тренерской работы, где был взят за основу именно такой подход к обучению, да при этом ещё и попался талантливый мальчишка, который заиграл в команде высокой квалификации, утверждается мысль о полном успехе. Формируется убеждение о достижении вершины тренерского мастерства. Результат - стереотип воздвигнут, и трудно отказаться от привычного, наработанного годами, даже если оно неэффективно.
Одним из факторов, лимитирующих уровень подготовленности юных футболистов, является, как отмечают специалисты [1, 23, 24, 28, 29], техническая оснащенность игроков. При этом отставание в технике игры от лучших мировых образцов намечается, очевидно, уже на начальных этапах подготовки [8].
Согласно общепринятой методике, изложенной в нескольких учебниках и методических пособиях [25, 28], обучение приёмам техники должно происходить, образно говоря, в «алфавитном порядке». Сначала выполнение приёмов в простых условиях, потом - в усложнённых и, наконец, - в сложных, приближённых к игровым условиям. Выполнение игрового приёма, к примеру, удара по мячу ногой, выглядит, при этом таким образом: разбег - постановка опорной ноги
- замах - ударное движение - проводка мяча. При обучении такому приёму акцент делается на методы расчленённого и целостного обучения с элементами строгой регламентации [25, 28].
Данный подход к обучению юных футболистов очень схож с ситуацией в образовании, описанной ещё классиком украинской литературы Иваном Фран-
ко. Сущность такого подхода в принципе, так называемой «избирательной зубрёжки», - небезызвестной «абабагаламаги», известной ещё под названием «губительной педагогики», как элемента подавляющего и калечащего воспитание. Такой подход, к сожалению, очень часто используется и в процессе подготовки юных футболистов на основании предложенной в учебниках единой методики.
Специфика футбольного образования такова, что детскому тренеру сразу разобраться во всех методических нюансах подготовки достаточно сложно. В разные периоды обучения необходимо разными путями добиваться приобретения навыка.
Футбол - это игра, где основные игровые действия с мячом, как правило, выполняются ногами или головой. Для человека же более естественным, так сложилось историко-генетически, является выполнение движений и действий руками, кроме ходьбы, прыжков и бега. Если проводить аналогии с обучением и изучением родного и иностранного языков, то можно предположить, что для любого человека выполнение движений руками - это «родной язык». «Иностранным языком», по аналогии, является выполнение движений ногами.
Поэтому, опираясь на исследования филологов
- представителей науки, столь же древней, как и само человечество («Сначала было слово»), можно сказать, что главным средством обучения как своему родному, так и иностранному языкам, является общение без чрезмерных искусственных ограничений. А для маленького человека, который постигает азы общения на родном или иностранном языках, очень важным средством самовыражения являются такие формы взаимодействия с окружающим миром, где методы строгой регламентации действий ребёнка практически отсутствуют.
Приучение к определённым правилам, которые существуют в каждом виде деятельности человека, в том числе и при обучении игре в футбол, происходит через использование элементов свободного общения, игры и соревнования. Такой метод называется «коммуникативным», который занимает ведущее место среди наиболее активно используемых методов изучения иностранных языков. Сущность данного метода в том, что его использование в процессе обучения направлено на одновременное развитие языковых навыков в процессе непринуждённого общения [30].
Кроме того, филологи утверждают, что изучение языка, началом и основой которого служит изучение алфавита, является недостаточно эффективным методом. Примером тому может служить, говорят филологи, низкий уровень знаний тех детей, которые изучали иностранный язык по «алфавитной» методике в общеобразовательной школе. В довершение, психологи рекомендуют при обучении детей любым формам общения избегать методов, имеющим в основе своей элементы строгой регламентации. К тому же, в силу образности детского восприятия, утверждают физиологи, многие новые движения осваиваются детьми без особого инструктажа, при этом легче осваивается целостное движение, чем по элементам [26].
Дети обязательно должны понимать, почему и зачем они что-то делают. Ещё Ян Амос Коменский в 16 веке говорил: «Совершенно неразумен тот, кто считает необходимым учить детей не в той мере, в какой они могут осваивать, а в какой он сам желает» [30]. Слишком строгое «взрослое» воспитание, основанное на принципах, которые не всегда понятны ребёнку, напоминает дрессировку. Ребёнок, утверждают психологи, может беспрекословно исполнять всё, когда вы рядом. “Убеждение лучше принуждения, строгости”,
- подчеркивают психологи [3].
Сегодня много говорят об инновационном обучении - в отличие от традиционного (хотя, по нашему мнению, это разделение весьма условно и далеко не всегда отражает суть - ведь инновации вырастают из традиций и в значительной мере «вбирают» их в себя).
Новые технологии сканирования живого мозга и получения его изображений с помощью позитронной эмиссионной томографии, функциональной магнитнорезонансной томографии, магнитоэнцефалографии и др. позволяют изучать активность мозга на том уровне, о котором большинство учёных ХХ века не могли и мечтать. Открытия в области молекулярной биологии позволили нейробиологам выделить молекулы, которые отвечают за обучение и память, и подробно описать изменения, происходящие в клетках головного мозга во время формирования воспоминаний. Расшифровка генетического кода человека помогла выделить гены, от которых зависит интеллект и темперамент [4].
Теперь исследователям известно не только то, как именно мозг кодирует информацию, занося её в память на молекулярном уровне, но и способы управления этим процессом.
Специалисты футбола очень часто говорят, что «язык» футбола, как и любой командной спортивной игры с мячом, - это передачи мяча, подразумевая под этим то, что средством профессиональной коммуникации между футболистами в игре является точная, целесообразная и безукоризненно выполненная в техническом плане передача мяча [25, 28, 29].
Поэтому, по нашему глубокому убеждению, пришла пора вносить новое видение в учебнотренировочный процесс юных футболистов. И именно поэтому, мы ратуем за динамичность, моторную плотность, но, в первую очередь, высокую нагрузку на функции внимания, мышления и принятия быстрых, почти молниеносных решений, плюс, к тому же, с опережающей технико-тактической задачей. И так на каждом занятии. Потому что футбол - игра, где сливаются воедино различные грани подготовленности спортсмена, а не отдельно техника или тактика. Первый шаг в этом направлении - разнообразие учебно-тренировочного процесса с привлечением технико-тактических упражнений и различных игр со сложной оперативной задачей.
В тоже время, необходимо заново переосмыслить, что такое в современных условиях обучение, воспитание, развитие. Эта триада настолько очевидна и привычна любому педагогу, что вроде бы никаких вопросов не возникает и не может возникнуть. Тем не менее, в новых условиях такие вопросы возникают [20].
Традиционно курс педагогики строится на «трёх китах»:
• теории обучения,
• теории воспитания,
• школоведении (в последнее время школоведение стало называться «управление образовательными системами») [19, 21].
Но, во-первых, школоведение и раньше «выпадало» из логики общего здания педагогики, поскольку никак не «вписывалось» в её предмет. Тем более в современных условиях.
Во-вторых, если педагогика включает обучение, воспитание и развитие, и в педагогике есть теория обучения, теория воспитания, то где же теория развития?! Получается, что педагоги отдали её «на откуп» психологам. Но психологи понимают её совсем в другом, отнюдь не в «педагогическом» смысле. Кроме того, психологи в 60-70-80-х гг. XX в., уйдя от психологии функций (психологии внимания, памяти, мышления и т.д.), переключились на психологию деятельности и личности [17, 27].
В последние годы большинство психологов переключилось на психологию личности и социальную психологию и стали психологию развития «смешивать» с психологией развития личности и зачастую «проникать» в предмет педагогики, смешивая развитие личности с проблемами воспитания [20, 21].
В большинстве современных учебников педагогики в основе лежит педагогическая деятельность, т.е. деятельность учителя, преподавателя, тренера, воспитателя. Об учебной деятельности зачастую вообще не упоминается. То есть деятельность обучающегося - воспитанника, ученика, студента, слушателя - вообще не рассматривается, хотя все авторы единодушно указывают, что обучающийся - субъект деятельности [9, 12].
Развитие педагогики в новых социальноэкономических условиях предполагает противоположный подход. Центральной её фигурой, ядром, предметом должен стать обучающийся - ученик, студент, слушатель, юный спортсмен и т.д., т.е. его объектом становится образовательная деятельность. Причем, обучающийся, понимаемый не абстрактно, не как класс, группа или весь контингент обучающихся в данном учебном заведении, а рассматриваемый на уровне каждого отдельной личности, во всем богатстве и многообразии его интересов, потребностей и устремлений. Ведь до сих пор в учебниках педагогики ее субъекты фигурируют полностью обезличено - только во множественном числе: дети, учащиеся, воспитанники, студенты, ребята, ученики и т.д. [15, 16, 21].
Это последствия прежних подходов, когда главным было общественное, а личное практически не рассматривалось. Но сегодня в связи с реалиями развития современного мира уже должно быть наоборот: в первую очередь - человек, обучающийся, ребёнок и т.д. и только потом, и то не всегда, а там где это требуется - обучающиеся.
Таким образом, сформировалась триада: «обучение, воспитание, развитие». Сегодня эти процессы идут параллельно. Но в перспективе они, наверное, должны существенно сблизиться. Это сближение обучения, воспитания и развития, и станет одним из отличитель-
ных признаков новой, инновационной педагогики, соответствующей требованиям современного общества.
Заключение. С учётом сказанного, требуется разработка в возрастном аспекте проблема взаимосвязи содержания учебно-тренировочного процесса со спецификой соревновательной деятельности юных футболистов, как различных амплуа, так и различных психофизиологических проявлений личности конкретного юного футболиста. Это в широком возрастном диапазоне практически не исследовалась. То же можно отметить и по отношению к учёту возрастной динамики координационных способностей, как одной из доминантных характеристик. Такой подход обеспечит, на наш взгляд, адекватный согласно современным требованиям уровень технико-тактической подготовленности.
Кроме того, необходимо более детально изучить возрастную динамику основных факторов, лимитирующих уровень готовности, в общем комплексе подготовленности на каждом отдельно взятом этапе многолетней подготовки. Важно также углубиться в затронутую, но нерешённую исследователями, проблему регламентации физиологических уровней тренировочной и соревновательной деятельности юных футболистов, и возрастных аспектов современных характеристик тренировочных нагрузок.
Ряд проведённых исследований позволяет оценить объём информации, которую необходимо сохранять и анализировать, касающихся задач спортивного отбора в футболе. Однако вся информация не используется в практике работы специалистов детско-юношеского футбола.
Выводы:
1. Не существует общей концепции исследования основных факторов спортивного отбора в связи с резким размежеванием исследователями соревновательной и учебно-тренировочной деятельности юных футболистов.
2. Не разработан единый критерий оценки эффективности соревновательной деятельности юных футболистов с учётом срочного и кумулятивного эффектов.
3. Исследования поведения юного футболиста в динамических игровых ситуациях подмениваются или базируются на исследованиях психических компонентов мышления и ориентирования в игровых ситуациях.
4. Универсальное изучение построения игры подменивается исследованиями различных статистических характеристик деятельности без учёта взаимосвязи модели с реальной действительностью.
5. Учебно-тренировочная и соревновательная деятельность юных футболистов должна оцениваться в неразрывном единстве по адекватным показателям и критериям эффективности, что является немаловажным фактором улучшения спортивного отбора.
Таким образом, невзирая на то, что накоплено много научных фактов и большой практический опыт, основные задачи спортивного отбора в футболе содержательно остаются нерешёнными.
Для построения оптимального управления системой спортивного отбора в футболе необходимо проанализировать все зависимости, касающиеся возможности достижения высоких спортивных результатов.
Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении поиска решения основных задач спортивного отбора в футболе.
Литература:
1. Алов В.А. Комплексная оценка перспективности детей 7 - 9 лет для занятий футболом на этапе спортивной ориентации: Автореф. дисс...канд. пед. наук. / В.А. Алов. - Ленинград, 1988. - 23 с.
2. Апанасенко ГЛ. Физическое развитие детей и подростков./ ГЛ. Апанасенко. - К.: Здоровье, 1985. - 80 с.
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - Москва: Педагогика, 1996. - 160 с.
4. Гамон Д. Как развивать умственные способности, память и внимание. Заставь свой мозг работать на 100 %. / Д. Гамон, Д.А. Брегдон. - Харьков-Белгород: Изд-во «Клуб семейного досуга».
- 2010.- 200 с.
5. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. / В.В. Давыдов.
- Москва, 1998. - 164 с.
6. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. / В. Даль. - Москва, 1978 (репринт изд. 1880-1884). - 300 с.
7. Деражне Ю.Л. Открытое обучение: Монография. / Ю.Л. Дераж-не.- Москва: Сервис, 2003. - 180 с.
8. Дулібський А. Спортивний відбір у футболі: Навчально-методичний посібник. / Дулібський А., Ященко А.Г, Ніколаєнко В.В..- К.: Федерація футболу України, 2003. - 152 с.
9. Дуранов М.Е. Личность обучающегося и её развитие: Учеб. пособие. / М.Е. Дуранов, В.Б. Орлов.- Челябинск: ЧГПУ 1997. - 212 с.
10. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. / В.И. Загвязинский.- Москва: Издат. центр «Академия», 2001. -168 с.
11. Зеленцов А.М. Тактика и стратегия в футболе. / Зеленцов А.М., Лобановский В.В., Ткачук В.Г, Кондратьев А.И. - К.: Здоров’я, 1989. - 142 с.
12. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие./ И.А. Зимняя. - Ростов на/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. - 204 с.
13. Казанский О.А. Педагогика как любовь. / О.А. Казанский.- Москва: Российское педагогическое агентство, 1995. - 120 с.
14. Козырева О.В. Спортивное воспитание детей дошкольного возраста в системе их гуманистического воспитания: Автореф. дисс. ... д-ра пед. наук / РГАФК./ Козырева О.В. - Москва, 2002. - 36 с.
15. Коротов В.М. Воспитывающее обучение. / В.М. Коротов.- М.: Просвещение, 1980. - 200 с.
16. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. / В.А. Крутецкий.- Москва, 1972. - 168 с.
17. Кун Т. Структура научных революций./ Т. Кун. - Москва, 2001.
- 172 с.
18. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность./ А.Н. Леонтьев. - Москва: Политиздат, 1975. - 200 с.
19. Новиков А.М. Методология учебной деятельности. / А.М. Новиков.- Москва: Изд-во Эгвес, 2005.
20. Новиков А.М. О структуре теории образования / А.М. Новиков. // Педагогика. 2005. № 7. - С. 30-36.
21. Новиков А.М. Постиндустриальное образование. / А.М. Новиков. - Москва: Эгвес, 2008. - 240 с.
22. Педагогика: Учеб. пособие / Под ред. Ю.К. Бабанского. - Москва: Просвещение. - 1983. - 300 с.
23. Петухов А.В. Футбол. Формирование основ индивидуального технико-тактического мастерства юных футболистов. Проблемы и пути решения. / А.В. Петухов. - Москва: Советский спорт.
- 2006.- 148 с.
24. Подготовка футболистов. Теория и практика / Г В. Монаков. -Москва: Советский спорт. - 2005. - 196 с.
25. Соломонко В.В. Футбол / Соломонко В.В., Лисенчук ГА., Со-ломонко О.В. Футбол // Підручник для студентів вищих учбових закладів фізичного виховання і спорту. - К.: Олімпійська література, 1997. -280 с.
26. Фарфель В.С. Управление движениями в спорте. / В.С. Фар-фель. - Москва: Физкультура и спорт, 1975. - 184 с.
27. Философско-психологические проблемы развития образования. / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика. 1981. - 200 с.
28. Футбол: Учебник для студентов институтов физической культуры. / Под ред. П.Н.Казакова. - Москва: Физкультура и спорт, 1978. - 212 с.
29. Шамардин В.Н. Футбол: Учебное пособие./ В.Н. Шамардин, В.Г Савченко. - Днепропетровск: Пороги, 1997. - 224 с.
30. http://uk.wikibooks.org.: Вікіпдручник. Вільні книги для вільного світу.
31. http://www.kmu.gov.ua/sport/control/
32. Maranda P. Wzorcowa praca z mlodziez^. w Ajaxie Amsterdam. Trener, 2. - Warszawa, 1992. - 128 p.
Надійшла до редакції 21.07.2010р.
зз