МАРКЕТИНГ, ЛОГИСТИКА, СФЕРА УСЛУГ
ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ РЕЙТИНГОВ В СОВРЕМЕННОМ ФУТБОЛЕ
Воробьев Анатолий Иванович
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента и маркетинга спортивной индустрии РЭУ им. Г. В. Плеханова, генеральный секретарь Российского футбольного союза, e-mail: [email protected]
Солнцев Илья Васильевич
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга спортивной индустрии РЭУ им. Г. В. Плеханова, директор Центра стратегических исследований в области спортивной индустрии, e-mail: [email protected]
Отечественной индустрии спорта уделяется все больше внимания. Футбол в России традиционно является самым популярным видом спорта. В рамках формируемой системы управления в спорте, ориентированной на экономическую составляющую, он может стать локомотивом, который позволит построить эффективную бизнес-модель. В статье рассматривается схема построения системы рейтингования субъектов футбола, предложены группы факторов, определяющих эффективность деятельности региональных федераций футбола, изложены общие принципы рейтинговой оценки и целевые результаты, которых подобная система позволит достичь.
Ключевые слова: спортивный менеджмент, экономика спорта, система рейтингов, рейтингование, бенч-маркинг.
ESTABLISHMENT OF RATINGS AND RANKING SYSTEM IN MODERN FOOTBALL
Vorobiev, Anatoly I.
Doctor of Economics, Professor, Head of the Department for Management and Marketing in Sports of the Plekhanov Russian University of Economics, General Secretary of Football Union of Russia, e-mail: [email protected]
Solntsev, Ilya V.
PhD, Associate Professor of the Department for Management and Marketing in Sports of the Plekhanov Russian University of Economics, Director of Center for Strategic Research in Sports, e-mail: [email protected]
Russian sports industry is receiving increasing attention: Russia welcomes several major international
competitions and huge money are being invested in infrastructure and clubs by the Government and private investors. Football in Russia has traditionally been the most popular sport, and in the framework of new business-oriented structure, it could become an engine that set new rules of the game and allow building an effective business model. The article considers ratings' scheme for football organizations, offers a group of factors that determine the effectiveness of regional football federations and gives general principles and targets that such a system would help to achieve.
Keywords: sports management, sports economics, ratings, ranking, benchmarking.
туденческая универсиада, чемпионат мира по легкой атлетике,
Кубок мира по регби, чемпионат мира по шоссейно-кольцевым
мотогонкам, этапы «Формулы-1», Олимпиада в Сочи, чемпионат мира по футболу - буквально несколько лет назад было даже трудно представить, что все эти соревнования можно будет провести в России. Безусловно, подобные мероприятия не только поднимают престиж страны, но и имеют очень серьезный экономический эффект как на этапе подготовки и проведения, так и в рамках последующей эксплуатации построенных объектов.
Согласно Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, развитие этого направления - одно из приоритетных направлений социальной политики государства. Для более планомерного и рационального развития футбольной индустрии Российским футбольным союзом была разработана Стратегия развития футбола в Российской Федерации до 2020 года («Футбол 2020»). В рамках данной стратегии, в частности, планируется создание информационно-аналитической системы и базы данных российского футбола, которая будет призвана обеспечить:
- эффективный контроль исполнения регламентов и поручений;
- формирование управленческой и аналитической отчетности, основанной на первичных данных;
- увеличение объемов обрабатываемой информации по всем направлениям стратегического развития и субъектам футбола;
- сокращение временных затрат на передачу и обработку информации, необходимой для координации деятельности Российского футбольного союза (РФС), межрегиональных объединений, региональных федераций, профессиональных клубов и лиг.
Для этих целей, а также для оценки деятельности региональных федераций футбола и других его субъектов может быть использована система рейтингов, позволяющая оперативно оценивать эффективность работы всех структур, задействованных в футбольной индустрии. Принципиально их можно разделить на три большие группы: органы исполнительной власти, отвечающие за развитие спорта в регионе (спорткомитеты), региональные федерации футбола (в настоящий момент их насчитывается 81) и футбольные клубы. При этом затраты на создание и поддержание подобной системы будут окупаться за счет более рационального и целевого использования денежных средств, как на федеральном уровне, так и при распределении субсидий между субъектами Федерации, а также снизят риски инвестирования в футбол для частных инвесторов.
Актуальность внедрения рейтинговых методик подтверждается сразу несколькими фактами. Например, еще в 2013 г. было объявлено о
создании Международного независимого рейтингового агентства Universal Credit Rating Group, которое будет учреждено компаниями из Китая, России и США. Оно должно составить конкуренцию трем главным рейтинговым агентствам: Moody's, Standard & Poor's и Fitch, объективность которых уже давно вызывает сомнения.
В России предпринимаются попытки использовать рейтинговые системы в нескольких секторах, например, в образовании. Также вносятся соответствующие поправки в Закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Наконец, Постановлением Правительства РФ от 25 января 2013 г. № 28 в перечень индивидуальных показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации были внесены следующие показатели по разделу «Физическая культура и спорт»:
1. Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения (процентов).
2. Доля обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности обучающихся и студентов (процентов).
3. Доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения (процентов).
4. Единовременная пропускная способность объектов спорта (процентов).
5. Численность спортсменов субъекта Российской Федерации, включенных в список кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации (человек).
6. Количество спортивных сооружений на 100 тыс. человек населения (единиц).
Сама система рейтингования в спорте может быть построена по следующей общей схеме:
1. Определение ключевых рейтинговых факторов (количественных и качественных), которые определяют эффективность деятельности и могут быть использованы для контроля и оценки.
2. Распределение этих факторов по группам.
3. Присвоение весов каждой группе в целом и каждому фактору в отдельности.
4. По каждому из факторов предусматривается либо диапазон финансовых показателей, либо качественное описание с учетом экспертных оценок. Отталкиваясь от оценки успешности деятельности, в рамках заданных критериев каждому фактору присваивается определенный балл (например, 1, 0,5, -0,5, -1).
5. Добавление факторов поддержки и стресс-факторов, соответственно увеличивающих и уменьшающих итоговый рейтинг.
6. Расчет баллов и присвоение итогового рейтинга в определенных пределах (например, от А до Е с максимумом в 100 баллов) (рис. 1). В отдельных случаях к рейтингам может быть добавлен модификатор «+» и «-» с целью выделить объекты, которые находятся в верхней («+») или нижней («-») части соответствующей категории.
Е
Низкий < 20 баллов
С
Достаточный 41-60 баллов
А
Очень высокий
81-100 баллов
В
Удовлетворительный 21-40 баллов
В
Высокий 61-80 баллов
Рис. 1. Построение итогового рейтинга
Очевидно, что наиболее важным и в конечном итоге решающим станет правильный подбор факторов, положенных в основу системы рейтингования. В самом общем виде их можно описать с помощью трех простых вопросов:
1. Где играть? (стадионы, манежи, искусственные поля).
2. С кем играть? (система соревнований, число лиг по разновидностям футбола, развитие массового и детско-юношеского футбола).
3. Как играть? (системы подготовки футболистов, тренеров и судей, медицинское обеспечение, применяемые компьютерные технологии и оборудование).
На уровне регионального развития футбола мы предлагаем рассмотреть эти вопросы более детально и сделать это в рамках семи групп факторов:
1. Общий уровень развития футбола в регионе.
2. Достижения в подготовке спортсменов, тренеров, судейского корпуса.
3. Материально-техническая база.
4. Проведение соревнований.
5. Эффективность работы ДЮСШ, СДЮШОР, ДЮСАШ1.
6. Ресурсное обеспечение (бюджетные, внебюджетные источники, коммерческая деятельность и источники финансирования).
1 Определяется в соответствии с Методическими рекомендациями Минспорта по формированию независимой оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги в сфере физической культуры и спорта.
7. Финансовое состояние (для федерального государственного учреждения, подведомственного Министерству спорта)1.
Рассмотрим подробный набор факторов, свидетельствующих об уровне развития футбола в регионе, в рамках каждой группы.
1. Общий уровень развития футбола в регионе:
1) наличие региональной программы (стратегии) развития футбола;
2) наличие центров развития футбола;
3) число проведенных мероприятий, направленных на пропаганду футбола;
4) общая доля граждан, систематически занимающихся всеми разновидностями и дисциплинами футбола (здесь и далее - абсолютное значение и процент от общего населения региона):
- число студентов, регулярно занимающихся футболом;
- число школьников, регулярно занимающихся футболом;
- число женщин, участвующих в соревнованиях по массовому и профессиональному футболу;
- число занимающихся футболом среди лиц с ограниченными возможностями;
5) рост количества лиц, занимающихся футболом, по сравнению с предыдущим годом и за последние 5 лет;
6) число ДЮСШ, СДЮШОР, ДЮСАШ;
7) число профессиональных клубов;
8) число зарегистрированных организаций болельщиков;
9) численность судейского корпуса;
10) число клубов, выступающих в Премьер лиге, ФНЛ, ПФЛ;
11) средняя посещаемость основной футбольной команды региона;
12) наличие региональных сборных команд по футболу;
13) число региональных СМИ, освещающих футбольные события в разрезе печатные/электронные.
2. Достижения в подготовке спортсменов, тренеров, судейского корпуса:
1) число футболистов, включенных в список кандидатов в сборную команду РФ (представлявших субъект РФ и проходивших спортивную подготовку в организациях, находящихся на территории субъекта РФ) (здесь и далее - за год и последние 5 лет);
1 Оценивается в соответствии с приказом Минспорттуризма России от 25 октября 2010 г. № 1128 «О порядке составления и утверждения отчета о результатах деятельности федерального государственного учреждения, подведомственного Министерству спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, и об использовании закрепленного за ним федерального имущества».
2) доля футболистов, включенных в список кандидатов в сборную команду по футболу от общего количества спортсменов, включенных в данный список;
3) два аналогичных показателя для игроков, вызванных в клубы Премьер-лиги и ФНЛ;
4) число тренерских, педагогических кадров и других специалистов, осуществляющих спортивную подготовку, в том числе лицензированных;
5) число тренеров-преподавателей, имеющих звание заслуженного тренера России, заслуженного тренера СССР, заслуженного тренера РСФСР;
6) число учебно-методических семинаров и прочих мероприятий по повышению квалификации для спортсменов, судей, тренеров, медперсонала, преподавателей и других специалистов;
7) количество подготовленных квалифицированных судейских кадров.
3. Материально-техническая база:
1) число футбольных стадионов - всего/введено за год, из них:
- доля стадионов, соответствующих требованиям стандарта РФС «Футбольные стадионы», %;
- доля стадионов, соответствующих требованиям ФИФА, %;
2) доля стадионов, принадлежащих частным инвесторам, % ;
3) количество мест на футбольных стадионах на одного жителя региона;
4) число искусственных полей - всего/введено за год;
5) число искусственных полей на 100 000 населения;
6) число манежей - всего/ введено за год;
7) общий уровень изношенности футбольной инфраструктуры в разрезе отдельных групп объектов (стадионы, манежи, искусственные поля), % ;
8) процент полей с подогревом, освещаемых полей, оборудованных раздевалками и медицинскими пунктами;
9) число сотрудников, занятых поддержанием работы объектов футбольной инфраструктуры в разрезе отдельных групп (стадионы, манежи, искусственные поля);
10) число гостиниц и тренировочных баз, которые могут быть использованы в рамках международных соревнований.
4. Проведение соревнований:
1) число соревнований, проводимых для каждой категории граждан (в том числе межрегиональных и международных): для студентов, школьников, женщин, лиц с ограниченными возможностями за год и динамика за последние 5 лет;
2) посещаемость в разрезе проводимых турниров и ее динамика за последние 5 лет;
3) финансовое обеспечение спортивных мероприятий:
- общий объем финансирования, направленного на организацию и проведение соревнований;
- структура финансирования в разрезе бюджетные/привлеченные;
4) число направленных заявок о проведении международных спортивных соревнований на территории субъекта РФ (включая утвержденные).
5. Эффективность работы ДЮСШ, СДЮШОР, ДЮСАШ:
1) общее число воспитанников и доля получивших спортивный разряд/звание;
2) доля обучающихся воспитанников - победителей, призеров региональных, межрегиональных, всероссийских и международных соревнований, %;
3) балансовая стоимость спортивно-технологического инвентаря, оборудования и экипировки для обеспечения тренировочного процесса не старше 3 (5) лет (рублей в расчете на одного занимающегося);
4) доля средств, предусмотренных на стимулирование труда в консолидированном фонде оплаты труда сотрудников организации,
5) минимальная и максимальная заработная плата главных тренеров и директоров;
6) соотношение средней заработной платы работников основного персонала к средней заработной плате в субъекте РФ, %;
7) количество зарегистрированных случаев травматизма (единиц случаев на 100 обучающихся);
8) доля работников, имеющих высшую или первую квалификационную категорию, % от числа основных работников;
9) доля специалистов, прошедших повышение квалификации или профессиональную переподготовку, % от штатного числа специалистов;
10) доля сохранности контингента, % от общего числа обучающихся и сотрудников, занятых в подготовке футболистов.
6. Ресурсное обеспечение:
1) структура доходов (абсолютное значение и %):
- федеральный бюджет;
- бюджет субъекта РФ;
- средства, получаемые от реализации коммерческих прав;
- средства, получаемые по программам ФИФА и УЕФА: а) в рамках государственно-частного партнерства;
б) от мероприятий, направленных на поддержку массового футбола (в том числе лотерей);
в) за счет мерчандайзинга футбольной атрибутики;
г) за счет средств, полученных при коммерциализации спортивных сооружений и прилегающих территорий;
- оказание платных услуг;
2) сумма субсидий, полученных от Минспорта за последний год и 5 лет;
3) общий бюджет профессиональных и любительских футбольных клубов региона, минимальное и максимальное значение;
4) процент убыточных профессиональных клубов;
5) объем денежных средств (за текущий год и накопленным итогом за последние 5 лет, млрд рублей, % от общего бюджета региона), направленных:
- на обновление и строительство объектов футбольной инфраструктуры;
- проведение соревнований;
- популяризацию футбола и освещение футбольных мероприятий в СМИ;
- совершенствование учебно-тренировочных процессов;
- современное медико-биологическое обеспечение;
- развитие детского и юношеского футбола;
- материальное поощрение и социальную поддержку спортсменов, тренеров и специалистов.
7. Финансовое состояние (для федерального государственного учреждения, подведомственного Министерству спорта):
1) постатейная структура доходов и расходов и их динамика за последние 5 лет;
2) объем, структура и динамика задолженности за последние
5 лет;
3) общая балансовая (остаточная) стоимость недвижимого имущества;
4) общая площадь объектов недвижимого имущества, находящегося на праве оперативного управления (и переданного в аренду и/или в безвозмездное пользование);
5) общая площадь земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В дополнение к данным факторам могут быть применены стресс-факторы и факторы поддержки. Примеры подобных факторов представлены на рис. 2.
Набор данных факторов не исчерпывает всего возможного объема информации, необходимой для максимально полной оценки деятельности региональных федераций, но все же позволяет контролиро-
вать и оценивать уровень развития футбола в регионе. Это, в свою очередь, повысит объективность проводимой кадровой политики, а также найдет отражение в системе штрафов и вознаграждений, а главное -позволит распределять субсидии на развитие футбола между субъектами Федерации.
1 Число инцидентов, произошедших на футбольных стадионах, в том числе повлекших серьезный вред здоровью
2 П од о зр еш ш в пр ов ед ешш д о гов орных
матчей.
3. Коррупционные скандалы 4 Нарушеш 1е антидогашговых правгш
1 Достижение выдающихся спортивных р езульт а т ов (р екордов)
2 Э ф ф екп тна я р а б от а со спонсор а шI
3 II споль з ов а ние новых т ехнол о п ш в тр ешф овотшом пр оцессе.
4 Кл 11ма тнч есьа 1е у ел ов! ш в р еп юне
Рис. 2. Факторы поддержки и стресс-факторы
На первоначальном этапе рейтинг может быть сформирован для нескольких региональных федераций, скажем, тех из них, которые, по имеющимся данным, очевидно выделяются как в лучшую, так и в худшую сторону. После этого в методику могут быть внесены соответствующие изменения и дополнения, нивелирующие допущенные неточности. В дальнейшем подобные рейтинги могут составляться для всех футбольных федераций с заданной периодичностью.
Принципиально новым этапом станет построение системы рейтингов для всей индустрии спорта. С этой целью предлагается создать специализированное рейтинговое агентство под эгидой Министерства спорта РФ, которое будет:
- разрабатывать методику присвоения рейтингов для агентов спортивной индустрии;
- автоматизировать процесс присвоения рейтингов;
- собирать и обобщать материалы, необходимые для рейтинго-вания;
- инициировать совещания и конференции по вопросам реализации системы;
- консультировать заинтересованные организации по вопросам участия в системе рейтингования и улучшения ключевых показателей;
- отчитываться перед Министерством спорта Российской Федерации о результатах своей работы;
- предоставлять необходимую информацию другим заинтересованным органам государственной власти;
- размещать информацию о ходе работы системы и результатах рейтингования организаций на сайте организации и в СМИ;
- предоставлять итоговый рейтинг и доклад об итогах проделанной работы в Министерство спорта Российской Федерации;
- поддерживать систему рейтингования в актуальном состоянии.
Подводя итоги, можно, во-первых, констатировать актуальность создания системы рейтингования и оценки для спортивной индустрии в целом, а во-вторых, сформулировать базовые результаты, которых удастся добиться с помощью такой системы:
1. Автоматизированно собирать, обрабатывать и анализировать информацию, необходимую как Министерству спорта, так и региональным федерациям.
2. Обоснованно распределять финансовые и иные ресурсы между региональными федерациями исходя из объективной оценки результатов их деятельности.
3. Проводить самооценку субъектов спортивной индустрии и формировать их публичную отчетность.
4. Формировать обоснованные политические и управленческие решения в отношении субъектов спортивной индустрии.
5. Формировать открытую систему взаимодействия субъектов спортивной индустрии с заинтересованными сторонами.
6. Разрабатывать, реализовывать и оценивать исполнение программ развития спорта, совершенствовать деятельность субъектов спортивной индустрии.
7. Получать объективные оценки хода реализации федеральной и региональных программ развития спорта.
8. Достоверно прогнозировать спортивные достижения на международных соревнованиях.
9. Подводить базу под проводимую кадровую политику.
10. Оценивать эффективность использования материально-технической базы субъектов спорта.
11. Сравнивать региональные аспекты развития спорта в субъектах РФ.
12. Оценивать работу тренеров и иных специалистов.
13. В дальнейшем адаптировать систему рейтингования на спортивные клубы, что будет способствовать выходу на самоокупаемость и акционированию.
Список литературы
1. Верхунова М. С. Устойчивое развитие и олимпийское движение // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2013. - № 6 (60). - С. 38-46.
2. Воробьев А. И., Солнцев И. В. Стратегия развития отечественного футбола и создание специализированного спортивного рейтингового агентства // Современная экономика: концепции и модели инновационного развития : материалы VI Международной научно-практической конференции. 21-22 февраля 2014 г. : в 2 кн. - Кн. 2. - М. : ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2014. - С. 159-163.
3. Солнцев И. В. Применение доходного подхода к оценке футбольного клуба / / Имущественные отношения в РФ. - 2013. - № 7. -С. 18-29; № 8. - С. 59-71.
4. Солнцев И. В. Развитие футбола как бизнес-индустрии // Финансы. - 2013. - № 3. - С. 59-64.
5. Солнцев И. В. Роль индустрии спорта в развитии современной экономики // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2013. - № 1. - С. 155-167.
6. Солнцев И. В. Финансовый и операционный анализ деятельности футбольного клуба // Финансовый вестник. - 2013. - № 1. - С. 3-8.
References
1. Verhunova M. S. Ustojchivoe razvitie i olimpijskoe dvizhenie / / Vestnik Rossijskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plehanova. -2013. - N 6 (60). - S. 38-46.
2. Vorob'ev A. I., Solncev I. V. Strategiya razvitiya otechestvennogo futbola i sozdanie specializirovannogo sportivnogo rejtingovogo agentstva // Sovremennaya ekonomika: koncepcii i modeli innovacionnogo razvitiya : materialy VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2122 fevralya 2014 g. : v 2 kn. - Kn. 2. - M. : FGBOU VPO «REU im. G. V. Plehanova», 2014. - S. 159-163.
3. Solncev I. V. Primenenie dohodnogo podhoda k ocenke futbol'nogo kluba // Imushhestvennye otnosheniya v RF. - 2013. - N 7. - S. 18-29; N 8.
- S. 59-71.
4. Solncev I. V. Razvitie futbola kak biznes-industrii / / Finansy. -2013. - N 3. - S. 59-64.
5. Solncev I. V. Rol' industrii sporta v razvitii sovremennoj ekonomiki // Ekonomicheskie i social'nye peremeny: fakty, tendencii, prognoz. - 2013.
- N 1. - S. 155-167.
6. Solncev I. V. Finansovyj i operacionnyj analiz deyatel'nosti futbol'nogo kluba // Finansovyj vestnik. - 2013. - N 1. - S. 3-8.