УДК 796.011:796.332
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ТРЕНЕРОВ НАЦИОНАЛЬНЫХ СБОРНЫХ КОМАНД ПО ФУТБОЛУ В РАЗНЫХ СТРАНАХ МИРА
Д.А. Вяхирев
Набережночелнинский колледж (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма», Набережные Челны, Россия Для связи с автором: [email protected]
Аннотация:
В статье приводится описание подготовки тренеров по футболу на национальном уровне, история создания Тренерской конвенции UEFA. На основе изучения положений и Директивы UEFA выявлены особенности организации и проведения подготовки футбольных тренеров в Великобритании, Германии, России, Бразилии, США и Аргентине. Проведен сравнительный анализ особенностей подготовки футбольных тренеров в этих странах, а также представлены табличные данные результатов выступлений сборных России, Великобритании, США, Германии, Бразилии и Аргентины на чемпионатах мира, континентальных чемпионатах и Играх Олимпиад.
Ключевые слова: футбол, обучение и лицензирование тренеров по футболу, квалификация тренеров, чемпионат мира, континентальные чемпионаты, сборная России по футболу.
PECULIARITIES OF LEARNING COACHES OF NATIONAL FOOTBALL TEAMS IN DIFFERENT COUNTRIES OF THE WORLD D.A. Vyakhirev
Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism, Naberezhnye Chelny, Russia Abstract:
The article describes learning of football coaches on the national level and history of the UEFA Coaching Convention. On the basis studies of the regulations of coaches licensing and UEFA Directive, we revealed peculiarities of organization and realization learning coaches in the UK, Germany, Russia, Brazil, the USA and Argentina. In addition, we conducted comparative analysis of peculiarities learning coaches in those countries, and also we added information in table about results of matches national teams Russia, the UK, the USA, Germany, Brazil and Argentina in the FIFA World Cup, the Continental Cup and the Olympic Games Keywords: football, learning and licensing of football coaches, coaching qualification, World Cup, Continental Cup.
ВВЕДЕНИЕ
Футбол является одной из самых популярных в мире спортивных игр. Существуют тысячи любительских и профессиональных футбольных клубов, проводятся сотни национальных чемпионатов, а также чемпионаты Европы, Азии, Африки, Океании, Америки, чемпионат мира. Помимо этого футбол включен в программу Игр Олимпиад. С 1996 года сборная Россия по футболу стала принимать участие в соревнованиях по футболу на Играх Олимпиад. В результате изучения статистических данных выявлено, что за период проведения Игр Олимпиад с 1996
по 2016 годы сборной России не удавалось пробиться в финальную часть соревнований. Россия живёт без футбольной Олимпиады уже более 25 лет — со времен триумфа сборной СССР в Сеуле в 1988 году. Условия попадания сборных команд по футболу таковы, что страна, которая занимает призовое место на чемпионате мира или континентальном чемпионате (Европы, Америки, Азии), может квалифицироваться на Игры Олимпиады.
Однако в настоящее время для сборной России выступления на международных чемпионатах складываются неудачно. Согласно
данным выступления на чемпионатах мира и Европы с 1996 года по 2016 год, у сборной России по футболу не получалось пройти групповой этап соревнований. Исключением является чемпионат Европы 2008 года, где сборная России под руководством голландского специалиста Гуса Хиддинка заняла третье место.
Важно отметить такой факт, что в отличие от ведущих футбольных сборных таких стран, как Великобритания, Германия, Бразилия, США и Аргентина, руководство сборной России стремилось приглашать на пост главного тренера иностранных специалистов: Гуса Хиддинка, Дика Адвоката, Фабио Ка-пелло. На наш взгляд, этот факт заслуживает внимания в связи с тем, что действующие под эгидой Российского футбольного союза центры подготовки организуют курсы обучения тренеров, выдают лицензии, однако до 2016
года пост главного тренера российской сборной занимали зарубежные специалисты. В нашем исследовании мы бы хотели обратить внимание на тренеров сборных и их подготовку, так как именно им приходится формировать тренерский штаб, руководить командой, отбирать лучших игроков, формируя тем самым сборную, а также выстраивать тренировочный план.
Цель исследования: выявить особенности подготовки тренеров национальных сборных команд по футболу в разных странах мира. Задачи исследования:
1. На основе документальных материалов изучить особенности организации и проведения подготовки футбольных тренеров в Великобритании, Германии, России, Бразилии, США и Аргентине.
2. Провести сравнительный анализ особенностей подготовки футбольных тренеров в Ве-
Таблица 1 - Победители и призеры чемпионатов мира, континентальных чемпионатов (Европы, Америки),
Игр Олимпиад
страна год проведения
Чемпионат мира Континентальный чемпионат Иг ры Олимпиад
место I II III I II III I II III
Россия - - - - - 2008 - - -
Великобритания 1966 - - - 1996 1968 1908 - -
(Англия) 1912
Германия 1954 1966 1934 1972 1976 1988 1976 1980 1988
1974 1982 1970 1980 1992 2012 2016 1964
1990 1986 2006 1996 2008 2016
2014 2002 2010
Бразилия 1956 1950 1938 1919 1921 1916 2016 1984 1996
1962 1998 1978 1922 1925 1917 1988 2008
1970 1949 1937 1920
1994 1989 1945 1942
2002 1997 1946 1959
1999 1953 1975
2004 1957 1979
2007 1959
1983
1991
1995
США - - 1930 1991 1989 1996 - 1904 1904
2002 1993 2003
2005 1998
2007 2009
2013 2011
Аргентина 1978 1930 - 1917 1916 1919 2004 1928 -
1986 1990 1921 1920 1956 2008 1996
2014 1925 1923 1963
1927 1924 1989
1929 1926
1941 1935
1945 1937
1946 1942
1947 1959
1955 1967
1957 2004
1959 2007
1991 2015
1993 2016
ликобритании, Германии, России, Бразилии, США и Аргентине.
В преддверии Чемпионата мира 2018 года в России вопрос об успешности выступления отечественной сборной стоит наиболее остро, так как Россия впервые станет хозяйкой мирового чемпионата. До этого большого спортивного события остается совсем немного времени. Подготовка к чемпионату мира ведется полным ходом: постройка новых стадионов, улучшение инфраструктуры городов, принимающих футбольные команды, и т.п. Однако для специалистов, занимающихся подготовкой футболистов и заинтересованных в достойном выступлении сборной России, вопрос остается крайне актуальным в связи с затянувшимися неудачными выступлениями отечественных футболистов на международных соревнованиях (таблица 1). Среди причин неудачных выступлений российской команды специалисты выделяют:
- кризис российского футбола, вызванный неблагоприятной социально-экономической ситуацией в стране, коммерциализацией футбола и т.п. Кризис российского футбола, по мнению Заслуженного тренера В. Г. Газаева: «.. .проявляется в не до конца разработанной системе российского футбола. Мы разочарованы не столько результатами сборной, сколько системой и программой, которой нет. А если ее нет, то и перспективы у российского футбола нет» [2];
- падение уровня национального чемпионата;
- ошибки в выборе состава сборной;
- отсутствие современной материально-технической базы для подготовки футболистов;
- отсутствие разграничений между футболом и мини-футболом и т.д. Многие футбольные команды вынуждены летом играть в футбол, а зимой, в связи с отсутствием манежей и недостаточностью материально-технического оснащения тренировочного процесса, играть в зале в мини-футбол, что, несомненно, сказывается на качестве подготовки и уровне подготовленности футболистов;
- отсутствие перспективы у молодых футболистов, которые, имея незначительную игровую практику и пытаясь сменить клуб по различным причинам, завершают футбольную
карьеру на профессиональном уровне так ее и не начав, что, очевидно, порождает потерю талантливых спортсменов;
- ошибки главных тренеров;
- отсутствие патриотизма у футболистов, которые ведут себя на поле не как герои своей страны. Многие специалисты утверждают, что во времена Советского Союза футболисты играли ради Родины и команды, сейчас же у спортсменов на первое место выходит материальная заинтересованность. Большинство футболистов неудовлетворительно выступают за сборную, непристойно ведут себя на футбольном поле, порой показывая полное безразличие и эгоизм [3]. Действительно, существует большое количество факторов, влияющих на успешность выступления команды.
Следует отметить, что для работы со сборными командами тренеру необходимо иметь определенный уровень подготовки, подтверждающийся наличием специальной лицензии — PRO Licence UEFA. Изучив содержание Директивы UEFA, мы условно выделили пять этапов создания Тренерской конвенции UEFA [1]. Первый этап берет свое начало с декабря 1991 года, когда Исполнительный комитет UEFA одобрил предложение Технического комитета ввести тренерскую лицензию, которая бы признавалась по всей Европе. Это было введено с целью удержания контроля UEFA и его ассоциаций-членов над тренерским образованием (в отличие от контроля внешних органов), повышения стандартов, содействия трансграничному передвижению и более масштабному техническому обмену, а также превращения работы тренера по футболу в признаваемую и регулируемую профессию. На втором этапе создания Тренерской конвенции UEFA в 1994 году на должность Технического директора UEFA был назначен Энди Роксбург. Важная часть его работы заключалась в доработке концепции Европейской тренерской лицензии, реализации этой программы и популяризации ее среди коллег-тренеров по всей Европе. Помимо этого, в апреле 1994 года Технический комитет создал специальную рабочую
группу, состоящую из ведущих специалистов, занимающихся обучением тренеров. Рабочая группа встретилась в Брюсселе, чтобы продолжить работу и более четко определить критерии тренерского образования на трех уровнях («В», «А» и «PRO»). На третьем этапе 14-15 марта 1995 года в Париже была проведена встреча Комиссии Jira, названной в честь бывшего председателя Технического комитета и позднее переименованной в экспертную группу, состоящей из девяти ведущих специалистов по обучению тренеров. В состав этой группы также входили Жерар Улье, Мишель Саблон, Йозеф Венглош, Хенк ван де Ветеринг. Исполнительный комитет наложил на данных специалистов ответственность за поддержку ассоциаций-членов в процессе их присоединения к проекту программы о тренерских лицензиях UEFA. Позднее, в июне 1995 года, в г. Ньоне была организована первая Конференция UEFA для специалистов, занимающихся обучением тренеров, где была запущена тренерская программа UEFA, включая концепцию Европейской тренерской конвенции. И уже потом, два с половиной года спустя, по завершении процесса определения основных принципов Тренерской конвенции UEFA и первой волны ее аттестации техническими экспертами, конвенцию подписали шесть ассоциаций. 17 января 1998 года в г. Генте свои подписи под Конвенцией поставили Германия, Дания, Италия, Нидерланды, Франция и Испания. Таким образом, Европейская тренерская лицензия воплотилась в реальность. На четвертом этапе, к концу 2008 года, все 53 ассоциации-члена UEFA подписали Тренерскую конвенцию UEFA (38 из них получили разрешение обучать на профессиональном уровне) и около 160 тысяч тренеров в разных точках Европы получили тренерскую лицензию UEFA.
На пятом этапе, с 2010 года, постановлением UEFA было утверждено, что главный тренер национальной сборной по футболу обязан иметь PRO Licence UEFA. В связи с этим во всех странах мира начали появляться обязательные курсы подготовки тренеров по футболу. Изучив содержание иностранной литературы
и документальных материалов, размещенных на официальных сайтах аргентинской, английской и немецкой ассоциаций, бразильской конфедерации и американской футбольной федерации, мы выявили, что подготовка тренеров в разных странах мира, входящих в конвенцию Federation Internationale de Football Accotiations (FIFA), имеет некоторые особенности.
Сроки обучения на PRO Licence UEFA в разных странах мира различаются. Например, по данным Директивы UEFA, для получения лицензии высшего уровня тренерам необходимо пройти курсы, объем которых составляет 240 часов. При этом следует отметить, что в России выявлен менее продолжительный курс. Отечественные тренеры проходят курсы в течение примерно 1 года объемом 190 часов, в то время как в Великобритании, Германии и Бразилии подготовке тренеров уделяется 1,5-2 года для прохождения курса продолжительностью минимум 240 часов (теория — 96 часов, практика — 96 часов, рабочая практика — 48 часов) [4, 5, 6, 7, 8, 9]. В разных странах мира, входящих в конвенцию FIFA, программы по тренерскому обучению для получения PRO Licence UEFA имеют свою структуру и содержание. Например, в России классификация уровней тренерских лицензий очень узкая, включает в себя лишь две национальные лицензии, признанные в стране: «D» и «C», и четыре основных уровня согласно Директиве UEFA: «B», «A», «A-элитный детско-юношеский футбол» и «PRO», а также некоторые специализированные дипломы (фитнес, футзал и т.д.). В Великобритании, Германии, в большинстве стран Европы и американского континента квалификация более разнообразна. Например, в Великобритании, Бразилии, Аргентине и США существует 4 национальных уровня подготовки тренеров, которые приняты на уровне ассоциации страны, и дополнительно также курсы для подготовки специалистов молодежных команд, курсы для тренеров национальных сборных команд, тренеров-селекционеров, тренеров-психологов и т. д. Помимо этого, Ассоциации-члены UEFA могут также выдавать на национальном уровне почет-
ные дипломы, чтобы отдать дань уважения не имеющим требуемой квалификации тренерам за выдающиеся заслуги в подготовке футболистов. Однако почетные дипломы не признаются в соответствии с тренерской конвенцией UEFA и правилами UEFA по лицензированию клубов, тем самым не могут заменить официальные тренерские дипломы UEFA. Следует отметить, что в Соединенных Штатах Америки разработана собственная система уровней лицензирования тренеров по футболу. В данной системе акцент делается на возрастные особенности подготовки футболистов. Прежде чем тренировать на профессиональном уровне, тренеру необходимо проработать в детско-юношеском и молодежном футболе, так как каждый из уровней лицензии соответствует определенному возрасту команды. PRO Licence UEFA выдается на определенный период, который, согласно требованиям, составляет 3 года. Обязательным условием является то, что тренер должен проработать в профессиональном футбольном клубе более одного года. Отличаются также условия получения PRO Licence UEFA в разных странах. В России, для того чтобы получить самую высокую тренерскую лицензию, необходимо обязательно иметь высшее образование и пройти курсы по всем предыдущим уровням. В странах Европы и американского континента не требуется наличие высшего образования, однако существуют возрастные ограничения. Главным отличием является то, что лицензиаты должны пройти тестирование на профессиональную пригодность. В Положении Российского футбольного союза по обучению и лицензированию футбольных тренеров такого не указано. Если говорить о содержании программ подготовки, то, как правило, они все предусматривают получение знаний из области психологии, спортивной медицины, физиологии, судейства спортивных соревнований, а также приобретение практических умений и навыков, касающихся обучению стилям техники и тактики игры, тренировки команды и др. По данным Российского футбольного союза, всего 139 отечественных тренеров имеют PRO Licence UEFA. В то же время, по данным
Football Association, 230 английских тренеров имеют данную лицензию, в Германии — 1070 тренеров, в Бразилии, Аргентине и США — около 200 тренеров.
Такая большая разница в количестве высококвалифицированных футбольных тренеров, по нашему мнению, существует по нескольким причинам:
- во-первых, диапазон цен на лицензии существенно отличается в разных странах. Например, в Германии обучение на PRO Licence UEFA стоит 530 евро, в Англии — 5820 фунтов стерлингов, в Ирландии — 7300 фунтов стерлингов, в России — около 600000 рублей (примерно 9000 американских долларов), в США — 2000 американских долларов;
- во-вторых, большинство европейских ассоциаций стремится, с одной стороны, усложнить условия получения высшей лицензии, с другой — сделать курсы общедоступными, для того чтобы количество лицензированных тренеров увеличилось, так как необходима здоровая конкуренция среди тренеров с целью повышения качества отбора претендентов на пост главного тренера;
- в-третьих, для получения высшей лицензии российским тренерам необходимо иметь стаж работы тренером не менее 5 лет, в Великобритании и Германии — более 6 лет, в Америке — более 10 лет.
Важным, на наш взгляд, является еще такой момент в подготовке тренеров, как приобретение ими профессионального мастерства. По нашему мнению, условия для повышения степени овладения профессиональной деятельностью в России уже после получения лицензии можно назвать неблагоприятными ввиду отсутствия достаточного количества профессиональных клубов, хорошей материально-технической базы и нарушения преемственности между детским и профессиональным футболом. Таким образом, на основе документальных материалов выявлены особенности подготовки футбольных тренеров в России, странах Европы и Америки, которые показали различия в объеме прохождения обучающих курсов, условиях получения необходимой лицензии и повышения профессионального мастерства.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Директивы UEFA, регламентирующие Тренерскую конвенцию UEFA и Программу UEFA по обучению тренеров [Электронный ресурс]. - режим доступа : http://www.cl.ffu.org.ua/files/ndocs_58.pdf /. (Дата обращения 15.10.2016).
2. Газзаев назвал чемпионат России по футболу неконкурентоспособным [Электронный ресурс]. - режим доступа : http://www.meta.kz/novosti/ sport/1102044-gazzaev-nazval-chempionat-rossii-po-nbsp-futbolu-nekonkurentnosposobnym.html /. (Дата обращения 06.11.2016).
3. Мутраз Хурцилава: Причина падения уровня игры сборных - коммерциализация футбола [Электронный ресурс]. - режим доступа http://www.rusteam. permian.ru/news_2016_3/2016_07_06_14.html /. (Дата обращения 06.11.2016).
BIBLIOGRAPHY
1. Directive UEFA, governing the UEFA Coaching Convention and programme of the UEFA Coaching Education [Electronic resource] - Access mode: http:// www.cl.ffu.org.ua/files/ndocs_58.pdf /. (Reference Date 15.10.2016).
2. Gazzaev called Russian football championship is uncompetitive [Electronic resource] - Access mode: http://www.meta.kz/novosti/sport/1102044-gazza-ev-nazv.. /. (Reference date 06.11.2016).
3. Mutraz Khurtsilaev: The reason for the fall of the level of teams playing - commercialization of football [Electronic resource] - Access mode: http://www. rusteam.permian.ru/news_2016_3/2016_07_06_.. /. (Reference date 06.11.2016).
4. Regulations on license of football coaches /Russian
4. Положение по лицензированию тренеров по футболу / Российский футбольный союз. - М., 2016.
5. Argentine Football Association [Электронный ресурс]. - режим доступа : http://www.afa.org.ar/. (Дата обращения 12.10.2016).
6. Brazilian Football Confederation [Электронный ресурс] - режим доступа : http://www.cbf.com.br. (Дата обращения 15.10.2016).
7. Developing world-class coaches and players [Электронный ресурс] - режим доступа : http://www. thefa.com/. (Дата обращения 10.10.2016).
8. German Football Association [Электронный ресурс]
- режим доступа :http://www.dfb.de/start. (Дата обращения 11.10.2016).
9. U.S. Soccer Coaching Department [Электронный ресурс]
- режим доступа : http://www.ussoccer.com/coaching-education/licenses/pro/. (Дата обращения 10.10.2016).
Football Union. - М., 2016.
5. Argentine Football Association [Electronic resource] -
Access mode: http://www.afa.org.ar/. (Reference date 12.10.2016).
6. Brazilian Football Confederation [Electronic resource]
- Access mode: http://www.cbf.com.br. (Reference date 15.10.2016)
7. Developing world-class coaches and players [Electronic resource] - Access mode: http://www.thefa. com/. (Reference date 10.10.2016).
8. German Football Association [Electronic resource]
- Access mode: http://www.dfb.de/start. (Reference date 11.10.2016). 9. U.S. Soccer Coaching Department [Electronic resource] - Access mode : http:// www.ussoccer.com/coaching-education/licenses/p... (Reference date 10.10.2016).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Вяхирев Дмитрий Андреевич (Vyakhirev Dmitry Andreevich) - студент Набережночелнинского колледжа (филиал) Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма, e-mail: [email protected]