УДК 341
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФУТБОЛЬНОГО ПРАВА: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
А.В. Иглин
Аннотация. Актуальность статьи обусловлена транснациональным характером спорта как фактора влияния на межгосударственные отношения, а также объективной необходимостью комплексного правового регулирования футбольных правовых коллизий с учетом национальной и международно-правовой доктрины и практики. Кроме того подчеркивается необходимость интегрирования международных и европейских футбольно-правовых норм и правил в правовую систему России в связи с проведением футбольных соревнований международного уровня. Автор исследует футбольные спортивно-правовые институты как системы норм, формирующих современные футбольные международные отношения, и предлагает новую концепцию безопасности спортивных соревнований, комментирует актуальные проблемы футбольного права.
Ключевые слова: спорт, спортивно-правовые нормы, спортивные санкции, футбольное право, ФИФА, УЕФА, безопасность, «честная игра».
SOME PROBLEMS OF FOOTBALL LAW: FOREIGN EXPERIENCE AND RUSSIAN LEGISLATION
A.V. Iglin
Abstract. Relevance of article is caused by transnational character of sport as factor of influence on the interstate relations, and also objective need of complex legal regulation of football legal collisions taking into account the national and international legal doctrine and practice. Besides need of integration of the international and European football precepts of law and rules in legal system of Russia in connection with holding football competitions of the international level is emphasized. The author investigates football sports and legal institutes as systems of the norms forming the modern football international relations and offers the new concept of safety of sports competitios, comments on urgent problems of the football law.
Keywords: sport, sports precepts of law, sports sanctions, football law, FIFA, UEFA, safety, «fair play».
Всемирный день футбола отмечается 10 декабря по решению ООН. Таким образом, международное сообщество отдает дань этому виду спорта, который для многих миллионов людей не просто игра, а стиль жизни. Будучи интернациональным видом спорта, включенным к тому же в программу Олимпийских игр, футбол регулируется международными нормами и правилами. В связи с этим, футбольные правоотношения основаны на международных актах,
политике и конкретных мерах, предпринимаемых международными футбольными организациями. Наиболее актуальными проблемными аспектами футбольных правоотношений являются безопасность, этика и договорные матчи.
Опыт решения указанных проблем - в арсенале далеко не всех государств, например, в преддверии Кубка мира-2018 в России вызывает опасения отсутствие в нашей стране системной нормативно-правовой базы, регулирующей футбольные правоотношения в целом и указанные проблемные аспекты в частности.
Итак, в связи с наибольшей актуальностью тема безопасности футбольных соревнований международного уровня в нашей стране вышла на надгосударственный уровень регулирования. В частности, обсуждается проект Конвенции Совета Европы по единому подходу к безопасности, защите и обслуживанию во время спортивных мероприятий и, в частности, футбольных матчей (далее - проект Конвенции), которая направлена на дальнейшее совершенствование международного сотрудничества в области обеспечения безопасности зрителей во время проведения спортивных соревнований по различным видам спорта, в частности при проведении футбольных матчей и интеграции государств в общемировые процессы спортивного сотрудничества в духе «честной игры» и поощрения здорового образа жизни.
Указанные вопросы безопасности планируется дополнительно закрепить законодательно: 6 декабря 2016 г. Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев внес в Государственную Думу РФ проект федерального закона «О внесении изменений в КоАП РФ». Проект закона предлагает внести изменения в статью Кодекса Российской Федерации об административных правонарушенияхнормой, устанавливающую наказание за грубое нарушение правил поведения, и определить, какие нарушения этих правил следует относить к грубым. Предлагается увеличить минимальный размер штрафа с 20 000 до 40 000 руб. Максимальный штраф может быть увеличен с 25 000 до 50 000 руб. Срок административного ареста за нарушение запрета посещать официальные спортивные соревнования устанавливается от 10 до 15 суток. Иностранцев и лиц без гражданства предлагается за повторное или грубое нарушение правил наказывать штрафом в размере от 10 000 до 20 000 руб. с выдворением за пределы России. Основными нарушениями правил поведения в настоящее время являются выбегание на поле, бросание на поле предметов, пронос и использование пиротехнических изделий, нецензурная брань, нахождение на матчах в пьяном виде. В комментарии пресс-службы
правительства отмечается, что с января 2014 г. по настоящее время в России в период проведения спортивных мероприятий составлено более 2000 административных материалов. В 2014 г. и 2015 г. к правонарушителям были применены различные виды наказания, в том числе предупреждение, административный штраф, административный арест, обязательные работы и административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения. Практика показала, что подобое наказание не оказывает на правонарушителей должного профилактического воздействия. В 2015 г. использование пиротехнических изделий на матчах увеличилось по сравнению с 2014 г. Возросло количество лиц, привлеченных к административной ответственности за нахождение в пьяном виде на стадионах и за оскорбление других граждан.
Подготовка проекта Конвенции осуществлялась в период 2014-2015 гг. в рамках подготовки Минспорт России обеспечивал и координировал экспертное представительство российской Федерации с участием представителей МИД России, МВД России, Генеральной прокуратуры российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, а также учет национальных интересов и особенной российской правовой системы.
Кроме того, проект Конвенции содержит положение, в соответствии с которым при необходимости и с учетом национального и международного законодательства государства, подписавшие такую конвенцию, должны рассмотреть вопрос о расширении прав судебных или административных органов, ответственных за наложение санкций на лиц, которые совершили или способствовали насильственным действиям или беспорядкам в связи со спортивными соревнованиями, до возможности накладывания ограничения на выезд на футбольные соревнования, проводимые в других странах [3, с. 29-30].
Тем не менее, действующее российское законодательство предусматривает административное наказание в виде административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения. Административное наказание в виде ограничения на выезд на футбольные соревнования, проводимые в других странах действующим законодательством не предусмотрено.
В целях организации международного обмена информацией по недопущению противоправного поведения болельщиков в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации создан национальный футбольный информационный пункт.
В этой связи подписание Конвенции Совета Европы по единому подходу к безопасности, защите и обслуживанию во время
спортивных мероприятий и, в частности, футбольных матчей в числе первых стран будет способствовать лидирующим позициям Российской Федерации при формировании Комитета, ответственного за мониторинг реализации этой Конвенции.
Что касается информационной безопасности, в России одним из первых шагов стал так называемый «антитеррористический закон о хранении операторами связи записей разговоров их абонентов», который вступит в силу в июле 2018 г. - во время чемпионата мира по футболу в России. Закон может потребовать от операторов инвестиций в сотни миллиардов рублей в создание хранилищ для этой информации. Операторы будут писать телефонные разговоры иностранных болельщиков, которые посетят матчи стадии плей-офф. Более того, указанный закон предписывает операторам связи до шести месяцев (точный срок определит правительство) хранить записи разговоров абонентов, их текстовые сообщения и другой контент, которым они обмениваются друг с другом. Операторы связи с середины 2000-х гг. собирают и хранят информацию о фактах звонков и сообщений пользователей. С 2014 г. они обязаны записывать и хранить весь интернет-трафик абонентов за последние 12 часов. Но требование о хранении голосовой информации и передаваемых данных - новое.
Эта норма вступает в силу 1 июля 2018 г., когда начнутся матчи 1/8 финала чемпионата мира по футболу в России. Таким образом, иностранные болельщики подпадут под действие нового закона: операторы будут хранить записи их разговоров, фотографии и видео, в том числе сделанные во время матчей.
В соответствии с требованиями ФИФА (Международная футбольная ассоциация) к 2017 г. РФ должна обеспечить сотовой связью на стадионах и в городах проведения мероприятий 220 тыс., а к 2018 г. - 700 тыс. потребителей, а также цифровой связью TETRA: в 2017 г. - 4166 потребителей, в 2018 г. - 10 833 потребителя. Правительство РФ соответственно распорядилось создать каналы связи емкостью 1060 Гбит/с - в 2017 г., 3140 Гбит/с - в 2018 г. [1].
Между тем, в отношении этики, например, футбольная ассоциация родоначальников футбола - Англии (FA) составила весьма интересный документ, названный «Кодексом». Английские чиновники от футбола решили сделать свой Кодекс поведения игроков. Он состоит из трех частей: общие правила поведения футболистов в клубах и 24 сборных разных уровней, поведение игрока, выступающего за национальных сборную Англии и указания руководству команд и сборных насчет санкций за возможные нарушения. Доку-
мент содержит 33 правила, некоторые из которых можно назвать как «Не делайте ни в коем случае» и «Рекомендуется». Вот примеры.
Запрещено: использовать любые лекарства без разрешения врача команды; разглашать конфиденциальную информацию о любом аспекте игры сборной Англии; носить в дни матчей сборной неофициальную одежду (это не касается только обуви); употреблять алкоголь без письменного разрешения тренера; употреблять наркотики и другие запрещенные вещества или препараты; использовать обслуживание номеров в отелях, где проживает команда; носить наушники в микст-зоне, если у вас берут интервью; делать ставки на любые футбольные матчи; публиковать в социальных сетях, например в Twitter или Facebook, сообщения, которые могут оскорбить членов FA, менеджмент, игроков или тренеров сборной Англии.
А ниже пункты кодекса, призывающие английских игроков вести себя достойно, но прямо ничего не запрещающие: помните, что выступать под флагом страны - большая честь; уважайте соперников, менеджмент и болельщиков; уважайте чиновников ФИФА и УЕФА; уважайте сотрудников отеля, где вы остановились; уважайте культуру и традиции стран, в которых вам приходится играть выездные матчи; не забывайте о своих болельщиках на стадионе, а также тех, кто сопровождает вас на выездах или приходит на тренировки; согласовывайте свои выступления в СМИ через пресс-службы; старайтесь избегать ведения собственных колонок на страницах прессы; уважайте персонал, который проводит тесты на допинг и наркотики лиц, помните, они просто делают свою работу; выступайте против насилия и любых форм дискриминации; разумно используйте свое личное время, играя в компьютерные игры; помните, на поле вы являетесь примером для подражания, поэтому будьте ответственны; помните, играть за сборную Англии - это привилегия, а не право [4].
В случае нарушения правил из «Не делайте ни в коем случае» FA оставляет за собой право штрафовать футболистов или отлучать их от национальной команды. В кодексе также говорится о том, что, если игрок находится под следствием, Ассоциация может лишить его вызова в сборную. FA может уже сама (независимо от тренерского штаба) отбирать у игрока капитанскую повязку.
Наконец, договорные матчи. ФИФА активно начинает борьбу против коррупции в футболе. Ассоциация приняла решение вознаграждать и амнистировать тех, кто доложит ей о договорных матчах. С 2012 г. действует программа, в рамках которой все заинтересованные лица смогут обратиться туда, чтобы сообщить о такого рода
преступлениях. Программа подразумевает материальное поощрение лиц, сообщивших о договорных матчах. Глава службы безопасности ФИФА Крис Итон, выступая перед представителями профсоюза футболистов, напомнил, что немалое количество футболистов по всему миру вовлечены в договорные матчи и поэтому у игроков должна быть возможность сообщать об этом непосредственно в ФИФА [5].
Европейская футбольная ассоциация (УЕФА) также выражает свою решимость противостоять договорным матчам. Организация подчеркивает необходимость тесного сотрудничества футбольных властей и правоохранительных органов в борьбе с растущей угрозой этого пагубного явления в спорте. Соответствующий призыв был распространен на конференции в Ньоне, организованной УЕФА и Международной ассоциацией прокуроров (МАП) в конце 2011 г. Форум был посвящен теме борьбы с мошенничеством в спорте. В двухдневных дебатах приняли участие чиновники МАП, УЕФА, ФИФА, а также государственные прокуроры, офицеры по борьбе с коррупцией и сотрудники полиции [6].
Участники конференции сосредоточили свое внимание на мошенничестве в рамках спортивных мероприятий с четким регламентом. Акцент был сделан на теме договорных матчей и другой криминальной деятельности, связанной с футболом или другими видами спорта и направленной на неправомерное влияние на спортивный результат с целью получения финансовой или иной выгоды.
В Ньоне обсудили уровень сотрудничества между официальными спортивными властями и органами государственного обвинения, а также пути возможного укрепления связей в этом направлении. Конференция стала отправной точкой в процессе, конечной целью которого является создание для прокуроров и спортивных властей директив, регулирующих их деятельность в борьбе с конкретным типом правонарушений и пользующихся полной поддержкой УЕФА и МАП.
На повестке конференции в Ньоне были такие темы, как судебное преследование по случаям организации договорных матчей, попадание мошенничества в спорте под правовое поле, ставки при игре на тотализаторе, сотрудничество спортивных властей и правоохранительных органов. Неоднократно подчеркивалось, что у спортивных организаций нет юридических полномочий и возможностей самим бороться с проблемой договорных матчей, поэтому им требуется помощь органов государственной власти и международных организаций, таких как Интерпол и Европол, а также тесное сотрудничество с букмекерскими конторами и другими спортивными организациями [7].
Небеспочвенным в связи с этим кажется заявление ряда футбольных чиновников о создании европейской спортивной полиции. В частности, бывший Президент УЕФА Мишель Платини обозначил три явления, разлагающих футбол: договорные матчи, дискриминация (на расовой или сексуальной почве) и финансовые нарушения.
Между тем в России борьба с договорными футбольными матчами официально завершилась, не успев начаться: экспертный совет Российского футбольного союза (РФС) по выявлению договорных матчей был создан 21 октября 2011 г. и просуществовал около года, пока не был расформирован 19 декабря 2012 г. Главой органа был известный в прошлом футболист Анзор Кавазашвили. Стоит отметить, что за время своей работы совет официально не выявил ни одного договорного матча, и его деятельность была признана неэффективной.
В соответствии с принятым в качестве правовой основы Положением о Совете [8], целями его деятельности являлись: выявление договорных матчей в футбольных соревнованиях в России, консультирование Президента РФС по указанным вопросам, контроль за принципом честного соперничества в футболе, утверждение принципа состязательности и повышение спортивного мастерства для стимулирования развития футбола в России. При этом, под договорным матчем понимается футбольный матч, проводимый в рамках соревнований под эгидой РФС, в котором присутствовала умышленная манипуляция результатом матча с целью получения материальной или иной выгоды.
Приоритетным направлением в деятельности Совета являлось определение неспортивного влияния на честность результата футбольных соревнований, подкупа спортсменов, спортивных судей, тренеров, руководителей команд и других участников или организаторов футбольных соревнований, также незаконного получения денег, ценных бумаг или иного имущества в целях оказания влияния на результаты этих соревнований.
Основанием (поводом) для рассмотрения вопроса о договорном матче (или матчей) являлись: письменное уведомление официальных лиц РФС, руководителя футбольного клуба или любого участника соревнований по футболу, проводимых Российским футбольным Союзом; материалы в средствах массовой информации; видеоматериалы, подкрепленные конкретными комментариями и обоснованиями по тем или иным эпизодам футбольной игры; протокол матча; информация Региональных представителей Совета; рапорт инспектора и дополнительные разъяснительные документы; иная информация.
В процессе своей деятельности Совет был вправе запрашивать любые необходимые материалы в соответствующих структурных подразделениях РФС, футбольных лигах, региональных и межрегиональных федерациях футбола, футбольных клубах и других структурах, влияющих на развитие системы борьбы с организацией договорных матчей и контролем за честной борьбой. По итогам заключение Совета должно направляться только Президенту РФС для принятия им решения по рассматриваемому вопросу, в том числе о возможном направлении материалов в соответствующие органы РФС, а также в правоохранительные органы РФ. При этом, Совет осуществляет тесный контакт с Контрольно-дисциплинарным комитетом РФС (КДК) по обсуждению степени наказания виновных в организации договорных матчей лиц, а также вправе приглашать на заседания Совета в качестве наблюдателей представителей юрисдикционных органов РФС.
Наказание виновных лиц за договорные матчи осуществляют в установленном порядке уполномоченные государственные органы и/или органы ФИФА, УЕФА, РФС. Юрисдикционные органы РФС в своей деятельности по наказанию лиц, виновных в организации и проведению договорных матчей, руководствуются заключением Совета, и выносят спортивную санкцию с учетом выявленных Советом всех обстоятельств дела.
К сожалению, указанные нормы не были реализованы, что доказывает наличие обозначенной проблемы футбольного права и неспособности нашей страны эффективно ее решить.
Футбольное процессуальное право также сталкивается с проблемами регулирования вышеназванных тем. Отметим, что согласно уставу ФИФА, футбольные клубы не могут обращаться в гражданские суды для разрешения споров. Поэтому главным участником процедуры разрешения споров в этой области является Спортивный арбитражный суд в Лозанне (CAS).
В частности, еще в сентябре 1997 г. исполком УЕФА на основе расследования специальной комиссии пришел к заключению, что брюссельский «Андерлехт» причастен к попытке подкупа арбитра домашнего матча Кубка УЕФА с остравским «Баником» (19 октября 1983 г.) и к даче взятки судье полуфинального матча того же турнира (25 апреля 1984 г.) с «Ноттингем Форест». После поражения на выезде со счетом 0:2 бельгийская команда взяла реванш дома с результатом 3:0. Правда, в финале брюссельские «Фиалки» все же уступили «Тот-тенхэму». Исполком постановил отлучить «Андерлехт» от еврокубков на один сезон. Однако в июле 1998 г. бельгийский клуб оспорил это решение в CAS, утверждая, что вердикт УЕФА некомпетентен. Суд иск удовлетворил - истек 10-летний срок давности.
В декабре 2011 г. CAS встал на сторону УЕФА в его тяжбе с президентом «Сьона» Кристианом Константеном и отказался вернуть швейцарский клуб в число участников Лиги Европы сезона 2011/2012. Тем самым он отменил решение от 5 октября суда швейцарского кантона Во.
Первым футболистом из российской премьер-лиги, обратившимся для урегулирования контрактного спора в Лозанну и выигравшим процесс, стал экс-динамовец Арунас Климавичюс. В начале 2010 г. он отсудил у «Динамо» 4,718 млн руб., которые полагались ему как бонус за третье место в чемпионате-2008. Встав на сторону защитника сборной Литвы, CAS отменил решение Палаты по разрешению споров РФС.
В конце 2012 г. Высший спортивный арбитражный суд обязал «Ростов» выплатить «Спартаку» 20 млн руб. в виде компенсации за подготовку трех футболистов - Максима Григорьева, Дмитрия Маляки и Евгения Филиппова. Все трое проследовали транзитом через «Митос» в «Ростов», который, таким образом, рассчитывал сэкономить, - покупка игроков напрямую из «Спартака» обошлась бы втрое дороже. CAS усмотрел в этой операции махинацию и потребовал восполнить «Спартаку» упущенную прибыль.
Наболевшая тема для российских футбольных клубов - соблюдение финансового «Честной игры» (Fair Play) - также была предметом разбирательства в спортивном органе - УЕФА. Главный принцип данного требования необычайно прост: не трать больше, чем зарабатываешь. Так, в 2015 г. футбольное московское «Динамо» не приняло участия в Лиге Европы из следующей ситуации. Пятеро игроков «Анжи» - Денисов, Жирков, Самба, Габулов и Ионов были приобретены «Динамо» за сумму около 50 млн евро. В графе «выручка от продаж» летом 2013 г. у «Динамо» красуется ноль. В 2014 г. динамовцы «закупились» на 20 млн, подписав игороков разных клубов: Бюттнера, Ванкера и Вальбуэна. Выручку удалось сделать лишь на продаже Станислава Манолева в «Кубань» за 800 тыс. Итого - 70 млн. затрат и 0,8 млн. прибыли на трансферах. И это только трансферы: нужно прибавить к ним расходы на зарплаты игроков и тренеров и пр. Неудивительно, что чистые убытки «Динамо» за три года, по данным УЕФА, составили более 300 млн евро [9]!
В регламенте УЕФА прописан перечень санкций, которые могут наложить на клуб-участник и самого престижного клубного турнира УЕФА - Лиги чемпионов, который не соблюдал правила финансовой честной игры: исключение из Лиги чемпионов; ограничение заявки на Лигу чемпионов до 21 игрока; потолок зарплаты для
заявки на Лигу чемпионов; запрет на регистрацию в Лигу чемпионов новых игроков; лишение доходов от выступления в Лиге чемпионов; снятие очков в групповом этапе Лиги чемпионов; штраф [2, с. 39-40]. К счастью, за исключением некоторых опасений футбольного клуба «Зенит» в 2013-2014 гг., отечественные команды под указанные санкции не попадали.
Таким образом, проведенный анализ нормативной базы и практики футбольных правоотношений выявил ряд обозначенных правовых проблем. Представляется, их решение - только в рамках правового поля. Необходим комплексный подход к проверкам всей бюджетно-управленческой документации футбольных команд юристами и менеджерами, принятие соответствующих нормативных директив со стороны РФС и Министерства спорта РФ. В условиях спортивных санкций, применяемых к России, указанные меры являются приоритетными.
Библиографический список
1. Федеральный закон РФ от 7 июня 2013 г. № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://base.consultant.ru (дата обращения: 12.02.2017).
2. Иглин А.В. Актуальные проблемы европейского спортивного права // Спорт: экономика, право, управление. 2014. № 1.
3. Иглин А.В. Европейское спортивное движение: правовые основы и перспективы // Российская юстиция. 2012. № 11.
4. URL: http://news.sport-express.ru/2012-04-19/506410 (дата обращения: 12.02.2017).
5. URL: http://news.mail.ru/sport/news/football/7105815/?frommail=1 (дата обращения: 12.02.2017).
6. URL: http://ru.uefa.com/uefa/management/le (дата обращения: 12.02.2017).
7. URL: http://ru.uefa.com/uefa/management/le (дата обращения: 12.02.2017).
8. URL: www.rfs.ru/res/docs/other/council_of_experts_regulations.doc (дата обращения: 12.02.2017).
9. URL: Sovsport.ru и статей сайта http://news.sportbox.ru/Vidy_sporta/ Futbol/Russia (дата обращения: 12.02.2017).
А.В. Иглин
кандидат юридических наук, доцент
заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин Московского финансово-юридического университета МФЮА E-mail: [email protected]