Научная статья на тему 'Научно-методические и организационно-практические проблемы подготовки и сохранения высококвалифицированных тренерских кадров в спорте'

Научно-методические и организационно-практические проблемы подготовки и сохранения высококвалифицированных тренерских кадров в спорте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
469
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / ПОДГОТОВКА ТРЕНЕРОВ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / SPORT / EDUCATING COACHES / PERFECTION OF WORK-OUT SESSION / PEDAGOGICAL SKILL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марков Константин Константинович, Николаева Оксана Олеговна

Рассматриваются проблемы подготовки новых тренерских кадров, условия работы действующих специалистов и реализация их непрерывного образования, повышения общенаучной, специальной и педагогической квалификации, задачи социальной защищенности и сохранения их здоровья, общей и профессиональной работоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific-methodical and organizational-practical problems of training and tenure security for highly skilled coachers in sport

The problems of training new sport coachers, creating proper working conditions for those who work in sports, providing non-stop, continuous education, increasing general scientific, special and pedagogical qualification, preserving their social security, health, common and professional working capacity are considered in the article.

Текст научной работы на тему «Научно-методические и организационно-практические проблемы подготовки и сохранения высококвалифицированных тренерских кадров в спорте»

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ И СОХРАНЕНИЯ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ТРЕНЕРСКИХ

КАДРОВ В СПОРТЕ

Спорт, подготовка тренеров, совершенствование тренировочного процесса, педагогическое мастерство.

Важнейшей, системообразующей составляющей всей системы современного спорта является фигура тренера. История развития отечественного спорта, высочайшие достижения нашего спорта на мировом уровне дают огромный перечень выдающихся тренеров, практиков и ученых, глубоких специалистов в своей узкой спортивной специализации и личностей с широчайшим кругозором и интеллектом, классиков-методистов спортивной педагогики. Не бедна такими личностями и наша сибирская земля, давшая отечественному спорту большое число выдающихся спортивных специалистов.

Вместе с тем на современном этапе развития спорта в России следует обратить внимание на проблемы подготовки новых тренерских кадров, на условия работы действующих специалистов и реализацию принципа их непрерывного образования, повышения общенаучной, специальной и педагогической квалификации, задачи социальной защищенности и сохранения их здоровья, общей и профессиональной работоспособности.

Все без исключения уровни нашего спорта, как массового, так и высшего уровня, детского и молодежного, все его структуры испытывают огромный дефицит квалифицированных тренерских кадров, способных и желающих решать задачи большой общественной, социальной и прикладной значимости. Политические, экономические и социальные коллизии, произошедшие в последние годы в жизни нашей страны, значительно ухудшили состояние с тренерскими кадрами практически по всем «этажам» нашего спорта, привели к оттоку многих квалифицированных тренеров в другие области деятельности, из наших регионов и из нашей страны за рубеж.

Одним из тревожных показателей в данном вопросе является возникшая тенденция к значительному притоку в страну иностранных специалистов, вначале робко на уровне отдельных сборных команд страны, а сейчас и в рядовых клубных командах и организациях, даже не очень высокого уровня. До сих пор значительная часть работающих тренеров не имеют базового специального образования. Практически отсутствуют эффективно работающая система повышения квалификации тренеров, требования к постоянному повышению их профессионального мастерства с обязательным лицензированием, увеличивающим образовательную мотивацию тренеров.

В связи с изложенным представляется целесообразным выделить две группы проблем: научно-методические аспекты содержательного характера и организационно-практические мероприятия, обеспечивающие реализацию оптимальной системы подготовки и деятельности тренеров.

Научно-методические проблемы

Одной из центральных фигур в спортивной деятельности является тренер, от личности которого, его жизненных и спортивных принципов и философии, профессионального педа-

гогического мастерства, высокой квалификации в области организации и управления во многом зависят успешное решение общих задач гуманистической педагогики - «обучение -воспитание - развитие» - и достижение высоких спортивных результатов. Педагогические и психологические аспекты деятельности спортивного тренера особенно значимы, если учитывать принципиальные ее особенности, сопряженные как со спецификой спорта вообще и выбранного вида в частности, так и с чрезвычайно разносторонним спектром отдельных разделов работы, ролей и обязанностей тренера - педагога, психолога и социолога, руководителя, друга и помощника спортсмена [Бабушкин 1985: 47-49; Никитина 1982].

Особое педагогическое мастерство, профессиональная компетентность, высокоразвитое чувство социальной ответственности и гражданственности требуются спортивному тренеру, чтобы одинаково успешно совмещать решение сложных задач социализации и воспитания своих учеников с достижением высоких спортивных результатов. Умение тренера противостоять давлению внешней среды в достижении «быстрого результата любой ценой», стойкая мировоззренческая и гражданская позиция, чувство ответственности и глубокое личное беспокойство за будущее его воспитанников после окончания спортивной карьеры - все это непременные атрибуты высокопрофессионального тренера [Горбачева 1993: 143-149].

Огромное значение в становлении тренера-профессионала имеют его глубокие знания предмета своей деятельности, избранного вида спорта, всех его аспектов и разделов. Несмотря на переход на тренерскую работу многих известных в прошлом спортсменов, для которых, казалось бы, нет «секретов» в своем виде спорта, многие аспекты спортивной деятельности остаются неосвоенными. Особую актуальность приобретают содержательная суть вида спорта и специфически важные для вида спорта психофизиологические аспекты двигательной деятельности спортсменов и тренера [Марков 2007].

Исходными для построения практической системы повышения мастерства тренеров в спорте являются следующие посылки.

1. Формированием профессионального мастерства тренера является интеграция в его личности на основе главного, системообразующего фактора - спортивного результата деятельности - трех основных блоков:

- глубоких знаний природы и содержания вида спорта - предмета деятельности тренера;

- практических умений и навыков ведения тренировочного процесса;

- способностей к достижению цели в соревновательной деятельности.

2. Совершенствование учебно-тренировочного процесса должно быть направлено на поиск алгоритмов программированного обучения и стандартизацию педагогической технологии для повышения интенсивности и эффективности педагогического процесса.

3. Психолого-педагогической основой технической подготовки, совершенствования методики двигательного обучения является поиск опорных, ключевых элементов, структурированных в соревновательных действиях.

4. Основой тренировочного процесса в спорте должна служить его индивидуализация в соответствии с типологией личностей спортсменов.

Психолого-педагогические проблемы повышения мастерства тренера

Актуальной проблемой деятельности тренера являются его педагогическое мастерство ведения учебно-тренировочного процесса, вооруженность современными, научно обоснованными специализированными методиками обучения и совершенствования, принципами их эффективной реализации и программированного обучения. Особо важной для технически сложных видов спорта является методика двигательного обучения, лежащая в основе технической подготовки [Марков 2007].

Важной стороной педагогической тренерской деятельности являются ее психологическое содержание, знания, умения и навыки тренера-психолога. Эта проблема актуальна и в инди-

видуальных видах спорта, в спортивных единоборствах и в командных видах спорта, в которых эффективная интеграция отдельных личностей со своими индивидуальными особенностями, мотивами и ценностями в единую команду играет большую роль как в воспитании и социализации игроков, так и для достижения спортивной цели - спортивного результата. Успешное решение этих задач требует, с одной стороны, умения использовать для формирования команды закономерности групповой деятельности данного вида спорта и, с другой -знаний типологических особенностей личности каждого игрока и умения индивидуализировать его тренировочную и спортивную деятельность с учетом этой типологии.

Особую актуальность в спортивной деятельности тренера имеют ее соревновательная составляющая, его умение добиваться спортивного результата, который в целом выступает системообразующим фактором всей деятельности тренера, отдельных игроков и команды в целом. Огромную роль в этом играют прежде всего стратегическое и тактическое мышление тренера, его умение спланировать подготовку спортсменов к соревнованию, ведение разведки и оперативный анализ текущей соревновательной информации, гибкость мышления и упорство в реализации игрового плана, высокое коммуникативное мастерство, способность воодушевить спортсменов, вдохнуть в них веру в победу и практически ее добиться [Деркач 1981; Жмарев 1986].

Организационно-практические проблемы и предложения

При подготовке новых тренерских кадров в учебных заведениях следует учитывать возможные ответы на вопросы: как у нас готовятся тренерские кадры? как люди приходят в эту профессию? Проблема в определении основных направлений вытекает прежде всего из неоднозначности содержания и задач деятельности специалистов в области физической культуры и спорта.

Принципиальные различия в работе специалистов в области физической культуры и в спорте различаются практически по всем характеристикам деятельности человека: задачам, содержанию, средствам и методам, уровню психологической напряженности, мотивации и педагога, и ученика, роли конечного результата деятельности в оценке работы специалиста и т. д.

Не останавливаясь на частностях по каждой из перечисленных составляющих, следует отметить, что в физической культуре основной девиз - «Движение и здоровье», а в спорте -«Тренировка и результат». И в этом различии лежит ключ к пониманию проблемы и к формулированию организационных и практических шагов. При подготовке специалистов в техникумах и вузах это различие не учитывается, все студенты готовятся в одном потоке, по одному учебному плану, а отдельные факультативные дисциплины из-за их малой доли и значимости на реальное положение дел влияют очень слабо.

Путь к решению проблемы - это организация тренерского факультета, открытие в рамках существующих учебных структур и специальностей тренерской специализации со своим особым набором абитуриентов и со своим специализированным учебным планом, в котором содержание и направленность учебных дисциплин в наибольшей степени соответствуют задачам подготовки квалифицированных тренерских кадров [Столяров 1998].

Повышение квалификации действующих тренеров

Важнейшей составляющей любой образовательной системы в любом виде человеческой деятельности является реализация непрерывного общего и специального отраслевого образования. Так, в нашей педагогической практике эта система хорошо известна - 1 раз в 5 лет обязательное, организованное и документально подтвержденное. В работе тренеров в большинстве случаев это вообще не обязательно, не лимитировано и не мотивировано.

На местах от этой работы практически отстранились и государственные органы управления спортом, и общественные федерации, не имеющие ни средств, ни рычагов влияния, ни опыта и практики такой работы. Эпизодически возникающие курсы тренеров в различных вузах не решают проблемы в связи с малым охватом, не очень высоким уровнем и низкой мотивацией участников и организаторов. Для стимулирования образовательной деятельности тренеров в данном направлении и реализации рассмотренных теоретических положений необходимо в региональном масштабе построение следующей комплексной системы [Столяров 1998].

1. Директивное введение Министерством спорта обязательного лицензирования тренерской деятельности на территории региона с выдачей лицензии на определенный период времени на основе прохождения тренерами обучения на курсах повышения квалификации.

2. Реализация принципа непрерывного образования аналогично тому, как это принято во всех видах педагогической деятельности (1 раз в 5 лет).

3. Организация многоступенчатой и разветвленной системы со специализацией целей и задач для всего спектра видов тренерской деятельности:

- детские тренеры на начальной стадии обучения;

- детские тренеры групп спортивного совершенствования;

- тренеры клубных и сборных команд;

- тренеры высшего спортивного мастерства.

4. Создание регионального научно-методического центра по обобщению современных научных достижений в области спорта и подготовке учебных программ и пособий для повышения квалификации тренеров.

5. Разработка и утверждение рабочих программ по всем вышеуказанным видам с соответствующим объемом подготовки, позволяющим лицензировать этот вид деятельности и выдавать соответствующие удостоверения о повышении квалификации государственного образца.

6. Активизация деятельности государственных специальных высших образовательных заведений на территории региона, факультетов и кафедр физической культуры вузов для реализации системы повышения квалификации спортивных тренеров.

7. Направление на обучение в целевых аспирантурах вузов перспективных специалистов и тренеров для исследований важных научных и практических проблем по различным видам спорта с разработкой практических рекомендаций и их внедрением в практику спортивной тренировки.

Проблемы социальной защищенности тренеров и обеспечение их долговременной и успешной работы

Практическая работа тренера в любом виде спорта уникальна по требованиям, предъявляемым к его содержанию, по психологическому напряжению, сопровождающему и тренировочный и, главным образом, соревновательный процесс. По разнообразию тренерских функций и видов деятельности тренерская работа не имеет аналогов [Марков 2007; Никитина 1982].

Ни в одном виде человеческой деятельности нет такой низкой социальной и профессиональной защищенности, как в спорте. Ни один из видов педагогической работы не содержит такой степени влияния конечного результата педагогического процесса (спортивного результата) на административную, социальную и экономическую оценку работы тренера, которая часто производится на административном уровне лицами, недостаточно компетентными в данном виде деятельности, никогда не занимавшимися спортом и тренерской работой. Практически ежедневно можно наблюдать, как легко и просто выбрасывают специалис-

тов с тренерской работы на основании волевых решений [Горбачева 1993: 143-149; Столяров 1998].

В качестве возможных решений, защищающих интересы тренеров, представляется, что определенным барьером на пути такого произвола могла бы стать общественно-государственная организация, возможно, профсоюз (ассоциация, коллегия и др.) тренеров, без заключения которой уволить тренера было бы невозможно.

Учитывая особую ситуацию с тренерской работой, очевидно, необходимо ужесточить требования к качеству и юридической защищенности контрактов тренеров, на законодательном уровне формализовать обязательный перечень пунктов, защищающих интересы сторон и содержащих визы независимых юристов, обеспечивающих их юридическую чистоту и состоятельность. Эту часть работы должны обеспечивать органы государственного управления спортом, как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Библиографический список

1. Бабушкин, Г.Д. Влияние способностей, умений и отношений тренеров к своему делу на эффективность профессиональной деятельности / Г.Д. Бабушкин // ТиПФК. - 1985. - № 1. - С. 47-49.

2. Горбачева, В.В. Самоопределение личности тренера в структуре профессиональной деятельности / В.В. Горбачева // Труды ГЦОЛИФК. - М., 1993. - С. 143-149.

3. Деркач, А.А. Педагогическое мастерство тренера / А.А. Деркач, А.А. Исаев. - М.: ФиС, 1981. -375 с.

4. Жмарев, Н.В. Управленческая и организаторская деятельность тренера / Н.В. Жмарев. - Киев: Здоров'я, 1986. - 126 с.

5. Марков, К.К. Психолого-педагогические основы тренерской деятельности: монография /

К.К. Марков; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2007. - 207 с.

6. Никитина, Е.Д. Конструктивная деятельность тренера: дис. ... канд. пед. наук / Е.Д. Никитина; ГЦОЛИФК. - М., 1982. - 192 с.

7. Столяров, В.И. Социология физической культуры и спорта / В.И. Столяров; РГАФК. - М., 1998. -124 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.