ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ СПОРТИВНОГО ПЕДАГОГА
Кандидат педагогических наук, доцент С. А. Хазова, доктор педагогических наук, профессор Н. Х. Хакунов, Адыгейский государственный университет, г. Майкоп
Контактная информация для переписки: 385000, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Университетская, 208
Одним из важных факторов эффективного профессионального развития специалистов является формирование у них в процессе профессиональной подготовки профессионально значимых личностных качеств. Содержание системы профессионально значимых личностных качеств определяется особенностями профессиональной деятельности.
Содержание профессиональной деятельности учителя физической культуры и тренера по спорту имеет ряд отличий, обусловленных сущностью процессов физического воспитания и спортивной подготовки. Данные особенности относятся к степени обязательности/добровольности занятий физической культурой/спортом; педагогическим целям, задачам и принципам физического воспитания/спортивной тренировки; содержанию профессиональных функций и других концептуальных характеристик учебно-воспитательного/учебно-тренировочного процесса.
Ключевые слова: физическое воспитание, физическая культура, соревновательная деятельность, профессиональная деятельность, профессионально значимые качества личности спортивного педагога, модель профессионально значимых личностных качеств.
Для развития профессионализма специалистов, наряду со сформированными профессиональной компетентностью и профессиональной направленностью личности, большое значение имеет наличие у них определенных черт характера, психических свойств и способностей, объединенных нами в понятие профессионально значимых личностных качеств. Особую актуальность приобретает развитие профессионально значимых личностных качеств в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов, поскольку их профессиональная деятельность осуществляется в режи-
ме постоянного взаимодействия с людьми. Эффективность воспитательных воздействий педагогов зависит и от их теоретической и методической подготовленности, и от того, насколько их способности и черты характера способствуют (либо препятствуют) установлению конструктивных отношений с учащимися.
Вышесказанное справедливо и для педагогов по физической культуре и спорту, которые осуществляют педагогическую деятельность в режиме повышенной ответственности за жизнь и здоровье воспитанников.
Состав педагогических
физкультурно-спортивных кадров качественно неоднороден. К числу спортивных педагогов относятся и учителя физической культуры, и тренеры по спорту. Целевая направленность их педагогической деятельности, содержание профессиональных функций не во всем совпадают, однако нами не обнаружено работ, в которых раскрывались бы сравнительные особенности содержания профессионально значимых личностных качеств двух данных групп специалистов. При этом физкультурно-спортивные вузы зачастую готовят специалистов, имеющих право осуществлять оба указанных вида педагогической деятельности. Это обусловило цель нашего исследования: определить общие характеристики и отличительные особенности содержания профессионально значимых качеств учителей физической культуры и тренеров по спорту.
Определением структуры профессионально значимых качеств личности педагогов, в контексте самых разных по предмету исследований, занимались и занимаются многие педагоги и психологи (В. Н. Введенский, Ф. Н. Гоноблин, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Л. М. Митина, А. М. Столяренко, С. Д. Смирнов, В. А. Сухом-линский, И. А. Зимняя, С. И. Самыгин, А. И. Щербаков и др.). Все ученые сходятся во мнении, что ПЗЛК, наряду с направленностью, являются фундаментальным компо-
нентом личности педагога; в состав же самих личностных качеств включают способности, черты характера, морально-волевые качества.
Е. К. Климов разработал схему характеристик профессий, согласно которой объектом педагогической профессии является человек, а предметом - деятельность его развития, воспитания, обучения. В состав профессионально обусловленных свойств и характеристик учителя автор, помимо общей направленности личности (гуманизм, гражданственность, ответственность и т. д.), включил некоторые специфические качества, в целом, соответствующие структуре педагогических способностей [6].
Аналогичный взгляд на структуру ПЗЛК педагога присущ А. И. Щербакову, включающему их, наряду с умениями и навыками, в состав профессиональной направленности личности учителя. Сущность педагогической направленности определяется им через следующие ПЗЛК: гражданственность, любовь к детям, оптимизм, справедливость, общительность, требовательность к себе и к детям, альтруизм, волевые качества, толерантность, педагогическая наблюдательность, эмпатия, доминантность, креативность, современность [16].
Социокультурная современность описывается как наличие у учителя ощущения своей принадлежности к одной эпохе с учащимися, что проявляется в адекватных времени внешнем виде, поведении, речи (в том числе лексическом багаже; естественно, использование сленга не допустимо, но способность его интерпретировать, понять, «перевести» необходима).
Анализ научной литературы с целью конкретизации (в соответствии с предметом нашего исследования) общих положений относительно характеристик личности учителя физической культуры позволил констатировать следующее. В целом модель личности учителя физической культуры описывается в способностях и свойствах, аналогичных базовой модели учителя (за исключением двигательного компонента). Некоторые расхождения во мнениях связаны, преимущественно, с терминологией и способом структурирования качеств, но не с сущностным содержанием модели. Так, Е. Н. Го-гунов, Б. И. Мартьянов, Е. П. Ильин, В. А. Крутецкий, П. А. Сорокун и другие ученые называют следующие способности и качества учителя физической культуры:
- дидактические - заключаются в умении реконструировать и адаптировать учебный материал, транслировать его, заинтересовывать учащихся его содержанием, применять наиболее эффективные приемы обучения и воспитания;
- академические - заключаются в расширении и углублении знаний, проведении исследовательской работы;
(Дидактические и академические качества отнесены, в соответствии с логикой нашего исследования, к сфере профессиональной компетентности.);
- перцептивные - умения проникать во внутренний мир учащихся благодаря наблюдательности, эмпатии, тонкому пониманию личности, ее психических состояний;
- речевые - умения четко и ясно выражать мысли и чувства, проявляя убежденность и заинтересованность в предмете обсуждения;
- организаторские - умения организовывать учащихся (концентрировать их внимание), планировать, направлять и контролировать их деятельность, способность воодушевлять учащихся на решение учебных задач, обеспечиваются организованностью, требовательностью, инициативностью, деловитостью, самокритичностью;
- авторитарные - способность непосредственным эмоционально-волевым влиянием на учащихся добиваться у них авторитета и нужного результата взаимодействия;
- коммуникативные - способность к установлению доброжелательных отношений с учащимися, умение с ними общаться, находить подход к каждому, базируются на общительности, доброжелательности, тактичности, чуткости, внимательности;
- аттенционные - способность распределять внимание между несколькими различными видами деятельности (речевой и двигательной), между несколькими объектами (разные группы учащихся);
- двигательные - способность выполнять двигательные действия, физические упражнения, показывать их учащимся;
- нравственные качества - доброта, честность, справедливость, любовь к детям;
- волевые качества - выдержка и самообладание, терпеливость, настойчивость;
- педагогическое воображение - способность предвидеть последствия педагогических воздействий, прогнозировать развитие личности учащихся, базируется на антиципации, интуиции [1, 5, 9, 12].
Исследований, посвященных анализу личностных качеств тренера как исполнителя особого вида педагогической деятельности в сфере физической культуры и спорта, меньше, чем аналогичных исследований личности учителя ФК. Многие ученые характеризуют данных специалистов обобщенно - как спортивных педагогов, хотя и существует ряд конкретно направленных работ. Так, Ю. Д. Ушхо, определяя слагаемые авторитета тренера и опираясь на мнения корифеев в данной области (И. П. Андриади, Л. Е. Варфоломеева, Э. А. Здановский и М. Р. Саввова, Н. В. Кузьмина, Ж. К. Холодов и др.), называет следующие ПЗЛК: доминантность, креативность, уверенность в себе, надежность и ответственность, независимость и самостоятельность, коммуникабельность, эмоциональная уравновешенность и стрессоу-стойчивость [14].
В. В. Тригорлов, отмечая, что эффективность работы тренера во многом зависит от конструктивности его взаимоотношений со спортсменами, называет в этой связи следующие качества: доброжелательность и неравнодушие к спортсменам, справедливость и последовательность в требованиях, дальновидность и рассудительность, уверенность в своих силах, гибкость, эмпатию и оптимизм, амбициозность, решительность и
разумную безжалостность, адекватность оценки соперников, энергичность и выносливость [13]. Л. В. Гринь добавляет в этот список целеустремленность в подготовке спортсменов и т. д. [2].
Многие спортивные теоретики и практики подчеркивают значимость здоровой амбициозности (честолюбия) для тренера. Это качество определяется выраженной мотивацией достижений, обусловливает нацеленность специалиста на первенство, общественно-профессиональное признание, стимулирует его социально-профессиональную активность.
Важными качествами тренера являются целеустремленность в подготовке спортсменов к высоким результатам, способность настроить их на борьбу и на победу, разумная агрессивность - особенно справедливо это для спорта высших достижений [3, 8 и др.]. При этом отмечается, что высокая доминантность, авторитарный стиль общения и руководства спортивным коллективом вполне допустимы, а, зачастую, и необходимы [8, 14]. Рыночные условия актуализируют также предприимчивость, склонность к новаторству, практичность [8].
А. Я. Корх таким образом структурирует ПЗЛК идеального тренера:
- нравственные качества: коллективизм, гуманизм (позволяет соблюдать меру в проявлении авторитарности и предъявлении жестких требований), чувство долга, ответственность, спортивная честь, доброта и порядочность, самокритичность, трудолюбие;
- волевые качества: целеустремленность, активность, мужество, настойчивость, самостоятельность, инициативность, решительность, уверенность, смелость, самообладание, выдержка, воля к победе;
- поведенческие проявления: общительность, доброжелательность, требовательность, самолюбие, самокритичность, уважительность, оптимальная эмоциональность, адекватное отношение к успехам и неудачам, рассудительность, отзывчивость;
- отношение к работе: увлеченность, исполнительность, аккуратность, дисциплинированность, пунктуальность, творческое отношение к делу;
- личностно-педагогические качества: наблюдательность, интуиция, педагогический такт, аттенци-онные способности, педагогическое воображение, способность выстраивать взаимоотношения со спортсменами, прогностические и диагностические умения [7].
Казалось бы, состав ПЗДК учителя ФК и тренера во многом совпадает. Однако даже в первом рассмотрении видно, что некоторые из характеристик личности тренера либо вообще не представлены в модели учителя ФК, либо выражены не столь ярко (авторитарность, жесткость требований, амбициозность и др.).
Чтобы выявить и обосновать отличительные особенности ПЗЛК учителя ФК и тренера, мы проанализировали ведущие характеристики данных областей педагогической деятельности (цели, задачи, принципы деятельности, функции субъектов деятельности) - процессов физического воспитания и спортивной под-
готовки, поскольку именно содержание конкретного труда определяет требования к личности его субъектов. Для этого мы изучили традиционные положения теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки [1, 4, 5, 10, 11, 15].
Отметим ряд позиций, обусловленных основными концептуальными характеристиками процессов физического воспитания и спортивной тренировки и представляющих различия в данных видах деятельности:
1. В регламентированные государственные формы физического воспитания (образовательный процесс в школе) учащиеся вовлекаются на обязательной основе; в процесс спортивной подготовки субъекты включаются на добровольной основе.
2. Целью физического воспитания является формирование физической культуры личности как основы гармоничного развития человека; целью спортивной подготовки является достижение максимального уровня технико-тактической, физической и психологической подготовленности в виде спорта.
3. Задачи физического воспитания соответствуют общим задачам педагогической деятельности и охватывают оздоровительные, образовательные и воспитательные аспекты, решение которых будет способствовать подготовке учащихся к активной продуктивной жизни в социуме; задачи спортивной подготовки связаны с воспитанием, обучением и развитием разнообразных качеств, востребованных в конкретном виде спорта и в конкурентной спортивной борьбе.
4. Специфические принципы физического воспитания предполагают направленность на гармоничное ненасильственное развитие личности, здоровьесбере-жение учащихся и их всестороннюю подготовку к жизни; принципы спортивной тренировки предполагают максимизацию усилий и воздействий, узкую специализированное^ подготовки.
5. Реализация профессиональных функций учителем физической культуры предполагает наличие у него широкого спектра общепрофессиональных знаний и умений, преимущественное использование демократического стиля общения, а также беседы и убеждения как основных методов управления коллективом; для тренера важным является наличие у него глубоких специальных знаний и умений, авторитарных способностей и умения адекватно использовать авторитарный стиль общения, а также наставления, советы, указания, замечания как основные методы управления.
Обобщая, отметим следующее. В системе подготовки спортсменов ярко выражен соревновательный компонент (равнозначный компонент, наряду со спортивной тренировкой, спортивным отбором, ориентацией, внетренировочными и внесоревновательными факторами). Условия соревновательной деятельности отличаются высоким уровнем психофизиологической напряженности, высокой скоростью изменения ситуаций, большой степенью неопределенности и непредсказуемости ближайшего развития событий и их результата.
К характерным в контексте исследования особенно -
Таблица 1
Особенности проявления ПЗЛК специалистов по ФК и С в профессиональной деятельности учителя ФК и тренера по спорту
Учитель физической культуры Тренер по спорту
Организаторские качества и способности
Проявляются, прежде всего, как в педагогической деятельности Проявляются как в педагогической, так и в управленческой деятельности
Реализация управленческой функции
1) Время принятия управленческих решений, преимущественно, не ограничено (за исключением ситуаций, связанных с угрозой жизни и здоровью учащихся). Поэтому решения могут приниматься коллегиально. 2) Взаимоотношения учителя с учащимися важны с точки зрения нормализации микроклимата в коллективе и формирования у школьников мотивации к занятиям физическими упражнениями, но, за редким исключением, не связаны с возможностью для учителя потерять или найти работу. 1) Управленческие решения зачастую должны приниматься при жестком лимите времени (особенно в условиях соревнований), поэтому целесообразны единовластные, авторитарные решения. 2) Тренер должен выстраивать целесообразные взаимоотношения с воспитанниками не только с точки зрения эффективности учебно-тренировочного и соревновательного процесса, но и так, чтобы спортсмены хотели у него тренироваться (поскольку в данном аспекте спортсмены свободны в своем выборе). Это актуализирует особую необходимость в выстраивании авторитетных отношений «тренер - спортсмены».
Психофизиологические (работоспособность) качества
В большей мере востребована психологическая (интеллектуальная и эмоциональная) составляющая работоспособности В равной мере востребована и двигательная составляющая работоспособности
Коммуникативные качества и способности
1) Востребован, преимущественно, демократический стиль общения, авторитарный, за редким исключением, не допускается. 2) Стиль общения необходимо варьировать, преимущественно, в зависимости от пола и возраста учащихся, что обусловливает его относительную стабильность во времени и зависимость, преимущественно, от индивидуальных, гендерных и возрастных особенностей учащихся. 1) Зачастую востребован авторитарный стиль общения и управления спортивным коллективом. Это справедливо и на этапе предварительной подготовки (Ю. Д. Ушхо), и на этапах спортивной специализации и высшего спортивного мастерства, особенно в условиях соревновательной деятельности. Во время соревнований тренер способен быстрее и адекватнее оценить соперников и, на этой основе, рациональнее определить тактику и стратегию состязательной борьбы. При этом успех может быть достигнут благодаря быстрому адекватному реагированию на изменение ситуации. Учитывая, что времени на обсуждения и объяснения нет, тренеру целесообразно использовать приказ, распоряжение и т. п. (управленческие методы). 2) Гендерный состав учебно-тренировочных групп однороден, возрастной - относительно однороден. Однако ситуации общения (взаимодействия) отличаются быстрой сменой (динамичностью). Поэтому стиль общения необходимо варьировать практически постоянно, требуется большая гибкость стиля руководства коллективом. 3) В соревновательных условиях востребована более высокая лаконичность и четкость речи и более активное использование невербальных средств общения.
Морально-волевые качества
1) Востребована, преимущественно, доминантность, не противоречащая гуманистическим принципам педагогики. 1) Зачастую востребовано проявление жесткой доминантности во взаимодействиях (в том числе в общении) со спортсменами. 2) Амбициозность способствует развитию стремления и умений настроить воспитанников на борьбу и победу.
Перцептивно-гностические качества и способности
1) Проявление прогностических способностей касается определения результатов педагогических воздействий, направленных на личность и группу. 2) Антиципация: а) учебно-воспитательные ситуации отличаются достаточно стабильными характеристиками (в частности, медленно и постепенно изменяются психофизиологические состояния учащихся); б) ситуации, в которых востребованы антиципирующие способности, не отличаются высокой неопределенностью (соответствуют общим характеристикам педагогического процесса), неопределенность создают, преимущественно, индивидуальные особенности учащихся; в) учитель ФК работает, преимущественно, с группой (и с личностью через группу), антиципация связана с предвидением результата педагогических воздействий на группу, причем, большей частью, значительно отсроченных во времени. Востребована, преимущественно, пролонгированная групповая и эпизодически-ситуативная антиципация. 1) Кроме прогнозирования результатов педагогических воздействий на личность (в большей степени) и группу, востребована способность прогнозировать степень пригодности человека к конкретному виду спорта и возможный уровень его достижений. 2)Антиципация: а) учебно-тренировочные и особенно соревновательные ситуации быстро изменяются, относительно быстро изменяются и психофизиологические состояния спортсменов; б) часто создаются ситуации большой неопределенности, которая связана с внешними по отношению к тренеру и спортсменам факторами (соперники, индивидуальные особенности которых не известны и которые разрабатывают свою тактику и стратегию соревновательной борьбы); в) тренер работает с группой через отдельных воспитанников либо вообще с отдельными личностями, антиципация связана с предвидением индивидуальных (в том числе близких во времени) результатов тренировочных воздействий, а также (в условиях соревнований) с предвидением возможных действий своих воспитанников, результатов этих действий и влияния этих результатов на исход соревновательной борьбы. Востребована, преимущественно, пролонгированная индивидуальная и постоянно-ситуативная антиципация.
Таблица 2
ПЗЛК учителя физической культуры и тренера
Группы ПЗЛК ПЗЛК учителя ФК ПЗЛК тренера
о> р О ТО 1. Организованность, деловитость, инициативность, требовательность, самокритичность. 2. Способность собирать внимание учащихся/воспитанников, включать в различные виды деятельности, объединять участников педагогического взаимодействия и направлять их интересы (воодушевлять их) на решение учебно-воспитательных/учебно-тренировочных задач.
^ ГО О - предприимчивость; - способность предъявлять жесткие требования и контролировать их неукоснительное выполнение.
О! ^ СО 1. Общительность, доброжелательность, внимательность, тактичность, приветливость, открытость, неравнодушие, чуткость. 2. Способность к установлению доброжелательных взаимоотношений с учащимися, владение демократическим стилем общения и руководства; речевые способности (лаконичность и четкость речи).
<■4 у О К - способность к установлению конструктивных деловых взаимоотношений со спортсменами (менее эмоциональных, чем в общем случае межличностного общения, в том числе педагогического); - владение авторитарным стилем руководства; - способность активно использовать невербальные средства общения.
^ О 1. Наблюдательность, любознательность, эмпатия, антиципация (пролонгированная групповая, эпизодически ситуативная). 2. Прогностические способности (способность осуществлять педагогическое предвидение, прогнозировать результаты педагогического взаимодействия). 3. Перцептивные способности (способность проникать во внутренний мир учащихся/воспитанников, распознавать мотивы их поведения, понимать переживаемые ими чувства и состояния).
О ^ СО С р П - антиципация (пролонгированная индивидуальная, постоянно ситуативная); - способность предвидеть изменения психических состояний воспитанников в стрессовых ситуациях; - способность предвидеть ближайшие последствия действий воспитанников, влияние этих действий на процесс и исход соревновательной борьбы.
ы Справедливость, честность, доброта, любовь к детям, гуманизм, ответственность и чувство долга, трудолюбие.
СО ^ СО те р - повышенная ответственность за жизнь и здоровье воспитанников; - моральная чистоплотность, ответственность за формируемую личность спортсменов; - ответственность перед воспитанниками за качество и результат своего труда.
О! _а _а 1. Гармонично развитые разнообразные (не специфические относительно конкретного вида спорта) двигательные качества и способности. 2. Способность выполнять (показывать) разнообразные физические упражнения и технико-тактические двигательные действия качественно, но не обязательно на высоком уровне.
СЕ з СО - высоко развитые специфические двигательные качества и способности; - способность на высоком уровне выполнять (показывать) специфические технико-тактические действия.
2 СО рЕ Б С ^ ° £ ^ те о 1. Способность эмоционально-волевым усилием добиваться авторитета у учащихся, оказывать на них эмоционально-волевое внушающее воздействие, с помощью твердого волевого слова добиваться нужного результата взаимодействия. 2. Выдержка и самообладание, терпеливость, смелость, настойчивость, энергичность, уравновешенность, решительность, уверенность, целеустремленность в решении учебно-воспитательных/учебно-тренировочных задач с отсроченным результатом, самостоятельность.
ЕВ ^ <3 СО = 1 СО о 3 1С Б = £ те 1— ^ - способность эмоционально-волевым усилием добиваться точного и быстрого выполнения требований (добиваться неукоснительного подчинения); - подчеркнутая уверенность в себе, воля к победе, выраженная доминантность, авторитарность; - честолюбие, здоровая амбициозность; - целеустремленность в подготовке спортсменов к высоким результатам, способность настроить их на борьбу и на победу.
СС -О те 1— £ Ш 1« § 1 Способность необходимое время эффективно выполнять профессиональную деятельность, проявляя при этом физическую и психическую (интеллектуальную и эмоциональную) активность. Помимо физического и психического здоровья, во многом определяется такими качествами, как увлеченность, заинтересованность, воодушевленность, страстность, преданность делу.
^ X ^ О О \о ^ те Пр - актуализирован физический (двигательный) компонент работоспособности; - психическая работоспособность обусловлена также стрессоустойчивостью.
ее л те -О И -А 1С 1. Способность идентифицировать себя как человека, принадлежащего к одной эпохе, к одному пространственно-временному континууму с учащимися/воспитанниками; способность исследовать и адекватно и терпимо воспринимать молодежную субкультуру. 2. Современный внешний вид (одежда, прическа и т. д.), поведение, речь, репрезентируемые при взаимодействии с учащимися, здоровое чувство юмора.
1» зз - в спорте высших достижений играет меньшее значение, не относясь к основным факторам авторитета у спортсменов.
стям учебно-тренировочной деятельности относится узкоспециализированная и индивидуализированная направленность процесса спортивной подготовки, добровольность занятий спортом и повышенные психологические и физические нагрузки. При этом на начальном этапе спортивной подготовки главной задачей тренера является формирование у воспитанников мотивации к занятиям спортом. Учитывая, что в данный период учебно-тренировочный процесс носит, преимущественно, характер общефизической подготовки, требования к поведению тренера, к используемым им воспитательным средствам и методам аналогичны соответствующим требованиям к учителю физической культуры. Это и демократичность, и стремление и умение заинтересовать учащихся двигательной деятельностью, и ориентация на индивидуальные желания подопечных, и ненасильственное вовлечение каждого воспитанника в физкультурную/спортивную деятельность.
С переходом на стадию начальной спортивной специализации физические нагрузки на спортсменов существенно увеличиваются, становятся узконаправленными (специализированными); тренер, зачастую, должен заставлять (принуждать) своих спортсменов выполнять упражнения, задания, прилагать значительные физические усилия. В этих условиях тренеру необходима способность к проявлению авторитарности, определенной жесткости и непреклонности, даже при работе с высокомотивированными спортсменами. В дальнейшем (на последующих этапах спортивной подготовки), когда воспитанники привыкнут к физическим нагрузкам, авторитарность уже не так востребована, по крайней мере, ее проявление необходимо не в массовом порядке, а в работе с отдельными спортсменами.
Главный ожидаемый результат деятельности учителя ФК - психическое и физическое здоровье учащихся - отсрочен и не является ярко выраженным, дополнительно не оплачивается. Результат труда тренера - высокие достижения воспитанников, их победы в соревнованиях - может быть им увиден, прочувствован и специально оплачивается. Это может стать причиной (и, нередко, становится) резко прагматического подхода тренеров к своим воспитанникам, его стремления добиваться от них работы на пределе их физических и психических возможностей. При этом зачастую используются и противозаконные средства повышения работоспособности и результативности спортсменов (допинг), и безнравственные, калечащие души воспитанников (различные аморальные способы эмоционального воздействия на чувства, стремления воспитанников), и небезопасно для физиологии воспитанников повышаются нагрузки и т. п. То есть, с нравственной точки зрения, тренеру важно обладать моральной чистоплотностью, осознавать свою высокую ответственность за формируемую личность спортсмена, чтобы стремиться находить компромисс между стремлением к победе и морально-психологической и
физической безопасностью для спортсменов содержания учебно-тренировочного процесса.
Все вышесказанное обусловливает ярко выраженные особенности межличностных отношений в спортивном коллективе и выбор тренером стиля общения со спортсменами, управления ими, амбициозность тренера и его материальную заинтересованность в результатах труда, а также отличия в том, как те или иные качества и способности проявляются в деятельности учителя физической культуры и тренера (таблица 1).
Приведенные выше концептуальные характеристики профессиональной деятельности учителей ФК и тренеров, а также особенности проявления в деятельности различных качеств личности, позволяют рассматривать систему ПЗЛК учителя ФК как общий для спортивных педагогов конструкт, который при описании личности тренера либо дополняется еще рядом качеств, либо в нем некоторые черты характера и способности акцентуированы (актуализированы) (таблица 2).
Анализируя ПЗЛК учителя физической культуры и тренера, можно сделать вывод о том, что основное отличие заключается не столько в самих качествах, сколько в их поведенческих проявлениях, обусловленных различиями в ситуациях профессиональной деятельности. Таким образом, важным качеством личности педагога по физической культуре и спорту нам представляется его способность соответствовать актуальной ситуации профессиональной деятельности, адаптироваться к ней и вести себя адекватным образом. Такие способности обусловливаются интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой гибкостью и сформированным профессионально-творческим мышлением. Поскольку они поддаются развитию в процессе обучения, важной задачей педагогов высшей школы является поиск и внедрение в образовательную практику адекватных методов и приемов обучения и воспитания будущих специалистов.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Гогунов, Е. Н. Психология физического воспитания и спорта: учеб. пособие / Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов. - М., 2000.
2. Гринь, Л. В. Некоторые аспекты педагогического мастерства тренера-преподавателя [Электронный ресурс] / Л. В. Гринь. - Режим доступа: http://lib.sportedu.ru/books/ xxpi/2002N7/p58-63.htm
3. Деркач, А. А. Педагогическое мастерство тренера / А. А. Деркач, А. А. Исаев. - М.: Физкультура и спорт, 1981.
4. Джаубаев, Ю. А. Теория спортивной тренировки: учебное пособие / Ю. А. Джаубаев. - Карачаевск: Изд-во КЧГУ, 2003.
5. Ильин, Е. Л. Психология физического воспитания: учебник для институтов и факультетов физической культуры / Е. Л. Ильин. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.
6. Климов, Е. А. Психология профессионала / Е. А. Климов.
- М., 1996.
7. Корх, А. Я. Тренер: деятельность и личность / А. Я. Корх.
- М.: Терра спорт, 2000.
8. Кретти, Брайент Дж. Психология в современном спорте / Б. Д. Кретти; пер. с англ. Ханина Ю. Л. - М.: Физкультура и спорт, 1978.
9. Крутецкий, В. А. Психология обучения и обучения школьников / В. А. Крутецкий. - М., 1976.
10. Матвеев, Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов / Л. П. Матвеев. - Киев: Олимпийская литература, 1999.
11. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры / Л. П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1991.
12. Сорокун, П. А. Основы психологии / П. А. Сорокун. -Псков: ПГПУ, 2005.
13. Тригорлов, В. В. Баскетбол. Для всех и каждого: учебно-методическое пособие [Электронный ресурс] / В.
В.Тригорлов. - режим доступа: http://lit.lib.ru/t/trigorlow w w/ text 0010.shtml
14. Ушхо, Ю. Д. Формирование основ авторитета тренера юных спортсменов в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю. Д. Ушхо. - Майкоп, 2006.
15. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
16. Щербаков, А. И. Формирование личности учителя советской школы в системе высшего педагогического образования / А. И. Щербаков. - Л., 1968.
PECULIARITIES OF THE PROFESSIONAL ACTIVITY AND PROFESSIONALLY MEANINGFUL QUALITIES OF A PHYSICAL EDUCATION TEACHER
S. Khazova, Candidate of Pedagogics, N. Khakunov, Doctor of Pedagogics, Professor Adigei State University, Maikop
Contact information for correspondence: 385000, Adigei Republic of, University str., 208, Maikop
One of main factors of specialists' effective professional development is the formation in them professionally meaningful personal qualities in the process of professional preparedness. The content of the system of professionally meaningful personal qualities is determined by professional activity peculiarities.
The content of professional activity of a physical education teacher and a coach differ in some ways. These differences are determined by the essence of processes of physical education and sport preparedness. These
peculiarities refer to the measure of obligatoriness/ voluntarism of practicing physical education/sport; pedagogical aims, tasks and principles of physical upbringing/sport training; the content of professional functions and other conceptual characteristics of learning-educational/learning-training process.
Key words: physical upbringing, physical culture, competitive activity, professional activity, professionally meaningful qualities of a physical-education teacher, model of professionally meaningful personal qualities.