Научная статья на тему 'Акмеологические вершины спортивного педагога'

Акмеологические вершины спортивного педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
302
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / МАСТЕРСТВО / НОВАТОРСТВО / СПОРТИВНЫЙ ПЕДАГОГ / PROFESSIONALISM / SKILL / INNOVATION / SPORTS TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максимов Юрий Геннадьевич

Представлены ступени роста спортивного педагога: от профессионализма к мастерству и новаторству. Для глубокого изучения каждого феномена представлен структурный анализ акмеологических ступеней. В качестве иллюстрации показаны и проанализированы инновационные поиски специалистов в области физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Максимов Юрий Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AKMEOLOGIC TOPS OF SPORTS TEACHER

The article presents the stages of growth of sports teacher from a professional skill and innovation. For in-depth study of each phenomenon is represented by the structural analysis akmeologic steps. As the illustration shows, and analyzed the search for innovative professionals in the field of physical culture.

Текст научной работы на тему «Акмеологические вершины спортивного педагога»

УДК 796.011.1

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ВЕРШИНЫ СПОРТИВНОГО ПЕДАГОГА

Ю.Г. Максимов

Представлены ступени роста спортивного педагога: от профессионализма к мастерству и новаторству. Для глубокого изучения каждого феномена представлен структурный анализ акмеологических ступеней. В качестве иллюстрации показаны и проанализированы инновационные поиски специалистов в области физической культуры.

Ключевые слова: профессионализм, мастерство, новаторство, спортивный

педагог.

В личностном и профессиональном становлении педагог проходит различные стадии, в ходе которых он может достигать профессионализма, мастерства и новаторства. В развитии педагога в области физкультуры и спорта данные характеристики также имеют место с учетом специфики работы учителя физической культуры, тренера и т. д.

Новаторство в области преподавания физической культуры предполагает создание новых авторских педагогических форм, технологий, методик, благодаря которым педагог достигает высоких результатов в формировании здорового образа жизни у подрастающего поколения, в спортивных достижениях, укреплении здоровья, приобретении навыков универсальных и специфических двигательных элементов у своих подопечных, учениках и воспитанниках.

Рассмотрим, какими профессиональными характеристиками обладает спортивный педагог.

По мнению А.Я. Корха [4], такими характеристиками являются патриотизм, нравственность, волевые качества, поведение в коллективе, отношение к работе, личностно-профессиональные качества. По нашему мнению, данные качества не ранжируются, не прописаны в порядке убывания степени важности, а отмечены в системе, в единстве. Мы согласны с тем, что нельзя ставить патриотизм, интернационализм, целеустремлённость, принципиальность во главу угла, если на этом же уровне не будут стоять профессионально важные характеристики. По нашему мнению, на определенных этапах педагогического процесса педагогу следует сделать акценты на патриотических качествах в некоторых случаях на спортивном мастерстве.

Более подробно отметим в трактовке А.Я Корха личностно-профессиональные качества педагога физической культуры: спортивное мастерство, педагогическое мастерство, наблюдательность, интуиция, педагогический такт, умение распределять внимание, педагогическое воображение, абстрактное мышление, любознательность, дидактические

умения, построение взаимоотношений со спортсменами, умение прогнозировать, моделировать, авторитетность.

Е.П. Ильин [3] определяет структуру деятельности педагога физической культуры, которая состоит из конструктивных, организаторских, коммуникативных, гностических, двигательных умений. Конструктивные умения предполагают действия по композиционному построению материала, планированию. Организаторские умения направлены организацию деятельности учащихся. Коммуникативные умения предполагают действия по организации взаимоотношений с воспитанниками, родителями детей. Гностические умения - это действия, связанные с познанием педагогического процесса и его участников. Двигательные умения - предусматривают выполнение учителем физических упражнений. Правильный показ того или иного физического упражнения, входящего в программу обучения, определяет эффективность учебной деятельности школьников.

Педагогическое мастерство специалиста в области физической культуры позволяет достичь высоких результатов в ФиС у воспитанников за счет качественных знаний и умений, которые он способен передать с помощью педагогических средств и методов в совокупности со спортивной подготовленностью.

Педагогическое мастерство в трактовке О.В. Жуковой [2] включает следующие компоненты: гуманистическую направленность, профессионально-педагогическую компетентность, педагогические способности и педагогическую технику.

Гуманистическая направленность характеризуется открытостью и признанием человека высшей ценностью и далее его поступков, дел, достижений. Для полного раскрытия сущности данного компонента ученая предлагает описывать его через характеристики: а) общественная активность, б) призвание к физкультурно-спортивной деятельности;

в) социальный оптимизм; г) любовь к детям, потребность к общению; д) интерес и потребность к знаниям по физической культуре.

Профессионально-педагогическая компетентность определяется владением педагогическими знаниями и умениями, которые спортивный педагог может реализовать в практике физического обучения и воспитания. Для точного представления о данной компетентности вводятся следующие составляющие: а) психолого-педагогическая эрудиция; б) общественно-политическая осведомленность в) профессиональные знания и умения;

г) интерес к физкультуре и спорту как к науке; д) увлеченность предметом.

Педагогические способности - это восприимчивость к педагогической деятельности. Наиболее важными качествами данного компонента являются: а) коммуникативность (расположенность к людям, доброжелательность, общительность); б) перцептивные способности (профессиональная зоркость, сопереживание, педагогическая интуиция,

в) динамизм личности (способность к волевому воздействию и логическому убеждению), в) эмоциональная устойчивость (способность владеть собой); г) креативность.

Педагогическая техника также является составным компонентом педагогического мастерства. Она представляет совокупность всех влияний на объект воспитания: содержательная часть передается через общение и вербально. Компонентно педагогическая техника включает в себя: внешний вид педагога (красивая осанка, подтянутость, хорошая физическая форма, умеренность и соответствующая форма одежды и др.); технику и культуру речи (правильность, речедвигательная координация, выразительность, логичность, убедительность, краткость и др.); культуру общения (педагогический такт, этикет в общении и поведении, способность управлять общением, вербальные и невербальные средства общения; саморегуляцию (организация собственной деятельности, постоянное самосовершенствование, регуляция своего психического состояния, умение создавать необходимое настроение).

Отметим, что как педагогическая техника, так и остальные составляющие педагогического мастерства специалистов в области физической культуры включают в себя характерные и специфические характеристики преподавания физической культуры. Педагог-мастер владеет универсальными спортивными действиями, спортивными техниками, правилами, которые сам выполняет в совершенстве и может научить ими своих воспитанников. Важнейшей составляющей являются личностные качества, которые также прописаны в данной структуре: воля, целеустремленность, упорство, терпение, стрессоустойчивость и др. Личностные характеристики важны в любой сфере. В физкультуре и спорте важно иметь сильный характер, так как данная деятельность направлена на единоборства, конкуренцию, преодоление собственных возможностей. Профессиональная составляющая определяется педагогическими способностями, опытом взаимодействия с учащимися, воспитанниками. Мастерство является интегрированной характеристикой. В ней переплетаются все вышеперечисленные составляющие и в той или иной педагогической ситуации в наибольшей ситуации проявляются оптимальные характеристики.

Наивысшей акмеологической ступенью является новаторство. В области физической культуры и спорта оно может привести к высочайшим достижениям обучающихся на том или ином уровне спортивных достижений или оздоровления людей. В отличие от педагогического мастерства прогресс достигается не за счет педагогического опыта, а за счет оригинальных, новых элементов. Новаторство, как и профессионализм или мастерство, осуществляется на разных уровнях. Так деятельность педагога в зависимости от потенциала может быть совершенствующей, комбинаторной или системной. В большинстве своем педагоги и даже

ученые создают совершенствующие нововведения. На наш взгляд, большим потенциалом обладают комбинаторные нововведения. Они могут принести развитие процессам за счет технологии интегрирования известных элементов, в результате чего появляются совершенно новые результаты. В связи с этим целесообразно спортсменов переквалифицировать из одного вида спорта в другой, например, лыжников в биатлонистов, появляются новые виды спорта, например, включающие в себя элементы бокса и борьбы и т. д.

На наш взгляд, новаторство или инновационная деятельность состоит из таких структурных элементов, как знания, способности, мотивы и рефлексии [3]. Новаторство учителя состоит из знаний инновационных и педагогических процессов, рефлексии личности явлений собственного самосознания, на барьерах, стимулах и других особенностях внедрения новшества, а также на способностях к нововведению, которые влияют на скорость и продуктивность действий.

Функциональные компоненты новаторства (инновационной деятельности) представляют собой системные связи и в то же время действия, присущие инновационному процессу. Нами были определены следующие функциональные компоненты: гностический (действия по накоплению знаний о предмете и объекте нововведений, умение извлечь новые знания из исследования инновационного процесса); проектировочный (действия, связанные с перспективным планированием создания и распространения нововведения); конструктивный (действия по отбору содержания и композиционному построению нововведения); коммуникативный (действия, связанные с установлением педагогически целесообразных отношений между участниками инновационного процесса); организационный (действия по организации взаимодействия между участниками инновационного процесса).

Структурные и функциональные компоненты тесно связаны друг с другом, содержательно включают теорию инновационных процессов, педагогику и частные методики физвоспитания для спортивных педагогов.

Если говорить о спортивном педагоге, то область его инновационной деятельности включает нововведения в физической культуре, здоровом образе жизни, спорте. Для достижения лучших результатов педагогу следует быть в постоянном поиске спортивных методик, диагностик результативности, работать в экспериментальном режиме, принимать участие в селекционной работе, обладать авторитетом для обучающихся, умело стимулировать результаты своих учеников. С психологической точки зрения от новатора требуются качества умелого внедренца новых идей благодаря развитым личностным качествам спортивного свойства.

Покажем некоторые нововведения, которые действуют в области физической культуры, требующие от спортивного педагога новаторства,

которое проявляется во внутреннем принятии данных нововведений, внедрении их в других условиях и рефлексии процесса внедрения.

1. Е.О. Панова считает, что для повышения эффективности развития личности в физическом плане необходимы поиски новых ценностей ФК на протяжении всего жизненного цикла [6] . Для глубокого исследования она предлагает остановиться на интеллектуальных, двигательных, технологических, интенциональных, мобилизационных ценностях. Данные ценности развиваются в рамках развития физической культуры личности.

2. И.И. Булыгина, Н.И. Гаранин показывают, что для развития мотивации занятиями физической культурой и спортом во многих учреждениях организуют анимационную работу, то есть проведение массовых физкультурно-оздоровительных дел, объединенных общим замыслом или идеей [1]. Они также предлагают грамотно включать музыкальные произведения в физическую культуру. Это создает дополнительные эмоции, мобилизует силы, привносит положительный настрой на физические нагрузки.

3. К инновациям в области физической культуры относится совершенствование форм, методов, приемов работы с людьми с ограниченными возможностями, инвалидами. Поиски ведутся в сфере создания открытой среды для всех людей. Разработка технологий в данной области должна основываться на данных таких наук, как медицина, коррекционная педагогика и физическая культура. Важно предоставлять условия людям с ограниченными физическими возможностями к спортивным занятиям. Для такой работы целесообразно привлекать не только спортивных работников, но и врачей.

4. Опережающее обучение в области физической подготовки строится на прогностической функции личности. Важно формировать предвидение событий, действий, движений, намерений как личных, так и своих потенциальных коллег и соперников. Для этого следует прибегать к моделированию ситуаций, прогнозированию результатов и требующихся для этого моральных и материальных вложений.

5. Помимо прогнозирования в современной физической культуре широко применяется проектирование. Разработка инноваций в данной сфере приемлема во внеурочной деятельности. У подростков, юношей и девушек имеется опыт в проектировании образовательных процессов.

Его полезно использовать, например, в разработке таких проектов, как «Спортивный дайджест», «Спартакиада летнего лагеря отдыха», «Шахматно-шашечный турнир», «Культурная программа спортивных соревнований», «Стритбол», «Лазертаг», «Спортплощадка», «Стадион». С помощью интернет-технологий возможно проектирование занятий физкультуры накануне урока. Учителем заранее заявляется тема, ставятся цель, задачи, детям предлагается несколько вариантов плана урока, включая варианты разминки, изучения нового материала, тренировки. Каждый учащийся может спрогнозировать свои достижения и сравнить их с реальными. Учитель же после занятия скорректирует действия учащихся.

6. Создание учебно-консультационных пунктов по физической культуре и спорту даст возможность получить качественную методическую помощь как специалистам, так и родителям детей, занимающихся спортом. Нормативы, рекомендации, фотографии также можно распространять с помощью сайта в Интернете. Консультационные пункты могут организовывать курсы методической направленности, спортивной, просветительской. Такие виды развития ФК целесообразно создавать при спортивных и образовательных учреждениях. Деятельность консультационных пунктов позволит расширить спектр услуг, привлечет специалистов в создаваемые институты.

7. Важное место в совершенствовании учебно-воспитательного воспитательного процесса имеют инновации, которые модернизируют формы физической культуры. Из опыта преподавателей ФК полезно заимствовать такое новшество, как проведение занятий по физкультуре в виде спортивной тренировки. Углубленное изучение той или иной области ФК сочетается со сдачей нормативов по всему курсу.

8. Создание спортклубов в образовательных учреждениях, в том числе в дополнительном образовании, усилит действия всех педагогов в физическом воспитании подрастающего поколения. Такие общественные организации укрепят детское и юношеское самоуправление, создадут дополнительные условия для занятий спортом.

9. Для создания комбинаторных нововведений предлагается включение различных видов спорта в одно мероприятие. Объединить участников мероприятия можно по интересам, по видам спорта и т. д. Объединение различных направлений, форм и т. д. происходит на основании метода гирлянды ассоциаций. В качестве примера возьмем такие спортивные направления, как «Экстремалы», «Мастера русских народных игр», «Шашки-шахматы». Возможны различные комбинации данных направлений, которые можно в дальнейшем конкретизировать, выбрать такие, которые целесообразны, а не имеющие смысла комбинации исключить.

Нами были показаны ступени роста спортивного педагога. Профессионализм предполагает качественную работу педагога в области физической культуры, мастерство в его деятельности достигается на основании опыта с достижением высоких результатов, а новаторство проявляется при достижении высоких результатов за счет внесения новых элементов. Были рассмотрены структуры представленных ступеней с тем, чтобы глубже осознать данные феномены, а также представлены инновационные поиски в области физической культуры.

Список литературы

1. Булыгина И.И., Гаранин Н.И. Об анимационной деятельности в туристских и спортивно-оздоровительных учреждениях // Теория и практика физической культуры. 2002. № 1.

2. Жукова О.Л. Акмеология физической культуры и спорта. Екатеринбург, 2006. 122 с.

3. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания. М.: Просвещение, 1983.

4. Корх А.Я. Тренер: деятельность и личность. М.: Терра-Спорт, 2000. 120 с.

5. Максимов Ю.Г. Учителю об инновационной деятельности. Глазов, 2003. 80 с.

6. Панова Е.О. Содержание и организация физического воспитания студентов на основе приобщения к ценностному потенциалу физической культуры и спорта: автореф. дис. ...канд. пед. наук. М., 2012. 24 с.

Максимов Юрий Геннадьевич, канд. пед. наук, доц., makseemov@mail.ru, Россия, Глазов, Глазовский государственный педагогический институт

AKMEOLOGIC TOPS OF SPORTS TEACHER Y.G. Maksimov

The article presents the stages of growth of sports teacher from a professional skill and innovation. For in-depth study of each phenomenon is represented by the structural analysis akmeologic steps. As the illustration shows, and analyzed the search for innovative professionals in the field of physical culture.

Key words: professionalism, skill, innovation, a sports teacher.

Maksimov Yuri Gennad'evich, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, makseemov@mail.ru, Russia, Glazov, Glazov State Pedagogical Institute

УДК 796.422.12:612

ОСОБЕННОСТИ БИОЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МИОКАРДА ЛЕГКОАТЛЕТОВ

Е.Л. Михалюк, С.Н. Малахова

Проанализированы 122 электрокардиограммы представителей легкой атлетики, бегунов на дистанции 100—200 м, мужчин и женщин, квалификации от III разряда до ЗМС в начале подготовительного периода. Установлено, что по мере повышения спортивного стажа тренировочных занятий и спортивной квалификации прослеживается тенденция к увеличению числа спортсменов с изменениями ЭКГ, более выраженная у женщин.

Ключевые слова: легкоатлеты-спринтеры, спортивная квалификация, электрокардиограмма.

Легкоатлетический бег на дистанции 100-200 метров (спринт) относится к работе максимальной мощности с преимущественным развитием качеств быстроты и силы. Научных работ, посвященных изучению ЭКГ-показателей у легкоатлетов-спринтеров, несмотря на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.