Акмеологический подход к определению значимости эмпатии в физкультурноспортивной деятельности
Скляр Н.А.
Среди многоплановых научных поисков, посвященных проблемам физкультурно-спортивного образования, значительное место занимает проблема достижение высокого уровня профессиональной успешности педагогами.
Разными исследователями используются различные критерии оценки успешности деятельности тренера и учителя физической культуры.
Т.Б.Казакова и М.К.Павлова (1990) определяли успех или неуспех деятельности тренера «по особенностям его целостной личности» и по формальному статусу. М.В.Приставкина (1990) критерием эффективности избрала стаж работы и квалификационную тренерскую категорию. Однако очевидно, что особенности личности тренера являются средствами его деятельности, а не показателями успешности. Формальные же характеристики нельзя использовать потому, что тренерские категории присваивают лишь за успешную реализацию одной из целей деятельности — за высокие спортивные достижения учеников.
В.Параносич и Л. Лазаревич (1977) показывают, что эффективными являются те тренеры, которые максимально включены во взаимодействие и межличностное общение со спортсменами, ориентированы на коллегиальную работу. Но можно быть максимально включенным и при этом не достигнуть ни одной цели.
Р. Раубите и Д. Рачкаусайте (1990) успешность деятельности тренера оценивали по месту, занятому командой в соревнованиях. Такой критерий неточен и не отражает полноты деятельности тренера.
Е.П. Ильин (2000) выделяет следующие критерии эффективности деятельности учителя физической культуры:
— эмоциональный отклик учащихся на проводимые учителем занятия (увлеченность, активность, сосредоточенность);
— удовлетворенность или неудовлетворенность учащихся занятиями физической культурой на уроке и в спортивных секциях, которыми руководит учитель;
— посещаемость уроков и занятий в секциях, стабильность состава последних;
— социально-психологический климат в группе, взаимоотношения между учащимися и учителем;
— результаты, достигаемые учениками (успеваемость, занятые на соревнованиях места, выполнение разрядных нормативов);
— признание заслуг руководителями (дирекцией, рай-оно, гороно и т.д.);
— позитивные изменения личности учащихся: возросшие знания, сформированные умения, изменившееся в лучшую сторону поведение, сформированные убеждения;
— желание многих старшеклассников стать учителем физической культуры.
Перечисленные критерии, за исключением успеваемости и признания заслуг, являются эмоциональными реакциями занимающихся на проводимые занятия.
Если, например, учитель на уроке предлагает больше игр и эстафет, чем его коллега, то он вызовет положительные реакции, но не выполнит программы и многое упустит как в физическом образовании, так и в развитии занимающихся. Что касается признания заслуг руководителями, то оно возникает лишь после успешности и поэтому также не может быть ее критерием.
Таким образом, критерии успешности деятельности, выделенные некоторыми авторами, весьма разнообразны и противоречивы. В научной литературе не сложилось единого представления о том, что нужно оценивать при выведении общей оценки успешности деятельности тренера и учителя физической культуры.
Наиболее прогрессивной в отношении поиска критериев успешности тренера и учителя физической культуры явилась на наш взгляд работа А.Н. Николаева (2003). Автор отмечает, что продуктом деятельности тренера и учителя физической культуры является совокупность ожиданий учеников и общества в целом. Продукт деятельности можно условно разбить на четыре большие группы:
— воспитательный эффект деятельности (сформиро-ванность положительных свойств личности);
— образовательный эффект (наличие умений выполнять естественные действия — бегать, прыгать, плавать, метать и знаний спортивной и физкультурно-оздоровительной направленности);
— оздоровительный эффект (улучшение здоровья, фигуры, самочувствия, повышение функциональных возможностей, общей работоспособности и развитие двигательных качеств учеников);
— соревновательный эффект (повышение уровня соревновательных достижений учениками).
Выделенные «совокупности ожиданий» и являются признаками или критериями успешности профессиональной деятельности тренера и учителя физической культуры.
«Продукт» деятельности тренера и учителя физической культуры зависит от уровня профессиональной компетентности. В науке компетентность (competentia — принадлежность по праву) — характеристика обладания знаниями, позволяющая судить о чем-либо, высказывать веское, авторитетное мнение, осведомленность, авторитетность в определенной области. Так как деятельность тренера и учителя физической культуры относится к классу «человек — человек», то ее особенным видом является психологическая компетентность.
Проведенные исследования показали, что будущие специалисты физкультурно-спортивного профиля психологически некомпетентны. У будущих специалистов в области физкультуры и спорта наблюдается низкий уровень психологических знаний, отсутствие потребности в их приобретении и непризнание значимости общения в учебно-воспитательном процессе. Такому учителю свойственно: излишняя говорливость, чрезмерно строгий или приказной тон, преобладание
дисциплинарных и оценивающих воздействий, обилие замечаний, однообразная слабоэмоциональная речь, неконгруэнтность, непоследовательность и неуверенность. Сложившаяся ситуация приводит к нарушениям понимания между учителем и учеником, что в свою очередь препятствует личностному развитию воспитанников.
Для решения образовательных и воспитательных задач, оказания своевременной психологической помощи, тренеру и учителю физической культуры необходимо тонко чувствовать и понимать своих воспитанников. Особую роль в восприятии и понимании личностных особенностей учеников играет подструктура социально-перцептивной компетентности, которая позволяет эмоционально-чувственно и интеллектуально понять психические и эмоциональные состояния, оказывающие сильное влияние на поведение и отношения воспитанников.
Одной из важнейших характеристик социальноперцептивной компетентности тренера и учителя физической культуры является эмпатия.
А.В.Мудрик (1986) приводит мысль о том, что, не обладая способностью к эмпатии, учитель «бессознательно подменяет изучение ученика приписыванием ему неких стереотипных представлений». Одна из ошибок состоит в том, что, имея устойчивые представления о возрастных особенностях учащихся, многие индивидуальные особенности ребят учитель воспринимает как отклонение от нормы и стремится привести всех к «общему знаменателю». Другой стереотип порожден тем, что если у учителя в силу каких-либо обстоятельств сложилось определенное мнение о том или ином школьнике, это мнение определяет отношение к ученику независимо от изменения обстоятельств. Подобная позиция учителя приостанавливает развитие ребенка.
Проявление эмпатии в педагогической деятельности способствует установлению субъект-субъектных отношений в педагогическом процессе. Благодаря этому учитель физической культуры может лучше понять не только радость ребенка, но и его проблемы, тревоги. Понять — значит принять. Безусловное принятие ребенка значимым взрослым помогает ему принять самого себя, то есть формировать у себя адекватную самооценку, позитивную Я-концепцию и дает возможность стать здоровой самоактуализирующейся личностью.
Естественно учитель не может сопереживать всем учащимся и во всех случаях. Учитель физической культуры может сочувствовать школьнику, не выполнившему зачетный норматив, но ему вовсе незачем ставить себя на его место и обнаруживать те же эмоции. В то же время принятие в расчет переживаний этого школьника поможет глубже понять учителю его стремления, отношение к предмету.
Взаимопонимание между учителем физической культуры и учеником требует готовности и умения учесть точку зрения другого. Такую позицию, прежде всего,
Психологические науки
должен занять учитель, так как, например, учащиеся младших классов из-за малого жизненного опыта и ограниченности своего интеллектуального развития не могут осознать и принять образовательно-воспитательные цели учителя физической культуры.
Школьники подчиняют свое поведение больше интересам сегодняшнего дня, в то время как учитель физической культуры руководствуется, прежде всего, долгосрочными интересами и целями. Однако, для того чтобы осуществлять долгосрочную программу ежедневно, учитель должен понимать и учитывать желания и стремления ребят, уметь встать на их точку зрения то есть проявлять эмпатию.
Деятельность учителя физической культуры во многом пересекается с функциональными обязанностями тренера. По данным Ю.А. Коломейцева, можно выделить административную, экспертную, стратегическую и другие функции тренера, среди которых немаловажной является и функция воспитания.
Важным условием воспитания в процессе тренировки являются взаимоотношения, которые складываются между тренером и спортсменом. Спортсмен и тренер — они вместе, шаг за шагом, взбираются к вершине спортивного Олимпа, в одной связке как альпинисты. Чем отвеснее и опаснее склон и выше заветная вершина, тем больше ответственности и осторожности должно быть в их действиях и взаимоотношениях. Но ответственность тренера за «акме» ученика неизмеримо выше, чем ответственность ученика за успехи своего тренера. Поэтому, именно тренер должен тонко чувствовать потребности, мотивы, стремления, настроение своего ученика и в этом процессе первостепенная роль принадлежит эмпатии.
Именно эмпатия позволят тренеру поддерживать контакт с игроками на протяжении тренировки, чувствовать, когда и кому необходимо сказать те слова, которых он ждет, кого подозвать и спросить, почему он вяло выполняет тот или иной прием, около какой группы игроков постоять (проконтролировать) и просто помолчать или сделать замечания, кого похвалить, кому сказать резкое слово, кого не замечать какое-то время и т.д.
Эмпатийные качества оказывают действенную помощь тренеру и во время соревнований. Спортивные соревнования как одна из основных составляющих спортивной деятельности отличается не только высоким накалом эмоций и чувств, но и их значительным разнообразием. Тренеру, чтобы изменить ход ведения борьбы, необходимо уловить, прочувствовать эмоциональные состояния спортсменов и если это нееобходимо, успешно осуществить гетерорегуляцию. Ярким примером проявления эмпатии является ситуация, когда великий тренер Анатолий Тарасов, запел «Интернационал» в раздевалке советской сборной, проигрывавшей после двух периодов финальный матч олимпийского турнира. Игроки присоединились к тренеру, а затем вышли на поле с таким эмоциональным зарядом, что соперники были повержены.
Таким образом, эмпатия является профессионально важным качеством личности тренера и учителя физической культуры, оказывающим существенное влияние на уровень профессионального АКМЕ специалиста в области физкультуры и спорта и включающим в себя широкий диапазон свойств: от реагирования чувствами на чувства (состояния), эмоционального отклика и аффективно-когнитивного процесса, являющегося механизмом межличностного познания и тем определяющего осознание уникальной неповторимости личности ученика до оказания действенной помощи, используя адекватные способы разрешения возникающих в педагогическом процессе ситуаций.
Список использованных источников
1. Атаханов РП. Психологическое воздействие и профессиональная установка педагога на эмпатийный способ взаимодействия/ РП. Атаханов, М.Г. Бобкова // Психологическая наука и образование. -2007. -№1. - С. 93 — 102
2. Варфоламеева Л.Е. Акмеологические основы развития специалистов образования физической культуры: Автореф. докт. дис. -СПб., 1999. —40 с.
3. Волков И.П. Спортивная акмеология. Учебное пособие. — СПб.: Изд-во БПА, 2004. — 129с.
4. Волков И.П. Спортивная психология и акмеология.
-СПб.:Изд-во БПА, 2001. — 187с.
5. Горбунов г. Д. Психопедагогика спорта. — М.,
1986. —314с.
6. Деркач А.А. Психология развития профессионала /А.А. Деркач, В.Г Зазыкин, А.К. Маркова. — М.:РАГС,
2000. — 168с.
7. Деркач А.А. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма/А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина. — М.: РАУ, 1993. — 206с.
8. Зимняя И.А. Педагогическая психология. — М.,
1997. —326с.
9. Ильин Е.П. Психология физического воспитания: Учебник для институтов и факультетов физической культуры: 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2000. — 486с.
10. Казакова ТБ. Структура профессионально-педагогической направленности личности тренера/ ТБ. Казакова, М.К. Павлова // Тез. докл. XI Всесоюзной научно-практ. конф. психологов спорта. Ч.1. — Минск, 1990. — С.37-38.
11. Корх А.Я. Тренер: деятельность и личность: Учеб. пос. — М.: Терра-Спорт, 2000. — 120 с.
12. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение: Кн. для старшеклассников. -М.: Просвещение,1986. — 160с.
13. А.Н. Николаев Психологическая специфика деятельности тренера ДЮСША // Детский тренер. — №4. —2003. — С. 13-17
14. Параносич В. Психодинамика спортивной группы (советы тренеру)/В. Параносич, Л. Лазаревич. — М.: ФиС, 1977. — 119с.
15. Пономарев В.М. Требования к профессиональным способностям, подготовленности и мастерству преподавателя физической культуры / Психологические основы обучения и воспитания: Матер. 26-й науч. конф. / Под ред. А.Н. Николаева. — СПб.: СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2000, с. 43-46.
16. Приставкина М.В. Некоторые особенности личности успешно работающих тренеров по художественной гимнастике //Тез. докл. XI Всесоюзной научно-практ. конф. психологов спорта. Ч.1. — Минск, 1990. — С.58-60.
17. Раубите Л. Некоторые различия в оценке тренера спортсменами женских и мужских баскетбольных команд/Л. Рубите, Д. Рачкаусайте//Тезисы докладов XI Всесоюзной
научно-практической конференции психологов спорта.
Ч.2. — Минск, 1990. —С.273-274
18. Стамбулова Н.Б. Психология спортивной карьеры:
Учебное пособие. — СПб.: Издательство «Центр карьеры», 1999. — 368с.
19. РЕЦЕНЗИЯ
20. на статью Н.А. Скляр «Акмеологический подход к определению значимости эмпатии в физкультурно-спортивной деятельности»
21. Основное содержание деятельности преподавателя физической культуры включает в себя выполнение определенных функций — обучающую, воспитывающую, организующую. Для решения образовательных и воспитательных задач, оказания своевременной психологической помощи, тренеру и учителю физической культуры необходимо тонко чувствовать и понимать своих воспитанников.
22. В результате анализа научно-методической литературы Н.А. Скляр отмечает, что критерии оценки успешности деятельности тренера и учителя физической культуры, которые описываются в разных работах, весьма разнообразны и противоречивы. Одним из таких критериев является психологическая компетентность и к заслугам автора следует отнести то, что она впервые определяет значимость эмпатии, которая является профессионально важным качеством личности тренера и учителя физической культуры, способствующим повышению уровня профессиональных достижений специалиста.
23. По моему мнению, статья содержит новые интересные результаты и заслуживает публикации во Всероссийском журнале научных публикаций.
Информация об авторе
• Н.А. Скляр к. пс. н., доцент кафедры психологии, Великолукской государственной академия физической культуры и спорта, г. Великие Луки