УДК 378
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ТРЕНЕРА-ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
К.Е. Клычков, М.Г. Сергеева
Аннотация. В статье говорится, что тренеру-преподавателю при ведении своей профессиональной деятельности необходимо быть профессионально компетентным. Рассматриваются трактовки разных исследователей понятия компетентности и её роли в профессиональной деятельности тренера-преподавателя. Проводится анализ различной научно-методической литературы зарубежных и отечественных авторов. Замечено расхождение мнений отечественных и зарубежных авторов о компетентности, все авторы подходят по-разному к вопросам компетентности, и каждый дает свое определение. Каждый вид компетентности складывается из: профессионально-педагогических знаний и умений, профессионально-педагогических позиций, профессионально важных качеств личности. Со временем у тренера-преподавателя формируются многие виды компетентностей, а также появляются личные профессиональные позиции к своему делу. Выделены критерии оценки профессиональной компетентности тренера-преподавателя, а также какие знания и умения должны содержаться в компонентах профессиональной компетентности.
Ключевые слова: профессиональная деятельность, профессиональная компетентность, тренер-преподаватель, знания, умения, навыки, профессиональное развитие.
SOME FEATURES AND TYPES OF PROFESSIONAL
COMPETENCIES OF TRAINER-TEACHER
K. Klychkov, M. Sergeeva
Abstract. The article considers the interpretations of different researchers of the concept of competence and its role in the professional activity of the trainer-teacher. The analysis of various scientific and methodical literature of foreign and domestic authors is carried out. The discrepancy between the opinions of domestic and foreign authors about competence was noted. The criteria for assessing the professional competence of the trainer-teacher are singled out.
Keywords: professional activity, professional competence, trainer-teacher, knowledge, skills, professional development.
Профессионально-педагогическая деятельность - это отдельный вид искусства, который подразумевает, что человек будет высокоэрудированным, осознавать значимость и важность содержания его для общества [4].
Для организации профессиональной деятельности тренера-преподавателя на должном уровне, он обязан быть профессионально компетентным.
Рассмотрим как трактуют разные авторы понятие компетентности и ее роль в профессиональной деятельности.
Проведя анализ научно-методической литературы, можно заметить, что мнение о компетентности у зарубежных и отечественных авторов расходятся.
Отечественные авторы трактуют
компетентность как знания, умения, навыки и способности.
Например, О.Г. Дониченко говорит нам о том, что «компетентность», с общепринятой точки зрения, включает в себя знания, умения, навыки, способы осуществления деятельности [7]. Способности личности не вошли в это
определение. К этому определению близко описание Ю.Н. Емельянова, который говорит что: компетентность - является уровнем обученности социальным и индивидуальным формам активности, позволяющем личности в рамках своего статуса и способностей, функционировать в обществе успешно [8].
Е.В. Попова определяет компетентность ввиду оценочной категории,
охарактеризовывающей человека субъектом специализированной деятельности т.е. устойчивой способности к профессиональной деятельности со знанием дела [16].
Дж. Равен говорит о компетентности - как совокупности субъективных условий
эффективного поведения человека, подчеркивая свое высказывание тем, что профессиональная компетентность не определяет только способности, а подразумевает также и внутреннюю личностную мотивацию. Равен говорит, что большинство видов компетентностей имеет не только самостоятельную ценность, но и служат средствами достижения поставленных целей.
Единого определения, как такового, компетентности нет.
Но можно сказать, что все вышеперечисленные исследователи определяют понятие компетентность в системе умений, знаний и навыков [13-17].
В теме профессиональной компетентности много разных мнений. Все авторы, занимающиеся этими вопросами, рассматривают его по-разному и дают свое определение.
Л.И. Анцыферова говорит, в своих трудах, что профессиональная компетентность человека - является совокупностью профессиональных свойств [2]; Н.В. Кузьмина считает, что профессиональная
компетентность - это осведомленность, такое свойство личности, которое позволяет положительно решать учебные и воспитательные задачи, которые направлены на формирование личности обучающихся [12]; И.Г. Климкович -говорит о способности воплощать профессионально-должностные требования; А.К. Маркова - описывает компетентность как способность к деятельности со знанием дела [15]; В.И. Стенькова - говорит о теоретической и практической готовности человека к профессиональной деятельности [20].
Изучив определения, предоставленные выше, можем сделать вывод, что авторы рассматривали «профессиональную компетентность» каждый со свей позиции и схожи они лишь во мнении, что компетентность - это предпосылка успешности в осуществлении собственной профессиональной деятельности. Авторы исследуют
профессиональную компетентность, как целое и выделяют разнообразные виды компетентности и её компонентов.
А.К. Маркова выделяет следующие виды компетентности: педагогическую компетентность (которая состоит из методической, предметной, диагностической, исследовательской и инновационной компетентностей);
коммуникативную компетентность (она включает в себя управленческую, перцептивную и коммуникативную компетентность); личностно-индивидуальную компетентность [15].
Каждый отдельный вид компетентности складывается из: профессионо-педагогических знаний и умений; профессионо-педагогических позиций (устойчивое отношение к делу, коллегам, обучающимся, себе); профессионально важных качеств личности.
П.Г. Постников говорит, что профессионализм - это сумма нескольких видов компетентностей [17]. Каждый
профессиональный педагог должен обязательно
обладать следующими видами компетентностей: предметная компетентность (проявление интереса, образованность, способность развиваться в соответствии с требованиями времени, углубленное знание своего учебного предмета); методическая компетентность (находить индивидуальный подход для каждого конкретного обучаемого, знание методов обучения, обновлять свои методы преподавания); диагностическая компетентность (способность замечать особенности и возможности развития обучаемых при проведении занятий); инновационная компетентность (постоянно улучшать способы проведения занятий и методов обучения подопечных); исследовательская компетентность (желание участвовать в педагогических исследованиях, экспериментах.).
С прохождением времени у тренера-преподавателя формируются эти виды компетентностей и складываются его личные профессиональные позиции. Например, устойчивые отношения к своему делу.
Н.Ю. Ражина считает, что необходимым условием профессиональной компетентности является присутствии остальных видов компетентностей, а именно: гуманистической (понимание и принятие другого человека с его проблемами «здесь и сейчас», обмен ценностями); социально-перцептивной, как способности восприятия, понимания и дачи оценки другим людям; эмпатийной (способности сопереживания и помощи другим людям); коммуникативной (способности общаться с другими людьми); конфликтной (умение вести беседу с собеседником без возникновения конфликта); управленческой (набор навыков помогающий воздействовать на другого человека) [18].
Профессиональный рост личности тренера-преподавателя подразумевает наличие целого ряда видов компетентностей [21]: субъективной (способности быть субъектом своей профессиональной деятельности, прогнозировать, ставить задачи, регулировать); рефлексивной (самодиагностической) (набор навыков для оценки своего труда, способность правильно оценить его со всех сторон, построение адекватной я-концепции); индивидуально-личностной (видение своего направления профессионального развития, поддержание своего профессионального здоровья и долголетия, разумное расходование сил); кризисной (способности заранее увидеть и разрешить кризис своего профессионального развития); акмеологической (постоянное стремление к развитию и высоким достижениям в своем труде,
выбрать свой путь продвижения к следующему уровню профессионализма.
Тренер-преподаватель, имеющий все виды компетенции, не является эталоном, т.к. каждый человек имеет свои виды компетенции и достоинства перед другими [10]. Использование отдельных видов тренерско-преподавательской компетенции дает возможность осознать наличие их или отсутствие у себя, поиска путей для саморазвития.
Со временем тренер-преподаватель может менять или добавлять в свой арсенал новые виды компетентности, с целью профессионального развития.
С.Д. Смирнов выделил для себя определенный список видов компетентностей: психологическая (совокупность знаний, умений и навыков в психологии, их использование в профессиональной деятельности);
аутопсихологическая (совокупность знаний о собственных индивидуальных особенностях, а также их использование для повышения стрессоустойчивости, саморегуляции,
самоконтроля, выработки взвешенной самооценки и т.д.); социально-педагогическая и дифференциально-психологическая компетентности; конфликтная (осведомленность о стратегиях поведения в конфликте и умений их реализации); коммуникативная;
конфликтологическая (обеспечивающая
конструктивную работу в конфликтных ситуациях, а не избежание их) [19].
Профессиональная компетентность тренера-преподавателя - это система, состоящая из знаний, навыков, умений, способностей, установок, личностных позиций, личностных свойств, действенных мотивов, чья совокупность обеспечивает кроме успешного и эффективного решения собственных профессиональных задач, ещё и личностный прогресс самого тренера-преподавателя, плюс чувство самореализации и удовлетворенности.
Следует также определить, что такие термины как «компетентность» и «компетенция» подразумевают совершенно разный смысл и значение. Компетенцию трактуют как характеристику, необходимую для
удовлетворительного (т.е. среднего) выполнения задач, а компетентность - это характеристика, благодаря которой выделяют наилучших работников среди средних. Иное определение дает в своей работе В.И. Стенькова [20]. Она считает что, «компетенция» - это норма, которая задана наперед специалисту во время его подготовки, а «компетентность» - уже наработанное личностное качество, которое
показывает уровень владения субъектом профессиональной деятельностью
соответствующей компетенцией.
Как правило, при оценке профессиональной компетентности тренера-преподавателя, выделяют три критерия относительно множества разновидностей компетентностей: профессионально-образовательный; профессионально-деятельностный; профессионально-личностный; или уровни: теоретический, практический и личностный.
Рассмотрим критерии и требования к уровню подготовки в каждом из этих компонентов [1;3;5;6;9;11].
Профессионально-образовательный компонент содержит:
- общедисциплинарные знания: история Российского государства; философия; экономика; диалектика; соц. управление; развитие науки; физическая культура в человеческой жизни и обществе и т.д.;
- медицинско-биологические знания: системы человеческого организма и органы чувств; морфофункциональные показатели при спортивном отборе; изменения в организме при занятии спортом; физиологические характеристики в состоянии организма при спортивной деятельности; физиологические основы обучения спортивным техникам, силовой, скоростно-силовой тренировки и тренировки на выносливость; строение а также функции опорно-двигательного аппарата; методы исследования и оценивания физического развития сердечнососудистой системы; динамику функционального состояния организма спортсмена в различные периоды тренировки; основные заболевания у спортсменов; особенности питания спортсменов; механизмы лечебного действия физических упражнений; общие основы по организации и методикам лечебной физкультуры; особенности массажа в своем виде спорта и т.д.;
- психолого-педагогические знания: методология и категории педагогики и психологии; закономерности развития и проявления человеческой психики; факторы формирования личности; типология характеров и темперамента; формирование характера в спортивной деятельности; социально-психологические основы формирования коллектива; индивидуально-психологические особенности личности спортсменов и т.д.;
- практические дисциплины (по видам спорта и специализации): специализация опирается на знания и умения, которые были приобретены в процессе изучения всего комплекса дисциплин (общедисциплинарные, медицинско-биологические, психолого-педагогические и т.д.).
Современные и перспективные уровни развития многих видов спорта подразумевают повышенные требования к специализированной подготовке.
Молодому тренеру-преподавателю
необходимо приобретать следующие специальные знания [10]:
- отбор по виду спорта: анатомо-физиологические, морфологические и психологические требования к конкретному виду спорта;
- систему подготовки спортсменов: содержание и назначение этапов подготовки;
- технику в избранном виде спорта: учет анатомических и биомеханических данных, классификацию упражнений и т.д.;
- методику обучения: опираясь на знания в области педагогики, теории физической культуры, психологии и других дисциплин, общие закономерности формирования двигательных навыков; принципы и методы обучения;
- методику тренировок: учитывая особенности спортивных тренировок на различных этапах подготовки спортсменов, полноценно опираясь на знания физиологии, теории спорта, спортивной медицины, психологии и предусматривая знания структуры тренировочных процессов, периодизацию, цикличность, особенности становления спортивной формы; объем и интенсивность нагрузок и т.д.;
- методику проведения тренировок с любым контингентом: опираясь на физиологические, психолого-педагогические данные, теорию физической культуры и спорта, гигиену, спортивную медицину и знания структуры проведения занятий, их частей и задач; методик по организации и проведению занятий;
- правила и организацию соревнований: правила организации и судейства соревнований разных рангов; права и обязанности участников, организаций и судей.
Профессионально-деятельностный компонент зависит от наличия следующих умений:
- медицинско-биологические умения: определение антропометрических данных спортсмена, подвижность суставов; степень развития мышечного аппарата; определение физиологических показателей (ЧСС, АД, дыхательный коэффициент и т.д.). Определение при занятиях спортом содержания в крови сахара, молочной кислоты, гемоглобина, мочевины, жирных кислот; диагностика состояния тренированности спортсмена; оказание первой медицинской помощи; составление
комплексов физических упражнений; выполнение биомеханического анализа спортивных движений и т.д.;
- психолого-педагогические умения: оценивание социально-педагогических явлений, выявление причин их возникновения и развития; составление прогноза по результатам обучения и воспитания; предвидение характера ответных на применяемые педагогические воздействия реакции спортсменов; осуществление процесса формирования коллектива и воспитания спортсменов; увлечение спортсменов к достижению высших спортивных результатов; ликвидация возникающих конфликтов и т.д.;
- практические дисциплины (по видам спорта и специализации): уметь применять основные спортивные движения; правильная организация и проведение спортивных соревнований; уметь доступно объяснять преподаваемую дисциплину.
Специальные умения:
- отбор по виду спорта: проведение антропометрических измерений; определение по физическим показателям занимающихся, подходящий им, вид спорта; определение возможностей человека и типов нервной деятельности; в изучении физических качеств и стрессовой подготовки;
- система подготовки спортсмена: разработка программ работы на всех этапах подготовки; распределение и отработка по времени каждого из этапов; в распределении учебной документации по этапам; назначение определенного объема тренировочных нагрузок и т.д.;
- техника в виде спорта: оценивание техники выполнения упражнения применяя биомеханические методы исследования и используя специальную аппаратуру;
- методика обучения: подготовка программ обучения по отдельным упражнениям и их тактическим приемам; разработка последовательности в обучении упражнениям разных структурных групп; определение ошибочных причин, при выполнении упражнений и пути их устранения; объяснять и показывать технику выполнения основных упражнений; осуществление мер по предупреждению травматизма и страховать занимающихся;
- методика тренировки: подготовка документов годичного, перспективного, оперативного видов планирования; подготовка недельных тренировочных циклов, объемов и их подробного описания на каждый тренировочный день; определение и применение малых, средних и больших нагрузок; использование
реабилитационных средств (массаж, баня, витамины и т.д.);
- методика проведения тренировок с любым контингентом: подготовка конспектов к занятиям, проверка соответствует ли содержание тренировки её задачам; подготовка материалов к занятиям, учитывая количество времени, уровень подготовки обучаемых и содержание тренировочных и учебных программ; создание необходимых организационных и эмоциональных условий занятий;
- правила проведения и организации соревнований: проведение судейства соревнований; подготовка всей необходимой документации; подготовка отчета соревнований.
Профессионально-личностный компонент:
- направление развития личности зависит от его мировоззрения, моральных норм, ценностных ориентаций, сознания общественного долга и чувства ответственности. Формируется это направление не только при обучении в университете или школе, но и в семье;
- профессионально-педагогическая направленность развития состоит из устойчивого интереса к своей профессии и работе, любви к спорту и людям, увлеченности своим делом, наличия склонности к педагогической деятельности, профессионально значимых мотивов выбора профессии, качества личности, обусловливающих эффективность работы с
людьми. Формирование профессионально-педагогической направленности тренера-преподавателя начинается с занятия спортом и продолжается в периоде профессиональной подготовки в вузе;
- познавательная направленность - это необходимость в овладении знаниями и углублении этих знаний, стремлении к саморазвитию и воспитанию самого себя, творческом отношении к работе и учебе, анализе, методов обучения в спорте, в изучении личности и поведении спортсменов. Направление развития человек начинает выбирать для себя в школе и до момента окончания вуза. Познавательная направленность напрямую связана с интеллектом личности, способностями в творчестве и необходимостью в самовыражении, утверждении себя в обществе.
Таким образом, теоретические знания в совокупности с практическими представляют собой необходимый профессиональный комплекс, овладевание которым даст возможности подготовки к профессиональной деятельности тренера-преподавателя. Однако, полученные в вузе знания и умения не могут в полной мере обеспечить длительную и плодотворную работу тренера-преподавателя, необходимо постоянно и целенаправленно саморазвиваться.
Литература:
1. Алферов А.Д. Опыт и проблемы повышения психологической компетентности учителя / А.Д. Алферов // Вопросы психологии. - 1999. - № 4. - С. 116-120.
2. Анцыферова Л.И. Психологическое учение о человеке / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. - 1998. - № 1. - С. 3-15.
3. Бабушкин Г.Д. Психология деятельности тренера: учебное пособие / Г.Д. Бабушкин и др. -Томск: Изд-во ТПУ, 2006. - 90 с.
4. Бабушкин Г.Д. Психология труда тренера по спорту: учебное пособие / Г.Д. Бабушкин. - Омск: ОГИФК, 1985. - 85 с.
5. Володина Ю.А. Компетентностный подход в подготовке школьников к профессиональному самоопределению / Ю.А. Володина // Психологическая наука и образование. - 2008. - № 2. - С .80-86.
6. Гогунов Е.Н. Профессионально-психологическая компетентность специалиста по физической культуре и спорту / Е.Н. Гогунов // Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 4. - С. 42-44.
7. Дониченко О.Г. Психолого-педагогические технологии сопровождения предпрофильного и профильного обучения / О.Г. Дониченко // Психология и школа. - 2007. - № 2 - С. 47-54.
8. Емельянов Ю.Н. Групповая психокоррекция в подготовке будущих учителей / Ю.Н. Емельянов // Вопросы психологии. - 1988. - № 11. - С. 172.
9. Клычков К.Е. Учебно-тренировочная подготовка обучающихся в специализированном спортивном центре / К.Е. Клычков // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2014. - № 9.1. - С. 131-143.
10. Клычков К.Е. Сущностная характеристика понятия профессиональное совершенствование тренера-преподавателя силового троеборья: сборник научных трудов / К.Е. Клычков // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. - Ялта: РИО ГПА, 2018. -Вып. 59. - Ч. 3. - С. 387-390.
11. Клычков К.Е. Становление и развитие тренировочного процесса в силовом троеборье: сборник / К.Е. Клычков, М.Г. Сергеева // Педагогическое образование: оптимизация, модернизация и прогноз развития / Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 18 июня 2018 г.; под ред. Н.Л. Соколовой, М.Г. Сергеевой, Л.Ж. Каравановой. - Москва: РУДН, 2018. - С. 37-45.
12. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н.В. Кузьмина. - М.: Высшая школа, 1990. - 119 с.
13. Лукьянова М. Психолого-педагогическая компетентность социального педагога и его профессионально значимые личностные качества / М. Лукьянова // Социальная педагогика. - 2007. - № 2. - С. 91-96.
14. Маркова А.К. Профессиональная компетентность учителя: книга для учителя / А.К. Маркова // Психология труда учителя. - М: Просвещение, 1993. - С. 6-11.
15. Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М., 1996. - 308 с.
16. Попова Е.В. Психолого-педагогическая компетентность учителя как условие повышения педагогической культуры: автореф. дис ... канд. пед. наук / Е.В. Попова. - Ростов-на-Дону,1996. - 17 с.
17. Постников П.Г. Профессиональное поведение учителя: психолого-педагогических анализ / П.Г. Постников // Педагогика. - 2004. - № 5. - С. 61-66.
18. Скворцов В.Н. Непрерывное образование как основа современного научного знания / В.Н. Скворцов
// Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2017. - № 2. - С. 157-161.
19. Скворцов В.Н. Система непрерывного образования университета: фактор комплексного развития регионального производства / В.Н. Скворцов // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития / Материалы второго этапа 13-й Международной конференции. - Санкт-Петербург. - Улан-Удэ, 2016. -С. 19-25.
20. Скворцов В.Н. Особенности развития научного менеджмента и теории управления в переходный период: сборник статей / В.Н. Скворцов // Проблемы и пути социально-экономического развития: город, регион, страна, мир. - СПб: ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2016. - С. 47-50.
21. Черкасов В.А. Концепция формирования профессиональных качеств специалиста на факультете физической культуры и безопасности жизнедеятельности современного вуза / В.А. Черкасов, В.Г. Макаренко // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 10. - С. 6-9.
Сведения об авторах:
Клычков Кирилл Евгеньевич (г. Москва, Россия), соискатель кафедры педагогики и психологии, Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, e-mail: [email protected]
Сергеева Марина Георгиевна (г. Москва, Россия), доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры социальной педагогики Института иностранных языков, Российский университет дружбы народов, e-mail: [email protected]
Data about the authors:
K. Klychkov (Moscow, Russia), applicant of department of pedagogics and psychology, Bauman Moscow State Technical University, e-mail: [email protected]
M. Sergeeva (Moscow, Russia), Doctor of Pedagogical Sciences, associate professor, professor of Department of Social Pedagogy, Institute of Foreign Languages, Peoples' Friendship University of Russia, email: [email protected]