УДК 378.046.4
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРИШКОЛЬНОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ТРЕНЕРОВ-ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
Диляра Ришадовна Исамуллаева, тренер-преподаватель, Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования детей Астраханской области «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва им. Л.А. Тихомировой» (ГБУДОДАО СДЮСШОР им. Л.А. Тихомировой),
г. Астрахань
Аннотация
В настоящее время с целью решения первоочередной задачи развития кадрового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности необходимо признать эффективность новых форм повышения квалификации. В данной статье раскрывается значимость внутришкольного повышения квалификации тренеров-преподавателей СДЮСШОР. Отмечается необходимость постоянного совершенствования тренеров-преподавателей без отрыва от осуществления своей профессиональной деятельности. Даётся определение категории «внутришкольное повышение квалификации тре-неров-преподавателей». Представлен опыт организации внутришкольного повышения квалификации на базе СДЮСШОР им. Л.А. Тихомировой по художественной гимнастике.
Ключевые слова: внутрифирменное повышение квалификации, внутришкольное повышение квалификации, профессионализм, профессиональная компетентность, тренер-преподаватель.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.12.106.p68-72
FEATURES OF THE ORGANIZATION OF INTRA SCHOOL PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF COACH-TEACHERS
Dilyara Rishadovna Isamullaeva, the coach-teacher,
State Budgetary Institution of additional education of children of the Astrakhan region "Specialized Children’s and Youth Sports School of Olympic Reserve named after L.A. Tikhomirova", Astrakhan
Annotation
Now it is necessary to accept the effectiveness of new forms of further training in order to solve the priority aims of the staff provision for the physical activities sphere. The present article explains the importance of the organization of the intra school further training of the coach-teachers of children and youth sports school of the Olympic reserve. There is the necessity of coach-teacher's perfection without interruption of their professional life. There is the classification of “the intra school further training of the coach-teachers”. The experience in the organization of the intra school further training based on the children's and Youth Sports School of Olympic Reserve named after L.A. Tikhomirova in rhythmic gymnastics has been presented.
Keywords: intra company further training, intra school further training of coach-teachers, professionalism, professional competence, coach-teacher.
В настоящее время перед сферой физической культуры и спорта стоят глобальные вызовы и задачи, решение которых требует современных подходов. Для достижения поставленных задач в спорте необходимо использовать весь потенциал страны, включая экономику, науку и, главное, человеческий капитал.
Одной из ключевых задач, обозначенных в Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, является задача развития кадрового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности [4]. Отличительной особенностью спорта является соревновательная деятельность, в которой спортсмен достигает определенного результата. Для этого необходимо расти и развиваться в определенном виде спорта не только спортсмену, но и тренеру-преподавателю. Результаты профессиональной деятельности педагога спортивной школы зависят как от того, насколько та-
лантлив спортсмен, так и от готовности к реализации своих знаний и опыта работы, способности выявлять ошибки и своевременно пересматривать тренировочный процесс, а также от умения самостоятельно работать с информацией и творчески подходить к тренерской деятельности [1]. Все эти качества характеризуют профессионализм тренера-преподавателя, который может быть достигнут при хорошо организованной системе повышения квалификации.
Совершенствование системы повышения квалификации специалистов в области физической культуры и спорта с использованием современных средств и методов является важным условием для решения задачи кадрового обеспечения в области физической культуры и спорта [4].
Повышение квалификации тренера-преподавателя можно рассматривать в двух направлениях. Первое направление предполагает совершенствование специалиста в определенном виде спорта, т.е. тренера. В олимпийских видах спорта правила меняются каждые четыре года, что заставляет тренера постоянно находиться в «тонусе», искать новые методы и подходы к тренировкам для достижения желаемого результата спортсменами различного уровня подготовки. Специфика видов спорта различна, следовательно, тренер должен учитывать эти особенности, к примеру, при разучивании определенных движений и упражнений для соответствующего возраста и уровня подготовки спортсмена.
В рамках второго направления предусматривается повышение квалификации специалиста именно как педагога, обеспечивающего функции обучения и воспитания, обладающего такими качествами, как: глубокие профессиональные знания, умения и навыки в области педагогики, психологии, физиологии и, конечно же, в области спорта, а также развитыми социальными качествами и характеристиками. Квалификация, качество работы и функциональные способности являются уровнем развития, подготовленности и показателем профессиональной компетентности тренера-преподавателя [2].
Повышение квалификации тренеров-преподавателей организуется Федерациями по видам спорта, в спортивной школе тренерами, прошедшими семинары по правилам, на соревнованиях и сборах, где происходит обмен опытом.
Реализация второго направления повышения квалификации тренеров-преподавателей - важнейшая проблема в спортивных школах. Тренеры-преподаватели, как и все педагоги, сталкиваются с устареванием ранее полученных знаний, необходимостью усовершенствования методов обучения и воспитания, внедрением новых подходов, что связано с развитием системы образования и спорта [5].
Решение данной проблемы в рамках системы непрерывного профессионального образования возможно при создании следующих условий:
1. Решение задач послевузовского образования и спорта.
2. Учёт изменений в самой системе повышения квалификации.
Послевузовское образование направлено на подготовку высококвалифицированных специалистов, готовых к изменениям в системе образования, внедрению в свою деятельность новых методов и результатов исследований, к решению ряда возникающих в ходе профессиональной деятельности проблем.
Среди ключевых задач спорта можно выделить такие, как:
- образовательная задача - обучение новым двигательным действиям, закрепление навыков;
- оздоровительная задача - положительное воздействие физическими упражнениями на организм спортсмена;
- воспитательная задача - создание благоприятного климата в коллективе спортсменов, основанного на сотрудничестве, и развитие морально-волевых качеств.
Кроме того, тренерская деятельность должна быть нацелена на раскрытие потенциала спортсмена, возможностей его самореализации и подготовку его к жизни в обще-
стве.
В настоящее время повышение квалификации проходит в виде аттестации, включающей представление портфолио педагогического работника и тестирование, состоящее из вопросов психолого-педагогического и нормативно-правового блоков. Современные условия предполагают необходимость регулярного повторения, поиска и актуализации важной профессиональной информации для успешного подтверждения или повышения категории специалиста в межаттестационный период. Именно с этой целью разрабатываются и внедряются системы повышения квалификации внутри организации [6].
Внутрифирменное повышение квалификации в словарных источниках определяется как вид дополнительного профессионального образования, предусматривающий обновление и углубление полученных ранее профессиональных знаний, совершенствование деловых качеств работников, удовлетворение их образовательных потребностей, связанных с профессиональной деятельностью (http://pedagogical_dictionary.academic.ru/2477 ).
Поскольку в нашем исследовании речь идёт о тренерах-преподавателях спортивной школы, уместнее было бы использовать понятие «внутришкольное повышение квалификации».
Под внутришкольным повышением квалификации тренеров-преподавателей мы понимаем процесс в образовательном пространстве спортивной школы, направленный на совершенствование профессиональной компетентности тренеров-преподавателей через обучение их новым знаниям, умениям, навыкам, развитие профессионально значимых качеств, а также через формирование мотивов профессионального развития.
Внутришкольное повышение квалификации позволяет максимально учитывать интересы и потребности тренеров-преподавателей и образовательной организации системы дополнительного образования, способствует изменению и развитию образовательной среды спортивной школы, дает возможность видеть и анализировать конкретные результаты обучения. Иными словами, внутришкольное повышение квалификации позволяет постоянно наблюдать за изменяющимся уровнем профессиональной компетентности тренеров-преподавателей.
Помимо этого, внутришкольное повышение квалификации практически не требует больших финансовых затрат, поскольку спортивные школы располагают достаточной материально-технической базой для организации обучения, имеют возможность задействовать ценный опыт специалистов (тренеров, методистов), устанавливать и поддерживать творческие контакты с тренерами-преподавателями школ других городов в момент проведения спортивных сборов и соревнований.
К очевидным преимуществам такой организации повышения квалификации специалистов можно отнести следующие: во-первых, возможность не покидать на длительное время свою организацию; во-вторых, руководители спортивной школы могут за короткое время осуществить повышение квалификации значительного числа тренерско-преподавательского состава без ущерба для учебно-тренировочного процесса.
Для выявления особенностей внутришкольного повышения квалификации трене-ров-преподавателей представляется необходимым рассмотреть специфику функционирования спортивной школы как образовательной организации.
Спортивная школа - организация дополнительного образования детей, реализующая программы по физическому воспитанию. Суть деятельности спортшколы заключается в подготовке спортивного резерва для сборных команд городов, Федеральных округов и Российской федерации. Кроме того, в ее задачи входят популяризация вида спорта, привлечение детей к систематическим занятиям, выявление среди них более способных. Немаловажно обучить базовым упражнениям общей и специальной физической подготовки по виду спорта, указать на пользу здорового образа жизни, воспитать чувство ответственности. Результативность организации во многом зависит от научнометодической базы и программ подготовки спортсменов разного возраста и уровня под-
готовки, и, конечно, от высококвалифицированных тренеров-преподавателей, осуществляющих основную деятельность в спортивной школе.
В настоящее время положительная динамика роста спортсмена возможна при акцентировании внимания тренеров-преподавателей на саморазвитии и повышении квалификации, способствующих поиску на протяжении всей тренерской деятельности именно тех методов или подходов к тренировкам, которые позволят добиться нужного результата [3]. Для этого необходимо учитывать особенности внутришкольного повышения квалификации.
К специфичным признакам внутришкольного повышения квалификации можно отнести следующие:
- осуществление обучения непосредственно в организации, что позволит не оставлять спортивную школу и спортсменов на длительное время;
- организация за довольно короткий временной период повышения квалификации значительного числа сотрудников без остановки учебно-тренировочного процесса;
- возможность своевременного и оперативного решения трудностей, возникающих в ходе профессиональной деятельности.
Так, к примеру, в ходе внутришкольного повышения квалификации в СДЮСШОР им. Л.А. Тихомировой по художественной гимнастике в 2013 году активно обсуждались вопросы, связанные с уточнением (help desk) правил по художественной гимнастике (правильная запись определённых элементов в карточках; верный подсчёт ценности трудности; определение уровня трудности). Интерес представлял также вопрос взаимодействия общеобразовательных организаций и спортивной школы во время подготовки к соревнованиям в соответствии с Всероссийским календарём. Кроме того, обсуждались возможности взаимодействия с родителями гимнасток, позволяющие спортивной школе и семье действовать в одном направлении.
Результатом внутришкольного повышения квалификации в СДЮСШОР им. Л.А. Тихомировой стало повышение уровня профессиональной компетентности трене-ров-преподавателей. Кроме того, были успешно сданы экзамены по новым правилам художественной гимнастики, подтверждена или повышена категория. Безусловно, всё вышеперечисленное повлияло и на повышение уровня физической подготовки гимнасток, в частности, специальной, ими были достигнуты желаемые результаты на соревнованиях.
Официальные соревнования требуют проведения учебно-тренировочных сборов основных гимнасток региона с двухразовыми тренировками в день, поэтому было налажено сотрудничество спортивной школы с общеобразовательными организациями: самостоятельная работа с учебным материалом и определение сроков сдачи контрольных работ.
Взаимодействие с родителями заключалось в контроле учебного процесса, разъяснении особенностей правильного рациона питания и его соблюдении.
Организация внутришкольного повышения квалификации благотворно влияет на профессионализм тренеров-преподавателей, совершенствование гимнасток, реализующих на соревнованиях поставленные цели, что способствует развитию спортивной школы и данного вида спорта, и, самое главное, укреплению позиций астраханской школы художественной гимнастики на всероссийском уровне.
В заключение необходимо обратить внимание на актуальность проблемы организации внутришкольного повышения квалификации тренеров-преподавателей, учёт особенностей которой позволит спортивной школе стать конкурентоспособной, а тренерам-преподавателям совершенствовать профессиональный уровень.
ЛИТЕРАТУРА
1. Исамуллаева, Д.Р. Внутрифирменное повышение квалификации тренера-преподавателя как способ повышения качества образования в специализированной детско-юношеской школе
олимпийского резерва по художественной гимнастике / Д. Р. Исамуллаева // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 10 (6). - С. 1347-1350.
2. Романовская, И. А. Развитие инновационной позиции преподавателя высшей школы в процессе организационного обучения [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 2. - URL: http://www.science-education.ru/108-9093. - Дата обращения:
07.05.2013.
3. Серова, Л.К. Влияние стратегии самореализации личности тренера на стратегию самореализации спортсмена / Л.К. Серова, Ж.В. Шульгина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 7 (101). - С. 128-131.
4. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] // URL : http://www.infosport.ru/strategiya/. - Дата обращения:
07.05.2013.
5. Трещев, А.М. Развитие профессионально-субъектной позиции молодого учителя в процессе внутришкольного обучения / А.М. Трещев // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2010. - № 8. - С. 149-158.
6. Трещёв, А.М. Внутрифирменное повышение квалификации педагога в учреждениях дополнительного образования (в сфере физкультуры и спорта) / А.М. Трещёв, Д.Р. Исамуллаева // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. -2012. - № 3. - С. 101-103.
REFERENCES
1. Isamullaeva, D.R. (2013), “An internal increase of teacher’s qualification as a way of increase of the education in the specialized sports children and youth school of Olympic reserve of rhythmic gymnastics”, Basic researches, No. 10, Part 6, pp. 1347-1350.
2. Romanovskaia, I.A. (2013), “The development of the higher school teacher’s innovative position in the process pf organization learning”, Modern problems of science and education, No. 2, available at: http://www.science-education.ru/108-9093 (accessed 07.05.2013).
3. Serova, L.K. and Shulgina, J.V. (2013), “Influence of strategy of self-realization of the identity of the trainer on the strategy of self-realization of the athlete”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 101, No. 7, pp. 128-131.
4. Development strategy of physical training and sports in the Russian Federation for the period until 2020, available at: http://www.infosport.ru/strategiya/
5. Treschev, A.M., (2010), “Development of professional subjective attitude of a young teacher in the process of intra-school learning”, Proceedings of Southern Federal University. Pedagogical sciences, No. 8, pp. 149-158.
6. Treschev, A.M., Isamullaeva, D.R. (2012), “Internal teacher’s increase of qualification in the institute of an additional education (in physical education and in sport)”, Vector of Science of Togliatti State University, Series: Pedagogics, Psychology, No. 3, pp.101-103.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.12.2013.
УДК 531:796
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОННЫХ СЕТЕЙ ДЛЯ АНАЛИЗА И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ДАННЫХ В ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ
Сергей Тимурович Касюк, кандидат технических наук, доцент,
Елена Михайловна Вахтомова, кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный университет физической культуры (УралГУФК),
г. Челябинск
Аннотация
В статье раскрыто применение нейронных сетей для анализа и прогнозирования данных в физической культуре и спорте. Представлены основные задачи, решаемые с помощью нейронных сетей для физической культуры и спорта. Показаны принципы проведения кластерного, дискрими-