Научная статья на тему 'Исследование сформированности информационно-аналитической компетенции тренеров по командным игровым видам спорта'

Исследование сформированности информационно-аналитической компетенции тренеров по командным игровым видам спорта Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
395
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / СПОРТИВНЫЙ ТРЕНЕР / ИГРОВЫЕ КОМАНДНЫЕ ВИДЫ СПОРТА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Федосов Антон Олегович

В статье отражены подходы к проблеме исследования сформированности информационно-аналитической компетенции тренеров по игровым командным видам спорта. Дано определение информационно-аналитической функции как основы для управленческой деятельности спортивного тренера. Выделены блоки информации, необходимой тренеру для принятия эффективных управленческих решений в процессе осуществления им управленческой деятельности в тренировочном процессе, во время соревнований, после соревнований. Представлена модель информационно-аналитической компетенции тренера на основе экспертной оценки. Изложены цель, методы и краткие результаты констатирующего эксперимента по исследованию информационно-аналитической компетенции спортивных тренеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of formation of the information and analytical competence of the trainers in team game sports

The article presents the approaches to the problem of the research of formation of the information and analytical competence of coaches in team sports. The definition of the information and analytical function as a basis for the management activities of the team sports coach has been given here. Blocks of the information necessary for the coach to take effective administrative decisions in the exercise of administrative activity in the training process, during the competition, after the competition are allocated. A model of information-analytical competence of the coach based on the expert review has been presented here. The purpose, methods and short results of the stating experiment on research of the information and analytical competence of sports trainers have been stated.

Текст научной работы на тему «Исследование сформированности информационно-аналитической компетенции тренеров по командным игровым видам спорта»

Таким образом, развитая мышечно-суставная чувствительность, и, соответственно, точность движений суставов рук и ног влияет на уровень выполнения прыжков. Точность движений, в которых задействованы суставы рук, детерминирует качество отталкивания и приземления в прыжке, четкость и координированность движений в полете.

ВЫВОДЫ

Выявлена зависимость уровня выполнения базовых элементов детьми 5-6 лет от мышечной чувствительности суставов (голеностопного, коленного, тазобедренного, плечевого, локтевого), которые в наибольшей степени задействованы в этих элементах фигурного катания.

Существующая взаимосвязь между показателями точности выполнения движений суставов ног и уровнем выполнения прыжков, их звеньев и фаз в фигурном катании, является сильной, так как значимые коэффициенты корреляции, превышающие 0,5, выявлены у большинства показателей уровня выполнения прыжков.

Достоверные взаимосвязи точности движений суставов рук и уровня выполнения прыжков имеют 7 из 12 показателей. Те же тенденции прослеживаются и при анализе корреляционных связей показателей вращений и точности движений

Приведенные результаты показывают, что, снижая пороги двигательной чувствительности, можно добиться более высокого уровня выполнения всех основных элементов фигурного катания детьми 5-6 лет.

ЛИТЕРАТУРА

1. Тугунова, Я.П. Повышение эффективности процесса обучения юных фигуристов с использованием специально подобранных средств / Я.П. Тугунова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2014. - № 4 (110). - С. 171-175

REFERENCES

1. Tugunova, Ya.P. (2014), “Increase of training process efficiency for the young figure skaters with use of the specially selected means”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 110, No.

4, pp.171-175.

Контактная информация: tugunova2010@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 22.05.2014.

УДК 378:796.071.4

ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОАНАЛИТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ТРЕНЕРОВ ПО КОМАНДНЫМ ИГРОВЫМ ВИДАМ СПОРТА

Антон Олегович Федосов, аспирант,

Череповецкий государственный университет (ЧГУ), Череповец

Аннотация

В статье отражены подходы к проблеме исследования сформированности информационноаналитической компетенции тренеров по игровым командным видам спорта. Дано определение информационно-аналитической функции как основы для управленческой деятельности спортивного тренера. Выделены блоки информации, необходимой тренеру для принятия эффективных управленческих решений в процессе осуществления им управленческой деятельности в тренировочном процессе, во время соревнований, после соревнований. Представлена модель информационно-аналитической компетенции тренера на основе экспертной оценки. Изложены цель, методы и краткие результаты констатирующего эксперимента по исследованию информационноаналитической компетенции спортивных тренеров.

Ключевые слова: информационно-аналитическая функция, информационно-аналитическая компетенция, спортивный тренер, игровые командные виды спорта.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.06.112.p194-198 RESEARCH OF FORMATION OF THE INFORMATION AND ANALYTICAL COMPETENCE OF THE TRAINERS IN TEAM GAME SPORTS

Anton Olegovich Fedosov, the post-graduate student,

Cherepovets State University

Annotation

The article presents the approaches to the problem of the research of formation of the information and analytical competence of coaches in team sports. The definition of the information and analytical function as a basis for the management activities of the team sports coach has been given here. Blocks of the information necessary for the coach to take effective administrative decisions in the exercise of administrative activity in the training process, during the competition, after the competition are allocated. A model of information-analytical competence of the coach based on the expert review has been presented here. The purpose, methods and short results of the stating experiment on research of the information and analytical competence of sports trainers have been stated.

Keywords: information and analytical function, information and analytical competence, sports coach, team sports.

Спортивный тренер, выступая в роли руководителя учебно-тренировочного процесса, выполняет все управленческие функции, в том числе информационноаналитическую функцию. Информационно-аналитическая функция тренера - это целенаправленная деятельность по сбору, обработке, хранению, оценке, анализу информации, необходимой для изучения фактического состояния результата, процессов, необходимых ресурсов и собственно управленческой деятельности для принятия управленческих решений, направленных на обеспечение эффективности деятельности тренера по управлению учебно-тренировочным процессом.

Анализ исследований М.М. Еншина [1], Ю.Д. Железняка [5], К.К. Маркова [2], А.А. Полозова [3] и др. позволяет определить блоки информации, необходимой тренеру для принятия эффективных управленческих решений в процессе осуществления управленческой деятельности в тренировочном процессе, во время соревнований, после соревнований:

1 блок - информация о физической подготовке спортсменов;

2 блок - информация о технико-тактической подготовке спортсменов;

3 блок - информация о психологической подготовке;

4 блок - информация о внешней среде.

В процессе проведения тренировок для подготовки к соревнованиям тренеру необходимо иметь информацию о физической, технико-тактической, психологической подготовке, как отдельных спортсменов, так и всей команды в целом. Так, блок информации о физической подготовке должен содержать сведения об исходном уровне развития физических качеств, состоянии функциональных систем организма каждого спортсмена. Блок информации о психологической подготовке включает сведения об индивидуально-психологических и личностных особенностях и т.д.; показатели физической, технико-тактической, психологической подготовленности спортсменов на основе установленных критериев, нормативов и эталонов контроля для коррекции тренировочных нагрузок. Для подготовки спортивной команды в целом тренеру необходима информация о развитии групповых процессов, в том числе: социально-психологический климат, стиль взаимоотношений в команде, групповая функциональная и психологическая совместимость членов команды. Во время соревнований тренеру необходимо иметь оперативные данные о действиях игроков в соответствии с избранным на данную игру тактическим

планом, по компонентам командной игры; особенностях соревновательного взаимодействия членов команды, а также информацию о внешней среде (условия проведения соревнований, особенности судейства, особенности игры соперников). После соревнований тренеру необходимо иметь аналитические данные показателей соревнований, индивидуальных, групповых, командных технико-тактических действий спортсменов своей команды, особенностей игры соперника. Результативность информационно-аналитической функции как отдельной относительно самостоятельной деятельности спортивного тренера определяется степенью сформированности информационно-аналитической компетенции. В классическом исследовании Л.М. и С.М. Спенсеров компетенции определены как «базовые качества людей (психофизиологические особенности, мотивы, установки, ценности, знания и навыки), имеющие причинное отношение к эффективному и/или наилучшему на основе критериев исполнения в работе» [4]. Данное определение позволяет рассматривать информационно-аналитическую компетенцию тренера по игровым командным видам спорта как совокупность мотивов, способностей, ценностей, знаний, умений к осуществлению информационно-аналитических действий (поиск, отбор, усвоение, переработка, анализ информации) в разрешении практических задач по управлению учебно-тренировочным, соревновательным процессами.

В предлагаемую модель информационно-аналитической компетенции тренеров по игровым командным видам спорта заложены структурные элементы информационноаналитической компетенции (ключевые знания, умения, мотивы, способности), необходимые для успешного выполнения спортивным тренером информационно-аналитической деятельности (рис.1).

Знания

- виды и содержание информации о физическом, функциональном, психологическом состоянии спортсменов, их технико-тактической подготовке;

- методы сбора и анализа текущей информации и ее обработки ;

- основы современных информационных технологий в спорте

Умения

- владеть методами сбора, обработки, анализа полной информации о физическом, функциональном, психологическом состоянии спортсменов, их технико-тактической подготовке;

- проектировать систему информационного обеспечения подготовки спортсменов;

- владеть современными информационными технологиями в спорте

Способности Мотивы

Рис.1. Модель ИАК тренера по игровым командным видам спорта

На основе разработанных теоретических положений нами был проведен констатирующий эксперимент, в ходе которого ставилась цель: выявить уровень сформированности информационно-аналитической компетенции у тренеров по игровым командным видам спорта, выявить недостатки в их информационно-аналитической деятельности и изучить опыт по формированию информационно-аналитической компетенции тренеров.

В исследовании приняли участие 35 тренеров по волейболу, баскетболу, хоккею, футболу из спортивных клубов Москвы, Череповца, Иваново.

- распознавать и быстро оценивать значимость информации;

- быстро усваивать и анализировать новую информацию и хорошо в ней ориентироваться, быстро выявлять ключевые проблемы

- стремление к поиску информации;

- мотив на преобразование и постоянное совершенствование профессиональной деятельности

По результатам экспериментального исследования были сделаны выводы:

1. 80 тренеров экспериментальной группы имеют критический уровень сформированное™ информационно-аналитической компетенции. По информационноаналитическим умениям более высокая самооценка прослеживается у тренеров СВД, самый низкий показатель у тренеров СДЮСШ. По способностям, необходимым в информационно-аналитической деятельности, наиболее высокий показатель у тренеров СДЮСШОР. Самый высокий уровень мотивации к информационно-аналитической деятельности у тренеров СДЮСШОР.

2. У 85 тренеров существует ряд проблем в информационном обеспечении учебно-тренировочного процесса. 85 тренеров отмечают невозможность обработать разнородную информацию, трудности ее систематизации и анализа.

3. 80 тренеров испытывают проблемы в использовании методов сбора информации, адекватных целям управления учебно-тренировочным процессом, новых программ по обработке и систематизации данных на основе современных информационных технологий, информационно-демонстрационных и экспертно-аналитических систем. Тренеры испытывают затруднения в применении информационных технологий для организации процесса получения и обработки профессиональной информации на качественно новом уровне, что обусловлено недостаточной ресурсной обеспеченностью учебнотренировочного и соревновательного процессов. Особо нуждаются в информационноаналитической поддержке профессиональной деятельности тренеры СДЮСШОР.

4. 70 опрошенных тренеров считают, что повышению эффективности их информационно-аналитической деятельности могут способствовать следующие факторы: доступность информации о происходящих в команде процессах, своевременная информированность тренеров и правильная обработка и хранение получаемой информации на основе использования современных информационных технологий, информационнодемонстрационных и экспертно-аналитических систем, в т.ч. компьютера, видеосъемки, приборов «Экспресс-тест».

У спортивных тренеров существует потребность в повышении квалификации в направлении поиска, обработки и использования современной профессиональной информации, использования современных оценочно-аналитических технологий, информационно-демонстрационных и экспертно-аналитических систем для повышения результативности процесса спортивной подготовки.

5. Интенсивное использование в подготовке спортсменов новых технологий и современных методик требует системного подхода к переподготовке и повышению квалификации тренерских кадров, в том числе путем индивидуальной самообразовательной работы в направлении осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности, участия в мастер-классах, сетевых сообществах и т.д.

ЛИТЕРАТУРА

1. Еншин, М.М. Управленческая компетенция тренеров резервного спорта. Модель деятельности тренера как менеджера / М.М. Еншин // Физическое воспитание и детско-юношеский спорт. - 2012. - № 5. - С. 98-110.

2. Марков, К.К. Педагогические и психологические аспекты деятельности тренера по волейболу в тренировочном и соревновательном процессах: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / К.К. Марков; РГАФК. - М., 2001. - 49 с.

3. Полозов, А.А. Информационная модель управления соревновательной деятельностью: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04 / А.А. Полозов. - Омск, 2003. - 304 с.

4. Спенсер, Л.М. Компетенции на работе: пер. с англ. / Л.М. Спенсер-мл., С.М. Спенсер. -М. : HIPPO, 2005. - 373 с.

5. Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения / под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - 5-е изд. - М. : Академия, 2008. - 520 с.

REFERENCES

1. Enshin, M.M. (2012), "Management competence of coaches of reserve sports. Activity model of coach as manager", Physical education and youth sport, No. 5, pp. 98-110.

2. Markov, K.K. (2001), Pedagogical and psychological aspects of activity of the coach on volleyball in training and competitive processes, dissertation, Russian state university of physical culture, sports and tourism, Moscow.

3. Polozov, A.A. (2003), Information model of management of competitive activity, dissertation,

Omsk.

4. Spencer, Lyle M. and Spencer, Signe M. (2005), Competence at Work, HIPPO, Moscow.

5. Ed. Zheleznyak, Y.D. and Portnov, Y.M. (2008), Sports games: equipment, tactics, training technique, Academy, Moscow.

Контактная информация: fedosov.anton@gmail.com

Статья поступила в редакцию 06.06.2014.

УДК 616 -01/09:796.081

ПРОБЛЕМЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ В ГОЛЬФЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕНИЕМ СЛУХА

Владимир Антонович Фесенко, кандидат медицинских наук, Директор, Самарская областная федерация развития гольфа, г. Самара

Аннотация

В статье рассмотрены особенности спортивной подготовки юных спортсменов с ограничением слуха, определенные в результате многолетних педагогических наблюдений учащихся коррекционной школы-интерната № 117 городского округа Самара. Установлены принципиальные отличия педагогических приемов при развитии кинестетических ощущений юных сурдлимпийцев в гольфе по сравнению с обычными методиками.

Ключевые слова: нарушения слуха, сурдлимпийцы, гольф, кинестетические ощущения, вестибулярная устойчивость, прориорецептивная чувствительность.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.06.112.p198-200

PROBLEMS OF SPORTS PREPARATION IN GOLF OF CHILDREN WITH

HEARING RESTRICTION

Vladimir Antonovich Fesenko, the candidate of medical sciences, Director,

Samara Regional Federation of Development of Golf

Annotation

Features of sports training of young athletes with the hearing restriction, defined as a result of the long-term pedagogical supervision of the pupils of the correctional boarding school No. 117 of the city district Samara are considered in this article. Fundamental differences of the pedagogical techniques at development of the kinesthesia of the young surdlimpiyets in golf in comparison with usual techniques are established.

Keywords: hearing disorder, surdlimpiyets, golf, kinesthesia, vestibular stability, prorioreception sensitivity.

Социальная адаптация детей с нарушениями действия различных систем организма - является одной из приоритетных задач государственной политики. По определению Всемирной организации здравоохранения эта задача, в самом общем виде, имеет целью укрепление и сохранение здоровья, как состояния полного душевного, физического и социального благополучия. По различным данным от 6 до 7% населения нашей страны страдают нарушением слуха. По прогнозам Всемирной организации здравоохранения к 2020 году число людей с нарушением слуха увеличится на 30% и достигнет 9% от обще-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.