Reference
1. Aliev M. N., Gadzhiev O. M. Moral education of young athletes by means of physical culture and sport. Izvestija Juzhnogo federal'nogo univer-siteta. Pedagogicheskie nauki [Proceedings of Southern Federal University. Pedagogical Sciences]. 2012. No. 5. Pp. 86-95. (In Russian)
2. Abdulaeva R. M., Aliev M. N. Outdoor games as a means of physical and moral education of children of preschool and younger school age. Fizicheskaja kul'tura, sport i turizm [Physical training, sports and tourism]. 2001. No. 2. Pp. 12-14. (In Russian)
3. Gadzhiev O. M., Magomedov G. I. Gaming technologies as a means of moral education and physical training of young athletes. Izvestija Dage-stanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации
Гаджиев Осман Магомедэминович,
старший преподаватель кафедры спортивных игр, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
Принята в печать 24.11.2016 г.
[Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences]. 2016. No. 1. Pp. 52-56. (In Russian)
4. Mallaev D. M., Gasanova D. I. Teorija i praktika psihotehnicheskih igr. [Theory and practice of psychotechnical games]. Moscow, Vlados Publ., 2013. 149 p. (In Russian)
5. Mallaev D. M. Game theory from the standpoint of the activity approach. Izvestija Dage-stanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki [Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences]. 2007. No. 1. Pp. 16-23. (In Russian)
6. Ushinsky K. D. Sobranie sochineniy [Collected of works]. Vol. 10. Moscow, 1950. 516 p. (In Russian)
INFORMATION ABOUT AUTHOR Affiliation
Osman M. Gadzhiev, senior lecturer, the chair of Sport Games, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Received 24.11.2016.
Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 378
Организационно-педагогические условия развития профессионально значимых качеств тренеров в системе внутришкольного повышения квалификации
© 2017 Исамуллаева Д. Р. 1, Романовская И. А. 2, Трещев А. М. 2
1 Спортивная школа Олимпийского резерва им. Л. А. Тихомировой,
Астрахань, Россия; e-mail: [email protected]
2 Астраханский государственный университет, Астрахань, Россия; e-mail: [email protected]; [email protected]
РЕЗЮМЕ. Цель. Выявление и обоснование организационно-педагогических условий для эффективной организации системы внутришкольного повышения квалификации с целью развития профессионально значимых качеств тренеров. Методы. Анализ теоретической, педагогической и методической литературы, обобщение опыта. Результат. Описаны организационно-педагогические условия, способствующие развитию профессионально значимых качеств тренеров в системе внутришкольного повышения квалификации. Вывод. Выявленные организационно-педагогические условия способствуют повышению эффективности системы внутришкольного повышения квалификации тренеров.
Ключевые слова: внутришкольное повышение квалификации, организационно-педагогические условия, профессионально значимые качества, самообучающаяся организация, спортивная школа, тайм-менеджмент, тренер.
••• Известия ДГПУ. Т. 11. № 1. 2017
••• DSPU JOURNAL. Vol. 11. No. 1. 2017
Формат цитирования: Исамуллаева Д. Р., Романовская И. А., Трещев А. М. Организационно-педагогические условия развития профессионально значимых качеств тренеров в системе внутриш-кольного повышения квалификации // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2017. Т. 11. № 1. С. 47-51.
Organizational and Pedagogical Conditions of the Development of Coaches' Professionally Important Qualities in the Intraschool Professional Development System
© 2°i7 Dilyara R. Isamullaeva 1, Irina A. Romanovskaya 2,
Aleksandr M. Treschev 2
1 Sports School of the L. A. Tikhomirova Olympic Reserve,
Astrakhan, Russia; e-mail: [email protected]
2 Astrakhan State University, Astrakhan, Russia; e-mail: [email protected];
ABSTRACT. Aim. Identifying and justifying of the organizational and pedagogical conditions for the effective organization of the intraschool professional development system for the purpose of coaches' professionally important qualities development. Methods. Analysis of theoretical, pedagogical and methodical literature, generalization of the experience. Result. The authors of the article describe the organizational and pedagogical conditions promoting development of the coaches' professionally important qualities in the intraschool professional development system. Conclusion. The revealed organizational and pedagogical conditions promote the improvement of the effectiveness of the system of coaches' intraschool professional development.
Keywords: intraschool professional development, organizational and pedagogical conditions, professionally important qualities, self-teaching organization, sports school, time-management, coach.
For citation: Isamullaeva D. R., Romanovskaya I. A., Treschev A. M. Organizational and Pedagogical Conditions of the Development of Coaches' Professionally Important Qualities in the Int raschool Professional Development System. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2017. Vol. 11. No. 1. Pp. 47-51. (In Russian)
Введение
В настоящее время требования к специалистам различных сфер профессиональной деятельности возрастают, поэтому спортивные школы, как и многие другие организации, испытывают потребность в квалифицированных специалистах с высоким уровнем развития профессионально значимых качеств. Эта цель может быть достигнута при условии самосовершенствования и самообразования тренеров, при этом особое значение приобретает организация внутришкольного повышения квалификации.
В системе внутришкольного повышения квалификации эффективность развития профессионально значимых качеств тренеров зависит от их готовности к само-
совершенствованию, самореализации и самовыражению, от инициативы, от готовности повышать уровень профессионализма, от способности реализации поставленных задач [2].
Вышесказанное актуализирует необходимость обоснования организационно-педагогических условий развития профессионально значимых качеств тренеров в системе внутришкольного повышения квалификации.
Под организационно-педагогическими условиями мы понимаем комплекс взаимосвязанных мер педагогического процесса, который позволяет обеспечить развитие профессионально значимых качеств тренеров в системе внутришкольного повышения квалификации.
Целью статьи является выявление и обоснование организационно-педагогических условий для эффективной организации системы внутришкольного повышения квалификации с целью развития профессионально значимых качеств тренеров.
Методы
Анализ теоретической, педагогической и методической литературы, обобщение опыта.
Результаты и обсуждение
Анализ литературы позволил выявить следующие организационно-педагогические условия, способствующие наиболее успешному развитию профессионально значимых качеств тренеров в системе внутришкольного повышения квалификации:
1. Актуализация профессионально значимых качеств личности тренера в процессе решения усложняющихся профессиональных задач.
В профессиональной деятельности тренеров предъявляются специфические требования к постоянному развитию профессионально значимых качеств для быстрого реагирования и решения сопутствующих вопросов, для адаптации к различным ситуациям, возникающим в ходе учебно-тренировочных занятий и соревнований, а также для установления продуктивных взаимоотношений в коллективе, со спортсменами и их родителями. Следовательно, тренер на протяжении всей профессиональной деятельности сталкивается с необходимостью решения постоянно усложняющихся профессиональных задач, что актуализирует развитие профессионально значимых качеств, а это эффективно при наличии в спортивной школе системы внутришкольного повышения квалификации [3].
2. Осознание тренером цели развития профессионально значимых качеств личности.
Сущностью функционирования спортивных школ является осуществление внешкольной деятельности детей, что предполагает постоянное развитие профессионально значимых качеств у тренеров. Это, в свою очередь, неразрывно связано с повышением квалификации [4]. Повышая уровень профессионализма, тренер осознает потребность в самосовершенствовании: в участии в различных курсах и семинарах с целью обновления ранее полученных знаний, развития профессионально значи-
мых качеств, поиска новых методов воздействия на воспитанников с учетом закономерностей развития личности и методов подготовки высококвалифицированных спортсменов.
3. Создание внутришкольной системы повышения квалификации тренеров, основанной на учете возможностей образовательного учреждения как самообучающейся организации.
Во многих организациях, в том числе образовательных, особое внимание уделяется развитию человеческих ресурсов, а именно созданию такого коллектива, в котором сотрудники способны совместно решать возникающие задачи, а также эффективно взаимодействовать друг с другом. Именно таким образом обеспечивается высокий уровень развития организации, способствующий своевременному и точному реагированию на внешние изменения [7]. Из этого следует необходимость создания самообучающейся организации.
Понятие «самообучающаяся организация» в научный обиход было введено Питером Сенге в конце XX века и понималось как способность организации создавать, приобретать, передавать и сохранять знания, а также изменяться согласно внешним изменениям [5]. Особенность самообучающейся организации заключается в использовании человеческих ресурсов и таланта, являющихся фактором результативности и целью вкладов в развитие организации [6].
Спортивная школа как самообучающаяся организация способствует совершенствованию тренеров. При этом система внутришкольного повышения квалификации тренеров должна функционировать, исходя из ресурсов (кадровых, технологических, методических, материальных и др.) самой школы.
Эффективность системы внутришколь-ного повышения квалификации зависит от готовности тренеров самосовершенствоваться, развивать профессиональный опыт и мастерство, а также использовать ранее накопленные знания, учитывать собственный опыт, развивать умения решать возникающие проблемы в профессиональной деятельности. Важным в спортивной школе как самообучающейся организации является формирование единства взглядов тренеров, а также коллективное взаимодействие и обучение. Следовательно, воз-
••• Известия ДГПУ. Т. 11. № 1. 2017
••• DSPU JOURNAL. Vol. 11. No. 1. 2017
никает необходимость в организационном обучении тренеров, что способствует повышению результативности деятельности педагогического коллектива и школы в целом.
4. Организация тайм-менеджмента, обеспечивающего эффективность внут-ришкольного повышения квалификации тренеров.
В настоящее время многие люди испытывают большую загруженность, связанную с работой, семьей и личными проблемами, что влечет за собой снижение продуктивности деятельности личности сотрудника организации. Следовательно, важно научиться управлять своим временем, то есть овладеть методом тайм-менеджмента.
Г. А. Архангельский подразумевает под тайм-менеджментом систему, в которой невосполнимое время соответствует целям и ценностям [1].
Суть данного метода заключается в освобождении дополнительного времени для существенного увеличения эффективности организации, а также в контроле использования времени, то есть четкой расстановке дел и сроков их реализации. Тайм-менеджмент позволяет не только эффективно и целесообразно управлять самим собой, но и временем других людей.
Как и многие другие организации, спортивные школы испытывают потребность в использовании тайм-менеджмента. Эта потребность возникает в связи с изменени-
1. Архангельский Г. А. Тайм-драйв. Как успевать жить и работать. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2007. 272 с.
2. Везиров Т. Г., Исаева Л. М. Повышение квалификации педагогических работников в условиях открытого образования // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2015. № 2. С. 36-42.
3. Писарева С. А., Тряпицына А. П. Повышение квалификации педагогов: возможности педагогического вуза в региональной системе образования // Образовательная панорама. 2015. № 2. С. 69-77.
4. Рябичкина Г. В., Стефанова Г. П. Система повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов: региональный
1. Arkhangelsky G. A. Tajm-drajv. Kak uspevat' zhit' i rabotat [Time-drive. How to manage to live
ями в образовательной среде, с растущими требованиями к тренерам, которые должны быть конкурентоспособными.
Заключение
Специфика профессиональной деятельности тренера заключается в проведении учебно-тренировочных занятий согласно возрастной категории и спортивной подготовке, в участии в соревнованиях различного уровня, в проведении методической работы, контроле посещаемости, в организации эффективного взаимодействия с участниками учебно-тренировочного процесса, а также в непрерывном повышении квалификации. Немаловажное значение в профессиональной деятельности тренера имеет самостоятельность, позволяющая оперативно принимать решения, организовывать и планировать свою профессиональную деятельность таким образом, чтобы самосовершенствоваться.
Так как профессиональная деятельность тренера имеет разносторонний характер, то особую актуальность приобретает организация тайм-менеджмента, способного обеспечить эффективность внутришколь-ного повышения квалификации тренеров.
Таким образом, выявленные организационно-педагогические условия эффективно влияют на развитие профессионально значимых качеств тренеров в системе внутришкольного повышения квалификации, что способствует профессиональному росту сотрудников и повышению результативности спортивной школы.
аспект / Перспективы дополнительного профессионального образования: традиции и инновации // Межвузовский сборник научных трудов. Астрахань, 2014. С. 72-77.
5. Сенге П. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающихся организаций. М. : Олимп-бизнес, 1999. 406 с.
6. Трещёв А. М., Сергеева О. А. Развитие профессиональных компетенций сотрудников в самообучающемся университете // Гуманитарные исследования. 2012. № 2. С. 335-342.
7. Широкова Г. В. Создание обучающихся организаций в новом «обществе знаний» // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия «Менеджмент». 2004. № 1. С. 87-94.
and work]. Moscow, Mann, Ivanov and Ferber Publ., 2007. 272 p. (In Russian)
Литература
References
2. Vezirov T. G., Isaev L. M. Professional development of pedagogical workers in the conditions of open education. Nauchnoe obespechenie sistemy povyshenija kvalifikacii kadrov [Scientific providing system of professional development of shots]. 2015. No. 2. Pp. 36-42. (In Russian)
3. Pisareva S. A., Tryapitsyna A. P. Professional development of teachers: possibilities of pedagogical higher education institution in a regional education system. Obrazovatel'naja panorama [The Educational Panorama]. 2015. No. 2. Pp. 6977. (In Russian)
4. Ryabichkina G. V., Stefanova G. P. System of professional development and professional retraining of experts: regional aspect. Perspektivy dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija: tradicii i innovacii. Mezhvuzovskij sbornik nauch-nyh trudov [Prospects of additional professional
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации
Исамуллаева Диляра Ришадовна, тренер спортивной школы Олимпийского резерва по художественной гимнастике им. Л. А. Тихомировой, Астрахань, Россия; e-mail: dilia_ @mail.ru
Романовская Ирина Александровна,
кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики и непрерывного профессионального образования, Астраханский государственный университет (АГУ), Астрахань, Россия; e-mail: [email protected]
Трещев Александр Михайлович, доктор педагогических наук, профессор, проректор по учебной работе, АГУ, Астрахань, Россия; e-mail: [email protected]
education: traditions and innovations. Interuniver-sity collection of scientific works]. Astrakhan, 2014. Pp. 72-77. (In Russian)
5. Senge P. Pjataja disciplina: Iskusstvo i praktika samoobuchajushhihsja organizacij [Fifth discipline: art and practice of the self-training organizations]. Moscow, Olympus-business Publ., 1999. 406 p.
6. Treschev A. M., Sergeeva O. A. Development of professional competences of employees at self-training university. Gumanitarnye issledo-vanija [Humanitarian Researches]. 2012. No. 2. Pp. 335-342. (In Russian)
7. Shirokova G. V. Creation of the trained organizations in the new "society of knowledge". Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Menedzhment» [The Bulletin of Saint Petersburg State University. Series "Management"]. 2004. No. 1. Pp. 87-94. (In Russian)
INFORMATION ABOUT AUTHORS Affiliations
Diliara R. Isamullaeva, a coach, Sports School of the L. A. Tikhomirova Olympic Reserve, Astrakhan, Russia; e-mail: [email protected]
Irina A. Romanovskaia, Ph. D (Pedagogy), assistant professor, the head of the chair of Pedagogy and Continuous Professional Training, Astrakhan State University (ASU), Astrakhan, Russia; e-mail: [email protected]
Aleksandr M. Treschev, Doctor of Pedagogy, professor, vice-rector for academic work, ASU, Astrakhan, Russia; e-mail: a.m.treshev@ gmail.com
Принята в печать 23.11.2016 г.
Received 23.11.2016.