Научная статья на тему 'Развитие профессионально значимых качеств тренеров-преподавателей в процессе внутришкольного повышения квалификации'

Развитие профессионально значимых качеств тренеров-преподавателей в процессе внутришкольного повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
772
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРИШКОЛЬНОЕ ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / МОТИВЫ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА / ТРЕНЕР-ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / IN-SCHOOL CPD / MOTIVES / CPD / PROFESSIONALLY RELEVANT QUALITIES / TRAINER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исамуллаева Диляра Ришадовна

Автор раскрывает основные профессионально значимые качества личности тренера-преподавателя, требующие в условиях современного мира постоянного развития. Отмечена необходимость организации внутришкольного повышения квалификации с целью непрерывного совершенствования профессионализма педагогического коллектива спортивной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Исамуллаева Диляра Ришадовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Development of Professionally Teachers Trainers Relevant Qualities the Process of the In-School CPD

This article reveals the main professionally relevant qualities of the teachers trainers’ personality. There is a need in organizing the in-school CPD aimed to continuous improvement of the professionality of the sports school teaching staff.

Текст научной работы на тему «Развитие профессионально значимых качеств тренеров-преподавателей в процессе внутришкольного повышения квалификации»

Д. Р. Исамуллаева

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ

ТРЕНЕРОВ-ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ВНУТРИШКОЛЬНОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Автор раскрывает основные профессионально значимые качества личности тренера-преподавателя, требующие в условиях современного мира постоянного развития. Отмечена необходимость организации внутришкольного повышения квалификации с целью непрерывного совершенствования профессионализма педагогического коллектива спортивной школы.

Ключевые слова: внутришкольное повышение квалификации, мотивы, повышение квалификации, профессионально значимые качества, тренер-преподаватель.

D. Isamullaeva

THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONALLY TEACHERS TRAINERS RELEVANT QUALITIES THE THE PROCESS OF THE IN-SCHOOL CPD

This article reveals the main professionally relevant qualities of the teachers trainers' personality. There is a need in organizing the in-school CPD aimed to continuous improvement of the professionality of the sports school teaching staff.

Keywords: in-school CPD, motives, CPD, professionally relevant qualities, trainer.

Постоянное развитие и совершенствование профессионализма сотрудников является одним из важнейших факторов успешного функционирования любой организации. Данный тезис особенно актуален в условиях ускорения научно-технического прогресса, что связано с процессом устаревания профессиональных знаний, умений и навыков.

Знания, полученные специалистами в профессиональных образовательных организациях, стремительно устаревают, возникает необходимость их оперативного обновления. В Соединённых Штатах Америки известно понятие «период полураспада компетентности», означающее период времени, за который половина полученных знаний устаревает. Именно этот факт способствует распространению в отечественных и зарубежных компаниях идеи создания системы непрерывного образования

служащих, известной также как концепция «самообучающейся организации» [4].

Следовательно, в рамках предъявления новых требований к персоналу важным становится регулярное обновление, расширение и углубление имеющихся знаний сотрудников организации.

В свете вышеизложенного целесообразным представляется изменение подходов к обучению сотрудников, одним из которых является возможность организации внутрифирменного обучения.

Под внутрифирменной системой обучения персонала понимается такая система подготовки, которая осуществляется непосредственно на территории организации или в корпоративных учебных центрах и основывается на решении проблем, характерных для конкретной организации, а также на индивидуальных задачах и потребностях работника. При этом возмож-

на организация обучения с привлечением как собственных, так и внешних преподавателей.

В современных условиях возрастания значения повышения профессиональной компетентности сотрудников образовательных организаций создание и внедрение системы внутришкольного повышения квалификации педагогических работников стало одной из основных прогрессивных форм внутрифирменного обучения персонала [7].

Под внутришкольным повышением квалификации тренеров-преподавателей мы понимаем процесс в образовательном пространстве спортивной школы, направленный на совершенствование профессиональной компетентности тренеров-преподавателей через обучение их новым знаниям, умениям, навыкам, развитие профессионально значимых качеств, а также через формирование мотивов профессионального развития [3].

Внутришкольное повышение квалификации представляет собой инструмент, посредством которого образовательная организация способна наиболее результативно реагировать на процессы, происходящие в социальной, экономической и технологической сферах, поддерживать достаточный уровень профессиональной компетентности сотрудников, необходимый для обеспечения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг [8].

Степень овладения тренером-преподавателем знаниями, умениями и навыками в процессе внутришкольного повышения квалификации во многом определяет его педагогическое мастерство, личностные и профессионально значимые качества, способствующие эффективному взаимодействию с различными субъектами педагогического процесса, оперативному контролю тренировочного процесса, быстрому реагированию на меняющиеся условия деятельности [6].

Довольно пристальное внимание изучению качеств тренера уделяют зарубежные исследователи. Так, Джон Вуден считает, что профессия тренера адекватна профессии учителя на всех уровнях, включая не только учебную, но и внешкольную работу. Он установил, что овладение информацией зависит от ясности и выразительности изложения, от умения педагога преподносить материал; степень понимания зависит от энергичности педагога и его манеры изложения материала; доброжелательная атмосфера в группе зависит от поведения педагога, который должен умеренно контролировать обучаемых и при этом допускать известную свободу их действий [2].

В педагогической литературе описаны различные классификации профессионально значимых качеств личности педагога. Наибольший интерес применительно к профессии «тренер-преподаватель» представляет деление профессионально значимых качеств на следующие группы: мировоззренческие, нравственные, волевые, интеллектуальные, коммуникативные, перцептивные, аттенционные, мнемические, двигательные.

Профессиональное мировоззрение является стержневым элементом структуры личности тренера-преподавателя, предполагающим наличие, прежде всего, такого качества, как ответственность за формирование активной жизненной позиции воспитанников. Кроме того, на эффективность профессиональной деятельности влияют чёткие педагогические убеждения и осознанное отношение к ценностям и идеалам педагогической профессии.

Безусловным приоритетом в тренировочном процессе можно признать развитие моральных свойств спортсменов, что, в свою очередь, предусматривает наличие у тренера комплекса нравственных качеств. К примеру, уважительное отношение к субъектам педагогического процесса (к воспитанникам, к родителям, к коллегам), гуманизм, добро-

желательность позволят создать благоприятный эмоционально-нравственный климат в спортивной школе. Принципиальность, справедливость, честность являются основой доверия воспитанников к тренеру.

Не менее значимыми являются волевые качества тренера-преподавателя (целеустремленность, настойчивость, решительность, выдержка и самообладание), позволяющие решать сложные профессиональные задачи и конфликтные ситуации.

Интеллектуальные качества способствуют правильному отбору и применению педагогических методов, что обусловливает эффективность деятельности тренера. К таким качествам относят ясность и логичность мышления, его критичность, оперативность мышления, характеризующие способность тренера быстро находить оптимальные решения возникающих профессиональных задач и составляющие интеллектуальную культуру специалиста.

Успеху профессиональной деятельности способствуют и коммуникативные качества, к которым относятся коммуникабельность, вежливость, способность устанавливать и поддерживать контакт с коллегами, с юными спортсменами и их родителями, педагогический такт, проявляющийся в деликатном и чутком отношении к участникам педагогического процесса [5].

Успешность деятельности тренера-преподавателя проявляется, прежде всего, в отношении специалиста к своей профессиональной деятельности и в мотивах, позволяющих целенаправленно осуществлять деятельность. Понятия «мотив» и «потребность» взаимосвязаны, так как формирование и развитие мотивов происходит на основе потребностей, а потребности зависят от причин, побуждающих заниматься той или иной деятельностью. Их можно разделить на три группы.

К первой группе относятся побуждения общественного характера, которые проявляются в желании оказывать помощь и приносить пользу людям.

Вторая группа предполагает ориентацию на получение определенных материальных благ, что является в настоящее время актуальным для удовлетворения материальных и духовных потребностей.

В третью группу включены потребности самовыражения, самореализации и общественного признания, то есть воплощение в реальность своего потенциала, творческих идей и поставленных целей. При этом немаловажен положительный отзыв от других значимых людей (коллег, администрации и др.).

А. А. Русалинова выделяет шесть типов отношений к трудовой деятельности, при этом рассматривается сочетание трех основных типов компонентов: непосредственный интерес к процессу труда, материальная заинтересованность и переживания социальной значимости. Именно их взаимодействие предполагает полную отдачу своей профессии и удовлетворенность специалиста результатами деятельности.

Также существует такой тип отношений, основными компонентами которого являются сознание социальной значимости трудовой деятельности и материальная заинтересованность, но при этом у человека отсутствует интерес к работе. При этом результаты трудовой деятельности положительные, однако специалист реализует свой потенциал не в полной мере. Интерес к собственной работе немаловажен, а его отсутствие приводит к плохому настроению, к неудовлетворенности и к смене работы в дальнейшем.

Важно отметить, что в профессиональной деятельности ключевую роль играет динамика мотивов, которая зависит от жизненных обстоятельств в данный период времени [1].

Один из основных мотивов профессиональной деятельности тренеров-преподавателей заключается в осознании своего призвания, в направленности на воспитание и формирование жизненно важных умений и навыков воспитанников.

Ответственность за

формирование

активной жизненной

позиции

воспитанников,

патриотизм

Уважительность,

доброжелательность,

гуманизм,

принципиальность,

справедливость,

честность

Целеустремленность, настойчивость, решительность, выдержка и самообладание

Ясность, логичность

мышления,

критичность,

оперативность

мышления

Коммуникабельность, вежливость, способность устанавливать и поддерживать контакт с участниками тренировочного процесса,

педагогический такт

Одной из основных амбициозных целей профессиональной деятельности тренера-преподавателя является достижение его воспитанниками наивысшего результата в спорте. Несомненно, каждый тренер-преподаватель стремится подготовить перспективного спортсмена к участию в Олимпийских играх. Но так как потенциал, талант и физические способности спортсменов разные, то, следовательно, участие в соревнованиях какого-либо уровня зависит от степени развития этих качеств. Тренеры-преподаватели сами были спортсменами и участвовали в соревнованиях, и при этом многие из них не достигли тех высот, к которым они привели своих воспитанников.

Очевидно, что есть тренеры-преподаватели, для которых имеет значение материальная часть их профессиональной дея-

тельности. Вместе с тем этот мотив не является ключевым.

Таким образом, спортивные школы испытывают потребность в высококвалифицированных специалистах с высоким уровнем развития профессионально значимых качеств личности. Достижение этой цели возможно не только посредством самосовершенствования и самообразования тренеров-преподавателей, но и в рамках организации внутришкольного повышения квалификации.

В заключение следует отметить, что развитие современной образовательной организации определяется созданием системы генерации и распространения актуальных знаний. В связи с этим особую значимость приобретает внутришкольное повышение квалификации, ориентированное на повышение уровня профессионально значимых качеств педагогических работников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Грачев А. А., Русалинова А. А. Социальное самочувствие человека в организации // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2007. Т. 8. № 30. С. 7-17.

2. Джон Р. Вуден, Джей Карти. Пирамида успеха тренера Вудена. Строительные блоки для лучшей жизни. Киев: Светлая звезда, 2009. 137 с.

3. Исамуллаева Д. Р. Особенности организации внутришкольного повышения квалификации тренеров-преподавателей // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2013. № 12(106). С. 68-72.

4. Короткова Е. В. Организация внутрифирменного обучения персонала в современных условиях: Материалы V Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум — 2013».

5. Пурахин Н. Ф. Мастерство как одно из профессионально значимых качеств тренера по спортивной борьбе // Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта. 2010. № 1 (16). С. 74-78.

6. Романовская И. А. Развитие инновационной позиции преподавателя высшей школы в процессе организационного обучения // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 2; URL: http://www.science-education.ru/108-9093 (дата обращения: 07.05.2013).

7. Трещёв А. М., Исамуллаева Д. Р. Внутрифирменное повышение квалификации педагога в учреждениях дополнительного образования (в сфере физкультуры и спорта) // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 3. С. 101-103.

8. Трещёв А. М., Сергеева О. А. Развитие профессиональных компетенций сотрудников в самообучающемся университете// Гуманитарные исследования. 2012. № 2. С. 335-342.

REFERENCES

1. Grachev A. A., Rusalinova A. A. Sotsial'noe samochuvstvie cheloveka v organizatsi // Izvestija Rossijsko-go gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena. 2007. T. 8. № 30. S. 7-17.

2. Dzhon R. Vuden, Dzhej Karti. Piramida uspeha trenera Vudena. Kijev, 2009.

3. Isamullaeva D. R. Osobennosti organizatsii vnutrishkol'nogo povyshenija kvalifikatsii trenerov-prepodavatelej // Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta. 2013. № 12(106). S. 68-72.

4. Korotkova E. V. Organizatsija vnutrifirmennogo obuchenija personala v sovremennyh uslovijah // Materialy v Mezhdunarodnoj studencheskoj jelektronnoj nauchnoj konferentsii «Studencheskij nauchnyj forum — 2013».

5. Purahin N. F. Masterstvo kak odno iz professional'no znachimyh kachestv trenera po sportivnoj bor'be // Teorija i praktika prikladnyh i ekstremal'nyh vidov sporta. 2010. № 1 (16). S. 74-78.

6. Romanovskaja I. A. Razvitie innovatsionnoj pozitsii prepodavatelja vysshej shkoly v protsesse organizatsionnogo obuchenija // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. 2013. № 2; URL: http://www.science-education.ru/108-9093 (data obrashchenija: 07.05.2013).

7. Treshchjov A. M., Isamullaeva D. R. Vnutrifirmennoe povyshenie kvalifikatsii pedagoga v uchrezhdenijah dopolnitel'nogo obrazovanija (v sfere fizkul'tury i sporta) // Vektor nauki Tol'jattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Pedagogika, psihologija. 2012. № 3. S. 101-103.

8. Treshchjov A. M., Sergeeva O. A. Razvitie professional'nyh kompetentsij sotrudnikov v samoobuchajushchemsja universitete// Gumanitarnye issledovanija. 2012. № 2. S. 335-342.

О. В. Карынбаева

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ К СОЗДАНИЮ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Статья посвящена проблеме подготовки педагогов к интегрированному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. Автором представлена программа подготовки педагогов к созданию благоприятной среды для обучения детей данной категории в массовых школах.

Ключевые слова: подготовка, педагоги, интегрированная образовательная среда, дети с ограниченными возможностями здоровья, общеобразовательные учреждения.

O. Karynbaeva

TRAINING TEACHERS FOR THE DEVELOPMENT OF AN INTEGRATED EDUCATIONAL ENVIRONMENT FOR CHILDREN WITH DISABILITIES IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article deals with the problem of training teacher for the integrated education of children with disabilities in educational institutions. A teacher training program for setting up a favorable environment for the education of children of this category in the public schools is suggested.

Keywords: training, teachers, an integrated educational environment, children with disabilities, general education.

На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигают задачи становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психофизического развития. Причем, тенденции таковы, что дети с ограниченными

возможностями здоровья (ОВЗ) имеют право выбора места и способа обучения. В результате таких преобразований многие ученики с ОВЗ обучаются в условиях интегрированного обучения в общеобразовательных школах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.