Научная статья на тему 'Становление готовности учителя к патриотическому воспитанию подростков в системе внутришкольного повышения квалификации'

Становление готовности учителя к патриотическому воспитанию подростков в системе внутришкольного повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ / ГОТОВНОСТЬ УЧИТЕЛЯ К ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ / ВНУТРИШКОЛЬНОЕ ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНТЕРАКТИВНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ПОДРОСТКИ / PEDAGOGICAL ASSISTANCE / TEACHER'S WILLINGNESS TO PATRIOTIC EDUCATION / INTRASCHOOL FURTHER TRAINING / PROFESSIONAL COMPETENCY / INTERACTIVE EDUCATIONAL PROGRAMME / TEENAGERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьмин А.М., Домбровская М.Г.

Проблема и цель. В статье представлено описание развития готовности учителя к патриотическому воспитанию в рамках внутришкольного повышения квалификации. Цель статьи теоретическое и экспериментальное обоснование эффективности педагогического содействия становлению готовности учителя к патриотическому воспитанию в системе внутришкольного повышения квалификации.Методология. В исследовании авторы опираются на работы Н. М. Борытко, Л. В. Поветьевой, Г. Н. Серикова, В. А. Сластенина и др. Авторы приводят описание интерактивно-образовательного курса «Я патриот», реализованного в рамках внутришкольного повышения квалификации. В характеристике курса представлены диагностические методики оценивания критериев становления готовности учителя к воспитанию патриотизма подростков, тематическое планирование образовательной программы. Использование данной программы показало себя как эффективное средство развития профессиональной компетентности педагога в патриотическом воспитании подростков. В исследовании показаны результаты апробации интерактивно-образовательного курса «Я патриот» на базе МБОУ «Лицей № 88 г. Челябинска» и МАОУ «СОШ № 73 г. Челябинска».В заключении приведены итоги опроса респондентов, которые отмечают практическую пользу представленного курса «Я патриот» и готовы использовать его в своей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teacher’s Willingness to Patriotic Education Among Teenagers in the System of Intraschool Further Training

Issue and objective. There is a description of teacher’s willingness to patriotic education within intraschool further training in the given article. The objective of the article is theoretical and experimental confirmation of efficiency of pedagogical assistance in the context of teacher’s willingness to patriotic education among teenagers in the system of intraschool further training.Methodology. During the research the authors base on the works of Borytko N. M., Povetyeva L.V., Serikova G. N., Slastenina V. A., etc. The authors describe interactive educational course “I am a patriot” that is implemented within intraschool further training. The course is characterized by diagnostic methods of criteria assessment of teacher’s willingness to patriotic education among teenagers, thematic planning of the educational programme. The usage of the given programme has proved to be an effective tool to develop professional competence of the teacher in the context of patriotic education among teenagers. There are the results of testing within interactive educational course “I am a patriot” based on Municipal Budgetary General Education Institution “Lyceum №88, Chelyabinsk” and Municipal Independent General Education Institution “Secondary School № 73, Chelyabinsk” in the research.In conclusion there are the results of respondents’ polling that mark practical benefit of the presented course “I am a patriot” and are eager to use it in their career.

Текст научной работы на тему «Становление готовности учителя к патриотическому воспитанию подростков в системе внутришкольного повышения квалификации»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

DOI: 10.15293/1813-4718.1901.06 УДК 371.14

Домбровская Мария Геннадьевна

Аспирант кафедры педагогики, Уральский государственный университет физической культуры, stojmasha@yandex.ru, ORCID 0000-0003-2264-9102, Челябинск

Кузьмин Андрей Михайлович

Доктор педагогических наук, профессор кафедры управления физической культурой, Уральский государственный университет физической культуры, kuzminaa74@mail.ru, ORCID 0000-0001-9569-4321, Челябинск

СТАНОВЛЕНИЕ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ К ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ПОДРОСТКОВ В СИСТЕМЕ ВНУТРИШКОЛЬНОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация. Проблема и цель. В статье представлено описание развития готовности учителя к патриотическому воспитанию в рамках внутришкольного повышения квалификации. Цель статьи - теоретическое и экспериментальное обоснование эффективности педагогического содействия становлению готовности учителя к патриотическому воспитанию в системе внутришкольного повышения квалификации.

Методология. В исследовании авторы опираются на работы Н. М. Борытко, Л. В. По-ветьевой, Г. Н. Серикова, В. А. Сластенина и др. Авторы приводят описание интерактивно-образовательного курса «Я - патриот», реализованного в рамках внутришкольного повышения квалификации. В характеристике курса представлены диагностические методики оценивания критериев становления готовности учителя к воспитанию патриотизма подростков, тематическое планирование образовательной программы. Использование данной программы показало себя как эффективное средство развития профессиональной компетентности педагога в патриотическом воспитании подростков. В исследовании показаны результаты апробации интерактивно-образовательного курса «Я - патриот» на базе МБОУ «Лицей № 88 г Челябинска» и МАОУ «СОШ № 73 г. Челябинска».

В заключении приведены итоги опроса респондентов, которые отмечают практическую пользу представленного курса «Я - патриот» и готовы использовать его в своей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: педагогическое содействие, готовность учителя к патриотическому воспитанию, внутришкольное повышение квалификации, профессиональная компетентность, интерактивно-образовательная программа, подростки.

Введение. В связи с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта РФ основного общего образования, личностные результаты обучающихся по освоению основной образовательной программы должны включать в себя воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, знание культуры своего наро-

да, своего края [6]. Ключевую роль в воспитании патриотизма играет учитель, который знает и уважает историю, ценности, культуру, традиции своего народа, считает права и свободы личности высшей ценностью, воспитывает в школьниках взаимоуважение, трудолюбие, высокие нравственные качества, гражданственность, патриотизм, уважительное отношение

к языкам, культуре и традициям других народов, ответственность, бережное отношение к природе и окружающей среде.

Педагогу в условиях глобальных изменений в сфере образования необходимо постоянно развиваться и совершенствоваться в профессиональной деятельности. Результаты работы учителя зависят как от того, насколько талантлив педагог, так и от его готовности к применению знаний и опыта работы, способности своевременно выявлять ошибки и корректировать их, а также от умения самостоятельно находить новую и актуальную информацию, творчески подходить к профессиональной деятельности. Все эти качества могут быть достигнуты при правильно и своевременно организованной системе повышения квалификации.

Сегодня существуют различные направления непрерывного педагогического образования учителей. Одним из наиболее эффективных направлений в повышении уровня готовности к патриотическому воспитанию является внутришкольное повышение квалификации, т. к. у педагога есть возможность повысить уровень готовности к воспитанию патриотизма, не отрываясь от профессиональной деятельности, и полностью удовлетворить потребность в профессиональном самообразовании.

Целью настоящего исследования является теоретическое и экспериментальное обоснование эффективности педагогического содействия становлению готовности учителя к патриотическому воспитанию в системе внутришкольного повышения квалификации.

Методологическую основу исследования составили работы, в которых изучаются особенности педагогического содействия (Л. Г. Бобкова, Г. Н. Серикова, Л. Б. Черепановой, Г. Н. Щевчук и др.), рассматриваются вопросы готовности учителя к профессиональной деятельности (И. В. Албутовой, Д. Н. Дементьева, И. Ф. Исаева, В. А. Сластёнина и др.), обо-

снована эффективность внутришкольных курсов повышения квалификации для педагогов (Н. М. Борытко, М. И. Докучаевой, В. С. Калита, Л. И. Поветьевой, А. П. Ситник и др.).

Исследовательская часть. В государственном образовательном стандарте основного общего образования прописаны требования к повышению уровня образовательного процесса, неотъемлемой частью которого является воспитание патриотизма, чувства долга, ответственности перед своим Отечеством [6]. Успех реализации выдвинутых целей и задач во многом определяется качеством профессиональной подготовки современного учителя. Однако, как показывает практика, большинство современных педагогов в должной мере не готовы к качественному воспитанию патриотизма подростков, что связано с недостаточным уровнем знаний, слабой мотивацией, низким уровнем развития патриотического сознания. В связи с этим, на наш взгляд, необходимо больше внимания акцентировать на педагогическое содействие становлению готовности учителя к воспитанию патриотизма.

В рамках нашего исследования мы рассматриваем педагогическое содействие как оказание помощи учителю в становлении готовности к патриотическому воспитанию подростков. С практической точки зрения это обозначает поддержку учителя в его профессиональной деятельности, создание условий, способствующих становлению готовности учителя к воспитанию патриотизма подростков.

Процесс педагогического содействия основывается на положениях гуманного образования, предусматривающего учет индивидуальных способностей и возможностей педагогов. В рамках педагогического содействия необходимо оказать помощь учителям в совершенствовании их профессиональных качеств в воспитательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей. В таком случае можно быть

в большей степени уверенным в направленности и целесообразности педагогического содействия.

Понятие «готовность учителя к патриотическому воспитанию подростков» нами рассматривается как интегративное качество личности учителя, которое основывается на владении правовыми, теоретическими, практическими, методическими, психолого-педагогическими компетенциями (знаниями, умениями и приемами деятельности), направленными на воспитание мотивов, ценностей и установок, определяющих отношение обучающихся к Родине и Отечеству.

Педагогическое содействие становлению готовности учителя к воспитанию патриотизма подростков возможно осуществить в системе внутришкольного повышения квалификации.

На сегодняшний день существуют различные направления непрерывного педагогического образования учителей:

- профессиональная подготовка в вузе;

- повышение квалификации и профессиональная переподготовка;

- внутришкольное повышение квалификации;

- самообразование как целенаправленная познавательная деятельность учителя по самостоятельному изучению научно-педагогической и методической литературы.

Повышение профессиональной квалификации учителя рассматривается российским трудовым законодательством в качестве прямой его служебной обязанности. Повышение квалификации - это обновление, расширение и углубление учителем теоретических знаний, формирование, развитие, коррекция и адаптация практических навыков решения задач, связанных с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных образовательных методов и технологий [5].

В европейских странах (Германия, Великобритания, Бельгия, Франция, Испания

и др.) большое распространение получило внутришкольное образование как форма организации повышения квалификации учителей, позволяющая согласовать подготовку педагогов с потребностью образовательного учреждения. Внутришкольное образование педагогов происходит регулярно и без отрыва от работы [7, с. 195].

Д. С. Молоков считает, что понятие «повышение квалификации» - это подготовка, представляющая собой учебную деятельность учителя, направленную на достижение более высокой ступени его профессионального мастерства или расширение спектра умений и навыков, а также это форма освоения прогрессивного опыта, целью которого является повышение эффективности труда педагога [4, с. 14].

Система непрерывного образования понимается Н. М. Борытко [4] не как курсовое повышение квалификации, а как вну-тришкольное методическое образование педагога, так как общепринятые курсы повышения квалификации учителя являются эпизодичными и не позволяют педагогу совмещать их с основной работой, тем самым не позволяют полностью удовлетворить потребность учителя в постоянном профессиональном самообразовании.

Внутришкольное повышение квалификации, по мнению ученых (Н. М. Борытко [1, с. 175], Н. А. Заруба [3, с. 190], И. В. Ва-сютенкова [2, с. 143] и др.), представляет собой обобщенную, динамичную, целостную образовательную систему, направленную на предоставление педагогам новых знаний, умений и навыков, и наиболее приближенную к потребностям педагога в образовании в той или иной области. Процесс внутришкольного повышения квалификации обладает некоторыми преимуществами в отличии от традиционных курсов:

- ориентирован на решение конкретных проблем (в нашем случае педагогическое содействие учителю в становлении готовности к воспитанию патриотизма подростков);

- реализуется без отрыва от работы педагога, это позволяет осваивать новые знания и сразу применять их в своей профессиональной деятельности;

- способствует развитию педагогического коллектива, создает условия для мотивации самообразования педагога.

Целью внутришкольного повышения квалификации педагога в рамках нашего исследования является педагогическое содействие становлению готовности учителя в воспитании патриотизма подростков, что предполагает овладение комплексом теоретических знаний, практических умений и навыков в области патриотического воспитания.

Реализация системы внутришкольного повышения квалификации по патриотическому воспитанию направлена на решение следующих задач:

- повышение компетенции учителя по актуальным проблемам патриотического воспитания, модернизация дидактических и методических знаний, необходимых для эффективной воспитательной работы в области патриотизма;

- совершенствование знаний педагогов о содержании и методах патриотического воспитания;

- повышение уровня мотивации учителя к самообразованию и саморазвитию.

Функции системы внутришкольного повышения квалификации реализуются на основании задач исследования и направлены на обогащение, усовершенствование компетенции педагога в области патриотического воспитания, формирование ценностей учителя-патриота, содействие в становлении готовности учителя к воспитанию патриотизма подростков, мотивирование педагога в самообразовании и самосовершенствовании.

В рамках нашего исследования вну-тришкольное повышение квалификации педагогов в воспитании патриотизма осуществляется через интерактивный образовательный курс «Я - патриот». Интерак-

тивный образовательный курс рассчитан на 37 часов. Реализация данного курса происходит поэтапно:

- 1-й этап (19 часов) - руководитель интерактивной программы «Я - патриот» проводит консультацию с педагогами о цели и задачах курса внутришкольного повышения квалификации по патриотическому воспитанию подростков. Выдает пакет документов (1-7 темы теоретической части) для самостоятельного изучения, делает пояснения. Во время первой встречи с учителями руководитель проводит вводную диагностику. На вводную, промежуточную и заключительную диагностику отводится 6 часов. На первом этапе происходит освоение педагогами теоретических знаний о патриотическом воспитании: сущность понятий «патриотизм», «патриот», «патриотическое воспитание», актуальность патриотического воспитания; нормативно-правовые документы в области воспитания патриотизма; направления патриотического воспитания подростков; особенности подросткового возраста в воспитании патриотизма; педагогические технологии воспитания патриотизма и т. д.

- 2-й этап (18 часов) - практическая часть, где у учителей есть возможность апробировать на себе интерактивные занятия по патриотическому воспитанию. Занятия проводит руководитель интерактивного курса.

Результаты освоения педагогами интерактивного образовательного курса «Я - патриот» оценивались диагностическими методиками, проводимыми на констатирующем и контрольном этапах исследования. В таблице 1 показаны диагностические методики, оценивающие показатели готовности педагога к патриотическому воспитанию подростков.

В таблице 2 показано тематическое планирование интерактивного образовательного курса внутришкольного повышения квалификации педагогов «Я - патриот».

Таблица 1

Диагностические методики оценивания критериев становления готовности учителя к воспитанию патриотизма подростков

Критерий Показатель готовности Диагностические методики

Мотивационно-ценностный Мотивация на совершенствование профессиональных качеств Тест (А. А. Карелина)

Приоритетные ценности учителя Социально значимые ценности (Г. Сенин)

Психологическую готовность учителя к воспитательной деятельности Психологический портрет учителя (Н. А. Ольшанская)

Уровень сформированности социальной ответственности личности Шкала социальной ответственности Л. Берковица и К. Луттермана (по К. Муздыбаеву)

Когнитивный Теоретические знания в области патриотического воспитания Диагностические задания, упражнения

Методические знания в области патриотического воспитания Анкетирование

Деятельно стный Аналитические умения Диагностические задания, упражнения

Проективные умения Анкетирование

Организационные умения Экспресс-диагностика организаторских способностей (Н. П. Фетискин)

Коммуникативные умения Уровень коммуникативной толерантности (В. В. Бойко) [11, с. 174]

Результаты исследования. Апробация интерактивно-образовательного курса осуществлялась на базе МБОУ «Лицей № 88 г. Челябинска» и МАОУ «СОШ № 73 г. Челябинска» в период с 2016 по 2017 года, где приняли участие учителя, работающие с обучающимися 5-9 классов (подростки). Цель курса «Я - патриот» -создание условий для педагогического содействия становлению готовности учителя к воспитанию патриотизма подростков в рамках внутришкольного повышения квалификации.

Эффективность результатов внедрения интерактивно-образовательного курса «Я - патриот» по повышению уровня профессиональной компетентности педагогов в области патриотического вос-

питания проверялась с помощью диагностических методик,указанных в таблице 1. Диагностический инструментарий применялся для оценки трех выделенных компонентов готовности учителя к патриотическому воспитанию: мотива-ционно-ценностный, когнитивный и диагностический.

В процессе обобщения результатов исследования была отмечена положительная динамика обозначенных компонентов готовности педагога к воспитанию патриотизма подростков экспериментальной группы. Для проверки продуктивности итогов исследования был применен метод математической статистики ^критерий Стьюдента. Данные расчетов ^критерия Стьюдента показаны в таблице 3.

Таблица 2

Тематическое планирование интерактивного куса «Я - патриот»

№ Тема Часы

Теоретическая часть

1 Вводное консультирование, входная диагностика (констатирующий этап) 3

2 Сущность понятий «патриотизм», «патриот», «патриотическое воспитание», актуальность патриотического воспитания 2

3 Нормативно-правовые документы в области воспитания патриотизма 2

4 Направления патриотического воспитания подростков 2

5 Особенности подросткового возраста в воспитании патриотизма 2

6 Педагогические технологии воспитания патриотизма 4

7 Психолого-педагогические основы диагностики уровня патриотизма обучающихся 2

8 Компетенции учителя, готового к воспитанию патриотизма 2

Практическая часть

5 класс (10-11 лет) 1. Я - патриот? 1

2. Моя малая Родина 2

6 класс (11-12 лет) 1. Ценности патриота 1

2. Моя страна - моя Родина 2

7 класс (12-13 лет) 1. Права и обязанности гражданина 2

2. Активная гражданская позиция 2

8 класс (13-14 лет) 1. Я и мой народ 2

2. Толерантность 1

9 класс (14-15 лет) 1. Ответственность и долг перед Родиной 2

2. Я - патриот! 1

Итоговая диагностика (контрольный этап) 2

Таблица 3

Данные расчетов ^критерия Стьюдента (экспериментальная группа)

^критерий Стьюдента Мотивационно-ценностный Когнитивный Деятельностный

t эмп 10,0 5,0 6,0

t крит 3,8 3,8 3,8

Примечание: tзш¡ — значение, полученное в эксперимен

Анализ результатов наблюдений, анкетирование подростков, педагоги которых принимали участие в эксперименте, подтвердил положительное влияние используемого интерактивно-образовательного

?крит - табличное значение.

курса «Я - патриот» на повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в сфере патриотического воспитания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение. Уровень профессиональ-

ной компетентности педагога в сфере патриотического воспитания напрямую зависит от своевременности, качества, актуальности повышения квалификации. В статье представлено одно из приоритетных направлений непрерывного педагогического образования - внутришкольное повышение квалификации. Именно в данной форме нами реализован интерактив-

но-образовательный курс «Я - патриот». Результаты проведенного исследования показали положительную динамику готовности учителя к патриотическому воспитанию подростков. В ходе опроса респонденты отметили существенную практическую пользу представленного курса «Я - патриот» и готовность использовать его в своей профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. Борытко Н. М. Теория и практика становления профессиональной позиции педагога-воспитателя в системе непрерывного образования: дис. ... д-ра пед. наук. - Волгоград, 2001. - 274 с.

2. Васютенкова И. В. Развитие профессионально-личностного потенциала педагога в системе постдипломного образования в современных социокультурных условиях // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2015. -С. 141-148.

3. Заруба Н. А., Лехтина Л. П. Адаптивное управление формированием профессиональной компетентности учителя средствами повышения квалификации // Вестник КемГУКИ. -2015. - № 31. - С. 188-193.

4. Молоков Д. С. Предпосылки становления и развития непрерывного педагогического образования // Ярославский педагогический вестник. - 2017. - № 2. - С. 13-18.

5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ [Электронный ресурс]. -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_34683/ (дата обращения: 10.11.2018).

6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 01.03.2012. No 413 [Электронный ресурс]. - URL: http:минобрнауки.рф/докумен-ты/543 (дата обращения: 20.09.2018).

7. oberhuemer P. Fort- und Weiterbildung frühpädagogischer Fachkräfte im europäischen Vergleich. - München: DJI, 2014. - 392 s.

Поступила в редакцию 20.11.2018

Dombrovskaya Maria Gennadievna

Postgraduate Student of chair of Pedagogy, Ural State University of Physical Education, stojmasha@yandex.ru, ORCID 0000-0001-9569-4321, Chelyabinsk

Kuzmin Andrey Mikchailovich

Dr. Sci. (Pedagog.), Professor of Physical Education chair, Ural State University of Physical Education, kuzminaa74@mail.ru, ORCID 0000-0003-2264-9102, Chelyabinsk

TEACHER'S WILLINGNESS TO PATRIOTIC EDUCATION AMONG TEENAGERS IN THE SYSTEM OF INTRASCHOOL FURTHER TRAINING

Abstract. Issue and objective. There is a description of teacher's willingness to patriotic education within intraschool further training in the given article. The objective of the article is theoretical and experimental confirmation of efficiency of pedagogical assistance in the context of teacher's willingness to patriotic education among teenagers in the system of intraschool further training.

Methodology. During the research the authors base on the works of Borytko N. M., Pove-tyeva L.V., Serikova G. N., Slastenina V. A., etc. The authors describe interactive educational course "I am a patriot" that is implemented within intraschool further training. The course is

characterized by diagnostic methods of criteria assessment of teacher's willingness to patriotic education among teenagers, thematic planning of the educational programme. The usage of the given programme has proved to be an effective tool to develop professional competence of the teacher in the context of patriotic education among teenagers. There are the results of testing within interactive educational course "I am a patriot" based on Municipal Budgetary General Education Institution "Lyceum №88, Chelyabinsk" and Municipal Independent General Education Institution "Secondary School № 73, Chelyabinsk" in the research.

In conclusion there are the results of respondents' polling that mark practical benefit of the presented course "I am a patriot" and are eager to use it in their career.

Keywords: pedagogical assistance, teacher's willingness to patriotic education, intraschool further training, professional competency, interactive educational programme, teenagers.

References

1. Borytko, N. M., 2001. Theory and practice of the formation of the professional position of the teacher-educator in the system of continuous education. Volgograd, 274 p. (In Russ.)

2. Vasyutenkova, I. V., 2015. The development of professional and personal potential of the teacher in the system of postgraduate education in the contemporary social and cultural conditions. News of the A. I. Herzen Russian State Pedagogical University, pp. 141-148. (In Russ., abstract in Eng.)

3. Zaruba, N. A., Lehtina, L. P., 2015. Adaptive control of the formation of the teacher's professional competence with the means of advanced qualification training. Bulletin KemGUKI, 31, pp. 188-193. (In Russ., abstract in Eng.)

4. Molokov, D. S., 2017. Prerequisites of Continuous Pedagogical Education Formation and Development. Yaroslavsky pedagogical journal, 2, pp. 13-18. (In Russ., abstract in Eng.)

5. Labor, Code of the Russian Federation dated 30 December 2001, No 197-FZ. [online]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_34683/ (accessed: 10.11.2018). (In Russ.)

6. Federal State Educational Standard of Basic General Education dated 1 March 2012. No 413. [online]. Available at: http:MHHo6pHayKH.p$/ goKyMeHTLi/543 (accessed: 20.09.2018). (In Russ.)

7. Oberhuemer, P., 2014. Continuing education of early childhood educators in European comparison. Munich: DJI Publ., 392 p. (In Deut.)

Submitted 20.11.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.