Научная статья на тему 'Методика становления готовности педагога к патриотическому воспитанию подростков'

Методика становления готовности педагога к патриотическому воспитанию подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
626
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА / METHOD / ГОТОВНОСТЬ / WILLINGNESS / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PATRIOTIC EDUCATION / ПЕДАГОГ / TEACHER / ПОДРОСТКИ / TEENAGERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Домбровская М.Г.

Проблема и цель. В статье представлена методика повышения уровня готовности педагога к патриотическому воспитанию подростков. Выявлена актуальность и социальная значимость педагога, готового к патриотическому воспитанию. Цель статьи описать методику становления готовности педагога к патриотическому воспитанию подростков. Разработка методики рассматривается в контексте реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».Методология. Методика представляет единство цели, принципов, содержания, форм, методов и средств педагогического содействия, направленных на достижение качественных изменений в становлении готовности педагога к воспитанию патриотизма. В методике описаны этапы становления готовности учителя, дана подробная характеристика некоторых форм и методов педагогического содействия.В заключении делаются выводы об эффективных результатах внедрения методики на базе двух школ города Челябинска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Method of Teacher’s Willingness to Patriotic Education Among Teenagers

Issues and goals. There is the method that is aimed at level increase of teacher’s willingness to patriotic education among teenagers in the given article. Actual continuity and social proof of the teacher’s willingness to patriotic education among teenagers have been found. The goal of the article is to describe the method of teacher’s willingness to patriotic education among teenagers. Method development is considered in the context of Federal law implementation “Concerning Education in the Russian Federation” and State Programme “Patriotic education among citizens of the Russian Federation during 2016-2020”.Methodology. The methodology is a unity of purpose, principles, content, forms, methods and facilities of pedagogical assistance that are aimed at achieving qualitative change in teacher’s willingness to patriotic education. The development stages of teacher’s willingness have been described in the methodology; a detailed description of some forms and methods of pedagogical assistance has also been given.There are findings about effective results of method implementation based on two schools inChelyabinsk in conclusion.

Текст научной работы на тему «Методика становления готовности педагога к патриотическому воспитанию подростков»

УДК 373.2/.5+374+37.0

Домбровская Мария Геннадьевна

Аспирант кафедры педагогики, Уральский государственный университет физической культуры, stojmasha@yandex.ru, Челябинск

МЕТОДИКА СТАНОВЛЕНИЯ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ПОДРОСТКОВ

Аннотация. Проблема и цель. В статье представлена методика повышения уровня готовности педагога к патриотическому воспитанию подростков. Выявлена актуальность и социальная значимость педагога, готового к патриотическому воспитанию. Цель статьи - описать методику становления готовности педагога к патриотическому воспитанию подростков. Разработка методики рассматривается в контексте реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».

Методология. Методика представляет единство цели, принципов, содержания, форм, методов и средств педагогического содействия, направленных на достижение качественных изменений в становлении готовности педагога к воспитанию патриотизма. В методике описаны этапы становления готовности учителя, дана подробная характеристика некоторых форм и методов педагогического содействия.

В заключении делаются выводы об эффективных результатах внедрения методики на базе двух школ города Челябинска.

Ключевые слова: методика, готовность, патриотическое воспитание, педагог, подростки.

Введение. Одной из целей государственной политики в сфере образования является патриотическое воспитание подрастающего поколения. В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» декларируется цель -«создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышение уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепление чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечение преемственности поколений россиян, воспитание гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию» [8]. В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования определены личностные результаты освоения основной образовательной программы,

которые должны отражать «воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края» [9].

Успех реализации целей и задач государственных образовательных стандартов во многом зависит от качества профессиональной подготовки учителя, т. к. именно педагог выполняет многочисленные социально значимые функции, влияет на формирование патриотических качеств подрастающего поколения. Как показывают наши наблюдения и опросы в ряде учебных заведений г. Челябинска (МБОУ Лицей № 88 и МАОУ СОШ № 73), степень сформированности патриотического сознания, убеждений, чувств современных школьников (в частности подростков) далеко неоднозначна. Несмотря на то что большинство учащихся считают себя па-

триотами, их представления о патриотизме достаточно поверхностны и размыты (21 % опрошенных не могут дать определение понятию «патриотизм»). Данная ситуация является следствием того, что сами педагоги во многом имеют недостаточный уровень знаний о патриотизме и слабую мотивацию на работу по его воспитанию у своих подопечных.

Целью данного исследования является описание методики становления готовности педагога к патриотическому воспитанию подростков.

Методологическую основу исследования составили работы, посвященные проблеме патриотизма (В. Н. Аверкин, А. Н. Вырщиков, Б. Б. Гармаев, В. Г. Крысь-ко, М. Б. Кусмарцев, М. В. Циулина и др.) раскрывающие проблему патриотического воспитания (И. А. Агапова, С. Т. Алиева, А. К. Быков, А. Н. Вырщиков, Н. К. Горина, Г. Я. Гревцева, Н. Н. Дубинина и др.), представляющие изучение термина «готовность» (П. С. Горностай, А. Б. Леонов, А. Ребер, В. А. Сластенин, В. А. Хайкин и др.), содержащие описание эффективных технологий образования (М. В. Кларин, И. П. Подласый, Т. С. Панина, С. Б. Ступина и др.).

Исследовательская часть. Говоря о патриотическом воспитании, необходимо уделить внимание понятию «патриотизм». Понимание патриотизма в современном социуме характеризуется многообразием и неоднозначностью. Чаще всего патриотизм трактуется как любовь к Родине, проявления чувства гордости за свое Отечество, исторические свершения народа, совокупность идей, убеждений, действий, направленных на процветание Родины. На основании данных определений понятие «патриотизм» будем понимать как целостность духовно-нравственных, гражданских и идейных качеств личности, которые проявляются в активной общественной деятельности, направленной на укрепление и процветание Отечества.

Исходя из этого патриотическое воспитание представляет собой сложную систему, включающую множество взаимосвязанных элементов, взаимоотношений воспитателя и воспитанника, направленных на формирование личности, обладающей патриотическими качествами.

Готовность к патриотическому воспитанию мы рассматриваем как интегративное качество личности учителя, которое основывается на владении правовыми, теоретическими, практическими, методическими, психолого-педагогическими компетенциями (знаниями, умениями и приемами деятельности), направленными на воспитание мотивов, ценностей и установок и определяющими отношение учащихся к Родине и Отечеству.

В современной научно-педагогической литературе понятие «методика» рассматривается как: «отрасль педагогической науки, предметом которой является сложный педагогический феномен, интегрирующий процессы обучения или воспитания» [10, с. 135]; «составная часть педагогики, в которой рассматривается процесс обучения определенному предмету, разрабатываются нормативные требования к содержанию, преподаванию и учению» [6, с. 73]; методика создается на основе концептуальных идей и методологических подходов, представляет собой совокупность установок, включает в себя методы, приемы, средства, инструкции и т. д. [1, с. 34].

Решение проблемы разработки методики становления готовности педагога к патриотическому воспитанию заключается не в изолированном подборе методических механизмов, а в построении единой интегрированной системы взаимодействующих инструментариев. Разработанная методика предполагает единство цели, принципов, содержания, форм, методов и средств педагогического содействия становлению готовности учителя к патриотическому воспитанию подростков.

Целью разработки методики является достижение качественных изменений в становлении готовности учителя к воспитанию патриотизма.

Любая методика проектируется и реализуется на базе определенных принципов. Ключевыми принципами методики являются следующие:

- субъектность (учитель осмысливает свои действия в процессе воспитания патриотизма подростков, предвидит их последствия, оценивает себя как носителя знаний о патриотизме);

- целесообразность (обеспечивает отбор методов, средств и форм становления готовности учителя к воспитанию патриотизма, с целью формирования профессионально важных качеств, знаний и умений);

- осознанная перспектива (понимание учителем близких, средних и дальних целей становления своей готовности к воспитанию патриотизма подростков);

- актуализация (безотлагательное применение на практике приобретенных учителем патриотических знаний, умений и навыков);

- элективность (представление учителю возможности самому определять содержание, формы, методы, источники информации, средства воспитания патриотизма подростков).

Методика включает в себя три последовательных этапа становления готовности учителя к патриотическому воспитанию.

Первый этап - мотивационный, является основополагающим и предполагает формирование мотивации учителя к воспитанию патриотизма: создание благоприятных условий - психологический климат, возможность самообразования, самосовершенствования, доказательство потребности современного общества в учителе, компетентном в патриотическом воспитании, предоставление информации о патриотическом воспитании в доступной форме. Методика формирования мотивации учителя в рамках нашего исследования за-

ключается в первоначальной диагностике уровня готовности педагога к патриотическому воспитанию подростков, выявлению его мотивации на совершенствование профессиональных качеств и представление ему в готовом виде побуждений, целей, идеалов, мотивов, которые должны у него сформироваться в ходе педагогического содействия и которые сам учитель должен постепенно преобразовать из внешне осознаваемых во внутренне принимаемые и реально действующие.

Второй этап - содержательный, он тесно связан с предыдущим этапом, т. к. именно на основе заинтересованности учителей в повышении уровня готовности к патриотическому воспитанию можно выстраивать процесс обеспечения педагогов теоретическими и методическими знаниями в области патриотического воспитания и формировать у них умения и навыки работы в указанной области. Содержательный этап содержит два блока: теоретический и практический. Теоретический блок направлен на развитие знания нормативно-правовых документов по патриотическому воспитанию, истории развития патриотического воспитания, современных концепций и подходов патриотического воспитания. Практический блок включает информацию, влияющую на развитие умения планировать, организовывать и осуществлять работу по патриотическому воспитанию, использовать актуальные педагогические технологии в воспитательной работе, а также формирование навыков работы с научной, методической, психолого-педагогической, литературой и периодическими изданиями по проблеме патриотического воспитания. Содержательный этап является основополагающим, т. к. на данном этапе происходит создание основы, влияющей на уровень становления готовности педагога к патриотической деятельности.

Третий этап - аналитико-коррекци-онный предполагает анализ, оценку, кор-

рекцию и подведение итогов процесса становления готовности учителя к патриотическому воспитанию.

Содержательный блок методики ста-

новления готовности педагога к патриотическому воспитанию представляет собой педагогические условия, показанные в таблице 1.

Таблица 1

Педагогические условия становления готовности учителя к патриотическому воспитанию

Педагогические условия Задачи Способы (методы, средства, формы)

Разработанно сть технологии педагогического содействия становлению готовности учителя к воспитанию патриотизма подростков - Формирование положительной мотивации учителя к воспитанию патриотизма подростков. - Формирование теоретических, нормативных, методических, психолого-педагогических знаний у учителя о воспитании патриотизма подростков. - Формирование умения применять полученные знания в процессе воспитания патриотизма подростков - Установки, убеждения, ценности патриотической деятельности. - Тренинги, семинары, лекции, консультирование, дискуссии и др. - Проектная деятельность, патриотические мероприятия и др.

Применение на разных этапах исследования диагностических процедур в целях определения уровня готовности учителя к воспитанию патриотизма подростков - Получение объективной, систематической и точной информации об уровне готовности учителя к воспитанию патриотизма подростков. - Выработка и формулировка педагогического диагноза как заключения о состоянии диагностируемого объекта. - Выработка и формулировка педагогического прогноза тенденций развития данного объекта. - Разработка коррекционных мер в форме определенного плана педагогических и других воздействий на педагогический объект Наблюдение, анализ, тесты, анкеты, опросные листы, экспертная оценка, сравнение и др.

Научно-методическое обеспечение становления готовности учителя к воспитанию патриотизма подростков - Разработка и реализация авторской программы «Патриотическое воспитание подростков». - Использование различных форм, методов и средств педагогического содействия становлению готовности учителя к воспитанию патриотизма подростков - Формы: семинар, лекция, практические занятия, дискуссия, проекты, моделирование различных ситуаций и др. - Методы: дискуссия, беседа, кейс-метод, деловая игра и др. - Средства: видеофильмы, презентации и др.

Технологическую составляющую методики представляют актуальные проблемы исследования формы, методы и средства становления готовности учителя к патриотическому воспитанию. Рассмотрим не-

которые из них.

Понятие «форма» употребляется в разных значениях, например, как «устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов»

[2, с. 176], «внешне выраженная согласованная деятельность субъекта и объекта обучения, осуществляемая в определенном порядке и режиме» [5, с. 2].

Важную роль в становлении готовности учителя к патриотическому воспитанию играет такая форма, как самообразование. Самообразование - это форма обучения, при которой человек сам занимается своим образованием и воспитанием [5, с. 4]. В рамках нашего исследования, мы считаем, что необходимо в процессе педагогического содействия мотивировать учителя к самообразованию, что позволит более эффективно повысить уровень готовности педагога к патриотическому воспитанию. Самообразование учителя в области патриотического воспитания подразумевает систематическое и целенаправленное совершенствование педагогической компетенции, необходимой для эффективной работы.

На курсах повышения квалификации часто применяется такая форма обучения, как тренинг. Понятие «тренинг» в переводе с английского языка (training) означает «обучение», «воспитание», «подготовка». Данная форма часто используется в системе повышения квалификации сотрудников. А. П. Ситников дает следующее определение: «тренинги являются синтетической антропотехникой, сочетающей в себе учебную и игровую деятельность, проходящей в условиях моделирования различных ситуаций» [5, с. 4]. Под антропотехникой он понимает составляющую акмеологической практики, которая направлена на изменение способностей человека. В рамках нашего исследования мы будем понимать под тренингом - образовательный процесс, в ходе которого педагог овладевает необходимыми знаниями, умениями и навыками в области воспитания патриотизма, а также проходит процесс корректировки и формирования готовности учителя для эффективной работы по воспитанию патриотизма подростков.

Одной из инновационных форм обучения учителей является модерация. Слово «модерация» происходит от латинского «moderation» - регулирование, управление, руководство, а «модератор» -от «moderator» - наставник, руководитель.

Понятие «модерация» означает комплекс взаимосвязанных условий, методов и приемов организации совместной деятельности взрослых, позволяющий вовлечь участников в процесс выявления, осмысления и анализа затруднений в профессиональной деятельности, поиска путей их разрешения, неформального осмысления и распространения опыта коллег, а также взаимного обучения на основе знаний и опыта участников [7, с. 33].

Использование модерации в процессе педагогического содействия становлению готовности учителя к воспитанию патриотизма подростков предполагает работу педагогов в группах и назначение в каждой группе модератора (более опытного педагога, имеющего высокую квалификацию). Смысл модерации в том, что каждый участник вносит свои знания, умения, опыт в групповое содержание, а также повышается степень запоминания материала благодаря активной деятельности педагога.

В процессе педагогического содействия были использованы методы. В педагогике под методом понимают упорядоченную деятельность, направленную на достижение заданной цели обучения [2, с. 157; 3, с. 18]. Применение в процессе педагогического содействия разнообразных методов позволяет стимулировать интерес учителей к проблеме изучения. Дадим характеристику некоторым методам педагогического содействия в становлении готовности учителя к патриотическому воспитанию подростков.

Одним из наиболее доступных и эффективных методов педагогического содействия является дискуссия. В педагогической литературе авторы [1, с. 47; 10, с. 134] трактуют дискуссию как публичное

обсуждение или свободный вербальный обмен знаниями, суждениями, идеями или мнениями по поводу какого-либо спорного вопроса, проблемы. Ее дополняющими характеристиками являются сочетание взаимодополняющего диалога и обсуждения-спора, столкновение различных точек зрения, позиций.

Использование метода дискуссии в процессе педагогического содействия предполагается в таких ситуациях, когда обмен знаниями, мнениями и убеждениями может привести к новому взгляду на патриотическое воспитание, на понимание самого понятия «патриотизм», при организации интенсивной мыслительной и ценностно-ориентирующей деятельности педагогов, развития навыков межличностного взаимодействия и обеспечения обратной связи.

Еще одним методом педагогического содействия является коллективный анализ ситуаций (кейс-метод). Кейс-метод - это сложная многоаспектная технология обучения, которая представляет собой специфику разновидности исследовательской аналитической технологии, т. е. включает в себя операции исследовательского процесса, аналитические процедуры, выступает как способ коллективного обучения, важнейшими составляющими которого являются работа в группе и подгруппах, взаимный обмен информацией [7, с. 36].

Использование кейс-метода направлено не столько на получение конкретных знаний о проблеме патриотического воспитания, сколько на развитие умений и навыков мыслительной деятельности, а также на формирование личностных качеств учителя, который должен обладать способностью адекватно вести себя в той или иной ситуации. Кейс-метод позволяет развивать творческие способности учителя, помогает успешно овладеть умением анализа непредвиденных ситуаций, самостоятельно выстраивать алгоритм принятия решения. Кейс-метод выступает как образ мышления преподавателя, его особая парадигма,

позволяющая по-иному думать и действовать, обновлять свой творческий потенциал.

Кейс-метод является родственным методом с деловой игрой, что позволяет сочетать их в процессе педагогического содействия. Деловая игра - способ имитации разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные) методом поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия. Ценность деловой игры заключается в социально-психологическом воздействии на играющих участников, она дает возможность:

- сформировать мотивацию на начальной стадии педагогического содействия в становлении готовности учителя к патриотическому воспитанию;

- оценить уровень готовности учителя к патриотическому воспитанию на констатирующем и контрольном этапах эксперимента;

- эффективно отработать практический навык после освоения теоретического материала;

- развивать профессиональные компетенции педагога по патриотическому воспитанию подростков.

Использование деловой игры позволяет достичь следующих задач:

- формирование у педагогов целостного представления о патриотическом воспитании;

- формирование познавательных и профессиональных мотивов к воспитанию патриотизма;

- развитие теоретического и практического мышления в области воспитания патриотизма подростков.

Понятие «средство» широко используется в педагогической литературе, в рамках нашего исследования мы будем придерживаться определения Т. С. Назарова и Е. С. Полат, которые дают следующее определение: «материальные объекты,

носители учебной информации и инструменты для усвоения содержания учебного материала, развития и воспитания обучающихся» [4, с. 136]. В качестве средств влияния на повышение уровня готовности учителя к патриотическому воспитанию подростков можно использовать:

- технические средства (компьютерная и мультимедийная техника и т. д.);

- наглядные и учебные пособия (рисунки, схемы, таблицы, плакаты, методические материалы, периодические издания, фотоматериалы, видеоматериалы, материалы интернет-ресурсов, программы патриотического воспитания, документальные материалы и т. д.);

- диагностические материалы (опросники, тесты, анкеты и т. д.);

- средства, влияющие на патриотическую активность учителя: творческая деятельность (составление проектов, докладов, эссе и др.), просветительско-патри-отическая деятельность (создание стенгазет к дню Победы, массовых субботников, экскурсии по памятным местам и др.).

Результаты исследования. Апробация методики становления готовности педагога к патриотическому воспитанию подростков проводилась на базе двух школ города Челябинска (МБОУ Лицей № 88 и МАОУ СОШ № 73) в период 2014-2017 гг. в рамках внутришкольного повышения квалификации по авторской программе «Патриотическое воспитание подростков». Целью реализации данной методики было

повышение эффективности становления готовности педагога к патриотическому воспитанию подростков. Результативность используемой методики отслеживалась путем сравнения данных диагностик на начало и конец опытно-экспериментальной работы. В процессе обобщения полученных результатов исследования была отмечена положительная динамика в повышении уровня готовности педагога к патриотическому воспитанию подростков.

Заключение. Представив методику становления готовности учителя к патриотическому воспитанию подростков, можно сделать следующие выводы.

В обществе есть потребность в педагоге, компетентном и заинтересованном в патриотическом воспитании подрастающего поколения. Поэтому учителю нужно заниматься самообразованием в сфере патриотического воспитания, а также администрации школ необходимо организовывать внутришкольные курсы по повышению уровня готовности учителей к патриотическому воспитанию.

Разработанная методика представляет собой единство цели, принципов, содержания, форм, методов и средств и направлена на становление готовности педагога к патриотическому воспитанию подростков. Проведенная опытно-экспериментальная работа показала эффективность применения данной методики в повышении уровня готовности учителя к патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

Библиографический список

1. Байденко В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: монография. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2014. - 72 с.

2. Безрукова В. С. Методология и технология исследовательской деятельности: монография. - СПб.: РИО СПбГУСЭ, 2012. - 259 с.

3. Добрынина Т. Н. Интерактивное обучение

в системе высшего образования: монография. -Новосибирск: НГПУ, 2014. - 182 с.

4. Дуркин П. К., Лебедев М. П. Игры как средство обучения и воспитания студентов // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2015. - Вып. 6. - С. 134-140.

5. Максименко В. В. Формы обучения учителей // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2014. -

Вып. 2 (130). - С. 2-6.

6. Полонский В. МОбъектно-компонент-ный метод описания результатов научно-педагогических исследований // Методология педагогики: понятийный аспект: монографический сборник научных трудов. - М.: Издательский центр АНОО «ИЭТ», 2014. - Вып. 1. - С. 72-78.

7. Погонышев В. А. Инновационные педагогические методы и средства обучения // Вестник Брянской государственной сельскохозяйственной академии. - 2014. - Вып. 3. - С. 33-37.

8. Программа «Патриотическое воспитание

граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.» [Электронный ресурс]. - URL: http://government. ru/docs/21341/ (дата обращения: 18.09.2017).

9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17.12.2010 [Электронный ресурс]. - URL: https://rg.ru/2010/12/19/obrstandart-site-dok.html (дата обращения: 20.09.2017)

10. Циулина М. В. Патриотическое воспитание школьников возможностями социообра-зовательной среды: монография. - Челябинск: Цицеро, 2012. - 203 с.

Поступила в редакцию 25.11.2017

Dombrovskaya Maria Gennadievna

Non-degree, Postgraduate Student of Chair for Pedagogy, Ural State University of Physical Education, stojmasha@yandex.ru, Chelyabinsk

METHOD OF TEACHER'S WILLINGNESS TO PATRIOTIC EDUCATION AMONG TEENAGERS

Abstract. Issues and goals. There is the method that is aimed at level increase of teacher's willingness to patriotic education among teenagers in the given article. Actual continuity and social proof of the teacher's willingness to patriotic education among teenagers have been found. The goal of the article is to describe the method of teacher's willingness to patriotic education among teenagers. Method development is considered in the context of Federal law implementation "Concerning Education in the Russian Federation" and State Programme "Patriotic education among citizens of the Russian Federation during 2016-2020".

Methodology. The methodology is a unity of purpose, principles, content, forms, methods and facilities of pedagogical assistance that are aimed at achieving qualitative change in teacher's willingness to patriotic education. The development stages of teacher's willingness have been described in the methodology; a detailed description of some forms and methods of pedagogical assistance has also been given.

There are findings about effective results of method implementation based on two schools in Chelyabinsk in conclusion.

Keywords: method, willingness, patriotic education, teacher, teenagers.

References

1. Bidenko, V. I., 2014. Identification of the composition of competencies of graduates of universities as a necessary stage of designing the State Educational Institution of Higher Professional Education in the New Generation. Moscow: Research Center for Quality Problems in Training of Specialists Publ., 72 p. (In Russ.)

2. Bezrukova, V. S., 2012. Methodology and technology of research activity. St. Petersburg: RIO SPbGUSE Publ., 259 p. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Dobrynina, T. N., 2014. Interactive education in the system of higher education. Novosibirsk: NGPU Publ., 182 p. (In Russ.)

4. Durkin, P. K., Lebedev, M. P., 2015. Games as a means of teaching and educating students. Bulletin of the Northern (Arctic) Federal University, 6, pp. 134-140. (In Russ.)

5. Maksimenko, V. V., 2014. Forms of teaching teachers. Bulletin of Tambov University, 2 (130), pp. 2-6. (In Russ., abstract in Eng.)

6. Polonsky, V. M., 2014. Object-component method of describing the results of scientific and pedagogical research. Methodology of pedagogy: conceptual aspect: monographic collection of scientific works, 1, pp. 72-78. (In Russ., abstract in Eng.)

7. Pogonyshev, V. A., 2014. Innovative pedagogical methods and means of training. Bulletin of the Bryansk State Agricultural Academy, 3, pp. 33-37. (In Russ., abstract in Eng.)

8. The program "Patriotic education of citizens

of the Russian Federation for 2016-2020." Available at: http:// government.ru/docs/21341 (In Russ.).

9. Federal State Educational Standard of Basic General Education dated December 2010. Available at: https://rg.ru/2010/12/19/obrstandart-site-dok.html (In Russ.).

10. Tsiulina, M. V., 2012. Patriotic education of schoolchildren by the opportunities of the so-cio-educational environment: monograph. Chelyabinsk: Tsitsero Publ., 203 p. (In Russ.)

Submitted 25.11.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.