Научная статья на тему 'Характеристика процесса внутришкольного повышения квалификации педагога'

Характеристика процесса внутришкольного повышения квалификации педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1166
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТДИПЛОМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА / ВНУТРИШКОЛЬНАЯ СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГА / INTRASCHOOL SYSTEM OF IMPROVEMENT OF TEACHER'S QUALIFICATION / POSTDEGREE EDUCATION OF TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кобзенко И. К., Абдалина Л. В.

Статья посвящена сравнительному анализу возможностей традиционной системы постдипломного образования и преимуществ внутришкольного повышения квалификации педагога для развития его личностного и профессионального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кобзенко И. К., Абдалина Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTIC OF PROCESS OF INTRASCHOOL IMPROVEMENT OF TEACHERS QUALIFICATION

This article is devoted to the comparative analysis of both possibilities of the traditional system of postdegree education and beneficial effects of the intraschool improvement of teachers qualifications on their personal and professional progress.

Текст научной работы на тему «Характеристика процесса внутришкольного повышения квалификации педагога»

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА ВНУТРИШКОЛЬНОГО ПОВЫШЕНИЯ

КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГА

И. К. КОБЗЕНКО, Л. В. АБДАЛИНА

Статья посвящена сравнительному анализу возможностей традиционной системы постдипломного образования и преимуществ внутришкольного повышения квалификации педагога для развития его личностного и профессионального развития.

Ключевые слова: постдипломное образование педагога, внутришкольная система повышения квалификации педагога.

Развитие постдипломного образования как гуманитарной сферы осуществляется через синтез трех культур в развитии личности - мировоззренческой, духовно-нравственной и профессиональной, а потому постдипломное образование не сводимо к понятию «системы повышения квалификации», традиционно осуществляющей узкопрофессиональную подготовку и переподготовку специалиста. Для изменения сложившейся ситуации, на наш взгляд, необходима ориентация не на подготовку специалиста, а на максимальное развитие педагога [4]. Мы считаем, что эффективность постдипломного образования заключается не в получении информационной поддержки, а в содействии личностному и профессиональному развитию педагога, в раскрытии его личностного потенциала [1].

В последнее время наметились пути совершенствования различных форм последипломного образования как составной части непрерывного педагогического образования. Рассматривая становление системы неформального образования взрослых, Н. Н. Букина развивает новый подход к организации массовой образовательной деятельности взрослых - на основе требования учета разноуровневых интересов и возможностей граждан, специфики запросов определенной группы, внедрения в их образ жизни, обеспечивая условия для самореализации каждой личности [3]. В системе образования взрослых учебный процесс, организованный «по запросу» самих обучаемых, удовлетворяющий их явно выраженные или объективно существующие актуальные интересы и потребности, осуществляемый как в рамках, так и за пределами традиционной образовательной системы, получил название «неформального образования». Оно представляет собой самообучение

как изменение себя под руководством обучающего (в отличие от «чистого» самообразования, которое никем не регламентируется, кроме самого учащегося). Таким образом, несмотря на свободные формы такого обучения, необходима целенаправленная организация усилий человека, которую призван обеспечить специально выстроенный и компетентно направляемый учебный, образовательный процесс (Н. Н. Бурыкина).

Исследуя теорию и практику ряда зарубежных стран по организации и содержанию повышения квалификации педагогов, ученые отмечают, что к общим тенденциям развития просвещения следует отнести повышение квалификации преподавателей на базе школы (Э. М. Никитин).

К послевузовскому образованию как составной части непрерывного педагогического образования Н. М. Борытко относит, в первую очередь, не курсовое повышение квалификации, а внутри-школьную методическую учебу педагогов, поскольку традиционное курсовое повышение квалификации в силу эпизодичности и оторванности от непосредственной работы не может в полной мере удовлетворить потребности профессионального саморазвития педагога [2]. Таким образом, тенденции развития последипломного образования все больше способствуют созданию новых вариативных моделей методической поддержки педагогов, и помимо курсового повышения квалификации педагогов может осуществляться в рамках внутришкольного повышения квалификации.

Кроме курсового повышения квалификации, организуемого в специально созданных учреждениях, подготовка педагогов может осуществляться перманентно в рамках специально организованной в школе системы внутришкольного повышения квалификации (Е. В. Ракульцева), одним из

основных направлений которого является методическая работа школы.

Ряд исследователей поднимают вопросы организации внутришкольной (внутриучрежденческой) системы повышения квалификации (М. Н. Докучаева, В. С. Калита, И. В. Крупина, Н. В. Немова, Л. Н. Панова, Е. В. Ракульцева, А. П. Ситник и др.). Ученые считают, что повышение квалификации педагогов реализуется сегодня в первую очередь через школу. Внутришкольную систему повышения квалификации они определяют как искусственно созданную, универсальную, динамичную, целостную саморазвивающуюся образовательную систему, направленную на профессиональную подготовку учителей через обучение их новым знаниям, умениям и навыкам и максимально приближенную к их потребностям, функционирующую в образовательном пространстве конкретной школы. К органам управления этой системой относятся администрация школы, руководители методических объединений, научнометодического совета, проблемных творческих групп.

Среди принципов внутришкольного управления ученые называют принцип перманентного повышения квалификации, согласно которому повышение квалификации учителя нельзя сводить только к обучению в институтах усовершенствования учителей. Мы считаем, что работа методических комиссий, творческие семинары, проблемные творческие группы, самообразовательная деятельность учителя должны составлять внутришкольную систему повышения квалификации.

Внутришкольное повышение квалификации педагога рассматривается как форма повышения квалификации одновременно с продолжением трудовой деятельности, дополненную моментами, характерными для корпоративного обучения. Внутришкольное повышение квалификации обладает признаками системы (целенаправленность, целостность, автономность, управляемость). Управление системой при этом строится не на традиционных (административных), а на инновационных (корпоративных и сотворческих) основаниях. Корпоративное повышение квалификации предполагает проектный и командный подходы, что выражается в создании управленческой команды проекта (менеджеры и независимый консультант). На смену принципу контроля приходит принцип развивающей обратной связи, и на первое место выходит поддержка творческих усилий педагогов (Е. В. Ракульцева).

О. В. Акулова, С. А. Писарева, Е. В. Пискунова, А. П. Тряпицына отмечают, что концепция

учебы в течение всей жизни способствует реализации идеи повышения квалификации одновременно с продолжением трудовой деятельности. Такой подход к обучению берет на сегодня и общеобразовательная школа. Учителя осваивают новые ценности образования и учатся их применять в своей профессионально-педагогической деятельности через новые функции в результате реализации двух стратегий: инновационная деятельность по актуальным проблемам развития отечественного образования и повышение квалификации на рабочем месте. Инновационная деятельность связана с осознанием себя как субъекта образовательной политики. Вторая стратегия условно может быть названа «корпоративным» или внутрифирменным» обучением. Обучение непосредственно в школе ориентировано на задачи школы, интересы и затруднения конкретных педагогов. Достоинством такого обучения является наличие единого научно-методического пространства для учителей разных предметов. Учителю предоставляется возможность выбора программы повышения квалификации, формы предъявления результатов, способов работы над проблемой.

М. Н. Докучаева определяет внутриучреж-денческую систему повышения квалификации педагогов как самопроектируемую (создаваемую организаторами и участниками процесса) систему, направленную на обеспечение готовности педагога к творческой деятельности и изменению на ее основе собственного внутреннего и внешнего профессионального пространства. Данная система более эффективно влияет на профессиональное развитие педагога и педагогический коллектив в целом, чем традиционная курсовая подготовка, если она организована на основе деятельностного и продуктивного (создание учебно-методических продуктов) подходов.

Внутриучрежденческая система повышения квалификации учителей экспериментального образовательного учреждения, описанная Л. И. По-ветьевой, осуществляется в соответствии с основными требованиями: актуальность, научность,

систематичность, непрерывность, комплексность, творческий характер, дифференцированный подход, практическая направленность, коллективный характер, гибкость, вариативность и др. Организационными формами системы являются общешкольные (методический совет, единые методические темы, практикумы, научно-практические конференции), групповые (методические объединения, методические семинары, творческие микрогруппы учителей, открытые уроки), индивиду-

альные (стажировка, консультации, собеседования) формы.

Ученые отмечают следующие главные преимущества внутришкольного повышения квалификации учителя в сравнении с традиционной курсовой системой: оно ориентировано на решение первостепенных проблем, стоящих перед школой; способствует развитию педагогического коллектива; выработке единых ценностных ориентиров. Указывают требования, которым должна отвечать такая система обучения в школе: ориентация на актуальные проблемы практической деятельности; понимание учителями целей и задач этой работы; проведение обучения с помощью активных методов и непосредственно на рабочем месте; поддержка стремления учителей к новым знаниям. Для успешной организации обучения необходимы методисты, наставники или приглашенные преподаватели. Формы обучения - педагогические мастерские, школы передового опыта и молодого учителя (Н. В. Немова).

Среди преимуществ внутриучрежденческого обучения педагогов О. В. Акулова, С. А. Писарева, Е. В. Пискунова, А. П. Тряпицына отмечают возможность гибкого реагирования на меняющуюся ситуацию в образовании; возможность осуществления не только предметной подготовки, но и межпредметной и внепредметной; возможность организации командной работы учителей школы.

В. С. Калита отмечает, что существующая внутришкольная методическая работа, как и система повышения квалификации в целом, направлены на информирование, а не на совершенствование профессиональных качеств педагогов, что объясняется отсутствием дифференцированного подхода к ее организации, которая не ориентирована на конкретного учителя, его профессиональные и личностные затруднения. Цели этой работы не субъективированы ни ее участниками, ни организаторами.

Таким образом, различные исследователи отмечают, что существующая система повышения квалификации характеризуется оторванностью от запросов конкретного образовательного учреждения, дискретностью (один раз в пять лет), информативным характером обучения, узкой предметной направленностью, единообразием его форм и методов. В процессе курсовой подготовки педагог получает только определенный толчок для самосовершенствования, тогда как постоянная работа над собой в межкурсовой период позволяет применять на практике полученные знания, учитывать индивидуальность конкретного педагога.

Результаты подготовки педагогов представлены рядом показателей. Е. В. Ракульцева отмечает, что если традиционная система подготовки педагогов признает только результативные показатели, к которым относится педагогическое мастерство, то есть знания, умения, навыки учителя, то для инновационной системы подготовки показателями выступают специальные компетентности педагогов, степень заинтересованности, активность, потребность в дальнейшей подготовке.

И. В. Просвирнина, рассматривая формы

внутришкольной работы с педагогами, выделяет положения, являющиеся теоретической основой для ее создания: осуществление принципов вариативности и многоступенчатости процесса; формирование профессиональной позиции учителя через взаимодействие психолога и педагога; обучение учителей происходит не эпизодически, а через специально созданную систему семинаров и педагогических советов; полезность и значимость полученных знаний проверяется в практической деятельности учителя; постоянно отслеживаются происходящие изменения [5].

Итак, мы рассмотрели общие характеристики внутришкольного повышения квалификации, его место в общей системе непрерывного профессионального образования учителя, преимущества перед традиционными (курсовыми) формами повышения квалификации. В настоящем исследовании мы рассматриваем возможности внутришкольного повышения квалификации в направлении развития личностного потенциала педагога. Под личностным потенциалом мы понимаем совокупность смысложизненных и профессиональных убеждений, знаний педагога, определяющих степень возможностей самореализации личности педагога в профессии. Это, в свою очередь, предполагает обновление целей, задач и содержания обучения педагогов, внедрение инновационных технологий, использование активных и интерактивных форм и методов внутришкольного повышения квалификации педагога. Показателями результативности данного процесса должны стать преобразованные характеристики личности и профессиональной деятельности педагога. Это является направлением нашего дальнейшего научно-практического исследования.

Литература

1. Абдалина Л. В. Профессиональное развитие педагога в системе повышения квалификации: монограф. Воронеж, 2008.

2. Борытко Н. М. Теория и практика становления профессиональной позиции педагога-воспитателя в системе непрерывного образования: дис. ... д-ра пед. наук. Волгоград, 2001.

3. Букина Н. Н. Становление системы неформального образования взрослых // Человек и образование. 2006. № 7. С. 81-85.

4. Воронцова В. Г. Постдипломное образование педагога: гуманитарно-аксиологический подход: авто-реф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 1997.

5. Просвирнина И. В. Развитие профессиональной компетентности учителя общеобразовательной школы в условиях внутришкольной формы работы: дис. ... канд. пед. наук. Н. Новгород, 2005.

* * *

CHARACTERISTIC OF PROCESS OF INTRASCHOOL IMPROVEMENT OF TEACHER’S QUALIFICATION

I. K. Kobzenko, L. V. Abdalina

This article is devoted to the comparative analysis of both possibilities of the traditional system of postdegree education and beneficial effects of the intraschool improvement of teachers’ qualifications on their personal and professional progress.

Key words: postdegree education of teacher, intraschool system of improvement of teacher’s qualification.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.