Р. Р. Каримов, Е. Н. Григорьев, Г. С. Байгулова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА БУДУЩИХ ТРЕНЕРОВ-ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
В статье рассматривается роль личности тренера-преподавателя в воспитании спортсменов. Актуализируется необходимость формирования профессионально значимых качеств будущих тренеров-преподавателей в процессе обучения в педагогическом вузе. Приводятся и анализируются данные эксперимента, направленного на выявление уровня сформирован-ности профессионально значимых качеств, а также уровня профессиональной самооценки студентов Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. Предлагаются способы целенаправленного формирования профессионально значимых качеств будущих тренеров-преподавателей в образовательном процессе педагогического вуза. Ключевые слова: образование в сфере культуры, профессионально значимые качества, тренер-преподаватель, профессиональная компетентность, личность тренера-преподавателя.
The article regards the role ofthe personality of the trainer-teacher of upbringing of sportsmen. The necessity of forming professionally meaningful qualities of the future trainer-teacher in the process of studying in pedagogical institution ofHigher education is actualized. The experiment's facts are given and analyzed, it has been held with the aim to reveal the readiness level of persons professionally meaningful qualities, also the level of students professional self-estimation based on «Bashkirian state Pedagogical University by M. Ackmulla». The problem of rising the readiness level of professionally meaningful qualities of the future trainer-teachers in the studying process of pedagogical institution ofHigher education is learnt. Keywords: liberal education, professionally meaningful qualities, trainer-teacher, person of trainer-teacher.
Сегодня занятия спортивными единоборствами приобретают все большую популярность у различных слоев населения: по всей России открываются многочисленные секции и спортивные клубы по различным видам единоборств, занятия единоборствами внедряются в системы образовательных учреждений всех типов.
Спортивные единоборства своей целью имеют гармоничное формирование духовно-нравственных, морально-волевых и физических качеств молодого человека. Но, как показывают наши наблюдения, у молодых спортсменов-единоборцев часто возникают предпосылки к формированию таких отрицательных качеств личности, как немотивированная агрессивность, чрезмерная жесткость, переходящая в жестокость, завышенная самооценка, излишняя самоуверенность, переоценка своих сил и возможностей, желание властвовать над более слабым и т.д.
Это подтверждается исследования-
ми, получившими отражение в работах ученых. Так, например, исследование, основанное на изучении результатов занятий в школе у-шу, проведенное В.Г. Лазаренко, А.А. Рукавишниковым и С.А. Ярутовой, показало, что у испытуемых (14—18 лет) в числе прочих изменений наиболее ярко проявляется повышение агрессивности (2). В 2003 году коллектив ученых-исследователей Всероссийского научно-исследовательского института физической культуры (ВНИИФК) в составе В.А. Кабачкова, В.А. Куренцова, С.Ю. Тюленькова проводил работу по изучению влияния занятий различными видами спорта на психическую устойчивость и физическую подготовленность подростков с асоциальным поведением. При этом выяснилось, что занятия единоборствами повышают агрессивность у 54-59% занимающихся. На основе этих данных учеными был сделан довольно спорный вывод о том, что для подобной категории подростков занятия различными
видами спорта не могут быть рекомендованы.
Можно с уверенностью утверждать, что вся ответственность за формирование гармоничной личности спортсмена ложится на профессиональную подготовку тренера-преподавателя, поэтому, на наш взгляд, данная проблема приобретает особую актуальность в рамках совершенствования качества высшего профессионального физкультурного образования: ведь именно в вузе, где ведется подготовка будущих тренеров-преподавателей по спортивным единоборствам, должна формироваться профессиональная компетентность, которая реализуется в первую очередь в умелом толковании занимающимися целей и глубинно философского смысла занятия единоборствами. Необходимо всегда помнить, что чрезмерное увлечение детей и подростков боевыми видами единоборств, старательно поддерживаемое и культивируемое тренерами, которые сами не обладают «культурой» спорта, наносит непоправимый удар по основам образования, воспитания, и в конечном счете — по морали общества. Поэтому нельзя не согласиться с Н. Красильниковой, которая считает, что «содержание любой преподавательской деятельности должно иметь ценностно-смысловой характер» (1).
Профессионально значимые качества (ПЗК), наличие которых неотделимо от самого процесса профессиональной деятельности, являются системообразующими элементами компетентности, причем под компетентностью мы понимаем новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной подготовки. Соответственно, профессиональная компетентность означает интегративную способность специалиста (выпускника учебного заве-
дения) выполнять социальные и профессиональные функции на уровне, обеспечивающем его максимальную самореализацию и саморазвитие, при сочетании профессиональных и надпрофессио-нальных качеств. Под профессиональной компетентностью учителя (в том числе и учителя физической культуры, и тренера) нами понимается интегральная характеристика, определяющая способность специалиста решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.
К сожалению, формирование ПЗК как составляющего звена профессиональной компетентности будущих тренеров-преподавателей по спортивным единоборствам не предусмотрено в рамках учебно-тренировочного процесса, то есть не внесено в учебную программу, а следовательно, нет единой концепции целенаправленного формирования данной профессиональной компетенции, что осложняет проведение практических исследований.
Для констатирующего эксперимента сформированности ПЗК у студентов, занимающихся спортивными единоборствами, нами была использована методика изучения самооценки Дембо-Рубинштейна (модификация А.Ц. Пуни), так как самооценка является одной из важных составляющих самосознания личности, а от уровня развития самосознания личности зависит и уровень развития ПЗК (3). Также испытуемым было предложено ответить на вопросы разработанной нами анкеты. В ходе эксперимента были опрошены студенты 1—4 курсов, обучающиеся на факультете физической культуры по специализации «Спортивные единоборства» (кикбоксинг, борьба и др.) в Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы (всего — 42 человека). При выполнении заданий анкеты контингенту обучающихся было
предложено оценить по четырехбалльной шкале 20 наиболее важных профессионально значимых качеств, необходимых тренеру-преподавателю в процессе будущей профессиональной деятельности. Результаты были оценены группой экспертов. Достоверность полученных данных подтверждена методами математической статистики.
Результаты констатирующего эксперимента распределились следующим образом: у 5 студентов (8% опрашиваемых) наблюдалась завышенная самооценка, у 15 студентов (40% опрашиваемых) — заниженная самооценка, у 22 студентов (52% опрашиваемых) самооценка оказалась адекватной.
Завышенная самооценка одновременно может свидетельствовать как о высоком уровне притязаний опрашиваемых, так и об их низкой самокритичности. Низкая самооценка характеризует анкетируемого как личность, критически настроенную к собственным возможностям, неуверенную в своих силах, не знающую своих истинных возможностей, занижающую имеющиеся положительные качества. Коэффициент корреляции, близкий к нулю (у четырех испытуемых), вполне очевидно свидетельствует об известной противоречивости личности, об отсутствии значимого влияния оценки качеств личности на самооценку. С большой долей уверенности можно предположить, что данные студенты будут испытывать затруднения в ходе их последующей профессиональной деятельности.
Анализ ответов респондентов с заниженной самооценкой показал, что такие качества, как любовь к детям и к выбранной профессии занимают у них 8 и 6 позиции (у других опрашиваемых — 3 и 2 позиции соответственно). Следует, однако, отметить тот факт, что в анкетах тех же опрашиваемых при составлении образа «идеального» тренера-преподавателя эти качества поставлены на 1 и 2 места. Предположительно, причиной такой низкой оценки себя как будущего педагога у этих респондентов является осознание того, что ими, веро-
ятно, неверно выбрана будущая профессия. Как показывает практика, в большинстве случаев такие студенты, окончив вуз, не стремятся работать по полученной специальности.
Данные проведенного опроса убедительно показали, что у студентов, занимающихся спортивными единоборствами, недостаточно сформировано полное представление об «идеальном образе» тренера-преподавателя. Так, при существующей системе высшей профессиональной подготовки будущие тренеры-преподаватели по спортивным единоборствам ориентированы на авторитарный стиль. Несмотря на то, что 1 и 2 место в образе «идеального» тренера-преподавателя отданы респондентами таким качествам, как любовь к детям и любовь к выбранной профессии, рядом с ними стоят уверенность в себе, требовательность, смелость, решительность — 4, 5, 6—8 позиции. Вызывает тревогу и то, что такие важные для будущего тренера-преподавателя качества, как педагогический такт, педагогический оптимизм, гуманизм поставлены в анкетах студентов на 15, 17, 18 места, как и то, что опрашиваемые недооценивают важность таких качеств личности, как инициативность, принципиальность и самокритичность (среди профессионально значимых качеств «идеального» тренера-преподавателя эти качества поставлены на 14, 16 и 19 места). Более того, студенты считают, что качества личности, характеризующие широту интеллекта (ясность, логичность и оперативность мышления, быстрота и прочность запоминания) необходимы им в меньшей степени, чем другие (им отданы 11, 15 и 17 места соответственно).
Итак, сравнительный анализ групповых характеристик ПЗК позволяет сделать вывод о том, что групповая характеристика ПЗК «идеального» тренера-преподавателя несколько отличается от групповой оценки ПЗК «Я — тренер-преподаватель». Респонденты, оценивая себя, отметили, что такие нравственные качества, как любовь к
детям, педагогический оптимизм, гуманизм присущи им в меньшей мере, чем «идеальному» тренеру-преподавателю. То же самое можно сказать и об интеллектуальных качествах. Наиболее развиты у испытуемых, по их мнению, волевые качества личности: уверенность в себе, смелость, выдержка. Предположительно, эти качества получили свое развитие в процессе регулярных тренировочных занятий, так как основное внимание в процессе тренировок обычно уделяется развитию спортивных, а не педагогических качеств. Это в очередной раз подтверждает отсутствие фор-
мирования в процессе тренировочных занятий таких качеств, как гуманизм, педагогический оптимизм, педагогический такт, любовь к детям и к будущей профессии.
Сравнение уровней развития ПЗК у студентов, занимающихся спортивными единоборствами, проводившееся с помощью анкетирования и экспертной оценки, показало, что основная часть испытуемых имеет средний уровень (результаты представлены в табл. 1).
Показатели уровня развития ПЗК студентов, занимающихся по специализации «Спортивные единоборства»
Уровень развития ПЗК Самооценка Экспертная оценка Разница в показателях
Высокий 17,45% 8,58% 8,87%
Средний 72,47% 67,82% 4,65%
Низкий 3,28% 7,01% -3,73%
Таблица 1. Показатели уровня развития ПЗК студентов, занимающихся по специализации «Спортивные единоборства»
Также сравнительный анализ самооценки уровней развития ПЗК студентов, занимающихся спортивными единоборствами, и оценки экспертов показали, что студенты в целом обладают завышенной самооценкой.
Анализ динамики развития ПЗК студентов, занимающихся по специализации «Спортивные единоборства», позволяет сделать вывод о том, что ПЗК не получают целенаправленного формирования в процессе обучения в вузе (рис. 1).
Й
ог>
80 75 70
65 60
,1 55 £ Я
V
2 45 = 40
Максимальное колмчее-тво баллов
2 а £
Минимальное количество баллов
1 курс
2 курс
3 курс
4 курс
Рис. 1. Динамика развития ПЗК у студентов, занимающихся по специализации «Спортивные единоборства»
Результаты проведенного нами исследования в целом подтверждают предположение о недостаточном уровне развития ПЗК студентов, занимающихся различными видами спортивных единоборств. Даже довольно полное представление будущих тренеров-преподавателей спортивных единоборств об идеальном образе тренера-преподавателя само по себе еще не обеспечивает формирования соответствующего уровня развития у них образа «Я» в процессе профессионального образования.
Что может помочь обучающимся решить проблемы, связанные с недостаточным уровнем развития ПЗК? По нашему глубокому убеждению, одним из способов является применение принципов педагогики сотрудничества, под которой нами понимается составная часть общей педагогики, позволяющая организовать учебный процесс, создав целостное представление об изучаемом предмете, и сочетающая в себе деятельность обучающихся и преподавателей.
Педагогика сотрудничества — это сближение основ наук, изучаемых в условиях вуза, с методами обучения. Она побуждает обучающихся к творчеству, позволяет глубоко понять и лич-ностно принять учебный материал, дает возможность в собственной деятельности и безопасной обстановке применить, проверить, проанализировать и оценить меру его усвоения. Вместе с тем использование данного метода способствует формированию самостоятельности как качества личности будущего специалиста (учителя, тренера-преподавателя — в нашем случае), то есть приобретения умения выстоять в различных по сложности условиях и выйти из сложившихся непредвиденных ситуаций, умения отстаивать свою собственную точку зрения и реализовать свои возможности. Все эти качества являются неотъемлемыми компонентами профессиональной компетентности специалиста.
Педагогике сотрудничества чужда бесплодная активность обучающихся. Мы считаем, что нельзя говорить о педагогике, в какой бы то ни было обла-
сти (в том числе в области физкультуры и спорта), не учитывая постоянно изменяющийся мир фактов и идей, при этом нельзя избежать и соприкосновения с некоторыми проблемами, связанными с генезисом знаний и научной мысли.
В связи со всем сказанным и в преддверии открытия учебно-методического центра спортивных единоборств (УМЦ СЕ «Добро и справедливость») при Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы, мы считаем, что для подготовки будущих специалистов по спортивным единоборствам важнейшими задачами являются:
— более глубокое изучение вопросов развития у спортсменов-единоборцев таких ПЗК, как гуманизм, любовь к детям и к будущей профессии, педагогический такт, педагогический оптимизм, принципиальность, самокритичность, уверенность в себе, ясность и логичность мышления, быстрота и прочность запоминания;
— поиск путей, направленных на активизацию самопознания и адекватной самооценки у спортсменов-единоборцев;
— разработка учебно-методического комплекса формирования ПЗК, являющегося системообразующим элементом профессиональной компетентности тренеров-преподавателей по спортивным единоборствам.
По нашему мнению, способами решения вышеперечисленных задач на факультете физической культуры Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы для студентов, занимающихся различными видами спортивных единоборств, являются, во-первых, как мы уже говорили выше, использование принципов педагогики сотрудничества, а во-вторых, применение междисциплинарного подхода, основанного на принципах такого нового научного направления, как синергетика, в нашем случае ориентированного на студента, будущего тренера-преподавателя, который прежде всего является человеком. Поэтому необходимо учитывать триединство человека
(мышление, чувства, функции). ПЗК будущих тренеров-преподавателей как составляющие профессиональной компетенции будут формироваться только при условии постоянной актуализации
в образовательном процессе, одним из способов которой может служить лич-ностно ориентированный тренинг, упражнения из которого дополнительно внедряются в дисциплины вуза.
Примечания
1. КрасильниковаН. Вернуть здравый смысл. Гуманистическая составляющая современного физического воспитания / Н. Красильникова // Здравый смысл. — 2006. — №3 (40).
2. Лазаренко В. Г. Динамика эмоционального и физического состояния занимающихся спортивным у-шу в зависимости от оптимальности построения учебного процесса / В.Г. Лазаренко, А.А. Рукавишников, С.А. Якутова // Сб. материалов международной на-учн.-практ. конференции «Физическая культура в XXI веке». — Белгород: Логия, 2004.
3. Пупышева Е. Л. Формирование профессионально значимых личностных качеств будущего учителя на основе дифференцированного обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.Л. Пупышева. — Киров: Вятский государственный педагогический университет, 2000. — 23 с.
П. А. Денисенко
КОНФЛИКТ ПАРАДИГМ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
Статья посвящена анализу современного состояния российского образования, которое можно охарактеризовать как кризисное вследствие конфликта между различными парадигмами образования. Делается вывод, что центральным вопросом конфликта парадигм образования является противоборство сложившихся в человеческом мире ценностных комплексов, а также изменение системы ценностей в сфере образования. Ключевые слова: образование в сфере культуры, парадигма, социально-гуманитарное знание, конфликт, глобализация.
В настоящее время для российского общества характерно сосуществование двух разных, подчас вступающих в противоречие друг с другом парадигмам образования. В то же время в XXI веке значимость образования для развития личности, общества и государства будет только возрастать. Так, по словам философа Ю. Н. Афанасьева, в западноевропейских странах утвердилось мнение, что весь предстоящий век будет сформирован в зависимости от того, как в той или иной стране относятся к образованию. «Если ранее общие контуры мира определяли грубая сила, войны, идеология, то следующий век будет формироваться не идеологией, не оружием, не войнами, а отношением к образованию» (2, с. 31). Все это обуславливает
необходимость выяснения сущностных и содержательных сторон сложившего конфликтного состояния российского образования.
Российский педагог И. Ю. Алекса-шина в статье «Образование в развивающемся мире: поиск новых подходов» (1) дает характеристику современному кризисному состоянию образования как последствию глобальных проблем человечества, каждая из которых представляет собой конфликт. «Конфликты коренятся в несогласии относительно характера и причин проблемы, в различии ценностей и целей, связанных с решением проблем и с разными средствами осуществления этих решений» (1).
Среди исследователей нет единства в понимании того, как глобализа-