Научная статья на тему 'Создание новой образовательной субкультуры как возможность повышения качества подготовки специалистов сферы физической культуры и спорта'

Создание новой образовательной субкультуры как возможность повышения качества подготовки специалистов сферы физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьмина Irisha1237@Rambler.Ru Кузьмина

В статье предлагается подход к расширению возможностей качественного образования в сфере физической культуры и спорта за счет создания оптимальной модели организационной культуры вуза, являющейся системным фактором формирования психологической готовности будущих специалистов к работе в рыночных условиях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузьмина Irisha1237@Rambler.Ru Кузьмина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In clause the approach to expansion of opportunities of qualitative formation in sphere of physical training and sports due to creation of optimum model of organizational culture of high school which is the system factor of formation of psychological readiness of the future experts to work in market conditions is offered.

Текст научной работы на тему «Создание новой образовательной субкультуры как возможность повышения качества подготовки специалистов сферы физической культуры и спорта»

СОЗДАНИЕ НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ КАК ВОЗМОЖНОСТЬ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

С.В. КУЗЬМИНА, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Аннотация

В статье предлагается подход к расширению возможностей качественного образования в сфере физической культуры и спорта за счет создания оптимальной модели организационной культуры вуза, являющейся системным фактором формирования психологической готовности будущих специалистов к работе в рыночных условиях.

Abstract

In clause the approach to expansion of opportunities of qualitative formation in sphere of physical training and sports due to creation of optimum model of organizational culture of high school which is the system factor of formation of psychological readiness of the future experts to work in market conditions is offered.

Ключевые слова: национальные проекты, физическая культура и спорт, организационная культура, психологическая готовность.

Введение

В настоящее время реализация приоритетных национальных проектов «Здоровье» и «Образование» является катализатором системных изменений в области здравоохранения и образования, необходимых для перевода страны на инновационный путь развития, построения здорового общества, основанного на знаниях.

Одним из условий сохранения здоровья нации выступает развитие физической культуры и спорта (ФКиС) в стране, поэтому продолжением государственной политики в области здравоохранения является целевая программа «Развитие физической культуры в России». Очевидность взаимосвязи реализации данных приоритетных направлений государственной политики не вызывает сомнения, так как только качественно подготовленные специалисты сферы ФКиС способны решать стратегические задачи развития данной сферы, построения здорового общества в России.

Ориентация образовательной системы на запросы рынка, контроль со стороны экономики и общества определяет необходимость подготовки выпускников вузов в соответствии с сегодняшними социальными и экономическими запросами [1]. Основной результат подготовки профессионалов рассматривается не только в наличии у выпускников фундаментальных знаний в различных областях науки, высокого уровня владения профессиональными умениями, но и определенной психологической готовности - готовности быть конкурентоспособной личностью. Усиление качественной подготовки спортивных специалистов, направленной на высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных профессиональных навыков и умений, во многом решается за счет перехода на многоуровневую модель образования в вузах [3]. Формирование психологической готовности будущих

профессионалов к работе в условиях рынка определяется организационной культурой, оказывающей системное влияние на становление личности выпускников.

В литературе описано достаточно много подходов к понятию организационной культуры (ОК) и ее составляющим. Однако все они имеют общее основание, которое определяется ценностями, ожиданиями, поведенческими моделями и существующим психологическим климатом внутри организации, а также позиционированием ее во внешней среде. Организационная культура, представляя собой набор ценностных ориентаций, определенных способов поведения сотрудников вуза, оказывает существенное влияние на формирование психологических установок, усваиваемых студентами в процессе обучения и общения с преподавателями, ценностных ориентаций и деловых качеств личности выпускников, их поведенческих моделей, которые они реализуют в дальнейшем на рабочем месте. ОК вуза влияет на способности будущих специалистов к личностному и профессиональному самоопределению в динамичных условиях рынка, к самостоятельному профессиональному росту в условиях выбора и личной ответственности.

Таким образом, организационная культура является системным фактором формирования психологической готовности выпускников вуза, а преемственность организационных культур вуза и коммерческих физкультурноспортивных организаций реализует главный принцип инновационного построения системы образования - открытость к внешним запросам и контроль со стороны экономики и общества.

Цель исследования

С целью выявления соответствия организационной культуры спортивного факультета вуза и коммерческих физкультурно-спортивных организаций проведено исследование.

В исследовании приняли участие пятьдесят менеджеров высшего и среднего уровня коммерческих физкультурно-спортивных организаций г. Нижнего Новгорода, пятьдесят студентов дневного отделения старших курсов факультета физической культуры и спорта (ФКС), тридцать преподавателей того же факультета.

Методы исследования

• Методика диагностики актуального и предпочтительного типов ОК К. Камерона и Р. Куинна.

• Беседы с менеджерами высшего и среднего уровня физкультурно-спортивных организаций, преподавателями факультета ФКС, направленные на выявление содержательных характеристик ОК.

• Наблюдение проявлений ОК по Ф. Харрису и Р. Морану [1, с. 57].

Для анализа результатов исследования использовалась «Рамочная конструкция конкурирующих ценностей» К. Камерона, Р. Куинна [5, с. 63-78]. Данный подход основан на большой базе эмпирических исследований, теоретически выверен, «соответствует задачам совершенствования управления людьми в организации» [3, с. 136] и имеет надежный диагностический инструментарий. К. Камерон и Р. Куинн выделяют два главных измерения в организационной культуре: стабильность, контроль - гибкость, динамичность; внешний фокус, интеграция - внутренний фокус, дифференциация. Оба измерения образуют четыре квадранта, каждый из которых представляет группу критериев, по которым выносится суждение об организационной культуре. Четыре стержневые ценности, являющиеся базисным допущением каждого типа ОК, являются попарно противоположными. Клан характеризуется ценностью человеческих отношений, рынок - ценностью успеха; адхократия - ценностью творчества, бюрократия - ценностью порядка.

Основные результаты эмпирического исследования

Результаты исследования показали, что в целом тип ОК физкультурно-спортивных организаций (ФКСО) оценивается менеджерами как кланово-бюрократический, при этом значительно выделяются клановые характеристики (см. таблицу).

Эти характеристики выявляют представления менеджеров о сотрудничестве, сплоченности в коллективе,

общности и преданности делу, клиентоориентирован-ности всех сотрудников, командного духа в организации работы, цель которой - успех на рынке физкультурноспортивных услуг. При этом большое значение имеет контроль за проведением тренировок, исполнением договоров, должностных инструкций, что характеризует бюрократический тип ОК. В результате бесед с руководителями ФКСО и наблюдений проявлений ОК установлено, что в конечном итоге эти характеристики являются выражением конкурентных преимуществ данных организаций, что отражает нацеленность коллективов на рыночный тип ОК. Это подтверждают результаты исследования предпочтений в изменении ОК ФКСО.

Возможность повышения успешности деятельности ФКСО руководители связывают с существенным ростом адхократического и рыночного компонентов ОК. Для более успешной работы в современных условиях успех деятельности ФКСО менеджеры видят в необходимости увеличения активного, творческого отношения сотрудников к работе, поиску конкурентных преимуществ.

В свою очередь, ОК вуза оценивается студентами и преподавателями тоже как кланово-бюрократическая. Преобладание кланового компонента раскрывает представления студентов о зависимости оценок по учебным предметам и, соответственно, выплаты стипендии, от установившихся взаимоотношений между студентами и преподавателями. Большинство преподавателей является одновременно и тренерами этих студентов. Как известно, взаимоотношения между тренером и спортсменом отличаются своими особенностями, характеризующимися особым доверием, близостью, пониманием. В то же время в отличие от коммерческих ФКСО это доверие во взаимоотношениях нередко используется не для достижения целей обучения - формирования и развития грамотного специалиста, а для достижения собственных целей студентов - сдачи зачета или экзамена без особых усилий.

При описании О К вуза преподаватели отмечают, что эффективность работы вуза зависит от осуществления множества формальных процедур: контроля посещаемости учебных занятий студентами, регулярного контроля и оценки их знаний, контроля деятельности преподавателей (написания учебных планов, конспектов физкультурных занятий, отчетов о работе), что является характеристиками бюрократического компонента ОК и занимает достаточно много рабочего времени.

Структура состояния организационной культуры вуза и деловых организаций спортивного профиля

Тип культуры Актуальное состояние ОК деловых организаций, % Желаемое состояние ОК деловых организаций, % Уровень значимости, р Актуальное состояние ОК вуза по оценке преподавателей, % Актуальное состояние ОК вуза по оценке студентов, %

Клан 47,8 37,758 * * О ,0 0, 32,13 25,458

Адхократия 17,296 26,406 * * о ,0 0, 18,66 17,874

Рынок 14,43 16,84 0,01** 19,757 19,986

Бюрократия 20,724 18,998 0,002** 29,257 36,298

Примечание: * р < 0,05; ** р < 0,01.

(ШШ$)

Таким образом, несмотря на то, что характеристики реального состояния ОК вуза и коммерческих ФКСО соотносятся друг с другом по доминированию типов ОК, говорить о преемственности в организационных культурах достаточно сложно, так как описание этих характеристик отражает принципиально разное содержание.

Увеличение возможностей качественной подготовки специалистов спортивной направленности в вузе в части формирования психологической готовности, адекватной требованиям рынка и предпочтениям работодателей, возможно при переходе к усилению делового (адхократическо-рыночного) компонента ОК, позволяющего увеличить возможности формирования деловых качеств выпускников, их активной мотивационной готовности к работе в рыночных условиях.

На факультете физической культуры и спорта ННГУ им. Н.И. Лобачевского, выпускающего менеджеров сферы ФКиС, осуществляется целенаправленная психологическая подготовка студентов к будущей профессиональной деятельности, в русле которой происходит усиление деловой ОК вуза. Центральным компонентом психологической подготовки является специально разработанный курс «Акмеология ФКС», который преследует цели формирования мотивационной готовности студентов, создания более полной ориентировочной основы будущей профессиональной деятельности, развития деловых качеств, рефлексивного мышления и практических умений, необходимых для осуществления управленческой деятельности [6].

В рамках курса изучаются следующие вопросы:

1. Определение подхода к понятию «управление» физкультурно-спортивной организацией.

2. Виды физкультурно-спортивных организаций, их основные стратегические цели.

3. Структура и основные направления деятельности менеджера ФКС, его функции.

4. Должности, занимаемые менеджерами ФКС.

5. Типы структур управления.

6. Критерии успешности деятельности менеджера в зависимости от вида физкультурно-спортивной организации.

7. Мотивационное обеспечение деятельности физкультурно-спортивной организации.

8. Целевое обеспечение профессиональной деятельности менеджера.

9. Исполнительское обеспечение управленческой деятельности.

10. Организационная культура как косвенный метод управления персоналом.

11. Психологическая компетентность менеджера ФКС, его личностные качества.

12. Творчество как одна их важнейших характеристик профессионализма, основа формирования конкурентных преимуществ менеджера ФКС.

За счет изучения данных тем у студентов происходит расширение ориентировочной основы будущей профессиональной деятельности, что ведет к переосмыслению ценностей самоопределения в профессии.

В процессе занятий в основном используются активные формы обучения: тренинги, кейс-стади и др.

В результате использования деловых игр у студентов формируются умения разрабатывать стратегию развития организации, четко формулировать задачи для персонала в соответствии со стратегией, находить способы мотивации персонала, креативно подходить к решению проблем развития организации. В процессе тренингов отрабатываются навыки различных способов поведения в рабочих ситуациях, обсуждаются последствия выбора и эффективность использования этих поведенческих реакций. Рассматриваются этапы креативного процесса и отрабатываются навыки творческого подхода к решению практических задач. Использование этих методов ведет к развитию рефлексивности мышления будущих специалистов, формированию программы их самосовершенствования.

В результате прохождения курса «Акмеология ФКС» намечаются тенденции формирования психологической готовности студентов к работе в условиях деловой ОК, в частности в мотивационно-целевом компоненте. В процессе регулярного мониторинга психологической готовности студентов отмечается увеличение значения мотива творческой активности для их самоопределения в профессиональной деятельности, активизация жизненной позиции, желание самореализовываться, развиваться, активизировать и использовать свой потенциал. Большее значение приобретают для студентов ценности личного успеха, успеха организации в целом и творческого подхода к делу.

Выводы

1. Ориентация образовательной системы на запросы рынка, контроль со стороны экономики и общества высвечивает необходимость подготовки выпускников вузов в соответствии с социальными и экономическими требованиями. Одним из требований, наряду с высоким уровнем компетенции и профессиональных умений, является психологическая готовность будущих специалистов к работе в рыночных условиях.

2. Системным фактором формирования психологической готовности выпускников является организационная культура вуза. Расширение возможностей качественной подготовки специалистов спортивной направленности в вузе в части формирования психологической готовности, адекватной требованиям рынка и предпочтениям работодателей, возможно при усилении деловой ОК, позволяющей увеличить возможности формирования деловых качеств выпускников, их активной мотивационной готовности к работе в рыночных условиях.

3. Разработанная в рамках курса «Акмеология ФКС» и направленная на усиление деловой О К спортивного факультета система психологической подготовки выпускников к работе в рыночных условиях включает в себя последовательное формирование мотивационноцелевого, операционального и регуляционного компонентов психологической готовности, тем самым реализует возможность повышения качества подготовки специалистов сферы физической культуры и спорта.

Литература

1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник. - М.: Экономист, 2004. - 272 с.

2. Деревнина А.Ю., Шафранов-Куцев Г.Ф. Качество образования в стратегии управления классическим университетом // Университетское управление: практика и анализ. - 2002. - № 2. - С. 21-24.

3. Захарова Л.Н. Психология управления. - Н. Новгород: Изд-во Гладкова, 2004. - 159 с.

4. Захаров Ю.А., Москинов В.А. Основные пути повышения качества высшего образования // Универси-

тетское управление: практика и анализ. - 2005. - № 1. -С.100-103.

5. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры. - СПб.: Питер, 2001. -320 с.

6. Кузьмина С.В. Акмеологические основы управленческой деятельности в сфере физической культуры и спорта: учебно-методическое пособие. - Н. Новгород: ННГУ, 2007. - 28 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.