Научная статья на тему 'Взаимосвязь типа организационной культуры вуза с уровнем конкурентоспособности его студентов'

Взаимосвязь типа организационной культуры вуза с уровнем конкурентоспособности его студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / АДХОКРАТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / БЮРОКРАТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ORGANIZATIONAL CULTURE / КЛАНОВАЯ КУЛЬТУРА / CLAN / РЫНОЧНАЯ КУЛЬТУРА / MARKET / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION / УПРАВЛЕНИЕ УНИВЕРСИТЕТОМ / MANAGEMENT OF UNIVERSITY / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / ЛИЧНАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / PERSONAL COMPETITIVENESS / ADHOCRACY / HIERARCHY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сизова Яна Николаевна, Циринг Диана Александровна

Статья носит исследовательский характер. Настоящее исследование призвано раскрыть один из аспектов сложного феномена организационной культуры современного вуза взаимосвязь доминирующих ценностей и уровня конкурентоспособности студентов. Исследование взаимосвязи типа организационной культуры и конкурентоспособности студентов проводилось на базе ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет». Выборку испытуемых составили 161 студент (будущие бакалавры и специалисты). С целью диагностики типа организационной культуры применялся вопросник К. Камерона и Р. Куинна, изучение конкурентоспособности студентов проводилось с помощью анкеты диагностики сформированности конкурентоспособности студентов (С.Н. Ярошенко). К главным результатам относятся следующие выводы: высокий уровень конкурентоспособности формируется в клановой и рыночной культуре, а доминирование бюрократического типа культуры связано со снижением уровня конкурентоспособности обучающихся. Полученные в исследовании результаты можно рассматривать как исходный материал для построения образа целевой организационной культуры современного вуза, способствующей повышению конкурентоспособности учебного заведения на рынке образовательных услуг, и как следствие, росту конкурентоспособности будущих выпускников. Описание соотношения типов организационной культуры и уровня конкурентоспособности студентов задаёт новые перспективы в исследовании организационной культуры. Исследование вносит вклад в изучение проблемы организационной культуры современного вуза, указывая на ее серьезность и последствия, раскрывает некоторые корреляции, связанные с конкурентоспособностью студентов университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERRELATION OF THE ORGANIZATIONAL CULTURE TYPE WITH THE LEVEL OF THE UNIVERSITY STUDENTS COMPETITIVENESS

The article is exploratory in nature. The present study aims to reveal one of the aspects of the complex phenomenon of the organizational culture of the modern university the relationship of the dominant values ​​and the level of competitiveness of students. Study the relationship type of organizational culture and competitiveness of students was conducted on the basis of FGBOU VO Chelyabinsk State University. Test sample included 161 students (future bachelors and specialists). In order to diagnose the type of organizational culture questionnaire was applied K. Cameron and R. Quinn, the study of the competitiveness of students was conducted with a questionnaire of diagnostics of development of competitiveness of students (SN Yaroshenko). Among the main results are the following conclusions: a high level of competitiveness is formed in a clan and market, and the domination of the bureaucratic related with a the decrease in the level of competitiveness of students. These study results can be considered as the starting material for the construction of the image of the target organizational culture of the modern university, would increase the competitiveness of the institution in the educational market, and as a consequence, increase the competitiveness of the future graduates. Description relation types of organizational culture and the level of competitiveness of the student sets up new perspectives in the study of organizational culture. The research contributes to the study of the organizational culture of the modern university problems, pointing to its severity and consequences, reveals some correlations related to the competitiveness of university students.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь типа организационной культуры вуза с уровнем конкурентоспособности его студентов»

Сизова Яна Николаевна, Циринг Диана Александровна ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ...

УДК 316.7

ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ВУЗА С УРОВНЕМ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЕГО СТУДЕНТОВ

© 2016

Сизова Яна Николаевна, аспирант Циринг Диана Александровна, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии

Челябинский государственный университет, Челябинск (Россия)

Аннотация. Статья носит исследовательский характер. Настоящее исследование призвано раскрыть один из аспектов сложного феномена организационной культуры современного вуза - взаимосвязь доминирующих ценностей и уровня конкурентоспособности студентов. Исследование взаимосвязи типа организационной культуры и конкурентоспособности студентов проводилось на базе ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет». Выборку испытуемых составили 161 студент (будущие бакалавры и специалисты). С целью диагностики типа организационной культуры применялся вопросник К. Камерона и Р. Куинна, изучение конкурентоспособности студентов проводилось с помощью анкеты диагностики сформированности конкурентоспособности студентов (С.Н. Ярошенко). К главным результатам относятся следующие выводы: высокий уровень конкурентоспособности формируется в клановой и рыночной культуре, а доминирование бюрократического типа культуры связано со снижением уровня конкурентоспособности обучающихся. Полученные в исследовании результаты можно рассматривать как исходный материал для построения образа целевой организационной культуры современного вуза, способствующей повышению конкурентоспособности учебного заведения на рынке образовательных услуг, и как следствие, росту конкурентоспособности будущих выпускников. Описание соотношения типов организационной культуры и уровня конкурентоспособности студентов задаёт новые перспективы в исследовании организационной культуры. Исследование вносит вклад в изучение проблемы организационной культуры современного вуза, указывая на ее серьезность и последствия, раскрывает некоторые корреляции, связанные с конкурентоспособностью студентов университета.

Ключевые слова: организационная культура, адхократическая культура, клановая культура, бюрократическая культура, рыночная культура, высшее учебное заведение, управление университетом, конкурентоспособность, личная конкурентоспособность.

INTERRELATION OF THE ORGANIZATIONAL CULTURE TYPE WITH THE LEVEL OF THE UNIVERSITY STUDENTS COMPETITIVENESS

© 2016

Tsiring Diana Aleksandrovna, doctor of psychology, Professor of the department of psychology Sizova Yana Nikolaevna, post-graduate student Chelyabinsk State University, Chelyabinsk (Russia)

Abstract. The article is exploratory in nature. The present study aims to reveal one of the aspects of the complex phenomenon of the organizational culture of the modern university - the relationship of the dominant values and the level of competitiveness of students. Study the relationship type of organizational culture and competitiveness of students was conducted on the basis of FGBOU VO Chelyabinsk State University. Test sample included 161 students (future bachelors and specialists). In order to diagnose the type of organizational culture questionnaire was applied K. Cameron and R. Quinn, the study of the competitiveness of students was conducted with a questionnaire of diagnostics of development of competitiveness of students (SN Yaroshenko). Among the main results are the following conclusions: a high level of competitiveness is formed in a clan and market, and the domination of the bureaucratic related with a the decrease in the level of competitiveness of students. These study results can be considered as the starting material for the construction of the image of the target organizational culture of the modern university, would increase the competitiveness of the institution in the educational market, and as a consequence, increase the competitiveness of the future graduates. Description relation types of organizational culture and the level of competitiveness of the student sets up new perspectives in the study of organizational culture. The research contributes to the study of the organizational culture of the modern university problems, pointing to its severity and consequences, reveals some correlations related to the competitiveness of university students.

Keywords: organizational culture, adhocracy, clan, hierarchy, market, higher educational institution, management of university, competitiveness, personal competitiveness.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В новых экономических условиях вопрос о конкурентоспособности выпускников на рынке труда, способности вуза содействовать профессиональной карьере будущих специалистов приобретает особое значение. Система профессиональной подготовки студентов должна соответствовать их индивидуальным запросам, возможностям и способностям, с одной стороны, и потребностям, задачам общества, бизнеса и государства - с другой. Следствием повышения конкурентоспособности выпускников на рынке труда будет повышение конкурентоспособности учебного заведения на рынке образовательных услуг.

Организационная культура учебного заведения оказывает воздействие на общее развитие обучающихся, на формирование качеств личности, образцов поведения; культура формирует корпоративные стандарты, стиль, традиции и нормы внутриорганизационных отношений. Как только абитуриент становится студентом, он оказывается под влиянием организационной культуры учебного заведения, становится носителем особенностей орг-культуры вуза, его ценностей и норм. Стоит отметить,

что оргкультура вуза не оставляет без влияния качества, характеризующие конкурентоспособность студента.

Следовательно, подготовка конкурентоспособных специалистов, востребованных на рынке труда, умеющих соперничать и демонстрировать свои профессиональные преимущества непосредственно в своей практической деятельности, является актуальной проблемой. Организационная культура учебного заведения, оказывая определённое воздействие на формирование личности, влияет на качества, характеризующие конкурентоспособность.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Проблема взаимосвязи типа организационной культуры вуза и конкурентоспособности студентов косвенно освещена в работах по психологии, педагогике, однако количество работ по данной тематике невелико (например, Л.Н. Захарова, И.Н. Богданова). Л.Н. Захарова исследует проблему различия в организационных культурах образовательных учреждений и деловых организаций с целью их сближения [1]. И.Н. Богданова исследует процесс социали-

Сизова Яна Николаевна, Циринг Диана Александровна социологические

ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ... науки

зации студентов в контексте вузовской корпоративной культуры [2]. Организационная культура российских вузов как самостоятельный феномен изучается в работах Л.Н. Захаровой, Н.П. Макаркина, А.П. Петренко, О.А. Сазыкиной, А.П. Ханевич, Н.Л. Яблонскене и других [1, 3, 4, 5, 6, 7]. Различные аспекты конкурентоспособности студентов рассматривались в работах А.А. Ангеловского, Л.А. Бодьян, А.П. Быковой, С.Б. Давыдовой, Н.Н. Колобковой, М.М. Шехтер, Л.С. Шикиной, С.Н. Ярошенко и других [8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15]. В работах перечисленных исследователей феномены организационной культуры и конкурентоспособности рассматриваются обособлено, без выраженной взаимосвязи.

Формирование целей статьи (постановка задания). Организационная культура в высшем учебном заведении включает в себя те же конструкты, которые характеризуют понятие «организационная культура» в целом: ценности и нормы, убеждения и ожидания, поведенческие стереотипы при взаимодействии людей, мифы и верования, ритуалы и традиции, символы, язык и т.п. Данные характеристики способствуют отличию учебных заведений друг от друга. Эти конструкты определяют образ мышления и действий сотрудников, преподавателей, аспирантов и студентов как внутри вуза, так и вне его. Организационная культура вуза является объединяющей основой для учебного заведения: глубина связей между членами различных структурных подразделений, их ощущение принадлежности к единому сообществу, их способность выстраивать коммуникации -предопределяют устойчивость и успешность университета в конкурентной среде. Для эффективного управления университетом в современных условиях вузы вносят необходимые изменения в организационную структуру. Структура развивающегося вуза должна быть жизнеспособной, гибкой и динамичной, эффективно функционирующей, обеспечивающей конкурентоспособность выпускников на рынке труда [16, 7].

Изучение влияния организационной культуры вуза на различные стороны студенческой жизни представляется чрезвычайно важным в связи с тем, что студенты оказываются носителями особенностей культуры, традиций, ценностей, имиджа вуза не только в период своего обучения, но и спустя много лет по его окончании. Система профессиональных убеждений, норм поведения, установок и ценностей «впитывается» студентами и транслируется через выпускников в организации и учреждения, в которые они приходят по окончании обучения.

Организационная культура - это «набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий» [17]. Ценности и нормы, как транслируемые организацией в целом, так и студенческой субкультурой, могут отличаться в зависимости от доминирующего типа организационной культуры. Анализируя различные типологии организационной культуры, мы остановились на модели конкурирующих ценностей К. Камерона и Р. Куинна [18], в которой выделяется четыре типа культуры: клановый, рыночный, бюрократический (иерархический) и адхократический.

Выраженность клановой культуры предполагает преданность и верность традициям, сплоченность коллектива и благоприятный моральный климат, командную работу, обязательность сотрудников. Организации кланового типа проникнуты разделяемыми всеми ценностями и целями, сплоченностью, соучастием, индивидуальностью и ощущением организации как «мы». Ограничением данной культуры является отсутствие фокуса на показателях эффективности организации, «застревание» в межличностных конфликтах, интригах, панибратство [18].

Связующей сущностью организации при адхократи-

ческой культуре является преданность экспериментированию и новаторству. Адхократическая культура предполагает поощрение личной инициативы и свободы, ускорение адаптивности, обеспечение гибкости и творческого подхода к делу в ситуациях, для которых типична неопределенность, двусмысленность или перегрузка информацией [18]. Организация ориентирована на будущие потребности рынка, однако слабо структурирована, не формализована, управляется в «ручном режиме».

Организация с выраженным бюрократическим типом организационной культуры - это формализованное и структурированное место работы. Тем, что делают люди, управляют процедуры. Для такой организации важно поддержание плавного хода деятельности организации. Организацию объединяют формальные правила и официальная политика. Долгосрочные заботы организации состоят в обеспечении стабильности и показателей плавного хода рентабельного выполнения операций [18].

Рыночный тип организационной культуры определяет тип организации, ориентированной на внешнее окружение, а не на свои внутренние дела. В основном ее внимание фокусируется на операциях с внешними клиентами. Такая организация ориентирована на результаты, главной заботой является выполнение поставленной задачи. В рыночной культуре слабо учитываются личностные отношения и предпочтения сотрудников в принятии решений [18].

Таким образом, в организациях с разными типами организационной культуры передаются и усваиваются разные ценности, нормы, образцы поведения.

Мы предположили, что организационная культура вуза, оказывая определенное воздействие на формирование ценностной системы студентов, может быть связана с уровнем их конкурентоспособности. Согласно С.Н. Ярошенко, конкурентоспособность студентов - это способность достижения успеха в профессиональной деятельности в условиях конкуренции на основе ключевых компетенций и мобилизации ресурса индивидуально-личностных качеств. Личная конкурентоспособность - это способность, позволяющая достигать успеха в различных видах деятельности. Из данного понятия Ярошенко С.Н. выделяет учебно-профессиональную компетентность, которая предполагает успешное соперничество (конкуренцию) студентов между собой при усвоении содержания образования и опыта учебно-познавательной деятельности [19]. В данной работе мы опираемся на определения, предложенные С.Н. Ярошенко.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Исследование соотношения типа организационной культуры вуза и конкурентоспособности студентов проводилось на базе Челябинского государственного университета. Выборку испытуемых составили 161 студент разных факультетов (будущие бакалавры и специалисты).

В ходе исследования применялись следующие психодиагностические методики.

С целью диагностики типа организационной культуры применялся вопросник К. Камерона и Р. Куинна [18], построенный на основе модели конкурирующих ценностей. Данная методика была выбрана в результате анализа различных типологий организационной культуры; она наиболее универсальна, достаточно проста в заполнении, а также часто используется в эмпирических исследованиях (есть возможность сопоставления результатов). Основная идея данной модели состоит в том, что все организационные культуры можно описать с помощью двух параметров: а) ориентация на внешнюю среду или на внутреннюю среду и б) доминирование ценностей гибкости или стабильности. Далее в соответствии с методикой определяется преобладающий в организации тип культуры: рыночный, адхократический, клановый или бюрократический.

Сизова Яна Николаевна, Циринг Диана Александровна ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ...

С целью изучения конкурентоспособности использовалась анкета диагностики сформированно-сти конкурентоспособности студентов, разработанная С.Н. Ярошенко [20].

На первом этапе исследования был определён существующий тип организационной культуры в университете. На данный момент в вузе, по оценкам студентов, преобладает клановый и бюрократический типы организационной культуры (37,2 % и 35,4 % соответственно). Остальные типы культуры выражены в меньшей степени: рыночный (19,9 %), адхократический (7,5 %). На наш взгляд, преобладание признаков бюрократии в организационной культуре вуза отражает, прежде всего, специфику университета как образовательного учреждения, основная цель которого - системно и методично организовать учебный процесс передачи знаний. Реализация этой цели не мыслима без графиков, регламентов и технологий, без документального оформления всех процедур. Клановая культура подразумевает дружественные отношения в студенческой среде, сплоченность среди студентов, от руководителей ожидается помощь в расширении сферы компетентности и обретении возможностей для личного развития.

На следующем этапе исследования был проведен анализ номинативных переменных, таких как тип организационной культуры и уровень конкурентоспособности студентов. Результаты анализа представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Сопряженность типа организационной культуры с уровнем конкурентоспособности студентов вуза

Тип организационной культуры Итого

Клановая культура Адхокр этическая культура Рыночная культура Бюрократическая культура

Я б Очень низкий 1 1 0 5 7

Низкий 2 1 2 13 1S

Ниже ср еднего 5 2 2 15 24

среднего 1 1 0 9 11

& й * i Средний 4 1 0 4 9

среднего 12 2 7 4 25

Выше среднего 1S 2 5 5 30

Высокий 13 2 10 1 26

Очень высокий 4 0 б 1 11

Итого 60 12 32 57 161

^-Пирсона = 72,440, р=0,000

Анализ таблицы сопряженности показывает, что для различных типов студенческих оргкультур (клановый, адхократический, рыночный и бюрократический) характерно разное распределение по уровням конкурентоспособности, о чем также свидетельствуют обнаруженные значимые различия по критерию %2-Пирсона. Низкий (очень низкий, низкий, ниже среднего, чуть ниже среднего) уровень конкурентоспособности характерен для студентов, отмечающих бюрократическую культуру в вузе. Таким образом, чем выше уровень выраженности бюрократического типа оргкультуры в вузе, тем ниже уровень конкурентоспособности его студентов. Чем отчетливее обучающиеся осознают и ощущают доминирование бюрократического типа культуры в учебном заведении, наличие ограничений, продиктованных особенностями бюрократической культуры (формальные правила и процедуры, централизация власти, авторитарные взаимоотношения и др.), тем меньше проявляют личную инициативу, гибкость и творческий подход в нестандартных ситуациях.

Средний и высокий (чуть выше среднего, выше среднего, высокий, очень высокий) уровни конкурентоспособности отмечены среди студентов с клановой и рыночной культурами в учреждении. Данный факт можно интерпретировать следующим образом: чем выше сплоченность коллектива, благоприятный моральный климат, чем более выражена атмосфера экспериментирования и соперничества, ориентация на результат и стремление побеждать, тем выше конкурентоспособность среди студентов. Адхократический тип культуры отметили 7,5 % опрошенных, распределение конкурентоспособности

среди данных студентов примерно равномерное.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, результаты проведенного исследования показали, что существование в учебном заведении различных типов культуры специфически взаимосвязано с уровнем конкурентоспособности его студентов. Так, высокий уровень конкурентоспособности формируется в клановой и рыночной культуре, а доминирование бюрократического типа культуры связано со снижением уровня конкурентоспособности обучающихся. Полученные результаты позволяют предполагать, что формирование в вузе атмосферы открытости коммуникаций, теплых доверительных отношений на факультетах среди обучающихся, преподавателей и административно-управленческого персонала, развитие атмосферы инноваци-онности, целеустремлённости и соперничества будут способствовать повышению конкурентоспособности студентов. Напротив, излишняя «забюрократизирован-ность», закрытость и регламентация учебного заведения негативно сказывается на уровне конкурентоспособности его студентов.

Полученные в исследовании результаты можно рассматривать как исходный материал для построения образа целевой организационной культуры современного вуза, способствующей повышению конкурентоспособности учебного заведения на рынке образовательных услуг, и как следствие, росту конкурентоспособности будущих выпускников. Описание соотношения типов организационной культуры и уровня конкурентоспособности студентов задаёт новые перспективы в исследовании организационной культуры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Захарова Л.Н. Организационная культура университета в контексте проблем диагностики и формирования готовности студента к работе в условиях современного предприятия // Университетское управление: практика и анализ. 2006. № 2. С. 31-39.

2. Богданова И.Н. Корпоративная культура вуза и противоречия студенческой социализации в транзитивном обществе // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 7, Философия. 2012. № 2 (17). С. 113-118.

3. Макаркин Н.П., Томилин О.Б., Бритов А.В. Роль организационной культуры в эффективном менеджменте высшего учебного заведения // Университетское управление. 2004. № 5-6 (33). С. 152-162.

4. Петренко А.С. Организационная культура университетов в условиях трансформации российского общества : автореф. дисс. ... канд. соц. наук. Ростов-на-Дону. 2010.

5. Сазыкина О.А., Кошев А.Н. Организационная культура регионального вуза: особенности и возможности развития // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 522-527.

6. Ханевич А.П. Организационная культура высшего учебного заведения в современной России : дис. . канд. соц. наук. Ставрополь. 2009.

7. Яблонскене Н.Л. Корпоративная культура современного университета // Организационная культура вуза. 2006. № 3. С. 7-25.

8. Ангеловский А.А. Формирование конкурентоспособности студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Магнитогорск. 2004.

9. Бодьян Л.А. Развитие конкурентоспособности студентов технического вуза на основе контекстно-модульного подхода: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Магнитогорск. 2009.

10. Быкова А.П. Формирование культуры делового общения будущего конкурентоспособного специалиста: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Саратов. 2005.

11. Давыдова С.Б. Формирование конкурентоспособ-

Сизова Яна Николаевна, Циринг Диана Александровна ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ .

ного специалиста-менеджера на основе компетентност-ного подхода в вузах культуры и искусств: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Москва. 2009.

12. Колобкова Н.Н. Формирование конкурентоспособности студентов экономического профиля: автореф. дис. . канд. пед. наук. Воронеж. 2004.

13. Шехтер М.М. Акмеологический подход к формированию конкурентоспособности будущего специалиста-психолога в условиях вуза: автореф. дис. . канд. психол. наук. Иваново. 2004.

14. Шикина Л.С. Формирование конкурентоспособности студентов в условиях губернского колледжа: ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук. Казань. 2006.

15. Ярошенко С.Н. Методологические подходы формирования конкурентоспособности студентов-выпускников вуза // Вестник костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Т. 18. № 1. 2012. С. 143-146.

16. Андреева И.В., Функционально-целевое содержание процесса адаптации вуза к трансформирующейся рыночной среде // Новые технологии. 2008. Выпуск№ 6.

17. Спивак В.А. Корпоративная культура: теория и практика. М.: Питер, 2001.

18. Камерон К. Диагностика и изменение организационной культуры / К. Камерон, Р. Куин; пер. с англ.; под ред. И. В. Андреевой. СПб.: Питер, 2001. - 320 с.

19. Ярошенко С.Н. Учебно-профессиональная конкурентоспособность студентов вуза как вид личной конкурентоспособности // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. 2013. № 5. С. 119-122.

20. Ярошенко С.Н. Педагогические условия формирования конкурентоспособности лиц с ограниченными возможностями здоровья (на примере обучающихся по направлению «Психолого-педагогическое образование») // Подготовка компетентных выпускников вуза с ограниченными возможностями здоровья средствами педагогического дизайна: коллективная монография / под редакцией С.А. Курносовой. - Челябинск, 2014. -252 с.

Статья публикуется при поддержке Фонда перспективных научных исследований ЧелГУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.