Научная статья на тему 'Особенности психологической подготовки менеджеров спортивной специализации с позиции организационно-культурного подхода'

Особенности психологической подготовки менеджеров спортивной специализации с позиции организационно-культурного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
253
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / МЕНЕДЖЕР / РЫНОЧНЫЕ УСЛОВИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьмина С. В.

Рассматривается психологическая подготовка менеджеров спортивной сферы с точки зрения организационно-культурного подхода; на основе результатов исследования преемственности организационных культур образования и бизнеса спортивной сферы раскрывается несоответствие психологической готовности выпускников требованиям рынка; предлагается программа психологической подготовки, содержание которой определено необходимостью усиления "делового" компонента организационной культуры образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузьмина С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF PSYCHOLOGICAL PREPARATION OF SPORTS MANAGERS FROM THE POINT OF VIEW OF AN ORGANIZATIONAL-CULTURAL APPROACH

Psychological preparation of sports managers is considered from the point of view of organizational-cultural approach. Based on the results of research into the continuity of organizational cultures of education and business in sports, the inadequacy of graduates' psychological readiness from the point of view of market requirements is revealed. An improved program of psychological preparation is proposed, with the focus on the strengthening of the "business" component of the organizational culture of educational establishments.

Текст научной работы на тему «Особенности психологической подготовки менеджеров спортивной специализации с позиции организационно-культурного подхода»

СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ФИЛОСОФИЯ

УДК 159.9

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ С ПОЗИЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННО-КУЛЬТУРНОГО ПОДХОДА

© 2008 г. С.В. Кузьмина

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

[email protected]

Пистусила в редакцию 25.06.2008

Рассматривается психологическая подготовка менеджеров спортивной сферы с точки зрения организационно-культурного подхода; на основе результатов исследования преемственности организационных культур образования и бизнеса спортивной сферы раскрывается несоответствие психологической готовности выпускников требованиям рынка; предлагается программа психологической подготовки, содержание которой определено необходимостью усиления «делового» компонента организационной культуры образовательного учреждения.

Ключевые слива: организационная культура, психологическая готовность, физическая культура и спорт, менеджер, рыночные условия, психологическая подготовка к профессиональной деятельности.

Введение

В современной России развитие физической культуры и спорта (ФКС) является одним из приоритетных направлений государственной политики. По мнению В.В. Путина, федеральная целевая программа «Развитие физической культуры в России на 2006-2015 годы», принятая Правительством РФ в январе 2006 года, является «реальным прорывом» в становлении Российского государства [1]. В рамках этой программы строятся и реконструируются около 4000 спортивных объектов по всей стране. Кроме того, идет стремительное увеличение количества коммерческих физкультурно-спортив-ных организаций. В связи с этим актуальной становится задача подготовки высококвалифицированных управленческих кадров сферы ФКС, обладающих фундаментальными знаниями в различных областях науки, психологической готовностью эффективно осуществлять профессиональную деятельность в динамичных условиях рынка.

Уровень знаний и профессиональных умений выпускников вузов спортивной направленности обеспечивается, прежде всего, содержательной стороной образовательного процесса. Мотивационные установки, ценности, деловые качества личности, модели поведения и самооценка будущих специалистов - «поведенческой средой» образовательного учреждения или его организа-

ционной культурой (ОК). Представляя собой набор ценностных ориентаций, определенных способов поведения сотрудников вуза, ОК оказывает существенное влияние на формирование психологических установок, усваиваемых студентами в процессе обучения и общения с преподавателями, ценностных ориентаций и деловых качеств личности выпускников, их поведенческих моделей, которые они реализуют в дальнейшем на рабочем месте. ОК вуза влияет на способности будущих специалистов к личностному и профессиональному самоопределению в динамичных условиях рынка, к самостоятельному профессиональному росту в условиях выбора и личной ответственности. [2, с. 31].

Преемственность организационных культур образовательного учреждения, осуществляющего подготовку управленческих кадров сферы ФКС, и коммерческих физкультурно-спортивных организаций (ФКСО) обеспечивает формирование психологической готовности выпускников к профессиональной деятельности в условиях рынка, во многом облегчает процесс их адаптации на рабочем месте, способствует успешному трудоустройству.

Характеристиками психологической готовности к деятельности в условиях рынка являются:

- мотивационная нацеленность работников на успех, нахождение конкурентных преимуществ, постановку профессиональных задач и

творческую активность в их решении; активную позицию в отношении развития физкультурноспортивной организации, саморазвития, самореализации; готовность к риску (мотивационный компонент психологической готовности);

- сформированная концептуальная модель реализации профессиональной деятельности в динамичных условиях рынка (целевой компонент);

- практические умения анализировать и интерпретировать различные рабочие ситуации, проектировать свою деятельность в соответствии с поставленной целью, адекватно обстоятельствам, используя при этом не только имеющиеся алгоритмы, но и новые способы решения профессиональных задач (операциональный компонент);

- регуляция деятельности на основе личностной и процессуальной рефлексии (регуляционный компонент психологической готовности).

Организационно-культурный подход к формированию психологической готовности менеджеров спортивной специализации требует использования типологий культур. Их существует довольно много.

Л.П. Аксеновская выделяет три базовых типа культур в соответствии с тремя ведущими видами деятельности архаичного человека: культуры семьи, армии и церкви [3]. К. Камерон и Р. Куинн указывают на существование культур клана, рынка, адхократии и иерархии [4]. Л.Н. Захарова пишет о культурах семьи и деловой организации [5]. Каждая типология обусловлена конкретными задачами, но все авторы концентрируют внимание на преобладающих организационных ценностях как регуляторах поведения людей в конкретной социальной группе. Поэтому ценности, принимаемые в организации, являются системообразующим фактором ОК.

«Рамочная конструкция конкурирующих ценностей» К. Камерона, Р. Куинна [4, с. 63-78] характеризует каждый выделяемый тип ОК с позиции стержневых ценностей. Эти ценности попарно противоположны. Клан характеризуется ценностью человеческих отношений, рынок - ценностью успеха; адхократия - ценностью творчества, бюрократия - ценностью порядка. Именно эти базисные допущения лежат в основе данного эмпирического исследования.

Описание исследования

Теоретическое изучение вопросов специфики культур в общностях разного типа, культурных влияний на формирование ценностно-

мотивационных установок, поведенческих реакций, профессионально важных качеств личности выпускников вузов позволило сформулировать гипотезу, которая легла в основу эмпирического исследования.

Гипотеза: существенным фактором формирования психологической готовности будущих спортивных менеджеров к профессиональной деятельности в современных рыночных условиях является организационная культура факультета ФКС как образовательного учреждения.

Цель эмпирического исследования: выявление зависимости психологической готовности студентов к профессиональной деятельности от организационно-культурных условий обучения в вузе.

Эмпирическое исследование состояло из 2-х этапов.

Цель первого этапа: выявление степени соответствия ОК вуза ОК коммерческих организаций физкультурно-спортивной направленности, анализ содержательных характеристик ОК, их различий; диагностика психологической готовности студентов к профессиональной деятельности.

Целью второго этапа явилось создание программы психологической подготовки молодых специалистов, ориентированной на формирование психологической готовности студентов факультета ФКС, отвечающей требованиям адхократическо-рыночного типа ОК как соответствующего тенденциям развития ОК в коммерческих физкультурно-спортивных организациях.

С исследовании принимали участие пятьдесят студентов дневного отделения старших курсов факультета ФКС Нижегородского государственного университета (ННГУ) им. Н.И. Лобачевского, тридцать преподавателей того же факультета, пятьдесят шесть студентов факультета физической культуры Марийского государственного педагогического института (МГПИ) им. Н.К. Крупской, тридцать шесть преподавателей того же факультета, пятьдесят менеджеров высшего и среднего уровня коммерческих физкультурно-спортивных организаций г. Нижнего Новгорода.

Используемые методики:

• методика диагностики актуального и предпочтительного типов ОК OCAI (К. Камерон и Р. Куинн);

• анкетирование менеджеров высшего и среднего уровня физкультурно-спортивных организаций, беседы с преподавателями факультета ФКС, направленные на выявление содержательных характеристик ОК;

• наблюдение проявлений ОК по Ф. Харрису и Р. Морану [6, с. 57];

• методика диагностики мотивационной структуры личности (В.Э. Мильман);

• контент-анализ социнений на тему «Я -менеджер ФКС»;

• адаптированная методика «Конфликтные ситуации» (Л.Н. Захарова).

Результаты исследования

Результаты исследования показали, что в целом тип ОК физкультурно-спортивных организаций оценивается менеджерами как клановобюрократический, при этом значительно выделяются клановые характеристики (табл. 1).

Эти характеристики выявляют представления менеджеров о сотрудничестве, сплоченности в коллективе, общности и преданности делу, клиентоориентированности всех сотрудников, командном духе в организации работы, цель которой - успех на рынке физкультурноспортивных услуг. При этом большое значение имеет контроль за проведением тренировок, исполнением договоров, должностных инструкций, что характеризует бюрократический тип ОК. В результате бесед с руководителями ФКСО и наблюдений проявлений ОК установлено, что, в конечном итоге, эти характеристики являются выражением конкурентных преимуществ данных организаций, что отражает нацеленность коллективов на рыночный тип ОК. Это подтверждают результаты исследования предпочтений в изменении ОК ФКСО.

Возможность повышения успешности деятельности ФКСО руководители связывают с существенным ростом адхократического и рыночного компонентов ОК. Для более успешной работы в современных условиях успех деятельности ФКСО менеджеры видят в необходимости увеличения активного, творческого отношения сотрудников к работе, поиске новых конкурентных преимуществ.

В свою очередь, ОК вуза, вне зависимости от направленности профессиональной подготовки выпускников (педагогической или управленческой), оценивается студентами и преподавателями тоже как кланово-бюрократическая (статистически значимых различий в оценках ОК ННГУ и МГПИ нет). Преобладание кланового компонента раскрывает представления студентов о зависимости оценок по учебным предметам, и, соответственно, выплаты стипендии, от установившихся взаимоотношений между студентами и преподавателями. Большинство преподавателей являются одновременно и тренерами этих студентов. Как известно, взаимоотношения между тренером и спортсменом отли-

чаются особым доверием, близостью, пониманием. В то же время, в отличие от коммерческих ФКСО, это доверие во взаимоотношениях нередко используется не для достижения целей обучения - формирования и развития грамотного специалиста, а для достижения собственных целей студентов - сдачи зачета или экзамена без особых усилий.

При описании ОК вуза преподаватели отмечают, что эффективность работы вуза зависит от осуществления множества формальных процедур: контроля посещаемости учебных занятий студентами, регулярного контроля и оценки их знаний, контроля деятельности преподавателей (написания учебных планов, конспектов физкультурных занятий, отчетов о работе), что является характеристиками бюрократического компонента ОК и занимает достаточно много рабочего времени.

Таким образом, несмотря на то, что характеристики реального состояния ОК вуза и коммерческих ФКСО соотносятся друг с другом по доминированию типов ОК, говорить о преемственности в организационных культурах достаточно сложно, т.к. описание этих характеристик отражает принципиально разное содержание.

В ходе диагностики психологической готовности будущих менеджеров к работе в условиях деловой ОК как отвечающей тенденциям развития коммерческих ФКСО были выделены две подгруппы: психологически готовых студентов (ПГ) оказалось 30% испытуемых, а психологически не готовых (ПнГ) - 70%. В подгруппе психологически готовых студентов оказались испытуемые, уже работающие в коммерческих ФКСО (кроме одного). В подгруппу ПнГ вошли студенты неработающие.

Соответственно характеристики психологической готовности студентов первой подгруппы (ПГ) существенно отличаются от характеристик второй (см. таблицу 2), что свидетельствует о влиянии на их психологическую готовность не только ОК вуза, но тех организаций, в которых работают данные студенты.

В концептуальную модель профессиональной деятельности ПнГ-студентов входят представления о целях управленческой деятельности, заключающихся в сохранении стабильности, поддержании рентабельности, гуманных взаимоотношений в ФКСО, высокого уровня доверия в коллективе, сплоченности. Соответственно, эти студенты считают результатом управленческой деятельности упорядоченную инфраструктуру в организации, сплоченный коллектив с налаженными межличностными отношениями.

Таблица 1

Структура состояния ОК вуза и деловых организаций спортивного профиля

Тип культуры Актуальное состояние ОК деловых орг-й (в %) Желаемое состояние ОК деловых орг-й (в %) Уровень значимости (р) Актуальное состояние ОК вуза по оценке преподавателей (в %) Актуальное состояние ОК вуза по оценке студентов (в %)

Клан 47.8 37.7 0.001** 32.1 25.4

Адхократия 17.2 26.4 0.001** 18.6 17.8

Рынок 14.4 16.8 0.01** 19.7 19.9

Бюрократия 20.7 18.9 0.002** 29.2 36.2

Примечание: * - р < 0,05; ** - р < 0,01.

Таблица 2

Характеристики психологической готовности выпускников

________________по результатам диагностики__________________________________________

Компоненты готовности ПнГ-студенты ПГ-студенты

Мотивационный Мотивационная нацеленность на установление и сохранение доброжелательных взаимоотношений в рабочем коллективе; нахождение и поддержание личностных связей; реализацию потребности в любви и уважении Мотивационная нацеленность на успех, нахождение конкурентных преимуществ; видение профессиональных задач, творческую активность в их решении; активную позицию в отношении развития физкультурно-спортивной организации, саморазвития, самореализации

Целевой Сформированная концептуальная модель реализации профессиональной деятельности в условиях экономической стабильности Сформированная концептуальная модель реализации профессиональной деятельности в динамичных условиях рынка

Операциональный Выбор способов поведения при принятии решений с высокой степенью ответственности и низкой открытостью.

Регуляционный Высокая степень процессуальной рефлексии

В концептуальную модель профессиональной деятельности ПГ-студентов входят представления о целях управленческой деятельности, заключающиеся в победе на рынке ФКС-услуг за счет конкурентных действий и достижений, обретения новых ресурсов и решения проблем. Результат управленческой деятельности они видят в обладании уникальной новейшей фитнес-технологией или спортивной продукцией, лидерстве на рынке ФКС-услуг, достаточно высоком заработке как для менеджмента, так и для членов коллектива организации.

Дальнейшая диагностика показала, что при принятии решений операциональная составляющая готовности студентов обеих групп характеризуется выбором способа поведения с высокой степенью ответственности и низкой открытостью. Такой способ поведения более характерен для рыночных взаимоотношений, т.е. для деловой ОК. Таким образом, в ходе диагностики проявилось несоответствие мотивационно-целевого и операционального компонентов психологической готовности студентов первой группы. В характеристике их психологической готовности мы видим мотивационную

нацеленность на работу в условиях клановой ОК, в то же время они показывают выбор способов поведения, характерных для рыночной ОК.

Диагностика регуляционной готовности показала высокую степень процессуальной рефлексии в обеих группах студентов (применения готовых и стереотипных средств). Ожидалось, что у ПГ-студентов при их характеристике мотивационной, целевой и операциональной готовности будет наблюдаться высокая степень личностной рефлексии (осмысления ценностносмысловых аспектов проблемы), что обеспечивает возможность творческого подхода к решениям в практических ситуациях. Но этого не произошло. Характеристики регуляционной готовности второй подгруппы студентов встали в противоречие с их показателями мотивационно-целевой готовности. Эти студенты мотивационно готовы к применению в профессиональной деятельности своего творческого потенциала, более того, они значительно чаще, чем ПнГ-студенты, реализуют этот потенциал для решения практических задач, но, по-видимому, осознания необходимости действовать

таким образом у них нет (т.е. мотивационная готовность и способы поведения, которые выбирают ПГ-студенты, для них неосознаваемы).

Приведение в соответствие всех компонентов психологической готовности студентов, достижение ее адекватности требованиям деловой ОК стало целью разработки программы психологической подготовки спортивных менеджеров.

Усиление адхократическо-рыночного компонента ОК вуза проявляется в деятельностном характере разработанной программы психологической подготовки, который обусловлен тем, что ее центральным моментом является моделирование студентами будущей профессиональной деятельности. Рефлексивно-деятель-ностный подход, составляющий основу данной программы, предполагает высокую степень активности в овладении профессиональной деятельностью, осознанности, рефлексивности мышления будущих менеджеров.

Программа психологической подготовки менеджеров ФКС

Технологически психологическая подготовка к работе в условиях деловой организационной культуры может быть реализована через три относительно самостоятельных образовательных модуля: «Профессиональная характеристика менеджера ФКС», «Установки спортивного менеджера на успешную деятельность в условиях рынка», «Технология реализации профессиональной деятельности менеджера ФКС». Каждый модуль имеет свои цели, содержание и способы достижения этих целей [7].

Первый модуль «Профессиональная характеристика менеджера ФКС» направлен на расширение ориентировочной основы профессиональной деятельности будущих менеджеров сферы ФКС через формирование представлений о направлениях работы руководителя физкультурно-спортивной организации, его функциях, целях и результатах управленческой деятельности. От решения задач этого этапа психологической подготовки зависит и адекватное развитие профессиональной мотивации, и оптимальное построение концептуальной модели деятельности, и овладение операциональной стороной управленческой деятельности.

Содержание занятий данного модуля определено результатами диагностики студентов. В него входят следующие темы:

1. Определение подхода к понятию «управление физкультурно-спортивной организацией».

2. Виды физкультурно-спортивных организаций, их основные стратегические цели.

3. Структура и основные направления деятельности менеджера ФКС, его функции.

4. Должности, занимаемые менеджерами ФКС.

5. Типы структур управления.

6. Критерии успешности деятельности менеджера в зависимости от вида физкультурноспортивной организации.

Основные формы занятий этого этапа психологической подготовки: лекции с использованием таких приемов, как мозговой штурм, самостоятельный поиск определений и содержания понятий, схематизация понятий, вопросы к аудитории; семинары с предварительным самостоятельным изучением студентами литературы, использованием диалогического общения на заданные темы. Важно знакомство студентов с особенностями состояния современного рынка ФКС-услуг, актуальными физкультурноспортивными и оздоровительными направлениями, потребностями рынка на современном этапе. Для преподнесения этой информации необходимо использование результатов опубликованных маркетинговых исследований, наблюдений.

Результатом использования модуля «Профессиональная характеристика менеджера ФКС» является расширение у студентов ориентировочной основы управленческой деятельности.

Второй модуль «Установки спортивного менеджера на успешную деятельность в условиях рынка» направлен на обеспечение формирования мотивационно-целевого компонента психологической готовности студентов. Практические задания, используемые на данном этапе, ориентированы на осознание студентами потребности в самоактуализации (актуализации своих возможностей, реализации своих потенциальных способностей) как преобладающего мотива профессиональной деятельности, формирование индивидуального профиля самосовершенствования, определение целей развития своей профессиональной деятельности.

В содержание занятий второго этапа входят следующие темы:

1. Мотивационное обеспечение управленческой деятельности.

2. Целевое обеспечение профессиональной деятельности менеджера.

3. Исполнительское обеспечение управленческой деятельности.

4. Организационная культура как косвенный метод управления.

5. Психологическая компетентность менеджера ФКС.

Основные формы занятий сохраняются, как и на первом этапе.

Результатом работы первых двух этапов психологической подготовки является формирование мотивационно-целевого компонента психологической готовности «делового» типа.

Третий модуль «Технология реализации профессиональной деятельности менеджера ФКС» направлен на формирование операционально-регуляционного компонента психологической готовности студентов. Содержание его включает в себя формирование аналитических и проектировочных умений у студентов, развитие рефлексивного мышления, умений практического использования психологических знаний в ходе теоретического и практического моделирования профессиональной деятельности, а также занятие по теме «Творчество как одна из важнейших характеристик профессионализма, основа формирования конкурентных преимуществ менеджера ФКС». Работа по этому модулю содержит в себе проработку различных вариантов решений проблемных ситуаций, типичных для деятельности коммерческих физкультурно-спортивных организаций, их последствий для разных категорий акционеров, рассмотрение понятий «рефлексия», «рефлексивное мышление», «творчество», «креативный процесс», отработку умений использовать рефлексивное мышление, а также этапы креативного процесса для решения практических ситуаций.

Основная форма работы - практические занятия.

Результатом работы по данному модулю является развитие рефлексивного мышления, аналитических и проектировочных умений студентов, умений анализировать поведенческие, когнитивные и эмоциональные стили реализации профессиональной деятельности, оценивать свое положение в системе отношений, в жизнедеятельностном контексте, предвидеть последствия принимаемых решений.

Данная программа психологической подготовки успешно прошла апробацию на базе факультета ФКС ННГУ им. Н.И. Лобачевского и показала свою состоятельность в формировании полного обеспечения психологической готовности выпускников к работе в условиях деловой ОК.

Мониторинг эффективности программы осуществлен с помощью следующих методов: определение динамики организационно-культурных предпочтений по Р. Камерону и К. Куинну, динамики мотивации по В.Э. Мильману, рефлексивное осмысление конкретных ситуаций с различными скрытыми ценностными приоритетами по Л.Н. Захаровой. В результате зафиксировано статистически значимое усиление мотива творческой активности студентов при самоопределении в управленческой дея-

тельности, рост управленческих самоидентификаций, усиление предпочтения ОК делового типа. Большее значение для студентов приобретают ценности личного успеха, успеха организации в целом; возрастает приоритет ценностей результата над ценностями отношений; усиливается желание творческой самореализации в управленческом труде; улучшаются показатели развития рефлексивности мышления будущих спортивных менеджеров.

Выводы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Результаты исследования подтверждают заявленную гипотезу: существенным фактором формирования психологической готовности будущих менеджеров к профессиональной деятельности является организационная культура факультета ФКС как образовательного учреждения. Характеристики психологической готовности студентов, сформированной в организационно-культурных условиях вуза без использования специальной программы обучения, соответствуют ценностно-мотивационным установкам кланово-бюрократической ОК.

2. Формирование психологической готовности, адекватной требованиям рынка и предпочтениям работодателей, возможно при переходе к усилению делового компонента ОК вуза, позволяющего увеличить возможности формирования деловых качеств выпускников, их активной мотивационной готовности к работе в рыночных условиях.

3. Усиление деловой ОК спортивного факультета возможно через введение в образовательный процесс специализированной программы психологической подготовки менеджеров ФКС с заданными характеристиками адхократическо-рыночной ОК.

Список литературы

1. Январская коллегия Росспорта «По ступеням образования - к успеху» // Газета «Спорт для всех». 2006. № 3.

2. Захарова Л.Н. Организационная культура университета в контексте проблем диагностики и формирования готовности студента к работе в условиях современного предприятия // Журнал «Университетское управление: практика и анализ». 2006. № 2. С. 31-39.

3. Аксеновская Л.П. Организационно-культурный консалтинг: ордерный подход // Психология бизнеса. СПб., 2003. С. 5-9.

4. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры. СПб.: Питер, 2001.

5. Захарова Л.Н. Психология управления. Н. Новгород: Изд-во Гладкова, 2004. С. 271.

6. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. М.:Экономист, 2004.

7. Кузьмина С.В. Акмеологические основы культуры и спорта: Учебно-методическое пособие. управленческой деятельности в сфере физической Н. Новгород: ННГУ, 2007. С. 28.

PECULIARITIES OF PSYCHOLOGICAL PREPARATION OF SPORTS MANAGERS FROM THE POINT OF VIEW OF AN ORGANIZATIONAL-CULTURAL APPROACH

S. V. Kuzmina

Psychological preparation of sports managers is considered from the point of view of organizational-cultural approach. Based on the results of research into the continuity of organizational cultures of education and business in sports, the inadequacy of graduates’ psychological readiness from the point of view of market requirements is revealed. An improved program of psychological preparation is proposed, with the focus on the strengthening of the «business» component of the organizational culture of educational establishments.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.