ПСИХОЛОГИЯ
УДК 159.9:37
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ И ФОРМИРОВАНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛИЗМА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
В.В. Рыжов, С.В. Кузьмина, А.Н. Кутасин
Аннотация. Общая цель исследования - определение психологических условий подготовки специалистов-педагогов к практической образовательно-воспитательной и организационной деятельности на материале подготовки в сфере физической культуры и спорта. Ключевой задачей является поиск ведущего фактора, определяющего полную психологическую и профессиональную готовность специалиста к деятельности. Речь идет об уровне готовности, составляющем основу профессионализма будущего специалиста-педагога. В качестве ведущего фактора изучается психологическая культура общения в образовательном процессе.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, компетентность, полная психологическая готовность, профессионализм, культура общения.
PSYCHOLOGICAL STANDARTS OF INTERACTION IN EDUCATIONAL
PROCESS AND DEVELOPING PROFESSIONAL BEHAVIOR OF STUDENTS
V. Ryzhov, S. Kuzmina, A. Kutasin
Abstract. The general goal of our research is the search of psychological conditions, determined of successful professional training of future pedagogues and managers in the sphere of physical culture and sport. The main problem is the search of leading factor, determined of the full psychological and professional readiness. So named full psychological and professional readiness is the basis of future pedagogical professionalism. We have investigated psychological culture of interaction in education as a leading factor.
Keywords: professional training, competence, full psychological and professional readiness, professional behavior, culture of interaction in education.
Общей целью нашего исследования является определение психологических условий оптимальной психологической подготовки специалистов-педагогов к практической образовательно-воспитательной и организационной деятельности в сфере физической культуры и спорта. Ключевой задачей в достижении этой цели является поиск ведущего фактора, определяющего психологическую и профессиональную готовность специалиста к деятельности. Психологическая готовность представляет собой результат и закономерный итог психологической подготовки. При этом речь идет не просто о достижении студентами некоторого достаточного уровня
психологической готовности, а о формировании в психологической подготовке основ профессионализма будущего специалиста-педагога, тренера, организатора физкультурно-спортивной деятельности. В качестве основы мы рассматриваем и изучаем параметры и показатели так называемой полной психологической и профессиональной готовности будущего специалиста педагога и менеджера в области физкультуры и спорта.
На протяжении всей истории человеческой
культуры стоит задача воспитания профессионалов. При этом каждая историческая эпоха предъявляет свои требования к уровню профессионализма, его содержанию. Эти требования обусловлены социально-экономическими и
социокультурными реалиями конкретной эпохи [4, с.47]. До недавнего времени в психологической науке профессия
рассматривалась как целенаправленная деятельность, посредством которой человек участвует в жизни общества и которая служит для него главным источником материальных средств к существованию [8]. Эта трактовка профессии была обусловлена особенностями политической системы в советский период и отражала, да и по сей день во многом отражает, общественное отношение к труду как к возможности участия в решении общенародных задач и единственному законному способу получения материальных благ.
Современное состояние российского общества в условиях рыночной экономики раскрывает перед человеком более широкие возможности достижения социального положения в обществе, приобретения
материальных благ, самореализации и самоактуализации в профессиональной деятельности. Это порождает необходимость изменения подхода к профессии, профессионализму и к факторам его формирования. На современном этапе развития науки понятие профессионализма расширяется за счет переноса акцентов от деятельностного к личностному аспекту, от профессиональной деятельности,
обеспечивающей удовлетворение
потребностей общества, к деятельности, обеспечивающей удовлетворение
потребностей личности и ее развитие. Личность посредством профессии включается в сферу социально-экономического и духовного взаимодействия с обществом. Профессия способствует осуществлению целей личности, формирует ее мотивационную сферу, ценностные ориентации, расширяет ее возможности, вплоть до
самосовершенствования, самореализации и самоактуализации, что, в свою очередь, ведет за собой творческое преобразование самой профессии [8;9;14;15].
Во многих научных публикациях категория профессионализма изучается с позиций конкретных наук. В частности, с философско-социологической точки зрения
профессионализм рассматривается как сложное интегративное социально-
психологическое понятие, отражающее не только достижение субъектом деятельности высоких профессиональных вершин, но и наличие социально-психологических качеств, свойств, и таких компонентов, как сознательное отношение человека к труду, состояние его «целерациональной»
предрасположенности к деятельности, удовлетворенность ею [3, с.14].
Акмеология рассматривает
профессионализм как основную научную категорию и, с этой точки зрения, привлекает к рассмотрению различные стороны жизни взрослого человека, характеристики его психики. Согласно концепции А.А. Деркача профессионализм являет собой единство двух подструктур: профессионализма личности и профессионализма деятельности [3, с.15]. Профессионализм деятельности отражает высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных профессиональных навыков и умений, в том числе основанных на творческих решениях, владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятельность с
высокой и стабильной продуктивностью. Профессионализм личности включает в себя высокий уровень профессионально важных и личностно-деловых качеств, акмеологических инвариантов, креативности, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие.
С точки зрения психологии образования формирование профессионализма
представляет собой двухуровневую модель, включающую в себя уровень подготовки специалиста и уровень подготовки профессионала [2;12;14;15]. При всем многообразии подходов к вопросу качества профессиональной подготовки большая их часть реализуется через целенаправленное развитие знаний и умений, развитие определенных способностей и
психологических качеств. Становление профессионализма в период обучения в вузе также должно быть представлено двухуровневой моделью, включающей в себя уровень подготовки специалиста, и уровень подготовки профессионала. Первый предполагает качественное решение узко профессиональных задач, освоение алгоритмов деятельности, приобретение основ
профессиональной компетентности. Второй -умение творчески решать профессиональные задачи с видением их в широком контексте жизни человека, организации и общества в целом, ориентацию на поиск, видение, формулировку проблемы, самостоятельную организацию и реализацию себя в профессиональной деятельности. Ключевое понятие для характеристики первого уровня -компетентность. Ключевое понятие для характеристики второго уровня -профессионализм. Вопрос различения этих двух уровней профессиональной готовности в последнее время стал предметом специального обсуждения и исследований в психологии обучения и развития личности. Подлинный профессионал, как показывают исследования, отличается от специалиста системным качеством своего труда и своей личности в целом, которое обозначено понятием духовность [2;11;12;14;15].
Сравнительный анализ деятельности специалиста и профессионала и их результатов показывает, что в труде профессионала видна, прежде всего, его личность, душа, отношение; в труде специалиста видна, преимущественно, техника; в труде и продукте деятельности профессионала обнаруживается особое ощущение свободы, подчинение всего
конечной цели, ориентированной на людей; в труде специалиста видно, прежде всего, подчинение правилу, инструменту, букве; деятельность профессионала - всегда творчество, даже в тех случаях, когда, казалось бы, ничего принципиально нового не создается, это - принципиально творческое отношение к делу, созидание новых смыслов труда; в труде профессионала присутствует подлинная ответственность - не перед начальством, не перед людьми, не перед законом, но перед совестью, это -ответственность не перед кем, а за что (за жизнь, за воспитание, за истину и т.п.); специалист ответственен, в основном, перед инструкцией, нормативами и людьми; в труде и личности профессионала видна обращенность к подлинным конечным, предельным ценностям бытия: любви, добра, красоты, истины, гармонии; труд специалиста ориентирован на земное и обыденное [10;12;13;14;15]. Профессионализм,
системным признаком которого является духовность деятеля, характеризуется гармоничным сочетанием свободы воли, предоставляемой нравственно ценной ориентацией личности, и свободы действия, которую дает деятелю совершенное владение профессиональными знаниями, навыками и умениями. Высокий уровень компетентности, таким образом, органически входит в понятие профессионализма. Однако ведущим признаком здесь остается нравственная свобода, ответственность, осмысленность жизни и духовность деятеля.
Для работы в современных условиях любой профессиональной деятельности, безусловно, требуются и специалисты, и профессионалы. Вместе с тем очевидно, что особую ценность имеют люди, действующие как профессионалы, способные оценить ситуацию, определить проблему, принять на себя ответственность за ее решение, спрогнозировать последствия принятых решений, наполнить сферу своей профессии и культуры (в данном случае - сферу физкультуры и спорта) высоким изначальным духовно-нравственным смыслом, очистить ее от преобладающих сегодня, к сожалению, узко утилитарных, меркантильных, карьеристских, эгоистических и иных подобных ориентаций. Таким образом, специалист и профессионал, компетентность и профессионализм представляют собою качественно различные уровни профессиональной и психологической готовности личности.
Наряду с различением уровней профессиональной готовности выделяются соответствующие уровни психологической готовности личности к профессиональной деятельности (Ф. Генов, М.А. Дьяченко и Л.А. Кандыбович, Л.А. Емельянова, Ю.М. Забродин, Л.Н. Захарова, Е.А. Климов, А.А. Крылов, В.Н. Лоскутов, П.А. Рудик и др.).
Психологическая готовность понимается как психическое состояние, результат формирования индивидуального
психологического обеспечения
профессиональной деятельности. Полная психологическая готовность, отвечающая уровню профессионализма и составляющая базис его формирования, в соответствии с идеями системно-личностного подхода, имеет пятикомпонентную структуру, объединяющую когнитивный, мотивационно-целевой,
операциональный, рефлексивный и ценностно-смысловой компоненты [14; 15].
В нашей исследовательской работе в поиске ведущих факторов формирования полной психологической готовности будущего специалиста-педагога и организатора к профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта мы обратились к анализу психологической культуры общения в образовательном процессе факультета физкультуры и спорта.
Психологическая культура общения определяется как система ценностей, идей, обычаев, философии и идеологии управления, норм и правил, лежащих в основе отношений и взаимодействий внутри образовательной организации и за ее пределами. Эта система выступает важнейшим фактором
профессионального воспитания студентов, при котором профессиональные ценности, нормы и стили усваиваются студентами в процессе обучения и оказывают влияние на развитие профессионально важных качеств будущего специалиста, определяют его
профессионально-личностное развитие.
Для решения поставленных теоретических и практических задач нами разработана типология психологической культуры общения, объединяющая описанные ниже типы. Они выстроены на основе системного анализа типов организационной культуры [5;6] классификации уровней общения [7] и видов личностной направленности взаимодействия [1]:
- авторитарно-монологическая культура объединяет элементы иерархической организационной культуры, авторитарной направленности и монологического типа
межличностного взаимодействия с простым отражением, ролевым отношением и закрытым обращением с партнерами;
- индифферентно-манипулятивная культура объединяет элементы рыночной организационной культуры, индифферентной направленности и манипулятивного типа межличностного взаимодействия со сложным отражением партнера и ролевым отношением к нему;
- конформно-рефлексивная культура объединяет элементы клановой организационной культуры, конформной ориентации и рефлексивного типа межличностного взаимодействия со сложным отражением, личностным отношением и закрытым обращением с партнерами;
- доверительно-альтруистическая культура объединяет элементы адхократической организационной культуры, альтруистической направленности и доверительного типа межличностного взаимодействия с простым отражением, личностным отношением и открытым обращением с партнерами;
- диалогическая культура объединяет доброжелательность и толерантность клановой, целеустремленность и деловитость рыночной, альтруизм, самоотдачу и творческую направленность адхократической организационной культуры и черты
Приведенные данные показывают, что у студентов ЭГ под влиянием психологической подготовки, с одной стороны, и оптимизации культуры общения на факультете, с другой, достигается существенно более высокий уровень полной психологической готовности. Позитивные значимые изменения (р<0,05) у
диалогического типа межличностного взаимодействия со сложным отражением, личностным отношением и открытым обращением с партнерами.
Для целей экспериментального изучения роли психологической культуры общения как фактора формирования основ
профессионализма будущих специалистов нами разработаны и использованы в лонгитюдном эксперименте методики изучения типа культуры общения и уровней психологической профессиональной
готовности, выявления полной
психологической готовности, отвечающей критериям профессионализма, детально описанные авторами [9; 14]. Диагностика и целенаправленное повышение уровней мотивационной, когнитивной,
операциональной, рефлексивной, ценностно-смысловой, духовно-нравственной видов готовности студентов проводились в эксперименте параллельно с диагностикой и формированием более высоких уровней психологической культуры общения в образовательном процессе - от авторитарно-монологической до диалогической. В приведенной ниже таблице представлены в обобщенном виде в средних уровневых показателях (СУП) результаты эксперимента и значимость изменений по ф-критерию Фишера.
студентов КГ наблюдаются только в показателях мотивационно-целевой и ценностно-нравственной готовности, что является результатом оптимизации
(диалогизации) психологической культуры общения на факультете. Таким образом, психологическая культура общения (даже без
Таблица 1. - Обобщенные результаты контрольной диагностики психологической готовности студентов ЭГ и КГ (ЫЭГ = 160, ЫКГ = 140, СУП, ф, р)
Виды психологической готовности Уровень готовности (СУП)
ЭГ КГ
до после до после
Ценностно-нравственная готовность 1,84 2,51** 1,84 2,10*
Мотивационно-целевая готовность 1,84 2,85** 1,84 2,12*
Операциональная готовность 1,62 2,80** 1,62 1,83
Рефлексивная готовность 1,97 2,54** 1,97 2,11
Когнитивная готовность 1,68 2,79** 1,68 1,85
Обобщенный уровень готовности 1,79 2,70** 1,79 2,00
Примечания: 1. ЭГ и КГ - экспериментальная и контрольная группы студентов факультета, на котором проводилась оптимизация психологической культуры общения до уровня доминирования диалогической культуры. Работа по совершенствованию уровня готовности (психологическая подготовка) велась только в ЭГ, и не проводилась в КГ группах. 2. Значимость изменений в СУП: *- р<0,05; ** - р<0,01
специальной психологической подготовки студентов) существенно влияет на уровень мотивационно-целевой и ценностно-нравственной готовности студентов, то есть на базовые характеристики профессионально-личностной готовности будущего специалиста педагога и организатора, поскольку именно эти характеристики в большей мере определяют полную психологическую готовность.
Полученные в эксперименте данные убедительно показали оптимальность диалогической культуры общения в образовательном процессе и в целом в структуре образовательной организации как условия и фактора формирования основ профессионализма и полной психологической профессиональной готовности будущего специалиста уже на этапе вузовской подготовки.
Литература:
1. Братченко С.Л. Диагностика личностно развивающего потенциала диалога / С.Л. Братченко. -Псков. - 1997. - 107 с.
2. Воронцов М.Л. Психологические механизмы формирования профессионализма в подготовке преподавателя-лингвиста: дис ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Воронцов Максим Леонидович. - Нижний Новгород. - 2004. - 218 с.
3. Деркач А.А. Акмеология: учебное пособие для студ. высших учебных заведений / А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин. - СПб.: Питер, 2003. - 256 с.
4. Дружилов С.А. Профессионалы и профессионализм в новой реальности: психологические механизмы и проблемы формирования / С.А. Дружилов // Сибирь. Философия. Образование. Альманах СО РАО, ИПК. - 2001. - Вып. 5. - С. 46-56.
5. Захарова Л.Н. Психология управления / Л.Н. Захарова. - Нижний Новгород. - 2004. - 272 с.
6. Камерон К. Диагностика и изменение организационной культуры / К. Камерон, Р. Куинн. -СПб, 2001. - 320 с.
7. Кан-Калик В.А. Педагогическое общение как предмет теоретического исследования / В.А. Кан-Калик, Г.А. Ковалев // Вопросы психологии. - 1985. -
№ 4. - С. 9-16.
8. Климов Е.А. О становлении профессионала: приближение к идеалам культуры и сотворение их (психологический взгляд) / Е.А. Климов. - М.: МПСИ, 2006. - 176 с.
9. Кузьмина С.В. Формирование психологической готовности студентов к профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта: дис ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Кузьмина Светлана Владимировна. - Нижний Новгород. - 2010. - 213 с.
10. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики / А.Г. Маслоу. - М., 1997. - 430 с.
11. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал / Л.М. Митина. - М., 1994. - 215 с.
12. Пономаренко В.А. Психология духовности профессионала / В.А Пономаренко. - М., 1997. - 296 с.
13. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда / Н.С. Пряжников. - М., 1997. - 246 с.
14. Рыжов В.В. Психологическая культура общения как фактор профессиональной подготовки / В.В. Рыжов, С.В. Кузьмина. - М., 2011. - 202 с.
15. Рыжов В.В. Личность: творчество и духовность / В.В. Рыжов. - СПб., 2012. - 489 с.
Сведения об авторах:
Рыжов Василий Васильевич (г. Нижний Новгород, Россия), доктор психологических наук, профессор, кафедра теории и методики прикладных и технических видов спорта факультета физкультуры и спорта ННГУ им. Н.И. Лобачевского, e-mail: [email protected]
Кузьмина Светлана Владимировна (г. Нижний Новгород, Россия), кандидат психологических наук, доцент, кафедра теории и методики прикладных и технических видов спорта, доцент, заместитель декана факультета физкультуры и спорта.
Кутасин Александр Николаевич (г. Нижний Новгород, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физической культуры и организации спортивной деятельности факультета физкультуры и спорта ННГУ им. Н.И. Лобачевского.
Data about the authors:
V. Ryzhov (Nizhny Novgorod, Russia), doctor of psychology, professor at the Department of the Theory and Methods of Applied and Technical Sports, the Faculty of Physical Culture and Sport, Nizhny Novgorod State University named after N. Lobachevsky, e-mail: [email protected]
S. Kuzmina (Nizhny Novgorod, Russia), candidate of psychological sciences, associate professor at the Department of the Theory and Methods of Applied and Technical Sports, docent, dean deputy of the Faculty of Physical Culture and Sport, Nizhny Novgorod State University named after N. Lobachevsky.
A. Kutasin (Nizhny Novgorod, Russia), candidate of pedagogic sciences, docent, head of the Department of Organization of Sport and Physical Activity of the Faculty of Physical Culture and Sport, Nizhny Novgorod State University named after N. Lobachevsky.