Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
УДК 378
Ф. В. Повшедная, О. В. Лебедева
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
Аннотация.
Актуальность и цели. Разработка и внедрение концепции непрерывного и многоуровневого образования студентов с помощью реализации компетент-ностного подхода предполагает выявление смыслообразующих основ инновационного моделирования взаимодействия преподавателей и студентов в образовательной среде вуза на основе реализации основ профессиональной культуры. Это возможно в случае реализации принципов, составляющих основу процесса проявления будущим специалистом профессиональных умений в качестве основного признака готовности к деятельности в образовательной среде вуза. К ним можно отнести принципы: профессиональной направленности, мотивационно-ценностного обеспечения учебного процесса. Это предполагает необходимость рассмотрения процесса смыслообразующего развития профессиональной культуры и профессиональной компетентности студентов в качестве новой системы, определяющей развитие отечественного образования и требующей разработки модели ее целостной реализации. Целью исследования является концептуальное обоснование и разработка модели развития профессиональной культуры и профессиональной компетентности студентов в образовательной среде вуза на основе их смыслообразующей профессиональной подготовки.
Материалы и методы. В процессе разработки концепции и модели развития профессиональной культуры и профессиональной компетентности студентов в образовательной среде вуза на основе их смыслообразующей профессиональной подготовки особое внимание необходимо уделять понятиям, составляющим тезаурус концептуального обоснования исследуемого процесса. Например, понятийный ряд академика Е. В. Бондаревской. Составляющими основу реализации модели принципами взаимодействия участников образовательного процесса вуза являются: принцип целостности отношений; принцип личностно-деятельностного характера взаимодействия преподавателей и студентов, изложенные в исследованиях Е. Н. Дмитриевой и А. К. Марковой. Познать смысл понятий «культра» и «компетентность» - значит прежде всего изучить их коммуникационную основу - внутренние и внешние связи. Наиболее удачный вариант их классификации был предложен В. Н. Введенским, В. А. Сластениным, И. Ф. Исаевым, Е. Н. Шияновым.
Результаты. В ходе исследования установлено содержание процесса развития профессиональной культуры и профессиональной компетентности студентов в образовательной среде вуза на основе их смыслообразующей профессиональной подготовки. Он представляет собой совокупность действий студентов по самооцениванию собственных способностей и личностных ориентаций, действий по пониманию степени соответствия собственных особенностей требованиям выбираемой профессии и действий по саморазвитию у себя способностей и возможностей в процессе профессиональной подготовки. В содержание активного мотивационно обозначенного стремления студентов к формированию профессиональных умений входят процессы самопознания, самооценивания и саморазвития в процессе самореализации.
Выводы. Становление технологии развития профессиональной культуры и профессиональной компетентности студентов в образовательной среде вуза
148
University proceedings. Volga region
№ 2 (34), 2015
Гуманитарные науки. Педагогика
на основе их смыслообразующей профессиональной подготовки взаимосвязано с готовностью его участников соотносить личностные интересы и потребности в определенном качестве познавательной деятельности с общественной значимостью качества профессиональной подготовки выпускников вузов. Эффективность этого взаимодействия основывается на готовности вуза к системно-деятельностному развитию профессиональных умений студентов в образовательной среде.
Ключевые слова: образование, недели развития, профессиональная культура, профессиональная компетентность.
F. V. Povshednaya, O. V. Lebedeva
PROFESSIONAL CULTURE AND PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS
Abstract.
Background. Development and implementation of the concept of life-long and multi-level education of students through realization of the competence approach presuppose revelation of meaning-making bases of innovative modeling of interaction between teachers and students in university educational environment on the basis of realization of professional culture fundamentals. It is possible in case of realization of the principles, forming the base of the process of future specialists’ display of skills as the main indicator of readiness to the activity in university educational environment. Such may include the principles of professional orientation and motivational-value support of the educational process. This presupposes a necessity to consider the process of meaning-making development of professional culture and professional competence of students as a new system, determining the development of Russian education and requiring the development of a model of integral realization thereof. The aim of the research is to conceptually substantiate and develop a model of development of professional culture and professional competence of students in university educational environment on the basis of their meaning-making professional training.
Materials and methods. In the process of development of the concept and model of development of professional culture and professional competence of students in university educational environment on the basis of their meaning-making professional training a special attention is to be paid to the notions, forming a glossary of conceptual substantiation of the process under investigation. For example, the conceptual row of academician E. V. Bondarevskaya. The principles of interaction between university educational process participants, forming the base of the model realization, are the following: the principle of integral relations; the principle of personal-activity nature of interaction between teachers and students, described in the research by E. N. Dmitrieva and A. K. Markova. To understand the meaning of such notions as “culture” and “competence” means, first of all, to study a communicative basis thereof - internal and external relations. The most suitable variant of classification thereof was suggested by V. N. Vvedensky, V. A. Slastenin, I. F. Isaev,
E. N. Shiyanov.
Results. In the course of the research the authors established the content of development of professional culture and professional competence of students in university educational environment on the basis of their meaning-making professional training. It appears to be the aggregate of students’ actions on self-estimation of their capabilities and personal orientations, actions on understanding the level of correspondence of their own peculiarities to the demands of a profession to be chosen and actions on self-development of skills and capabilities in the process of professional
Humanities. Pedagogy
149
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
training. The content of the active motivated desire of students to form professional skills includes the processes of self-discovery, self-estimationa and self-development in the process of self-realization.
Conclusions. Establishment of the development technology of professional culture and professional competence of students in university educational environment on the basis of their meaning-making professional training is associated with the readiness of participants to correlate their interests and needs for a certain quality of cognitive activity with public importance of the quality of professional education of university graduates. Effectiveness of such interaction is based on the university’s readiness to system-activity development of professional skills of students in educational environment.
Key words: education, weeks of development, professional culture, professional competence.
Современные тенденции развития системы высшего образования в России актуализируют проблему профессиональной подготовки будущего учителя. Сегодня в системе высшей школы, по мнению Е. Г. Полупановой, наблюдаются две основные тенденции, которые стимулируют современные инновационные процессы в подготовке учителя. Первая - демонополизация в русле рыночной ориентации и оперирование такими терминами, как «конкуренция», «прибыль», «эффективность затрат», «продуктивность обучения». Вторая - централизация контроля за подготовкой педагогических кадров посредством более жестких стандартов, сертификации, лицензирования работающих и будущих учителей [1].
Эти тенденции связаны с главной задачей высшей педагогической школы - подготовкой нового поколения учителей, конкурентоспособных и высококвалифицированных специалистов, владеющих современными информационными технологиями. Актуальным становится вопрос о том, как научить будущего учителя быть готовым к происходящим в обществе и в образовании изменениям и каким образом уже на вузовском этапе обучения можно обеспечить формирование у будущих учителей профессиональных компетенций, а в более широком аспекте - компонентов профессиональной культуры будущего учителя.
Традиционная система обучения, ориентированная на формирование ЗУНов (знаний, умений, навыков), позволяла в прошлом оценивать результаты, полученные путем трансляции и воспроизводства знаний. Компетентно-стная модернизация содержания образования предполагает наличие новых составляющих личности выпускника высшей школы, таких как этическая норма, нравственное убеждение, эмоционально-ценностные ориентиры, экзистенциальный смысл, общеучебные, ключевые компетентности и другие личностные качества.
Не случайно в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчеркивается, что «новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность современной школы» [2, с. 3].
150
University proceedings. Volga region
№ 2 (34), 2015
Гуманитарные науки. Педагогика
Как отмечает С. А. Писарева, «стратегия модернизации общего образования как ведущее направление образовательной политики государства и официальный одноименный документ предполагает построение всего образовательного процесса от этапа целеполагания до этапа оценки образовательных результатов в логике компетентностного подхода» [3, с. 29]. Термины «компетентность» и «компетенция» становятся ключевыми понятиями не только в образовании, но и в общественной жизни и в общественной практике. Сегодня широко используются понятия профессиональной, социальной, экономической, политической и других функциональных компетенций.
В исследованиях научных школ К. А. Абульхановой, А. А. Бодалева, А. А. Дергача, В. Г. Зазыкина, Е. А. Климова, А. К. Марковой, И. Н. Семенова подчеркивается, что «идеи компетентности уже давно активно и плодотворно разрабатываются в рамках акмеологического направления, ориентированного на междисциплинарный характер исследований и предельно широкую трактовку феномена компетентности, осуществляющую... продуктивную разработку сложного структурного строения профессиональной компетентности, включая такие компоненты, как рефлексивный, аутопсихологический, социально-перцептивный и другие» [4, с. 35].
Современные исследования профессиональной компетенции учителя включают несколько направлений: разработка основ формирования его педагогической направленности (А. А. Орлов, С. Т. Каргин, И. Я. Фастовец и др.); развитие профессионально важных качеств личности (Е. П. Белозерцев, И. А. Колесникова, А. Е. Кондратенков, Н. В. Кузьмина, Н. Д. Левитов,
И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, В. А. Сластенин, В. В. Сохранов-Преображен-ский и др.); определение сущности истоков педагогического творчества (В. И. Андреев, Ю. Н. Кулюткин, В. И. Загвязинский, М. М. Поташник и др.); анализ психологических основ профессиональной деятельности учителя (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. М. Матюшкин,
С. Л. Рубинштейн).
Целесообразность введения понятия «профессиональная компетентность», по мнению В. Н. Введенского, обусловлена широтой его содержания, интегративной характеристикой, объединяющей такие широко используемые понятия, как «профессионализм», «квалификация», «профессиональные способности» и др. Автор считает, что «компетентность - это некая личностная характеристика, а компетенция - совокупность конкретных профессиональных или функциональных характеристик» [5, с. 51].
Т. М. Сорокина под профессиональной компетентностью учителя понимает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности. Компетентность рассматривается как одна из ступеней профессионализма, составляющая основу педагогической деятельности учителя. «Профессиональная компетенция учителя трактуется как динамическая, процессуальная сторона его профессиональной подготовки, характеристика профессионального роста, профессиональных изменений, как мотивационных, так и деятельностных» [6, с. 110].
Профессионально-педагогическая компетентность, по Н. В. Кузьминой, включает пять элементов, или видов, компетентности: «1. Специальная и профессиональная компетентность в области преподаваемой дисциплины.
2. Методическая компетентность в области способов формирования знаний,
Humanities. Pedagogy
151
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
умений у учащихся. 3. Социально-психологическая компетентность в области процессов общения. 4. Дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей, направлений учащихся. 5. Аутопсихологическая компетентность в области достоинств и недостатков собственной деятельности и личности» [7, с. 90].
В структуре профессиональной компетентности учителя А. К. Маркова выделяет четыре блока: «а) профессиональные (объективно необходимые) психологические и педагогические знания; б) профессиональные (объективно необходимые) педагогические умения; в) профессиональные психологические позиции, установки учителя, требуемые от него профессией; г) личностные особенности, обеспечивающие овладение учителем профессиональными знаниями и умениями» [8, с. 7]. В более поздних своих работах А. К. Маркова уже выделяет специальную, социальную, личностную и индивидуальные виды профессиональной компетентности.
Практическая значимость такого феномена, как профессиональная компетентность, а более широко - профессиональная культура, подтверждается многочисленными примерами, когда главной причиной возникающих проблем, трудностей или конфликтов в социальном взаимодействии людей выступает психолого-педагогическая безграмотность. Большинство школьных проблем у детей, их родителей, педагогов обусловлено отсутствием системы сформированных профессиональных компетенций у педагогов.
В психолого-педагогической литературе можно выделить следующие понятия, имеющие отношение к изучаемой проблеме: «профессиональная культура», «педагогическая культура», «профессионально-педагогическая культура». Раскроем их более подробно. Так, профессиональную культуру мы рассматриваем как определенную степень овладения членами профессиональной группы приемами и способами решения специальных профессиональных задач. Высокий уровень профессиональной культуры характеризуется развитой способностью к решению профессиональных задач, т.е. развитым профессиональным мышлением. Однако развитое профессиональное мышление может превратиться в свою противоположность, когда оно поглощает другие проявления личности, нарушая ее целостность и всесторонность.
Понятие «педагогическая культура» давно включено в практику педагогической деятельности, целостное теоретическое изучение которого стало возможным относительно недавно. В связи с анализом особенностей педагогической деятельности, изучением педагогических способностей, педагогического мастерства учителя данная проблема нашла отражение в работах С. И. Архангельского, А. В. Барабанщикова, Е. В. Бондаревской, З. Ф. Есаре-вой, Н. В. Кузьминой, В. В. Сохранова-Преображенского, Н. Н. Тарасевич, Г. И. Хозяинова и др.
С началом активной разработки культурологического направления в философии, социологии, педагогике и психологии проведены исследования, посвященные отдельным сторонам педагогической культуры: методологической, нравственно-эстетической, коммуникативной, технологической, физической, духовной культуры личности педагога. В этих исследованиях педагогическая культура рассматривается как важная часть общей культуры учителя, проявляющаяся в системе профессиональных качеств и специфике педагогической деятельности. Так, в качестве основных компонентов культуры
152
University proceedings. Volga region
№ 2 (34), 2015
Гуманитарные науки. Педагогика
учителя Е. В. Бондаревская предлагает следующие: гуманистическую педагогическую позицию учителя по отношению к детям и его способность быть воспитателем; психолого-педагогическую компетентность и развитое педагогическое мышление; образованность в сфере преподаваемого предмета и владение педагогическими технологиями; опыт творческой деятельности, умение обосновать собственную педагогическую деятельность, способность разработать авторский образовательный проект; культуру профессионального поведения, способы саморазвития, умения саморегуляции собственной деятельности, общения [9, с. 15].
При учете специфики изучаемой проблематики понятие «профессионально-педагогическая культура» органично включается в контекст исследования. Профессионально-педагогическая культура учителя выступает частью педагогической культуры как общественного явления. Носителями же профессионально-педагогической культуры являются люди, призванные осуществлять педагогический труд, составляющими которого являются педагогическая деятельность, педагогическое общение и личность как субъект деятельности и общения на профессиональном уровне.
В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов глубоко раскрывают связь общей и профессиональной культуры, ее специфические особенности:
- профессионально-педагогическая культура - это универсальная характеристика педагогической реальности, проявляющаяся в разных формах существования;
- профессионально-педагогическая культура представляет собой инте-риоризированную общую культуру и выполняет функцию специфического проектирования общей культуры в сферу педагогической деятельности;
- профессионально-педагогическая культура - это системное образование, включающее в себя ряд структурно-функциональных компонентов, имеющее собственную организацию, избирательно взаимодействующее с окружающей средой и обладающее интегративным свойством целого, не сводимого к свойствам отдельных частей;
- единицей анализа профессионально-педагогической культуры выступает творческая по своей природе педагогическая деятельность;
- особенности реализации и формирования профессионально-педагогической культуры учителя обусловливаются индивидуально-творческими, психофизиологическими и возрастными характеристиками, сложившимся социально-педагогическим опытом личности [10].
Учет указанных методологических оснований дает авторам возможность обосновать модель профессионально-педагогической культуры, составляющими компонентами которой являются аксиологический, технологический и личностно-творческий.
Аксиологический компонент профессионально-педагогической культуры образован совокупностью педагогических ценностей, созданных человечеством и своеобразно включенных в целостный педагогический процесс на современном этапе развития образования.
Технологический компонент профессионально-педагогической культуры включает в себя способы и приемы педагогической деятельности учителя, направленной на решение многообразных педагогических задач (аналитикорефлексивных, конструктивно-прогностических, организационно-деятельностных, оценочно-информационных, коррекционно-регулирующих).
Humanities. Pedagogy
153
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры раскрывает механизм овладения ею и ее воплощения как творческого акта. Как подчеркивает Е. Н. Дмитриева, «в модели профессионального развития человек характеризуется способностью выйти за рамки рутинной, формализованной практики, что позволяет ему на определенном этапе развития из существа, усваивающего накопленный человечеством опыт, превратиться в “творца этого опыта”» [11, с. 37].
Профессионально-педагогическая культура предстает в качестве всеобщей характеристики разнообразных видов деятельности учителя и педагогического общения, раскрывая и обеспечивая развитие потребностей, интересов, ценностных ориентаций, способностей личности относительно педагогической деятельности и педагогического общения. Профессионально-педагогическая культура - это понятие более высокого уровня абстракции, конкретизирующееся в понятиях «культура педагогической деятельности», «культура педагогического общения» и «культура личности учителя».
Как показывают практика и личный опыт работы в вузе, в сложившихся условиях нужна новая концепция профессиональной подготовки будущего учителя, которая будет способствовать развитию не только его профессиональной компетентности, профессиональной культуры, но и формированию духовно-нравственной, инициативной, толерантной личности, что является на современном этапе одним из важнейших направлений модернизации педагогического образования.
Список литературы
1. Полупанова, Е. Г. Инновации в педагогическом образовании на Западе / Е. Г. Полупанова // Педагогика. - 2007. - № 8.
2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утв. Президентом Российской Федерации № Пр-271 от 4 февраля 2010 г.). - URL: base.garant.ru.
3. Писарева, С. А. Разработка понятия «компетентность» в диссертационных исследованиях по педагогике / С. А. Писарева // Академические чтения. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. - Вып. 3: Теория и практика модернизации отечественного образования.
4. Семикин, В. В. Психологическая культура в образовании человека / В. В. Се-микин. - СПб. : Речь, 2002.
5. Введенский, В. Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога / В. Н. Введенский // Педагогика. - 2003. - № 10.
6. Сорокина, Т. М. Развитие профессиональной компетенции будущего учителя средствами интегрированного учебного содержания / Т. М. Сорокина // Начальная школа. - 2004. - № 2.
7. Кузьмина, Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина. - М. : Высшая школа, 1990.
8. Маркова, А. К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя / А. К. Маркова // Советская педагогика. - 1990. - № 8.
9. Бондаревская, Е. В. Культурно-образовательное пространство вуза как среда профессионально-личностного саморазвития студентов : моногр. / Е. В. Бондаревская. - Ростов н/Д : Булат, 2010.
10. Сластенин, В. А. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. -М. : Академия, 2007.
11. Дмитриева, Е. Н. Личностный подход в контексте совершенствования профессиональной подготовки учителя / Е. Н. Дмитриева // Психологическая наука
154
University proceedings. Volga region
№ 2 (34), 2015
Гуманитарные науки. Педагогика
и практика: проблемы и перспективы : материалы науч.-практ. конф. (21 апреля 2010 г.) / редкол.: В. А. Кручинин и др. - Н. Новгород : ННГАСУ, 2010.
References
1. Polupanova E. G. Pedagogika [Pedagogy]. 2007, no. 8.
2. Natsional’naya obrazovatel’naya initsiativa «Nasha novaya shkola» (utv. Prezidentom Rossiyskoy Federatsii № Pr-271 ot 4 fevralya 2010 g.) [National educational initiative “Our new school” (approved by the President of the Russian Federation № Pr-271 from 4 February 2010)]. Available at: base.garant.ru.
3. Pisareva S. A. Akademicheskie chteniya [Academic readings]. Saint-Petersburg: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2002. Issue. 3: Theory and pracrice of national education mo-zernization.
4. Semikin V. V. Psikhologicheskaya kul’tura v obrazovanii cheloveka [Psychological culture in person’s education]. Saint-Petersburg: Rech', 2002.
5. Vvedenskiy V. N. Pedagogika [Pedagogy]. 2003, no. 10.
6. Sorokina T. M. Nachal’naya shkola [Elementary school]. 2004, no. 2.
7. Kuz'mina N. V. Professionalizm lichnosti prepodavatelya i mastera proizvodstvennogo obucheniya [Professionalism of the personality of a teacher and an industrial trainer]. Moscow: Vysshaya shkola, 1990.
8. Markova A. K. Sovetskayapedagogika [Soviet pedagogy]. 1990, no. 8.
9. Bondarevskaya E. V. Kul’turno-obrazovatel’noe prostranstvo vuza kak sreda professio-nal’no-lichnostnogo samorazvitiya studentov: monogr. [University’s cultural-educational space as an environment for professional-personal self-development of students: monograph]. Rostov-on-Don: Bulat, 2010.
10. Slastenin V. A., Isaev I. F., Shiyanov E. N. Pedagogika: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedeniy [Pedagogy: tutorial for pedagogical university students]. Moscow: Akademiya, 2007.
11. Dmitrieva E. N. Psikhologicheskaya nauka i praktika: problemy i perspektivy: materia-ly nauch.-prakt. konf (21 aprelya 2010 g.) [Psychological science and practice: problems and prospects: proceedings of the Scientific and practical conference (21 April 2010)]. Nizhny Novgorod: NNGASU, 2010.
Повшедная Фаина Викторовна
доктор педагогических наук, профессор, кафедра общей и социальной педагогики, Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (Россия, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1)
E-mail: [email protected]
Лебедева Оксана Валерьевна кандидат психологических наук, доцент, кафедра классической и практической психологии, Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (Россия, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1)
E-mail: [email protected]
Povshednaya Faina Viktorovna Doctor of pedagogical sciences, professor, sub-department of general and social pedagogy, Minin University (1 Ulyanova street,
Nizhny Novgorod, Russia)
Lebedeva Oksana Valer'evna Candidate of psychological sciences, associate professor, sub-department of classical and applied psychology, Minin University (1 Ulyanova street,
Nizhny Novgorod, Russia)
Humanities. Pedagogy
155
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
УДК 378
Повшедная, Ф. В.
Профессиональная культура и профессиональная компетентность будущего учителя / Ф. В. Повшедная, О. В. Лебедева // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2015. -№ 2 (34). - С. 148-156.
156
University proceedings. Volga region