УДК 378.14:796 ББК 74.480 Ф 79
A.-З. Х.-М. Узденов
Старший преподаватель кафедры физического воспитания Карачаево-Черкесского государственного университета; E-mail: Prur.kcsu@mail.ru
Ю.А. Джаубаев
Кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета физической культуры Карачаево-Черкесского государственного университета; E-mail: Prur.kcsu@mail.ru
С.С. Енокаева
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретических основ физической культуры и туризма Карачаево-Черкесского государственного университета; E-mail: Prur.kcsu@mail.ru
B.А. Петьков
Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Кубанского государственного университета; E- mail: valerype@mail.ru
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
(Рецензирована)
Аннотация. Исследуется сущность, структура и способы развития социально-профессиональной компетентности бакалавров физической культуры, раскрываются особенности организации этого процесса в условиях вуза. Дано описание идеи построения концептуальной модели профессиональной подготовки, процессуальные, структурно-функциональные и содержательные компоненты которой направлены на развитие индивидуального социального опыта и базовых качеств профессиональной компетентности студентов. На основе выявленных показателей определены характерные уровни проявления социально-профессиональной компетентности, указаны перспективные направления её совершенствования.
Ключевые слова: бакалавр физической культуры, социально-профессиональная компетентность.
A.-Z. H.-M. Uzdenov
Senior teacher of Department of Physical Training of the Karachay-Cherkess State University; E-mail: Prur.kcsu@mail.ru
Yu.A. Dzhaubaev
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Dean of Faculty of Physical Culture of the Karachay-Cherkess State University; E-mail: Prur. kcsu@mail.ru
S.S. Enokaeva
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Department of Theoretical Fundamentals of Physical Culture and Tourism of the Karachay-Cherkess State University; E-mail: Prur.kcsu@mail.ru
V.A. Petkov
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Department of Pedagogy and Psychology of the Kuban State University; E-mail: valerype@mail.ru
FORMATION OF SOCIAL PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE BACHELOR OF PHYSICAL CULTURE
Abstract. The paper investigates the essence, structure and ways of development of social professional competence of bachelors of physical culture, and reveals features of the organization of this process in the conditions of higher education institution. The authors describe the idea of creation of conceptual model of vocational training, the procedural, structurally functional and substantial components of which are aimed at the development of individual social experience and basic qualities of professional competence of students. Based on the revealed indicators, the publication defines the characteristic levels of manifestation of social professional competence, and specifies the perspective directions of its improvement.
Keywords: bachelor of physical culture, social professional competence.
Модернизация российской системы высшего образования актуализировала поиск перспективных направлений реализации компе-тентностного подхода в организации профессиональной подготовки студентов. В педагогической науке профессиональная компетентность как качественный показатель профессиональной готовности специалиста рассматривается исследованиях А.Г. Асмолова, В.И. Бай-денко, А.Г. Бермуса, Л.Д. Давыдова, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, А.К. Марковой, В.А. Сластенина, А.А. Хуторского и др. Применение компетент-ностного подхода в образовательном процессе вуза создаёт условия для эффективного ценностного самоопределения, формирования у обучающихся системы универсальных учебных действий, развития способностей к продуктивным совместным действиям. Основным критерием эффективности процесса обучения в вузе становится наличие комплекса компетенций специалиста, включающих социально-коммуникативные качества, познавательные способности, элементы профессионального мышления, самосознание и рефлексию, толерантность, умения самостоятельно принимать решения, позволяющие эффективно использовать их в различных ситуациях социокультурной и профессиональной деятельности [1, 2].
Повышение качества отечественного образования, переосмысление и переоценка значимости и функций
физической культуры и спорта в жизни нашего общества нацеливают на поиск новых направлений, ориентиров учебной деятельности и требований к профессиональной подготовке работников этой отрасли. Профессиональная деятельность специалистов сферы физической культуры и спорта предполагает наличие социально-профессиональной компетентности, позволяющей им осуществлять не только физическое, но и духовно-нравственное развитие личности обучаемого, формирование у них основ социального опыта, определяющих успешность социализации школьников. Базовой составляющей социально-профессиональной компетентности студента является усвоенный социальный опыт, представленный в вид освоенной совокупности ценностных установок, личностных социально и профессионально значимых качеств, норм, правил и способов общественного поведения и профессиональной самореализации. Сущность, структура, содержание и способы развития социально-профессиональной компетентности студента раскрываются в научных трудах зарубежных и отечественных философов, психологов и педагогов. Этот вид компетентности обеспечивает установление конструктивного социального и педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса, их позитивного социального самочувствия и достижение целей профессиональной подготовки [3].
Анализ научно-методической литературы позволил установить, что в настоящее время слабо исследована в педагогике взаимосвязь развития индивидуального социального опыта студентов, профессиональной компетентности, толерантности, что не поволяет обеспечить процесс полноценного формирования социально-профессиональной компетентности студентов. Согласно современным научным представлениям, гуманизация физического воспитания и создание психологически безопасной физкультурно-образовательной среды образовательного учреждения немыслимы без высокого уровня толерантности и иных профессионально-нравственных качеств субъектов образовательного процесса - педагога и обучающихся [4, 5, 6].
По нашему мнению, становление и развитие социально-профессиональной компетентности бакалавра физической культуры и его показателей (социального опыта, общей, национальной и физической культуры, толерантности и д.р.) следует рассматривать во взаимосвязи, в которой социальный опыт является базовым показателем и ведущим внутренним ресурсом формирования профессионализма специалиста. Высокий уровень физической подготовленности студента в сочетании с низким уровнем толерантности, правовой компетентности и индивидуального социального опыта - гарант «интолерантного» поведения, конфликтного взаимодействия с окружающими, вовлечения в преступную деятельность [7]. Кроме того, у современных исследователей не вызывает сомнений, что девиации личности (алкогольная, наркотическая, информационная и иные виды зависимости и т.д.) - результат смещения мотивов и деформации ценностей (мотиваци-онно-ценностной сферы личности), неудовлетворительной социализации [8, 9].
Авторским коллективом ранее были разработаны [1, 3]:
концептуальные и структурно-функциональные модели профессиональной подготовки бакалавров физической культуры, математические модели (на основе теории множеств), установлены факторы и условия зависимости между социальным опытом и профессионализмом учителя и концептуальные - между профессиональной компетентностью и иными личностно-профессиональными качествам (толерантностью, дисциплинированностью, патриотизмом и т.д.); выделены и охарактеризованы типовые уровни сформирован-ности социально-профессиональной компетентности (нулевой, ситуативный, начальной грамотности, базовый и творческо-деятельностный). В связи с тем, что в настоящее время слабо изучена роль социального опыта в становлении профессионализма личности студента, сложились объективные предпосылки для построения и верификации моделей и проектирования педагогических технологий социально-профессиональной компетентности.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в 2014-2018 годах на базе факультета физической культуры Карачаево-Черкесского государственного университета. Для выявления уровня развития социально-профессиональной компетентности обследовано (студенты 1-4 курсов) 147 человек.
В исследовании были использованы следующие методы: опрос и анкетирование, моделирование, педагогическое наблюдение, математической статистики, социометрические экспертных оценок, многопараметрический анализ. Методы теории множеств и отношений применялись ранее авторами для построения моделей и изучения взаимосвязи между структурными компонентами социального опыта и иными личностно-профессио-нальными качествами. С помощью многопараметрического анализа систем (а именно: решающих правил) диагностировался уровень развития
социально-профессиональной компетентности, толерантности и показателей социального опыта студентов. На основе разработанного теста определялся уровень коммуникативной толерантности студента, позволяющий объективно оценить уровень коммуникативной составляющей социально-профессиональной компетентности бакалавра физической культуры. Социометрические методы применялись для оценки безопасности и комфортности образовательной среды, анализа межличностных отношений в группе.
Успешность процесса сформи-рованности социально-профессиональной компетентности бакалавра физической культуры немыслима без должного уровня сформирован-ности индивидуального социального опыта, т.к. мотивы профессиональной деятельности включены в общую направленность личности, а здоровый образ жизни - неотъемлемый атрибут жизнедеятельности, важный фактор правильного жизненного (личностного) и профессионального самоопределения, успешной социализации обучающегося, доминирования целесообразной деятельности над нецелесообразной.
В ходе исследования установлено, что студентов с высоким уровнем развития социально-профессиональной компетентности характеризует высокий уровень развития индивидуального социального опыта. Это обусловлено высоким уровнем умений устанавливать социальные контакты, позитивные межличностные и профессиональные отношения, определяющие эффективность педагогического взаимодействия в сфере физической культуры и спорта.
Студентов со средним уровнем развития социально-профессиональной компетентности характеризует наличие отдельных элементов индивидуального социального опыта и профессиональной подготовленности, которые сочетаются с отдельными проявлениями интолерантности,
конфликтологической грамотности, знаний правовых норм и способов их реализации в сфере физической культуры и спорта. Студентов с низким уровнем развития социально-профессиональной компетентности характеризует низкий уровнень индивидуального социального опыта и профессиональной подготовленности, который сочетается с ин-толерантностью, низким уровнем конфликтологической грамотности, правовым нигилизмом и т.д.
Для обеспечения эффективности процесса формирования социально-профессиональной компетентности бакалавров физической культуры нами разработана и реализована в образовательном процессе концептуальная модель профессиональной подготовки, процессуальные, структурно-функциональные и содержательные компоненты которой направлены на развитие индивидуального социального опыта и базовых качеств профессиональной компетентности студентов (психолого-педагогических, методических, коммуникативных, исследовательских, диагностических и др.). Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию социально-профессиональной компетентности бакалавров физической культуры продемонстрировали преимущество авторской модели по сравнению с традиционной формой организации учебного процесса. В экспериментальной группе студентов выявлен оптимальный моти-вационный комплекс социально и профессионально значимых положительных мотивов к овладению профессией учителя физической культуры. Практически по всем основным показателям уровня сфор-мированности базовых качеств социально-профессиональной компетентности в экспериментальной группе студентов выявлены следующие достоверные различия:
- в психолого-педагогичеких качествах (в начале эксперимента
-4,78 ± 0,12, в конце -7,51 ±0,15) при р< 0,01;
- в методических качествах (в начале эксперимента - 3,9 ± 0,12, в конце - 7,01 ± 0,14) при р < 0,01;
- в коммуникативных качествах (в начале эксперимента - 4,74 ± 0,12, в конце -6,55 ±0,13) при р< 0,01;
- в диагностических (в начале эксперимента - 3,32 ± 0,08, в конце
- 6,27 ± 0,13) при р< 0,001;
- в исследовательских (в начале
- 3,64 ±0,12, в конце - 5,88 ± 0,14) при р< 0,001.
Таким образом, предложенный подход к формированию социально-профессиональной компетентности бакалавров физической культуры, в отличие от общепринятого, обеспечивает более эффективный процесс профессиональной подготовки будущего учителя физической культуры к организации познавательной, физкультурно-спор-тивной, оздоровительной и рекреационной деятельности со школьниками.
Примечания:
1. Джаубаев Ю.А., Джирикова Ф.Д., Узденова Ф.М. Компетентностная модель подготовки бакалавров физической культуры к рекреационной деятельности // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017. № 11(153). С. 64-66.
2. Джирикова Ф.Д., Халамлиев М.И. Образовательный туризм в структуре профессиональной компетентности бакалавра туризма // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2017. Вып. 2(198). С. 118-123.
3. Стрижакова Н.Е., Петьков В.А., Романов Д.А. Взаимосвязь становления языковой компетенции и социально-профессиональной компетентности студентов // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. N° 5 (123). С. 177-181.
4. Balissander О. Institute of Scandinavian physical culture sport studies. A new development of old roots // International journal of physical education. 1987. № 3. P. 29-31.
5. Солдатова Г.У. Системный подход к формированию толерантности // Психология и школа. 2004. № 4. С. 61.
6. Петьков В.А. Организация саморазвития физического потенциала у студентов вуза // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2012. Вып. 2. С. 67-71.
7. Петров С.И. Ассертивное поведение спортсмена как способ реагирования на конфликтую ситуацию // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2014. № 12(118). С. 273-277.
8. Беляев А.В. Воспитание студентов в вузе // Педагогика. 2014. № 5. С. 54-62.
9. Демкина Е.В. Социальный заказ на антикоррупционное образование // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 1. С. 10-12.
References:
1. Dzhaubaev Yu.A., Dzhirikova F.D., Uzdenova F.M. Competence model of training of bachelors of physical culture for recreational activities // Scientific notes of the University of P.F. Lesgaft. 2017. No. 11 (153). P. 64-66.
2. Dzhirikova F.D., Khalamliev M.I. Educational tourism in the structure of the professional competence of the bachelor of tourism // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2017. Iss. 2 (198). P. 118-123.
3. Strizhakova N.E., Petkov V.A., Romanov D.A. The relationship of the formation of language competence and socio-professional competence of students // Scientific notes of the University of P.F. Lesgaft. 2015. No. 5 (123). P. 177-181.
4. Balissander О. Institute of Scandinavian physical culture sport studies. A new development of old roots // International journal of physical education. 1987. No. 3. P. 29-31.
5. Soldatova G.U. A systematic approach to the formation of tolerance // Psychology and school. 2004. No. 4. P. 61.
6. Petkov V.A. Organization of self-development of physical potential of students of higher education institutions // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2012. Iss. 2. P. 67-71.
7. Petrov S.I. Assertive behavior of an athlete as a way of responding to a conflict situation // Scientific notes of the University of P.F. Lesgaft. 2014. No. 12 (118). P. 273-277.
8. Belyaev A.V. Education of students at a higher school // Pedagogy. 2014. No. 5. P. 54-62.
9. Demkina E.V. Social order for anti-corruption education // Society: Sociology, Psychology, Pedagogy. 2017. No. 1. P. 10-12.