УДК 378.4
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
О. В. Павлова
Павлова Ольга Вячеславовна, преподаватель, кафедра английского языка и межкультурной коммуникации, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Россия, [email protected]
Цель исследования - формирование профессионально-этической культуры студентов вузов. Процесс формирования профессионально-этической культуры студентов вузов будет более эффективен, если профессионально-этическую культуру понимать как меру и способ усвоения и реализации общих и профессиональных знаний, умений, навыков, норм и ценностей, как особый вид квазипрофессиональной деятельности, базирующийся на смыслообразующих мотивах и направленный на реализацию ценностно насыщенных поступков, порождающих нравственные чувства. Эффективность этого процесса обусловлена моделью формирования профессионально-этической культуры студентов вузов - будущих экономистов - в процессе изучения иностранного языка, в которой создается коммуникативная среда на занятиях по иностранному языку, обеспечивается мотивация студентов к овладению профессионально-этической культурой, изучается гуманистический аспект профессиональной сферы, разработан и реализуется спецкурс «Профессиональная этика в бизнесе и экономике». Применяются в обучении личностно ориентированные методы и диагностируются ход и результаты сфор-мированности уровней профессионально-этической культуры посредством специального диагностического инструментария. Представлена структурно-функциональная или динамическая модель формирования профессионально-этической культуры студентов вузов, включающая теоретико-методологический, де-ятельностно-функциональный и результативно-оценочный блоки. Целью моделирования является поэтапное формирование профессионально-этической культуры студентов вузов, всех ее компонентов: когнитивного, аксиологического, чувственно-эмоционального, деятельностного. Теоретико-методологический блок включает цель, задачи, теоретико-методологические подходы, принципы и условия формирования профессионально-этической культуры студентов вузов. Деятельностно-функциональный блок включает функции профессионально-этической культуры, этапы ее формирования, содержательное наполнение, методы и формы образовательного процесса. Результативно-оценочный блок связан с определением критериев сформированности профессионально-этической культуры студентов вузов и их показателей на разных уровнях сформированности. Ключевые слова: профессионально-этическая культура, студенты вуза, будущие экономисты, модель, иностранный язык.
ЭО!: 10.18500/2304-9790-2018-7-3-287-292 К постановке проблемы
В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. отмечается, что успешный
переход к инновационному социально ориентированному типу экономического развития возможен, если будут соблюдены условия, среди которых обязательно развитие образования, ориентированного на ее формирование творческой социально ответственной личности, профессиональной культуры, ценностных ориентиров в сфере труда и предпринимательской деятельности [1, с. 13].
Процессам профессионального становления присущи динамизм, незавершенность, качественные изменения личности [2, с. 155, 156]. Этические вопросы профессиональной деятельности приобретают все большую остроту и становятся предметом обсуждения не только в обществе, но и в научном мире. Практика свидетельствует, что, несмотря на популярность экономической профессии среди молодых людей, поступающих в вузы, российское общество, российская экономика продолжает испытывать острую нехватку в экономистах нового формата, соответствующих требованиям Федеральному образовательному государственному стандарту высшего образования и требованиям изменившейся социально-экономической ситуации. Это обосновывает необходимость формирования у специалистов экономического профиля профессионально-этической культуры в их профессиограмме. Именно профессионально-этическая культура является фундаментом успешного профессионального роста.
Гипотеза исследования
Процесс формирования профессионально-этической культуры студентов вузов будет более эффективен, если:
эту культуру понимать как меру и способ усвоения и реализации общих и профессиональных знаний, умений, навыков, норм и ценностей, как особый вид квазипрофессиональной деятельности, базирующийся на смыслообразующих мотивах и направленный на реализацию ценностно насыщенных поступков, порождающих нравственные чувства;
в рамках научно обоснованной модели формирования профессионально-этической культуры студентов вузов - будущих экономистов - в процессе изучения иностранного языка будут соблюдены такие условия, как создание коммуникативной среды на занятиях по иностранному языку, формирование мотивации у студентов
к овладению профессионально-этической культурой, изучение гуманистического аспекта профессиональной сферы, разработка и реализация спецкурса «Профессиональная этика в бизнесе и экономике», применение в обучении личностно ориентированных методов;
диагностировать ход и результаты сформи-рованности уровней профессионально-этической культуры благодаря специальному диагностическому инструментарию.
Описание исследования
Метод моделирования помогает представить ход дальнейшего исследования и все его этапы. Опираясь на типологизацию педагогических моделей, предложенную А. Н. Дахиным [3, с. 16] и В. И. Загвязинским [4, с. 8], мы определяем тип нашей модели как структурно-функциональную или динамическую, так как она отражает структурные элементы и в то же время показывает функциональные связи между ними. Модель процесса формирования профессионально-этической культуры студентов вузов - будущих экономистов - в процессе изучения иностранного языка мы представляем в виде системы, которая включает в себя следующие блоки: теоретико-методологический, деятельностно-функцио-нальный и результативно-оценочный. Теоретико-методологический блок содержит цель, задачи, теоретико-методологические подходы, принципы и условия формирования профессионально-этической культуры студентов вузов. Деятельност-но-функциональный блок имеет в своем составе функции профессионально-этической культуры, этапы ее формирования, содержательное наполнение, методы и формы образовательного процесса. Результативно-оценочный блок связан с определением критериев сформированности профессионально-этической культуры студентов вузов и показателей сформированности на разных уровнях. Цель моделирования - поэтапное формирование профессионально-этической культуры студентов вузов, всех ее компонентов: когнитивного, аксиологического, чувственно-эмоционального, деятельностного.
Модель профессионально-этической культуры студента вуза конструировалась нами на основе личностно-деятельностного и аксиологического методологических подходов. Рассматривая эти подходы к обучению, мы определяем термин «подход», как: 1) мировоззренческую категорию, в которой отражены социальные установки субъектов обучения как носителей общественного сознания; 2) всеобщую и системную организацию и самоорганизацию образовательного процесса, состоящего из ряда компонентов, главными из которых являются субъекты педагогического взаимодействия - преподаватель и студент [5, с. 64].
На основании анализа личностно-деятель-ностного и аксиологического подходов мы выделили принципы организации процесса формирования профессионально-этической культуры студентов вузов. Принципы от греч. ар%г| - начало, основа. Как пишет А. М. Столяренко, в основе принципов лежат понимание закономерностей объективной реальности и опыт познания их. Принципы сформулированы как рекомендации, которых следует придерживаться при новых теоретических исследованиях и в практике [6, с. 81]. Разработанная нами модель включает ряд принципов. Принцип коммуникативной направленности обучения предполагает равноправное общение субъектов образовательного процесса: студента/ студентов и преподавателя, их взаимодействие на всех этапах образовательного процесса при координирующей, поддерживающей роли преподавателя. Практические занятия по иностранному языку в вузе предполагают форму общения в виде диалога, организацию работы в микрогруппах. Принцип интереса, активности, сознательности и самостоятельности осуществляется в пробуждении не только мысли и памяти, но и чувств студентов [6, с. 317]; с позиции преподавателя этот принцип реализуется в выборе нужного и интересного содержания, в интересной подаче материала, в повышении активности студентов благодаря использованию соответствующих форм и методов, в побуждении к поиску личностного смысла в изучаемом материале, к их самостоятельной работе и содействии в ее организации. Принцип гуманизации содержания образования: при его реализации формируются ценностные ориентации личности, которые отличаются гуманистической направленностью и являются общезначимыми. Защита общезначимых ценностей во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в профессиональной, является обязательным условием безопасности человеческого сообщества в целом и его устойчивого развития. Принцип личностной направленности обучения заключается в последовательной активизации имеющихся у каждого учащегося интеллектуальных способностей, знаний и речевого опыта, его эмоций и настроений, а также в развитии этих личностных параметров [7, с. 144]. Принцип личностной направленности обучения учитывает и свободное мировоззренческое определение студента, отражающееся в его мотивационной сфере, выборе ценностных ориентиров и т. п.
Принципы организации процесса формирования профессионально-этической культуры вузов осуществляются при наличии определенных условий, являющихся следующим компонентом теоретико-методологического блока модели. Этими условиями, по нашему мнению, являются: создание коммуникативной среды на занятиях по иностранному языку, где изучение предмета
происходит в процессе общения; формирование мотивации у студентов к овладению профессионально-этической культурой; изучение гуманистического аспекта профессиональной сферы, выявление ее этических проблем; применение в обучении личностно ориентированных методов, которые позволяют активизировать процесс формирования профессионально-этической культуры будущих специалистов и всех ее компонентов.
Деятельностно-функциональный блок модели включает функции профессионально-этической культуры, определяет этапы ее формирования, содержание, методы и формы. Функция рассматривается исследователями как предназначение, выполняемая роль, круг деятельности, обязанность, как внешнее проявление свойств какого-либо объекта [8, с. 68; 9, с. 68]. Функция представляет собой внешнее поведение системы, ее отношение как целого с другими объектами, с внешней средой. Функциональный анализ дополняет структурный. Единство структуры объекта и его функции рассматриваются как проявление его внутреннего и внешнего аспектов [10]. Профессионально-этическая культура студента вуза - будущего экономиста формируется в процессе познавательного, ценностно-ориентацион-ного и преобразовательного этапов и выполняет гносеологическую, регулятивную, аксиологическую, коммуникативную, гуманистическую, прогностическую, творческую, информационно-просветительскую и новаторскую функции.
Деятельностно-функциональный блок модели также представляет содержательный компонент: это - поэтапные темы и задания, включенные в разработанный спецкурс «Профессиональная этика в бизнесе и экономике». На познавательном этапе происходит изучение профессионально ориентированных текстов, имеющих также профессионально-этическую направленность, изучение основных этических философских понятий, применимых в сфере профессиональной экономической деятельности, изучение роли и места экономиста в обществе. На ценностно-ориентационном этапе изучаются профессиональные нормы и ценности экономиста, происходит знакомство с профессиональной этикой, рассматриваются правила поведения, профессиональный этикет, стили делового общения. На преобразовательном этапе выполняются задания профессионально-этической направленности (решение «кейсов», этических дилемм), самостоятельно создается исследовательский или творческий продукт, отражающий этические проблемы профессиональной сферы. По мнению Е. А. Александровой, необходимо обеспечить такой характер учебно-воспитательного процесса, который способствовал бы формированию навыков деятельности в нестатичных, незапро-граммированных условиях: самоорганизации,
личного ответственного выбора [11, с. 3]. И преобразовательный этап предусматривает такого рода деятельность.
Формирование компонентов профессионально-этической культуры студентов происходит на каждом этапе в той или иной степени: на познавательном формируется в основном когнитивный компонент, на ценностно-ориентацион-ном - аксиологический, на преобразовательном - деятельностный. Но на всех перечисленных этапах происходит формирование чувственно-эмоционального компонента, где-то в большей, где-то в меньшей степени. Данное утверждение основывается на мнении С. Л. Рубинштейна, что чувства или эмоции всегда являются единством эмоционального и интеллектуального, так же, как познавательный процесс сопровождается единством интеллектуального и эмоционального [12, с. 552, 557]. С. Л. Рубинштейн писал, что «с одной стороны, ход и исход человеческой деятельности вызывают обычно у человека те или иные чувства, с другой - чувства человека, его эмоциональные состояния влияют на его деятельность» [12, с. 559].
В процессе формирования профессионально-этической культуры студентов вузов применяются коммуникативный, проблемный, игровой методы во время аудиторной работы (на практических занятиях по иностранному языку) и проектный метод во время внеаудиторной работы: проводятся самостоятельные исследования, их результаты представляются на научно-практической конференции для студентов младших курсов Science Kaleidoscope, которую организует факультет иностранных языков и лингводидак-тики СГУ им. Н. Г. Чернышевского [13, с. 317].
В результативно-оценочном блоке модели объединены критерии сформированности профессионально-этической культуры студентов вузов (когнитивный, чувственно -эмоциональный, аксиологический, деятельностный), показатели и уровни сформированности каждого показателя. В зависимости от динамики показателей компонентов сформированности профессионально-этической культуры мы можем выделить три уровня: недостаточный (низкий), необходимый (средний) и эффективный (высокий). Каждый показатель компонентов сформированности профессионально-этической культуры меняется при продвижении от недостаточного уровня к эффективному. Все блоки модели представлены на рисунке.
Заключение
Формирование профессионально-этической культуры личности совершается в течение всей профессиональной жизни, но период юности, студенчества является в этом плане особенным:
теоретико-методологическии блок
Цель: формирование профессионально-этической культуры студентов вузов (будущих экономистов)
Задачи: поэтапное формирование когнитивного, чувственно-эмоционального, аксиологического, деятельностного компонентов профессионально-этической культуры студентов вузов
Теоретические подходы: личностно-деятельностный, аксиологический
Принципы: коммуникативной направленности обучения; интереса, активности, сознательности и самостоятельности; гуманизации и общекультурной направленности образования; личностной направленности обучения
Условия: создание коммуникативной среды на занятиях по иностранному языку, мотивации у студентов к овладению профессионально-этической культурой; изучение гуманистического аспекта профессиональной сферы; разработка и реалиация спецкурса Professional ethics in business and economics; применение в обучении личностно ориентированных методов
деятельностно-функциональньш блок
Функции: гносеологическая, регулятивная, аксиологическая, коммуникативная, гуманистическая, прогностическая, творческая, информационно-просветительская, новаторская
Этапы
Преимущественно формируемый компонент
Содержание
Познавательный
Когнитивный, чувственно-эмоциональный
Ценностно-ориентационный
Аксиологический, чувственно-эмоциональный
Спецкурс «Профессиональная этика в бизнесе и экономике»
Преобразовательный
Деятельностный, чувственно-эмоциональный
Методы: коммуникативный, проблемных ситуаций, игровой, проектный
Формы: аудиторная (практические занятия) и внеаудиторная работа (проведение самостоятельных исследований и представление их результатов на научно-практической конференции для студентов младших курсов Science Kaleidoscope)
результативно-оценочныи блок
Критерии
Когнитивный
Чувственно-эмоциональный
Аксиологический
Деятельностный
Показатели
Потребность в познании, самопонимание, ориентация во времени
Аутосимпатия, эмоциональная компетентность
Принятие ценностей самоактуализирующейся личности, гуманистический взгляд на природу человека, высокая значимость профессии
Стремление к творчеству, автономность, спонтанность, контактность и гибкость в общении
Уровень сформированности профессионально-этической культуры
Недостаточный ^ необходимый ^ эффективный
Модель формирования профессионально-этической культуры студентов вузов Model of forming university students' professional-ethical culture
он характеризуется интенсивными процессами в области социализации, становлении интеллекта, личностных качеств, нравственности, мировоззрения. Профессионально-этическая культура -это то, что одухотворяет профессию, превращает ее в миссию. Стремление человека к высокому уровню профессионально-этической культуры является необходимым условием его успешной самореализации. Иностранный язык в вузе должен и может способствовать формированию профессионально-этической культуры студентов, так как предоставляет возможность проявиться индивидуальности студента; он имеет огромный потенциал для утверждения гуманистических идей и помогает студенту познать самого себя и других через общение, самостоятельную и совместную творческую деятельность.
Библиографический список
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. URL: http://static.government.ru/media/files/aa ooFKSheDLiM99HEcyrygytfmGzrnAX.pdf (дата обращения: 29.12.2017).
2. Балакирева Е. И., Малышева А. В. Профессиональная компетентность : сущностные характеристики и условия развития // Балт. гуманит. журн. 2016. Т. 5, № 4 (17). С. 154-158.
3. Дахин А. Н. Моделирование в педагогике // Идеи и идеалы. 2010. Т. 2, № 1 (3). С. 11-20.
4. Загвязинский В. И. Моделирование в структуре социально-педагогического проектирования // Моделирование социально-педагогических систем :
материалы регион. науч.-практ. конф. (Пермь, 16-17 сентября 2004 г.). Пермь, 2004. С. 6-11.
5. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Ростов н/Д, 1997. 480 с.
6. Столяренко А. М. Общая педагогика : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям (030000). М., 2006. 479 с.
7. Гальская Н. Д., ГезН. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингво дидактика и методика. М., 2004. 336 с.
8. Абазалиева М. М., Тамбиева З. С. Словарь по соци-огуманитарным дисциплинам : справочное пособие для студ. очной и заочной форм обучения всех направлений. Черкесск, 2014. 120 с.
9. Методология и методы психолого-педагогического исследования: словарь-справочник / сост. В. Н. Гор -диенко. Саратов, 2017. 83 с.
10. Марков Ю. Г. Функциональный подход в современном научном познании. Новосибирск, 1982. 255 с. URL: http://ligis.ru/psylib/090417/books/marko01/txt01. htm#2 (дата обращения: 21.10.17).
11. Александрова Е. А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Тюмень, 2006. 42 с.
12. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 2007. 713 с.
13. Шилова С. А. Применение интегрированного предметно-языкового подхода в рамках реализации компе-тентностной модели обучения в вузе // Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации : материалы докл. IX междунар. конф. (Саратов, 2122 февраля 2017 г.). Саратов, 2017. С. 314-318.
Образец для цитирования:
Павлова О. В. Модель формирования профессионально-этической культуры студентов вузов // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, вып. 3 (27). С. 287-292. Б01: 10.18500/23049790-2018-7-3-287-292
Model of Forming University Students' Professional-Ethical Culture
Olga V. Pavlova
Saratov State University
83, Astrakhanskaya Str., Saratov, 410012, Russia E-mail: [email protected]
The aim of the research is forming university students' professional-ethical culture. The process of forming university students' professional-ethical culture will be more efficient if professional-ethical culture is considered as measure and method of comprehension and implementation of general and professional knowledge, abilities, skills, norms and values; as a special type of quasi professional activity based on sense creating motives directed towards implementation of value acts which generate moral feelings; if within the science-based model of forming professional-ethical culture of university students - future economists
during foreign language learning the following conditions are met: the creation of communicative environment during foreign language classes, the creation of motivation to acquire professional-ethical culture, the studying of humanistic aspect of the professional sphere, the development and implementation of the special course "Professional ethics in business and economics", the use of personal-centered methods; if the process and results of forming professional-ethical culture levels are diagnosed and measured by special diagnostic tools. The author represents the structural-functional or dynamic model of forming university students' professional-ethical culture which includes the theoretical-methodological, active-functional and resultant-evaluative blocks. The aim of modelling is gradual forming university students' professional-ethical culture, all its components: cognitive, axiological, sensual-emotional, activity ones. The theoretical-methodological block includes the aim, objectives, theoretical-methodological approaches, principles and conditions of forming university students' professional-ethical culture. The active functional block has in its stuff the functions of professional-ethical culture, stages of its forming, substantive content,
methods and forms of the educational process. The resultant-evaluative block is connected with the definition of the criteria of formation of university students' professional-ethical culture and its indicators on different stages of the formation.
Key words: professional-ethical culture, university students, future economists, a model, a foreign language.
References
1. Kontseptsiya dolgosrochnogo sotsialno-ekonomichesk-ogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda (Concept of Long-Term Social-Economic Development of Russian Federation for Period up to 2020). Available at: http://static.government.ru/media/files/ aaooFKSheDLiM99HEcyrygytfmGzrnAX.pdf (accessed 29 December 2017) (in Russian).
2. Balakireva E. I., Malysheva A. V. Professional'naya kompetentnost': sushchnostnye kharakterisiki i usloviya razvitiya [Professional Competence: Essential Features and Development Conditions]. Baltiysiy gumanitarnyy zhurnal [Baltic Humanitarian Journal], 2016, vol. 5, no. 4 (17), pp. 154-158 (in Russian).
3. Dakhin A. N. Modelirovanie v pedagogike [Modelling in Pedagogy]. Idei i idealy [Ideas and Ideals], 2010, vol. 2, no. 1(3), pp. 11-20 (in Russian).
4. Zagvyazinskiy V. I. Modelirovanie v structure sotsial'no-pedagogicheskogo proektirovaniya [Modelling in Structure of Social-Pedagogical Designing]. In: Modelirovanie sotsial'no-pedagogicheskikh system: materialy region. nauch.-prakt. konf. (Perm', 16-17 sentyabrya 2004 g.) [Modelling of Social-Pedagogical Systems: Reports of Regional Science-Practical Conference]. Perm', 2004, pp. 6-11 (in Russian).
5. Zimnyaya I. A. Pedagogicheskayapsikhologiya [Pedagogical psychology]. Rostov-on-Don, 1997. 480 p. (in Russian).
6. Stolyarenko A. M. Obshchaya pedagogika: ucheb. posobie dlya studentov vuzov, obuchayushchikhsya po pedagogicheskim spetsialnostyam [General Pedagogy]. Moscow, 2006. 479 p. (in Russian).
7. Gal'skaya N. D., Gez N. I. Teoriya obucheniya inostran-nym yazykam. Lingvodidaktika i metodika [Theory of Learning Foreign Languages. Language Teaching and Methods]. Moscow, 2004. 336 p. (in Russian).
8. Abazalieva M. M., Tambieva Z. S. Slovak po sotsi-ogumanitarnym distsiplinam: spravochnoe posobie dlya stud. ochnoy i zaochnoy form obucheniya vsekh napravleniy [Dictionary of Sociological and Humanistic Disciplines]. Cherkessk, 2014. 120 p. (in Russian).
9. Gordienko V.N. Metodologiya i metody psikhologo-pedagogicheskogo issledovaniya: slovar'-spravochnik [Methodology and Methods of Psychological-Pedagogical Research: the Reference Book]. Saratov, 2017. 83 p. (in Russian).
10. Markov Yu. G. Funktsionalnyy podkhod v sovremennom nauchnom poznanii (Functional Approach in Modern Scientific Cognition). Novosibirsk, 1982. 255 p. Available at: http://ligis.ru/psylib/090417/books/marko01/ txt01.htm#2 (accessed 21 October 2017) (in Russian).
11. Aleksandrova E. A. Pedagogicheskoe soprovozhdenie starsheklassnikov v protsesse razrabotki i realizatsii individualnykh obrazovatelnykh traektoriy [Pedagogical Support of High School Seniors in Process of Development and Implementation of Individual Educational Trajectories]. Thesis Diss. Dr. Sci. (Pedagogy). Tumen', 2006. 42 p. (in Russian).
12. Rubinshteyn S. L. Osnovy obshcheypsikhologii [Basics of General Psychology]. St. Petersburg, 2007. 713 p. (in Russian).
13. Shilova S. A. Primenenie integrirovannogo predmetno-yazykovogo podkhoda v ramkakh realizatsii kompe-tentnostnoy modeli obucheniya v vuze [Application of Integrated Subject-Language Approach as Part of Implementation of Competence Model of University Education]. Inostrannye yazyki v kontekste mezhkul'turnoy kommunikatsii: materialy dokl. IX mezhdunar. konf. (Saratov, 21-22 fevralya 2017g.) [Foreign Languages in Context of Intercultural Communication: Reports of the IX International Conference February]. Saratov, 2017, pp. 314 - 318 (in Russian).
Cite this article as:
Pavlova O. V. Model of Forming University Students' Professional-Ethical Culture. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2018, vol. 7, iss. 3 (27), pp. 287-292 (in Russian). DOI: 10.18500/2304-9790-20187-3-287-292