Научная статья на тему 'Функции профессионально-этической культуры и этапы ее формирования в ходе профессиональной подготовки будущих экономистов'

Функции профессионально-этической культуры и этапы ее формирования в ходе профессиональной подготовки будущих экономистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PROFESSIONAL-ETHICAL CULTURE / СТУДЕНТЫ ВУЗА / UNIVERSITY STUDENTS / БУДУЩИЕ ЭКОНОМИСТЫ / FUTURE ECONOMISTS / ФУНКЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / FUNCTIONS OF PROFESSIONAL-ETHICAL CULTURE / ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / STAGES OF PROFESSIONAL-ETHICAL CULTURE FORMING / ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / FOREIGN LANGUAGE LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филипченко Светлана Николаевна, Павлова Ольга Вячеславовна

Авторы статьи рассматривают функции и этапы формирования профессионально-этической культуры студентов вузов будущих экономистов в процессе изучения иностранного языка. Анализ федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по направлению «Экономика и управление», анализ научной литературы, посвященной специфике профессиональной деятельности экономистов, позволил авторам статьи выявить функции (гносеологическую, регулятивную, аксиологическую, коммуникативную, гуманистическую, прогностическую, творческую, информационно-просветительскую, новаторскую) и этапы (познавательный, ценностно-ориентационный, преобразовательный) формирования профессионально-этической культуры студентов вузов (будущих экономистов в процессе изучения иностранного языка). Выявление функций и этапов формирования профессионально-этической культуры позволило авторам уточнить определение её сущности относительно студентов вузов будущих экономистов. Профессионально-этическая культура студентов вузов будущих экономистов это мера и способ усвоения и реализации общих и профессиональных знаний, умений, навыков, норм и ценностей; особый вид квазипрофессиональной деятельности, базирующийся на смыслообразующих мотивах и направленный на реализацию ценностно-насыщенных поступков, порождающих нравственные чувства; профессионально-этическая культура студентов вузов будущих экономистов формируется в процессе познавательного, ценностно-ориентационного и преобразовательного этапов и выполняет гносеологическую, регулятивную, аксиологическую, коммуникативную, гуманистическую, прогностическую, творческую, информационно-просветительскую и новаторскую функции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONS OF PROFESSIONAL-ETHICAL CULTURE AND THE STAGES OF ITS FORMING DURING VOCATIONAL TRAINING OF FUTURE ECONOMISTS

The authors examine functions and stages of professional-ethical culture forming of university students future economists during foreign language learning. Analysis of the Federal State education standards on “Economics and Management” degree, analysis of scientific literature devoted to the specifics of professional activity of economists made it possible for the authors of the article to elicit the functions (gnoseological, regulatory, axiological, communicative, humanistic, prognostic, creative, informative-educative, innovative) and stages (cognitive, value-indicative, transforming) of professional-ethical culture forming of university students (future economists during foreign language learning). Professional-ethical culture of university students future economists is measure and method of comprehension and implementation of general and professional knowledge, abilities, skills, norms and values; a special type of quasi professional activity, based on sense creating motives directed towards implementation of value acts, generating moral feelings; professional-ethical culture of university students future economists is formed in the process of cognitive, value-indicative, transforming stages and performs gnoseological, regulatory, axiological, communicative, humanistic, prognostic, creative, informative-educative and innovative functions.

Текст научной работы на тему «Функции профессионально-этической культуры и этапы ее формирования в ходе профессиональной подготовки будущих экономистов»

педагогические Филипченко Светлана Николаевна, Павлова Ольга Вячеславовна

науки ФУНКЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ...

УДК 378.4

ФУНКЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЭТАПЫ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ В ХОДЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ

© 2017

Филипченко Светлана Николаевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Павлова Ольга Вячеславовна, преподаватель кафедры английского языка и межкультурной коммуникации Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского (410012, Россия, Саратов, улица Астраханская, 83, e-mail: [email protected])

Аннотация. Авторы статьи рассматривают функции и этапы формирования профессионально-этической культуры студентов вузов - будущих экономистов в процессе изучения иностранного языка. Анализ федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по направлению «Экономика и управление», анализ научной литературы, посвященной специфике профессиональной деятельности экономистов, позволил авторам статьи выявить функции (гносеологическую, регулятивную, аксиологическую, коммуникативную, гуманистическую, прогностическую, творческую, информационно-просветительскую, новаторскую) и этапы (познавательный, ценностно-ориентационный, преобразовательный) формирования профессионально-этической культуры студентов вузов (будущих экономистов в процессе изучения иностранного языка). Выявление функций и этапов формирования профессионально-этической культуры позволило авторам уточнить определение её сущности относительно студентов вузов - будущих экономистов. Профессионально-этическая культура студентов вузов - будущих экономистов это мера и способ усвоения и реализации общих и профессиональных знаний, умений, навыков, норм и ценностей; особый вид квазипрофессиональной деятельности, базирующийся на смыслообразующих мотивах и направленный на реализацию ценностно-насыщенных поступков, порождающих нравственные чувства; профессионально-этическая культура студентов вузов - будущих экономистов формируется в процессе познавательного, ценностно-ориентационного и преобразовательного этапов и выполняет гносеологическую, регулятивную, аксиологическую, коммуникативную, гуманистическую, прогностическую, творческую, информационно-просветительскую и новаторскую функции.

Ключевые слова: профессионально-этическая культура, студенты вуза, будущие экономисты, функции профессионально-этической культуры, этапы формирования профессионально-этической культуры, изучение иностранного языка.

FUNCTIONS OF PROFESSIONAL-ETHICAL CULTURE AND THE STAGES OF ITS FORMING DURING VOCATIONAL TRAINING OF FUTURE ECONOMISTS

© 2017

Filipchenko Svetlana Nikolayevna, doctor of pedagogical sciences, professor of the department of Pedagogy Pavlova Olga Vyacheslavovna, lecturer of the department of English language and intercultural communication

Saratov State University (410042, Russia, Saratov, street Astrakhanskaya 83, e-mail: [email protected])

Abstract. The authors examine functions and stages of professional-ethical culture forming of university students -future economists during foreign language learning. Analysis of the Federal State education standards on "Economics and Management" degree, analysis of scientific literature devoted to the specifics of professional activity of economists made it possible for the authors of the article to elicit the functions (gnoseological, regulatory, axiological, communicative, humanistic, prognostic, creative, informative-educative, innovative) and stages (cognitive, value-indicative, transforming) of professional-ethical culture forming of university students (future economists during foreign language learning). Professional-ethical culture of university students - future economists is measure and method of comprehension and implementation of general and professional knowledge, abilities, skills, norms and values; a special type of quasi professional activity, based on sense creating motives directed towards implementation of value acts, generating moral feelings; professional-ethical culture of university students - future economists is formed in the process of cognitive, value-indicative, transforming stages and performs gnoseological, regulatory, axiological, communicative, humanistic, prognostic, creative, informative-educative and innovative functions.

Keywords: professional-ethical culture, university students, future economists, functions of professional-ethical culture, stages of professional-ethical culture forming, foreign language learning.

В современной России остро стоит проблема модернизации экономики, улучшения её эффективности. Это связано с теми вызовами, с которыми она столкнулась сегодня, а именно:

- усиление глобальной конкуренции, что требует от экономики страны инновационных систем национального управления, развития человеческого капитала;

- угроза экономической безопасности страны, связанной с нарушениями экономической этики в функционировании либерализованного рынка как внутри Российского государства, так и в международной практике.

Успешный переход к инновационному социально ориентированному типу экономического развития возможен, если будут соблюдены условия, среди которых обязательно развитие образования, неразрывно связанного с мировой фундаментальной наукой, ориентированного на формирование творческой социально ответственной личности, формирование профессиональной культуры, ценностных ориентиров в сфере труда и предпринимательской деятельности.

Целью нашего научного исследования является

формирование профессионально-этической культуры студентов вузов, а именно формирование профессионально-этической культуры студентов экономических специальностей.

Целью данной статьи является рассмотрение функций и этапов формирования профессионально-этической культуры студентов вузов - будущих экономистов в процессе изучения иностранного языка.

Функция рассматривается исследователями как предназначение, выполняемая роль, круг деятельности, обязанность, как внешнее проявление свойств какого-либо объекта. [1: с.68, 2: с.68] В рамках системного подхода функция представляет собой, например, у Ю.Г.Маркова, внешнее поведение системы, ее отношение как целого с другими объектами, с внешней средой. Функциональный анализ дополняет структурный. Единство структуры объекта и его функции рассматривается как проявление его внутреннего и внешнего аспектов. [3]

В контексте нашего исследования нами были выявлены функции профессионально-этической культуры не уже сложившегося специалиста, а студента вуза в период его профессиональной подготовки. Поэтому мы ис-

Filipchenko Svetlana Nikolayevna, Pavlova Olga Vyacheslavovna FUNCTIONS OF PROFESSIONAL-ETHICAL CULTURE ...

pedagogical sciences

ходили из:

- из сущности профессионально-этической культуры личности как меры и способа усвоения и реализации профессиональных знаний, умений, навыков, норм и ценностей; как особого вида профессиональной деятельности, базирующегося на смыслообразующих мотивах и направленного на реализацию ценностно-насыщенных поступков, порождающих нравственные чувства; [4: с.238]

- из содержания и структуры профессиональной подготовки студентов вузов - будущих экономистов, определяемых государственными образовательными стандартами (ФГОС ВО) и выражающими требования работодателей и общества к данным специалистам.

Проведённый нами анализ ФГОС ВО по направлению «Экономика и управление» показал, что выпускники вузов должны овладеть несколькими группами компетенций: общекультурными, которые характерны для выпускников вузов независимо от их специальности; общепрофессиональными компетенциями, отражающими общеэкономическую образованность специалистов; профессиональными компетенциями, содержащими характерные черты, присущие определённой специальности. [5]

Например,

- гносеологическая функция реализуется через процесс познания и использования основ философских знаний для формирования мировоззренческих позиций; анализ основных этапов и закономерностей исторического развития общества для формирования гражданской позиции; познания и использования основ экономических знаний в различных сферах деятельности; усвоении и использовании основ правовых знаний в различных сферах деятельности;

- регулятивная функция реализуется в процессе работы в коллективе, толерантного восприятия социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий; в процессе саморегуляции, самообразования и самоорганизации;

- аксиологическая функция реализуется в процессе формирования мировоззренческих позиций, в процессе формирования профессионального самосознания; в готовности нести ответственность за свои организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности;

- коммуникативная функция реализуется в процессе коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия.

Кроме того, профессия экономиста имеет ряд особенностей, отличающих её от других.

Во-первых, профессия экономиста относится к типу «человек - человек». Предметом взаимодействия данного типа профессий являются люди, социальные системы, общество в целом, поэтому профессия «экономист» имеет ярко выраженную гуманистическую направленность. М.Г.Лапаева, С.П.Лапаев дают такое определение понятию «экономика»: «это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путём создания и использования необходимых жизненных благ». [6: с.13] Именно обеспечение удовлетворения материальных потребностей людей является предметом экономической профессии. Экономические законы действуют через людей, их труд. «Человек в экономике - главная фигура». [6: с.36] Таким образом можно говорить о гуманистической функции, которая реализуется через осознание студентом своей будущей профессиональной деятельности, имеющей главной целью процветание общества, достижения каждым человеком высокого уровня и качества жизни.

Во-вторых, экономисты, наряду с техническими и математическими навыками, имеют такие знания, которые ведут к предвидению ситуаций не только в экономической сферах, но и в социальной, политической и др.

[6: с.11, 25] Это определяет прогностическую функцию, которая реализуется через способность студентов предвидеть последствия экономических и организационно-управленческих решений, их влияние на заинтересованные стороны (стейкхолдеров), которые могут включать бизнес-партнёров, коллег, потребителей, коммерческие и общественные организации и общество в целом.

В-третьих, ещё одной особенностью профессии экономиста является её творческий характер, так как экономист всегда занят поиском оптимальных решений в хозяйствовании, поиском путей процветания организации, государства в целом. [6: с.36] Экономист занят такими вопросами как увеличение производительности труда, конкурентоспособности, а на сегодняшний день и вопросами экономической безопасности. Творческая функция реализуется через способность решать профессионально-этические задачи в процессе обучения, умение находить нестандартные подходы в решении организационно-управленческих задач, способность выявления проблем в профессиональном поле. Философский словарь определяет творчество как способность человека из известного, имеющегося в действительности материала создавать в процессе труда новую реальность. В процессе творчества создаётся не только нечто новое, но и происходит развитие сущностных сил человека, его способностей и мастерства. [7: с.76]

В-четвёртых, экономические знания необходимы не только экономисту. Любой человек из нас осуществляет экономическую деятельность, если не на профессиональном, то на бытовом уровне. И здесь экономист может внести свой просветительский вклад. История и современность показывают, что многие экономические деятели были и сейчас являются незаменимыми экспертами в государственных службах. Многие ведущие учёные -экономисты сегодня серьезно озабочены вопросами экономического просвещения российского общества, проблемами экономической этики, вопросами кризиса глобальной экономической системы. Такие известные экономисты как С.Ю.Глазьев, М.Л.Хазин, М.Г.Делягин и др. занимаются общественно-политической и пропагандистской деятельностью, играя важную роль в формировании экономической культуры общества. Высокая экономическая культура граждан, в свою очередь, является одним из главных условий стабильности и процветания страны. Таким образом можно говорить об информационно-просветительской функции профессионально-этической культуры студента вуза - будущего экономиста, которая реализуется в способности студента постоянно обновлять свои знания в области экономики и адаптировать эти знания для широкого общественного круга с целью повышения уровня экономической грамотности граждан нашей страны.

В-пятых, можно говорить и о новаторской функции профессионально-этической культуры студента вуза. Прагматической целью экономической деятельности является получение прибыли и выгоды, эффективное хозяйствование. Всё это влечёт, по мнению Карла Хоманна и Франца Блюме-Дреза, ситуацию, (в рыночной экономике) когда никто не может останавливаться на достигнутых позициях, появляются инновации, новые инвестиции, увеличение и сращивание капиталов и т.п., ведущие к прогрессу в области науки, техники, медицины и др.[8: с.26] Новаторская функция реализуется через способность студента использовать свои знания, полученные в других научных областях в своей работе, через умение применять опыт других стран, а также положительный исторический экономический опыт российского государства, через готовность к инновационной профессиональной деятельности.

Все функции профессионально-этической культуры студента вуза - будущего экономиста взаимосвязаны и согласованы.

В процессе формирования профессионально-этической культуры студентов вузов - будущих экономистов

140

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 4(21)

педагогические науки

Филипченко Светлана Николаевна, Павлова Ольга Вячеславовна ФУНКЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ...

выделяют несколько этапов. Так, говоря о формировании общей культуры молодого человека, М.И.Рожков выделяет два этапа инкультурации:

- первый этап инкультурации способствует сохранению стабильности культуры. Главной целью данного этапа является воспроизведение уже имеющихся образцов культуры; автор относит этот этап к периоду детства и ранней юности;

- второй этап инкультурации, как отмечает автор, происходит в период молодости, когда членам общества возможно принять на себя ответственность за экспериментирование в культуре, внесение в неё изменений различного масштаба. [9: с.45]

Такое выделение этапов справедливо, если мы говорим о формировании общей культуры. Автор не рассматривает более поздние этапы инкультурации, так как предметом его научно-педагогического исследования является молодежь. Данный подход учитывается другими исследователями и нами при выделении этапов формирования определённых видов культур студентов вузов.

Е.В. Бараник, рассматривая формирование профессионально-этической культуры будущих юристов, выделяет профессионально-ориентировочный этап, когда студент получает информацию о сущности понятий, входящих в область профессионально-этической культуры специалиста. На данном этапе студент должен осознать необходимость соблюдения в своём профессиональном поведении морально-этических норм при взаимодействии со всеми лицами и организациями, включёнными в круг его профессиональной деятельности и взаимоотношений. Автор также называет этот этап «пропедевтическим», на котором происходит и осознание студентом себя как будущего профессионала, формируется мотивация на освоение необходимых знаний, развитие навыков и умений. На данном этапе возможно проведение психодиагностических мероприятий для выявления исходного уровня профессионально-этической культуры студента вуза. [10: с.10б]

Профессионально-тренировочный этап направлен на приобретение опыта проявления основ профессионально-этической культуры в различных квазипрофессиональных ситуациях, которые создаются в рамках учебного курса: деловые игры, case-study, участие в научно-практических конференциях и др. На данном этапе автор предполагает возможность самооценки студентом своих индивидуальных особенностей профессионально-этической культуры и определения им дальнейших путей её совершенствования. [10: с.107]

В процессе профессионально-результативного этапа студент проявляет инициативу в практической учебно-профессиональной деятельности в учреждениях, являющимися базами практики факультета вуза, принимает участие в организации и проведении научно-практических конференций, занимается изучением и адаптацией зарубежного опыта профессиональной деятельности к условиям отечественной практики. [10: с.107]

Г.А.Гущина, в исследовании, посвященном концепции формирования профессиональной культуры будущих экономистов в вузе, рассматривает его поэтапную технологию, состоящую из:

- теоретического этапа - формирования теоретических понятий и представлений о деятельности экономиста (ценностные ориентации, профессионально-этические нормы и правила поведения);

- инструментально-аналитического этапа - когда происходит уяснение сущности экономических задач;

- структурно-синтетического этапа - овладения опытом экономических задач;

- практико-интегративного этапа - переноса экономического опыта в ситуации самостоятельных экономических проектов;

- диагностического - соотнесения результатов деятельности с критериально-заданной целью. [11: с.236,

237]

Приведённые подходы относятся к исследованию этапов формирования профессионально-этической культуры будущих юристов и формирования профессиональной культуры будущих экономистов. Мы рассматриваем подходы к выделению этапов формирования профессионально-этической культуры у будущих экономистов в процессе изучения иностранного языка.

В определении этапов формирования профессионально-этической культуры студентов вузов мы также опирались на труды М.С.Кагана, посвященные вопросам образования, воспитания, культуры. М.С.Каган определяет культуру как способ передачи из поколения в поколение того, что человек не наследует в генотипе. Он представляет этот способ в виде трех дорог: одна дорога - это передача знаний, другая дорога - передача умений и третья дорога - передача ценностей. Философ аргументирует выбор именно этих дорог тем, что предметная деятельность человека реализуется трояким образом, как 1) преобразовательная деятельность, 2) как деятельность познавательная, 3) как деятельность ценностно-ориен-тационная. Культура исторически выработала эти три механизма, потому что, как пишет М.С.Каган «человек должен в процессе своего развития...научиться работать, преобразовывать мир, получать необходимые знания, овладевать ценностями, которые направляли бы и его практическую, и теоретическую, и художественную деятельность по тому или иному пути». [12: с.657]

Используя данные, изученные у других авторов и опираясь на особенности нашего исследования, мы выделили три этапа формирования профессионально-этической культуры студентов вузов (будущих экономистов), используя терминологию М.С.Кагана: 1) познавательный, 2) ценностно-ориентационный, 3) преобразовательный.

Целью познавательного этапа является формирование системы теоретических понятий и представлений о профессионально-этических вопросах в экономической деятельности, формирование интереса к профессии, формирование мотивационной основы профессиональной деятельности, формирование своего «Я» в профессии. На данном этапе происходит изучение профессионально-ориентировочных текстов, имеющих также профессионально-этическую направленность, изучение основных этических философских понятий, применимых в сфере профессиональной экономической деятельности, изучение роли и места экономиста в обществе.

Целью ценностно-ориентационного этапа является формирование ценностных ориентаций, профессионально-этических норм, формирование у студентов чувств, относящихся к категории «высших» (по С.Л.Рубинштейну) и определяемые идеальными мотивами (интеллектуальными, этическими, эстетическими) [13: с.557]. На данном этапе происходит формирование способности идентифицировать свои эмоции и управлять ими. Студенты изучают профессиональные нормы и ценности экономистов, изучают проблемное поле профессиональной этики, знакомятся с профессиональным этикетом, стилями делового общения.

Целью преобразовательного этапа является перенос знаний в ситуации самостоятельных творческих заданий, имеющих эвристический и проблемный характер, формирование творческих навыков решения профессионально-этических задач. На данном этапе студенты выполняют задания профессионально-этической направленности (решение «кейсов», этических дилемм), занимаются самостоятельным созданием исследовательского или творческого продукта, отражающего этические проблемы профессиональной сферы.

Эти этапы не имеют чётких ограничений во времени и зависят от учебных планов конкретного вуза.

Таким образом, анализ федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по направлению «Экономика и управление», анализ

Filipchenko Svetlana Nikolayevna, Pavlova Olga Vyacheslavovna pedagogical

FUNCTIONS OF PROFESSIONAL-ETHICAL CULTURE ... sciences

научной литературы, посвященной специфике профессиональной деятельности экономистов, позволил нам выявить функции (гносеологическую, регулятивную, аксиологическую, коммуникативную, гуманистическую, прогностическую, творческую, информационно-просветительскую, новаторскую) и этапы (познавательный, ценностно-ориентационный, преобразовательный) формирования профессионально-этической культуры студентов вузов (будущих экономистов в процессе изучения иностранного языка).

Выявление функций и этапов формирования профессионально-этической культуры позволило нам уточнить определение её сущности относительно студентов вуза

- будущих экономистов. Профессионально-этическая культура студентов вузов - будущих экономистов это мера и способ усвоения и реализации общих и профессиональных знаний, умений, навыков, норм и ценностей; особый вид квазипрофессиональной деятельности, базирующийся на смыслообразующих мотивах и направленный на реализацию ценностно-насыщенных поступков, порождающих нравственные чувства; профессионально-этическая культура студентов вузов - будущих экономистов формируется в процессе познавательного, ценностно-ориентационного и преобразовательного этапов, и выполняет гносеологическую, регулятивную, аксиологическую, коммуникативную, гуманистическую, прогностическую, творческую, информационно-просветительскую и новаторскую функции.

Дальнейшим этапом исследования является выявление, обоснование и экспериментальное апробирование модели формирования профессионально-этической культуры студентов вузов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Абазалиева М.М. Словарь по социогуманитар-ным дисциплинам: справочное пособие для студентов очной и заочной форм обучения всех направлений. / М.М.Абазилева, З.С.Тамбиева. - Черкесск: БИЦ СевКавГГТА, 2014. - 120 с.

2. Методология и методы психолого-педагогического исследования: словарь-справочник / сост. В.Н.Гордиенко. - Саратов: Изд-во «Вузовское образование», 2017 г. - (Высшее образование). - 83 с.

3. Марков Ю.Г. Функциональный подход в современном научном познании. Новосибирск «Наука». 1982г. - 255с. http://ligis.ru/psylib/090417/books/marko01/ М01.Ыт#2 [дата обращения 21.10.17]

4. Павлова О.В. Профессионально-этическая культура личности / Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 17, вып. 2. С.237-240. DOI: 10.18500/1819-7671-2017-17-2-237-240

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата) http:// fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/380301.pdf [дата обращения 21.10.17]

6. Лапаева М.Г. Экономист как профессия: учебное пособие / М.Г.Лапаева, С.П.Лапаев; Оренбургский гос. ун-т. - Оренбург: ОГУ, 2013. - 120с.

7. Современная философия: Словарь и хрестоматия.

- Ростов н/Д: Феникс, 1995. - 511с.

8. Карл Хоманн, Франц Блюме-Дрез: Экономическая этика и этика предпринимательства. Перевод С. Курбатовой, К. Костюка. - М.: Директ-Медиа, 2013. -227 стр.

9. Рожков М.И. Педагогическое обеспечение работы с молодёжью. Юнгогогика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Организация работы с молодёжью». / М.И.Рожков. - М.: Гуманитраный издательский центр ВЛАДОС, 2008. - 264с.

10. Бараник Е.В. Формирование профессионально-этической культуры будущих юристов в процессе изучения иностранного языка в вузе: дис. .. .канд.пед.наук (13.00.08) / Е.В.Бараник - Москва, 2007. 190 с.

11. Гущина Г.А. Концепция

сиональной культуры будущих экономистов в вузе: дис. ...д-ра.пед.наук (13.00.08) / Г.А.Гущина - Ярославль, 2015. - 444с.

12. Каган М.С. Избранные труды в VII томах. Том УП. Труды по проблемам теории культуры. / Санкт-Петербург: ИД «Метрополис», 2007г. - 756с.

13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. -СПб.: Питер, 2007. — 713с.

Статья поступила в редакцию 05.11.2017

Статья принята к публикации 25.12.2017

формирования профес-_

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 4(21)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.