Научная статья на тему 'Результаты экспериментальной проверки модели формирования профессионально-этической культуры студентов вузов'

Результаты экспериментальной проверки модели формирования профессионально-этической культуры студентов вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PROFESSIONAL-ETHICAL CULTURE / СТУДЕНТЫ ВУЗОВ / UNIVERSITY STUDENTS / ЭКОНОМИСТЫ / ECONOMISTS / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / FOREIGN LANGUAGE / МОДЕЛЬ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА / EXPERIMENTAL VERIFICATION / ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ / DIAGNOSTIC TOOLS / T-КРИТЕРИЙ СТЪЮДЕНТА / MODEL / STUDENT T-CRITERION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлова Ольга Вячеславовна

Профессионально-этическая культура является фундаментом успешного профессионального роста. В силу этого исследование формирования профессионально-этической культуры студентов вузов становится актуальным направлением научно-практических изысканий. Автор статьи приводит результаты экспериментальной проверки модели формирования профессионально-этической культуры студентов вузов. Эксперимент проводился на экономическом факультете Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского среди студентов 1, 2 курса на занятиях по иностранному языку (английский). Автор представляет этапы формирования профессионально-этической культуры, их содержание, включающее спецкурс «Профессиональная этика в бизнесе и экономике», личностно-ориентированные методы обучения: коммуникативный, проблемный, игровой, проектный. Автор определяет критерии оценивания сформированности профессионально-этической культуры (когнитивный, чувственно-эмоциональный, аксиологический, деятельностный), показатели по каждому критерию, а также уровни сформированности профессионально-этической культуры (недостаточный, необходимый и эффективный) по каждому критерию. Применялся следующий диагностический инструментарий: самоактуализационный тест, диагностика «эмоционального интеллекта», диагностика уровня творческого потенциала, тест личностных ценностей. Использованы методы математической статистики: расчёт средних величин, относительных величин, коэффициента асимметрии и эксцесса для определения вида распределения, t-критерия Стъюдента. Сравнение первоначальных результатов с результатами, которые были достигнуты в ходе опытно-экспериментальной работы, показало, что уровень профессионально-этической культуры студентов в экспериментальной группе значительно вырос, что свидетельствует об эффективности авторской модели формирования профессионально-этической культуры студентов вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RESULTS OF EXPERIMENTAL VERIFICATION OF THE MODEL OF UNIVERSITY STUDENTS` PROFESSIONAL-ETHICAL CULTURE FORMING

Professional-ethical culture is the basis of successful growth. Owing to this fact the research of professional-ethical culture forming of university students is becoming a relevant trend of scientific and practical studies. The author presents the results of experimental verification of the model of university students` professional-ethical culture forming. The experiment was carried out at the Economic faculty of SSU among the 1st, 2nd-year students in English classes. The author presents the stages of professional-ethical culture forming of university students, their content, including the special course “Professional ethics in business and economics”, personal-oriented methods of learning: communicative, problem, game and project ones. The author defines the estimation criteria of professional-ethical culture formation (cognitive, sensual-emotional, axiological and active ones), the indicators for each criterion ad also the levels of professional-ethical culture formation (insufficient, necessary and efficient ones) for each criterion. The following diagnostic tools were used: a self-actualization test, “emotional intelligence” diagnostics, diagnostics of creative potential level, a test of personal values. The following methods of mathematic statistics were used: calculation of the mean, relative values, coefficient of asymmetry and kurtosis for identification of the type of distribution, Student t-criterion. The comparison of the initial data with the results which were obtained during the experimental work shows the significant growth of professional-ethical culture of the students in the experimental group. It evidences the efficiency of the author`s model of university students` professional-ethical culture forming.

Текст научной работы на тему «Результаты экспериментальной проверки модели формирования профессионально-этической культуры студентов вузов»

Pavlova Olga Vyacheslavovna

THE RESULTS OF EXPERIMENTAL ..

pedagogical sciences

УДК 378.4

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

© 2018

Павлова Ольга Вячеславовна, преподаватель кафедры английского языка и межкультурной коммуникации Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского (410012, Россия, Саратов, улица Астраханская, 83, email: oliapavl2013@yandex.ru)

Аннотация. Профессионально-этическая культура является фундаментом успешного профессионального роста. В силу этого исследование формирования профессионально-этической культуры студентов вузов становится актуальным направлением научно-практических изысканий. Автор статьи приводит результаты экспериментальной проверки модели формирования профессионально-этической культуры студентов вузов. Эксперимент проводился на экономическом факультете Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского среди студентов 1, 2 курса на занятиях по иностранному языку (английский). Автор представляет этапы формирования профессионально-этической культуры, их содержание, включающее спецкурс «Профессиональная этика в бизнесе и экономике», личностно-ориентированные методы обучения: коммуникативный, проблемный, игровой, проектный. Автор определяет критерии оценивания сформированности профессионально-этической культуры (когнитивный, чувственно-эмоциональный, аксиологический, деятельностный), показатели по каждому критерию, а также уровни сформированности профессионально-этической культуры (недостаточный, необходимый и эффективный) по каждому критерию. Применялся следующий диагностический инструментарий: самоактуализационный тест, диагностика «эмоционального интеллекта», диагностика уровня творческого потенциала, тест личностных ценностей. Использованы методы математической статистики: расчёт средних величин, относительных величин, коэффициента асимметрии и эксцесса для определения вида распределения, t-критерия Стъюдента. Сравнение первоначальных результатов с результатами, которые были достигнуты в ходе опытно-экспериментальной работы, показало, что уровень профессионально-этической культуры студентов в экспериментальной группе значительно вырос, что свидетельствует об эффективности авторской модели формирования профессионально-этической культуры студентов вузов.

Ключевые слова: профессионально-этическая культура, студенты вузов, экономисты, иностранный язык, модель, экспериментальная проверка, диагностический инструментарий, t-критерий Стъюдента.

THE RESULTS OF EXPERIMENTAL VERIFICATION OF THE MODEL OF UNIVERSITY STUDENTS' PROFESSIONAL-ETHICAL CULTURE FORMING

© 2018

Pavlova Olga Vyacheslavovna, lecturer of the department of English language and intercultural communication Saratov State University (410042, Russia, Saratov, streetAstrakhanskaya, 83, email: oliapavl2013@yandex.ru)

Abstract. Professional-ethical culture is the basis of successful growth. Owing to this fact the research of professional-ethical culture forming of university students is becoming a relevant trend of scientific and practical studies. The author presents the results of experimental verification of the model of university students' professional-ethical culture forming. The experiment was carried out at the Economic faculty of SSU among the 1st, 2nd-year students in English classes. The author presents the stages of professional-ethical culture forming of university students, their content, including the special course "Professional ethics in business and economics", personal-oriented methods of learning: communicative, problem, game and project ones. The author defines the estimation criteria of professional-ethical culture formation (cognitive, sensual-emotional, axiological and active ones), the indicators for each criterion ad also the levels of professional-ethical culture formation (insufficient, necessary and efficient ones) for each criterion. The following diagnostic tools were used: a self-actualization test, "emotional intelligence" diagnostics, diagnostics of creative potential level, a test of personal values. The following methods of mathematic statistics were used: calculation of the mean, relative values, coefficient of asymmetry and kurtosis for identification of the type of distribution, Student t-criterion. The comparison of the initial data with the results which were obtained during the experimental work shows the significant growth of professional-ethical culture of the students in the experimental group. It evidences the efficiency of the author's model of university students' professional-ethical culture forming.

Keywords: professional-ethical culture, university students, economists, a foreign language, a model, experimental verification, diagnostic tools, Student t-criterion.

Несмотря на тенденцию увеличения популярности экономической профессии среди молодых людей, поступающих в вузы, российское общество, российская экономика продолжает испытывать острую нехватку в экономистах нового формата, соответствующих требованиям, которые отражены в таких нормативных документах как ФГОС ВО «Экономика и управление», Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 гг., Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 и требованиям изменившейся социально-экономической ситуации. Современные российские вузы в первую очередь должны выполнять задачи по удовлетворению потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего образования; по сохранению и приумножению нравственных, культурных и научных ценностей общества [1].

Современный экономист, выпускник вуза, как отражено в ФГОС ВО, наряду с узко профессиональными

компетенциями, должен обладать также способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы; осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности; должен знать базовые ценности мировой культуры и быть готовым опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии; должен владеть иностранным языком на уровне, обеспечивающем эффективную профессиональную деятельность; владеть способностью учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности; уметь обеспечивать соблюдение этических норм взаимоотношений в организации. Всё это требует от специалистов экономического профиля наличия в их профессиограмме высокого уровня профессионально-этической культуры.

Именно профессионально-этическая культура является фундаментом успешного профессионального роста

186

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 2(23)

педагогические науки

Павлова Ольга Вячеславовна РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ...

[2-5]. В силу этого исследование формирования профессионально-этической культуры студентов вузов становится актуальным направлением научно-практических изысканий.

Исследования в области культуры, профессиональной этики, экономической этики, отраженные в работах М.С. Кагана [6, с. 657], В.И. Бакштановского и Ю.В. Согомонова [7], М.Г. Лапаевой и С.П. Лапаева [8], К. Хомана и Ф. Блюме-Дреза [9] подвели нас к определению профессионально-этической культуры студентов вузов - будущих экономистов, как меры и способа усвоения и реализации общих и профессиональных знаний, умений, навыков, норм и ценностей; как особого вида квазипрофессиональной деятельности, базирующейся на смыслообразующих мотивах и направленной на реализацию ценностно-насыщенных поступков, порождающих нравственные чувства. Профессионально-этическая культура студентов вузов - будущих экономистов формируется в процессе познавательного, ценностно-ориен-тационного и преобразовательного этапов, и выполняет гносеологическую, регулятивную, аксиологическую, коммуникативную, гуманистическую, прогностическую, творческую, информационно-просветительскую и новаторскую функции [10, с. 142].

Опираясь на типологизацию педагогических моделей, предложенную А.Н. Дахиным [11] и В.И. Загвязинским [12], мы разработали структурно-функциональную или динамическую модель формирования профессионально-этической культуры студентов вузов - будущих экономистов в процессе изучения иностранного языка, включающую теоретико-методологический, деятельностно-функциональный и результативно-оценочный блоки.

Теоретико-методологический блок объединяет цель, задачи, теоретико-методологические подходы, принципы и условия формирования профессионально-этической культуры студентов вузов. Цель моделирования это поэтапное формирование профессионально-этической культуры студентов вузов, всех его компонентов, которое раскрывается в следующих задачах:

- сформировать у студентов систему теоретических понятий и представлений о профессионально-этических вопросах в экономической деятельности; привить интерес к профессии; заложить мотивационную основу их будущей профессиональной деятельности;

- создать условия для формирования системы профессиональных ценностных ориентаций, профессионально-этических норм, для формирования у студентов чувств, относящихся к категории «высших» (ответственности, долга, достоинства, чести и др.);

- способствовать переносу знаний в ситуации самостоятельных творческих заданий, имеющих эвристический и проблемный характер; способствовать формированию творческих навыков решения профессионально-этических задач.

Методологической основой данной модели стали личностно-деятельностный и аксиологический подходы.

В теоретико-методологическом блоке мы показали взаимосвязь условий и принципов формирования профессионально-этической культуры студентов вузов, где реализация принципа коммуникативной направленности обучения возможна при создании коммуникативной среды на занятиях по иностранному языку; реализация принципа интереса, активности, сознательности и самостоятельности определяет необходимость создание мотивации у студентов к овладению профессионально-этической культурой; реализация принципов гуманизации содержания образования и общекультурной направленности реализуется при условии изучения гуманистического аспекта профессиональной сферы; реализация принципа личностной направленности обучения требует применения в обучении личностно-ориентированных методов обучения.

Деятельностно-функциональный блок модели со-

держит функции профессионально-этической культуры, определяет её этапы формирования, содержание, включающее спецкурс «Профессиональная этика в бизнесе и экономике», личностно-ориентированные методы обучения: коммуникативный, проблемный, игровой, проектный, а также его формы.

Результативно-оценочный блок объединяет в себе критерии (когнитивный, чувственно-эмоциональный, аксиологический, деятельностный), показатели по каждому критерию, а также уровни сформированности профессионально-этической культуры (недостаточный, необходимый и эффективный) по каждому критерию.

Применялся следующий диагностический инструментарий: самоактуализационный тест САМОАЛ

A.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калина [9, с. 335], диагностика «эмоционального интеллекта» Н. Холла [13, с. 59], диагностика уровня творческого потенциала

B.И. Андреева [13, с. 69], тест личностных ценностей В.Ф. Сопова, Л.В. Карпушиной [14, с. 9]. Использованы методы математической статистики: расчёт средних величин, относительных величин, коэффициента асимметрии и эксцесса для определения вида распределения, t-критерия Стъюдента.

Базой экспериментальной работы стал СГУ им. Н.Г. Чернышевского (2016-2017 гг.). В исследовании участвовали студенты факультета экономики 1, 2 курсов: 68 человек в контрольной группе и 62 человека в экспериментальной группе.

В результате проведённого нами эксперимента по апробации модели формирования профессионально-этической культуры, которая включала также спецкурс «Профессиональная этика в бизнесе и экономике», разработанный для занятий по иностранному языку (английский), получены следующие данные, представленные в таблице 1.

Таблица 1 - Уровни сформированности профессионально-этической культуры студентов вузов по когнитивному, чувственно-эмоциональному, аксиологическому и деятельностному критерию до и после эксперимента

Критерии -Уровни Показатели по труппам

сформированности Контрольная Экспериментальная

До После До После

эксперимента эксперимента эксперимента экспер иыент а

Когнитивный Недостаточный 13,7 % 10,8 % 16,7 % 1,1 %

Необходимый 65,7 % 68,6% 68,6% 61,3%

Эффективный 20,6 % 20,6 % 14,7 % 37,6 %

Чувственно - Недостаточный 31 % 31 % 39,7 % 27,4 %

эмоциональный Необходимый 57,1 % 57,1 % 53% 43,6 %

Эффективный 11,9% 11,9% 73 % 29%

Аксиологический Недостаточный 12,8 % 5,9% 11,8% 1,1 %

Необходимый 58% 64,8 % 60,2 % 49,5 %

Эффективный 29,2 % 293 % 28% 49,4 %

Деятельностный Недостаточный 6,7% 4,8 % 11,8% 0%

Необходимый 163 % 76,8 % 773 % 572 %

Эффективный 17% 21,4% 10,9 % 42,8 %

Когнитивный критерий объединил такие показатели как потребность в познании, самопонимание, ориентация во времени. Потребность в познании студентов растёт не только благодаря применяемым методам и определённым условиям, но и благодаря физиологическим и психическим изменениям, свойственным данному возрасту. Студенты стали лучше понимать свои потребности, осознавать своё «Я». Всё это способствовало развитию способности ориентироваться в своей личностной системе, ставшей результатом высокого развития критического мышления. У студентов, особенно в экспериментальной группе повысилась осознанность и ценность текущего момента их жизни, они начинают видеть взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего. Время стало для многих студентов значимой ценностью, которую они хорошо осознают и готовы наполнять его необходимой деятельностью.

Чувственно-эмоциональный критерий характеризуется такими показателями как аутосимпатия, эмоциональная компетентность, последняя объединяет такие характеристики как эмоциональная осведомленность, управление своими эмоциями, самомотивация, эмпатия и распознавание эмоций других людей. Полученные ре-

Pavlova Olga Vyacheslavovna pedagogical

THE RESULTS OF EXPERIMENTAL ... sciences

зультаты дают нам основание сделать вывод, что чувственно-эмоциональная сфера является сложной системой, требующей длительного времени для её развития. Многие студенты всё ещё продолжают испытывать определённые трудности в понимании своих чувств, эмоциональной саморегуляции и понимании чувств других людей. Мы считаем необходимым продолжать включать в учебную программу методики по развитию чувственно-эмоциональной сферы, так как она оказывает большое влияние на разные виды деятельности.

Аксиологический критерий включает следующие показатели: принятие ценностей самоактуализирующейся личности, гуманистический взгляд на природу человека, значимость для человека его профессиональной деятельности. В полученных итоговых данных эксперимента мы наблюдаем тенденцию студентов к пониманию необходимости развития своих сущностных сил, не только ради социального одобрения, но и ради самих себя, а также стремлению к реализации высших ценностей в своей жизни: любви, справедливости, терпимости и др. У студентов, имеющих эффективный уровень профессионально-этической культуры по аксиологическому критерию, система ценностей в профессиональной и образовательной сферах наполнена необходимым содержанием. Для них важны такие ценности как развитие себя, духовное удовлетворение от познания нового и профессиональной деятельности, личные достижения в рассматриваемых сферах, сохранение собственной индивидуальности.

В деятельностном критерии оценивались следующие показатели: стремление к творчеству, автономность, спонтанность, контактность и гибкость в общении. Значительное улучшение результатов в экспериментальной группе, но также наблюдаемый рост эффективного уровня по данному критерию в контрольной группе свидетельствует о том, что ребята понимают важность общего творческого подхода в жизни. Они стремятся стать настоящими профессионалами, а одним из главных качеств профессионалов является высокий творческий потенциал и желание этот потенциал реализовывать. Также появилась независимость во взглядах, суждениях, поступках. Студенты, участвовавшие в эксперименте, стали увереннее в себе. Возрос уровень доверия к своим оценкам, а с ним - и уровень готовности брать на себя ответственность в принятии решений. Полученные результаты говорят о том, что студенты находятся в процессе наработки лидерских качеств, воли и готовности к разумному риску в своих поступках. Спонтанность, как показатель деятельностного критерия, проявляется в свободном поведении, то есть оно и не напряженное, сдержанное, но и не развязанное: когда действия, жесты, интонации и т.п. естественны. Человек свободно использует большой диапазон эмоциональных проявлений: смех, огорчение, озадаченность, сочувствие и др. Также улучшилась способность студентов к эффективному общению, где искренность, уважение собеседника и его взглядов, отсутствие манипулятивных техник, непредвзятое отношение являются главными характеристиками. Многие студенты овладели умением аргументации, спора, ведущего к продуктивному совместному решению, что так часто необходимо в современной профессиональной среде. Мы связываем это с применением метода ситуационного обучения, а конкретно case-study, где у студентов была возможность практиковаться в общении, имеющем полемический характер.

Далее, мы получили итоговые показатели общего уровня сформированности профессионально-этической культуры, которые представлены на рисунке 1.

Чтобы узнать, различаются ли группы между собой, необходимо было вычислить t-критерий Стъюдента для независимых выборок. Для применения t-критерия Стьюдента необходимо, чтобы исходные данные имели нормальное распределение. Прежде всего, нужно было вычислить показатели асимметрии и эксцесса, исполь-188

зуя программу Excel. Оба показателя оказались меньше критических табличных величин, это дает основание для последующего применения параметрических критериев. В качестве параметрического критерия, применяем t-критерий Стъюдента.

До э кспарвч Etna После До зкспЕрнмЕвга После

ЗКСПЕрВЧЕПЗ ЗКСПЕрИЧЕПВ

контроль на н Экспериментальная

+ Недостаточный ® Нес о х на нчын Эф ф естнвны h

Рис.1 - Итоговое сравнение результатов общего уровня сформированности профессионально-этической культуры студентов

Для применения t-критерия Стъюдента мы составили вариационные ряды для результатов контрольной и экспериментальной групп в процессоре Excel, было рассчитано эмпшэическое значение показателя по критерию Стъюдента: £эмп = 6,796322.

Для сравнения эмпирического значения, вычисленного по формуле t-критерия Стъюдента, нужно по таблице Стъюдента найти табличное значение, соответствующее числу степеней свободы нашего исследования. Число степеней свободы fr = rtl -I- п2 — 2. В нашем случае t = 123. В таблице 2 представлены табличные значения t-критерия Стъюдента для разных уровней значимости.

Таблица 2 - Табличное значение t-критерия Стъюдента с учётом уровней значимости

Уровень значимости p=0,05 p=0,01 p=0,001

^табл 1,979 2,615 3,340

Эмпирическое значение попадает в область правее числа 3,340. Так как еэмг = 6,796322 > 3,340 , следовательно, различия между экспериментальной и контрольной группами значимы более, чем на 0,001 уровне (уровень значимости 0,1 %). Это означает, что всего 0,1 % составляет вероятность того, что мы сделали ошибочный вывод о том, что различия достоверны. Это самый надёжный вариант вывода о достоверности различий. Можно сказать и по-другому: мы на 99,9 % уверены в том, что различия действительно достоверны.

Сравнение первоначальных результатов с результатами, которые были достигнуты в ходе опытно-экспериментальной работы, позволило нам сделать вывод, что уровень профессионально-этической культуры студентов в экспериментальной группе значительно вырос, о чём свидетельствуют представленные выше данные. Таким образом, можно говорить, что поставленные задачи были решены, и авторская модель формирования профессионально-этической культуры студентов вузов является теоретически обоснованной и практически проверенной.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-Ф3 URL:http://минобрнауки.рф/ документы/2974. Дата обращения: 16.05.18.

2. Беляева Н.В. Обоснование важности обладания профессионально-этическими качествами для менеджеров образовательных учреждений // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 43-46.

3. Салов А.И. Морально-этические принципы как предмет педагогической рефлексии // Самарский науч-

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 2(23)

педагогические науки

Павлова Ольга Вячеславовна РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ...

ный вестник. 2016. № 3 (16). С. 189-194.

4. Салов А.И. О структуре этического мировоззрения учителя // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 181-184.

5. Третьякова Е.М., Жданова Е.Ю. Комплексный подход к формированию профессиональной культуры современного специалиста // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 77-78.

6. Каган М.С. Избранные труды в VIII томах. Том VIII. Труды по проблемам теории культуры. Санкт-Петербург: Издательство «Метрополис», 2007. 756 с.

7. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Этика профессии: миссия, кодекс, поступок. Монография. Тюмень: Издательство НИИ прикладной этики ТюмГНГУ, 2005. 378 с.

8. Лапаева М.В., Лапаев С.П. Экономист как профессия: учебное пособие. Оренбург: Издательство Оренбургского государственного университета, 2013. 120 с.

9. Хоман К., Блюме-Дрез Ф. Экономическая этика и этика предпринимательства. М.: Издательство «Директ-Медиа», 2013. 227 с.

10. Филипченко С.Н., Павлова О.В. Функции профессионально-этической культуры и этапы ее формирования в ходе профессиональной подготовки будущих экономистов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 139-142

11. Дахин А.Н. Моделирование в педагогике // Идеи и идеалы. 2010. Том 2. № 1 (3). С. 11-20.

12. Загвязинский В.И. Моделирование в структуре социально-педагогического проектирования // Материалы региональной научно-практической конференции «Моделирование социльно-педагогических систем (16-17 сентября 2004г.)». Пермь: Издательство Пермского государственного университета, 2004. 298 с.

13. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Издательство Института психотерапии, 2002. 490 с.

14. Сопов В.Ф., Карпушина Л.В. Морфологический тест жизненных ценностей // Прикладная психология. 2001. № 4. С. 9-30

Статья поступила в редакцию 15.04.2018

Статья принята к публикации 27.06.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.