Научная статья на тему 'Профессионально-этическая культура личности'

Профессионально-этическая культура личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2472
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ЛИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ЭТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлова Ольга Вячеславовна

Осуществлён теоретический анализ понятия «профессионально-этическая культура личности» в рамках деятельностного, аксиологического и личностного подходов. Выявлена взаимосвязь профессии и этики. Отмечено, что этика является ядром профессиональной культуры. Представлено авторское определение профессионально-этической культуры личности как меры и способа усвоения и реализации профессиональных знаний, умений, навыков, норм и ценностей; как особого вида профессиональной деятельности, направленного на реализацию ценностно-насыщенных поступков, вызываемых нравственными чувствами и порождающих нравственные чувства. Раскрыт компонентный состав понятия «профессионально-этическая культура личности», такие его компоненты, как: когнитивный знания о профессии, её ценностях и нормах, понятия, термины, объединенные в систему профессионального обучения и самообучения; чувственно-эмоциональный чувства, входящие в категорию «высших», эмоциональное отношение к усвоению профессионально-этических ценностей; аксиологический выработка системы профессиональных и общечеловеческих норм и ценностей; деятельностный профессиональные навыки и умения, готовность к высококачественному выполнению поставленных профессиональных задач, имеющих профессионально-этическую направленность. Подчёркивается, что профессионально-этическая культура личности необходимое условие её социализации и самоактуализации, а также устойчивого развития общества, частью которого эта личность является.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессионально-этическая культура личности»

О. В. Павлова. Профессионально-этическая культура личности

УДК 316.6:174

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ

Павлова Ольга Вячеславовна - аспирант кафедры английского языка и межкультурной коммуникации, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского. E-mail: oliapavl2013@yandex.ru

Осуществлён теоретический анализ понятия «профессионально-этическая культура личности» в рамках деятельностного, аксиологического и личностного подходов. Выявлена взаимосвязь профессии и этики. Отмечено, что этика является ядром профессиональной культуры. Представлено авторское определение профессионально-этической культуры личности как меры и способа усвоения и реализации профессиональных знаний, умений, навыков, норм и ценностей; как особого вида профессиональной деятельности, направленного на реализацию ценностно-насыщенных поступков, вызываемых нравственными чувствами и порождающих нравственные чувства. Раскрыт компонентный состав понятия «профессионально-этическая культура личности», такие его компоненты, как: когнитивный - знания о профессии, её ценностях и нормах, понятия, термины, объединенные в систему профессионального обучения и самообучения; чувственно-эмоциональный -чувства, входящие в категорию «высших», эмоциональное отношение к усвоению профессионально-этических ценностей; аксиологический - выработка системы профессиональных и общечеловеческих норм и ценностей; деятельностный - профессиональные навыки и умения, готовность к высококачественному выполнению поставленных профессиональных задач, имеющих профессионально-этическую направленность. Подчёркивается, что профессионально-этическая культура личности - необходимое условие её социализации и самоактуализации, а также устойчивого развития общества, частью которого эта личность является.

Ключевые слова: культура, личность, профессия, профессиональная культура, этика, профессионально-этическая культура.

DOI: 10.18500/1819-7671-2017-17-2-237-240

Любое социальное взаимодействие в обществе происходит в пространстве культуры. Все сферы жизни людей: материальная, духовная, социальная и др. пронизаны культурой. Именно культура, являясь всеобщей формой человеческой деятельности, задаёт её способы, цели, средства [1, с. 13]. Культура обеспечивает выживание общества, его развитие, отбирая и кристаллизуя лучшие созданные человеком объекты в мировую и национальные сокровищницы [2, с. 510]. Современное общество вынуждено противостоять агрессивным попыткам уничтожения культуры в глобальном масштабе, когда идеи национального господства, религиозного фундаментализма и другие виды радикализма в экономической, социальной и политической сферах приводят к эко-

номическим кризисам, социальным конфликтам, войнам, террористическим актам и разрушению культурных памятников.

В современных исследованиях культура рассматривается с позиций разных методологических подходов. Мы основывались на де-ятельностном, аксиологическом (ценностном) и личностном, которые, дополняя друг друга, помогли выявить теоретические основания определения такого сложного социокультурного понятия, как профессионально-этическая культура личности.

B. М. Межуев пишет, что деятельность -это и есть способ существования и развития культуры [3, с. 305]. При деятельно стном подходе культура рассматривается в двух формах:

1) предметной (результаты деятельности);

2) личностной (умения и способности индивида). В ходе освоения культуры - процесса «распредмечивания» происходит развитие человеческой личности, а в процессе личностного творчества - предметное обогащение культуры - «опредмечивание». Автор утверждает, что определение культуры нельзя сводить только к совокупности результатов человеческой деятельности, это является лишь её внешней формой: «Действительным содержанием культуры оказывается процесс постепенного исторического развития человеческих сил и способностей, находящий своё внешнее выражение во всем богатстве и многообразии создаваемой людьми предметной действительности» [3, с. 287].

Понятие «ценность» играет большую роль в осмыслении культуры. Оно появилось в философии XIX в. и обозначало сокровенную жизненную ориентацию [4, с. 398]. Аксиологический подход применяется для осмысления объектов материальной или духовной культуры и формируется во всех областях деятельности человека

[1, с. 55].

C. Франк пишет, что культура - это совокупность абсолютных ценностей, созданных и создаваемых человеком и составляющих его духовно-общественное бытие [5, с. 17]. Поэтому культура так многообразна, представляя собой единое целое, запас духовных возможностей, из

О Павлова О. В., 2017

которого любой может черпать и одновременно пополнять тем, «что есть истинного и вечного в его индивидуальном своеобразии» [5, с. 18].

Осваивая культуру, исторический и социальный опыт человечества, индивид становится личностью. Как справедливо отмечает А. Н. Леонтьев, понятие «личность» употребляется исключительно к человеку и лишь на определённом этапе его развития. Личностью он называет специальное человеческое образование, создающееся общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности [6, с. 101-103].

Культура личности формируется в результате протекания ряда процессов - познания, деятельности и др. Полученное знание наполняется личностным смыслом, превращаясь в личностное, которое выполняет функцию формирования индивидуального стиля деятельности [7, с. 99, 100]. Первичным видом деятельности является труд. Труд, как пишет С. Л. Рубинштейн, это основной путь формирования личности, а также основной закон развития человека. В труде как реальной деятельности человека участвуют все стороны личности, в нём значительную роль играют знания, навыки, интеллектуальные, мыслительные процессы. В труде присутствует в той или иной мере момент изобретения - введения чего-то нового в контекст действительности: предмет, прием или механизм, который решает определенную проблему [8, с. 474-476].

Разделение труда и возникновение профессий имеет культурно-историческое основание: социально-экономические и материально-технические условия дали возможность для развития профессионального деления людей. Профессия от латинского professio - публичное заявление о своём занятии, звании. Профессия даёт человеку возможность личностной самореализации и средства к существованию. По определению А. К. Марковой, профессия - это социально ценная для общества область приложения физических и духовных сил человека [9].

На фоне протекания профессиональной деятельности формируется профессиональная культура личности. О. В. Крыштановская понимает под профессиональной культурой совокупность знаний, умений и навыков, а также традиций, специфических стереотипов и ценностей профессионального поведения. Важно отметить, что ядром профессиональной культуры автор считает этику труда. Этика труда, представляя собой совокупность моральных норм, ценностей, выступает в роли регулятора профессионального поведения [10, с. 18].

В. А. Канке даёт простое определение этике как науке о ценностях и поступках, где ценности - основания поступков людей: «...нет этики без концепта "ценность"». Ценности, присущие представителям определённой социальной группы, называются нормами [11, с. 27, 46]. Ценность служит основанием цели, именно ценность интерпретирует этический смысл цели. Идеал же служит основанием для ценностей. Деятельностной базой как для идеалов, так и ценностей являются поступки [11, с. 29, 30]. Как пишет В. А. Канке, любой акт - как речевой, ментальный, так и предметный является поступком лишь в случае его наполненности ценностным содержанием. Реализация ценностно-насыщенных и ответственных поступков является главным содержанием этической деятельности человека.

Чувства - это «продукт жизненного, общественного опыта личности, её общения и воспитания» [12, с. 92]. Совесть, достоинство, честь и т.п. относятся к этическим чувствам человека. Этические чувства наряду с интеллектуальными, эстетическими входят в категорию «высших» чувств, как пишет С. Л. Рубинштейн. Автор отмечает, что чувства или эмоции всегда являются единством эмоционального и интеллектуального, так же, как и познавательный процесс сопровождается единством интеллектуального и эмоционального [8, с. 552, 557]. В то же время необходимо говорить и о взаимосвязи эмоции и деятельности человека. С. Л. Рубинштейн обращает внимание на их взаимную обусловленность: «... с одной стороны, ход и исход человеческой деятельности вызывают обычно у человека те или иные чувства, с другой - чувства человека, его эмоциональные состояния влияют на его деятельность» [8, с. 559].

Таким образом, можно говорить о профессионально-этической культуре личности, которая определяется как мера и способ усвоения и реализации профессиональных знаний, умений, навыков, норм и ценностей; как особый вид профессиональной деятельности, направленный на реализацию ценностно насыщенных поступков, вызываемых нравственными чувствами и порождающих нравственные чувства. Это определение профессионально-этической культуры даёт возможность выделить её основные структурные компоненты: когнитивный, чувственно-эмоциональный, аксиологический, деятельностный.

Когнитивный компонент заключается в знаниях профессии, её ценностей и норм: это понятия, термины, объединенные в систему

238

Научный отдел

О. В. Павлова. Профессионально-этическая культура личности

профессионального обучения и самообучения. Именно знания, по мнению А. М. Столяренко, являются основным «материалом» для оценивания ситуации, принятия решения и регулирования действий [13, с. 309].

Чувственно-эмоциональный компонент -это чувства, входящие в категорию «высших», имеющие также интеллектуальную и деятель-ностную природу (по С. Л. Рубинштейну); эмоциональное отношение к усвоению профессионально-этических ценностей.

Аксиологический компонент включает выработку системы профессиональных и общечеловеческих норм и ценностей, которые взаимодействуют друг с другом и создают определённую иерархию.

Деятельностный компонент содержит профессиональные навыки и умения, готовность к высококачественному выполнению поставленных профессиональных задач, в частности, имеющих профессионально-этическую направленность.

Исходя из изложенных выше положений, можно сделать следующие выводы:

определение культуры требует многостороннего методологического подхода благодаря своей сложности, так как в пространстве культуры происходят все социальные процессы;

профессионально-этическая культура, соединяя в себе знания, навыки, умения, определённую систему ценностей, нравственные нормы, «высшие» чувства, сращиваясь с этическими установками, заставляет человека стремиться к более полному профессиональному и личностному самовыражению;

способность человека не только выразить, но и передать всё богатство профессионально-этической культуры является важной задачей

достижения его профессионального, социального, личностного успехов, а также устойчивого

развития общества в целом.

Список литературы

1. Драч Г. В., Штомпель О. М., Штомпель Л. А., Королев В. К. Культурология : учебник для вузов. СПб., 2013. 384 с.

2. Гуревич П. С. Этика : учебник для бакалавров. М., 2016. 516 с.

3. Межуев В. М. Идея культуры. Очерки по философии культуры. М., 2006. 408 с.

4. Гуревич П. С. Философия : учебник для психологов. М. ; Воронеж, 2007. 1128 с.

5. Хрестоматия по методологии, истории науки и техники : учеб.-метод. пособие / под ред. Е. Я. Букиной. Новосибирск, 2011. 207 с.

6. Общая психология : хрестоматия, учеб.-метод. комплекс / авт. и сост. О. А. Куприна. М., 2011. 256 с.

7. Балакирева Е. К. Общекультурный компонент содержания высшего профессионального образования (компетентностный подход) // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2009. Т. 9, вып. 1. С. 98-104.

8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 2007. 713 с.

9. Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996. 312 с. URL: www.p-lib.ru/pedagogika/markova-psihologiya-professionalizma/professiya-podhody-k-klassificacii-professii-modul-professii.html (дата обращения 09.01.2015).

10. Крыштановская О. В. Инженеры : становление и развитие профессиональной группы. М., 1989. 144 с.

11. Канке В. А. Этика ответственности. Теория морали будущего. М., 2003. 352 с.

12. Филипченко С. Н. Инновации в патриотическом воспитании студентов. Саратов, 2012. 156 с.

13. Столяренко А. М. Общая педагогика : учеб. пособие для студ. вузов. М., 2006. 479 с.

Образец для цитирования:

Павлова О. В. Профессионально-этическая культура личности // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 17, вып. 2. С. 237-240. БО!: 10.18500/1819-7671-2017-17-2-237-240.

Professional-Ethical Culture of Personality

O. V. Pavlova

Saratov State University

83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012, Russia E-mail: oliapavl2013@yandex.ru

Theoretical analysis of «professional-ethical culture of personality» notion within the bounds of activity, axiological and personal approaches is made. Correlation between profession and ethics is elicited. It is underlined that ethics is the core of professional culture. The author's definition of professional-ethical culture of personality is presented

as extent and method of assimilation and implementation of professional knowledge, abilities and skills, norms and values; as a special type of professional activity intended to implementation of acts filled with values, caused by moral senses and generated by moral senses. The components of professional-ethical culture of personality are disclosed such as cognitive one: knowledge of a profession, its values and norms, notions, terms united in system of professional training and self-training; sensual-emotional one: the feelings being a part of category of «the highest» ones, the emotional relation to assimilation of professional-ethical values; axiological one: system development of professional and universal norms and values; activity one: professional skills and abilities, readiness for high-quality performance of the set

Педагогика

239

professional tasks having a professional-ethical focus. It is highlighted that professional-ethical culture of personality is an essential condition for its socialization, self-actualization and for sustainable development of the society which part this personality is considered to be. Key words: culture, personality, profession, professional culture, ethics, professional-ethical culture.

References

1. Drach G. V., Shtompel O. M., Shtompel L. A., Koro-lev V. K. Kulturologiya: uchebnik dlya vuzov (Cultural science: Coursebook for higher education institutes). St. Petersburg, 2013. 384 p. (in Russian).

2. Gurevich P. S. Etika: uchebnik dlya bakalavrov (Ethics: Courserbook for bachelors). Moscow, 2016. 516 p. (in Russian).

3. Mezhuev V. M. Ideya kultury. Ocherkipofilosofii kultury (Idea of culture. Essays about philosophy of culture). Moscow, 2006. 408 p. (in Russian).

4. Gurevich P. S. Filosofiya: uchebnik dlya psikhologov (Philosophy. Coursebook for psychologists). Moscow; Voronezh, 2007. 1128 p. (in Russian).

5. Khrestomatiya po metodologii, istorii nauki i tekhniki: ucheb.-metod.posobie (Chrestomathy on methodology, history of science and technique: Training and methods book). Novosibirsk, 2011. 207 p. (in Russian).

6. Obshchayapsikhologiya: khrestomatiya, ucheb.-metod. kompleks. Avt. i sost. O. A. Kuprina (General psychology: chrestomathy, training and methods book set. Author and compiler O. A. Kuprina). Moscow, 2011. 256 p. (in Russian).

7. Balakireva E. K. Obshchekulturnyy komponent soder-zhaniya vysshego professionalnogo obrazovaniya (kompetentnostnyy podkhod) (General cultural component of the higher professional education {Competence method}). Izv. Saratov. Univ. (N.S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2009, vol. 9, iss. 1, pp. 98-104 (in Russian).

8. Rubinshteyn S. L. Osnovy obshcheypsikhologii (Basics of general psychology). St. Petersburg, 2007. 713 p. (in Russian).

9. Markova A. K. Psikhologiyaprofessionalizma (Psychology of professionalism). Moscow, 1996. 312 p. Available at: www.p-lib.ru/pedagogika/markova-psihologiya-professionalizma/professiya-podhody-k-klassificacii-professii-modul-professii.html (accessed 9 January 2015) (in Russian).

10. Kryshtanovskaya O. V. Inzhenery: stanovlenie i razvitie professionalnoy gruppy (Engineers: buildup and development of the professional group). Moscow, 1989. 144 p. (in Russian).

11. Kanke V. A. Etika otvetstvennosti. Teoriya morali budu-shchego (Ethics of responsibility. The Moral of theory of future). Moscow, 2003. 352 p. (in Russian).

12. Filipchenko S. N. Innovatsii v patrioticheskom vospi-tanii studentov (Innovations in patriotic upbringing of students). Saratov, 2012. 156 p. (in Russian).

13. Stolyarenko A. M. Obshchaya pedagogika: ucheb. posobie dlya stud. vuzov (General Pedagogy: Training book for university students). Moscow, 2006. 479 p. (in Russian).

Cite this article as:

Pavlova O. V. Professional-Ethical Culture of Personality. Izv. Saratov Univ. (N.S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2017, vol. 17, iss. 2, pp. 237-240. DOI: 10.18500/1819-7671-2017-17-2-237-240.

Z4Ü

Научный отдел

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.