Научная статья на тему 'Влияние этики на профессиональную деятельность'

Влияние этики на профессиональную деятельность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3653
431
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / СОВЕСТЬ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корецкая Ирина Александровна, Манухина Светлана Юрьевна

В настоящий момент становится очевидным факт, что на профессиональную деятельность помимо навыков, умений и знаний влияют этические воззрения субъекта. Человек принимает решения, основываясь на своем мировоззрении. Важным механизмом саморегуляции человека является совесть. Формирующее влияние на профессиональную этику человека помимо его собственных этических представлений оказывают этика профессии и корпоративная этика организации, в которой человек работает.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ETHICS INFLUENCE FOR THE PROFESSIONAL ACTIVITIES

At the moment it becomes obvious that in addition to professional skills, abilities and knowledge, ethical views of the subject affect his professional activity. A person tends to make decisions based on his worldview. The conscience is an important mechanism of self-regulation. The professional ethics and the corporate ethics of the organization where the person works have equally important influence on the ethics of man as his own ethical views.

Текст научной работы на тему «Влияние этики на профессиональную деятельность»

И.А. Корецкая С.Ю. Манухина

УДК 159.99

ВЛИЯНИЕ ЭТИКИ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация. В настоящий момент становится очевидным факт, что на профессиональную деятельность помимо навыков, умений и знаний влияют этические воззрения субъекта. Человек принимает решения, основываясь на своем мировоззрении. Важным механизмом саморегуляции человека является совесть. Формирующее влияние на профессиональную этику человека помимо его собственных этических представлений оказывают этика профессии и корпоративная этика организации, в которой человек работает. Ключевые слова: профессиональная деятельность, профессиональная этика, мировоззрение, совесть, ответственность.

Irina Koretskaya Svetlana Manukhina

THE ETHICS INFLUENCE FOR THE PROFESSIONAL ACTIVITIES

Annotation. At the moment it becomes obvious that in addition to professional skills, abilities and knowledge, ethical views of the subject affect his professional activity. A person tends to make decisions based on his worldview. The conscience is an important mechanism of self-regulation. The professional ethics and the corporate ethics of the organization where the person works have equally important influence on the ethics of man as his own ethical views. Keywords: professional activity, professional ethics, worldview, conscience, responsibility.

Особенностью современной профессиональной этики является тесное сращивание профессиональных знаний, умений и навыков работника с нравственными сторонами его личности. Профессиональные решения в настоящие время требуют от личности следования моральным обязательствам перед собой и перед обществом.

Универсальная этика относится к нормам поведения, которые являются обязательными для всех людей, независимо от их тендерной, социальной, национальной, профессиональной принадлежности. Профессиональная деятельность ставит перед работником ряд специфических вопросов, которые разрешить в рамках универсальной этики является крайне затруднительным или не представляется возможным. В этой связи возникает потребность в развитии профессиональной этики, которая отражает профессиональную мораль как конкретизацию общих нравственных принципов, норм применительно к различным видам профессиональной деятельности.

Моральный выбор - акт моральной внутренней деятельности, выражающийся в сознательном предпочтении определенной линии поведения или конкретного варианта поступка, когда человек самостоятельно должен принять моральное решение в пользу одного из них и нередко вопреки другим. Субъектом морального выбора может быть сам человек, принимающий решения о поступке, группа, стремящаяся сохранить или изменить что-то в обществе, а также само общество в целом. Моральный выбор - самый сложный для человека. Выбор необходимо соотнести с обстоятельствами, целесообразность связать с моральной принципиальностью и гуманностью, выбрать адекватные средства осуществления решения, обеспечивающие единства мотива и последствий, а также достижимость целей. Особенно остро проблема выбора проявляется в ситуации конфликта, при столкновении личных и общественных интересов (например, личная выгода и профессиональный долг), собственных и чужих приоритетов (например, соображения эгоизма и альтруизма) [5].

При принятии решений в своей деятельности особое значение придается свободе воли как способности человека самостоятельно, в соответствии с его мировоззрением, принимать решения и совершать поступки. Как этическая категория свобода воли означает то, что совершая поступок, че-

© Корецкая И.А., Манухина С.Ю., 2014

ловек осуществляет моральный выбор между добром и злом, нравственным и безнравственным. Человек при этом обладает моральной ответственностью: его действия могут быть поставлены ему в заслугу или наоборот, вменены в вину [5]. Прежде чем принять то или иной решение в своей жизни, в том числе и профессиональной, личность должна полностью взять ответственность за это решение на себя. Осознание собственной ответственности - это вопрос о свободе в принятии решений, основываясь на собственной мировоззренческой платформе, морально-нравственных ценностях личности.

Позитивная форма переживания ответственности - чувство значимости, собственного реального благотворного влияния на положение дел, удовольствия от проделанной работы, позитивный результат. Негативная форма переживания ответственности - тревожность, неуверенность, ощущение недостаточности знаний, опыта, боязнь «навредить», сделать все только хуже. Ответственному поведению противостоит безответственное поведение. Безответственность связана с равнодушием и (или) легкомыслием или с самоуверенностью, а часто и с тем, и другим. При безответственном поведении человек не испытывает чувства тревоги, напряжения, не задумывается о последствиях, не учитывает эти последствия как для себя, так и для других, для всего общества в целом. Ответственность означает понимать нужды как свои, так и других людей, поступать согласно логике событий, осознавая, как действия отразятся на всех участниках [1].

Знакомство с профессиональной этикой, осознание профессионально-этических проблем, наряду со знаниями, умениями и навыками, выступает важнейшим фактором, определяющим профессиональную автономию специалиста и независимость выражаемой им позиции. В этических принципах заложены основы ценностной профессиональной позиции. В этой связи высшее профессиональное образование должно формировать понимание того, что профессиональная деятельность состоит не только в выполнении (зачастую, механическом) профессиональных обязанностей, а обеспечивает общественно значимое поведение в рамках определенной профессии [1; 6; 9].

Современная психология, занимающаяся профессиональными этическими проблемами, зачастую демонстрирует свою этическую незрелость. Мы можем наблюдать, как многие психотехники используются в откровенно манипулятивных целях, при этом прикрываясь научной терминологией и резонерскими высказываниями о необходимости и полезности данной работы (например, всевозможные пиар-компании) [9]. Во многом это объясняется тем, что в самой психологии не содержатся четкие указания на цели и ценностные ориентации деятельности психологов. При получении психологического образования главный упор делается на изучение средств, а не целей [1].

В современном обществе возникло понимание, что именно профессиональная совесть, понимание целей, для которых нужны эти знания, является сущностью подготовки будущего профессионала. Невозможно недооценить важность формирования профессиональной совести в современном образовании. Совесть представляет собой важнейший механизм саморегуляции поведения человека; профессиональная совесть ориентирует специалиста на исполнение и достижение совершенства в профессиональной деятельности, выражает моральную ответственность специалиста перед самим собой как субъектом высших профессиональных ценностей. В качестве нравственного регулятива совесть возвышается над разного рода благоразумными или конъюктурными самопредостережениями или самооправданиями и представляет собой автономный способ самоконтроля личностью собственного соответствия или несоответствия общественным моральным ожиданиям.

Для успешного функционирования личности в рамках своей профессии необходимо соединение высокого профессионализма со способностью к глубокому осознанию ответственности за результаты своего труда, готовностью безукоризненно исполнять свой профессиональный долг. В основе профессиональной ответственности лежит реально существующая зависимость между результатом профессиональной деятельности и теми последствиями, которые она может иметь для общества и конкретных людей. Одним из важнейших регуляторов профессиональной деятельности и

критерием оценки степени развитости профессионального сознания становятся профессиональная совесть и профессиональный долг. И как раз на развитие профессионального сознания, с одной стороны, и формирование профессиональных знаний, умений и навыков, с другой, должно быть направлено современное высшее профессиональное образование [2; 7].

Проблема ответственности охватывает множество вопросов, перечислим лишь наиболее часто встречающиеся в любой профессиональной деятельности, независимо от должности и квалификации работника:

— в состоянии ли человек выполнять предъявляемые ему профессиональные и морально-этические требования;

— в какой мере человек их правильно истолковывает;

— насколько далеко простираются его возможности в данной деятельности;

— должен ли человек отвечать за достижения требуемого результата и за те последствия своих действий, на которые оказывают влияния и внешние обстоятельства;

— в состоянии ли он предвидеть все последствия от своей деятельности.

Профессиональная этика - совокупность моральных норм, определяющих отношение человека к своему профессиональному долгу, а следовательно, и к людям, с которыми человек связан в силу характера своей профессии, и к обществу в целом. Таким образом, профессиональная этика представляет собой применение этических норм к профессиональной сфере.

Формирующее влияние на профессиональную этику человека оказывают:

— индивидуальная (персональная) этика человека;

— этика профессии;

— корпоративная этика организации, в которой человек работает.

Персональная этика человека определяется его моральными качествами, жизненным и профессиональным опытом. Важным моментом в поведении человека является непосредственное стремление к этическому поведению.

Этика профессии отражает следование закону, предупреждение возможных негативных последствий деятельности, уважение прав других людей. Выстраивание структуры профессиональной деятельности формируется в период обучения в высшем учебном заведении, когда студенты знакомятся с азами выбранной специальности, пытаются выработать свой стиль профессиональной деятельности, сталкиваются с первыми этическими проблемами в выбранной профессии. Многие этические принципы и нормы, усвоенные во время учебы, во многом будут определять ценности в будущей профессиональной деятельности [4; 10].

Корпоративная этика организации касается как взаимоотношений между коллегами, так и взаимодействия организаций между собой или сторонними людьми, а также взаимодействия государства и организации. Непосредственно с корпоративной этикой специалист знакомится, начиная заниматься профессиональной деятельностью. Во многих организациях есть специальные «этические своды законов», «образ жизни компании», с которым знакомят всех поступивших на работу [3; 8]. Также в ряде компаний проводятся курсы этики, целью которых является повышение культуры профессионального поведения и этичности поступков. Создаются комитеты по этике, которые выполняют роль мирового судьи, «совести организации», вынося авторитетные нравственные суждения по спорным этическим вопросам.

При выполнении профессиональной деятельности в постиндустриальном обществе ситуации, в которых необходимо сделать выбор, возникают довольно часто. Таким образом, возникает острая необходимость учитывать этические нормы при принятии профессионального решения.

Библиографический список

1. Гриншпун И.Б. Введение в психологию / И.Б. Гриншпун. - М.: Международная педагогическая академия, 2003.

2. Егоршин А.П. Управление персоналом / А.П. Егоршин. - Н.Новгород: НИМБ, 1999.

3. Карандешев Н.В. Психология: введение в профессию / Н.В. Карандешев. - М.: Смысл, 2000.

4. Конопкин O.A. Психологические механизмы регуляции деятельности / O.A. Конопкин. - М.: Наука, 1980.

5. Корецкая И.А. Актуальные проблемы профессионального и личностного становления будущих специалистов в системе непрерывного образования / Формирование социально-профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования. - М.: Литера, 2012.

6. Корецкая И.А. Гуманитарные аспекты Smart образования / Россия на пути к Smart обществу. - М.: Ido Press, 2012.

7. Куприна O.A. Формирование социально-профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования / Предпосылки создания программы профессионального самоопределения для абитуриентов внутри вузовской системы. - М.: Литература, 2012.

8. Манухина Н.М., Манухина С.Ю. Анализ современных психологических подходов и технологий работы психолога-консультанта в организации // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2014. - № 6.

9. Манухина С.Ю. Психологические детерминанты профессиональной успешности психолога-диагноста кадровой службы (в сфере бизнеса): дисс. ... канд. психол. наук. - М., 2006.

10. Одинцова О.В. Профессиональная этика / О.В. Одинцова. - М., Академия, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.