Научная статья на тему 'Этико-правовая культура как компонент общей и профессионально-педагогической культуры учителя'

Этико-правовая культура как компонент общей и профессионально-педагогической культуры учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИКО-ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА УЧИТЕЛЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЕЁ СУЩНОСТЬ / СОДЕРЖАНИЕ И СПЕЦИФИКА / УРОВНИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / КРИТЕРИИ ЭТИКО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ / ЦЕННОСТНО-ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рудых Сергей Александрович

Рассмотреть необходимость и значимость этико-правовая культура как компонент общей и профессионально-педагогической культуры учителя, которая является элементом и органически входит практически во все компоненты профессионально-педагогической культуры учителя, составляет основание идейно-нравственного и нормативно-правового каркаса структуры личности учителя, определяет его профессиональное сознание, широкий спектр нравственных чувств и норм поведения, профессиональную и гражданскую позицию и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этико-правовая культура как компонент общей и профессионально-педагогической культуры учителя»

УДК-378

Рудых Сергей Александрович

кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии, права и социально-гуманитарных наук ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир)

ЭТИКО - ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА КАК КОМПОНЕНТ ОБЩЕЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО -ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ

Аннотация.:

рассмотреть необходимость и значимость этико-правовая культура как компонент общей и профессионально - педагогической культуры учителя, которая является элементом и органически входит практически во все компоненты профессионально-педагогической культуры учителя, составляет основание идейно-нравственного и нормативно-правового каркаса структуры личности учителя, определяет его профессиональное сознание, широкий спектр нравственных чувств и норм поведения, профессиональную и гражданскую позицию и др.

Ключевые слова:

этико-правовая культура учителя, профессионально-педагогическая культура, её сущность, содержание и специфика, уровни функционирования педагогической культуры, критерии этико-

Rudykh Sergey Aleksandrovich

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Philosophy, Law and Social Humanitarian Sciences, Armavir State Pedagogical University (Armavir)

ETHICAL AND LEGAL CULTURE AS A COMPONENT OF GENERAL AND PROFESSIONAL PEDAGOGICAL CULTURE OF A TEACHER

Abstract:

the article considers the need and significance of ethical and legal culture as a component of teacher's general and professional pedagogical culture, which is an element and organically enters almost all components of teacher's professional pedagogical culture. It is the basis of the teacher's ideological, moral and regulatory framework; it determines teacher's professional consciousness, a wide range of moral feelings and norms of behavior, professional and civic position, etc.

Keywords:

ethical and legal culture of a teacher, professional pedagogical culture, its essence, content and specificity, level offunctioning of pedagogical culture, criteria for ethical and legal culture of a teacher, value-emotional

правовой культуры учителя, ценностно-эмоциональный компонент педагогической культуры, структурные компоненты профессионально-педагогической культуры учителя.

component of pedagogical culture, structural components of professional pedagogical culture of a teacher.

Интерес к профессионально-педагогической культуре учителя обусловлен потребностями в теоретической разработке этой проблемы, поиском путей совершенствования практической готовности учителей к успешной реализации учебно-воспитательного процесса, гуманизации социальной и образовательной среды, системы педагогических отношений.

В последнее десятилетие в педагогической науке и практике наметились тенденции культурологического анализа педагогической реальности, проведены исследования, посвященные отдельным сторонам педагогической культуры учителя: методологической (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, В.Э. Тамарин, В.В. Краевский, А.Н. Ходусов, нравственной и эстетической (Е.В. Бондаревская, Э.А. Гришин, Н.Б. Крылова, Д.С. Яковлева), коммуникативной (В.А. Мудрик), технологической (М.М. Левина), духовной (Н.Е. Щуркова), историко-педагогической (А.К. Колесова), физической (М.Я. Виленский), этической (Е.Г. Силяева) и др. Однако вопросы взаимодействия этической и правовой культуры в структуре личности учителя оказались вне поля зрения исследователей. Носителями педагогической культуры могут быть родители, педагоги, наставники, руководители, то есть люди, занимающиеся воспитательной практикой на профессиональном и непрофессиональном уровнях. Носителями же профессионально-педагогической культуры являются люди, призванные осуществлять педагогическую работу на профессиональном уровне. Профессионально-педагогическая культура учителя, воспитателя, преподавателя вуза основывается на специальном и педагогическом образовании, предполагает высокий уровень профессиональной деятельности.

Для определения сущности, содержания и специфики профессионально-педагогической культуры необходимо обратиться к анализу понятия «культура», используя данные новой отрасли научного знания - теории

культуры, или культурологии, и частных культурологических исследований. Следуя логике анализа культуры в философии и социологии, обратимся к характеристике понятия «профессионально-педагогическая культура» на обыденном и теоретическом уровнях.

На обыденном, житейском уровне профессионально-педагогическая культура понимается прежде всего как нечто нормативное, заданное, как образец, на который равняются представители определенной профессиональной группы. Культура при этом рассматривается как механизм, регулирующий поведение людей.

В другом случае профессионально-педагогическая культура отождествляется с педагогической грамотностью, образованностью.

В-третьих, под профессионально-педагогической культурой понимают педагогический такт и педагогическую технику.

Обыденное понимание профессионально-педагогической культуры, таким образом, раскрывает в основном ее регулятивную, воспитательную функцию, направленную на регулирование поведения, формирование профессиональных качеств личности специалиста. В этом ограничении и упрощении мы усматриваем объяснение тому факту, что понятия «педагогическая культура» и «профессионально-педагогическая культура» длительное время описывались и раскрывались в педагогике в категориях обыденного сознания и не претендовали на строгое научное объяснение. Положительно оценивая важность и необходимость обыденного понимания профессионально-педагогической культуры, признавая ценность накопленного эмпирического опыта, мы отмечаем все-таки поверхностность и недостаточность такой характеристики.

Поскольку понятие «профессионально-педагогическая культура» относительно недавно включено в научный оборот, то при анализе современных подходов к этой категории мы будем обращаться к более широкому понятию «педагогическая культура». До последнего времени в педагогике наиболее прочно утвердилось понимание педагогической культуры как «определенной степени овладения преподавателем педагогическим опытом человечества, степени его совершенства в педагогической деятельности, достигнутый уровень развития - его личности» [1, с. 50].

На основе изучения личностных качеств преподавателей высшей школы, анализа научных работ и педагогической печати А.В. Барабанщиков выделяет основные слагаемые структуры педагогической культуры преподавателя. К ним отнесены: педагогическая направленность личности, психолого-педагогическая эрудиция и интеллигентность, нравственная чистота, гармония рационального и эмоционального, педагогическое мастерство, умение сочетать педагогическую и научную деятельность, система профессионально-педагогических качеств, педагогическое общение и поведение, требовательность, потребность в самосовершенствовании и ряд др.

В данном подходе сделана перспективная заявка на рассмотрение педагогической культуры как сложного системного образования, включены слагаемые, отражающие различные стороны личности преподавателя, дана их педагогическая интерпретация.

Вместе с тем данная характеристика педагогической культуры преподавателя не может быть признана завершенной, так как в ней представлены разнопорядковые слагаемые (педагогическое мастерство и умение сочетать научную и педагогическую деятельность, педагогическая направленность личности и повышенная требовательность к себе т. д.) зафиксированы только профессионально-личностные характеристики, не отражена педагогическая деятельность как важнейший элемент педагогической культуры; расширенная характеристика педагогического мастерства приводит к его фактическому тождеству с педагогической культурой.

Подход к пониманию педагогической культуры, суть которой состоят в стремлении раскрыть культуру как интегральное единство ряда компонентов, может быть рассмотрен на примере концепции, предложенной Л.А. Нейштадт. Автором выделяются следующие компоненты: духовно-интеллектуальный, процессуальный, творческий и ценностно-эмоциональный. Первые три компонента, выделенные в структуре понятия «педагогическая культура», отражают в основном смысл и назначение педагогической технологии. Ценностно-эмоциональный компонент педагогической культуры выступает показателем социальной зрелости человека, свободы выбора, активности. Очевидно, что в данном случае

технологическая и педагогическая культура учителя отождествляются, в то время как технологическая культура является лишь элементом культуры педагогической [2, с. 192].

С позиции теории диалога культур предложенных В.С. Библером можно предложить такое понимание феномена педагогической культуры:

- это процесс взаимопроникновения «я» в «ты», «ты» в «я», откровения воспитателя и воспитанника;

- это процесс создания педагогического «мира» как среды духовного, эстетического, интеллектуального развития субъектов педагогического взаимодействия и т. д.

Процесс личностного событийного предполагает равенство положения субъекта и объекта педагогической культуры, так как только на основе уважения личностного бытия возможно их общение и сотрудничество. Отсюда вытекает и принцип гуманизации педагогической культуры: человек является целью, а не средством общения и развития. Личностный аспект педагогической культуры предполагает и национально-индивидуальную детерминацию субъектов педагогического общения.

Процесс взаимопроникновения «я» в «ты», «ты» в «я» выступает в качестве условия для самореализации личности в процессе педагогического общения. Только познав свою психическую, социальную сущность, познав своего педагогического партнера, возможно выйти на уровень откровения как форм самореализации личности в ее исторической и духовной ответственности [3, с. 15]. В индивидуально-личностном плане возможно рассматривать педагогическую культуру как су щ-ностную характеристику целостной личности педагога, способного к диалогу культур.

И, наконец, процесс создания педагогического мира имеет в виду качественно новое педагогическое открытие личности для себя в другой личности. При этом интеллектуальное произведение педагогической культуры выполняет функцию развития разума личности, духовное - нравственных убеждений, эстетическое - эмоционально-чувственной сферы развития личности. Такая функциональная структурированность призвана облегчить теоретическое исследование педагогической культуры, но ни в коей мере

не свидетельствует о необходимости выяснения субординарности обозначенных процессов.

Качественными характеристиками педагогической культуры в разной мере могут выступать такие черты, как гуманность, творчество, саморазвитие, педагогическая рефлексия и другие свойства целостной личности.

Можно назвать ещё один подход в понимании «педагогической культуры», когда рассматривается в основном её прогностическая, рефлексивная функция, подчеркивается способность носителей педагогической культуры в предвидении, предвосхищении, прогнозировании воспитательных воздействий. Безусловно, прогностическая, рефлексивная виды деятельности учителя, преподавателя - необходимые составляющие их педагогической культуры, но она не может быть сведена к ним как сложное социально-педагогическое явление [4]. Уровни функционирования педагогической культуры могут быть рассмотрены в общественно-историческом и индивидуально-личностном аспектах. В связи с этим возникает вопрос о критериях их различения. Опираясь на положения, используемые обществоведами при изучении культуры как интегральной характеристики жизнедеятельности общества, условно можно принять следующие критерии: а) ориентация педагогической культуры на воспитание гуманного типа личности; б) доступность её материальных и духовных ценностей широким массам; в) развитость механизмов передачи и развития педагогической культуры; г) наличие элементов творчества в массовой практике (на необходимость использования этого критерия указывает креативность как особенность педагогической культуры).

Насколько данные критерии применимы к оценке уровня педагогической культуры современного общества, еще предстоит исследовать [5, с. 63].

Таким образом, можно полагать, что профессионально-педагогическая культура представляет собой часть общей культуры, и поэтому её исследование должно опираться на данные культурологии, раскрывающей общую структуру, механизм функционирования культуры.

Профессионально-педагогическая культура - это системное образование, включающее в себя ряд компонентов, имеющее собственную

структуру (взаимосвязь между компонентами), избирательно взаимодействующее с окружающей средой и обладающее интегративным свойством целого, не сводимого к свойствам отдельных частей. Педагогическая деятельность рассматривается в качестве единицы анализа профессионально-педагогической культуры, является лишь одним из ее элементов. Особенности формирования профессионально-педагогической культуры учителя обусловлены индивидуально-творческими, психофизиологическими, возрастными характеристиками, сложившимся социально-профессиональным опытом личности.

Учет указанных методологических обобщений дает возможность условно обозначить основные структурные компоненты профессионально-педагогической культуры учителя:

- совокупность профессионально-педагогических ценностей;

- специфические способы педагогической деятельности;

- проявления творчества;

- способы реализации сущностных сил учителя.

В каждом из этих компонентов присутствуют элементы этико-правовой культуры: начиная от нравственных и правовых ценностей личности и до способов их реализации в творческой деятельности учителя. Профессионально-педагогическая культура как совокупность педагогических ценностей, и как процесс интернализации творческого воспроизводства педагогических ценностей, осуществляется в теоретической и практической педагогической деятельности, суть которой состоит в том, что педагогический опыт общества, общечеловеческие ценности педагогической культуры становятся внутренним достоянием личности, превращаются в педагогические способности и творческие возможности, субъективные критерии, внутренние регуляторы профессиональной деятельности и поведения.

Таким образом, профессионально-педагогическая культура учителя -это динамическая система педагогических ценностей, способов деятельности и профессионального поведения учителя.

В качестве компонентов этой системы, подлежащих оценке, ряд авторов выделяет: а) педагогическую позицию и личностные качества,

б) профессиональные знания и культуру педагогического мышления,

в) профессиональные умения и творческий характер педагогической деятельности, г) саморегуляцию личности и культуру профессионального поведения педагога.

В становлении личности педагога-профессионала, ориентированной на профессиональное саморазвитие, приоритет принадлежит гуманизации педагогической культуры. Разработка принципа гуманности: его сущности, содержания, путей реализации в изменяющихся социально-экономических условиях составляет методологическую основу современной педагогической культуры [6, с. 13]. Представленное выше обыденное понимание профессионально-педагогической культуры раскрывает её регулятивную, воспитательную функцию, направленную на регулирование поведения, формирование профессиональных качеств личности специалиста. Регулятивные и нормативные функции напрямую зависят от уровня сформированности этико-правовой культуры, являющейся системным качеством, которое интегрирует многие профессионально - значимые качества личности учителя. Интеллектуальное произведение педагогической культуры на нормы поведения, выполнят функцию развития мышления личности и элементов её духовности - этических убеждений, проявляющихся в правовых нормах поведения и поступках индивида.

Таким образом, этико-правовая культура является элементом и органически входит практически во все компоненты профессионально-педагогической культуры учителя, составляет основание идейно-нравственного и нормативно-правового каркаса структуры личности учителя, определяет его профессиональное сознание, широкий спектр нравственных чувств и норм поведения, профессиональную и гражданскую позицию и др.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Барабанщиков А.В. Основы военной педагогики и психологии. - М., 1981. - 336 с.

2. Библер В.С. От наукоучения - к логике культуры. - М., 1991.

3. Бондаревская Е.Г. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика. - 1997. - № 4. - С. 11-17.

4. Введение в педагогическую культуру : Учебное пособие. - Ростов н/Д. : РПГУ, 1995. - 172 с.

5. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. - М. : Академия, 2013. - 576 с.

6. Формирование профессиональной культуры учителя : учебное пособие / под ред. В.А. Сластенина. - М. : Прометей, 1993. - 178 с.

REFERENCES

1. Barabanshchikov A.V. Osnovy voennoj pedagogiki i psihologii [Fundamentals of military pedagogics and psychology]. M., 1981. 336 p.

2. Bibler, V. S. Ot naukoucheniya - k logike kul'tury [From teaching science to logic of culture]. M., 1991. Available at: litmir.me " br/?b=42472&p=1.

3. Bondarevskaya E. G. Humanistic paradigm of personality-oriented education. Pedagogika = Pedagogy. 1997, No 4, pp. 11-17.

4. Vvedenie v pedagogicheskuyu kul'turu: Uchebnoe posobie [Introduction in pedagogical culture: a Training manual]. Rostov-on-Don: RSPU, 1995. 172 p.

5. Slastenin V. A., et al. Pedagogika [Pedagogy]. Moscow: Publishing Center "Academy", 2013. 576 p. Available at: https://edu.tatar.ru/upload/images/files/ slastenin_v_a_pedagogika.pdf.

6. Formirovanie professional'noj kul'tury uchitelya [The formation of professional culture of a teacher] / ed. by V.A. Slastenin. M. Prometey, 1993. 178 p.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Рудых С.А. Этико-правовая культура как Rudykh S.A. Ethical and legal culture as a com-

компонент общей и профессионально-педаго- ponent of general and professional pedagogical

гической культуры учителя / С.А. Рудых culture of a teacher / S.A. Rudykh // The Bulletin

// Вестник Армавирского государственного of Armavir State Pedagogical University, 2018,

педагогического университета. - 2018. - № 2. No. 2, vol. 1, pp. 20-28. (In Russian). Т. 1. - С. 20-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.