УДК 371.13:008.001 ББК 74.204.21 С 21
H.JI. Сатосова
Кандидат биологических наук, доцент кафедры физической культуры и медико-биологических дисциплин Армавирского государственного педагогического университета; E-mail: [email protected]
С.П. Гарбузов
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры и медико-биологических дисциплин Армавирского государственного педагогического университета; E-mail: [email protected]
МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ
ЗДОРОВЬЯ УЧИТЕЛЯ
( Рецензирована )
Аннотация. Раскрывается авторский подход к построению и реализации модели формирования культуры здоровья учителя. Показано, что применение метода моделирования процесса формирования культуры здоровья учителя позволяет создать эталон, дающий педагогу представление о сущности изучаемого явления, выявить основы его структурной организации, специфику функционирования и способы проектирования.
Разработанная структурно-функциональная модель процесса формирования культуры здоровья учителя включает совокупность взаимосвязанных между собой компонентов: теоретико-методологический, целевой, мотивационно-цен-ностный, проектно-технологический, личностно-деятельностный, индивидуально-творческий и оценочно-рефлексивный. Выделеннные компоненты выполняют ориентационную, мотивационно-побудительную, личностно- и профессионально развивающую, оценочно-коррекционную функции. Разработанная и апробированная нами на базе кафедры физической культуры и медико-биологических дисциплин Армавирского государственного педагогического университета модель процесса формирования культуры здоровья учителя продемонстрировала свою высокую результативность. Ёе внедрение в образовательный процесс педагогического вуза позволило не только успешно формировать культуру здоровья учителя, но и значительно повысить качество профессионально-педагогической подготовки студентов, обогатить их социальный опыт, обеспечить высокий уровень готовности будущих педагогов к организации оздоровительной и рекреационной деятельности в школе.
Ключевые слова: метод моделирования, культура здоровья учителя, профессиональное здоровье, профессионально-педагогическая подготовка учителя, оздоровительная и рекреационная деятельность.
N.L. Satosova
Candidate of Biology, Associate Professor of Department of Physical Culture and Biomedical Disciplines,Armavir State Pedagogical University; E-mail: garbuzow. [email protected]
S.P. Garbuzov
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Department of Physical Culture and Biomedical Disciplines, Armavir State Pedagogical University; E-mail: [email protected]
PROCESS MODEL OF FORMATION OF THE TEACHER'S CULTURE OF HEALTH
Abstract. The paper discloses the author's approach to construction and realization of model of formation of the teacher's culture of health. Application of a method of modeling of this process allows creation of the standard giving to the teacher an idea of essence of the studied phenomenon, bases of its structural organization, specifics of functioning and ways of design.
The developed structurally functional process model of formation of the teacher's culture of health includes a set of the interconnected components: theoretical-methodological, target, motivational and valuable, design and technological, personal and activity, individual and creative, appraisal and reflexive. The allocated components carry out the orientation, motivational and incentive, personal and professional developing, appraisal and correctional functions. The process model of formation of the teacher's culture of health developed and approved by us at department of physical culture and biomedical disciplines of the Armavir State Pedagogical University has shown the high effectiveness. Its introduction in educational process of pedagogical university made it possible not only to form successfully the teacher's culture of health, but also to considerably increase quality of professional pedagogical training of students, to enrich their social experience, and to provide high level of readiness of future teachers for the organization of health-improving and recreational activity at school.
Keywords: method of modeling, culture of health of the teacher, professional health, professional pedagogical training of the teacher, health-improving and recreational activity.
Обновление социально-экономической, научно-технической и духовной жизни российского общества обусловливает гуманистическую направленность общей стратегии современной системы образования. Это предъявляет возросшие требования к социокультурному, интеллектуальному, нравственному развитию учителя, его общей и профессионально-педагогической культуре, актуализирует разработку педагогических теорий, обращенных к формированию его личности [1, 2, 3, 4].
Подготовка учителя, ответственного за состояние своего здоровья и здоровье школьников, является важной задачей педагогики высшей школы. Анализ проведённых исследований в этой области показал, что изучению процесса формирования профессионального здоровья учителя посвящены работы Р.Н. Айзмана, И.П. Абаскалова, М.И. Брехмана, И.М. Воронцова, И. Ю. Глиняновой, В.В. Колбанова, Н.Б. Захаровича, В.О. Морочова, Л.Г. Татарниковой,
П.М. Тиссена и др.); вопросы организации личностно-ориентированного подхода к процессу сохранения и укрепления здоровья учителя отражены в трудах Е.В. Бондаревской, C.B. Кульневича, И.С. Якиманской, проблеме проектирования и реализации здоровьесберегающих педагогических технологий в подготовке учителя (Э.М. Казин, Г.А. Кураев, К.Д. Чермит) и др. Однако в настоящее время в педагогической науке не получили должного отражения сущность, содержание и структура феномена культуры здоровья учителя, не представлены её критерии, не рассмотрены психолого-педагогические основы и этапный характер процесса её формирования, нет эффективных моделей формирования культуры здоровья учителя [5].
Применение метода моделирования процесса формирования культуры здоровья учителя позволяет создать эталон, дающий педагогу представление о сущности изучаемого явления, выявить основы его структурной организации,
специфику функционирования и способы проектирования [6, 7].
Разработанная нами структурно-функциональная модель процесса формирования культуры здоровья учителя включает совокупность взаимосвязанных между собой компонентов: теоретико-методологический, целевой, мотивационно-ценностный, проектно-технологиче-ский, личностно-деятельностный, индивидуально-творческий и оценочно-рефлексивный.
Теоретико-методологический компонент содержит совокупность принципов и методологических подходов, используемых при организации процесса формирования культуры здоровья учителя.
Методологические подходы позволили выделить основные группы противоречий валеологической реальности: социокультурные, общепедагогические, л ичностно-творческие, отражающие многообразие связей и отношений в ней.
Базовыми методологическими ориентирами, дающими возможность выявлять закономерности, принципы, факторы и условия формирования культуры здоровья учителя, были избраны аксиологический, акмеологический, личностно-деятельностный, культурологический, синергетический и системный подходы.
В качестве принципов построения этого процесса выступают:
- принцип активной связи общей культуры и культуры здоровья;
- принцип единства оздоровительной и педагогической деятельности;
- принцип проектирования учителем собственной программы здоровья и индивидуальных маршрутов её реализации.
Целевой компонент включает цели организации педагогического процесса, вытекающие из социального заказа на подготовку учителя, достижение цели обеспечивается задачами по формированию его культуры здоровья посредством развития
ЗУНов и компетенций, входящих в структуру культуры здоровья учителя.
Мотивационно-ценностный компонент состоит из совокупности интересов, потребностей и мотивов оздоровительной деятельности учителя, отражающих когнитивные, эмоциональные, интеллектуально-волевые и конативные проявления личности учителя, которые базируются на ценностях педагогической и оздоровительной деятельности. Ценностная составляющая включает ценности социальной значимости оздоровительной деятельности и их признание в школьном социуме и обществе, ценности профессионально-личностного общения и самоутверждения; понимание самоценности здоровья в развитии личности.
Проектно-технологический компонент отражает специфику форм, методов и технологических приемов организации процесса формирования культуры здоровья учителя, особенности проектировочной деятельности по конструированию содержания оздоровительной работы и построению технологии здоро-вьесберегающего учебно-воспитательного процесса.
Проектико-технологический компонент выполняет функцию методического обеспечения учебно-воспитательного процесса на основе комплексной реализации учебной, самостоятельной и рекреационной видов деятельности студентов.
Личностно-творческий компонент раскрывает механизмы воплощения культуры здоровья как творческого акта учителя, в котором он преобразует, интерпретирует ценности здоровья, становится их сотвор-цом. В процессе творческой деятельности им разрешается противоречие творческой самореализации между накопленным опытом в области оздоровления и способами его индивидуально-творческого присвоения и развития. Педагогическое творчество требует от учителя индивидуальной свободы, самостоятельности
и ответственности. Структура лич-ностно-творческого компонента культуры здоровья учителя отражает этапы становления творческой личности: репродуктивный (волевое начало), продуктивный (рефлексивный пласт), творческий (творческая самореализация); процедуру творчества — возникновение замысла, его разработка и реализация, отсро-ченность результатов творческого поиска, сотворчество с учащимися, зависимость творчества от технологического потенциала, умение ориентировать обучащиюхся на творческий поиск.
Культура здоровья является результатом педагогического творчества учителя и обусловлена мерой ею творческого подхода к собственной деятельности (научной, учебно-методической, воспитательной). Она проявляется в создании нового знания, имеющего определенную профессиональную значимость; в процессуальной деятельности - наличии рефлексивно-личностной регуляции мысли, интеллектуальной активности.
Самореализацию учителя в оздо-ровительнойой деятельности следует рассматривать как цель, средство и результат, когда личность становится субъектом развития своего здоровья. В процессе оздоровительной деятельности и творческого самовыражения в ней потребность в самореализации становится доминирующей ценностной ориентацией учителя.
Оценочно-рефлексивный компонент включает совокупность критериев оценки и самооценки сформированное™ культуры здоровья учителя и рефлексии результатов оздоровительной деятельности.
В качестве критериев оценки сформированности культуры здоровья учителя были определены:
- критерий мотивационно-цен-ностного отношения учителя к профессиональному здоровью и оздоровительной деятельности, который характеризуется следующими
показателями: сформированность интересов, потребностей и мотивов оздоровительной деятельности; осознание, понимание и умение оценить значимость целей и задач рекреационной и оздоровительной деятельности, признание ценности профессионального здоровья учителя и здоровья обучающихся;
- профессионально-творческий критерий оценивает творческий потенциал учителя, проявляющийся в интеллектуальной творческой активности при решении образовательно-оздоровительных задач, наличие элементов проблемно-поисковой деятельности, дивергентного мышления, педагогической интуиции и импровизации;
- критерий проектно-техноло-гической готовности учителя, позволяющий оценить эффективность использования проектировочных и технологических умений и навыков для решения различных оздоровительных задач;
- рефлексивный критерий, демонстрирующий способность учителя к адеватной самооценке результатов оздоровительной деятельности, рефлексии состояния своего здоровья, самостоятельности в принятии решений.
Разработанные критерии нашли свое отражение в структуре готовности учителя, в которой представлены компоненты оздоровительной деятельности (цель, мотивы, содержание, способы действия, результат, его анализ и оценка) и соответствующие им компоненты готовности (целеполагания, мотива-ционный, содержательный, опера-ционно-деятельностный, нравственно-психологический и оценочный, рефлексивный).
На этой основе разработанных критериев определены уровни сформированности культуры здоровья учителя.
Низкий уровень (адаптивный) характеризуется непониманием целей, задачи и ценностей оздоровительной деятельности, амбивалентным
отношением к профессиональному здоровью, неспособностью использовать валеологические знания в педагогической деятельности, ограниченностью технологических навыков, отсутствием элементов профессионального творчества.
Средний уровень (непродуктивный) характерен ценностным отношением учителя к оздоровительной деятельности, стремлением к установлению продуктивных субъект-субъектных педагогических отношений, удовлетворенностью результатами собственной оздоровительной работы; проявлением элементов творческой активности; переходом от репродуктивных форм работы к поисковой деятельности.
Высокий уровень (креативный) отличается значительным проявлением творческой активности и самостоятельности в оздоровительной деятельности, саногенной рефлексии, отношениями сотрудничества с обучающимися и коллегами, широким использованием интуиции и импровизации, а также активно-созидательных форм оздоровительной работы и продуктивных способов решения проблемных валеологиче-ских задач.
Выделеннные компоненты выполняют ориентационную, мотива-ционно-побудительную, личностно-и профессионально развивающую, оценочно-коррекционную функции.
В педагогическом эксперименте, организованном и проведенном 2013-2018 гг. на базе Армавирского государственного педагогического университета, опросом было охвачено 1015 студентов, их них: юношей -56,7% и девушек - 53,3%.
Разработанная и апробированная нами на базе кафедры физической культуры и медико-биологических дисциплин модель процесса формирования культуры здоровья учителя продемонстрировала свою высокую результативность. Ёе внедрение в образовательный процесс педагогического вуза позволило не только успешно сформировать культуру здоровья учителя, но и значительно повысить качество профессионально-педагогической подготовки студентов, обогатить их социальный опыт, обеспечить высокий уровнь готовности будущих педагогов к организации оздоровительной и рекреационной деятельности в школе.
Примечания:
1. Физическая рекреация в физкультурно-оздоровительной деятельности: учеб. пособие / A.B. Лотоненко, B.C. Зыков, A.C. Касицын [и др.]. Воронеж: Изд-во ВГПУ, 1996. 360 с.
2. Дёмкина Е.В. Педагогический потенциал учебно-воспитательного процесса высшего учебного заведения // Общественные науки. 2012. № 5. С. 56-65.
3. Kagan J.S, Reznicr J., Snidman N. The physiology and psychology of inhibition in children // Child Development. 1987. V. 58, № 6. P. 1459-1473.
4. Демкина E.B. Психолого-педагогическое сопровождение развития личности будущего педагога в процессе профессионального образования / Е.В. Демкина // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2015. Вып. 1. С. 35.
5. Енокаева С.С. Интегративный подход к формированию культуры здоровья школьников // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2016. Вып. 4 (186). С. 160-166.
6. Джаубаев Ю.А., Джирикова Ф.Д., Гебенова О.Д. Компетентностная модель подготовки бакалавров физической культуры к рекреационной деятельности // Учёные записки университета им. П.Ф Лесгафта. 2017. № 11 (153). С. 64-66.
7. Джаубаев Ю.А., Байрамукова Е.Д. Модель медико-биологической подготовки будущих педагогов к оздоровительно-рекреационной работе со школьниками // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 3. С. 59-61.
References:
1. Physical recreation in sports and recreational activities: a manual / A.B. Lo-tonenko, V.S. Zykov, A.S. Kasitsyn [etc.]. Voronezh: VSPU Publishing House, 1996. 360 pp.
2. Dyomkina E.V. Pedagogical potential of educational process of a higher educational institution // Social sciences. 2012. No. 5. P. 56-65.
3. Kagan, J.S., Reznicr, J., Snidman, N., The physiology and psychology of inhibition in children, Child Development. 1987. V. 58, No. 6. P. 1459-1473.
4. Dyomkina E.V. Psychological and pedagogical support for the development of the personality of the future teacher in the course of professional education / E.V. Demkina // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2015. Iss. 1. P. 35.
5. Enokayeva S.S. Integrative approach to the formation of the culture health in school students // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2016. Iss. 4 (186). P. 160-166.
6. Dzhaubaev Yu.A., Dzhirikova F.D., Gebenova O.D. Competent model of training bachelors of physical culture for recreational activities // Scientific notes of the Universitety of P.F. Lesgaft. 2017. No. 11 (153). P. 64-66.
7. Dzhaubaev Yu.A., Bayramukova E.D. Model of the medical and biological training of future teachers for health improving and recreational work with schoolchildren // Society: sociology, psychology and pedagogy. 2017. No. 3. P. 59-61.