УДК 378.17 ББК 74.480.43 С 21
Н.Л. Сатосова
Кандидат биологических наук, доцент кафедры физической культуры и медико-биологических дисциплин Армавирского государственного педагогического университета; Е- mail: [email protected]
С.П. Гарбузов
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры и медико-биологических дисциплин Армавирского государственного педагогического университета; Е- mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ УЧИТЕЛЯ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И ПРИНЦИПЫ
(Рецензирована)
Аннотация. Рассматриваются методологические подходы и принципы к решению проблемы формирования культуры здоровья учителя. В качестве базовых методологических ориентиров, дающих возможность выявлять закономерности, принципы, факторы, условия и тенденции формирования культуры здоровья учителя, авторами были избраны культурологический, аксиологический и индивидуально-творческий подходы. Показано, что организация профессиональной подготовки учителя в вузе должна обеспечивать эффективную интеграцию процесса формирования профессиональной направленности личности учителя с развитием его общей культуры и культуры здоровья. Изложенные методологические основания формирования культуры здоровья учителя позволят организовать эффективный процесс её формирования как в период его профессиональной подготовки, так и в процессе педагогической деятельности.
Ключевые слова: общая культура личности, культура здоровья учителя, методологический подход, профессиональная подготовка учителя, процесс формирования личности.
N.L. Satosova
Candidate of Biology, Associate Professor of Department of Physical Culture and Biomedical Disciplines, Armavir State Pedagogical University; E-mail: garbuzow. [email protected]
S.P. Garbuzov
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Department of Physical Culture and Biomedical Disciplines, Armavir State Pedagogical University; E-mail: [email protected]
FORMATION OF THE TEACHER'S CULTURE OF HEALTH: METHODOLOGICAL APPROACHES
AND PRINCIPLES
Abstract. The paper deals with the methodological approaches and the principles to a solution of the problem related to the formation of the teacher's culture of health. The authors have used culturological, axiological and individual creative approaches as the basic methodological benchmarks giving the chance to reveal the laws, the principles, factors, conditions and tendencies of formation of the teacher's
culture of health. The organization of vocational training of the teacher in higher education institution has to provide effective integration of process of formation of professional orientation of the teacher and development of his general culture and culture of health. The stated methodological bases of formation of the teacher's culture of health will allow organization of effective process of its formation both during vocational training and in the course of pedagogical activity.
Keywords: general culture of the personality, culture of health of the teacher, methodological approach, vocational training of the teacher, process of formation of the personality.
В современной российской стратегии развития образования здоровье педагогов и школьников определяется как значимый компонент образования и как важное условие его гуманизации. В этой связи воспитание школьника, ответственного за состояние своего здоровья, является важной задачей педагогики [1].
Осознание значимости формирования здоровья школьника и миссии педагога в этом процессе является базисом и условием полноценного развития и профессиональной реализации учителя. Появление педагогики здоровья как предмета познания теории и практики оздоровительной деятельности учителя явилось отражением запросов социума и педагогической практики [2, 3].
Однако в подготовке учительских кадров, способных успешно решать стоящие перед ними оздоровительные задачи, обладающих развитой культурой здоровья и связанных с нею сознания, мышления, поведения, деятельности, имеет место ряд нерешённых проблем, определяющих возможности организации педагогического проектирования этого процесса [4, 5].
В проведенных исследованиях (Р.Н. Айзман, И.П. Абаскало-ва, М.И. Брехман, И.М Воронцов, И.Ю. Глинянова, В.В. Колбанов, Н.Б. Захарович, В.О. Морочов, Ю.Н. Синицын, Г.М. Соловьёв, Л.Г. Татарникова, П.М. Тиссен, К.Д. Чермит и др.) не получили должного отражения сущность, содержание и структура культуры здоровья учителя, не разработаны её критерии, слабо
изучены психолого-педагогические основы и этапный характер процесса её формирования.
Все это ограничивает возможности организации эффективного процесса формирования культуры здоровья учителя, снижает его профессиональный потенциал, определяет необходимость разрешения противоречий между потребностями общества в квалифицированных педагогических кадрах, обладающих сформированной культурой здоровья, готовностью к оздоровительной деятельности с учащимися и их родителями, неразработанностью механизмов формирования культуры здоровья учителя в системе педагогического образования.
Исследование проблемы формирования культуры здоровья учителя требует междисциплинарного подхода к осмыслению исторических, философских, социальных, культурных, психолого-педагогических факторов, обусловливающих его развитие [6, 7].
В качестве базовых методологических ориентиров, дающих возможность выявлять закономерности, принципы, факторы и условия формирования культуры здоровья учителя, были избраны культурологический и аксиологический подходы.
Изучение педагогической реальности с позиций культурологического подхода позволяет рассматривать педагогические явления в широком общекультурном контексте как совокупность социокультурных явлений и потребностей общества. Использование этого подхода даёт возможность осмыслить многоаспектность
культуры здоровья в ее человекодея-тельностном, нравственном, дидактическом, экологическом и других проявлениях.
Организация профессиональной подготовки учителя в вузе должна обеспечивать эффективную интеграцию процесса формирования профессиональной направленности личности учителя с развитием его общей культуры и культуры здоровья.
Рассмотрим три уровня методологического анализа возможностей культурологического подхода. Первый уровень методологического анализа - уровень общей культуры раскрывает культуру учителя как диалектическое единство духовной и материальной культуры. Второй - уровень особенного рассматривает культуру учителя как проявление профессионально-педагогической культуры учителя с направленностью на культуру здоровья личности; на третьем - уровне единичного культура учителя определяется как культура здоровья и предполагает обращение к анализу содержания оздоровительной деятельности учителя. Вышеизложенное позволяет выстроить субординированный ряд понятий: общая культура —> профессионально-педагогическая культура —> культура здоровья учителя. Импликация общей культуры, профессиональной культуры и культуры здоровья является основой развития личности учителя, ибо в освоении общественных культурных ценностей, приобщении к национальным культурным традициям и их практическом воплощении учитель совершает их интериоризацию в смыслы личностной и профессиональной деятельности.
Таким образом, культурологический подход позволяет рассматривать культуру здоровья учителя как профессионально значимое качество личности, в котором находит своё проявление форма активности личности учителя по отношению к собственному здоровью и здоровью
ученика, раскрываются возможности учителя эффективно организовывать процесс здоровьесбережения.
Аксиологический подход позволяет рассмотреть культуру здоровья учителя с позиций ценностной концепции культуры общества и личности, содержание которой составляют ценности здоровья как нормы, регулирующие его оздоровительную деятельность. Степень субъективи-зации ценностей здоровья выступает базовым показателем развития культуры здоровья и возможностей реализации личностью идеально-ценностного в сущностное, трансформации потенциального в актуальное. Уровень присвоения личностью ценностей здоровья зависит от валеологического сознания. В процессе своей деятельности учитель актуализирует те ценности здоровья, которые являются жизненно и профессионально необходимыми, отраженными в сознании в форме «Я - профессиональное». В процессе актуализации ценностей учитель соотносит собственный индивидуальный оздоровительный и педагогический опыт с имеющимися у него переживаниями, убеждениями, профессиональными связями и отношениями. Система профессионально-ценностных ценностных ориентации учителя составляет в совокупности его аксиологическое «Я», интегрирует когнитивные образования личности, сопряжённые с эмоционально-волевыми проявлениями и качествами, формирующие внутренние ориентиры здоровьесбе-регающей деятельности и побуждающие его активность в этой сфере.
В контексте нашего исследования выделены группы ценностей культуры здоровья учителя:
- общественные ценности здоровья, обусловленные социальным признанием оздоровительной деятельности в школьном социуме и её гуманистического характера;
- ценности-цели, раскрывающие значение и смысл целей оздоровительной деятельности учтеля;
- ценности-средства, определяющие значение и смысл способов и средств её существования;
- ценности-отношения, характеризующие смысл и значение здо-ровьесберегающих педагогических отношений как механизмов функционирования оздоровительной деятельности;
- ценности-знания, показывающие значимость знаний о здоровье в процессе осуществления оздоровительной деятельности учителя, отражающие их когнитивную сущность, познавательную и аналитико-исследовательскую направленность в развитии культуры здоровья;
- ценности-качества, рассматривающие значение и смысл качеств личности учителя как субъекта оздоровительно-педагогической деятельности.
С позиций индивидуально-творческого подхода возможно рассмотрение культуры здоровья в контексте реализации различных направлений профессиональной деятельности учителя (научной, учебно-методической, воспитательной) и как результата педагогического творчества учителя. В педагогическом творчестве создается новое знание, имеющее определенную профессиональную и личностную значимость. Процессуальный аспект этой деятельности заключается в развитии рефлексивно-личностной регуляции мысли, интеллектуальной активности в области здоровьесбережения.
Этот подход разъясняет механизмы воплощения культуры здоровья как акта профессионального творчества учителя, в котором он овладевает, творчески преобразует и интерпретирует ценности здоровья, становится их творцом. В процессе творческой деятельности им разрешается противоречие творческой самореализации между накопленным опытом организации оздоровления и индивидуально-творческими формами и способами его присвоения и реализации.
Педагогическое творчество требует от учителя индивидуальной
свободы, самостоятельности и ответственности. Процесс индивидуально-творческого развития культуры здоровья учителя отражает: этапы становления творческой личности: репродуктивный (волевое начало), продуктивный (рефлексивный пласт), творческий (творческая самореализация); процедуру творчества - возникновение замысла, его разработку и реализацию, отсроченность результатов творческого поиска,сотворчество с учащимися, умение организовывать творческий поиск, где учитель выступает как объект социально-оздоровительных воздействий, как носитель и транслятор ценностей здоровья, субъект оздоровительного творчества.
Самореализацию учителя в оздоровительной деятельности следует рассматривать как цель, средство и результат, когда личность становится субъектом развития своего здоровья. В процессе оздоровительной деятельности и творческого самовыражения в ней потребность в самореализации становится доминирующей ценностной ориентацией учителя.
Выполненный анализ использования возможностей ряда базовых методологических подходов позволил выделить основные группы противоречий в формировании культуры здоровья учителя: социокультурные, общепедагогические, личностно-творческие, отражающие многообразие связей и отношений в ней, определяющие принципы построения этого процесса и обосновывающие подходы к проектированию процесса формирования культуры здоровья учителя.
Нами установлено, что принципами построения процесса формирования культуры здоровья учителя выступают:
- принцип активной связи общей культуры и культуры здоровья, позволяющий ингегрировать процессы осмысления многоаспектности культуры здоровья в ее человекоде-ятельностном, нравственном, дидактическом, экологическом и других проявлениях;
- принцип единства оздоровительной и педагогической деятельности, реализующий готовность личности учителя к самостоятельному овладению знаний о здоровье, в положительном отношении и самоактуализации в этой деятельности;
- принцип проектирования учителем собственной программы здоровья и индивидуальных маршрутов её реализации, отражающей технологические способы и приемы организации оздоровительной деятельности.
Тенденция развития процесса становления культуры здоровья личности учителя характеризует процесс гармонизации учителя с окружающим миром, социумом, самим собой, его адаптацией в педагогической деятельности. Для оздоровительной деятельности эта тенденция характеризует обращение к отечественному и зарубежному научному наследию, включение его в валеологическое пространство жизни, обеспечение
преемственности и непрерывности в развитии культуры здорового образа жизни.
Полагаем, что изложенные методологические основания формирования культуры здоровья учителя позволят организовать эффективный процесс её формирования как в период его профессиональной подготовки, так и в процессе педагогической деятельности.
К числу перспективных разработок в этом направлении можно отнести вопросы, связанные со становлением и развитием культуры здоровья у специалистов дошкольного образования, у учителей на послевузовском этапе профессионального совершенствования. Особого внимания требует разработка теории и практики формирования культуры здоровья у детей и молодежи на всех ступенях системы непрерывного образования. Это поможет активизировать субъектную позицию каждого обучающегося в отношении к своему здоровью и заботу о нем.
Примечания:
1. Соловьёв Г.М., Резенькова О.В. Некоторые теоретико-методологические аспекты здоровья и культуры здорового образа жизни // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2010. № 2. С. 68-73.
2. Гурин В.Е., Дегтерёв Е.А., Дубровский А.А. Педагогика здоровья учащихся. Краснодар, 1993. 171 с.
3. Енокаева С.С. Интегративный подход к формированию культуры здоровья школьников // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2016. Вып. 4 (186). С. 160-166.
4. Технология проектирования рекреационно-оздоровительной деятельности в образовательном учреждении / Ю.А. Джаубаев, Р.В. Бальба, Г.А. Лундина [и др.] // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2015. Вып. 4 (169). С. 94-99.
5. Рыбачук Н.А. Педагогическая технология здоровьесбережения студентов в гуманистически ориентированном вузе: монография. Краснодар, 2002. 231 с.
6. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. М., 1980. 120 с.
7. Kagan J.S, Reznicr J., Snidman N. The physiology and psychology of inhibition in children // Child Development. 1987. Vol. 58, № 6. P. 1459-1473.
8. Демкина Е.В. Предпосылки исследования проблемы «ментальности» и «менталитета» в трудах зарубежных и отечественных мыслителей // Социосфера. 2011. № 4. С. 18-23.
References:
1. Solovyov G.M., Rezenkova O.V. Some theoretical and methodological aspects of health and culture of a healthy lifestyle // Physical culture: upbringing, education and training. 2010. No. 2. P. 68-73.
2. Gurin V.Ye., Degteryov E.A., Dubrovsky A.A. Pedagogy of students' health. Krasnodar, 1993. 171 pp.
3. Enokaeva S.S. Integrative approach to the formation of culture of health of school students // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Pedagogy and Psychology. 2016. Iss. 4 (186). P. 160-166.
4. Technology of design of the recreational and health improving activity in an educational institution / Yu.A. Dzhaubaev, R.V. Balba, G.A. Lundin [at al] // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2015. Iss. 4 (169). P. 94-99.
5. Rybachuk N.A. Pedagogical technology of students' health saving in a humanistically oriented university: a monograph. Krasnodar, 2002. 231 pp.
6. Brekhman I.I. Valeology is a health science. M., 1980. 120 pp.
7. Kagan J.S., Reznicr J., Snidman N. The physiology and psychology of inhibition in children // Child Development. 1987. Vol. 58, No. 6. P. 1459-1473.
8. Demkina E.V. Preconditions of research of problematic aspects of «mind» and «mentality» in the works of foreign and domestic thinkers // Sociosphere. 2011. No. 4. P. 18-23.