Научная статья на тему 'Теоретико-методологические основы формирования культуры здоровья обучающихся'

Теоретико-методологические основы формирования культуры здоровья обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
436
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / ПРИНЦИПЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чедов Константин Васильевич

Культура здоровья является важнейшим компонентом общечеловеческой культуры, одним из способов создания гармонии жизни. Методологические основы формирования культуры здоровья обучающихся определяются такими подходами как аксиологический, культурологический, системный, личностно-деятельностный. Данные подходы к формированию культуры здоровья обучающихся доказывают неоднозначность этого процесса, что обуславливает комплекс принципов, обоснование которых представлено в статье. Рассмотренные в статье методологические подходы и принципы обуславливают целевой, содержательный и деятельностный компоненты обучения, воспитания и развития растущего человека с точки зрения ценностей общей культуры социума. Результаты анализа методологических основ формирования культуры здоровья обучающихся создают предпосылки для моделирования педагогической системы, включая повышение компетентности педагогов, методическое сопровождение, проведение диагностических мероприятий, определение эффективности данного направления образовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical and methodological bases of formation the culture of health of students

The culture of health is an important component of the universal human culture, one of the ways to create harmony of life. The methodological basis for the formation of culture of health for students is determined by such approaches as axiological, culturological, systemic, personality-activity. These approaches to the formation of the culture of health of students prove the ambiguity of this process, which causes a set of principles, the rationale of which is presented in the article. The methodological approaches and principles considered in the article determine the target, content and activity components of the education, upbringing and development of a growing person in terms of the values of the general culture of the society. The results of the analysis of the methodological foundations of the formation of the health culture of the students create the prerequisites for modeling the pedagogical system, including increasing the competence of teachers, methodological support, conducting diagnostic activities, and determining the effectiveness of this area of educational activity.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические основы формирования культуры здоровья обучающихся»

компетентность выпускника к деятельности в соответствии со своим предназначением.

С учетом приведенных подходов к понятию мотивации и наших научных изысканий нами определено понятие «мотивация курсантов к спортивно-массовой работе», под которой мы понимаем процесс побуждения курсантов к занятиям спортом на основе актуализации мотивов, детерминированных военно-профессиональной направленностью личности курсанта, его индивидуальными психологическими особенностями и потребностями в улучшении физического состояния.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2002. - 512 с.

2. Леонтьев, А.Н. Некоторые психологические вопросы воздействия на личность / А.Н. Леонтьев // Проблемы научного коммунизма. Вып. 2 / Акад. Общественных наук при ЦК КПСС, кафедра научного коммунизма. - М. : Мысль, 1968. - С. 36.

3. Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М. : Педагогика-Пресс, 1999. - 440 с

4. Яковлев, Б.П. Мотивация и эмоции в спортивной деятельности / Б.П. Яковлев. - М. : Советский спорт, 2014. - 312 с.

REFERENCES

1. Ilyin, E.P. (2002), Motivation and motive, Peter, St. Petersburg.

2. Leontiev, A.N. (1968), "Some psychological questions of influence on the person, the problems of scientific communism", the Academy of social sciences the department of scientific communism, Thought, Moscow, pp. 36

3. Ed. Zinchenko, V.P. and Meshcheryakov, B.G. (1999), The psychological dictionary, Pedagogic-Press, Moscow.

4. Yakovlev, B.V. (2014), Motivation and emotions in sport activities, Soviet sport, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 28.10.2017

УДК 796.011

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Константин Васильевич Чедов, кандидат педагогических наук, доцент, Пермский государственный национальный исследовательский университет (ПГНИУ),

Пермь

Аннотация

Культура здоровья является важнейшим компонентом общечеловеческой культуры, одним из способов создания гармонии жизни. Методологические основы формирования культуры здоровья обучающихся определяются такими подходами как аксиологический, культурологический, системный, личностно-деятельностный. Данные подходы к формированию культуры здоровья обучающихся доказывают неоднозначность этого процесса, что обуславливает комплекс принципов, обоснование которых представлено в статье. Рассмотренные в статье методологические подходы и принципы обуславливают целевой, содержательный и деятельностный компоненты обучения, воспитания и развития растущего человека с точки зрения ценностей общей культуры социума. Результаты анализа методологических основ формирования культуры здоровья обучающихся создают предпосылки для моделирования педагогической системы, включая повышение компетентности педагогов, методическое сопровождение, проведение диагностических мероприятий, определение эффективности данного направления образовательной деятельности.

Ключевые слова: культура здоровья, методологические подходы, принципы.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASES OF FORMATION THE CULTURE OF HEALTH OF STUDENTS

Konstantin Vasilyevich Chedov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Perm State University, Perm

Annotation

The culture of health is an important component of the universal human culture, one of the ways to create harmony of life. The methodological basis for the formation of culture of health for students is determined by such approaches as axiological, culturological, systemic, personality-activity. These approaches to the formation of the culture of health of students prove the ambiguity of this process, which causes a set of principles, the rationale of which is presented in the article. The methodological approaches and principles considered in the article determine the target, content and activity components of the education, upbringing and development of a growing person in terms of the values of the general culture of the society. The results of the analysis of the methodological foundations of the formation of the health culture of the students create the prerequisites for modeling the pedagogical system, including increasing the competence of teachers, methodological support, conducting diagnostic activities, and determining the effectiveness of this area of educational activity.

Keywords: culture of health, methodological approaches, principles.

Формирование личности, соответствующей современным социальным требованиям является важнейшей функцией образования. Накопленный человечеством опыт, духовная и материальная мировая культура служат строительным материалом, источником созидания личности. Передача основных элементов социальной культуры каждому растущему и молодому человеку, разностороннее развитие личности становятся объективной необходимостью в демократическом обществе. В этом заключается смысл всеобщего и непрерывного образования.

Наиболее общими социальными потребностями являются создание здоровой, жизнедеятельной нации; создание благоприятных условий для развития способностей и талантов каждого человека, сбережение и развитие его здоровья. Уровень сформированности этих потребностей находится в прямой зависимости от уровня образованности и воспитанности человека, его культуры. Формирование и развитие культуры человека осуществляется в течение всей его жизни главным образом в системе общественных отношений и образования [5].

Культура здоровья является важнейшим компонентом общечеловеческой культуры, одним из способов создания гармонии жизни. Культура здоровья личности, помимо результатов деятельности людей, выражающихся в уровне их здоровья, проявляется на уровне человеческих способностей, реализуемых в здоровом образе жизни [3].

На основе теоретического анализа сущности понятия «культура здоровья», нами выявлены его ключевые характеристики: основой культуры здоровья является отношение человека к собственному здоровью и здоровью других людей как к ценности; неотъемлемым компонентом культуры здоровья является организация здорового образа жизни; ценностным потенциалом культуры здоровья является совокупность духовно-нравственных ценностей; культура здоровья проявляется в поведении человека, что является предпосылкой сбережения и укрепления его здоровья [4].

Таким образом, «культура здоровья» нами понимается как часть общей культуры личности, включающая систему знаний о здоровье как социально-культурном явлении, методах самодиагностики психофизического состояния, компонентах здорового образа жизни; осознание личностной значимости ценности здоровья и здоровой жизнедеятельности как необходимости личностного саморазвития; способность сознательной выработки индивидуальной стратегии сбережения и развития здоровья.

Актуализация научно-педагогических и психологических исследований в области формирования культуры здоровья подрастающего поколения обусловлена пониманием важности сбережения и развития здоровья детей, подростков и молодежи как

стратегической задачи современного образования [2].

Разработку модели формирования культуры здоровья обучающихся необходимо осуществлять с учетом современных ценностей в области образования, воспитания и оздоровления растущего человека, что обуславливает определение методологических основ ее проектирования.

Методологические основы формирования культуры здоровья обучающихся определяются такими подходами как аксиологический, культурологический, системный, лич-ностно-деятельностный [1].

Аксиологический (ценностный) подход (О. С. Васильева, М. С. Каган, В. В. Нико-лина, Н. Н. Никандров, В. А. Сластенин, Ф. Р. Филатов) рассматривает человека как наивысшую ценность общества. На всех этапах развития общества оставались постоянными базовые человеческие ценности: здоровье, любовь, мир, красота и другие. В настоящее время необходимо более глубокое осмысление этих ценностей. Здоровье, как наивысшая человеческая ценность, соотносится с основными ценностными ориентациями личности и занимает определенное положение в ценностной иерархии (А. Маслоу). В контексте аксиологического подхода формирование культуры здоровья обучающихся проявляется в осознании ими здоровья как неотъемлемой части жизненных ценностей, убежденности в необходимости вести здоровую жизнедеятельность, которая позволяет наиболее полно осуществить намеченные цели, реализовать свой физический и духовный потенциал.

Культурологический подход рассматривает культуру здоровья как часть общей человеческой культуры, разновидность культуры духовной. С позиции данного подхода деятельность по сбережению и развитию здоровья, понимается как неотъемлемый компонент культуры и способ развития личности. В рамках культурологического подхода основополагающие ценности образования рассматриваются не только как информационно-зна-ниевые и познавательные, но расширяют культурные основы педагогического процесса за счет содержания и принципов построения учебных планов и программ на основе продуктивной и творческой деятельности взрослого и ребенка.

Системный подход (В. П. Беспалько, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, Н.В. Кузьмина, Г. П. Щедровицкий, др.) к формированию культуры здоровья обучающихся позволяет изучать ее как интегральную системную характеристику, что обуславливает определение компонентов культуры здоровья ребенка, подростка. С точки зрения системного подхода культура здоровья понимается как гармоничное развитие познавательной, оздоровительной и гигиенической деятельности человека с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Основными элементами культуры здоровья как системы являются теоретические и практико-ориентированные знания о своем здоровье и здоровье окружающих людей, умения и навыки реализации здоровой жизнедеятельности [6].

Личностно-деятельностный подход (Л. С. Выготский, М. С. Каган, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, др.) базируется на изучении ценностных основ и содержания образования, ориентированных на поддержание и развитие в человеке механизмов самовоспитания и самосовершенствования, необходимые для взаимодействия в обществе, для успешной деятельности по сбережению и развитию здоровья. Личностно-деятельностный подход предполагает выбор педагогических технологий, методов, средств формирования культуры здоровья обучающихся, которые ориентируют учение на личностные результаты; определяет перспективы преодоления знаниевого подхода на основе инновационной и развивающей направленности системы образования.

Рассмотренные методологические подходы к формированию культуры здоровья обучающихся доказывают неоднозначность этого процесса и сложность раскрытия его сущности с точки зрения одного подхода, что обуславливает комплекс принципов, в том числе:

- принцип научности отражает закономерности построения педагогических процессов по формированию культуры здоровья обучающихся с опорой на научные

представления, теоретические наработки отечественных и зарубежных ученых в данной области знания;

- принцип гуманизации обосновывает важность соблюдения прав обучающихся в самостоятельной деятельности, активности, сознательного участия в получении новых знаний и их применении; учет индивидуальных потребностей, особенностей психофизического состояния и здоровья обучающегося в педагогической деятельности, направленной развитие личности растущего человека;

- принцип непрерывности заключается в непрерывной деятельности и корректировке педагогических воздействий по формированию культуры здоровья обучающихся учитывая то, что в образовательной системе изменяются потребности, интересы, ценностные установки детей, подростков и учащейся молодежи, корректируются межличностные отношения в социальной среде;

- принцип субъект-субъектного взаимодействия, предполагает сотрудничество образовательных организаций с лечебно-профилактическими учреждениями, учреждениями физической культуры и спорта, культуры, совместная деятельность с родительской общественностью по формированию ценностных установок у обучающихся в области здорового образа жизни и овладения опытом здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей деятельности;

- принцип цикличности предусматривает формирование динамических стереотипов у обучающихся на основе повторения последовательности педагогических воздействий, направленных на формирование ценностно-мотивационного, содержательного и деятельностного компонентов культуры здоровья у растущего человека.

Рассмотренные методологические подходы и принципы отражают теоретико-методологические основы формирования культуры здоровья обучающихся; обуславливают целевой, содержательный и деятельностный компоненты обучения, воспитания и развития растущего человека с точки зрения ценностей общей культуры социума. Результаты анализа методологических основ формирования культуры здоровья обучающихся создают предпосылки для моделирования педагогической системы, включая повышение компетентности педагогов, методическое сопровождение, проведение диагностических мероприятий, определение эффективности данного направления образовательной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абросимова, И.Ю. Формирование экологически целесообразной культуры здорового и безопасного образа жизни у младших школьников: монография / И.Ю. Абросимова, О.С. Гладышева, В.В. Николина ; Нижегородский институт развития образования. - Нижний Новгород : [б.и.], 2014. - 169 с.

2. Кокорина, О.Р. Гуманистическая направленность здоровьесберегающего образования / О.Р. Кокорина // Вестник московского государственного университета культуры и искусств. - 2011.

- № 6. - С. 131-134.

3. Кудашев, Р.К. Формирование культуры здоровья студентов в здоровьесберегающей образовательной среде вуза / Р.К. Кудашев // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. - 2012. - Вып. 5. - С. 117-123.

4. Орехова, Т.Ф. Здоровьетворящее образование в современной школе: актуальность и теоретико-практические основы / Т. Ф. Орехова // Научный результат. Серия : Педагогика и психология образования. - 2015. - № 3. - С. 61-69.

5. Трещева, О.Л. Культура здоровья личности как системная категория / О. Л. Трещева // Научные труды. Т. 1. - Омск, 2004. - С. 15-21.

6. Характеристика культуры здоровья личности с позиции системного подхода / О.Л. Трещева, А.Г. Карпеев, О. В. Криживецкая, А. А. Терещенко // Омский научный вестник. - 2014.

- № 1 (125). - С. 154-157.

REFERENCES

1. Abrosimova, I.Yu. (2014), Formation of ecologically expedient culture of a healthy and safe way of life in younger schoolchildren, Nizhny Novgorod Institute for the Development of Education, Russia.

2. Kokorina, O.R. (2011), "The humanistic orientation of health-saving education", Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts, No. 6, pp. 131-134.

3. Kudashev, R.K. (2012), "Formation of culture of health of students in the health-saving educational environment of the university", Bulletin of the Baltic Federal University. I. Kant, Vol. 5, pp. 117-123.

4. Orekhova, T.F. (2015), "Health education in modern school: relevance and theoretical and practical basis", Scientific result (series: Pedagogy and psychology of education), No. 3, pp. 61-69.

5. Trescheva, O.L. (2004), "Health culture of the individual as a system category", Scientific works, Vol. 1, pp. 15-21.

6. Trescheva, O.L., Karpeev, A.G., Krizhivetskaya, O.V. and Tereshchenko, A.A. (2014), "Characteristics of the health culture of the individual from the position of the system approach", Omsk Scientific Herald, No. 1 (125), pp. 154-157.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 08.11.2017

УДК 376.42:37.037.1

СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ И КОРРЕКЦИИ ТРУДОВЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ К ДИФФЕРЕНЦИРОВАНИЮ МЫШЕЧНЫХ

УСИЛИЙ

Сурож Фуркатович Шамуратов, аспирант,

Михаил Александрович Правдов, доктор педагогических наук, профессор, Дмитрий Михайлович Правдов, кандидат педагогических наук, доцент, Ивановский государственный университет Шуйский филиал, г. Шуя

Аннотация

В статье представлены физические упражнения для формирования и коррекции трудовых действий у детей с легкой степенью умственной отсталости на основе развития способности к дифференцированию мышечных усилий с предметами разного веса и размера.

Ключевые слова: дифференцирование мышечных усилий, физические упражнения, трудовые действия, дети с легкой степенью умственной отсталости.

MEANS OF FORMATION AND CORRECTION OF LABOR ACTIONS AT

CHILDREN WITH MILD MENTAL RETARDATION ON THE BASIS OF DEVELOPMENT OF ABILITY TO DIFFERENTIATE THE MUSCULAR EFFORT

Surozh Furkatovich Shamuratov, the postgraduate student,

Mikhail Aleksandrovich Pravdov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Dmitry Mikhailovich Pravdov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Shuya branch of Ivanovo State University, Shuya

Annotation

The article has presented the physical exercises for the formation and correction of labor actions among the children with mild mental retardation on the basis of the development of the ability to differentiate muscular efforts with objects of different weights and sizes.

Keywords: differentiation of muscular efforts, physical exercises, labor actions, children with mild mental retardation.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема формирования и коррекции двигательных нарушений у детей с легкой степенью умственной отсталости (ЛСУО) является одной из ключевых в системе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.