Научная статья на тему 'Психолого-педагогическая концепция формирования культуры здоровья студентов классического университета'

Психолого-педагогическая концепция формирования культуры здоровья студентов классического университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
188
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культура здоровья / концепция / формирование / здоровьесбережение / классический университет / информационно-образовательная среда. / health culture / concept / formation / health / preservation / classical university / informational and educational environment.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А. М. Лощаков

Необходимость улучшения здоровья россиян, формирования здорового образа жизни, преодоления негативной трансформации личности делает актуальной тему поиска новых подходов к решению задач формирования культуры здоровья. В первую очередь это относится к учащейся молодежи. В настоящее время в классическом университете актуальными являются проблемы между потенциалом психологической науки, имеющей большое количество исследований в области здоровьесбережения, и отсутствием современной психолого-педагогической концепции формирования культуры здоровья; а также между необходимостью внедрения психолого-педагогических здоровьесберегающих технологий в высшем образовании, обеспечивающих синтез теоретических знаний и практических компетенций, и недостаточной теоретико-методологической разработкой данного вопроса. Поиск путей преодоления данных противоречий определил потребность разработки психолого-педагогической концепции формирования культуры здоровья студентов классического университета. Результаты реализации концепции, модели и программы психолого-педагогического сопровождения формирования культуры здоровья студентов классического университета позволили выявить системный характер взаимосвязи между проектированием здоровьесберегающей информационно-образовательной среды классического университета и формированием культуры здоровья студентов. Полученные результаты позволяют наметить перспективы дальнейших исследований, связанных с формированием культуры здоровья, что позволит совершенствовать понятийный аппарат, разработать учебно-методическое обеспечение этого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А. М. Лощаков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONCEPT OF FORMING CULTURE OF HEALTH STUDENTS OF CLASSICAL UNIVERSITY

The need to improve the health of Russians, to form a healthy lifestyle, to overcome the negative transformation of the individual makes it relevant to search for new approaches to solving problems of health culture. First of all, this applies to studying young people. Currently, in a classical university, there are problems between the potential of psychological science, which has a large amount of research in the field of health preservation, and the lack of a modern psychological and pedagogical concept of shaping a health culture; and also between the necessity of introducing psychological and pedagogical health-saving technologies in higher education, providing a synthesis of theoretical knowledge and practical competencies, and an insufficient theoretical and methodological development of this issue. The search for ways to overcome these contradictions determined the need to develop a psychological and pedagogical concept of shaping the health culture of students of a classical university. The results of the implementation of the concept, model and program of psychological and pedagogical support for the formation of a student’s health culture at a classical university revealed the systemic nature of the relationship between the design of a health-saving information and educational environment of a classical university and the formation of a student health culture. The obtained results allow us to outline the prospects for further research related to the formation of a culture of health, which will allow us to improve the conceptual apparatus, to develop educational and methodological support for this process.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическая концепция формирования культуры здоровья студентов классического университета»

УДК 159.92

А. М. Лощаков

кандидат педагогических наук, доцент;

доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и медицины чрезвычайных ситуаций,

Ивановской государственной медицинской академии; e-maiL: Loschakovam@rambLer.ru

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Необходимость улучшения здоровья россиян, формирования здорового образа жизни, преодоления негативной трансформации личности делает актуальной тему поиска новых подходов к решению задач формирования культуры здоровья. В первую очередь это относится к учащейся молодежи. В настоящее время в классическом университете актуальными являются проблемы между потенциалом психологической науки, имеющей большое количество исследований в области здоровьесбережения, и отсутствием современной психолого-педагогической концепции формирования культуры здоровья; а также между необходимостью внедрения психолого-педагогических здоровьесберегающих технологий в высшем образовании, обеспечивающих синтез теоретических знаний и практических компетенций, и недостаточной теоретико-методологической разработкой данного вопроса. Поиск путей преодоления данных противоречий определил потребность разработки психолого-педагогической концепции формирования культуры здоровья студентов классического университета. Результаты реализации концепции, модели и программы психолого-педагогического сопровождения формирования культуры здоровья студентов классического университета позволили выявить системный характер взаимосвязи между проектированием здоровьесберегающей информационно-образовательной среды классического университета и формированием культуры здоровья студентов. Полученные результаты позволяют наметить перспективы дальнейших исследований, связанных с формированием культуры здоровья, что позволит совершенствовать понятийный аппарат, разработать учебно-методическое обеспечение этого процесса.

Ключевые слова: культура здоровья; концепция; формирование; здоровьесбе-режение; классический университет; информационно-образовательная среда.

A. M.Loschakov

candidate of pedagogical sciences,

associate professor Associate Professor of the Department of Life Safety and Emergency

Medicine Ivanovo State Medical Academy; e-maiL: Loschakovam@rambLer.ru,

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONCEPT OF FORMING

CULTURE OF HEALTH STUDENTS OF CLASSICAL UNIVERSITY

The need to improve the heaLth of Russians, to form a heaLthy LifestyLe, to overcome the negative transformation of the individual makes it relevant to search for new approaches to solving problems of health culture. First of aU, this applies to studying young people. Currently, in a classical university, there are problems between the potential of psychological science, which has a large amount of research in the field of health preservation, and the lack of a modern psychological and pedagogical concept of shaping a heaLth cuLture; and aLso between the necessity of introducing psychoLogicaL and pedagogicaL heaLth-saving technoLogies in higher education, providing a synthesis of theoreticaL knowLedge and practicaL competencies, and an insufficient theoretical and methodological development of this issue. The search for ways to overcome these contradictions determined the need to deveLop a psychoLogicaL and pedagogicaL concept of shaping the heaLth cuLture of students of a classical university. The results of the implementation of the concept, model and program of psychological and pedagogical support for the formation of a student's health culture at a classical university revealed the systemic nature of the relationship between the design of a health-saving information and educational environment of a classical university and the formation of a student health culture. The obtained results aHow us to outline the prospects for further research related to the formation of a culture of health, which wiU aHow us to improve the conceptual apparatus, to develop educational and methodological support for this process.

Key words: health culture; concept; formation; health; preservation; classical university; informational and educational environment.

Фундаментальное образование в современных условиях - это не только знания, умения, навыки, это и его гуманизация, формирование ценностей, мотивов, готовности к здоровьесберегающей профессиональной деятельности, к преобразованию окружающей социальной среды. Здоровье является одним из феноменов, наиболее остро определяющих специфику современного состояния общества в его движении к исторически новому состоянию. Негативные социальные и культурные процессы, происходящие в современном обществе ведут, в частности, к изменению образа жизни и, в целом, к психологической трансформации личности. Необходимость улучшения здоровья россиян, формирования здорового образа жизни, преодоления негативной трансформации личности делает актуальной тему поиска новых подходов в решении задач формирования культуры здоровья. В первую очередь это относится к учащейся молодежи. Выпускники современных общеобразовательных школ поступают в вуз уже со сложившимся, часто не всегда здоровым образом жизни. Поэтому

задачей высшего образования, помимо традиционных, становится создание в педагогическом процессе благоприятных условий для формирования культуры здоровья всех субъектов образовательного процесса.

Проблемы культуры здоровья исследуют ученые многих специальностей: врачи, психологи, педагоги, организаторы здравоохранения, философы, гигиенисты, экологи, социологи, генетики, физиологи и т. д. Педагогической психологии в настоящее время особенно необходима помощь медицины, философии, социологии и других наук, так как большинство неудач формирования культуры здоровья имеют поведенческую основу. Целенаправленное поведение человека по формированию культуры здоровья всегда связано с соответствующей мотивацией, которая вырабатывается в процессе воспитания. Результаты экспериментов ряда ученых (И. Х. Нотфуллин, Л. П. Борисова, И. Н. Растворцева, А. П. Стариков, В. В. Сокорев, Т. В. Антонова, С. А. Срулевич, О. В. Турбачкина, С. В. Скляров) показывали определенные достижения по формированию культуры здоровья, но представленные подходы не получили дальнейшего теоретико-практического развития [цит. по: Лощаков 2018, с. 70]. Это можно объяснить тем, что в проведенных учеными исследованиях не учитывается многогранность подходов к формированию культуры здоровья, не предлагается их системная совокупность, которая позволяет решить эти методологические проблемы путем интеграции всех подходов в концепции и произвести системный анализ.

Концептуальная идея нашего исследования заключалась в авторской парадигме - понимании формирования культуры здоровья студентов классического университета как полидетерминированного процесса, в котором психолого-педагогические основания дополняются социальными и естественно-научными на базе личностного, деятельностного, психосоциального, субъектного, комплексного, системного, средового и акмеологического подходов. Указанные подходы - направления методологии научного познания, в основе которых лежит целостное комплексное системное исследование личности в единстве основных факторов ее развития: образовательного процесса как единства обучения и воспитания, психологии здоровьесбере-гающей информационно-образовательной среды, психосоциальной деятельности, качеств личности.

Согласно совокупности подходов, в процессе обучения максимально учитывались национальные, половозрастные, индивидуально-психологические, статусные особенности студентов. Учет осуществлялся через содержание и форму учебных заданий, характер общения преподавателя со студентом. При этом вопросы, замечания, задания стимулировали личностную, интеллектуальную активность студентов, поддерживали и направляли их учебную деятельность без излишнего фиксирования ошибок, промахов, неудачных действий. Предполагалась также мотивация, без которой невозможна никакая деятельность. Потребность в сохранении и укреплении здоровья - это предпосылка, энергетический источник деятельности. Однако сама по себе потребность не определяла деятельность - ее определяло стремление к здо-ровьесберегающему поведению, формированию культуры здоровья своей и окружающих.

Психолого-педагогическая концепция формирования культуры здоровья студентов классического университета понималась нами как система научно-обоснованных, связанных между собой взглядов на процесс формирования культуры здоровья студентов классического университета на основе совокупности личностного, деятельностного, психосоциального, субъектного, комплексного, системного, средово-го и акмеологического подходов с учетом достижений современной психолого-педагогической теории и практики.

Личностный подход подразумевал, что в центре формирования культуры здоровья находится сам студент - его мотивы, цели, потребности, индивидуальные психологические особенности. Этот подход позволял учитывать исходный образ жизни студента, состояние его здоровья и тип медико-гигиенического поведения. Мы не ставили задачу непримиримой и экстренной борьбы с вредными привычками, не делали основной акцент на имеющихся проблемах. Более успешным стало создание новой, позитивной, доминанты, связанной с имеющимися резервами в сфере здоровьесбережения. В процессе формирования культуры здоровья происходило психическое преобразование студента от индивида к личности и - далее к субъекту высшего образования.

С личностным подходом тесно связан деятельностный подход. Их сочетание рассматривалось как психологическая основа организации образовательного процесса. Данный подход в стратегии формирования культуры здоровья переводил направленность этого процесса на постановку и решение самими студентами конкретных учебных задач

(познание основ здоровья, исследовательская деятельность по профилактике стресса, развитию толерантного поведения, преобразование образа жизни, проектирование индивидуальных оздоровительных программ и т. д.). Студент включался в деятельность и вместо традиционного взаимодействия преподавателя со студентом как субъект -объект, появлялось новое взаимодействие субъект - субъект.

Деятельность студентов всегда зависима от социума и от собственной психики. Эти направляющие заставляли обучающихся адаптироваться к определенным условиям существования, но сохраняли при этом определенную возможность свободного выбора своих поступков.

В связи с этим представлялось важным при формировании культуры здоровья использовать психосоциальный подход, который характеризовал культуру здоровья как множество связанных стереотипов, потребностей, мотиваций, обеспечивающих здоровьес-берегающую социальную коммуникацию. Данный подход позволял сохранять равновесный баланс между внутренней психической жизнью студента и его отношениями в социуме. Он влиял на психоэмоциональное благополучие, на жизнедеятельность и поэтому чрезвычайно важен при формировании культуры здоровья.

Суть психосоциального подхода - изучение закономерностей развития культуры здоровья не от умозрительной модели или доопыт-ной теории, а от действительных исторических, социокультурных, личностных детерминант реального уровня культуры здоровья. Психосоциальный подход подразумевал понимание того, что формирование культуры здоровья не может происходить вне общества. В ходе изучения личности во всем многообразии психосоциальных связей (образа жизни, семьи, условий жизни и т. д.) были даны ответы на вопросы о формировании культуры здоровья студентов в психосоциальном окружении, месте, занимаемом ими в психосоциальном пространстве, их включенности в психосоциальные группы, восприятии ими культурных норм, отклонениях от них. При формировании культуры здоровья личность всегда соотносит свои действия с действиями других, согласует их либо с требованиями общества, либо с их активным неприятием.

С психосоциальным подходом тесно связан средовой подход, который в нашем исследовании представлял собой осуществляемую через специально организованную здоровьесберегающую

информационно-образовательную среду теорию управления процессом формирования культуры здоровья студента.

Уместность применения средового подхода возможно объяснить тем, что студента от негативного воздействия внешней среды не может защитить никакой вуз. Но внутри классического университета в процессе обучения стало возможно организовать условия сохранения и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса и соответствующую деятельность по сопротивлению и противоборству девиантному поведению, социальным угрозам. Это перевоплощало классический университет в общественный институт социализации личности, в котором формировалась социально активная, зрелая, самостоятельная личность, обладающая гуманистическим здоровьес-берегающим мышлением и наивысшим уровнем культуры здоровья.

Средовой подход использован в нашем исследовании как основа целенаправленной деятельности по созданию здоровьесберегающей информационно-образовательной среды классического университета. Как пишет Ю. С. Мануйлов, образовательная среда формирует культуру здоровья студентов, задавая те или иные стереотипы, модели, «коридоры» движения по жизни [Мануйлов 2002]. По П. А. Кисляко-ву, богатая среда обогащает, бедная - обедняет, свободная - освобождает, здоровая - оздоравливает, опасная - угрожает жизни и здоровью, безопасная - создает комфортные условия, т. е. создает тип личности с задуманными психическими показателями [Кисляков 2014].

Парадигмальным для формирования культуры здоровья являлся субъектный подход. Его использование предполагало рассмотрение студента не только в качестве объекта, но и субъекта, активного участника здоровьесберегающего образования, способного к саморазвитию, самообразованию и самосовершенствованию. Такой подход можно охарактеризовать как субъектно-деятельностный, который обосновывает взаимосвязь и взаимообусловленность деятельности человека и формирование его сознания и самосознания.

Комплексный подход в формировании культуры здоровья подразумевал учет взаимодействия разнохарактерных факторов, обусловливающих эффективность профессионального образования и формирующих культуру здоровья и был направлен на выявление многоаспектности, многофакторности, взаимосвязи причин и составляющих процесса формирования культуры здоровья. На практике он проявлялся межведомственной и междисциплинарной интеграцией работы по формированию культуры здоровья.

Изучая формирование культуры здоровья с позиций системного подхода, мы наполняли эту систему внутренними факторами, внешними условиями и положительным интегральным результатом, который зависел от оптимального сочетания системообразующих, систе-монаполняющих и системообусловливающих компонентов [Трещева, Карпеев, Криживецкая, Терещенко 2014].

Опыт жизнедеятельности в сфере здорового образа жизни, т. е. содержательные компоненты, являются главными системообразующими компонентами. Безусловно, к таким компонентам относится и индивидуальное здоровье, изучение которого, с позиций системного подхода, рассматривает системные (гештальт-критерии системы здоровья человека), а не изолированные признаки.

Психологическая готовность к реализации опыта жизнедеятельности на практике, т. е. структурные компоненты - это главные си-стемонаполняющие компоненты. С позиций системного подхода необходимо также обязательное изучение динамики формирования культуры здоровья студентов, выделение зоны ближайшего развития, которая может показать пластичность предлагаемой системы при различных воздействиях, т. е. возможности ее коррекции или самокоррекции.

Системообусловливающие компоненты - это психологические факторы формирования культуры здоровья студентов (качества личности: ценностные ориентации на здоровьесберегающую деятельность; стойкая учебная мотивация; учебно-психологическая стрессо-устойчивость; способность саморазвития и предвидения последствия своих действий, прогнозирования наилучших результатов; толерантное поведение; коммуникативность), психолого-педагогические условия, а также психолого-педагогическое сопровождение.

В современных условиях высшего образования нередко имеет место нежелание и неумение студентов заниматься самообразованием, самостоятельно добывать знания, пассивное отношение к получению высшего образования. Для преодоления таких негативных тенденций нами был использован акмеологический подход к формированию культуры здоровья студентов. Этот подход в нашем исследовании являлся интегративным, опирающимся на субъектный, комплексный, системный подходы. Такая интеграция предоставляла наиболее полную возможность организовать психолого-педагогическое сопровождение формирования культуры здоровья студентов классического

университета. Интеграция позволяла студенту, изменяя себя, способствовать изменению той образовательной среды, в которой он осуществляет свою деятельность.

В основе процесса формирования культуры здоровья лежит организационная деятельность преподавателя, который прогнозируя и предопределяя появление психологических новообразований у студентов, должен управлять такой деятельностью. Для оптимального управления преподаватель должен хорошо знать не только подходы, но и условия, принципы и качества личности студентов, способствующие формированию культуры здоровья.

На рисунке 1 представлены основные подходы к формированию культуры здоровья студентов классического университета.

Формирование культуры здоровья студентов классического университета детерминировано психолого-педагогическими (управляемыми с точки зрения образовательной системы) условиями, от которых зависит эффективность этого психологического новообразования:

1) разработка стратегии, тактики и технологии формирования культуры здоровья на основе предлагаемой психолого-педагогической модели с обязательным согласованием всех компонентов между собой;

2) ориентация на высшие уровни продуктивного учебного взаимодействия;

3) осуществление комплексной диагностики культуры здоровья студентов классического университета по этапам ее формирования с всеобъемлющим учетом диагностических данных;

4) наличие наивысшего уровня культуры здоровья профессорско-преподавательского состава и руководителей образовательных учреждений;

5) разработка и реализация психолого-педагогического сопровождения формирования культуры здоровья; 6) высокий уровень мастерства преподавателя по развитию направленности студента на здо-ровьесберегающее поведение.

Психолого-педагогические условия реализуются посредством соблюдения определенных принципов. В основе разработки концепции формирования культуры здоровья студентов классического университета нами положены общенаучные и ведущие психолого-педагогические принципы, соблюдение которых составляет основу продуктивной работы по формированию культуры здоровья студентов классического университета.

Подход

Цель и содержание подхода

Результат

V

Психосоциальный подход

Личностный подход

Деятельностный подход

Средовой подход ^ ^

Субъектный подход

Комплексный подход

Системный подход

Акмеологический подход

V

Движение к процессу формирования культуры здоровья от реальных показателей объективного состояния культуры здоровья

В центре формирования культуры здоровья находится студент - его мотивы, цели, потребности, индивидуальные психологические особенности

Формирование культуры здоровья происходит через деятельность, которая создаёт её особенности; новые знания не даются в готовом виде

Учет взаимодействия разнохарактерных факторов, обусловливающих эффективность формирования культуры здоровья

Опосредованное образовательной средой формирования культуры здоровья студентов

Студент - не только объект, но и субъект, активный участник здоровьесбе-регающего образования

Формирование культуры здоровья - целостная система с психолого-педагогическими принципами, психолого-педагогическими условиями и психологическими факторами

Учет взаимодействия разнохарактерных факторов, обусловливающих эффективность формирования культуры здоровья

V

Индивид

Личность

Развитие субъекта через деятельность

Образовательная среда

Субъект образовательного процесса

Интеграция качеств, свойств

Развитие компонентов для функционирования системы

<

Акме

КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТА

Рис. 1. Основные подходы к формированию культуры здоровья студентов классического университета

Общенаучными принципами обучения при формировании культуры здоровья студентов являлись научность, доступность, проблем-ность, наглядность, активность и сознательность обучающихся, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения.

Ведущими психолого-педагогическими принципами являлись: здоровьесберегающий (формирование, сохранение и укрепление в образовательном процессе здоровья его субъектов); информационной безопасности (четкий отбор информации по вопросам здоровья и строгое соблюдение границ педагогической компетентности в вопросах здоровья); информационного опережения (заблаговременное получение студентом знаний о здоровье, с учетом «зон ближайшего развития» по Л. С. Выготскому); единства сознания и деятельности (рассмотрение культуры здоровья как единого вида деятельности человека); субъектности (изучение формирования, становления и саморазвития культуры здоровья); детерминизма (изучение взаимодействия внешних условий формирования и внутренних факторов формирования культуры здоровья с позиций решающей роли здорового стиля жизни как ведущего фактора в отношениях личности и социума в сфере сохранения здоровья); развития (выявление проблем и противоречий, анализа закономерностей формирования культуры здоровья в системе высшего образования, рассмотрения культуры здоровья в контексте общей культуры личности); комплексности и системности (анализ разнородных факторов, формирующих культуру здоровья и моделирование ее оптимального формирования в условиях образования в классическом университете); междисциплинарности и использования межпредметных связей (широкая междисциплинарную совокупность научных исследований и учебных предметов в содержательном и структурно-функциональном единстве процесса формирования культуры здоровья), обратной связи (разработке и реализации путей устранения выявленных в ходе исследования проблем формирования культуры здоровья, параллельном решении исследовательских, образовательных и коррекционных задач), гуманизма (определение места культуры здоровья в структуре жизненных ценностей и ее роли в развитии гармоничной, самореализованной, профессиональной и социально успешной личности).

Культура здоровья студентов классического университета как личностная и психолого-педагогическая категория имеет внутреннюю и внешнюю детерминацию, и находится под влиянием психологических факторов, которые обусловливают достижение ее наивысшего уровня. К внутренним психологическим факторам формирования культуры здоровья в процессе обучения в классическом университете относятся качества личности студентов, их особенности: ценностные ориентации; учебная мотивация; учебно-психологическая стрессо-устойчивость; способность саморазвития и предвидения последствия своих действий, прогнозирования наилучших результатов; коммуникативность; толерантное поведение.

На основе концепции спроектирована и внедрена модель формирования культуры здоровья студентов классического университета. Оценка эффективности данной модели показала положительную динамику уровней культуры здоровья студентов. Произошло достоверное снижение доли студентов с низким и средним уровнями культуры здоровья с 17,32 % до 3,55 %. Показатели высокого уровня культуры здоровья увеличились с 29,28 % до 64,7 %.

В процессе образовательной деятельности в личности студентов возникали и развивались психологические новообразования (культура здоровья), включающие изменения в мотивации, направленности, в актуализации способностей. При реализации модели формирования культуры здоровья студентов классического университета в образовательном процессе в ходе предметного обучения вырабатывался новый тип компетентности, основы мастерства, новые возможности антиципации, интеграции, дифференциации. Это психологические процессы, начинающиеся с целевого образа результата и целевых стратегий, с воплощения образа в психологическое образование, в духовный продукт (культура здоровья). Формирование культуры здоровья студентов классического университета осуществлялось на основе перевода обучающегося из одного психологического состояния в другое, способствуя развитию ее структурных компонентов и качеств личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Кисляков П. А. Формирование социальной безопасности личности будущего

педагога: дис. ... д-ра психол. наук. Н. Новгород, 2014. 523 с.

Лощаков А. М. Психолого-педагогические основания формирования культуры здоровья студентов классического университета / А. М. Лощаков, Т. В. Карасева. Иваново : ПресСто, 2018. 256 с.

Мануйлов Ю. С. Средовой подход в воспитании. 2-е изд. М. ; Н. Новгород : Изд-во Волго-Вятской АГС, 2002. 157 с.

Трещева О. Л. , Карпеев А. Г., Криживецкая О. В., Терещенко А. А. Характеристика культуры здоровья личности с позиций системного подхода // Омский научный вестник. 2014. № 1 (125). С. 154-157.

REFERENCES

Kisljakov P.A. Formirovanie social'noj bezopasnosti lichnosti budushhego pedagoga: dis. ... d-ra psihol. nauk. N. Novgorod, 2014. 523 s.

Loshhakov A. M. Psihologo-pedagogicheskie osnovanija formirovanija kul'tury zdorov'ja studentov klassicheskogo universiteta / A. M. Loshhakov, T. V. Karaseva. Ivanovo : PresSto, 2018. 256 s.

Manujlov Ju. S. Sredovoj podhod v vospitanii. 2-e izd. M. ; N. Novgorod : Izd-vo Volgo-Vjatskoj AGS, 2002. 157 s.

Treshheva O.L. , Karpeev A. G., Krizhiveckaja O. V., Tereshhenko A.A. Harakte-ristika kul'tury zdorov'ja lichnosti s pozicij sistemnogo podhoda // Omskij nauchnyj vestnik. 2014. № 1 (125). S. 154-157.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.