Научная статья на тему 'Культура здорового образа жизни студенческой молодежи и технология ее формирования'

Культура здорового образа жизни студенческой молодежи и технология ее формирования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1242
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / КАТЕГОРИИ ОБРАЗА ЖИЗНИ / КОНЦЕПЦИЯ ЗДОРОВЬЯ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / КОМПОНЕНТЫ ЗДОРОВЬЯ / УРОВНИ ГОТОВНОСТИ ЛИЧНОСТИ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шуайбова Меседо Омаровна, Омаров Магомедали Магеррамович

В статье представлен анализ формирования культуры здорового образа жизни студенческой молодежи. Представлена ее педагогическая интерпретация, раскрыто содержание культуры здорового образа жизни студента, обоснована здоровьесберегающая технология и методы ее реализации в образовательном пространстве вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шуайбова Меседо Омаровна, Омаров Магомедали Магеррамович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культура здорового образа жизни студенческой молодежи и технология ее формирования»

Психолого-педагогические науки

• ••

119

Lessons of the city (realization of the complex program of the patriotic education) // Education of schoolchildren. 2013. № 6. P. 15-23. 4. Karandasova E. Innovatics in education // Educational work at school. 2013. № 7. P. 15-17. 5. Khudin A. The realization of the target program of Patriotic education of citizens in the Kursk region for 2012-2015» // Education of schoolchildren. 2013. № 8. P. 17-20.

Primechanija

1. Berdakevich A., Voronina N., Jerkenov A. O regional'nyh osobennostjah regulirovanija uchebnym i vospitatel'nym processom // Vospitatel'naja rabota v shkole. 2013. № 4. S. 23-30. 2. Vospitatel'naja dejatel'nost' pedagoga: Uchebnoe posobie / pod red. V. A. Slastenina I. A. Kolesnikovoj. M. : Aka-demija, 2007. 3. Gorbunov V. Uroki goroda (o realizacii gorodskoj kompleksnoj programmy patriot-icheskogo vospitanija) // Vospitanie shkol'nikov. 2013. № 6. S. 15-23. 4. Karandasova E. Innov-atika v vospitanii // Vospitatel'naja rabota v shkole. 2013. № 7. S. 15-17. 5. Hudin A. O realizacii celevoj programmy Patrioticheskoe vospitanie grazhdan v Kurskoj oblasti na 2012-2015 gody» // Vospitanie shkol'nikov. 2013. № 8. S. 17-20.

Статья поступила в редакцию 01.11.2013 г.

УДК 378

КУЛЬТУРА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ И ТЕХНОЛОГИЯ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ

© 2°13 Шуайбова М.О., Омаров М.М.

_______Дагестанский государственный педагогический университет

В статье представлен анализ формирования культуры здорового образа жизни студенческой молодежи. Представлена ее педагогическая интерпретация, раскрыто содержание культуры здорового образа жизни студента, обоснована здоровьесберегающая технология и методы ее реализации в образовательном пространстве вуза.

The authors of the article represent the analysis of the students ’ healthy way of life culture, its pedagogic interpretation, reveal the students culture healthy way of life content, substantiate the health-saving technology and methods of its realization in the educational sphere.

Ключевые слова: культура здоровья, здоровый образ жизни, категории образа жизни, концепция здоровья, здоровьесберегающая технология, компоненты здоровья, уровни готовности личности, студенческая молодежь, образовательное пространство.

Keywords: culture of health», culture of healthy way of life, category way of life, conception of health, health saving technology, components of health, the levels of personality readiness, students, educational sphere.

Проблема здорового образа жизни в современном обществе носит актуальный характер, поскольку пренебрежение и безответственное отношение к ней характерно широким слоям населения, что во многом зависит от уровня образованности и эффективности профессиональной подготовки.

Анализ практики санитарно-просветительской деятельности указывает на ее преимущественную ориентированность на

лечение, а не на предупреждение заболеваний, вследствие чего здоровый образ жизни большинством

представителей студенческой молодежи не рассматривается как ценность. Его поддерживание не стало смыслом и целью жизни и т.д., несмотря на то, что здоровье как естественная, абсолютная и непреходящая ценность, занимает самую верхнюю ступень иерархической лестницы, где сосуществует с категориями

120

• ••

Известия ДГПУ, №3, 2013

«интересы и идеалы», «гармония», «красота», «смысл» и «счастье жизни» и т.д. [6].

Следовательно, не исследованными остаются проблемы формирования культуры здорового образа жизни студенческой молодежи, как базового элемента мобильности,

конкурентоспособности и нравственной зрелости личности, показателя их готовности к активной

жизнедеятельности в современных условиях.

Как известно, образ жизни личности включает три категории: уровень,

качество и стиль жизни. При этом уровень жизни в первую очередь выступает экономической категорией, представляющей степень удовлетворения материальных, духовных и культурных потребностей личности, а под качеством жизни понимается степень комфорта в удовлетворении человеческих

потребностей (преимущественно

социальная категория). Следует отметить, что стиль жизни характеризует поведенческие особенности жизни

человека, определенный стандарт, под который подстраивается психология и психофизиология личности (социально-психологи-ческая категория) [1].

Если оценивать роль каждой из приведенных категорий образа жизни в формировании культуры здорового

образа жизни, то можно сказать, что первые две носят общественный

характер, вследствие чего здоровье человека будет в первую очередь зависеть от стиля жизни, который в большей степени носит

персонифицированный характер и определяется историческими,

национальными традициями и личностными наклонностями, реализация на практике и достижение своего максимального уровня которых, возможно в случае ведения здорового образа жизни.

Исходя из вышесказанного, целенаправленное формирование

культуры здорового образа жизни, выступает актуальной проблемой, поскольку несформированность целевой установки студентов на его ведение,

снижает эффективность

профессиональной деятельности и т.д. [6]. Проведенный с этих позиций анализ основных содержательных характеристик понятия «здоровый образ жизни личности» позволяет определить его как динамический способ бытия,

отражающий позитивное отношение к здоровью как ценности, направленный на самосохранение и самореализацию в

различных областях жизнедеятельности (в том числе и в профессиональной), способствующий активному выполнению социальных функций.

Анализ психолого-педагогической и другой литературы показывает, что аксиология, педагогика и психология сосредоточивают свое внимание на формировании ценностного отношения к миру как основной задаче образования, поскольку они определяют

эмоциональное, психическое состояние, удовлетворенность жизнью, а система ценностей регулирует поведение и деятельность, определяя мотивационно-потребностную сферу и направленность личности [2,3].

В связи с этим, особая роль в формировании культуры здорового

образа жизни личности, принадлежит системе гуманистических ценностей, ориентированных на решение задач, способствующих постепенному переходу к новым здоровьесохраняющим формам образования, ориентированных на закладку основ здоровьесберегающих технологий, подготовку студентов к жизни в новом информационном обществе. С этих позиций для

эффективной здравотворческой

деятельности в условиях учебного заведения необходимо корректировать сложившиеся антивалеологические

стереотипы поведения, формировать мотивации к здоровому образу и стилю жизни с проведением профилактики аутопатогенного поведения.[1,5]

Следовательно, валеологическая и психолого-акмеологическая концепция здоровья и здорового образа жизни, сущность которой составляют здоровьеценностные ориентации,

определяет культуру, мировоззрение личности и стратегию его жизни.

Психолого-педагогические науки •••

Необходимо отметить, что многие исследователи, несмотря на различия в подходах, единодушны в том, что ценностные ориентации представляют собой важнейшую характеристику личности, определяющую отношение к окружающему миру.

По мнению социологов, включение здоровьеценностных ориентаций в структуру личности позволяет уловить наиболее общие культурно-социальные детерминанты мотивации поведения, истоки которой следует искать в социально-экономической природе

общества, морали, идеологии, культуре, в особенностях социально-группового сознания среды, в которой формировалась индивидуальность и где протекает повседневная

жизнедеятельность человека. При этом здоровьеценностные ориентации не перманентны, не вложены в генетический код человека, в целом выступают важнейшими элементами внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида

(витальным циклом), всей совокупностью его эмоциональных переживаний. Следует отметить, что именно они на современном этапе становятся предметом целенаправленного воздействия, а их развитие выступает признаком целостности (холистичности) личности, показателем меры её социальности. При этом, только устойчивая и непротиворечивая структура ценностных ориентаций обусловливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя идеалов и ценностей. Следовательно, ценностные ориентации могут быть направлены на формирование культуры здорового образа жизни личности. [2,3]

С этой позиции, основной целью здоровьеформирующего развития вуза является инициирование перемен и вызовов, направленных на приобретение студентами здоровьесохраняющих

умений и навыков, использование принципов, подходов и разнообразных здоровьеукрепляющих технологий, т.е., приобретение практического опыта в образовательной среде, что

осуществляется через переход от образовательно-педагогической формации здоровьепросвещения к образовательно-педагогической формации здоровьесохранения. [1,5]

121

Важным условием формирования культуры здорового образа жизни выступает включение личности в здоровьесберегающую деятельность, через организацию студенческой жизни, где совокупность педагогических действий по овладению знаниями и

совершенствованию физических качеств и связанных с ними способностей, обеспечивается физкультурно-

оздоровительной, и просветительсковоспитательной, ориентированной на формирование имиджа здоровья и здорового образа жизни студенческой молодежи.

Следует отметить, что технология формирования культуры здорового образа жизни студенческой молодежи ориентирована на решение задач: повышения уровня готовности студентов к здоровому образу жизни, воспитания культуры питания и репродуктивного поведения, освоения практических умений и навыков двигательной активности, обучения правилам закаливания, ведения здорового образа жизни.

Изучение проблем формирования здорового образа жизни в образовательном пространстве вуза привело к необходимости проведения эксперимента с целью выявления исходного состояния готовности к ведению здорового образа жизни в образовательном пространстве вуза, который проводился на факультете безопасности жизнедеятельности

Дагестанского государственного

педагогического университета, с участием 90 студентов 1-2 курсов. С позиций готовности к здоровому образу жизни среди студенческой молодежи нами выделены типы личности:

- неориентированный на здоровый

образ жизни, не понимающий ценность «здоровья», имеющий вредные

привычки, не способный справиться с

ними без помощи специалистов (педагогов, медиков, психологов), воспитательные воздействия, для которого сводятся к коррекции

отношения к здоровому образу жизни путем вовлечения в деятельность клуба «Здоровый образ жизни» для избавления от вредных привычек и т.д.;

- малоинформированный,

проявляющий интерес к здоровому образу жизни, осознающий ценность «здоровья» в системе ценностей,

обладающий слабым здоровьем и недостатком воли и целеустремленности,

122

• ••

Известия ДГПУ, №3, 2013

что не позволяет систематически заниматься оздоровлением;

- ориентированный на здоровый образ жизни, для которого ценность «здоровье» стоит на ведущей позиции в ценностной структуре личности, осознанно ведущий здоровый образ жизни, обладающий готовностью к соблюдению норм и правил здорового образа жизни, активно занимающийся спортом или

самооздоровлением, не имея вредных привычек, разрушающих здоровье, воспитательная работа с которым сводится к информированию и контролю.

Выделенные критерии, типы и уровни готовности личности к здоровому образу жизни позволяют нам обозначить в качестве системообразующего субъекта жизнедеятельности, личность студента, вокруг которого разворачивается педагогическая стратегия формирования культуры здорового образа жизни, в процессе обучения в вузе.

Необходимо отметить, что

эффективность образовательного

процесса по формированию здорового образа жизни зависит от условий его организации, где традиционная модель приводит к возникновению постоянных стрессовых перегрузок, поломке механизмов саморегуляции

физиологических функций, развитию хронических болезней и т.д.

С этих позиций деятельность студенческого клуба «Здоровый образ жизни» рассматривается нами как наиболее эффективное условие, позволяющее объединить и

координировать усилия по нескольким направлениям. При этом моделирование здорового образа жизни в рамках клуба обеспечивается через реализацию оздоровительно-просветительской программы, представляющей собой

целенаправленную педагогическую

деятельность по переводу ценностных ориентиров (мысли, взгляды,

представления, убеждения, установки, чувства, способности и т.д.) студента в состояние реальной значимости для жизнедеятельности.

В рамках деятельности клуба

осуществляется просветительско-

воспитательная работа, ориентированная на формирование мотивационноценностного отношения к здоровью, и физкультурно-оздоровительный процесс, где обеспечивается системное

приобретение двигательных умений, навыков; постановку правильного дыхания, осанки, походки, обучение

правилам передвижения во время

спортивных и народных дагестанских игр, расширение кругозора студентов в области лечебной физкультуры и т.д. В результате участия в деятельности клуба у значительной части студентов снижается уровень заболеваемости, улучшаются

функциональные и физические показатели организма, формируется направленность на здоровый образ жизни, приобретается

уверенность в себе, улучшается

эмоциональное состояние и т.д.[5, С. 15]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При этом технология включает содержательный, деятельностный и оценочный блоки, в совокупности обеспечивающие готовность к ведению здорового образа жизни. При этом содержательный блок реализуется посредством дисциплин федерального компонента («Основы медицинских знаний», «Валеология», «Безопасность жизнедеятельности» и др.), включением студентов в деятельность клуба «Здоровый образ жизни» и изучением спецкурса «Здоровый образ жизни и его компоненты».

В деятельностном блоке нами выделены этапы:

17 подготовительный,

ориентированный на составление списка участников, анкетирование для выявления основных сведений о личности, круге его интересов, увлечениях, отношении к здоровому образу жизни, формирование

убежденности в необходимости ведения здорового образа жизни, создание доверительной атмосферы на занятиях, способствующих продуктивному

сотрудничеству и т.д.;

7 основной, предполагающий включение в лечебно-оздоровительную физкультуру, использование

дагестанских народных игр

(национальная борьба, народная акробатика, танцы и т.д.), обеспечивающий принадлежность к

типологической группе,

ориентированной на здоровый образ жизни, направленность на

общеукрепляющие и корригирующие лечебно-физкультурные упражнения на основе учета физического и психического состояния студентов;

17 заключительный, включающий в себя анализ динамики изменения состояния здоровья студентов,

принадлежности к типологической

группе, оценивание навыков

Психолого-педагогические науки •••

123

двигательной активности,

направленность на здоровый образ жизни через закаливание, психическую саморегуляцию и т.д.

Результаты диагностики готовности личности студента к ведению здорового образа жизни (таб.1) показывают, что к благополучным (информированный, проявляющий интерес к ведению здорового образа жизни и ориентированный на здоровый образ жизни) вначале эксперимента были отнесены 66,1 % исследуемых, в конце эксперимента их стало 82,7 %, а к неблагополучным (неориентированный на здоровый образ жизни) 33,9 %

респондентов, которых к концу исследования осталось - 17,3 %. [5]

Таблица 1

Готовность студентов к ведению

здорового образа жизни 2010- 2012 гг.

Готовность студентов к ведению ЗОЖ 2010г 2011 г 2012г

% кол. % кол. % кол.

1.Неориентированный на ЗОЖ (критический уровень) 33,9 95 23,5 58 17,3 49

2.Малоинформированный, проявляющий интерес к ведению ЗОЖ (допустимый уровень) 49,6 136 30,7 112 26,0 71

3. Ориентированный на ЗОЖ (оптимальный уровень) 17,5 48 39, 2 109 56,7 158

Апробирование разработанной

здоровьесберегающей технологии и оценка ее эффективности осуществлялось путем отслеживания динамики формирования здорового образа жизни, для чего студенты распределены на основную,

подготовительную и специальную группы. При этом в основную группу определены студенты, у которых показатели

готовности к здоровому образу жизни, уровень физического развития являются наиболее высокими; в подготовительную -студенты, владеющие некоторыми

знаниями, но не умеющие их применять на практике, где уровень физического развития - средний; а в специальную -студенты с низкой готовностью к ведению здорового образа жизни и таким же уровнем физического развития.

Анализ полученных результатов

показывает, что средний уровень

формирования образа жизни

физического развития в специальной группе возрос от 45,6 % до 52,8 % у девушек, и от 49,7 % до 59,4 % у юношей, а высокий уровень наблюдается у 21,5 % юношей и 19,9 % девушек. Следует отметить, что низкие показатели характерны для 19,1 % юношей и 28,3 % девушек, что указывает на положительную динамику изменения уровней физического развития и функциональных проб в исследованных группах.[5]

Анализ опыта

культуры здоровья и студентов позволяет сделать вывод о том, что деятельность образовательной среды педагогического вуза не в полной мере учитывает изменения в системе мотивов и потребностей молодежи в сфере обеспечения здорового образа жизни. При этом эффективность формирования культуры здорового образа жизни напрямую связана с повышением включенности студента в

здоровьесберегающий образовательный процесс. В этом случае технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья, являются не внешними, обслуживающими,

основанными на физиологической, педиатрической и др. традициях, а использующими средства и потенциал педагогики и психологии для решения указанных задач.[2,4]

Проведенная нами экспериментальная работа, показала, что образовательное пространство вуза обладает

потенциальными возможностями,

использование которых существенно сглаживает недостатки в формировании культуры здоровой

способствует здоровьесберегающей учитывающей образовательного психосоциальный статус комплексные субъектов

личности, реализации технологии, специфику учреждения, обучающихся, показатели здоровья образования,

полиэтнокультурное пространство,

способствующее укреплению

физического и психического здоровья студентов и формированию здорового образа жизни.

Примечания

1. Инновационные технологии здоровьесохраняющего развития человека. Учебно-методическое пособие под общей редакцией академика РАН В.И. Жукова. 2-е изд. доп. и перераб. М. : Изд. «Гном и Д», 2008. 296 с. 2. Петленко В. П. Валеология человека: Здоровье - Любовь - Красота. Физическое и психическое здоровье. Санкт-Петербург: PETROC; Минск: ОРАКУЛ, 1996. Т. 3. 3. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М. : АПК и ПРО, 2002.

124

• ••

Известия ДГПУ, №3, 2013

121 с. 4. Шуайбова М.О. Проблемы формирования здорового образа жизни студентов высших учебных заведений // Известия Южного федерального университета №11. Ростов-на-Дону, 2009. С. 173-179. 5. Шуайбова М. О. Педагогические условия формирования здорового образа жизни

студенческой молодежи: Автореферат дисс. ... канд. пед. наук. Махачкала, 2011. С. 22. 6. Шуайбова М. О. Формирование здорового образа жизни студенческой молодежи в условиях реформы высшего профессионального образования // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2012. №4 (21).

Notes

1. Innovative technologies for health-preserving human development. Educational-methodical textbook, ed. by V.I. Zhukov, academician of RAS. 2nd Edition,. additional and rev. M. : Gnom I D., 2008. 296 p. 2.Petlenko V.P. Human Valeology: Health-Love-Beauty. Physical and mental health. Spb. : PETROC, Minsk; ORACUL, 1996. Vol. 3. 3. Smirnov N.K. Health-saving educational technologies at modern school. M. : APK and PRO, 2002. 121 p. 4. Shuaybova M.O. Problems of developing the healthy way of life among university students // Proceedings of South Federal University № 11. Rostov-on-Don, 2009. P.173-179. 5. Shuaybova M.O. Pedagogical conditions for developing the students' healthy way of life: Abstract of diss...^and. Pedagogy. Makhachkala, 2011. P. 22. 6. Shuaybova M.O. Developing the healthy way of life of the students in the conditions of the reform of the higher professional education // Proceedings of Dagestan State Pedagogical University. Psychological and Pedagogical Science. 2012. № 4 (21).

Primechaniya

1. Innovacionnye tehnologii zdorov'esohranjajushhego razvitija cheloveka. Uchebno-metodicheskoe posobie pod obshhej redakciej akademika RAN V.I. Zhukova. 2-e izd. dop. i pererab. M. : Izd. «Gnom i D», 2008. 296 s. 2. Petlenko V. P. Valeologija cheloveka: Zdorov'e - Ljubov' - Krasota. Fizicheskoe i psihicheskoe zdorov'e. Sankt-Peterburg: PETROC; Minsk: ORAKUL, 1996. T. 3. 3. Smirnov, N.K. Zdorov'esberegajushhie obrazovatel'nye tehnologii v sovremennoj shkole. M. : APK i PRO, 2002. 121 s. 4. Shuajbova M.O. Problemy formirovanija zdorovogo obraza zhizni studentov vysshih uchebnyh zavedenij // Izvestija Juzhnogo federal'nogo universiteta №11. Rostov-na-Donu, 2009. S. 173-179.

5. Shuajbova M. O. Pedagogicheskie uslovija formirovanija zdorovogo obraza zhizni studencheskoj molodezhi: Avtoreferat diss. ... kand. ped. nauk. Mahachkala, 2011. S. 22. 6. Shuajbova M. O. Formirovanie zdorovogo obraza zhizni studencheskoj molodezhi v uslovijah reformy vysshego profes-sional'nogo obrazovanija // Izvestija Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2012. №4 (21).

Статья поступила в редакцию 01.11.2013 г.

УДК 37

РОЛЬ И МЕСТО ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В ТРУДОВОЙ

СТРУКТУРЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

© 2013 Явбатырова Б.Г., Кадилаева Р.Ш.

_______Дагестанский государственный педагогический университет

В статье рассматривается роль и место пожилых людей в трудовой структуре современного общества. Автор статьи раскрывает реальную картину положения людей пожилого возраста, проблемы их трудоустройства.

The article deals with role and place of old people in the labour structure of modern society. The author of the article reveals the real picture of the situation of old people, their problems of employment.

Ключевые слова: пожилые люди, проблемы трудоустройства, трудовая структура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.