7. Гирилюк Т. Н. Педагогическая технология по преодолению задержки речевого развития у детей раннего возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии. Автореферат диссертации... кандидата педагогических наук. Екатеринбург, 2007.
8. Жулина Е.В., Страхова М.А. Логопедическая помощь детям раннего возраста с задержкой речевого развития на основе коммуникативной системы PECS. Научно-практический электронный журнал Аллея Науки. 2017; 15: 713 - 722. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=32300045
9. Бычкова Е.М. К вопросу о влиянии языковой среды на возникновение задержки речевого развития в раннем возрасте. Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2016; 4: 2088 - 2090.
References
1. Rozencvejg V.Yu. Osnovnye voprosy teorii yazykovyh kontaktov. Novoe v lingvistike. 1972; Vypusk 6.
2. Chirsheva G.N. Detskij bilingvizm: odnovremennoe usvoenie dvuh yazykov. Sankt-Peterburg: Zlatoust, 2012.
3. Vygotskij L.S. K voprosu o mnogoyazychii v detskom vozraste. Umstvennoe razvitie detej v processe obucheniya: sbornik statej. Moskva - Leningrad: Gosudarstvennoe uchebno-pedagogicheskoe izdatel'stvo, 1935: 53 - 69.
4. Indenbaum E.L. K probleme detskogo dvuyazychiya i «inokul'turnosti». Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Psihologiya». 2016; T. 17: 26 - 37.
5. Aleksandrova N.Sh. Mozhet li estestvennyj bilingvizm byt' vreden? Vestnik RUDN. Seriya: Voprosy obrazovaniya: yazyki i special'nost'. 2017; T. 14; № 2: 2011 - 2016.
6. Kurbangalieva Yu.Yu. Logopedicheskij analiz rechi detej doshkol'nogo vozrasta s bilingvizmom. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2003.
7. Girilyuk T.N. Pedagogicheskaya tehnologiya po preodoleniyu zaderzhki rechevogo razvitiya u detej rannego vozrasta s legkoj stepen'yu psevdobul'barnoj dizartrii. Avtoreferat dissertacii. kandidata pedagogicheskih nauk. Ekaterinburg, 2007.
8. Zhulina E.V., Strahova M.A. Logopedicheskaya pomosch' detyam rannego vozrasta s zaderzhkoj rechevogo razvitiya na osnove kommunikativnoj sistemy PECS. Nauchno-prakticheskij 'ebktronnyjzhurnalAlleya Nauki. 2017; 15: 713 - 722. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=32300045
9. Bychkova E.M. K voprosu o vliyanii yazykovoj sredy na vozniknovenie zaderzhki rechevogo razvitiya v rannem vozraste. Konferencium ASOU: sbornik nauchnyh trudov i materialov nauchno-prakticheskih konferencij. 2016; 4: 2088 - 2090.
Статья поступила в редакцию 30.11.18
УДК 378
Shuaybova M.O., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Medical University Ministry of health of the Russian Federation,
(Makhachkala, Russia), E-mail: mesedo.shuaybova.75@mail.ru
Minbulatova I.S., Cand. of Sciences (Biology), senior teacher, Dagestan State Pedagogical University Ministry of Education of the Russian Federation
(Makhachkala, Russia), E-mail: mesedo.shuaybova.75@mail.ru
PROJECT-TRANSFORMATION ACTIVITY AS A MEANS OF FORMING SAFE BEHAVIOR AND HEALTHY LIFESTYLE OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A UNIVERSITY. The article presents the basics of design and transformational activity, which contributes not only to the adaptation of students to the conditions of the educational environment, but also to the adoption of creative decisions to ensure safe and healthy life. The work identifies and studies conditions, factors and criteria to productive change in the educational environment, whose main goal is the acquisition by students of skills of safe behavior, where students develop an individual style of living, their own design and choose an algorithm of their actions, realizing their maximum potential. Under these conditions, the formation of a safe and healthy lifestyle of students serves information support, development and implementation of the model of health-saving and safe educational environment; implementation of technologies and programs to preserve health, management and monitoring of health of students, etc.
Key words: project thinking, educational space, transforming activity, modeling, culture of safe behavior, criteria of readiness, health saving, creative potential, lifestyle, resources of health.
М.О. Шуайбова, канд. пед. наук, доц., Дагестанский государственный медицинский университет Минздрава РФ, г. Махачкала,
E-mail: mesedo.shuaybova.75@mail.ru
И.С. Минбулатова, канд. биол. наук, ст. преп., Дагестанский государственный педагогический университет Министерства образования РФ,
г. Махачкала, E-mail: mesedo.shuaybova.75@mail.ru
ПРОЕКТНО-ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ
И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА
В настоящей статье представлена сущность проектно-преобразовательной деятельности, способствующей не только адаптации обучающихся к условиям образовательной среды, но и принятию креативных решений по обеспечению безопасной и здоровой жизнедеятельности. Определены и изучены условия, факторы и критерии, направленные на продуктивные изменения в образовательной среде, основной целью которой является приобретение студентами умений и навыков безопасного поведения, где обучающиеся разрабатывают индивидуальный стиль образа жизни, самостоятельно проектируют и выбирают алгоритм своих действий, максимально реализуя свой заложенный потенциал. При этом условиями формирования безопасного и здорового образа жизни студентов выступает информационное обеспечение, разработка и реализация модели здоровьесберегающей и безопасной образовательной среды; внедрение технологий и программ сохранения здоровья, менеджмент и мониторинг здоровья обучающихся и т.д.
Ключевые слова: проектное мышление, образовательное пространство, преобразующая деятельность, моделирование, культура безопасного поведения, критерии готовности, здоровьесбережение, творческий потенциал, образ жизни, ресурсы здоровья.
Сохранение здоровья и обеспечение безопасности жизнедеятельности студентов в процессе обучения в вузе требует реформирования системы образования и поиска новых ресурсов совершенствования здоровье сберегающей деятельности в образовательном пространстве. Актуальность выбранной темы подтверждается и в официальных документах, в частности, в ст. 51 «Охрана здоровья обучающихся воспитанников» ФЗ «Об образовании» РФ, где говорится о том, что: «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за здоровьесохраняющую деятельность обучающихся возлагается на должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством РФ и уставом ОУ» [1].
В федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования, основанных на приобретении выпускниками вузов профессиональных компетенций, рассматриваются вопросы, ориентированные на формирование у студентов культуры безопасного и здорового образа жизни через внедрение инновационных технологий и создания здоровьсберегающей среды [2].
Следует подчеркнуть, что образовательная среда не всегда ориентирована на формирование культуры здоровья студентов и обеспечении личной безопасности, несмотря на законодательно установленные права. С этих позиций важно обеспечивать обучающих в образовательной среде вуза знаниями и умениями по формированию здорового образа жизни и безопасного поведения через проектное мышление, способность к творчеству и реализации форм преобразовательной деятельности, где безопасность личности студента должна стать приоритетной частью образовательного процесса.
Для более объективного анализа рассматриваемой проблемы, представляется целесообразным обоснование таких базовых понятий как: проектно-преоб-разующая деятельность, моделирование, проектирование и т. д., составляющие основу изучаемой темы.
Итак, деятельность представляет собой форму активности живого существа, направленная на репродукцию социально-личностного потенциала, образа жизни и т.д., целью которой выступает предполагаемый результат, в основе которой лежат осознанные потребности, чувства, ин-
тересы, убеждения, продиктованные условиями и требованиями жизни [3; 4].
К основным видам деятельности А.Н. Леонтьев относит игру, учение и труд, выделяя при этом предмет деятельности как отличительного признака одного вида от другого, придающего ей особое значение, направленное на прогрессивное развитие системы образования.
Проектно-преобразовательная деятельность содержит в себе формы профессиональной деятельности, ведущие к изменению реального или идеального составляющего, а также созданию того что прежде не существовало или находилось в латентном состоянии, синтезируя при этом элементы, содержащие объективную или субъективную новизну и представляющие профессиональную значимость.
Понятие «проект» рассматривается нами как идеальный план скрытого или предполагаемого объекта; замысел какого-то сценария; проявление креативности человеческого сознания, посредством которого осуществляется переход от возможных действий к реальным и т.д.
Отличительной особенностью проектирования является восприятие образа как реально существующего явления, с присущими ему свойствами динамичности и противоречивости, взаимосвязь с которыми определяет его дальнейшую стратегию. Необходимо отметить что, при формировании проектной стратегии ведущая роль мысленному преобразованию знаний и идей в наглядные образы, позволяя представить принципиально новый образ, характеризующий абсолютный уровень новизны.
Поскольку образовательный процесс в вузе может обеспечить готовность студента к профессиональной деятельности через получение знаний и накопленного опыта, по нашему мнению, наиболее продуктивной представляется проек-тно-преобразующая деятельность, которая способствует не только адаптации обучающихся к условиям образовательной среды, но и принятию креативных решений по обеспечению безопасной и здоровой жизнедеятельности.
Значительный теоретический вклад в исследуемую проблему заложен в научных работах Е.С. Заир-Бека, ПМ. Гаджиева, И.И. Ляхова, Н.И. Суртаева и др., где определены основные подходы, принципы, и условия реализации про-ектно-преобразующей деятельности. По мнению В.А. Ясвина, проектирование среды здоровьесберегающего поведения, предполагает создание условий для саморазвития личности, Л.Н. Засорина определяет моделирование образовательной системы как условие развития субъекта деятельности, а Ю.В. Громыко и В.Ф. Сидоренко обращают внимание на подготовку специалиста с проектной культурой [3; 4; 5].
Таким образом, проектирование способствует раскрытию творческого потенциала личности, поиску новых подходов управления системой преобразований, реализации логических операций направленных на прогнозирование, обобщение и систематизацию новых знаний и идей, приобщению студентов к необходимости обеспечения и развития программ здоровья и безопасного образа жизни, направлено на создание объективного и субъективного продукта, с при-
сущими ему категориями субъекта и объекта проектирования, познавательного образа, необходимости и действительности, воображения и интуиции, эффективности и оценки и т. д.
При изучении содержания качества образовательного процесса выделяют объективные и субъективные факторы. К объективным критериям относят уровень обеспеченности образовательными услугами, готовность выпускника к профессиональной деятельности, состояние инфраструктуры, и т. д. В качестве субъекта проектирования нами рассматриваются личность, специалисты, передающие систему идей, ценностей, представлений, универсальных способов познания, мышления и практической деятельности, которые в совокупности позволяют обучающему формировать навыки безопасного поведения и здорового образа жизни, раскрывать социальные, педагогические и профессиональные аспекты безопасности жизнедеятельности.
Следовательно, проектирование представляется нами как деятельность, направленная на продуктивные изменения в образовательной среде, основной целью которой является инициирование перемен и вызовов, направленных на приобретение студентами умений и навыков безопасного образа жизни, где обучающиеся разрабатывают индивидуальный стиль поведения, самостоятельно проектируют и выбирают алгоритм своих действий, максимально реализуя свой заложенный потенциал.
Наиболее эффективными способами проектирования предстоящей деятельности, являются:
• включение студентов в процесс решения проблемных ситуаций, представляющих собой поисковую задачу;
• логическое затруднение, позволяющее студентам искать новые методы и способы действий;
• использование алгоритмов, ориентирующих обучающихся на первых этапах проектировочной деятельности;
• внедрение игровой деятельности, которая позволяет выполнять реальную деятельность, в процессе которой обучаемые решают конкретную познавательную задачу.
Проектирование среды формирования культуры безопасного поведения и здорового образа жизни студентов требует преобразования в основе, которой лежат этнические, ментальные, конфессиональные, национальные, профессиональные, субъективно-личностные и прочие мировоззренческие пласты и позиции личности, проявляющиеся в мотивах, целеполаганиях и способностях к самовыражению в соответствии с потребностями, способствующими готовности к экстремальным условиям, прогнозированию и предвидению опасности, овладению навыками здорового стиля поведения и т. д.
Это требует дополнительного построения классификации специфических принципов педагогической системы, формирования культуры безопасности жизнедеятельности, так как фундаментальность, личностно ориентированное обучение и многоуровневость должны быть именно принципами, а не подходами при проектировании любой системы безопасности жизнедеятельности.
Образовательная среда вуза
Организационно-методический блок Цель: приобретение студентами практических умений и навыков безопасного поведения и здорового образа жизни
Задача: подготовка студентов к безопасной и здоровьесберегающей деятельности в процессе обучения в вузе
Принципы: Методы: Средства:
Комплексность, системность, целостность, динамичность, регулярность. Анализ инфраструктуры вуза; рациональная организация учебного процесса; организация физкультурно-оздоровительной, санитарно-просветительской работы; мониторинг за состоянием здоровья студентов. Проектирование образовательной среды; организация студенческих экскурсий и туристических поездок; проведение олимпиад, научно-практических кон-ференций и т.д.
Проек-тно-пре-образующий блок Условия
Информационное обеспечение Технология формирования здорового и безопасного образа жизни Менеджмент и мониторинг здоровья
Контроль-но-оценоч-ный блок Выявление готовности к безопасному поведению, разработка модели образовательной среды, включение студентов в деятельность по обеспечению здорового образа жизни
Компоненты и уровни готовности к безопасной жизнедеятельности
Оценка эффективности экспериментальной работы
Результат:
Рис. 1. Модель здоровьесберегающей и безопасной образовательной среды
Следовательно, проектирование безопасной и здоровой образовательной среды, предполагает изучение и роль компонентов, обеспечивающих ожидаемый образовательный результат на основе анализа инфраструктуры вуза; организации учебного процесса и санитарно-просветительной работы; выявление готовности студентов к безопасному образу жизни; оценка эффективности проведённой работы и др. (Рис. 1)
Проведённый анализ образовательного пространства вуза, а также интеграция и модернизация программ здоровьесбережения и безопасности жизнедеятельности, позволил нам спроектировать процесс формирования здорового и безопасного образа жизни студентов, включающий в себя информационное обеспечение, креативно-деятельностный опыт по формированию нового стиля жизни и включение студента в проектно-преобразовательную деятельность.
Готовность студентов по обеспечению собственной безопасности и здорового образа жизни мы оценивали по следующим критериям: мотивация, направленная на обеспечение безопасности и ведение здорового образа жизни; самооценка своих возможностей и способностей; способность идентификации опасностей с определением причин их возникновения; распознавание и описание опасностей с помощью инновационных методов, самооценка своих возможностей, сформированность безопасного мышления; умение оказывать первую помощь в ЧС, проектирование методов защиты человека от различных опасностей, в том числе и в образовательной среде.
Динамика изменения критерий готовности по обеспечению собственной безопасности и здорового образа жизни студентов представлены в таблице 1. (Таб. 1)
Таблица 1
Критерии готовности личности по обеспечению собственной безопасности и ЗОЖ
№ пп Критерии готовности Группы
Контрольная Экспериментальная
в нач. эксп% в конце эксп% в нач. эксп% в конце эксп%
1 Мотивация обеспечения безопасного образа жизни Ю 10,1 10,7 11,2 14,9
Д 12,4 13,3 10,9 13,5
2 Способность к прогнозированию опасностей Ю 10,5 11,6 10,2 14,3
Д 11,7 12,0 12,4 15,1
3 Самооценка своих возможностей Ю 11,3 13,6 12,4 14,7
Д 10,2 11,9 11,2 14,2
4 Умение оказывать первую помощь Ю 11,6 13,1 10,2 13,9
Д 12,0 18,1 11,4 14,4
5 Навыки гендерного поведения Ю 10,3 12,3 10,6 14,6
Д 11,7 12,8 12,3 15,8
6 Уровень адаптации Ю 10,6 11,2 10,1 14,3
Д 12,9 13,8 11,7 13,9
7 Готовность к действиям в ЧС Ю 9,3 11,5 10,5 15,1
Д 10,7 11,6 11,1 14,5
Таким образом, поскольку все составляющие проектно-преобразующей деятельности тесно взаимосвязаны, реализация проекта формирования здорового и безопасного образа жизни зависит от множества факторов, основным из которых является организация образовательного пространства вуза, направленная на целостное формирование потребностей в сохранении и укреплении здоровья, а также разработка и реализация здоровьесберегающей технологии, результатом которой является гармонично развитая личность. Следует отметить, что для формирования здоровой личности с безопасным поведением одного процесса проектирования не достаточно, его материализацию необходимо осуществлять через организацию, контроль, коррекцию и т. д., и требует наличия второй составляющей преобразовательной деятельности, в виде здоровьесберегающей технологии, воплощающий проект в реальный объект При этом проект модели образовательной среды формирования безопасного и здорового образа жизни, складывается из организационно-методического, проектно-преобразующего и контрольно-оценочного блоков, где представлены компоненты педагогического процесса с определением механизма реализации технологии формирования культуры здоровья и безопасного поведения обучающихся.
Условиями формирования знаний, умений, навыков в области безопасности жизнедеятельности и культуры здорового образа жизни студентов выступают: информационное обеспечение; среда обеспечения готовности личности к безопасной жизнедеятельности; разработка и реализация модели здоровьесберега-ющей и безопасной образовательной среды; внедрение технологий и программ сохранения здоровья, менеджмент и мониторинг здоровья обучающихся и т. д.
Для выявления эффективности проектно-преобразующей деятельности на основе выбранных критериев нами осуществлено сравнение результатов, а также качество усвоения знаний и сформированности умений и практических действий в контрольных и экспериментальных группах. Сравнение показателей и критерий уровня готовности студента к обеспечению собственной безопасности и здорового образа жизни в экспериментальных группах проводилось с использованием методов вторичной статистической обработки результатов исследования. В эксперименте принимали участие студенты лечебного факультета Дагестанского государственного медицинского университета в количестве 172 человек.
Проведённый эксперимент по выявлению готовности личности к обеспечению собственной безопасности и ведению здорового образа жизни показал, что мотивация обеспечения безопасного образа жизни в начале эксперимента составляет у юношей 10,1% , у девушек 12,4% в контрольной группе и 11,2% в экспериментальной группе, что указывает на достаточно низкий уровень культуры в области безопасности жизнедеятельности. Об этом свидетельствует и тот факт, что при проведении анкетирования обнаружилось, что в среднем всего лишь 10,5% юношей-студентов и 11,7% девушек не имеют представления о прогнозировании опасностей, возможностей их предотвращения, компонентах здорового образа жизни и т. д.
Крайне низкий уровень готовности к действиям в ЧС наблюдается практически у всех опрошенных респондентов. При этом практически 71,8% студентов в обеих испытуемых группах не понимают суть проектирования безопасной и здоровой жизнедеятельности, а навыками оказания первой помощи в ЧС владеют всего лишь 10,2% юношей и 11,4% девушек. Результаты экспериментальной группы в конце исследования показывают повышение мотивации студентов-юношей с 11,2% до 14,9%, девушек с 10,9% до 13,5%, а готовность действовать в ЧС демонстрируют в среднем уже 15% респондентов (Таб. 1)
Таким образом, эксперимент показал, что в результате внедрения разработанной нами модели безопасной и здоровой образовательной среды, критерии готовности личности по обеспечению собственной безопасности и здорового образа жизни в контрольной группе практически не изменились, а в экспериментальной группе уровень мотивации студентов к сохранению здоровья и ведению безопасного образа жизни наоборот повысились, демонстрируя тем самым эффективность проектно-преобразовательной деятельности, способствующей не только адаптации обучающихся к условиям образовательной среды, но и принятию креативных решений по обеспечению безопасной и здоровой жизнедеятельности, выражающееся в готовности и способности к самостоятельной постановке проектно-исследовательских целей, изобретению новых методов и средств их достижения, получению непрогнозируемых итогов и результатов исследования и их использования в повседневной и профессиональной деятельности.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). Available at: http://base.garant.ru/70291362/
2. Федеральные государственные образовательные стандарты. Available at: http://минобрнауки РФ
3. Гаджиев ГМ. Технология подготовки к проектно-преобразовательной деятельности и ее реализация: дидактический аспект. Махачкала, 1999.
4. Гаджиев ГМ. Проектно-преобразовательная деятельность школьников. Махачкала, 2002.
5. Заир-бек Е.С. Теоретические основы обучения педагогическому проектированию. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 1995.
6. Суртаева Н.И. Проектирование педагогической технологии в профессиональной подготовке учителя. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 1995.
7. Ляхов И.И. Проектная деятельность. Диссертация ... доктора философских наук. Москва, 1996.
References
1. Federal'nyj zakon ot 29 dekabrya 2012 g. «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» (s izmeneniyami i dopolneniyami). Available at: http://base.garant.ru/70291362/
2. Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty. Available at: http://minobrnauki RF
3. Gadzhiev G.M. Tehnologiya podgotovki kproektno-preobrazovatel'noj deyatel'nosti i ee realizaciya: didakticheskij aspekt. Mahachkala, 1999.
4. Gadzhiev G.M. Proektno-preobrazovatel'naya deyatel'nost'shkol'nikov. Mahachkala, 2002.
5. Zair-bek E.S. Teoreticheskie osnovy obucheniya pedagogicheskomu proektirovaniyu. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 1995.
6. Surtaeva N.I. Proektirovaniepedagogicheskoj tehnologii vprofessional'nojpodgotovke uchitelya. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 1995.
7. Lyahov I.I. Proektnaya deyatel'nost'. Dissertaciya ... doktora filosofskih nauk. Moskva, 1996.
Статья поступила в редакцию 01.12.18
УДК 821
Abdusalamov M.M., Cand. of Sciences (Philology), Professor, DGU (Makhachkala, Russia), E-mail: uzlipat066@mail.ru
INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN UNIVERSITIES AND COLLEGES TEACHING AND LEARNING: A TRANSNATIONAL TREND. The subject of this article is a brief analysis of the status and problems of innovative technologies implementation in a group of national universities and colleges across continents on the base of an expert study data. The author of the article attempts to produce a generalized picture of innovative technologies implementation and problems in the universities and colleges of a group of countries on different continents, basing this work on the data obtained through d international expert assessments. The author concludes that purposeful, coherent, scientifically sound and most effective training for the conclusion of a technologization of the international rankings expert group in educational systems respectively in Singapore Finland and Sweden, followed by Australia, Canada and several European countries.
Key words: innovative technologies, educational technologies, post-secondary school education, on-line technologies.
М.М. Абдусаламов, канд. филол. наук, проф. каф. ин. яз. для гуманитарных факультетов, Дагестанский государственный университет,
г. Махачкала, E-mail: uzlipat066@mail.ru
ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УНИВЕРСИТЕТАХ И КОЛЛЕДЖАХ: ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЙ ТРЕНД
Темой настоящей статьи является краткий анализ состояния и проблем внедрения инновационных технологий в университетах и колледжах в ряде стран на базе результатов проведённых в них экспертных обследований. Автор статьи делает попытку на основе данных, содержащихся главным образом в зарубежных источниках, представить читателю обобщенную картину состояния и проблем внедрения инновационных технологий в университетах и колледжах в ряде стран разных континентов. Автор делает вывод о том, что целенаправленная, последовательная, научно обоснованная и наиболее результативная технологизация обучения, по заключению международной экспертной группы, отмечается у образовательных систем соответственно Сингапура, Финляндии и Швеции, вслед за ними идут Австралия, Канада, и ряд европейских стран.
Ключевые слова: инновационные технологии, образовательные технологии, послешкольное образование, онлайн-технологии, смешанные технологии.
В современном мире утверждение о необходимости применения инновационных технологий в системе образования вообще и, в особенности, в по-слешкольном научно-образовательном процессе воспринимается как почти аксиоматическое суждение. Вместе с тем на этом фоне отмечается смутное представление о конкретных достижениях и проблемах в этом вопросе в разрезе континентов и стран не только у широкой общественности, но и у сообщества, вовлеченного в эту деятельность по роду своей деятельности. Между тем, за последние годы опубликованы интересные материалы, в которых представлены конкретные статистические данные и обобщающие выводы о состоянии и перспективах внедрения инновационных технологий в профессиональных образовательных учреждениях в целом ряде стран разных континентов [1 - 5]. В частности, в изданной несколько лет тому назад в Южно-африканской республике Белой Книге о состоянии и перспективах послешкольного образования университеты этой африканской страны настойчиво ориентируют на значительное расширение использования виртуальных образовательных технологий и возможностей технологий смешанного обучения, понимаемого как сочетание традиционных форм аудиторного обучения с элементами электронного обучения. При этом подразумевается широкое использование специальных инновационных технологий, таких как онлайн-технологии, компьютерная графика, аудио и видео, интерактивные элементы и т. п.
На другом континенте - в Австралии взят курс на приём студентов на обучение за пределами университета, ставшее возможным в немалой степени благодаря достигнутому уровню совершенствования инновационных технологий [6]. Примечательно, что, судя по информации, исходящей от Института «Граттан», доля университетских студентов Австралии, обучающихся в настоящее время вне университетских помещений, превышает четверть их общего контингента. Некоторые же университеты обеспечивают студентов возможностями технологий смешанного обучения, а также учебными центрами для поддержки студентов, осваивающих учебные программы в виртуальной форме.
Несколько лет тому назад Группой высокого уровня Комиссии Европейского союза по модернизации высшего образования подготовлен важный документ для правительств, организаций и учреждений, представляющий собой основные направления разработки комплекта стратегий как на национальном, так и на институциональном уровнях для внедрения новых методов обучения по новым технологиям.
Следует отметить, что складываются несколько разных форм организации учебного процесса в вузах на базе новейших инновационных технологий, из которых наиболее распространенной является форма дистанционного обучения с широким применением соответствующих информационных технологий. Путём использования разнообразных технологий типа систем управления процессом овладения знаниями, блогов и виков, моделирования виртуальной реальности осуществляется один из важнейших принципов педагогики - принцип индивидуализации обучения. Непременным условием достижения осмысленного, методически оправданного и результативного использования новых и новейших инновационных технологий при обучении и обретении системных программных знаний признано четкое понимание конкретных целей их использования; взаимосвязей между этими технологиями; способов обучения (обретения знаний); предпочтений студентов при выборе стратегий обучения, таких как технологии смешанного, виртуального, онлайн-технологий обучения.
Характерно, что на фоне резкого возрастания роли, значения и места использования разнообразных инновационных технологий обучения отмечается явный тренд использования государственными чиновниками, и в особенности теми, кто профессионально занимаются образовательной политикой, информационных данных и оценочных выводов в целях постоянного совершенствования уровня и качества использования инновационных технологий в системе высшего образования. В современном языке инновационных технологий сбор и анализ данных с использованием последних рассматриваются как необходимые этапы «принятия решений на основе факти-