Научная статья на тему 'Определение критериев, влияющих на здоровье и качество жизни студенческой молодёжи в процессе профессионального становления'

Определение критериев, влияющих на здоровье и качество жизни студенческой молодёжи в процессе профессионального становления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
238
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / EDUCATIONAL SPACE / КРИТЕРИИ ЗДОРОВЬЯ / HEALTH CRITERIA / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / PROFESSIONAL FORMATION / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЁЖЬ / STUDENT YOUTH / ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / HEALTH SAVING ACTIVITY / БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / PERSONAL SAFETY / СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС / SOCIAL STATUS / ФАКТОРЫ ОБРАЗА ЖИЗНИ / LIFESTYLE FACTORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шуайбова М. О., Минбулатова И. С.

В настоящей статье определены и изучены критерии, влияющие на здоровье и качество жизни студенческой молодёжи. Суть данного исследования выражена в решении задач сохранения здоровья и улучшения качества жизни студенческой молодёжи, как основного носителя мобильности, конкурентоспособности и профессиональной зрелости личности. Разработанная модель здоровьесберегающей деятельности образовательного пространства обладает потенциальными возможностями, использование которых значительно повышает культуру здорового образа жизни, психосоциальный статус обучающихся, способствует формированию ценности здоровья и улучшению качества жизни студенческой молодёжи в совокупности определяющих профессиональное становление личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шуайбова М. О., Минбулатова И. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEFINITION OF CRITERIA AFFECTING HEALTH AND QUALITY OF STUDENTS’ YOUTH LIFE IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL FORMATION

In this article, the authors identify and study the criteria that affect the health and quality of life of students. The basics of the study are expressed in the decision of problems of preservation of health and improvement of the quality of life of student youth as the main carrier mobility, competitiveness, and professional maturity of a person. The developed model of health saving activity of educational space, has the potential, the use of which significantly increases the culture of a healthy lifestyle, psycho-social status of students, contributes to the formation of value of health and improving the quality of life of the students collectively defining professional formation of a personality.

Текст научной работы на тему «Определение критериев, влияющих на здоровье и качество жизни студенческой молодёжи в процессе профессионального становления»

6. Физическая культура студента: учебник. Под редакцией В.И. Ильинича. Москва: Гардарики, 2005. - 448 с.

7. Попов Г.В., Сагоян О.А., Диденко В.В. УШУ. Путь к здоровью и гармонии. Москва: Интерпринт, 1990.

References

1. Oranskij I.V. Vostochnye edinoborstva. Moskva: Sov. sport. 1990.

2. Maslov A.A. UShU: Tradicii duhovnogo i fizicheskogo vospitaniya Kitaya. Moskva: Mol. gvardiya, 1990.

3. UShU: Nachalo puti. Avtor-sostavitel' S.A. Smolyakov. Altajskoe knizhn. izd-vo, 1990.

4. Kashtanov N.A. Vostochnye edinoborstva, kak sredstvo formirovaniya nravstvenno-volevyh kachestv u podrostkov. Cheboksary: Kalem, 2002.

5. Muzrukov G. Ushu prinadlezhit miru. Inform. byulleten'. 1989; Vyp. № 1.

6. Fizicheskaya kul'tura studenta: uchebnik. Pod redakciej V.I. Il'inicha. Moskva: Gardariki, 2005. - 448 s.

7. Popov G.V., Sagoyan O.A., Didenko V.V. UShU. Put'k zdorov'yu igarmonii. Moskva: Interprint, 1990.

Статья поступила в редакцию 27 11.17

УДК 378

Shuaybova M.O., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Health and Safety, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

Minbulatova I.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Health and Safety, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

DEFINITION OF CRITERIA AFFECTING HEALTH AND QUALITY OF STUDENTS' YOUTH LIFE IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL FORMATION. In this article, the authors identify and study the criteria that affect the health and quality of life of students. The basics of the study are expressed in the decision of problems of preservation of health and improvement of the quality of life of student youth as the main carrier mobility, competitiveness, and professional maturity of a person. The developed model of health saving activity of educational space, has the potential, the use of which significantly increases the culture of a healthy lifestyle, psychosocial status of students, contributes to the formation of value of health and improving the quality of life of the students collectively defining professional formation of a personality.

Key words: educational space, health criteria, professional formation, student youth, health saving activity, personal safety, social status, lifestyle factors.

М.О. Шуайбова, канд. наук, доц. каф. безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф, Дагестанского государственного педагогического университета, г. Махачкала, E-mail: [email protected] И.С. Минбулатова, канд. наук, доц. каф. безопасности жизнедеятельности, Дагестанского государственного педагогического университета, г. Махачкала, E-mail: [email protected]

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРИТЕРИЕВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ЗДОРОВЬЕ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ

В настоящей статье определены и изучены критерии, влияющие на здоровье и качество жизни студенческой молодёжи. Суть данного исследования выражена в решении задач сохранения здоровья и улучшения качества жизни студенческой молодёжи, как основного носителя мобильности, конкурентоспособности и профессиональной зрелости личности. Разработанная модель здоровьесберегающей деятельности образовательного пространства обладает потенциальными возможностями, использование которых значительно повышает культуру здорового образа жизни, психосоциальный статус обучающихся, способствует формированию ценности здоровья и улучшению качества жизни студенческой молодёжи в совокупности определяющих профессиональное становление личности.

Ключевые слова: образовательное пространство, критерии здоровья, профессиональное становление, студенческая молодёжь, здоровье сберегающая деятельность, безопасность личности, социальный статус, факторы образа жизни.

Проблемы сохранения здоровья и улучшения качества жизни студенческой молодёжи, как основного носителя мобильности, конкурентоспособности и профессиональной зрелости личности, показателя готовности к полноценной жизнедеятельности приобретает в современных условиях особую актуальность. Это связано с необходимостью корректировки стереотипов поведения, повышение мотивации ведения здорового стиля жизни, для чего рекомендуется переориентировать образовательный процесс на формирование таких качеств, направленных на формирование здорового образа жизни, повышение сопротивляемости организма к болезням, улучшение работоспособности, развитие когнитивных функций, гибкости, выносливости, эмоциональной устойчивости и т.д. [1; 2]

Исходя из этого, под понятием «здоровый образ жизни» подразумевается определенный способ переживания смысла жизни и соответствующие ему формы поведения, способствующие сохранению здоровья, которые должны стать привычными, и закрепиться в виде стереотипов. С этих позиций здоровым образом жизни следует считать систему поведенческих стереотипов, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека [3; 4].

Как известно, установка на здоровье и здоровый образ жизни формируется у личности в результате педагогического

воздействия, поэтому в структуре обеспечения здоровой жизнедеятельности приоритетную позицию занимает педагогический компонент, сущность которого, по мнению И.И. Брехмана, состоит в обучении здоровью с самого раннего возраста. При этом здоровье и образ жизни человека в значительной степени зависят от социальных, экономических условий общества, а также от осознанной мотивации личности, от особенностей его психического состояния, функциональных и морфологических особенностей организма, стиля жизни, носящий персонифицированный характер и определяющий историческими и этнопедагогически-ми традициями и т. д.

В научных исследованиях отечественных ученых рассматриваются вопросы укрепления и сохранения здоровья и формирования здорового образа жизни молодёжи (Н.А. Агаджанян, Н.П. Абаскалова, С.Г. Добротворская, Ю.П. Лисицына, А. В. Сах-но, Н.К Смирнова и др.); выявляется валеологическая грамотность детей по данной тематике (А.В. Белоконь, Г. Василевская, Ю.М. Политова, Ю.И. и др.) [5].

Анализ психолого-педагогической, медико-социальной и другой литературы указывает на то, что программы обучения здоровому образу жизни в здоровье сохраняющей системе образования нуждаются в корректировке с акцентом на выявлении критерий, влияющих на качество жизни и профессиональной де-

ятельности студенческой молодёжи через включение личности в здоровьесберегающую деятельность, где совокупность педагогических действий по овладению знаниями и совершенствованию физических качеств, обеспечивается физкультурно-оздоровительной и просветительско-воспитательной деятельностью, направленной на формирование имиджа здорового образа жизни [1].

Не потеряли своей актуальности взгляды на здоровье и образ жизни и на современном этапе развития общества, высказывание И. Канта о сознательном отношении к себе и к другому в аспекте сохранения и поддержания здоровья как основного принципа жизнедеятельности молодого человека, в котором сформулированы два универсальных желания человека - «долго жить и при этом быть здоровым». При этом автор отмечает, что «наука врачевания становится философией в том случае, если образ жизни определяется только разумом в силу принятого им самим решения властвовать над своими чувствами», а сама философия способна «компенсировать физическую слабость разумным отношением к ценностям жизни» [3].

По нашему мнению, в структуре здорового образа жизни молодых людей, особое место должно уделяться репродуктивному здоровью, поскольку именно юношеский возраст является периодом выработки мировоззрения, убеждений, характера, жизненного самоопределения и выступает наиболее значимым в плане профилактических воздействий, направленных на сохранение функции воспроизводства здорового потомства и является критерием морально-нравственного развития личности.

Следует отметить, что термин «качество жизни» характеризует физическое, психическое и социальное благополучие, совокупность которых составляет здоровье, являющееся интегральным показателем, содержащим функциональные и морфологические показатели (состояние гемодинамики, дыхательной, опорно-двигательной и других систем), психического состояния, работоспособности и социальной вовлеченности и т.д. При этом ведущая роль отводится личности, которая отражает объективные и субъективные показатели качества жизни, где к объективным относят уровень экономики, состояние здравоохранения и образования, практика ведения здорового стиля жизни и

Схема 1

_{_

Задачи: обоснование критериев, влияющих на здоровье и безопасное поведение, обучение правилам технологий здоровья, освоение практической деятельности по

укреплению здоровья и повышению качества жизни.

>

Формы Методы:

Проведение занятий по ФК, ЗОЖ, БЖД; формирование мотивации к ЗОЖ на практических занятиях; занятия по авторским внеурочной деятельности и т.д., спецкурсам. оздоровление инфраструктуры вуза; правильная организация учебного процесса; организация физкультурно-оздоровительной и санитарно-просветительской работы; динамика показателей здоровья обучающихся.

Критерии, влияющие на качество жизни студенческой молодежи

Мониторинг результатов и оценка эффективности экспериментальной работы

Результат: личность готовая к ведению ЗОЖ

Рис 1.Модель здоровьесберегающейдеятельностиобразовательного пространстваДГПУ

Таблица 1

Критерии, влияющие на качество жизни студенческой молодёжи

№ п/п Критерии, влияющие на качество жизни молодёжи в % Контрольная группа Экспериментальная группа

Начало экс. Конец экс. Начало экс. Конец экс.

1. Безопасность личности 10,4 9,7 9,5 10,7

2. Осознание потребности в здоровом образе жизни 12,2 11,3 13,1 15,3

3. Стрессоустойчивость 11,5 8,4 11,6 12,4

4. Наличие жизненной мотивации 8,2 7,3 9,8 10,3

5. Материальное состояние 21,3 23,7 21,0 16,7

6. Социальный статус 15,0 17,1 14,3 16,1

7. Возможность отдыха и досуга 21,4 22,5 20,7 18,5

другие. А субъективные критерии характеризуются в основном психологическим восприятием личностью существующих обстоятельств, умением абстрагироваться и принимать рациональные решения в различных ситуациях.

Таким образом, качество жизни представляет собой интегральное понятие, включающее биомедицинские, психолого-педагогические и социальные аспекты, где базовый фундамент составляют генетические факторы и социальная среда.

Следовательно, на основе анализа психолого-педагогической, социологической, медико-биологической и другой литературы, ориентированной на укрепление здоровья и улучшение качества жизни личности, а также изучения роли здоровьесбере-гающих технологий в процессе профессионального становления нами разработана и реализована модель здоровьесберегающей деятельности образовательного пространства.

При изучении качества жизни и характеристики здоровья целесообразно обращать внимание не столько на негативные стороны, сколько на тенденции, факторы и условия образа жизни, являющиеся позитивными для сохранения и улучшения здоровья.

Сохранение и улучшение здоровья студенческой молодёжи невозможно без анализа факторов и условий образовательного процесса, оказывающих наибольшее влияние на показатели здоровья. Наиболее значимыми в этом плане являются факторы образа жизни, поэтому необходимо способствовать его изменению, что может быть достигнуто, не только изучением теоретических основ здоровья, но и овладением комплексом навыков, умений по оценке состояния здоровья и качества жизни, что в свою очередь позволит обеспечить оптимизацию учебного процесса, предполагающего психолого-педагогическую и медико-биологическую оценку обучения и личностно-ориентированное образование для формирования гуманистических ценностей.

Для определения критериев, влияющих на качество жизни студенческой молодёжи нами был использован опросник качества жизни (версия ВОЗ - Quality of Life Index, Миннесотский опросник качества жизни), где представлены различные аспек-

Библиографический список

ты, влияющие на качество жизни: оценка респондентами своего образа жизни, социального статуса, материального положения, важность ведения здорового образа жизни, доступность образования и медицинской помощи и т. д.

В эксперименте участвовали 108 студентов, обучающихся на первом курсе Дагестанского государственного педагогического университета. С учётом различных аспектов жизнедеятельности нами выделены критерии, характеризующие качество жизни студенческой молодёжи, согласно обработанным анкетам (таблица 1).

В начале исследования наиболее значимые критерии, влияющие на качество жизни, респонденты распределили следующим образом: 21,4% опрошенных указали на важность признака «Возможность отдыха и досуга» в процессе своей повседневной и профессиональной деятельности; «Материальное состояние» занимает второй ранг в таблице критериев, где 21,3% отмечают важную роль материального положения на формирование качественного стиля жизни; всего лишь 12,2% испытуемых осознают потребность в здоровом образе жизни и 10,4% в безопасном поведении (таблица 1).

В конце эксперимента полученные результаты существенно не изменились в контрольной группе, а в экспериментальной группе важность признака «Материальное состояние» снизилась с 21% до 16,7%, что указывает на повышение уровня культуры здоровья и безопасного поведения студентов, при этом критерии «Безопасность личности» и «Осознание потребности в здоровом образе жизни» тоже возросли до 10,7% и 15,3% соответственно.

Таким образом, проведенный нами эксперимент показал, что образовательная среда высшего учебного заведения располагает потенциальными возможностями, использование которых значительно повышает культуру здорового образа жизни, психосоциальный статус обучающихся, способствует формированию ценностей здоровья и качества жизни студенческой молодёжи в совокупности определяющих профессиональное становление личности.

1. Шуайбова М.О. Культура здорового образа жизни студенческой молодёжи и технология ее формирования. Известия педагогического университета. Махачкала: ДГПУ. 2013; 3.

2. Шуайбова М.О. Минбулатова И.С., Магомедов РВ. Игровые методы обучения здоровому и безопасному образу жизни молодёжи. Мир науки, культуры, образования. Горно-Алтайск: РМНКО. 2016; № 3 (58).

3. Инновационные технологии здоровье сохраняющего развития человека: учебно-методическое пособие под общей редакцией академика РАН В.И. Жукова. 2-е изд. доп. и перераб. Москва: Гном и Д, 2008.

4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. Москва: АПК и ПРО, 2002.

5. Добротворская С.Г. Современная молодёжь: образ жизни: Тезисы докладов Республиканской научно-практической конференции. Казань, 2000.

References

1. Shuajbova M.O. Kul'tura zdorovogo obraza zhizni studencheskoj molodezhi i tehnologiya ee formirovaniya. Izvestiya pedagogicheskogo universiteta. Mahachkala: DGPU. 2013; 3.

2. Shuajbova M.O. Minbulatova I.S., Magomedov R.V. Igrovye metody obucheniya zdorovomu i bezopasnomu obrazu zhizni molodezhi. Mir nauki, kul'tuiy, obrazovaniya. Gorno-Altajsk: RMNKO. 2016; № 3 (58).

3. Innovacionnye tehnologii zdorov'e sohranyayuschego razvitiya cheloveka: uchebno-metodicheskoe posobie pod obschej redakciej akademika RAN V.I. Zhukova. 2-e izd. dop. i pererab. Moskva: Gnom i D, 2008.

4. Smirnov N.K. Zdorov'esberegayuschie obrazovatel'nye tehnologii vsovremennojshkole. Moskva: APK i PRO, 2002.

5. Dobrotvorskaya S.G. Sovremennaya molodezh': obraz zhizni: Tezisy dokladov Respublikanskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Kazan', 2000.

Статья поступила в редакцию 27.11.17

УДК 372.8

Shcherbakova О.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia),

E-mail: [email protected]

SCIENTIFIC AND METHODICAL ASPECTS OF THE STUDY AND DEVELOPMENT OF SINGING FOLKLORE OF UKRAINIAN MIGRANTS OF ALTAI (FROM EXPERIENCE WITH A FOLK COLLECTIVE). The article presents a solution of modern socio-cultural and pedagogical tasks of preserving the national cultural heritage of the multi-ethnic Siberian region, the ethno-cultural education of children and youth through the practical development of the song folklore of the Siberians from Ukraine. The work has an analysis of regional ethnographic publications and folklore-expeditionary materials, in which features of the existence of songs of Ukrainian settlers of Altai, methodical approaches to the preservation of traditional songs in folklore performance are considered. Proceeding from the experience of working with the folk group, the methodical aspects of the practical development and translation of the song folklore of the Ukrainian settlers of Altai in the training collective are revealed.

Key words: Ukrainian settlers of Altai, folklore, song, tradition, existence, preservation, development, folklore collective.

О.С. Щербакова, канд. пед. наук, доц. Алтайского государственного института культуры, г. Барнаул,

E-mail: [email protected]

НАУЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ ПЕСЕННОГО ФОЛЬКЛОРА УКРАИНСКИХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ АЛТАЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ФОЛЬКЛОРНЫМ КОЛЛЕКТИВОМ)

Статья посвящена решению современных социально-культурных и педагогических задач сохранения национального культурного наследия многонационального сибирского региона, этнокультурного воспитание детей и молодёжи посредством практического освоения песенного фольклора украинцев-сибиряков. На основе анализа региональных этнографических публикаций и фольклорно-экспедиционных материалов автора рассматриваются особенности бытования песен украинских переселенцев Алтая, методические подходы к сохранению традиционных песен в фольклорном исполнительстве. Исходя из опыта работы с фольклорным коллективом, раскрываются методические аспекты практического освоения и трансляции песенного фольклора украинских переселенцев Алтая в учебном коллективе.

Ключевые слова: украинские переселенцы Алтая, фольклор, песня, традиция, бытование, сохранение, освоение, фольклорный коллектив.

Важность и своевременность заявленной темы обусловлена современными социально-культурными задачами сохранения национального культурного наследия многонационального сибирского региона, а также обеспечения этнической устойчивости социума в условиях межкультурной интеграции народов России. В региональной алтайской фольклористике конца XIX - начала XXI вв. всё более проявляется устойчивый интерес к изучению народных традиций, устного и песенного фольклора украинских переселенцев Алтая. Анализ имеющихся публикаций (исследовательские работы, изданные в период 1981-2013 гг., приведены в библиографическом указателе «История и этнография украинского населения Западной Сибири» составленном Н. С. Грибановой и И.В. Черновой [1]) показал, что довольно полно изучены исторические вопросы переселенческого движения украинского этноса в Алтайский регион, этнографические особенности этнокультурной группы украинцев-сибиряков, развития материальной культуры; календарная, семейная праздничная обрядовость. В то же время, отсутствуют методические работы, раскрывающие пути сохранения, практического освоения и трансляции песенного фольклора украинских переселенцев Алтая, что подчёркивает актуальность заявленной темы. Одна из причин этого - слабая информированность руководителей коллективов о региональной специфике фольклорных традиций украинских переселенцев Алтая, обусловленная недостаточностью фактологического фольклорно-песенного материала, отсутствием теоретико-методических рекомендаций и репертуарных сборников, обеспечивающих процесс освоения фольклора и его трансляции в условиях досуговой деятельности.

В современной социокультурной ситуации сохранение традиционного фольклора украинских переселенцев Алтая зависит от ряда факторов, основными из которых являются:

- научная база исследовательских трудов исторического и фольклорно- этнографического характера;

- проведение регулярных фольклорных экспедиций в сёла и районы компактного проживания украинцев Алтая для детального изучения локальных форм традиционной культуры и песенного фольклора;

- наличие носителей традиционной народной культуры, аутентичных фольклорных групп и сольных исполнителей, сохраняющих песенные традиции украинцев-сибиряков; внимание к ним и поддержка со стороны администрации сёл и культурно-до-суговых учреждений;

- публикации исследовательского фольклорно-этнографи-ческого характера, раскрывающие многообразие бытования локальных вариантов празднично-обрядовых форм и фольклорных образцов;

- организация учебных и самодеятельных фольклорных и народно-хоровых коллективов (детских, молодёжных, взрослых), занимающихся изучением, освоением и трансляцией песенного фольклора украинских переселенцев Алтая;

- наличие теоретико-методических рекомендаций и репертуарных сборников, обеспечивающих процесс освоения фольклора и его трансляции в условиях учебной и досуговой деятельности коллективов;

- тиражирование звучащего фольклорно-песенного материала аутентичных групп и исполнителей, обеспечивающего преемственность и передачу фольклорного творчества;

- активное транслирование песенного фольклора украинских переселенцев Алтая на региональных фестивалях национальных культур и фольклорного творчества, как аутентичными фольклорными группами, так и молодёжными.

Благодаря исследовательским работам историков, лингвистов, этнографов и фольклористов Алтая уже создан научный фундамент, включающий монографии, статьи, учебные пособия и раскрывающий исторические факты переселенческого движения украинцев на Алтай, а также этнографические особенности этногруппы. В них отмечается, что выходцы с Украины начали осваивать сибирские земли в XVII в. в рядах казаков, хотя в то время крестьянская колонизация была по своему этническому характеру русской. Впоследствии потомки этих людей стали русскими, в связи с чем, появление в Сибири собственно украинского населения принято исчислять с конца XIX в. [2]. Начало переселенческого движения в Сибирь и наибольшее количество переселений малороссов на Алтай пришлись на годы Столыпинской аграрной реформы. И.А. Воробьева считает, что освоение кабинетских земель Алтайского округа украинцами активизировалось с начала 80-х гг. XIX века, в этот период украинцы составляли на Алтае не менее четверти всех приезжающих. С середины 80-х гг. XIX в. усилилась тенденция к образованию переселенцами новых поселков, особенно привлекательными для украинцев по природным условиям стали степи Кулунды, напоминающие степи Украины. Основной же поток переселенцев с Украины хлынул на Алтай только в первой половине 90-х гг. XIX в. и не прекращался вплоть до 1914 г. Главную роль в переселении украинцев на земли Алтайского округа играли Чернигов-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.