Научная статья на тему 'Игровые методы обучения здоровому и безопасному образу жизни студенческой молодёжи'

Игровые методы обучения здоровому и безопасному образу жизни студенческой молодёжи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
251
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ / CULTURE OF HEALTH / ОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ / DANGEROUS SITUATION / ГОТОВНОСТЬ К БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ / READY TO SAFE BEHAVIOR / ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / EXTREME SITUATION / ПРОЕКТИРОВАНИЕ СРЕДЫ / ENVIRONMENT DESIGN / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЁЖЬ / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шуайбова М. О., Минбулатова И. С., Магомедов Р. В.

В настоящей статье представлен анализ формирования культуры здорового и безопасного образа жизни студенческой молодёжи с помощью игровых методов обучения. Суть данного исследования выражена в решении задач сохранения, здоровья молодёжи, приобретения необходимых навыков поведения в экстремальных ситуациях за счет использования современных информационных технологий, и других игровых методов обучения, что в значительной мере улучшит подготовку молодёжи к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций. Дана характеристика игровым методам обучения, где основополагающим моментом является воспроизведение студентами воображаемой ситуации и своих предполагаемых действий, направленных на сохранение здоровья, предвидения различных угроз, умения избегать опасности и действовать рационально в экстремальной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шуайбова М. О., Минбулатова И. С., Магомедов Р. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GAME METHODS OF TEACHING HEALTH AND SAFETY LIFESTYLES TO STUDENTS

In the article the researchers present an analysis of formation of culture of healthy and safe lifestyle among students with the help of game methods in training. The basics of the study is expressed in solving problems of preservation of health of young people, acquiring the necessary skills of behavior in extreme situations through the use of modern information technologies, and other teaching methods that greatly improve training of young people for action in emergency situations. The characteristics of game-based teaching methods, where it is essential when students play imaginary situations and their alleged actions are aimed at preservation of health, anticipate various threats, an ability to avoid danger and to act rationally in an emergency situation.

Текст научной работы на тему «Игровые методы обучения здоровому и безопасному образу жизни студенческой молодёжи»

Учитель осуществляет руководство и управление воспитанием и развитием младших школьников в процессе обучения, формированием всей совокупности его личностных образований. В задачи учителя входит стимулирование повышенного уровня заинтересованности младших школьников в учебной деятельности, т. е. выполнение функции мотиватора.

Управление учителем формированием познавательного интереса младших школьников заключается в правильном стимулировании самостоятельных действий учащегося. Здесь имеется в виду не только методически грамотно выстроенный учителем воспитательно-образовательнвй процесс, направленный на формирование познавательного интереса школьников, а меры моральной поддержки учащихся, проявивших познавательную самостоятельность и активность на уроке, при выполнении домашнего задания и т. д. причем, о мерах поддержки (похвала, высокаяоценка и т. д.) в отношении учеников, самостоятельно справившихся с познавательным затруднениям.

Учитель «заражает» младших школьников желанием учиться, знаниями, требующими самостоятельной подготовки сообщения по тому или иному вопросу. Учитель заинтересовывает ученика проблемными и творческими заданиями, выполнением индивидуальных заданий и последующим выступлением перед группой или классом, что накладывает большую ответственность на учащегося и требует от него интенсивной и качественной самостоятельной подготовки.

Дифференциация домашних заданий, а главное оптимальный его объем, так как большой объем домашнего задания не дает возможности оторваться от учебника или конспекта, способствует познавательной активности младшего школьника. Различного вида домашнее задание, требующее самостоятельное решение познавательных задач, стимулирует активность и самостоятельность школьников в учении. Домашнее задание может быть дифференцированным, пролонгированным, творческим и т. д. Тогда исчезнет проблема перегрузки учащихся по объему заданий на дом.

Управляя процессом формирования познавательного интереса школьников учитель выбирает по отношению к учащимся гуманистический подход, предполагающий самоопределение,

Библиографический список

самоорганизацию, личностное творчество, свободу, выбор, альтернативность, взаимодействие, педагогическую поддержку самостроительства личности.

Именно в возможностях преодоления учителем ригидности мышления посредством сотворчества с учениками обучение создает благоприятный психологический климат.

Для учебного процесса в целом важно не только сформировать познавательный интерес младших школьников, но и удержать его, а в идеале развить до наивысшего уровня, теоретического интереса.

У учащихся одного и того же класса познавательный интерес может иметь разный уровень своего развития и различный характер проявлений, обусловленных различным опытом, особыми путями индивидуального развития.

При правильной организации их взаимодействия происходит интеграция их деятельностей, направленная на достижение общей цели. В разрабатываемой теоретической модели предполагается, что учитель управляет таким способом познавательной деятельностью ученика, что тот работает в режиме творческого поиска. В такой режим младший школьник входит в случае сильной заинтересованности содержанием материала или результатом своей учебной деятельности.

Факторами, укрепляющими связи повышающими тесноту взаимодействия компонентов «учитель» и «ученик», направленных на формирование познавательного интереса, явля-ются:правильно выбранный стиль и тон общения с учеником; осуществление индивидуального подхода на уроках;умение заинтересовать ученика, показать значимость и важность изучаемого материала;доходчиво объяснять материал;устанав-ливать обратную связь с учащимися, оценивать результаты проверочных и самостоятельных работ и делать правильные выводы.

Со стороны ученика по отношению к учителю такими факторами являются:доверие и уважение к учителю; установление учебного контакта сним;положительное отношение к учебе вообще и к изучаемому предмету в частности;типологические особенности младшего школьника, соответствующие стилю и темпу деятельности учителя.

1. Об образовании. Изменения в стандарте начальной школы. Закон РФ. Приказ № 2357 от 22 сентября 2011 года в формате pdf [3973К61]

2. Горчинская A.A. Развитие познавательного интереса младших школьников в учебной деятельности. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Челябинск, 1999.

3. Дмитриева И.М. Формирование познавательного интереса у младших школьников в структуре общей способности к учению. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Нижний Новгород, 2003.

4. Запорожченко Л.И. Развитие познавательной активности младшего. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Тамбов, 2005.

5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. Под редакцией А.Г. Асмолова. Москва: Просвещение, 2008.

6. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования. Педагогика. 1997; 4: 11 - 17.

References

1. Ob obrazovanii. Izmeneniya v standarte nachal'noj shkoly. Zakon RF. Prikaz № 2357 ot 22 sentyabrya 2011 goda v formate pdf [3973K61]

2. Gorchinskaya A.A. Razvitie poznavatel'nogo interesa mladshih shkol'nikov v uchebnoj deyatel'nosti. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Chelyabinsk, 1999.

3. Dmitrieva I.M. Formirovanie poznavatel'nogo interesa u mladshih shkol'nikov v strukture obschej sposobnosti k ucheniyu. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Nizhnij Novgorod, 2003.

4. Zaporozhchenko L.I. Razvitie poznavatel'noj aktivnosti mladshego. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tambov, 2005.

5. Kak proektirovat' universal'nye uchebnye dejstviya v nachal'noj shkole: ot dejstviya k mysli: posobie dlya uchitelya. Pod redakciej A.G. Asmolova. Moskva: Prosveschenie, 2008.

6. Bondarevskaya E.V. Gumanisticheskaya paradigma lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya. Pedagogika. 1997; 4: 11 - 17.

Статья поступила в редакцию 06.06.16

УДК 378

Shuaybova M.O., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Health and Safety, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

Minbulatova I.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Health and Safety, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

Magomedov R.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Health and Safety, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

GAME METHODS OF TEACHING HEALTH AND SAFETY LIFESTYLES TO STUDENTS. In the article the researchers present an analysis of formation of culture of healthy and safe lifestyle among students with the help of game methods in training. The basics of the study is expressed in solving problems of preservation of health of young people, acquiring the necessary skills of behavior in

extreme situations through the use of modern information technologies, and other teaching methods that greatly improve training of young people for action in emergency situations. The characteristics of game-based teaching methods, where it is essential when students play imaginary situations and their alleged actions are aimed at preservation of health, anticipate various threats, an ability to avoid danger and to act rationally in an emergency situation.

Key words: culture of health, dangerous situation, ready to safe behavior, extreme situation, environment design, students.

М.О. Шуайбова, канд. пед. наук, доц. каф. безопасности жизнедеятельности, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]

И.С. Минбулатова, канд. пед. наук, доц., каф. безопасности жизнедеятельности, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала. E-mail: [email protected]

Р.В. Магомедов, канд. пед. наук, доц. каф. безопасности жизнедеятельности, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала. E-mail: [email protected]

игровые методы обучения здоровому и безопасному образу жизни студенческой молодёжи

В настоящей статье представлен анализ формирования культуры здорового и безопасного образа жизни студенческой молодёжи с помощью игровых методов обучения. Суть данного исследования выражена в решении задач сохранения, здоровья молодёжи, приобретения необходимых навыков поведения в экстремальных ситуациях за счет использования современных информационных технологий, и других игровых методов обучения, что в значительной мере улучшит подготовку молодёжи к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций. Дана характеристика игровым методам обучения, где основополагающим моментом является воспроизведение студентами воображаемой ситуации и своих предполагаемых действий, направленных на сохранение здоровья, предвидения различных угроз, умения избегать опасности и действовать рационально в экстремальной ситуации.

Ключевые слова: культура здоровья, опасные ситуации, готовность к безопасному поведению, экстремальная ситуация, проектирование среды, студенческая молодёжь.

В условиях изменившейся социально-экономической ситуации в нашей стране, увеличения числа опасностей различного характера, сохранение здоровья личности и обеспечение безопасности жизнедеятельности во всех её проявлениях становятся важными факторами выживания и устойчивого развития человеческого сообщества. При этом обеспечение безопасных и здоровых условий жизни и обучения становится также одним из важных критериев эффективности деятельности образовательного учреждения. Это обусловлено многочисленными фактами опасных происшествий в образовательном учреждении, в том числе социального происхождения: проявление национализма, религиозный экстремизм, террористические проявления, расовая нетерпимость, личностные конфликты, криминальные опасности, аддиктивное поведение и т. д., которые в свою очередь препятствуют оптимальной жизнедеятельности личности в социуме.

Поскольку развитие молодёжи неразрывно связано с условиями обучения и воспитания, то повышается ответственность системы образования за укрепление здоровья и приобщение обучающихся к ценностям здорового и безопасного образа жизни, которые в свою очередь требуют совершенствования среды профессионального образования, поиска эффективных форм организации, инновационных методов обучения культуре здоровья и безопасности жизнедеятельности студенческой молодёжи, поскольку существующая система безопасности неадекватна имеющимся угрозам различного характера и не гарантирует безопасной жизнедеятельности.

Таким образом, системе образования необходимо переориентировать учебно-воспитательный процесс на формирование культуры безопасного поведения молодёжи, где наряду с сохранением и укреплением здоровья важно привить чувство осторожности, предвидения различных угроз, умения избегать опасности, адекватно действовать в экстремальной ситуации и т. д. При этом обеспечение безопасности личности, готовность к рациональному поведению в опасных ситуациях, требует осознания необходимости соблюдения мер предосторожности, знания альтернативных вариантов поведения, эмоциональной устойчивости в критических ситуациях, которые в свою очередь должны стать приоритетными при реализации образовательно-оздоровительных программ, ориентированных на формирование позитивного отношения к здоровью, безопасному поведению при несчастных случаях и стихийных бедствиях различного характера.

Анализ многочисленных исследований в образовательной среде показывают неспособность многих студентов адаптироваться в новых социальных условиях, что еще больше усугубляет низкий уровень психического состояния и физического развития студенческой молодёжи и как следствие может отражаться

на результате и качестве принимаемых решений в экстремальных ситуациях.

Следовательно, образовательный процесс в вузе целесообразно ориентировать на раскрытие творческого потенциала личности путем внедрения авторских программ, мультимедийных технологий и моделей и т. д.

С этих позиций игровой метод обучения студенческой молодёжи должен подчиняться потребностям и мотивам формирования культуры здоровья и безопасного поведения. При этом важным моментом игрового обучения студентов является воспроизведение ими воображаемой ситуации и своих предполагаемых действий при преодолении сложившихся экстремальных ситуаций.

Ситуативно-имитационное моделирование в процессе подготовки учителя безопасности жизнедеятельности (ситуативные и ролевые игры, решение практических задач), исследованы в работах Л.И. Шершнева, Л.М. Власова, В.В. Сапронова, Е.С. Фрумкина, О.В. Русака и др., где обосновываются модели формирования соответствующих компетенций, стимулирования познавательной активности студентов и т. д.

Следует отметить, что особенно в неблагоприятном положении в экстремальных ситуациях оказываются дети, которые в силу своего возраста, недостаточной физиологической, психологической и социальной зрелости не владеют знаниями о надвигающейся опасности и навыками сохранения здоровья и жизни.

Как известно, молодые люди испытывают на себе гипнотическую силу компьютерных игр, причудливый сюжет которых, масса условностей не препятствуют человеку часами жить в этом искусственном мире, при этом стоит изменить сюжет, и перед «игроком» окажется разрушенный район его проживания, где источником опасности будет соседний химический завод, нефтебаза или ядерный реактор. Следовательно, чтобы выжить и победить в такой игре, необходимо ознакомиться с её правилами, которыми станут эксплуатационные инструкции и инструкции по технике безопасности, формулы и программы для расчёта зон поражения и потерь людей, правила пользования спасательными инструментами, знание мероприятий плана по ликвидации чрезвычайных ситуаций и т. д. Изменяясь в ответ на действия игрока, искусственная среда вырабатывает у обучаемого навыки правильных действий в тех или иных экстремальных ситуациях, оказывает комплексное воздействие на все органы чувств, управляет вниманием обучаемых, погружает сознание личности в моделируемую информационную среду, управляет психическим состоянием обучаемых за счёт создания проблемных ситуаций, возможности неоднократного предъявления одной и той же информации разными способами, моделировании различных

ситуаций, адаптации программы к знаниям и опыту конкретного человека и т. д.

Как отмечают некоторые исследователи (Л.А. Михайлов, А.Т. Смирнов, Л.И. Шершнев и др.), одной из проблем обучения культуре безопасности является подготовка и переподготовка учителей ОБЖ в педагогических вузах. По их мнению, очень часто на уроке ОБЖ деятельность учителя сводится к объяснению, рассказу нового материала и традиционному опросу, в то время как, школа должна дать не только знания по предмету, она должна научить самостоятельной деятельности, умению разрешать быстрые нестандартные ситуации; умению ценить взаимоотношения и общение с другими людьми, что создает условия для развития творческой и здоровой личности.

Таким образом, суть нашего исследования выражена в решении задач сохранения, укрепления и коррекции здоровья молодёжи, формирования морально-нравственных качеств, приобретения необходимых навыков поведения в экстремальных ситуациях за счет использования современных информационных технологий, и других игровых методов обучения, что в значительной мере улучшит подготовку молодёжи к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций.

При разработке научно обоснованного содержания и методики применения игровых методов обучения в процессе обучения студентов, необходимо учитывать личностные качества, уровень психофизической и функциональной готовности, способность к самостоятельному и критическому мышлению, развитие навыков прогностической деятельности и эвристических способностей. При этом последовательное решение учебных задач является для студентов не средством постоянного приобретения знаний, удовлетворяющих познавательные интересы, а средством решения профессиональных задач управленческой деятельности, то есть практических задач. Использование теоретических знаний для решения практических задач позволяет развивать практическое мышление обучающихся и умение нестандартного поведения в экстремальных ситуациях.

Как известно, традиционные методы обучения обеспечивают усвоение прочитанной информации до 10 %, услышанной информации до 20 %, до 50 % услышанной и увиденной информации и значительно больше при интерактивном методе обучения, где создаются проблемные ситуации, в которых обучаемый должен самостоятельно найти наиболее верное решение. Предъявляемая таким образом учебная информация усваивается намного лучше, благодаря активной деятельности обучаемого в моделируемой искусственной среде и комплексному воздействию на органы чувств. Практическое решение данного вопроса должно сократить неоправданные жертвы и потери здоровья, связанные с незнанием и неумением молодёжи и детей обеспечить безопасный образ жизни.

За рубежом компьютерные учебные программы нашли очень широкое применение, в то время как в нашей стране обучающие программы пока не получили достаточного распространения ввиду их высокой стоимости создания и недостаточного распространения компьютерной техники в учебных заведениях как профессиональных, так и общеобразовательных.

В этой связи все большее значение приобретает самостоятельная работа студентов, а также использование компьютерных и информационных технологий. Организация аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы в процессе обучения в вузе, формирование умений учебного труда является основой для послевузовского образования и дальнейшего повышения квалификации. Таким образом, в вузе студенты должны получить знания, умения и навыки по использованию компьютерных и информационных технологий.

Наибольшими возможностями имитации псевдо реальных событий обладают интерактивные технологии, позволяющие создавать и воспроизводить учебный материал, представляющий текст, звуковые эффекты, музыка, рисунки, фотографии, видео ролики, которые уподобляются взаимодействию обучаемого с реальными объектами.

Следовательно, система высшего профессионального обучения должна носить опережающий характер и достаточно гибко реагировать на социальные заказы по формированию стереотипов безопасного образа жизни, сопровождению и укреплению здоровья всех участников образовательной системы.

Таким образом, решение проблемы формирования здорового и безопасного образа жизни студентов мы видим в использовании программ, позволяющих преобразовать эмпирическое мышление в мышление теоретического типа, развивать способ-

ность к осуществлению творческой последовательной деятельности, нахождению новых управленческих решений.

Следует отметить, что основным отличием таких программ от традиционных является выстраивание содержания образования не в соответствии с традиционным учебно-тематическим принципом, а развертыванию знаний согласно логике научного знания, т. е. от дедукции к индукции.

Необходимо создать для обучающегося жизненную среду, наполненную катастрофами и угрозами катастроф, чтобы добиться от него освоения знаний и навыков, необходимых в чрезвычайных ситуациях, где стереотипы его поведения начинают быстро меняться.

Такую среду обучения можно создать, погрузив обучающихся в специфическую информационную среду, создающая эффект присутствия обучаемого (моделирование пространства), где обучаемый, взаимодействуя при помощи несложных манипуляций с искусственной средой, изменяет ее и, в соответствии с заданными правилами действий и изменениями, произошедшими на экране, строит следующий шаг своей деятельности. В качестве примера можно привести эмуляторы для подготовки летчиков, спасателей, медиков и т. д. она будет относительно недорогой, гибкой, адаптирующейся к способностям и навыкам обучаемых [1; 3].

Предлагаемый вариант авторской программы для формирования навыков поведения в экстремальных ситуациях включает в себя: составление планов опасных объектов (пожаро- и взрывоопасных, химических, радиоактивных и т. д.) и объектов повышенной защищенности (ОПЗ) (школы, больницы и т. д.); умение пользоваться средствами защиты; оказание первой помощи при неотложных состояниях; расчёт на компьютере выходных параметров аварии и моделирование различных ситуаций; умение принимать обоснованные решения по защите населения; составление прогнозов возможных вариантов техногенных аварий, террористических актов и других ЧС [2; 3].

Следовательно, проектирование среды формирования готовности к безопасному поведению в экстремальных условиях предполагает на наш взгляд создание условий для саморазвития личности, использование компьютерного практикума, моделирование образовательной системы развития субъекта деятельности и т. д.

С учётом сказанного, проектирование среды на основе соответствующих концепций и теорий, предполагает учёт взаимосвязи обучения, воспитания и развития, целостность педагогического процесса, создания определенных условий, наличия системы практико-ориентированных занятий и дополнительных внеурочных мероприятий, направленных на приобретение соответствующих практических умений и навыков. С этих позиций, в образовательной среде в качестве основополагающего нами выделен компьютерный практикум по решению ситуационных задач.

На практических занятиях по безопасности жизнедеятельности, которые входят в базовую часть основной образовательной программы высшего учебного заведения, важное место занимает идентификация опасностей, обнаружение и установление количественных, временных, пространственных и иных характеристик, планирование мероприятий, направленных на обеспечение безопасности. С учётом того, что разновидностей экстремальных ситуаций множество, нами составлен комплекс заданий, разделённых по уровню сложности на требующие стратегий действий (активное, пассивное, предупреждение опасности, действие по защите; подчинение чьей-то воле и т. д.).

Как известно, в критических ситуациях часто преобладают реакции в виде переживания и беспокойства, связанные с осознанием опасности и переходом в стрессовое состояние, что в последующем приводит к возникновению реакции тревоги, перестройке психических и физических механизмов организма. В такой ситуации особое значение приобретает разумность действий, соотношение активности и пассивности адаптации, степень эмоционального напряжения, что в совокупности увеличивает или снижает психологическую устойчивость, способность к обдуманным действиям. Следовательно, для обеспечения готовности к безопасному поведению в экстремальных ситуациях первостепенное значение имеет адаптация к чрезвычайной ситуации, где личность готова вести себя рационально, формирование культуры безопасного поведения личности, что во многом зависит от готовности обучаемого, степень которого определялась в рамках констатирующего этапа эксперимента через анкетирование, наблюдение, тестирование, беседа и т. д.

Таблица 1

Уровень сформированности компонентов здорового образа жизни студентов и культуры безопасного поведения

в экстремальных ситуациях

№ п/п Компоненты ЗОЖ студентов и культуры безопасного поведения в экстремальных ситуациях в % Контрольная группа Экспериментальная группа

начало экс. конец экс. начало экс. конец экс.

1 Валеологическая культура 22,3 20,1 23,2 25,0

2 Осознание потребности в здоровом образе жизни и безопасном поведении 23,4 25,5 21,6 31,3

3 Стрессоустойчивость 18,5 18,1 19,1 27,2

4 Физическая активность 24,7 25,3 25,3 24,4

5 Овладение умениями и навыками выживания в различных экстремальных ситуациях 11,1 12,2 14,8 21,4

В констатирующем эксперименте по использованию компьютерного практикума при проведении практических занятий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» участвовали студенты первых курсов факультетов дефектологического образования, социальной педагогики и психологии образования, безопасности жизнедеятельности Дагестанского государственного педагогического университета. Всего 62 студента.

На констатирующем этапе эксперимента выявлялось отношение студентов к здоровью и здоровому образу жизни, определялись ценности, исходный уровень готовности к безопасному поведению, исследование факторов, влияющих на эффективность формирования культуры здоровья и безопасного образа жизни.

При выявлении уровня сформированности компонентов культуры здоровья и безопасного поведения в начале эксперимента 57,3 % респондентов имеют некоторое представление, затруднились ответить 25,6 %, и 17,1 % не знают, в чем заключается её смысл. При этом у 60,2 % студентов неоднозначность ответов связана с неопределенностью в компонентах культуры безопасного поведения, а у 39,7 % респондентов преобладает низкое понимание значимости подготовки будущего учителя к данной деятельности.

Апробирование разработанного компьютерного практикума и оценка её эффективности, осуществлялось путём отслеживания динамики формирования компонентов здорового образа жизни и культуры безопасного поведения в экстремальных ситу-

Библиографический список

ациях, для чего студенты распределены на контрольную и экспериментальную группы.

Анализ результатов эксперимента указывает на то, что в начале эксперимента только 23,4 % респондентов осознают значимость здорового образа жизни и безопасного поведения, а к концу исследования необходимость ведения здорового образа жизни и приобретении знаний, умений и навыков безопасного поведения в сложных жизненных ситуациях признают 31,3 %. Также низкий уровень осознания потребности в безопасном поведении наблюдался у 11,1 % опрошенных в начале эксперимента, к концу исследования этот показатель возрос до 21,4 %.

Полученные данные (табл. 1) позволяют сделать вывод о том, что готовность студента к формированию культуры безопасного поведения предопределяется владением технологическими умениями по включению их в процессы принятия решения в экстремальных ситуациях, где у 21,4 % респондентов преобладает высокий уровень готовности к непосредственной защите жизни и здоровья при возникновении опасной ситуации, владении способами защиты и предупреждения непредвиденной (опасной) ситуации и т. д.

Обобщая результаты констатирующего этапа эксперимента, можно сделать вывод о том, что использование компьютерных и информационных технологий совместно с вышеизложенными рекомендациями приведёт к улучшению качества проведения занятий и формированию потребности у студентов в здоровом и безопасном образе жизни.

1. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие для студентов вузов. 2 издание. Л.А. Михайлов и др. Под редакцией Л.А. Михайлова. Санкт-Петербург, 2014.

2. Власова Л.М., Сапронов В.В., Фрумкина Е.С., Шершнев. Безопасность жизнедеятельности. Современный комплекс проблем безопасности: учебно-методическое пособие. Москва, 2009.

3. Человек и катастрофы: проблемы обучения новым технологиям и подготовки населения и специалистов к действиям в чрезвычайных ситуациях: международный симпозиум. Москва: ВНИИ ГО и ЧС, 1999.

References

1. Bezopasnost'zhiznedeyatel'nosti: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov. 2 izdanie. L.A. Mihajlov i dr. Pod redakciej L.A. Mihajlova. Sankt-Peterburg, 2014.

2. Vlasova L.M., Sapronov V.V., Frumkina E.S., Shershnev. Bezopasnost'zhiznedeyatel'nosti. Sovremennyj kompleks problem bezopasnosti: uchebno-metodicheskoe posobie. Moskva, 2009.

3. Chelovek i katastrofy: problemy obucheniya novym tehnologiyam i podgotovki naseleniya i specialistov k dejstviyam v chrezvychajnyh situaciyah: mezhdunarodnyj simpozium. Moskva: VNII GO i ChS, 1999.

Статья поступила в редакцию 01.06.16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.