195-летию со дня рождения акад. И. И. Срезневского, 25-27 мая 2007 года. Рязань, 2007. С. 17-22.
4. Памяти Измаила Ивановича Срезневского [сб. ст.]. Кн.1 Пг: Тип. Имп. Акад.наук, 1916. УП-УШ, 422 с.
5. Мандебура О. Микола Сумцов i проблеми соцюкультурно! щентичностг К. : 1ШЕНД, 2011. 276 с.
6. Гаврилюк Ю. Вченi тдляшани у нацiональних досвiтах // Над Бугом i Нарвою (Bielsk Podlaski). Бэльск, 2001. Число 4. С. 23-26.
7. Сумцов Н. Ф. И. Склабовский как поэт и ученый // Южный край. Х., 1904. 19 января.
8. Грот К. Я. Об Изучении славянства. Судьба славяноведения и желательная постановка его преподавания в университете и средней школе. Изд. 2-еэ М.: КомКнига, 2005. 96 с.
9. Де Пуле М. Ф. К истории украинофильства. Русский вестник. 1881. Т. 152, § 3. С. 210-234.
10. Сумцов Н. Ф. Харьковский период научной деятельности И. И. Срезневского. 1. Пг. 1916. Кн.1. С. 69-93.
11. Ковальчук О. О. Укра1нське джерелознавство доби романтизму: витоки та становления. автореф, дис. д-ра. iст. наук. К., 2011. 30 с.
12. Де Пуле М. Ф. К истории украинофильства. Русский вестник (М.). 1881. Т. 152. С. 210-234.
13. Телескоп - журнал современного просвещения. М., 1831. № 17.
14. Взгляд на памятники украинской народной словесности: Письмо к профессору И. М. Снегиреву. 1834. Ч. 6. № 4. С. 134-150.
15. Пашков В. Идеализм и идеалисты сороковых годов: воспоминания 1882 г. О Харьковском университете 40-х и 60-х годов XIX в. // Харшвський ушверситет Х1Х- початку ХХ ст. у спогадах його професорiв, та вихованщв у 2т. Н. ред. С. И. Посохов. Х. , 2010. Т.1. С. 267-271.
16. Украинская летопись МDCXL - MDCL VII [Летопись, ист. примеч., песни, думы и предания, поясняющие слова летописцев]. Х. : Унив. Тип., 1835. 187 с.
AT THE ORIGINS OF THE KHARKIV SCHOOL OF LOCAL HISTORY:
IZMAIL SREZNEVSKY
© 2014
S.N. Kulish, candidate of historical Sciences, associate Professor
Kharkiv National University named by V. N. Karazin, Kharkiv (Ukraine)
Annotation: The article analyses the Kharkov period of I. I. Sreznevsky's academic and pedagogical activiti, his efforts in the study and publication of Ukrainian folklore and historical sources. Conclusions have been made as his views on romantic Ukrainophilism, certain details of his biography have been specified.
Keywords: Slavis studies, Malorussian (Ukrainian) language, Ukrainian folklore, I. Sreznevsky, Ukrainophilism.
УДК 371.78
АДАПТАЦИЯ К ЭКСТРЕМАЛЬНЫМ СИТУАЦИЯМ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
© 2014
Е.В. Лизунова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры зоологии и анатомии, физиологии,
безопасности жизнедеятельности человека
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)
Аннотация: Данная статья посвящена формированию адаптации к экстремальным ситуациям у младших школьников. Адаптация к экстремальным ситуациям является необходимым условием формирования здоровья и здорового образа жизни у учащихся начальной школы и определяется, прежде всего, практическими умениями и навыками.
Ключевые слова: адаптация, экстремальная ситуация, основы безопасности жизнедеятельности, здоровье, здоровый образ жизни, младшие школьники, опасные ситуации, экстремальные условия.
В настоящее время в России на основе накопленного опыта создается теория безопасности и риска. Человечество осознает угрозу от катастроф и стихийных бедствий. Однако знать закономерности развития катастрофических процессов и предсказывать кризисы недостаточно. Необходимо, чтобы эти меры были поняты людям, востребованы ими. Отсюда вытекает задача 21 века - формирование в России и мире целом культуры безопасности жизнедеятельности. Эту задачу должна решать система образования. В образовании формирование культуры безопасности жизнедеятельности основывается на психологических установках предвидения экстремальных ситуаций и деятельности по выходу из них с наименьшими потерями [1, стр. 3].
Длительный опыт человечества свидетельствует: ни в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности для человека или других живых компонентов природной среды. Любая деятельность потенциально опасна. Какие бы причины не лежали в основе возникновения критических и экстремальных ситуаций, они всегда негативно воздействуют на человека [2, стр. 5].
Практически ежедневно на предприятиях, в школах, на улицах и т.д. возникают критические и экстремальные ситуации, количество, которых растет экспоненциально. Соответственно этому растет число жертв и материальный ущерб в промышленности, на транспорте, в быту, в армии, школах и т.д. Во многом этому способствует 42
недостаточная подготовка человека к соблюдению мер безопасности в окружающей среде, а также отрицательное влияние «человеческого фактора» на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства [3, стр. 3].
Проблема формирования потребностей сохранения безопасности и здоровья школьников в процессе обучения в общеобразовательной школе является актуальной в связи с тенденциями социально-экономического развития общества третьего тысячелетия, связанными с возрастанием опасностей для жизнедеятельности людей.
Анализ причин трагических последствий различных ситуаций показывает, что более чем в 80% случаев причиной гибели людей является «человеческий фактор»: знание и несоблюдение норм и правил поведения, пренебрежение правилами личной гигиены и нормами здорового образа жизни, низкий уровень общей культуры и элементарная безграмотность в области безопасности жизнедеятельности.
Успех выживания во многом зависит от умения действовать в экстремальных условиях, оснащенности средствами на случай аварии, экипировки, психической устойчивости и физической подготовленности [4, стр. 190].
Основным моментом, определяющим успех выживания или гибель, является мотивация, то есть настрой человека на выход из этой ситуации, его желание воз-
вратиться в семью, моральные обязательства перед обществом или окружением, сознанием того, что ему еще многое нужно сделать, и т.п.
Практика показывает, что далеко не все люди, оказавшиеся в экстремальной ситуации, способны к немедленным, энергичным и целесообразным действиям. Большая часть из них, примерно 50-75%, оказывается в состоянии своеобразного ошеломления, оставаясь спокойными, хотя и недостаточно активными. У 12-25% наблюдаются неадекватные реакции. У одних они проявляются в сильном возбуждении, беспорядочных, не соответствующих обстановке действиях, у других в заторможенности, подавленности, глубокой прострации, полном безразличии к происходящему, неспособности к какой-либо деятельности. И только 12-25% людей, сохранив самообладание, быстро оценивают ситуацию, действуют решительно и разумно.
Непереоценимую роль в благоприятном исходе выживания играет воля к жизни. Борьба за жизнь удесятеряет силы человека, выявляет в нем такие физические и психологические резервы, о которых он обычно не подозревает [5, стр.7-9].
Недостаток опыта порождает тревогу, неуверенность в себе, в своей безопасности, что способствует возникновению несчастного случая. С другой стороны, приобретение опыта повышает самоуверенность в себе, что может привести к снижению внимания, пренебрежению правилами безопасности, средствами защиты. Очень часто в сложных и порой самых неожиданных ситуациях нам приходится рассчитывать в первую очередь на самих себя. Каждая из минут в экстремальных обстоятельствах - решающая. И если знать, что надо делать, а чего не делать ни под каким видом, да к тому же не позволять заставать случаю себя врасплох, за эти минуты ситуацию можно разрешить в свою пользу. Такое умение выживать, можно легко назвать «личным иммунитетом безопасности». По некоторым сведениям в России этот иммунитет в несколько раз выше, чем в развитых европейских странах. Экстремальные ситуации слишком разнообразны, и, несмотря на все сведения и рекомендации, решения всякий раз приходится принимать самостоятельно.
Очень важно, не только знать о вариантах поведения в экстремальных ситуациях и способах первой медицинской помощи, но и знать описание этих ситуаций, а так же рекомендации, как тех или иных ситуаций избежать.
Слабая подготовка младших школьников в вопросах безопасного поведения в различных экстремальных ситуациях, несоблюдение ими правил дорожного движения и пожарной безопасности, пренебрежение правилами личной гигиены и нормами здорового образа жизни в большинстве случаев являются причиной несчастных случаев и гибели детей.
К основным проблемам начального образования мы относим: невысокий уровень культуры безопасности жизнедеятельности в обществе, недостаточное внимание к ее формированию в системе начального образования, неразработанностью образовательных технологий и методов обучения для формирования у младших школьников основ культуры безопасности, способности адаптации к экстремальным ситуациям.
Нередки случаи, когда используемая учителем методика обучения является источниками психологического дискомфорта младших школьников, причиной критического уровня тревожности детей, что ведет к снижению адаптивных возможностей организма, а, следовательно, снижению качества здоровья [6].
Анализ научно-методической литературы и диссертационных исследований по психологии, медицине, безопасности жизнедеятельности и педагогике показал, что источником выявленной проблемы в системе начального образования являются противоречия между:
- потребностями младшего школьника в безопасном поведении для себя и окружающих и не-
готовностью организаторов школьного образования, отсутствием разработанных системных педагогических механизмов формирования безопасного поведения детей;
- необходимостью становления готовности младших школьников к безопасному здоровьесберегающему образу жизни и недостаточной разработанностью данного материала в программах начальной школы;
- необходимостью создания условий для становления навыков безопасного поведения младших школьников и недостаточной компетентностью учителей начальных классов в вопросе формирования этих навыков;
- потребностью общества в формировании культуры безопасности жизнедеятельности у младших школьников и отсутствием единого системного процесса, обеспечивающего решение вопросов здоровьесбере-жения и безопасности учащихся.
Объективно возникающие на современном этапе вопросы безопасности касаются всех образовательных областей, каждая из которых отражает определенную сферу жизнедеятельности человека и общества [7-13]. В то же время во взаимосвязи эти вопросы превращаются в главную проблему наступающей постиндустриальной эпохи развития цивилизации.
В ходе эволюции в организме человека сформировались механизмы, обеспечивающие приспособление к различным условиям жизни и стабилизацию активности органов и систем организма в определенных функциональных диапазонах. Возможности организма реагировать на внешние и внутренние возмущающие влияния относительно ограничены, но комбинация различных реакций расширяет возможности организма при взаимодействии с внешней средой.
Анализ изученной нами научной литературы по вопросам адаптации показал, что экстремальность условий жизнедеятельности является сложной функцией личностных факторов данного человека в конкретной жизненной ситуации.
Начальное образование - это особый период в жизни младших школьников. Они не только начинают осваивать учебную деятельность, но и впервые вплотную знакомятся с деятельностью учителя, которая может стать для них новой и привлекательной, а может вызвать отторжение. Учитель играет значительную роль в жизни младших школьников, сила его влияния высока даже по сравнению с родителями. Ученики осваивают деятельность учителя, но в большинстве случаев, находясь в роли ее объектов и подвергаясь ненаправленному воздействию, что не способствует формированию интереса к ней.
Период младшего школьного возраста - один из главных этапов становления здоровья и формирования навыков безопасности, а также физического и психического статуса, на базе которого закладываются основы здорового образа жизни.
При обеспечении безопасности жизнедеятельности младших школьников важное значение имеют профилактика, прогнозирование и ликвидация последствий опасных ситуаций [14, стр. 106].
Экстремальность различных воздействий на человека определяется не только их силой, продолжительностью, но также и новизной, неожиданностью, непривычностью проявления. Это факторы, к которым человек еще не адаптирован, не готов действовать в их условиях. В качестве экстремальных условий жизнедеятельности рассматриваются различные патологические состояния организма, выраженные неблагоприятные функциональные состояния организма, развившиеся в итоге внешних экстремальных воздействий. психологическое восприятие экстремальной ситуации, при развитии экстремальных условий, характеризуется у человека чувством дискомфорта и напряжения.
Организм должен обладать механизмами, обеспе-
чивающими адаптацию к опасным ситуациям, которую можно обозначить как процесс, обеспечивающий сохранение жизни и активной деятельности организма, а также предупреждение заболеваний в опасных, потенциально повреждающих ситуациях, которые не могут быть преодолены путем простых реакций избегания, избавления или путем специфического приспособления к какому-либо физическому, химическому или биологическому фактору.
Адаптация человека - одна из наиболее актуальных медико-биологических проблем, что обусловлено многими факторами. Прежде всего, необходимо выделить многообразные столкновения организма человека с количественными и качественными изменениями окружающей среды. Подобные столкновения у растущего организма происходят чаще, поскольку на протяжении роста и развития человеку приходится пройти ряд этапов социального существования, каждый из которых заключает в себе множество факторов, предъявляющих новые и немалые требования к человеку. Растущему организму приходится в процессе индивидуального развития адаптироваться к существованию в этих новых условиях среды.
Адаптация в широком смысле - это приспособление к окружающим условиям. Адаптация - это процесс формирования механизмов, накопления резервов, установление ранее не существующих связей и т. д.
С.П. Данченко в своей работе «Роль практикума в курсе ОБЖ как составляющей социальной адаптации личности школьника» дает следующие трактовки понятиям «экстремальная ситуация» и «адаптация к экстремальным ситуациям»:
Экстремальная ситуация - это условия жизнедеятельности, вызывающие у человека стрессовое состояние, зависящее от масштабов и тяжести последствий опасных происшествий и природных явлений, аварий, катастроф, стихийных бедствий.
Адаптация к экстремальным ситуациям - это процесс, включающий этапы поиска, выбора и реализации способов деятельности, позволяющих обеспечить выход из неблагоприятных (экстремальных) условий жизнедеятельности с минимальными потерями [15, стр. 8-9].
В экстремальных ситуациях любое действие или любой элементарный психический акт требует преодоление трудностей, большого напряжения и ответственности. Самые простые, первичные функции психики состоят в удовлетворении жизненно важных потребностей. Для реализации самых насущных нужд, люди в экстремальных условиях должны мобилизовать все свои психические ресурсы. Поэтому экстремальные условия предъявляют повышенные требования к адаптации человека к ним. Наиболее экстремальны для человека условия космического полета, глубоководных погружений, путешествий повышенной сложности и экстремальные виды спорта (прыжки с парашютом, горный велосипед, альпинизм и т.д.).
Связь экстремальных условий с угрозой для жизни и есть их наиболее характерная особенность. Чувство опасности в большинстве случаев создает настоящий стресс. В космическом полете или в далеком путешествии элементарные жизненные потребности, например в пище и тепле, могут быть достаточно хорошо обеспечены. Однако у человека, находящегося в таких условиях, ощущения безопасности собственной жизни нет. Всё время он должен быть начеку, не терять бдительности, предпринимать усилия, чтобы выжить, а это значит - испытывать постоянное напряжение [16-19]. То же самое переживают люди, которые принимают участие в военных действиях или находятся в чрезвычайных ситуациях.
Все экстремальные ситуации переживаются человеком достаточно болезненно и по-разному проявляются на поведенческом уровне. Индивидуальные способы
поведения в экстремальных ситуациях многообразны и определяются самой ситуацией и характером человека, который в них попадает. Адаптация человека к экстремальным ситуациям определяется, прежде всего, практическими умениями и навыками. Они являются необходимым условием адаптации человека к экстремальным ситуациям.
Следовательно, в настоящее время слабо исследованы педагогические технологии, обеспечивающие организацию учебно-воспитательного процесса по адаптации учащихся к экстремальным ситуациям на занятиях в начальной школе, а это свидетельствует о том, что современная начальная школа пока еще не готова выполнить одну из задач - обучить младших школьников теоретическим знаниям и практическим умениям и навыкам по выходу из различных экстремальных ситуаций.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Грошева, Л.Н. Социальные страхи и их преодоление у верующих и атеистов. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М., 2004. 209 с.
2. Денисов, В.В., Денисова, И.А., Гутенев, В.В., Монтвила, О.И. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий при чрезвычайных ситуациях: учеб. пособие. М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: «МарТ», 2003. 608 с.
3. Лизунова, Е.В. Десмоэкологический подход к формированию стрессоустойчивости студентов педагогического университета при изучении курса «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях». Дисс. ... канд. пед. наук. Самара, 2006. 256 с.
4. Бусыгин, А.Г., Лизунова, Е.В. Роль тревоги и страха в формировании стресссоустойчивости человека в экстремальных ситуациях. Телескоп. Научный альманах. Выпуск 14-15. Самара, 2006. С. 132-144.
5. Кудряшов, Б. Энциклопедия выживания. Один на один с природой. Краснодар: «Советская Кубань», 1996. 384 с.
6. Волчек, М.Г. Обучение математике младших школьников в условиях здоровьесбережения: Автореф. дис....кан. пед. наук / Новосиб. гос. пед. универ. М., 2006. 22 с.
7. Лизунова Е.В. К вопросу о пожарной безопасности детей старшего дошкольного возраста // Самарский научный вестник. 2013. № 3 (4). С. 55-57.
8. Станкевич П.В., Абрамова С.В., Бояров Е.Н. Преподавание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для студентов на основе модульного подхода // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 3 (14). С. 246-250.
9. Таутиева Л.М. Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 3 (14). С. 253-255.
10. Кришталь А.А. Анализ результатов экспериментальной работы по внедрению технологии проектного обучения в подготовку будущих специалистов пожарной безопасности // Карельский научный журнал. 2013. № 3. С. 14-17.
11. Ошкина А.А. Психологические основы формирования основ здорового образа жизни у дошкольников // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 4 (11). С. 219-222.
12. Осадченко И.И., Коновалова Е.Ю., Сыротюк С.Д. Классификация ситуационных заданий в контексте изучения курса «Основы педагогического мастерства» // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 3 (25). С. 446-450.
13. Кора Н.А. Развитие личностной безопасности студенческой молодежи в вузе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия:
Педагогика, психология. 2013. № 3 (14). С. 115-119.
14. Алексеев, В.С., Мурадова, Е.О., Давыдова, И.С. Безопасность жизнедеятельности в вопросах и ответах: учеб. пособие. - М.: ТК Велби, Проспект, 2006. 208 с.
15. Данченко, С.П. Практикум в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» как условие адаптации учащихся к экстремальным ситуациям. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2004. 18 с.
16. Онищенко Н.В. Чрезвычайная ситуация как экзистенциальная угроза: психологический аспект // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 3 (14). С. 206-
209.
17. Соколова И.А. Факторы возникновения риска конфликтных ситуаций на предприятиях сферы услуг // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2013.№ 2 (28). С. 65-71.
18. Жуйкова М.В. Влияние индивидуально-психологических и личностных качеств на выбор стилей со-владающего поведения // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 71-74.
19. Сагалакова О.А., Труевцев Д.В. Патопсихология социального тревожного расстройства // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 4 (11). С. 260-264.
ADAPTATION TO EXTREME SITUATIONS IN PRIMARY SCHOOL AS A SOCIO-PEDAGOGICAL PROBLEM
© 2014
E.V. Lizunova, candidate of pedagogical sciences, associate professor, of the department of zoology and anatomy, physiology, health and safety of the person
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)
Annotation: This article is devoted to the formation of adaptation to extreme situations in primary school. Adaptation to extreme situations is a necessary condition for the formation of health and healthy lifestyle of children in primary school and determined, first of all, the practical knowledge and skills.
Keywords: adaptation, extreme situation, Principles of Personal and Social Safety, health, healthy lifestyle, younger schoolchildren, dangerous situations, extreme conditions.
УДК 371.212
ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ УЧЕНИКОВ НА УРОКЕ РОДНОГО ЯЗЫКА
© 2014
Л.И. Мамчур, доктор педагогических наук, профессор кафедры «Практического языкознания»
Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины, Умань (Украина)
Аннотация: В статье рассмотрено классификацию средств обучения, обосновано производительность и эффективность разнотипных традиционных и новейших дидактических средств, дающих положительный результат и усиливающих действие дидактических методов в процессе обучения украинскому языку учащихся основной школы с целью формирования их коммуникативной компетентности.
Ключевые слова: классификация средств обучения, традиционные и новейшие средства обучения, формирования коммуникативной компетентности учащихся, урок украинского языка.
Постановка науковог проблеми та ïï значення. Основш завдання сучасно1 мовно1 освгги, зорiентова-m на штелектуальний i творчий розвиток особистосп, формування ïï комушкативно1 компетентности здатнос-п до шновацшно1 дiяльностi та мобшьного сприймання сучасного свпу, повинш визначатися не тшьки отрима-ними знаннями, вмшнями i навичками, а й спроможшс-тю 1х творчого використання, самостшно1 дiяльностi, навчання та самовдосконалення упродовж життя.
У державних вимогах до навчальних досягнень учшв основноï школи робиться акцент на застосуванш загаль-нонавчальних знань, у нашому разi - мовних, мовлен-невих i сощокультурних, вироблення вмшь та навичок у мовленневш практищ з метою розв'язання комушка-тивних завдань, адаптацп школярiв до сощального се-редовища. Головним у навчально-виховному процеа на урощ рiдноï' (украшсько].') мови стае переорiентацiя з пасивних форм навчально'' дiяльностi на активну творчу працю з використанням ефективних засобiв навчання.
Анализ остантх дослгджень з проблеми. У тео-ри i практищ навчання мови питанню вщбору опти-мальних засобiв навчання придшяли увагу О. Бмев, I. Бiм, М. Вашуленко, О. Горошина, I. Кочан, Ю. Пасов, М. Пентилюк, О. Текучов, Т. Симоненко, В. Сухомлинський та ш. Вченими бшьшою мiрою характеризуются матерiальнi засоби навчання: подручники, поабники, збiрники вправ, текстiв, словники, техшчш засоби навчання, за допомогою яких реалiзуються цiлi навчання, i яш визначаемо як головнi у формуванш ко-мунiкативноï компетентностi учнiв. Ми виходимо з того, що засоби навчання мови - це сукупшсть необхщних
матерiальних, предметних, звукових, образних i словес-них реальностей та уособлень, щей та певних дш, що е обов'язковою умовою реал1зацп поставлено! особистю-но орiентовоноi мети у навчально-виховному процесс
Формулювання мети та завдань статтi - розгляну-ти класифжацп засобiв навчання, обгрунтувати продук-тивнiсть та ефективнiсть рiзнотипних засобiв навчання як допомiжних функцш для активiзацii' тзнавально-творчо! дiяльностi учнiв на уроцi рiдноi (украшсько!) мови в основнш школi, формування !хньо! комушкатив-но! компетентностi.
Виклад основного матерiалу й обтрунтування одер-жаних результатiв досл1дження. Огляд педагопчно! i методично! лiтератури з дослвджувано! проблеми дае пiдстави стверджувати, що в дидактищ i в методищ навчання укра!нсько! мови чггкого визначення термiна засоби навчання немае, вчеш подають !х згрупований по-д!л, певну класифiкацiю, перелш, в окремих джерелах пропонують методику !х використання.
Так, педагопчний словник визначае, що «засоби навчання - це предмети, що викликають сенсомоторнi сти-мули (впливають на зiр, слух, дотик тощо) i полегшують учням пiзнання дшсностг Це можуть бути як предмети реально! дшсносл, так i !х модельнi, образнi, словеснi чи символiчнi замiнники» [1, с. 124]. Енциклопедгя освi-ти трактуе засоби навчання як «будь-яш засоби, прила-ди, обладнання та устаткування, що використовуються для передачi iнформацii у процеа навчання» [2, с. 313]. В. Чайка розумiе засоби навчання як «матерiально-тех-шчш засоби, що виконують специфiчнi допомiжнi функ-цii в навчальному процесi, що активiзують тзнавальну