профессиональной мобильности и постепенного перехода к модели образования в течение всей жизни [5]. Предложенные преподавателем каналы получения визуальной информации могут успешно развивать визуальную эрудированность специалиста и
Библиографический список
после завершения обучения в вузе, таким образом, эти навыки способствуют вхождению в информационное поле профессии и являются инструментами дальнейшего профессионального развития.
1. Полюдова Е.Н. Визуальная культура и современное художественное образование. Педагогика искусства. 2012; 3; Available at:http:// www.art-education.ru/electronic-journal/vizualnaya-kultura-i-sovremennoe-hudozhestvennoe-obrazovanie
2. Салмин Л.Ю. Визуальные коммуникации. Новая реальность Архитектон: известия вузов. 2016; 4 (56). Available at:http: archvuz. ru/2016_4/5
3. Mitchell W.J.T. Picture Theory. Essays on Verbal and Visual Representation. Chicago, London: The University of Chicago Press, 1994.
4. Степанская Т.М., Нехвядович Л.И., Усанова А.Л. Гуманитарное знание - основа университетского образования: монография. Барнаул: Издательство АлтГУ, 2015.
5. Шелюгина О.А. Формирование профессиональной мобильности студентов электронными средствами обучения. Культурное наследие Сибири. Барнаул. 2016; Вып. 20 (2).
References
1. Polyudova E.N. Vizual'naya kul'tura i sovremennoe hudozhestvennoe obrazovanie. Pedagogika iskusstva. 2012; 3; Available at:http://www. art-education.ru/electronic-journal/vizualnaya-kultura-i-sovremennoe-hudozhestvennoe-obrazovanie
2. Salmin L.Yu. Vizual'nye kommunikacii. Novaya real'nost' Arhitekton: izvestiya vuzov. 2016; 4 (56). Available at:http: archvuz.ru/2016_4/5
3. Mitchell W.J.T. Picture Theory. Essays on Verbal and Visual Representation. Chicago, London: The University of Chicago Press, 1994.
4. Stepanskaya T.M., Nehvyadovich L.I., Usanova A.L. Gumanitarnoe znanie - osnova universitetskogo obrazovaniya: monografiya. Barnaul: Izdatel'stvo AltGU, 2015.
5. Shelyugina O.A. Formirovanie professional'noj mobil'nosti studentov 'elektronnymi sredstvami obucheniya. Kul'turnoe nasledie Sibiri. Barnaul. 2016; Vyp. 20 (2).
Статья поступила в редакцию 04.12.17
УДК 796.8
Shikhshabekov Sh.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Physical Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Gadzhimuradova R.T., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Natural Education, Dagestan Institute of Education Development (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Magomedova M.M., senior teacher, Department of Physical Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
EASTERN KINDS OF WRESTLING AND WUSHU GYMNASTICS IN FORMING HARMONIOUSLY DEVELOPED PERSONALITY OF FUTURE TEACHERS OF PHYSICAL EDUCATION. The article is dedicated to a study of effectiveness of using elements of oriental martial arts and wushu gymnastics in the formation of a harmoniously developed personality, which are part of the arsenal of physical exercises, psychophysical methods of training and moral and volitional qualities that arouse high interest among specialists. The author substantiates an idea that eastern martial arts are an integral part of the system of physical education of students, where physical education lessons include gymnastics, track and field athletics, dancing, swimming and judo wrestling. The characteristic features of breathing exercises and exercises for muscle relaxation are singled out and described, which are integral parts of the impact on the consciousness of the person, which are performed by those who are engaged in a higher level of moral perfection.
Key words: eastern martial arts, martial arts, physical education, moral principles, harmonic improvement, physical education teacher.
Ш.Ю. Шихшабеков, канд. пед. наук, проф. каф. физического воспитания, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
Р.Т. Гаджимурадова, канд. пед. наук, ст. преп. каф. естественного образования, Дагестанский институт развития образования, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
М.М. Магомедова ст. преп. каф. физического воспитания, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала. E-mail: [email protected]
ВОСТОЧНЫЕ ЕДИНОБОРСТВА И ГИМНАСТИКА УШУ В ФОРМИРОВАНИИ ГАРМОНИЧЕСКИ РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ БУДУШЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Статья посвящена эффективности использования элементов восточных единоборств и гимнастики ушу в формировании гармонически развитой личности, которые входят в арсенал физических упражнений, психофизических методов тренировок и морально-волевых качеств, вызывающих высокий интерес у специалистов. Обосновывается идея о том, что... восточная единоборства входит составной частью в систему физического воспитания учащихся, где уроки физического воспитания включают занятия гимнастикой, легкой атлетикой, танцами, плаванием и борьбой дзюдо.
Выделяются и описываются характерные особенности дыхательных упражнений и упражнений на расслабление мышц, которые являются неотъемлемыми составными частями воздействия на сознание человека, выполняемые которых подводят занимающихся к более высокому уровню нравственного совершенствования.
Ключевые слова: восточные единоборства, боевые искусства, физическое воспитание, нравственные принципы, гармоническое совершенствование, учитель физической культуры.
Восточные системы физического воспитания, такие, как дзюдо, каратэ, тхэквондо, айкидо и ушу, благотворно влияют на физическое здоровье человека, его психику и выработку нравственных принципов.
В современной научной и научно-популярной литературе говорится об использовании ряда восточных систем физического
воспитания в физическом развитии детей и подростков. Так, дзюдо входит составной частью в систему физического воспитания учащихся Японии, где уроки физического воспитания включают занятия гимнастикой, легкой атлетикой, танцами, плаванием и борьбой дзюдо. При этом специалисты отмечают, что занятия дзюдо вырабатывают дисциплинированность учащихся, учат
взаимоуважению, воспитывают чувство справедливости, а также способствуют становлению духа и взаимного доверия. Особые требования к соблюдению этики борьбы дзюдо воспитывают выдержку, волю и все основные двигательные качества учащихся. Следует отметить использование дыхательных упражнений и упражнений на расслабление мышц, которые являются неотъемлемыми составными частями воздействия на сознание человека. Выполняемые в простейшем виде, упражнения дзюдо подводят занимающихся к более высокому уровню нравственного совершенствования.
Различные виды невооруженного и вооруженного поединка существовали практически у всех народов. Но собрать разрозненные приемы в стройную систему с четкой классификацией, принципами и методами, подвести под нее философскую и морально-этическую базу, сделать ее способом не только физического, но и нравственного, психологического совершенствования человека смогли только на Востоке [1].
Боевые искусства на Востоке, являясь частью воспитательного кодекса и образа жизни, служат развитию и становлению гармонически развитой личности. Именно там рукопашный бой превращен в искусство, требующее не слепого повторения давно установленных канонов, а осмысления, проникновения в каждое движение, что развивает у человека самые разные, порой абсолютно неожиданные способности и дает ему возможность полнее раскрыться, глубже познавать себя и окружающих, самореализоваться в любой области.
Другая очень сильная сторона восточных систем - это стремление к осознанию связи «внешнего» с «внутренним», иными словами, к осмыслению упражнения, пониманию того, что телодвижения являются видимым отражением процессов, происходящих во всем организме. Подчеркивается роль мышления, воли человека в процессе познания самого себя через физические упражнения.
Китайская система ушу в общем виде представляет собой широкий комплекс психофизических методов воспитания личности на основе традиционных философских доктрин, методик ведения боя, врачевания, диетологии, ритмологии и морально-этических принципов. Продуманная система китайских школ ушу обеспечивала поддержание традиции гармонического сочетания духовного и физического [2].
Основное отличие ушу от обычного рукопашного боя или спортивного единоборства заключается в том, что передаются не только конкретные технические приемы, но и, самое главное, духовные основы и моральные принципы. Так, закон боевой морали знаменитого Шаолиньского монастыря - колыбели боевых искусств в Китае - формулировал основную цель занятий ушу как свободу от агрессии, укрепление тела и духа.
Ушу как система ориентирована на проявление и развитие духовно-физического потенциала человека. Громадное значение в становлении УШУ как системы совершенствования личности человека сыграли философские концепции Древнего Китая.
Стили Ушу отличаются большим разнообразием. Основная работа в УШУ - изучение комплексов (ТАО) и начинается со строжайшей самодисциплины и самоконтроля. Искренность в мыслях, абсолютная четкость, доброжелательность к окружающим считались важнейшими принципами при занятиях УШУ. Сложность изучения УШУ заключается именно в постижении этих внутренних принципов, а не в овладении внешними движениями и техническими приемами [3].
Многочисленные стили Ушу подразделяются на внешние и внутренние. Внешние стили делают акцент на мышечную силу и мощь передвижений, блоков (защит) и ударов. Во внутренних стилях УШУ используют в большей степени технику движения и концентрацию внимания при выполнении приемов нападения и защиты, много времени уделяется медитативным тренировкам, формированию умения концентрировать внимание и усилие с громадной силой.
Спортивное направление как внешний стиль УШУ предусматривает выполнение индивидуальных комплексов и групповых упражнений (в парах и втроем). Индивидуальные упражнения, в
Библиографический список
свою очередь, подразделяются на упражнения без предметов и упражнения с предметами. Групповые упражнения выполняются с различными предметами и имитируют схватку двух соперников, или одного спортсмена с двумя соперниками. Комплексы упражнений без предметов подобны вольным упражнениям в спортивной гимнастике. Они содержат ряд трудных элементов [4].
Спортивные виды УШУ могут привлечь занимающихся своей эмоциональностью, развитием ловкости. Они относительно более доступны, чем спортивные виды гимнастики, менее травмоопасны в связи с отсутствием элементов повышенной сложности и риска, не требуют дорогостоящего оборудования и инвентаря.
Вопрос об использовании в практике физкультурного движения нашей страны нетрадиционных упражнений УШУ спортивной направленности, в связи с большим их количеством и различной целевой направленностью, необходимо решать по каждому конкретному виду в отдельности с учетом уровня подготовленности и индивидуальных способностей занимающихся [5].
В опубликованной литературе обоснована эффективность использования различных национальных систем физического воспитания молодёжи. Однако восточные системы физического воспитания и оздоровления (куда входят и различные виды единоборств) относительно узко представлены в отечественной и зарубежной литературе. Вместе с тем известные специалистам данные указывают на то, что средства и методы, используемые в этих системах, чрезвычайно эффективны для всестороннего воспитания человека, в том числе и учащихся общеобразовательной школы.
Чрезвычайно важно, что использование восточных систем единоборств не замыкается лишь на формировании физических качеств занимающихся, а распространяются на психику, нравственность и систему мировоззренческих взглядов. Это достигается комплексным воздействием различных приемов в течение длительного периода подготовки учеников, обучения, освоения и совершенствования полученных знаний и умений.
К числу ярких методических особенностей восточных боевых искусств можно отнести строгую регламентацию движений вплоть до канонизации. В УШУ добиваются особенно точных движений и поз многолетней тренировкой. В связи с этим воспитывается дисциплина, переносимая и в сферу общения учеников и учителей [6]. Следует отметить как особенность сочетание чисто гимнастического метода дозированных воздействий с индивидуализацией нагрузки. Речь идет об индивидуальном темпе выполнения комплексов различной направленности, свободе выбора стиля и создании композиции упражнений.
В ходе своей эволюции Восточные системы единоборств накопили богатый арсенал физических упражнений, психофизических методов тренировки и морально-нравственных кодексов, вызывающих высокий интерес у специалистов. Вместе с тем, многие аспекты единоборств Востока остаются далеко не ясными в методическом плане, в плане трактовки педагогических подходов к воспитанию, развитию и обучению [7].
Краткое перечисление восточных систем физического воспитания человека показывает, что этот громадный пласт человеческой культуры необходимо внедрять в повседневную жизнь современного человека, подверженного различным негативным влияниям экологического, психического и нравственного характера. Особенно важно использовать полученные наработки для детей и подростков с их неокрепшим организмом, не сформировавшейся психикой и нравственностью.
Из вышесказанного можно заключить, что восточные системы физического воспитания являются мощным средством гармонического совершенствования человека. Под данным термином объединены многочисленные направления и стили единоборств. В рамках данного феномена мировой культуры разработаны уникальные приемы воспитания практически всех навыков, позволяющих формировать гармонически развитую личность. Связь с законами природы, уважение к личности окружающих сопутствуют в этих системах умению физически защитить себя и окружающих от негативных воздействий внешней среды.
1. Оранский И.В. Восточные единоборства. Москва: Сов. спорт. 1990.
2. Маслов А.А. УШУ: Традиции духовного и физического воспитания Китая. Москва: Мол. гвардия, 1990.
3. УШУ: Начало пути. Автор-составитель С.А. Смоляков. Алтайское книжн. изд-во, 1990.
4. Каштанов Н.А. Восточные единоборства, как средство формирования нравственно-волевых качеств у подростков. Чебоксары: Калем, 2002.
5. Музруков Г. Ушу принадлежит миру. Информ. бюллетень. 1989; Вып. № 1.
6. Физическая культура студента: учебник. Под редакцией В.И. Ильинича. Москва: Гардарики, 2005. - 448 с.
7. Попов Г.В., Сагоян О.А., Диденко В.В. УШУ. Путь к здоровью и гармонии. Москва: Интерпринт, 1990.
References
1. Oranskij I.V. Vostochnye edinoborstva. Moskva: Sov. sport. 1990.
2. Maslov A.A. UShU: Tradicii duhovnogo i fizicheskogo vospitaniya Kitaya. Moskva: Mol. gvardiya, 1990.
3. UShU: Nachalo puti. Avtor-sostavitel' S.A. Smolyakov. Altajskoe knizhn. izd-vo, 1990.
4. Kashtanov N.A. Vostochnye edinoborstva, kak sredstvo formirovaniya nravstvenno-volevyh kachestv u podrostkov. Cheboksary: Kalem, 2002.
5. Muzrukov G. Ushu prinadlezhit miru. Inform. byulleten'. 1989; Vyp. № 1.
6. Fizicheskaya kul'tura studenta: uchebnik. Pod redakciej V.I. Il'inicha. Moskva: Gardariki, 2005. - 448 s.
7. Popov G.V., Sagoyan O.A., Didenko V.V. UShU. Put'k zdorov'yu igarmonii. Moskva: Interprint, 1990.
Статья поступила в редакцию 27 11.17
УДК 378
Shuaybova M.O., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Health and Safety, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Minbulatova I.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Health and Safety, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
DEFINITION OF CRITERIA AFFECTING HEALTH AND QUALITY OF STUDENTS' YOUTH LIFE IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL FORMATION. In this article, the authors identify and study the criteria that affect the health and quality of life of students. The basics of the study are expressed in the decision of problems of preservation of health and improvement of the quality of life of student youth as the main carrier mobility, competitiveness, and professional maturity of a person. The developed model of health saving activity of educational space, has the potential, the use of which significantly increases the culture of a healthy lifestyle, psychosocial status of students, contributes to the formation of value of health and improving the quality of life of the students collectively defining professional formation of a personality.
Key words: educational space, health criteria, professional formation, student youth, health saving activity, personal safety, social status, lifestyle factors.
М.О. Шуайбова, канд. наук, доц. каф. безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф, Дагестанского государственного педагогического университета, г. Махачкала, E-mail: [email protected] И.С. Минбулатова, канд. наук, доц. каф. безопасности жизнедеятельности, Дагестанского государственного педагогического университета, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРИТЕРИЕВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ЗДОРОВЬЕ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ
В настоящей статье определены и изучены критерии, влияющие на здоровье и качество жизни студенческой молодёжи. Суть данного исследования выражена в решении задач сохранения здоровья и улучшения качества жизни студенческой молодёжи, как основного носителя мобильности, конкурентоспособности и профессиональной зрелости личности. Разработанная модель здоровьесберегающей деятельности образовательного пространства обладает потенциальными возможностями, использование которых значительно повышает культуру здорового образа жизни, психосоциальный статус обучающихся, способствует формированию ценности здоровья и улучшению качества жизни студенческой молодёжи в совокупности определяющих профессиональное становление личности.
Ключевые слова: образовательное пространство, критерии здоровья, профессиональное становление, студенческая молодёжь, здоровье сберегающая деятельность, безопасность личности, социальный статус, факторы образа жизни.
Проблемы сохранения здоровья и улучшения качества жизни студенческой молодёжи, как основного носителя мобильности, конкурентоспособности и профессиональной зрелости личности, показателя готовности к полноценной жизнедеятельности приобретает в современных условиях особую актуальность. Это связано с необходимостью корректировки стереотипов поведения, повышение мотивации ведения здорового стиля жизни, для чего рекомендуется переориентировать образовательный процесс на формирование таких качеств, направленных на формирование здорового образа жизни, повышение сопротивляемости организма к болезням, улучшение работоспособности, развитие когнитивных функций, гибкости, выносливости, эмоциональной устойчивости и т.д. [1; 2]
Исходя из этого, под понятием «здоровый образ жизни» подразумевается определенный способ переживания смысла жизни и соответствующие ему формы поведения, способствующие сохранению здоровья, которые должны стать привычными, и закрепиться в виде стереотипов. С этих позиций здоровым образом жизни следует считать систему поведенческих стереотипов, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека [3; 4].
Как известно, установка на здоровье и здоровый образ жизни формируется у личности в результате педагогического
воздействия, поэтому в структуре обеспечения здоровой жизнедеятельности приоритетную позицию занимает педагогический компонент, сущность которого, по мнению И.И. Брехмана, состоит в обучении здоровью с самого раннего возраста. При этом здоровье и образ жизни человека в значительной степени зависят от социальных, экономических условий общества, а также от осознанной мотивации личности, от особенностей его психического состояния, функциональных и морфологических особенностей организма, стиля жизни, носящий персонифицированный характер и определяющий историческими и этнопедагогически-ми традициями и т. д.
В научных исследованиях отечественных ученых рассматриваются вопросы укрепления и сохранения здоровья и формирования здорового образа жизни молодёжи (Н.А. Агаджанян, Н.П. Абаскалова, С.Г. Добротворская, Ю.П. Лисицына, А. В. Сах-но, Н.К Смирнова и др.); выявляется валеологическая грамотность детей по данной тематике (А.В. Белоконь, Г. Василевская, Ю.М. Политова, Ю.И. и др.) [5].
Анализ психолого-педагогической, медико-социальной и другой литературы указывает на то, что программы обучения здоровому образу жизни в здоровье сохраняющей системе образования нуждаются в корректировке с акцентом на выявлении критерий, влияющих на качество жизни и профессиональной де-