Склонность, устойчивая расположенность к определённой деятельности, стремление ею заниматься, совершенствовать навыки и умения, связанные с данной деятельностью. Возникновение склонности является обычно предпосылкой развития соответствующих способностей [6].
Фактор личной активности проявляется в склонности ученика к деятельности. Основой любой склонности является личное желание ученика, заниматься деятельностью, несмотря на то есть ли у него способность к ней или нет. Также возникновение склонности является непосредственной предпосылкой развития задатков в способности.
Так, именно желание интересующей ученика деятельности даёт самый сильный толчок к раскрытию и развитию задатков и способностей, позволяет получить навык упорного труда над собой в достижении желаемого результата.
В развитии любых задатков существуют определённые методики, но один из способов является частью большого фундамента в системе развития творческих способностей школьника.
Это путь от малого к большему. Научить ребёнка открывать всем известные истины с той целью, чтобы постепенно он перешел к собственным открытиям. В младшем школьном возрасте для ребёнка зачастую впервые появляется помимо игровой, приятной для ребёнка деятельности, трудовая деятельность, по
Библиографический список
получению первых научных знаний. Воображение в младшем школьном возрасте - это одна из важнейших способностей человека. И важно её развивать именно воображение нуждается в активном развитии. Лучше всего усиленно развивать воображение в возрасте с 5 до 15 лет. Но это не означает, что воображению не нужно уделять внимание в возрасте до 5 лет и после 15 лет. При этом известно, что после 15 лет уменьшается способность к воображению. Это означает, что важно не только развить в ребёнке воображение, но и дать понятие о том, как его развивать, приучить к развитию воображения.
Для развития творческих способностей можно использовать различные методики. От мечтаний до придумывания с ребёнком сказок и различных персонажей. Детально продумывая, например, костюмы или местность где происходит действие сказки. Запись собственной сказки в специальную тетрадь или создание серии картин по воображаемой сказке и многие другие способы. Или же если вопрос касается развития способности у ребёнка, например, к истории, в этом случае можно с ребёнком подготовить маленький доклад, например, к классному часу с иллюстрациями любимых ребёнком исторических персонажей. Дать ему возможность пофантазировать на тему того, как мог бы выглядеть любимый исторический персонаж, во что он мог бы быть одет, что он ел и так далее.
1. Педагогика: учебное пособие для студ. высших педагогических учебных заведений. Под редакцией В.А. Сластенина. Москва: Академия, 2002.
2. Неменский Б.М. Педагогика искусства. Москва: Просвещение, 2007.
3. Кузин В.С. Психология. Москва: «Агар» 1997.
4. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества: учебное пособие для вузов. Москва: Академический Проект, 2003.
5. Бояркин М.Ю. Некоторые аспекты формирования индивидуальных ценностей: сборник научных работ аспирантов и студентов ВАГС. Волгоград: ВАГС, 2002; Вып. 4.
6. Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. Москва: НМЦ СПО, 1999.
References
1. Pedagogika: uchebnoe posobie dlya stud. vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Pod redakciej V.A. Slastenina. Moskva: Akademiya, 2002.
2. Nemenskij B.M. Pedagogika iskusstva. Moskva: Prosveschenie, 2007.
3. Kuzin V.S. Psihologiya. Moskva: «Agar» 1997.
4. Ermolaeva-Tomina L.B. Psihologiya hudozhestvennogo tvorchestva: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva: Akademicheskij Proekt, 2003.
5. Boyarkin M.Yu. Nekotorye aspekty formirovaniya individual'nyh cennostej: sbornik nauchnyh rabot aspirantov i studentov VAGS. Volgograd: VAGS, 2002; Vyp. 4.
6. Vishnyakova S.M. Professional'noe obrazovanie. Slovar'. Klyuchevye ponyatiya, terminy, aktual'naya leksika. Moskva: NMC SPO, 1999.
Статья поступила в редакцию 15.08.16
УДК 378
Shihshabekov Sh.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Physical Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Magomedov O.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Sports Pedagogical Disciplines, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Paizulaev M.K., senior teacher, Department of Physical Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
ELEMENTS OF EASTERN FIGHTS AND IN THE SYSTEM OF PHYSICAL EDUCATION OF PUPILS OF GENERAL EDUCATION SCHOOL. The article is dedicated to one of topical problems of theory and practice of physical education - updating contents of education for the subject of "Physical Education": the use of elements of martial arts system of physical education of secondary school students. The authors pay attention to national gymnastics (recreational, sports-related and applied gymnastics), aimed at forming physical education in the educational and pedagogical process of school. The material of the research allows concluding that the use of elements of martial arts at lessons of physical training has a positive effect on formation and development of an individual, fostering equally both physical and moral qualities of students.
Key words: martial arts, system of physical education, wushu gymnastics, physical education, physical activity, lesson of Physical Education.
Ш.Ю. Шихшабеков, канд. пед. наук, проф. каф. физического воспитания, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
О.М. Магомедов, канд. пед. наук, проф. каф. спортивно-педагогических дисциплин, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
М.К. Пайзулаев, ст. преподав. каф. физического воспитания, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
ЭЛЕМЕНТЫ ВОСТОЧНЫХ ЕДИНОБОРСТВ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Статья посвящена одной из актуальных проблем теории и практики физической культуры - обновлению содержания образования по предмету «Физическая культура»: использование элементов восточных единоборств системе физического воспитания учащихся общеобразовательной школы. В статье авторы значительное внимание уделяют отечественной гимнастике (оздоровительной, спортивной и прикладной) направленной на формирование физического воспитания в учебно-педагогическом процессе общеобразовательной школы
Представленный материал позволяет сделать вывод, что использование элементов восточных единоборств на уроках физической культуры оказывает благотворное влияние на формирование и развитие личности, воспитывая в равной мере как физические, так и нравственные качества школьников.
Ключевые слова: восточные единоборства, система физического воспитания, гимнастика ушу, физкультурное образование, двигательная активность, урок физической культуры.
Содержание физкультурного образования должно предусматривать обеспечение учащихся общеобразовательной школы соответствующими знаниями, позволяющими определить действенность любой, в том числе и новой системы двигательной активности, её соответствие целям и задачам отечественной школы физического воспитания.
Особенно перспективным является путь заимствования опыта родственных видов гимнастики. Сравнение содержания и методических подходов, характерных для нетрадиционных видов физических упражнений, позволяет выделить ряд особенностей, учёт которых, как представляется, будет способствовать оживлению урока физической культуры, придаст ему новую эмоциональную окраску [1].
Сложившаяся школа отечественной гимнастики оздоровительной, спортивной и прикладной направленности формировалась под большим влиянием европейских национальных систем: немецкой, сокольской, шведской и некоторых элементов других школ. В меньшей мере это происходило (практически без всякого контакта) под влиянием традиционных восточных систем, таких как китайское ушу [2; 3]. С большим опозданием в нашу страну доходят сведения из-за рубежа о новинках в области методики оздоровительной физической культуры. Между тем, в последние годы в международной практике наблюдается взаимопроникновение достижений этой области. Это является естественным процессом, характерным для прогресса во всех сферах человеческой культуры.
Однако попытки найти сколько-нибудь адекватно адаптированную к условиям учебно-педагогического процесса общеобразовательной школы восточную систему физического воспитания не привели к положительному результату.
Вместе с тем, изучение программ физического воспитания учащихся общеобразовательной школы, публикаций по различным проблемам физического воспитания учащихся показало следующее: структура систем физического воспитания школьников в разных странах мира отличается незначительно, основой всех систем физического воспитания является урочная форма занятий, акцент делается на развитие двигательных качеств и освоение двигательных навыков [4; 5]. Цели физического воспитания в основном направлены на увеличение двигательного потенциала и частично затрагивают воспитание коллективизма, взаимопомощи, смелости. Формированию нравственных качеств внимание практически не уделяется. Практически отсутствуют элементы восточных систем физического воспитания, имеющие оздоровительную направленность.
Основное место в содержании образования по предмету «Физическая культура» составляют такие виды физкультур-но-спортивной деятельности, как гимнастика, лёгкая атлетика, спортивные игры, лыжная подготовка, спортивная борьба, кроссовая подготовка. Последние традиционно вписались в арсенал испытанных средств отечественной физической культуры. Однако ряд причин обусловливает появление новых и нетрадиционных в массовом физкультурном движении видов двигательной активности, в том числе, таких как ритмическая гимнастика, атлетическая гимнастика, спортивная аэробика, стретчинг (гимнастика поз), ушу. Национальные феномены культуры, дошедшие до наших дней в виде различных систем физических упражнений, можно и нужно использовать в современной практике физического воспитания учащихся общеобразовательных школ [6; 7].
Несмотря на многочисленные положительные факторы, которые несут с собой занятия восточными системами физического воспитания и оздоровления, наработанные в этих системах средства физического, психического и нравственного совершенствования не нашли своего достойного отражения в системах физического воспитания учащихся общеобразовательной школы. Публикаций по данной тематике в зарубежной и, особенно, в отечественной литературе крайне мало, что не позволяет говорить о глубокой научной разработке использования восточных систем физического воспитания, применительно к детям (учащимся) школьного возраста.
Одним из эффективных средств для всестороннего совершенствования человека является китайская система ушу, детально разработанная для взрослого населения. Не все упражнения данной системы можно использовать на занятиях физической культурой с детьми школьного возраста. Причины этого кроются в большой технической сложности ряда упражнений, необходимости многолетней специальной тренировки для их освоения и боевой направленности некоторых приемов. Вместе с тем в ушу присутствует большой класс упражнений, доступных для использования детьми разного возраста, обладающие высоким уровнем оздоровительного воздействия, а также большим педагогическим потенциалом.
В литературе отсутствуют упоминания о научно обоснованном подборе упражнений системы ушу для учащихся младшего школьного возраста, а также о методике занятий этим эффективным средством физической культуры. Также отсутствуют упоминания о возможности включения элементов системы ушу в уроки физической культуры учащихся младшего школьного возраста,
Указанные положения, сформулированные в ходе теоретического исследования, позволили обосновать рабочую гипотезу и выдвинуть основную цель исследования. Современная общеобразовательная школа нуждается в специальной, научно разработанной методике использования элементов системы ушу, подготовке обученных кадров, способных методически грамотно проводить такие занятия или уроки физической культуры.
Помимо практической значимости данного исследования, оно представляет значительный теоретический интерес, поскольку использование элементов системы ушу в условиях современной общеобразовательной школы требует фундаментального научного обоснования.
В этой связи нами были разработаны комплексы упражнений, из элементов восточных единоборств и гимнастики ушу с учётом возрастных особенностей школьников. В ходе проведённого исследования в некоторых школах города Махачкалы проводились занятия по физической культуре с использованием элементов восточных единоборств и гимнастики ушу в подготовительных и основных частях уроков физической культуры.
Особенностью применения названных элементов восточных единоборств и гимнастики ушу является то, что они планировались, реализовывались и оценивались учителями физической культуры не только с точки зрения усвоения учащимися учебного материала, определенного в образовательной программе, но и использования их в формировании гармонично развитой личности.
Проведённые исследования показали, что использование элементов восточных единоборств на уроках физической культуры оказывает благотворное влияние на формирование гармонически развитой личности, воспитывая в равной мере как физические, так и нравственные качества школьников.
Библиографический список
1. Смоловский В.М., Ивлиев Б.К. Нетрадиционные виды гимнастики. Москва: Просвещение, 1992.
2. Маслов А.А. Ушу: Традиции духовного и физического воспитания Китая. Москва: Молодая гвардия, 1990.
3. Чернышев М.А. Кто может заниматься ушу? Цигун и спорт. 1992; 2: 14 - 15.
4. Анализ программ школьного физического воспитания в развитых капиталистических странах. Обзорная информация. Составители Бондаревский Е.Я., Жарова Л.Б., Станиславская Е.Г., Якубова М.Е. Москва, 1986.
5. Бондаревский Е.Я., Кадетова А.В. О школьных программах по физической культуре. Физическая культура в школе. 1987; 4.
6. Лях В.И., Найданов Б.Н., Найданова Б.Ц. Учебные программы с углублённым изучением видов спорта как основы приобщения детей и подростков к регулярным занятиям физической культурой и спортом. Пути оптимизации подготовки спортивных резервов в республике Узбекистан: материалы республиканской научной конференции. Ташкент, 1992: 29 - 30.
7. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2002.
References
1. Smolovskij V.M., Ivliev B.K. Netradicionnye vidy gimnastiki. Moskva: Prosveschenie, 1992.
2. Maslov A.A. Ushu: Tradicii duhovnogo i fizicheskogo vospitaniya Kitaya. Moskva: Molodaya gvardiya, 1990.
3. Chernyshev M.A. Kto mozhet zanimat'sya ushu? Cigun i sport. 1992; 2: 14 - 15.
4. Analiz programm shkol'nogo fizicheskogo vospitaniya vrazvityh kapitalisticheskih stranah. Obzornaya informaciya. Sostaviteli Bondarevskij E.Ya., Zharova L.B., Stanislavskaya E.G., Yakubova M.E. Moskva, 1986.
5. Bondarevskij E.Ya., Kadetova A.V. O shkol'nyh programmah po fizicheskoj kul'ture. Fizicheskaya kul'tura vshkole. 1987; 4.
6. Lyah V.l., Najdanov B.N., Najdanova B.C. Uchebnye programmy s uglublennym izucheniem vidov sporta kak osnovy priobscheniya detej i podrostkov k regulyarnym zanyatiyam fizicheskoj kul'turoj i sportom. Puti optimizaciipodgotovki sportivnyh rezervov vrespublike Uzbekistan: materialy respublikanskoj nauchnoj konferencii. Tashkent, 1992: 29 - 30.
7. Zheleznyak Yu.D., Petrov P.K. Osnovy nauchno-metodicheskoj deyatel'nosti v fizicheskoj kul'ture i sporte: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2002.
Статья поступила в редакцию 10.08.16