Научная статья на тему 'Духовное и физическое воспитание студентов педагогического вуза в системе подготовки ушу'

Духовное и физическое воспитание студентов педагогического вуза в системе подготовки ушу Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
STUDENT / SPIRITUAL AND PHYSICAL EDUCATION / PHILOSOPHICAL BASIS / MORAL PRINCIPLES / EXTERNAL AND INTERNAL STYLES AND CATEGORIES OF WUSHU / СТУДЕНТ / ДУХОВНОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ / МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ / ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ СТИЛИ И КАТЕГОРИИ УШУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедов Г.К., Шихшабеков Ш.Ю., Ибрагимова Ш.З.

Статья посвящена использованию китайской системы гимнастики ушу для совершенствования высших способностей человека и духовно-физического воспитания личности. Выделяются и описываются характерные признаки ушу спортивной направленности, системой упражнений гимнастического характера: объединением отдельных элементов в комплексе по типу упражнений без предметов и с предметами; ярко-выраженный эстетической направленностью и стилизацией упражнений; включением в комплексы ряда сложных акробатических элементов; оценкой содержания, трудностью комплекса и качества исполнения в баллах. Автор приходит к выводу, что физическое воспитание студентов педагогического вуза в системе подготовки ушу спортивной направленности с большим их количеством и различной целевой направленностью необходимо решать по каждому конкретному виду в отдельности с учётом уровня подготовленности и индивидуальных способностей занимающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL AND PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS OF THE PEDAGOGICAL UNIVERSITY IN THE SYSTEM OF WUSHU TRAINING

The article studies how the Chinese wushu gymnastics system can be used to improve the higher abilities of a person and spiritual and physical education of an individual. The characteristic signs of a sports-oriented wushu are distinguished and described by a gymnastic exercise system: by combining individual elements in a complex according to the type of exercises without objects and with objects; a pronounced aesthetic orientation and stylization of exercises; the inclusion in the complexes of a number of complex acrobatic elements; assessment of the contents, the complexity of the complex and the quality of performance. The author comes to the conclusion that the physical education of students of a pedagogical university in the system of wushu training of sports orientation with a large number of them and a different target orientation must be solved for each specific type separately, taking into account the level of preparedness and individual abilities of students.

Текст научной работы на тему «Духовное и физическое воспитание студентов педагогического вуза в системе подготовки ушу»

УДК 786.8

Magomedov G.K., senior teacher, Department of Physical Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: Sh-bek55@mail.ru

Shikhshabekov Sh.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Physical Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala,

Russia), E-mail: Sh-bek55@mail.ru

Ibragimova Sh.Z., senior teacher, Department of Physical Educaton, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: Sh-bek55@mail.ru

SPIRITUAL AND PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS OF THE PEDAGOGICAL UNIVERSITY IN THE SYSTEM OF WUSHU TRAINING. The article studies how the Chinese wushu gymnastics system can be used to improve the higher abilities of a person and spiritual and physical education of an individual. The characteristic signs of a sports-oriented wushu are distinguished and described by a gymnastic exercise system: by combining individual elements in a complex according to the type of exercises without objects and with objects; a pronounced aesthetic orientation and stylization of exercises; the inclusion in the complexes of a number of complex acrobatic elements; assessment of the contents, the complexity of the complex and the quality of performance. The author comes to the conclusion that the physical education of students of a pedagogical university in the system of wushu training of sports orientation with a large number of them and a different target orientation must be solved for each specific type separately, taking into account the level of preparedness and individual abilities of students.

Key words: student, spiritual and physical education, philosophical basis, moral principles, external and internal styles and categories of wushu.

Г.К. Магомедов, ст. преп. каф. физического воспитания, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала,

E-mail: Sh-bek55@mail.ru

Ш.Ю. Шихшабеков, канд. пед. наук, проф. каф. физического воспитания, Дагестанский государственный педагогический университет,

г. Махачкала, E-mail: Sh-bek55@mail.ru

Ш.З. Ибрагимова, ст. преп. каф. физического воспитания, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала,

E-mail: Sh-bek55@mail.ru

ДУХОВНОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ УШУ

Статья посвящена использованию китайской системы гимнастики ушу для совершенствования высших способностей человека и духовно-физического воспитания личности. Выделяются и описываются характерные признаки ушу спортивной направленности, системой упражнений гимнастического характера: объединением отдельных элементов в комплексе по типу упражнений без предметов и с предметами; ярко-выраженный эстетической направленностью и стилизацией упражнений; включением в комплексы ряда сложных акробатических элементов; оценкой содержания, трудностью комплекса и качества исполнения в баллах. Автор приходит к выводу, что физическое воспитание студентов педагогического вуза в системе подготовки ушу спортивной направленности с большим их количеством и различной целевой направленностью необходимо решать по каждому конкретному виду в отдельности с учётом уровня подготовленности и индивидуальных способностей занимающихся.

Ключевые слова: студент, духовное и физическое воспитание, философские основы, морально-нравственные принципы, внешние и внутренние стили и категории ушу.

К системам духовного и физического воспитания, направленным преимущественно на духовное здоровье и совершенствование высших способностей личности можно отнести систему УШУ

Китайская система УШУ ориентирована на проявление и развитие духовно-физического потенциала человека. Термин «УШУ» появился уже в средние века, но лишь в нашем веке им обозначают боевые искусства Китая, средства и методы подготовки бойцов. Буквально перевод термина «УШУ» обозначает: «У» -военный, «ШУ» - техника, искусство. Таким образом, УШУ - это система «боевого искусства» [1].

Громадное значение в становлении УШУ как системы совершенствования личности человека сыграли философские концепции Древнего Китая. Согласно восточной традиции существует пять путей к совершенству личности: путь йога, путь монаха, путь мага, путь агни-йога и путь воина. Система УШУ соответствует последнему направлению. В отличие от традиционных систем рукопашного боя или спортивного единоборства в УШУ осваиваются не только технические действия (стойки, передвижения, защиты и удары), но и морально-нравственные принципы, а также духовные категории (самопожертвование, служение на благо окружающим, непричинение вреда и т. п.).

В Китае сформировался даже кодекс боевой морали - «УДЭ». Каждая школа УШУ имела свои законы поведения. Так, закон «боевой морали» знаменитого Шаолиньского монастыря - колыбели боевых искусств Китая - формулировал основную цель занятий УШУ как свободу от агрессии, укрепление тела и духа [2]. Боевая добродетель предписывала сделать все возможное для того чтобы предотвратить боевое столкновение. В этой связи показательно утверждение адептов УШУ о том, что «умеющий драться не вступает в бой».

Философские основы УШУ сложились еще в Древнем Китае и имеют свои особенности, но не всегда совпадающие с мнением специалистов, воспитанных на современных научных теориях. В основе УШУ лежит представление, что космический порядок определяет повседневную жизнь и самое важное в жизни человека - это придерживаться космического порядка [3]. Необходимо избегать волнений, связанных со страхом, ненавистью, радостью, чувством удовлетворения. Основной принцип поведения приверженца идеологии УШУ - спокойствие и умеренность [4].

Система УШУ придает громадное значение дыханию во время занятий и боевых поединков. Дыхание, выполняемое при активном участии диафрагмы и мышц живота, по мнению специалистов, позволяет сконцентрировать большой объем энергии. Концентрация энергии помогает не только увеличивать силу ударов, но и излечивать многие болезни [5].

Стили УШУ отличаются большим разнообразием. Многие из них по манере ведения боя подражают поведению и повадкам некоторых животных, насекомых, птиц. Можно назвать такие стили как стиль обезьяны, богомола, змеи, журавля, тигра и др.

Основная работа в УШУ - изучение комплексов (ТАО). Такие комплексы включают упражнения, имеющие в названии то состояние, которое должен отобразить ученик в своих движениях: например, «свирепый тигр пожирает добычу», «леопард прорывается сквозь лес», «белый аист ищет добычу» и др. Отработка комплексов ТАО рассчитана на многие годы и только в этом случае приносит достаточно прочный успех.

Изучение УШУ начиналось со строжайшей самодисциплины и самоконтроля. Искренность в мыслях, абсолютная честность, доброжелательность к окружающим считались важнейшими принципами при занятиях УШУ [6].

Сложность изучения УШУ заключается именно в постижении этих внутренних принципов, а не в овладении внешними движениями и техническими приемами.

Многочисленные стили УШУ подразделяются на внешние и внутренние. Внешние стили делают акцент на использование физической силы, а внутренние преимущественно используют внутреннюю энергию.

УШУ является традиционным китайским видом спорта. В его содержание включены элементы рукопашного боя, упражнения с предметами для нападения и самообороны. Комплексы упражнений выполняются индивидуально и группами в соответствии с разработанными правилами и содержат удары ногой, удары рукой, броски, захваты, нападения, выпады, рубящие и колющие действия. В переводе с китайского УШУ означает «мастерство воина», «боевое мастерство», «искусство войны».

УШУ как система упражнений возникла из потребности подготовки к труду и ведению военного дела (нападение и защита). Прикладность УШУ сочеталась с философской основой, определившей теорию и методику овладения упражнениями.

В настоящее время разработаны многочисленные стили УШУ, созданные на основе различных подходов. В одних акцент делается на мышечную силу и мощь передвижений, блоков (защит) и ударов. Тренировка в таких направлениях единоборств сводится к преимущественному развитию двигательных качеств и освоению специальных приемов зашиты и нападения. Во внутренних стилях УШУ, использующих в большей степени технику движений и концентрацию внимания при выполнении приемов нападения и защиты, много времени уделяется медитативным тренировкам, формированию умения сконцентрировать внимание и усилие с громадной силой.

Во всех школах УШУ ценится точность движений, их выразительность. Серия быстрых движений на мгновение прерывается паузой с фиксацией определенной позы. Много глубоких выпадов и приседаний. Некоторые переходы сопровождаются громкими выкриками [7].

Нередко УШУ называли «гимнастикой», «китайским боксом», а то и эффективной системой достижения успеха в делах, то есть пытались «подогнать» под привычные понятия. И все же придется согласиться, что УШУ не та надуманная система, что возникает в воображении наших современников под воздействием слухов, популярных книг и кинобоевиков, а сложнейший комплекс методов психофизического тренинга, который веками формировался в Китае, захватывая обширные, порой неведомые области медицины, психологии и парапсихологии, этики и эстетики [8].

Современная классификация УШУ имеет пять категорий:

1. Искусство «кулачного боя» (цуаньшу), включающее разные стили ведения боя и учебные комплексы, выполняемые без применения оружия.

2. Упражнения с оружием включают использование короткого и длинного оружия, парного оружия (например, двух мечей одновременно), гибкого оружия (многозвенных палок, цепей и т. п.).

3. Парные упражнения (дуйлянь) - показательные бои двух или нескольких человек по определенным правилам; парные бои двух невооруженных партнеров; бой двух вооруженных партнеров; бой вооруженного с невооруженным.

4. Групповые показательные упражнения (цзитибяобянь) - выступление шести и более человек с оружием (или без него), иногда под музыку.

5. Боевые поединки (гунфанцзишу) - бой в защитном снаряжении.

Спортивное направление УШУ предусматривает выполнение индивидуальных комплексов и групповых упражнений (в парах, втроем). Индивидуальные упражнения, в свою очередь, подразделяются на упражнения без предметов, упражнения с предметами, например с мечом. Групповые упражнения выполня-

Библиографический список

Изучение современных представлений о компаративистике их анализ даёт понять, что компаративистика как направление научного исследования имеет длительную историю развития. Компаративный, то есть сравнительный анализ,

ются с различными предметами и имитируют схватку двух соперников, или одного спортсмена с двумя соперниками.

УШУ спортивной направленности является системой упражнений гимнастического характера, что определяется следующими признаками:

- объединением отдельных элементов в комплексе по типу упражнений без предметов и с предметами;

- ярко выраженный эстетической направленностью и стилизацией упражнений;

- включением в комплексы ряда сложных акробатических элементов;

- построение занятий по типу гимнастического урока с многократным выполнением движений методом строго дозированного упражнения с целью закрепления и совершенствования двигательных навыков;

- оценкой содержания, трудностью комплекса и качества исполнения в баллах.

Комплексы упражнений без предметов подобны вольным упражнениям спортивной гимнастики. Они содержат ряд трудных элементов. В их число входят такие, как прыжки с разбега со взмахом ногой до горизонтального положения и ударом рукой по стопе. Эти упражнения требуют специального разучивания.

Спортивные виды УШУ могут привлечь занимающихся своей эмоциональностью, развитием ловкости. Они относительно более доступны, чем спортивные виды гимнастики, менее травмопасны в связи с отсутствием элементов повышенной сложности и риска, не требуют дорогостоящего оборудования и инвентаря.

Вопрос об использовании в практике физкультурного движения нашей страны нетрадиционных упражнений УШУ спортивной направленности в связи с большим их количеством и различной целевой направленностью необходимо решать по каждому конкретному виду в отдельности с учетом уровня подготовленности и индивидуальных способностей занимающихся.

12.18

сопровождает развитие науки на всех этапах развития научного знания. В XIX веке применение этого метода высоко оценивали К. Маркс и Ф. Энгельс. Они считали, что науки «достигли больших успехов лишь благодаря сравнению и

1. Маслов А.А. Ушу: Традиции духовного и физического воспитания Китая. Москва: Молодая гвардия, 1990.

2. Шарль Ж. Легендарная история Шаолиня. Каратека. 1977; 2.

3. Мартынов В., Мартынова Е. Философские основы и методологические принципы воинского искусства вин чун. Цигун и спорт. 1992; 5.

4. Мо Вэньдань. Психотренинг (сингун) и физиотренинг (мингун). Цигун и спорт. 1992; 6.

5. Попов ГВ., Сагоян О.А., Диденко В.В. УШУ. Путь к здоровью и гармонии. Москва: Интерпринт, 1990.

6. Долин А.А., Маслов А.А. Истоки ушу. Москва, 1990.

7. ПэньЧунь. Важнейшие требования к положению тела при занятиях УШУ цигун. Цигун и спорт. 1991; 4.

8. Боевые и спортивные единоборства: Справочник. Под общей редакцией А.Е. Тараса. Минск: Харвест, 2003.

References

1. Maslov A.A. Ushu: Tradicii duhovnogo i fizicheskogo vospitaniya Kitaya. Moskva: Molodaya gvardiya, 1990.

2. Sharl' Zh. Legendarnaya istoriya Shaolinya. Karateka. 1977; 2.

3. Martynov V., Martynova E. Filosofskie osnovy i metodologicheskie principy voinskogo iskusstva vin chun. Cigun i sport. 1992; 5.

4. Mo V'en'dan'. Psihotrening (singun) i fiziotrening (mingun). Cigun isport. 1992; 6.

5. Popov G.V., Sagoyan O.A., Didenko V.V. UShU. Put'kzdorov'yu igarmonii. Moskva: Interprint, 1990.

6. Dolin A.A., Maslov A.A. Istokiushu. Moskva, 1990.

7. P'en'Chun'. Vazhnejshie trebovaniya k polozheniyu tela pri zanyatiyah UShU cigun. Cigun i sport. 1991; 4.

8. Boevye isportivnye edinoborstva: Spravochnik. Pod obschej redakciej A.E. Tarasa. Minsk: Harvest, 2003.

Статья поступила в редакцию 18.

УДК 37: 001.8

Maryukhina V.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Tuva State University (Kyzyl, Russia), E-mail: valya-maruhina@mail.ru

THE COMPARATIVE APPROACH IN CONTEMPORARY EDUCATIONAL RESEARCH. The article presents an analysis of modern ideas about comparative studies. The work analyzes the place and role of the method of historical comparison in pedagogy and pedagogical research. The task of the research is to study the problem of development of the comparative method in Russian and foreign science. The problems associated with the difference and similarity between the studied phenomena and processes are presented. The author highlights a possibility of studying the general laws of phenomena, the definition of changes, the establishment of development trends in pedagogical systems in different time periods, as well as in different countries and cultures. Key words: comparative analysis, comparative analysis, principles of comparative analysis.

В.В. Марюхина, канд. пед. наук, доц., Тувинский государственный университет, г. Кызыл, Е-mail: valya-maruhina@mail.ru

КОМПАРАТИВНЫЙ ПОДХОД В СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

В статье представлен анализ современных представлений о компаративистике. Анализ места и роли метода исторического сравнения в педагогике и педагогических исследованиях. Проблема становления и развития компаративного метода в отечественной и зарубежной науке. Представлены проблемы, связанные с различием и сходством между изучаемыми явлениями, процессами. Представлена возможность изучения общих закономерностей явлений, определение происходящих изменений, установление тенденций развития в педагогических системах в разных временных отрезках, а так же в разных странах, культурах.

Ключевые слова: компаративистика, сравнительный анализ, принципы сравнительного анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.